На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление капиталом организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Министерство образования и науки

Российской Федерации

 
      Государственное образовательное учреждение
      высшего профессионального образования
      «Тверской государственный  университет»
      (ГОУВПО  ТвГУ)
      Кафедра национальной экономики
 
 
Курсовая  работа
по дисциплине  «Долгосрочная финансовая политика» 

              
      На  тему:
      «Управление капиталом организации» 
 
 

                 Выполнила: студент

                                    54 группы 5 курса
                                    очной формы обучения
                                    специальности 080105.65
                                    «Финансы и кредит»
                  Костинский Владимир Владимирович
                  Научный руководитель
                  кандидат  экономических наук, доцент
                                    Кузина Светлана Викторовна 
 
 
 

Тверь  2011

 
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
  1.1. Понятие  научной и инновационной деятельности, измерения инноваций, информационной базы, методов статистического анализа и национальной инновационной системы России  6
  1.2. Финансирование  научной и инновационной деятельности, источники финансирования  12
  1.3. Государственное  регулирование и поддержка научной и инновационной деятельности 17
Глава 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ  И ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
  2.1. Анализ  объема, структуры и динамики  расходов на научную и инновационную  деятельность из средств федерального  бюджета 25
  2.2. Анализ  объема, структуры и динамики  расходов на научную и инновационную  деятельность из собственных  средств предприятий  29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ  40 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
       Актуальность  исследования обусловлена тем, что  капитал предприятия представляет собой одно из важнейших понятий финансового менеджмента. Управление капиталом предприятия является одним из наиболее важных звеньев системы финансового менеджмента. Об актуальности этого управления свидетельствует активное развитие в последние десятилетия его теоретического базиса и эффективные формы практического его осуществления. Круг вопросов, решаемых менеджментом капитала, довольно обширен, так как принимаемые управленческие решения в этой области неразрывно связаны со всеми основными видами деятельности предприятия и всеми стадиями его жизненного цикла, начиная с "рождения".
       Как известно, капитал предприятия любой  формы собственности и вида деятельности по источникам формирования подразделяется на собственный и заемный. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, увеличению рентабельности собственных средств. Многообразие заемных средств дает возможность использования их в различных ситуациях.  Всегда есть группа ссудодателей, которые готовы предоставить капитал подходящему заявителю на согласованный срок и с согласованной прибылью обычно в обмен на какую-то форму обеспечения или гарантии. Формирование оптимальной структуры капитала, т.е. установление наиболее выгодного соотношения между собственными и заемными источниками финансирования является важнейшей задачей финансового менеджмента. В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия – его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность деятельности.
       Цель  курсовой работы заключается в анализе и совершенствовании  управления капиталом предприятия.
       Задачи  курсовой работы:
       1. раскрыть экономическую сущность  и классификацию капитала предприятия;
       2. раскрыть сущность и задачи  управления капиталом;
       3. рассмотреть особенности управления структурой капитала;
       4. провести анализ динамики и  структуры капитала предприятия;
       5. оценить эффективность использования  капитала предприятия;
       5. предложить пути совершенствования  управления капиталом предприятия.
       Объектом  исследования дипломной работы является ООО «Азимут». Предметом исследования выступает капитал предприятия.
       При написании работы был использован  широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как финансовый менеджмент, экономический анализ. Основные методологические аспекты, которые послужили базой для управления, изложены следующими авторами: Балабанов И.Т., Бланк И.А., Ковалев А. М. и др. Данные источники содержат множество аналитических исследований, в данном случае вполне целесообразно их применение.
       Исследование  базируется на методологии финансово-экономического анализа, на системном подходе, на методах статистики, а также на экономико-математических методах. 
 
 
 

Управление  капиталом

      Neal Kissel, John Reynolds 

      Прибыльный рост является ключом к долгосрочному созданию стоимости, и ни один из процессов управления не оказывает большего влияния на прибыльность роста, чем управление капиталом. Однако при той ключевой роли, которую играет управление капиталом, ей редко уделяется подобающее внимание.
      В большинстве компаний распределение капитала происходит во время ежегодного процесса бюджетирования и фокусируется на просьбах финансировать конкретные проекты, а не стратегии. В результате может получиться инвестиционная стратегия, которая не привязана к бизнес стратегии и которая просто не обеспечит хороших результатов.
      Небольшое число управленческих команд смогли добиться постоянного роста стоимости, заменив традиционный подход к управлению на более критичный, лучше информированный и более гибкий процесс управления капиталом, тесно привязывающий стратегию к долгосрочному созданию стоимости.
      Исследование Marakon Associates 2003 года, проведенное среди 800 ведущих корпораций в северной Америке, Европе и Азии, подтвердило, что высшие руководители лучших мировых компаний уже и так знают: что исключительный рост стоимости требует высочайшей прибыльности в краткосрочной и высочайшего роста в долгосрочной перспективе. Важны оба, по отдельности ни одного не достаточно, а свидетельства говорят в пользу того, что часто конфликтующие требования роста и прибыльности можно помирить, но только тогда, когда при принятии решений, касающихся управления капиталом, принимается во внимание потенциал денежного потока всех стратегических альтернатив.
      Согласно  нашему опыту, лучшие компании — это  те, которые обеспечивают высочайший возврат на акционерный капитал (TSR) на протяжении долгого времени и управляют капиталом в интегрированных стратегических и экономических рамках, а также распределяют его согласно четким стандартам и правилам принятия решений.
      Рисунок 1 показывает ту связь, которой нужно  управлять, если вы хотите, чтобы распределение капитала поддерживало стратегию и рост стоимости. Связь 1 достигается через процесс развития стратегии, сфокусированной на стоимости. Связь 2 гарантирует, что хороший капитал не идет вслед за плохим, а Связь 3 обеспечивает реализацию хорошей стратегии. Как этими связями управляют на практике, различается от компании к компании, но очень важно разработать систему, позволяющую управлять этими связями сразу всеми вместе. Здесь может помочь четкое различие между тремя этапами управления капиталом — распределением, одобрением и мониторингом.
      
