На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика учебно-воспитательного процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . .3
      Сущность процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
      Понятие процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
      Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Глава 2. Изучение учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1 Критерии учебно-воспитательного  процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Изучение организации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3 Определение сущности  управления учебно-воспитательным процессом . . 13
2.4 Изучение взаимосвязей структурных элементов учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.5 Изучение документации учебно-воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . .16
Глава 3. Опытно-экспериментальная  часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3.1 Диагностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.2 Прогностический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.3 Организационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.4 Практический этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
3.5 Обобщающий этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Одним из  главных  процессов  в школе является учебно-воспитательный процесс.
Это очень сложный процесс  объективной  действительности,  уступающий, быть  может,  только  процессу развития,  составной  частью которого он является. Вот  почему  дать  полное  и  всестороннее  определение этого процесса очень трудно. Он включает  большое  количество  разнообразных связей  и  отношений  множества  факторов  различного  порядка  и  различной природы. Отсюда и множество определений процесса.  В  сочинениях  древних  и средневековых  мыслителей  под  понятиями  «обучение»,  «процесс   обучения» понимается главным образом преподавание. В  начале  нашего  века  в  понятие обучения стали включать уже  два  составляющих  этот  процесс  компонента  — преподавание и учение. Несколько  позже  в  понятии этого процесса стали выделять на менее важную его часть – это воспитание.
В последние годы произошли  перемены в жизни современной  школы: изменяются учебные планы, разрабатываются  и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, появились новые школы, лицеи, гимназии, колледжи, изучается опыт зарубежных стран. Меняется и учебно-воспитательный процесс. Для того чтобы молодому преподавателю успешно проводить свои занятия, ему нужно знать опыт своих предшественников, для этого ему нужно научиться изучать учебно-воспитательный процесс.
Целью курсовой работы является изучение учебно-воспитательного процесса.
Предметом изучения данной работы являются изучение организации  учебно-воспитательного процесса, взаимосвязей элементов педагогического процесса, диагностика документации учебно-воспитательного  процесса.
Актуальность. Использование  различных методик и различное  построение работы учебно-воспитательного процесса влияет на развитие личности, поэтому нужно проводить постоянное изучение и контролирование учебно-воспитательного процесса, чтобы в нем не было допущено ошибок.
Учебно-воспитательный процесс ведет к общему развитию личности, поэтому он должен быть построен так чтобы, личность развивалась равномерно как в обучении, так и в воспитании. Если педагогический процесс будет направлен только на обучение, или только на воспитание, то ученики не смогут определиться в выборе своей будущей профессии, так как в ходе обучение в школе у человека формируется мировоззрение и ориентация в жизни. Следовательно, высшие учебные заведения не смогут выпустить конкурентно способных специалистов.
Так, казалось бы, от простого учебно-воспитательного процесса может  зависеть будущее целого государства.
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические  основы учебно-воспитательного процесса
 
 
1.1 Сущность процесса обучения
 
 
В   современной педагогике обучение характеризуется как вид  познавательной деятельности человека. Ученик в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые  объекты действительности. Поэтому процесс обучения является процессом познания учеником окружающего мира.
Однако человек познает окружающий мир и в других видах деятельности: трудовой, игровой, художественно-изобразительной, музыкально-эстетической. Каковы же существенные признаки процесса обучения?
Процесс обучения - прежде всего процесс познания учеником окружающего мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми видами и формами познавательной деятельности человека, о том, что процесс обучения основан на общих закономерностях познания человеком окружающего мира, теория познания диалектического материализма является методологической основой процесса обучения. Законы диалектики проявляются и в процессе обучения.
Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура  обучения существенно отличается от игровой, художественно- изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак обучения имеет две особенности. Первая  особенность в тех видах и формах познавательной деятельности, структура которых сложилась в результате закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся познавательную деятельность, меняет ее структуру, механизмы. Специально организованная познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации.
Обучение как специально организованная  деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются на основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей. Ребенок в процессе обучения познает окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем за это же время вне процесса обучения.
На открытие законов механики Ньютону потребовалось много лет, а в школе эти законы  изучаются  в  течение нескольких  уроков. Грамматические закономерности языка формируются тысячелетиями, а в школе усваиваются в течение нескольких лет обучения.
Такое ускоренное познание мира в индивидуальном  психическом  развитии человека – существенный признак процесса  обучения.
Обучение является процессом  овладения учеником познанными закономерностями окружающего мира. Одним  из способов познания  человеком закономерностей является познание закономерностей в общественно-историческом  развитии  человека, в  процессе его трудовой деятельности. Другой  способ - познание  закономерностей в индивидуальном развитии человека. Такое познание возможно лишь в  условиях  обучения. Ведь человек должен усвоить  закономерности,  накопленные  в  опыте  человечества,  а  не только то, что он сам может познать в результате контактов с предметами, явлениями, событиями окружающей действительности. Ребенок не может самостоятельно усвоить научную систему знаний, если его этому не обучать.
Обучение дает возможность в индивидуальном развитии усвоить закономерности, познанные в опыте человечества в течение многих  лет. Поэтому главным в  обучении  становится  учебный  материал,  учебная  книга, учебник, в котором моделируется, фиксируется опыт человечества. Рассмотрев существенные признаки обучения,  можно  дать  такое  определение понятию  "процесс  обучения":  обучение  -  это  специально   организованная познавательная деятельность с целью ускорения  индивидуального  психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.
Процесс обучения при такой  характеристике в историческом  развитии  будет иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую структуру. Знания в опыте человечества стремительно возрастают. Значит, за одни и те же сроки обучения, при одной и той  же конструкции мозга ученик будет усваивать все больший объем знаний со всевозрастающей глубиной. Самостоятельно, вне целенаправленного руководства ученик не  может овладеть опытом человечества и подготовить себя к трудовой деятельности в общественном производстве. Возникает необходимость в специально подготовленном человеке. Он несет в себе ту часть  общественно-исторического опыта, который должен  усвоить  ученик. Это  учитель. Роль учителя в подготовке учащихся к жизни, к труду, в формировании личности человека трудно переоценить.
Обучение представляет собой  совместную деятельность учителя  и  учащихся, носит  двусторонний  характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.
Преподавание как деятельность учителя не существует, если нет учащихся. Учение как деятельность учащихся не может выполнить задач образования, если нет учителя, благодаря которому ученик познает общественно-исторический опыт человечества.
 