      Три шага на пути к «правильному» управлению капиталом
      Каждый  процесс управления капиталом включает в себя решения, связанные с распределением и одобрением, и мониторингом (который может привести или не привести к решению перераспределить капитал). Но в традиционном процессе управления капиталом CEO рассматривает целый ряд просьб, касающихся инвестиций в новые проекты, по принципу «первые, кто обратился, те и получают». Затем различия между этапами стираются, поскольку распределение автоматически гарантирует одобрение, а стратегические решения обычно не меняют и не корректируют.
      При хорошем управлении капиталом, распределение предоставляет ресурсы по широким стратегическим вариантам выбора: на каких рынках расти, какое сочетание финансирования использовать, и расти ли органически или посредством поглощений. Это является предварительным назначением капитала, и оно предполагает последующее одобрение только в случае, если точно указываются ресурсы под конкретные проекты, требующиеся для достижения этих вариантов. На этапе одобрения рассматриваются уже конкретные проекты, которые сочетаются с утвержденной стратегией. Эти проекты затем могут получить забронированный или «огороженный» капитал. Одобрение гарантирует, что развиваются только проекты, поддержанные необходимой финансовой и стратегической информацией.
      Разница между распределением и одобрением заключается в различных типах  обсуждения, привлекаемых людях, рассмотренной информации. Гендиректор почти всегда участвует в процессе распределения, но он или она часто делегируют одобрение капитала директору по финансам и главам подразделений, ответственных за реализацию стратегии.
      Мониторинг отслеживает результаты стратегий и проектов и сравнивает их с ожиданиями, сформулированными на этапах распределения и одобрения, чтобы обнаружить отстающих. Процессы управления капиталом, ориентированные лишь на проекты, реально отслеживают примерно лишь 10 процентов инвестируемого капитала — нарастающих «ежегодных» инвестиций. Лучшие компании же отслеживают все инвестиции, поддерживающие стратегию, и всегда готовы перераспределить капитал, если становится похоже, что стратегия проваливается.
      Готовность  перераспределить капитал жизненно важна, поскольку опыт показывает, что  только 10 процентов новых стратегий  и 60 процентов стратегий, направленных на расширение, добиваются изначально запланированного роста и целей по прибыльности. Отдельные компании насильно проводят перераспределение, устанавливая цели по минимальному годовому «обороту капитала» в 10-15% от всего инвестированного каптала. Один из лучших в мире производителей нефти и газа называет этот процесс «подрезание» и эффективно использовала его не только для того, чтобы повысить общий возврат, но и чтобы «найти» внутренний капитал для финансирования проектов с высокой стоимостью.
      Привлечение капитала от внутренних ресурсов требует  от руководителей определить альтернативную стоимость капитала, инвестированного в поддержку бизнесов и стратегий. Когда капитал ограничен, это может оказаться самым дешевым способом финансирования. Например, крупная международная финансовая организация решила, что продажа экономически прибыльного бизнеса пойдет во благо акционерам, поскольку альтернативная стоимость поддержки инвестиций была слишком высока относительно других возможностей по созданию стоимости.
      Другими словами, стоимость упущенной возможности  была бы выше чем, на взгляд менеджмента, стоимость имеющегося бизнеса. Такой  подход привносит дисциплину в портфельную стратегию (если капитал ограничен), гарантируя, что ни один бизнес не будет продан без четкого понимания, где можно заставить работать полученный капитал, и какой уровень возврата должна обеспечить новая возможность, чтобы продажа создавала бы дополнительную стоимость.
      Лучшая мировая практика управления капиталом
      Признать важность различия между тремя этапами управления капиталом — это одно, и совсем другое — принимать решения на каждом этапе. Наш опыт работы с лучшими компаниями показывает, что качество решений, касающихся управления капиталом, можно повысить, четко следуя трем принципам: всегда рассматривать альтернативы, установить четкие правила принятия решений и следовать им, и создавать условия для открытого обсуждения, куда и как инвестировать капитал.
      Хорошее управление капиталом определяет, анализирует  и сравнивает все возможности, открытые перед компанией на этапах распределения и одобрения в постоянном поиске наилучших стратегий. В ведущем английском банке, например, все бизнес-подразделения должны подавать по крайней мере три стратегических альтернативы: одну, максимизирующую долгосрочную стоимость; одну, максимизирующую денежный поток в ближайшей перспективе; и одну, минимизирующую издержки. Оценивая альтернативы, CEO и директор по финансам точно знают, от каких возможностей они отказываются, направляя ресурсы на конкретную стратегию или проект. Это знание точно ведет к стратегиям, создающим большую стоимость.
      Необходимость постоянно иметь много хорошо сформулированных альтернатив вызывает спрос на информацию, подогнанную под требования управления капиталом. Лучшие управляющие капиталом обычно не довольны информацией, поставляемой уже существующими системами. Они строят собственную информацию, шаг за шагом, снизу до верху, четко формулируя типы стратегической, клиентской, финансовой и операционной информации, которая им нужна для принятия качественных решений.
      Нахождение  и обсуждение альтернатив позволило  одной компании из списка FTSE 100 найти  почти идеальный баланс между  ростом долгосрочной стоимости и  обеспечением краткосрочной экономической прибыли. Руководящий комитет систематически рассматривает альтернативные стратегии, предоставляемые бизнес подразделениями, требуя полную информацию, чтобы увидеть, какие стратегии и в каком сочетании увеличивают шансы обеспечить и рост краткосрочной прибыли, и рост долгосрочной стоимости.
      Как сказал один руководитель: «Мне осталось занимать эту должность 48 кварталов, и каждый из них одинаково важен». Такая работа требует организационных  способностей формулировать альтернативы и создавать грамотную информационную базу. Рисунок 2 является упрощенной иллюстрацией того, как использование альтернатив в управлении капиталом может улучшить управление портфелем и выделять различные стратегические варианты.
        

      От стандартов — к действию!
      От  стандартов управления капиталом зависит  то, как и почему будут приниматься  решения. Лучшие компании установили четкие стандарты в качестве руководства для менеджеров при принятии решений по капиталу. Один стандарт — распределение капитала с отсчетом от нуля — гарантирует, что весь капитал (а не только нарастающий) считается доступным для финансирования прибыльного роста.
      Воплощение  этого стандарта в реальность позволяет менеджменту сфокусировать свое время и внимание на отслеживании результатов, а также на точности его прогнозов по дополнительным капитальным инвестициям. Стандарты задают менеджерам рамки и являются важными декорациями для перемен, которые вызовет новый процесс управления капиталом.
      Правила принятия решений являются критерием, направляющим оценку стратегических альтернатив и помогающим понять, которые из альтернатив лучше всего финансировать. Они выходят за рамки одной лишь стоимости (как главного критерия) и включают в себя дополнительные «проверки», которые должны дать уверенность, что достичь можно любой выбранной альтернативы.
      Например, одна глобальная страховая компания периодически устраивает проверки, чтобы  удостовериться, что альтернативы сочетаются с общей корпоративной стратегией и помогают предотвратить нежелательную диверсификацию. В одном случае руководящий комитет решил не использовать создающую стоимость возможность инвестировать в прибыльный развивающий рынок, поскольку альтернатива не совпадала с корпоративной стратегией. Компания также проверяет, поддерживает ли альтернатива цели по прибыльности, стоимости и производительности капитала, чтобы избежать бесконечных стратегий « J-кривой», скорее ухудшающих результаты.
      Правила принятия решений повышают качество требований по финансированию и помогают объяснить, почему одни одобряются, а другие нет. Они устанавливают стандарты для принятия решений, расстановки приоритетов и формулировки конкурирующих требований капитала и, в результате, помогают создавать условия для открытого обсуждения решений по управлению капиталом.
      Способность альтернатив и правил принятия решений  влиять на поведение зависит от того, насколько открыто они принимаются  и обсуждаются. Хорошие менеджеры  знают, что решения, принятые в ходе открытого обсуждения, будут выполнены с большей вероятностью, чем те, что были приняты за закрытыми дверями, поскольку они повышают отчетность и самодисциплину. Настоящий диалог (в отличии от серии монологов) – суть открытого обсуждения.
      Несколько лет назад руководящая команда  одной из лучших в мире энергетических компаний смогла более эффективно работать вместе после того, как обсуждение из «накуренных» кабинетов было перенесено в серию открытых диалогов. Сегодня четко описанный процесс (включая предварительную подготовку) дает гендиректору возможность устанавливать базовые правила и вносить идеи без того чтобы казаться самодуром и диктатором.
      Выгоды от управления капталом
      Внедрять  новые процессы и согласие по поводу новых стандартов управления капиталом не легко, а поддерживать их на протяжении долго времени, еще труднее. Но и выгоды в виде более быстрых, более высококачественных решений, ведущих к наилучшим результатам, не заставят себя ждать.
      Лучшее  управление капиталом ведет к  лучшим стратегиям. Более широкий спектр «реальных» стратегических вариантов выбора и более четкие стандарты принятия решений являются двумя ключевыми выгодами. В дополнение к ним улучшаются информация и системы, поскольку доходом и капиталом управляют на более низких уровнях организации.
      Управление  капиталом — наиболее сильный  инструмент, который есть у высшего  руководства для влияния на бизнес-стратегию и финансовые результаты. В отличие от любого другого управленческого процесса он внедряет дисциплину и подотчетность, необходимые для повышения возврата и ускорения прибыльного роста. А еще он помогает компаниям оправдывать ожидания, а с ними приходит и больший спрос со стороны инвесторов и облегченный доступ к капиталу.
      Источник: Financial Executive   
 
 