 
1.2 Понятие процесс воспитания
 
 
Воспитание как общественное явление носит объективно закономерный характер; его ход и результаты не могут произвольно определяться людьми, а обусловлены социальными условиями, в которых вступают в жизнь подрастающие поколения. Вместе с тем педагоги не могут оставаться равнодушными к результатам воспитания, и поэтому, организуя воспитательный процесс, они выдвигают те или иные цели и задачи, подчиняя набор используемых воспитательных средств их достижению.
А. С. Макаренко говорил: «...педагогика, в особенности теория воспитания, есть прежде всего наука практически целесообразная. Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определенную политическую цель...
Воспитание сегодня понимают как:
    передачу социального опыта и мировой культуры;
    воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
    организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
    воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
    создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Наиболее распространенное понятие: воспитание – это всестороннее активное, целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого в процессе обучения, формирования и развития личности.
Результатом данного воздействия  должна стать воспитанность человека. Воспитанность представлена, считает Е.И.Фокин, устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Ценностный мир личности – это содержание ее культуры, базой которой является нравственность. Над ней надстраиваются культура общения, эстетическая культура, культура быта, физическая культура и др. В России всегда считалось, что главная жизненная ценность – это воспитанность. Не случайно, в образованном человеке, прежде всего, видели интеллигентность – синтез воспитанности и эрудиции. Однако в последние годы XX века российская школа, сделав ставку на обучение, разорвала единство процессов воспитания и обучения и как результат – резкое падение нравов в обществе, кризис нравственных отношений. На сегодня модернизация российского образования предполагает восстановления целостности процесса воспитания и обучения. Целью воспитания является: формирование нравственности личности, становления ее активной жизненной позиции, формирование психологических качеств в контексте гармонично и всесторонне развитой личности. В научный обиход, в официальные документы все более прочно входит понятие «пожизненное воспитание», которое включает необходимость человека заниматься самовоспитанием, совершенствованием всю свою жизнь. Под самовоспитанием понимают систематическую и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие и формирование своей культурной базы.
«Никто не становится хорошим  человеком случайно» – писал  древний ученый, философ Платон. В то же время воспитание – это  та категория, которая обладает определенной степенью непредсказуемости. В подтверждении  этому приведем в пример юмористический рассказ Б.Шоу, в котором он описывает, как беременная молодая леди ежедневно  ходила в музей любоваться картиной с изображением красивого, мужественного  всадника, мечтая, что ее будущий  сын будет похож на него. Однако, родившись, сын больше походил во всем на лошадь всадника.
Воспитание представляет собой не разовую акцию, а устойчивую систему. Под системой воспитания понимают совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной культуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Современный «социальный заказ» представлен в требованиях к молодому поколению: инициативность, открытость, ответственность, коммуникабельность, предприимчивость и др.
Качество воспитания во многом зависит от личности самого педагога и его веры в ребенка (ученика). Если значимость личности педагога в  процессе воспитания ни у кого не вызывает сомнения (это педагогическая аксиома), то вопрос веры в педагогической практике нередко остается «за кадром»  педагогического процесса. В народной пословице говорятся: «вера умирает последней» и это не случайно. В подтверждение значимости веры родителей, учителей в собственных детей (учеников) приведем результаты одного классического эксперимента, проведенного в американской школе психологом Р. Розенталем. Суть его состояла в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста, и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что Я – концепция зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. Первое: учитель верил, что ребенок, в самом деле, способный, и начинал различать в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным. Открыв такие способности, он неоднократно давал ученику положительную вербальную оценку; а похвала стимулирует положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы. Второе направление: веря в потенциал ребенка, учитель, вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребенка как на наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия, которое позволяет эффективно развивать эти способности. Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона», которое восходит к известному античному мифу о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви. Отношение к статуе как к живой женщине сделало чудо. «Эффект Пигмалиона» формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Спроецируем эту закономерность Я-концепции в нашу тему воспитания. Итак, если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания («эффект Пигмалиона»), но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит в основу воспитания формирование будущего комплекса неполноценности.