 
По материалам сайта 
www.v-ratio.ru

      Раздел 1. Экономическая  природа капитала

      1.1. Понятие и классификация  капитала предприятия

 
      В экономической теории выделяют четыре фактора: капитал, землю, рабочую силу и менеджмент (управление производством). По форме вложения выделяют предпринимательский и ссудный капитал. Предпринимательский капитал авансируют в реальные (капитальные), нематериальные и финансовые активы концерна с целью извлечения прибили и получения прав управления ею. Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставленный в кредит на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности залогом. В отличие от предпринимательского ссудный капитал не вкладывается и предприятие, а передается заимодавцем (банком) заемщику во временное пользование с целью получения процента. Ссудный капитал выступает на кредитном рынке как товар, а его ценой является процент. Кредит, взятый под низкий процент, - «дешевые деньги»; кредит, взятый под высокий процент, — «дорогие деньга». Кредит, полученный на срок менее 15 дней, — это «короткие деньги».
      Цена  капитала означает, сколько следует  заплатить (отдать) денежных средств за привлечение определенной суммы капитала.
      Цена  собственного капитала - это сумма  дивидендов по акциям для акционерного капитала или сумма прибыли, выплаченная по паевым вкладам и связанным с ними расходам.
      Цена  заемного капитала - сумма процентов, уплаченных за кредит или облигационный  заем, и связанных с ними затрат.
      Цена  привлеченного капитала — это  стоимость кредиторской задолженности. Она представляет собой сумму штрафных санкций за кредиторскую задолженность, не погашенную в срок более трех месяцев после возникновения или в срок, определенный договором (контрактом).
      Капитал — главный измеритель рыночной стоимости фирмы (концерна). Прежде всего, это относится к собственному капиталу, определяющему объем чистых активов. В то же время объем используемого собственного капитала характеризует параметры привлечения заемного капитала, способного приносить дополнительную прибыль.
      Способность собственного капитала к самовозрастанию  характеризует приемлемый уровень формирования чистой (нераспределенной) прибыли концерна, ее способность поддерживать финансовое равновесие за счет собственных источников. Снижение удельного веса собственного капитала в его общем объеме свидетельствует о потере финансовой независимости от внешних источников финансирования (заемных и привлеченных средств).
      Капитал классифицируют по следующим признакам.
      1. По принадлежности концерна выделяют собственный и заемный капитал. Собственный капитал принадлежит ей на праве собственности и используется для формирования значительной части активов. Заемный капитал отражает привлекаемые для финансирования концерна денежные средства на возвратной и платной основе. Все формы заемного капитала представляют собой обязательства концерна, подлежащие погашению в установленные сроки. Краткосрочный заемный капитал (включая кредиторскую задолженность) направляют для покрытия оборотных активов.
      2. По целям использования выделяют производственный, ссудный и спекулятивный капитал. Спекулятивный капитал появляется на вторичном фондовом рынке вследствие существенного завышения стоимости обращающихся акций. Основная цель спекулятивных операций — извлечение максимального дохода (прибыли).
      3. По форме инвестирования бывает  денежный, материальный и нематериальный капитал, используемый для формирования уставного (складочного) капитала хозяйственных товариществ и обществ. Однако для целей бухгалтерского учета он получает конкретную стоимостную оценку.
      4. По объектам инвестирования различают  основной и оборотный капитал.  Основной капитал вложен но  все виды внеоборотных активов  (материальных и нематериальных), а оборотный капитал инвестирован  в оборотные активы с различной  степенью ликвидности (запасы, дебиторскую задолженность, финансовые вложения и денежные средства).
      5. По формам собственности выделяют  государственный, частный и смешанный  капитал. По состоянию на 01.01.00 доля предприятий с государственным капиталом составляла 11,2% с частным капиталом — 74,4%, со смешанным капиталом — 14,4%.
      6. По организационно-правовым формам  деятельности различают акционерный,  паевой (складочный) и индивидуальный  капитал, принадлежащий семейным хозяйствам.
      7. По характеру участия в производственном процессе капитал подразделяют на функционирующий и бездействующий (основные средства, находящиеся в ремонте, резерве, на консервации, в незавершенном строительстве).
      8. По характеру использовании собственниками (владельцами) выделяют потребляемый и накашиваемый (реинвестируемый) капитал. К потребляемому капиталу относят суммы, направляемые на выплату дивидендов и другие выплаты социального характера. К реинвестируемому капиталу относят нераспределенную прибыль отчетного года и прошлых лет.
      9. По источникам привлечения в экономику страны — отечественный и иностранный капитал.
      Характеризуя  возможность увеличения накоплений за счет притока иностранных инвестиций, следует отметить, что этот путь для России в условиях нестабильной экономики крайне затруднен. Причиной тому — высокая инфляция издержек, продолжающийся платежный кризис, отсутствие долгосрочных перспектив развития экономики (четкой промышленной и инвестиционной политики) и др.
      Кроме того, ориентация на значительный приток иностранных инвестиций порождает следующие проблемы:
      ¦ иностранный капитал не стремится  в реальный сектор экономики и  вложения имеют, как правило, краткосрочный  характер;
      ¦ возрастающая зависимость от иностранного капитала предполагает постоянный и  значительный отток валютных средств (в форме вывозимой прибыли);
      ¦ иностранные инвесторы определяют направления вложения капитала, руководствуясь собственными интересами и выгодой, — во многих случаях это неэквивалентный вывоз из России невозобновляемых природных ресурсов.
      Не  случайно доля иностранных инвестиций в 90-е гг. XX столетия не превышала 3% от их общего объема. На практике существуют и другие классификации капитала (например, легальный и «теневой» и т. д.).
      Функционирование  капитала в процессе его производительного  использования характеризуется процессом индивидуального кругооборота средств (в рамках отдельной концерна), который совершается по формуле 1:
      Д – Т - Д'       (1)
      где Д — денежные средства, авансированные инвестором;
      Т—товар (приобретенные инвестором орудия и  предметы труда);
      Д' - денежные сродства, полученные инвестором от продажи готового продукта, включая фонды возмещения, оплаты труда и прибыль;
      Д' – Д — чистая прибыль инвестора;
      Д' - Т — выручка от продажи товара;
      Д - Т— издержки инвестора на приобретение (изготовление) товара.
      Среднюю продолжительность оборота капитала выражают коэффициенты оборачиваемости и длительность одного оборота в днях или месяцах за расчетный период, представленные в формуле 2
          (2)
      где КО — коэффициент оборачиваемости капитала, число оборотов;
      ВР  — выручка от реализации товаров (нетто);
      К — средняя стоимость капитала за расчетный период;
      ПО  — продолжительность одного оборота, дни;
      365 дней - количество дней в году (90 дней — за квартал; 180 дней — за полугодие).

      1.2. Особенности формирования  капитала

 
      Капитал представляет собой накопленный  путем сбережений запас экономических  благ в форме денежных средств  и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
      Капитал предприятия классифицируется по следующим основным признакам (табл. 1):
      Основной  целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий последующего эффективного использования [4, стр. 402].
 

       Таблица 1. Классификация капитала предприятия
      
        

      Процесс формирования капитала создаваемого предприятия имеет ряд особенностей, основными из которых являются следующие:
      1. К формированию капитала создаваемого предприятия не могут быть привлечены внутренние источники финансовых средств, которые на этой стадии его жизненного цикла отсутствуют. Потребность в собственном капитале создаваемого предприятия не может быть удовлетворена за счет его прибыли, а потребность в заемном капитале – за счет текущих обязательств по расчетам (счетов начислений), которые до начала функционирования предприятия еще не сформировались.
      2. Основу формирования стартового капитала создаваемого предприятия составляет собственный капитал его учредителей. Без внесения определенной части собственного капитала в создание нового предприятия привлечь заемный капитал довольно сложно (формирование стартового капитала создаваемого предприятия исключительно за счет заемного капитала может рассматриваться лишь как теоретическая возможность и в практике встречается очень редко).
      3. Стартовый капитал, формируемый в процессе создания нового предприятия, может быть привлечен его учредителями в любой форме. Такими его формами могут выступать денежные средства; различные виды основных средств (здания, помещения, машины, оборудования и т.п.); различные виды материальных оборотных активов (запасы сырья, материалов, товаров, полуфабрикатов и т.п.); разнообразные нематериальные активы (патентные права на использование изобретений, права на промышленные образцы и модели, права использования торговой марки или товарного знака и т.п.); отдельные виды финансовых активов (различные виды ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке)
      4. Собственный капитал учредителей создаваемого предприятия вкладывается в него в форме уставного капитала. Его первоначальный размер декларируется уставом создаваемого предприятия.
      5. Особенности формирования уставного капитала нового предприятия определяются организационно-правовыми формами его создания. Это формирование осуществляется под регулирующим воздействием со стороны государства. Государственные нормативно-правовые акты регламентируют минимальный размер уставного фонда капитала предприятий, создаваемых в форме открытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок поведения эмиссии акций, объем приобретения пакета акций его учредителями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период предусмотренного срока открытой подписки и некоторые другие аспекты первоначального формирования их капитала.
      6. Возможности и круг источников привлечения заемного капитала на стадии создания предприятия крайне неограничены. Финансирование нового бизнеса кредиторами является довольно сложной, а иногда и трудноразрешимой задачей. При этом на первоначальной стадии формирования капитала предприятия к его созданию не могут быть привлечены такие заемные источники, как эмиссия облигаций, налоговый кредит и т.п.
      7. Формирование капитала создаваемого предприятия за счет заемных и привлеченных источников требует, как правило, подготовки специального документа – бизнес- плана. Бизнес – план является основным документом, определяющим необходимость создания нового предприятия, в котором описываются его основные характеристики и прогнозируемые финансовые показатели. В бизнес-плане создания нового предприятия отражаются, как правило, следующие основные показатели: общая потребность в стартовом капитале, необходимом для начала функционирования предприятия; схема фиксирования ново бизнеса, предлагаемая его учредителями; ожидаемые сроки возврата вложенного капитала инвесторам (кредиторам) и некоторые другие.
      8. Для подготовки бизнес-плана учредители создаваемого предприятия должны осуществить определенные предстартовые расходы капитала. Эти расходы связаны с оплатой труда разработчиков бизнес-плана и финансированием связанных с этим исследований. Предстартовые расходы капитала в сумму уставного капитала создаваемого предприятия, как правило, не включаются [4, стр. 409].
      9. Риски, связанные с формированием (и последующим использованием) капитала создаваемого предприятия характеризуются довольно высоким уровнем. Это предопределяет соответственно высокий уровень стоимости отдельных элементов заемного капитала, привлекаемого на стадии создания предприятия.
      Состав  источников формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия представлен на рисунке 1. 

      
      Рис. 1. Состав источников формирования собственных  финансовых ресурсов 

      Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует  в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом (рис. 2)
 

      
      Рис. 2. Основные формы финансовых обязательств предприятия 

      В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам приведена на рис. 3.
      
 

       1.3. Способы и источники привлечения капитала

 
      Важную  роль в реализации финансовой политики ОАО «Концерна Росэнергоатом» и  управлении его денежным оборотом играет внутрифирменное финансовое планирование. Финансовый план (бюджет) на современном этапе развития экономики России продолжает оставаться важным инструментом регулирования производственной и коммерческой деятельности. Прежде чем приступить к разработке финансовых планов (бюджетов), необходимо определить способы и источники привлечения капитала для финансирования текущей (операционной) и инвестиционной деятельности.
      Первый  вопрос, который возникает перед  руководством предприятия; какие средства необходимы для реализации предполагаемого проекта (программы)?
      Второй  вопрос: из каких источников будут  получены деньги и в каком виде? Третий вопрос: когда будет возврат вложенных средств и получения инвестором дохода?
      На  первый вопрос отвечают исходя из финансового  плана (бюджета) предприятия, где отражаются доходы и расходы. Базой лая определения  прогнозных статей бюджета служат намечаемые с фактические цели развития предприятия н способы их достижения
      Чтобы ответить на второй вопрос, необходимо решить, будет ли развитие концерна финансироваться за счет собственных источников, за счет привлеченных источников или же их комбинации.
      Выбирая источники финансирования концерна, необходимо:
      ¦ определять потребность в краткосрочном  и долгосрочном капитале;
      ¦ анализировать возможность изменений  в составе активов и капитала с целью определения их оптимальной структуры по объему и видам;
      ¦ обеспечить постоянство платежеспособности, финансовой устойчивости;
      ¦ использовать максимальную прибыльность собственных и заемных средств;
      ¦ снизить расходы по финансированию хозяйственной деятельности.
      В России источники финансирования предприятий (корпораций) подраздел яс-ют на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал с финансового рынка) (рис. 4).
      Внутреннее  финансирование — это использование  собственных средств, прежде всего  чистой прибыли и амортизационных отчислений. При активном самофинансировании прибыли предприятия должно быть достаточно для уплаты налогов в бюджетную систему, дивидендов по акциям ОАО «Концерна Росэнергоатом», расширении основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ.
      При неактивном (скрытом) финансировании возникают  дополнительные источники вследствие заниженной оценки имущества (например, нематериальных активов), пониженных отчислений в резервные фонды, что не отражается в балансе предприятия.  

      
      Рис. 4. Источники финансирования предприятий (корпораций)
      Источники скрытого финансирования следующие:
      ¦ чистый оборотный капитал (разница  между оборотными активами и краткосрочными обязательствами);
      ¦ оценочные резервы;
      ¦ задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
      ¦ доходы будущих периодов;
      ¦ резервы предстоящих расходов;
      ¦ просроченная задолженность поставщикам  и др. Самофинансирование имеет ряд преимуществ
      Внешние финансирование — это использование  средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и средств граждан.
      Внешнее финансирование за счет собственных  средств предполагает использование  денежных ресурсов учредителей (участников) предприятия. Финансовое обеспечение  предпринимательской деятельности данного вида часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия н облегчает условия получения банковских кредитов (в случае дефицита ликвидных средств).
      Финансирование  за счет заемного капитала — это предоставление денежных средств кредиторами па условии возвратности и платности Такое финансирование означает обычные кредитные отношения между заемщиком и заимодавцем, а не увеличение капитала предприятия путем вклада денежных средств.

      1.4. Методологический подход к формированию капитала

 
      Целенаправленное  формирование и использование капитала ОАО «Концерна Росэнергоатом» определяет эффективность ее финансово-хозяйственной  деятельности. Главной целью формирования капитала является удовлетворение потребностей фирмы в источниках финансирования активов.
      Процесс формирования капитала основан на следующих  принципах.
      Первый  принцип — это учет перспектив развития концерна. Данная стратегия формирования капитала подразумевает включение в ТЭО и бизнес-план проекта по созданию нового предприятия специальных расчетов, касающихся, прежде всего, заемных и привлеченных источников. Модель стратегического планирования капитала по реализации инвестиционного проекта представлена на рис. 5. 

      
      Рис. 5. Модель инвестиционного процесса 

      В пассиве баланса в аналитических  целях капитал группируют по времени  погашения обязательств:
      ¦ краткосрочные пассивы;
      ¦ долгосрочные пассивы;
      ¦ собственный капитал.
      Краткосрочные пассивы — это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Их обычно погашают в течение непродолжительного периода (в срок не более одного года). Выделение краткосрочных обязательств в отдельную группу важно для мониторинга ликвидности баланса.
      Долгосрочные  пассивы — это обязательства, которые погашаются в течение  срока, превышающего один год. Основными  видами этих обязательств являются долгосрочные кредиты и займы.
      Со6стввенный  капитал охватывает источники собственных  средств концерна, к которым относят: уставный, добавочный, резервный капиталы, нераспределенную прибыль прошлых лет и отчетного года. Данные статьи в сумме представляют чистые активы акционерного общества.
      Положительные характеристики собственного капитала:
      ¦ простота при влечения, так как решения по его увеличению (особенно за счет внутренних источников) принимают собственники и менеджеры без участия других хозяйствующих субъектов (например, банков);
      ¦ сравнительно более стабильное обеспечение  прибыли ото всех видов деятельности концерна, так как при использовании собственного капитала нет необходимости в уплате ссудного процента и процента по облигационным займам. В бухгалтерском учете эти выплаты относят! а уменьшение финансового результата (на счет 99 «Прибыли и убытки»);
      ¦ обеспечение устойчивости финансов в развитии концерна и ее платежеспособность в долгосрочном периоде. Это достигается прежде всего за счет нераспределенной прибыли, которая служит источником пополнения оборотного капитала и финансирования капиталовложений. Недостатки использования только собственного капитала;
      ¦ ограниченность привлекаемых средств  при необходимости расширения масштабов предпринимательской деятельности;
      ¦ более высокая стоимость собственного капитала в сравнении с альтернативными заемными источниками (дивиденд по акциям, как правило, выше процента по корпоративным облигациям, так как риск последних ниже);
      ¦ дополнительная эмиссия акций, как  правило, сопровождается пересмотром размера уставного капитала;
      ¦ невозможность реализации прироста рентабельности собственного капитала с помощью финансового рычага (левериджа) за счет привлечения заемных средств.
      Таким образом, корпорация, имеет максимальную финансовую устойчивость (коэффициент  ее финансовой независимости близок к единице). Однако она ограничивает темпы своего будущего развития, так как, отказавшись от привлечения заемного капитала в период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника финансирования активов (имущества). Особенно это относится к крупномасштабным инвестиционным проектам, которые часто невозможно реализовать только с помощью собственных средств.
      Положительные характеристики заемного капитала:
      ¦ широкие возможности привлечения (наличия ликвидного залога или гарантии платежеспособного поручителя);
      ¦ способность обеспечения роста финансового потенциала концерна в целях увеличения активов при расширении объема производства и продаж;
      ¦ возможность генерировать прирост  рентабельности собственного капитала эа счет эффекта финансового рычага при условии, что доходность активов превышает среднюю процентную ставку за кредит;
      ¦ более низкая стоимость кредитов по сравнению с эмиссией акции  за счет эффекта «налогового щита», поскольку проценты за краткосрочный  банковский кредит относят к операционным расходам. В результате сумма этих продетой понижает величину прибыли для целей налогообложения, т е. объем бухгалтерской прибыли (в отчете по форме № 2)
      Недостатки  использования заемного капитала.
      ¦ привлечение заемных средств  в больших объемах (о форме кредитов и займов) порождает наиболее опасные для концерна финансовые риски кредитный, процентный, риск потери ликвидности и др.
      ¦ активы, образованные за счет заемного напитала, обусловливают (при прочих равных условиях) норму прибыли на капитал, так как возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами,
      ¦ высокая зависимость стоимости  заемного капитала от колебаний на кредитном рынке (особенно при долгосрочном заимствовании средств).
      ¦ сложность процедуры привлечения  заемных средств (особенно в крупных размерах и на срок более одною года), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от возможностей банков, требующих залога имущества, или солидарных гарантий других хозяйствующих субъектов
      Следует отмстить, что выдачу коммерческими  байками кредиток заемщикам ограничивают экономические нормативы, устанавливаемые для них Центральным банком России. Эти нормативы признаны обеспечить банкам необходимую финансовую устойчивость и ликвидность для выполнения обязательств перед кредиторами и вкладчикам» Финансовая устойчивость балка характеризуется достаточностью и качеством капитала, качеством активов, платежеспособностью и ликвидностью. Каждый банк самостоятельно поддерживает свою финансовую устойчивость и ликвидность путем прогнозирования кредитной полицией. Центральный банк РФ осуществляет надзор за состоянием ликвидности банков, их финансовым положением и соблюдением ими утвержденных экономических нормативов
      В состав обязательных экономических  нормативов включают
      ¦ норматив достаточности капитала;
      ¦ нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей) Их определяют как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, объемов и видов активов и пассивов,
      ¦ максимальный размер риска на одною  заемщика или группу связанных заемщиков,
      ¦ максимальный размер крупных кредитных рисков;
      ¦ максимальный размер на одного кредитора (вкладчика);
      ¦ максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам;
      ¦ максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
      ¦ максимальный размер вексельных обязательств банка;
      ¦ нормативы использования собственных  средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц и  др.
      Порядок разработки этих нормативов устанавливает  Центральный банк России1.
      Таким образом, корпорация, привлекающая заемные  средства в форме банковского кредита или облигационного займа, имеет более высокий финансовый потенциал для своего экономического роста и возможности увеличения доходности собственного капитала. Однако такая корпоративная группа в большой мере подвержена финансовым рискам и угрозе банкротства, если доля заемных средств в пассиве баланса превышает 50%.
      Второй  принцип формирования капитала - минимизация  затрат на её формирование из различных  источников (собственных, заемных и привлеченных), что достигается в процессе управления его стоимостью и структурой
      Третий  принцип — обеспечение рационального  использования капитала в процессе хозяйственной деятельности. Данный принцип реализуется путем максимизации доходности собственного каптала при минимизации финансовых рисков. Важное значение имеет также ускорение оборачиваемости собственного капитала, что способствует росту его доходности.
      Среди методов управления формированием  капитала наиболее сложными являются проблемы минимизации стоимости (иены) капиталам оптимизации его структуры, которые требуют более детального изучения.
 

       РАЗДЕЛ 2. Управление капиталом  ОАО «Концерна Росэнергоатом»

      2.1. Экономическая  характеристика ОАО «Концерна  Росэнергоатом»

 
      Федеральное государственное унитарное предприятие  «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (концерн «Росэнергоатом») было образовано в 1992 году и до 1 апреля 2002 года осуществляло централизованное государственное управление девятью из десяти атомных станций (АЭС) России.
      В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2001 № 1207-р с 1 апреля 2002 года концерн «Росэнергоатом» был преобразован в генерирующую компанию путем присоединения к нему действующих и строящихся атомных станций, а также предприятий, обеспечивающих их эксплуатацию и научно-техническую поддержку. Сегодня в состав единой генерирующей компании — концерн «Росэнергоатом» — входят все 10 российских АЭС общей установленной мощностью 23242 МВт (эл.), включая Ленинградскую АЭС, для которой эксплуатирующей организацией ранее являлся Минатом России. Атомные станции наделены статусом филиалов, а обеспечивающие предприятия — статусом дочерних предприятий генерирующей компании.
      В настоящее время на 10 атомных станциях России эксплуатируется 31 энергоблок установленной мощностью 23242 МВт, из них 15 реакторов с водой под давлением — 9 ВВЭР-1000, 6 — ВВЭР-440, 15 канальных кипящих реакторов — 11 РБМК-1000 и 4 ЭГП-6, 1 реактор на быстрых нейтронах.
      Таким образом, на концерн «Росэнергоатом» возложена не только вся полнота ответственности за обеспечение ядерной и радиационной безопасности на всех этапах эксплуатации АЭС, но и функции генерирующей компании по производству электрической и тепловой энергии и ее реализации.
      Основные  направления деятельности концерна:
    эксплуатация АЭС;
    экономическое, финансовое и коммерческое обеспечение выполнения функций эксплуатирующей организации;
    централизованный сбыт производимой электроэнергии по единому тарифу;
    инвестиционная деятельность;
    международное сотрудничество в области повышения безопасности АЭС;
    подготовка персонала.
      Обеспечение безопасности АЭС на всех этапах жизненного цикла — приоритетная задача концерна.
      Именно  на решение этой задачи, а также в целях последовательного и целенаправленного выполнения обязательств, вытекающих из Конвенции о ядерной безопасности, рекомендаций Сводов положений и руководств по безопасности АЭС Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), положений и принципов документов Международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG), изложенных в документах «Основные принципы безопасности АС» и «Культура безопасности», направлены основные усилия работников концерна «Росэнергоатом» и необходимые средства.
      Несомненно, главным достижением концерна является отсутствие сколько-нибудь существенных инцидентов в работе атомных энергоблоков за всю историю его существования.
      Высочайший  профессионализм работников, постоянное совершенствование техники, повышение ее безотказности и надежности поставили надежный заслон неконтролируемым ситуациям в отрасли.
      Централизованное  управление АЭС строится исходя из следующих основополагающих принципов:
    осуществление научно-технической и экономической политики с соблюдением приоритета обеспечения безопасности;
    обеспечение должной квалификации, организованности и четкости работников концерна;
    воспитание приверженности персонала и организаций, причастных к жизненному циклу АЭС, принципам культуры безопасности;
    признание того, что ответственность концерна «Росэнергоатом» как эксплуатирующей организации никоим образом не уменьшается в связи с самостоятельной деятельностью проектировщиков, изготовителей и поставщиков оборудования, строителей, других предприятий и организаций, органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности.
      Возложенная на концерн «Росэнергоатом» ответственность в части осуществления централизованного управления АЭС и функций эксплуатирующей организации предполагает конструктивный диалог и взаимодействие с органами государственного регулирования безопасности на основании норм и правил в области использования атомной энергии.
      Создание  атмосферы открытости, доверия и поддержания духа сотрудничества также способствует обеспечению безопасного, экологически приемлемого и экономически эффективного производства электрической энергии АЭС России.
      Концерн «Росэнергоатом» является учредителем ЗАО «Пресс-центр атомной энергетики», обеспечивающего взаимодействие предприятий атомной энергетики со средствами массовой информации, включая электронные.
      Годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Концерна  Росэнергоатом» не представляется. Квартальная бухгалтерская отчетность ОАО «Концерна Росэнергоатом» за 2 квартал 2007г. Состав квартальной бухгалтерской отчетности ОАО «Концерна Росэнергоатом»: Бухгалтерский баланс на 1.07.2007 г., форма № 1 (приложение 1), Отчет о прибылях и убытках за 6 месяцев 2007 г., форма № 2 (приложение 2). Сводная бухгалтерская отчетность ОАО «Концерна Росэнергоатом» за три последних завершенных финансовых года не ведется. Сведения об учетной политике ОАО «Концерна Росэнергоатом». Изменения в учетную политику не вносились. Сведения об общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме продаж. Сумма экспорта за отчетный период - тыс. руб., что составляет % от общего объема продаж.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.