Движущимися силами воспитания являются противоречия:
    противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новым, который ориентирован на достижение все более высоких потребностей (коротко это можно сформулировать как противоречие между «могу» и «хочу»);
    противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (коротко это можно сформулировать как противоречие между «надо» и «могу»).
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
    «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
    «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
    «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Содержание и  закономерности воспитания. Содержание воспитания – это система качеств и свойств личности, ставшая предметом воспитания: совокупность устойчивых убеждений, знаний, систем норм, правил поведения, навыков и умений деятельности и отношений с людьми. По направленности – это нравственное, интеллектуальное, эстетическое, физическое, трудовое. Все эти направления взаимосвязаны, важно представлять их единство и не потерять, не снизить ценность каждого из них, последствия от этого могут быть самыми плачевными.
Теоретические исследования и педагогический опыт позволяют  выделить ряд закономерностей в  воспитательном процессе. Закономерности воспитания выступают факторами и условиями продуктивного воспитательного взаимодействия и воздействия на объект воспитания.
    Отношение сотрудничества в воспитательном взаимодействии прямо пропорционально эффективности процесса воспитания. Отношения сотрудничества должны быть устойчивыми и постоянными.
    Соответствие цели и организации воспитательного процесса – естественный фактор эффективности воспитания. Дисбаланс цели и организации воспитательного акта дает прямо противоположные результаты.
    Воспитание связано с реалиями жизни. Однако, если жизненная практика чревата проблемами, важно воспитание таких свойств личности, которые помогли бы противостоять мерзостям жизни, бороться против них и не вступать с ними в компромисс.
    Продуктивность воспитательных воздействий зависит от соответствия субъективных и объективных факторов и условий воспитания.
    Обоюдная нацеленность субъектов воспитания на интенсивное формирование воспитуемых качеств и заряженность воспитуемого на самовоспитание – одно из необходимых условий эффективного воспитания.
    Единство воспитания и обучения – еще одна закономерность педагогического процесса. Взаимосвязь воспитания и обучения настолько очевидна, что она воспринималась долгое время как аксиома. В девяностых годах XX века у нас в России произошел разрыв этих отношений. Государственные учебные заведения сделали ставку на обучение. Распались все школьные детские организации, были аннулированы должности воспитателей (либо они существовали формально), снизилась воспитательная роль классных руководителей (кураторов). Воспитанием должны были заниматься родители и досуговые клубы, кружки (количество которых резко сократилось). Сегодня мы с опозданием признали свою стратегическую ошибку в педагогике. Выпущены указы об усилении роли воспитательной работы в образовательных организациях всех уровней. Чтобы не повторить данной ошибки в будущем, важно еще раз определиться в главном: воспитание неразрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношений между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающееся обучение.
    Воспитание определяется качеством воспитательного воздействия – совокупностью участвующих в нем психологических свойств воспитуемой личности: интеллектом, чувственно-эмоциональной сферой, волей, характером, направленностью личности, способностями и т.д.
    Воспитание эффективно при условии, если задействованы сенсорная, психомоторная и вербальная и невербальная сферы личности.
    Воспитание зависит в значительной мере от характера взаимодействия воспитуемых в коллективе.
Обобщая, можно констатировать, что сложность, многоаспектность и многофакторность процесса воспитания свидетельствует о наличии безграничности закономерностей, вытекающих из фундаментальных принципов воспитания. Теория и практика воспитания постоянно обогащается. В связи с этим предполагается «открытость» педагогического знания о человеке в процессе его воспитания, появление новых аспектов содержания воспитания и становление новых воспитательных традиций, основанных на тех или иных закономерностях.
 
 
1.3 Специфика процессов  обучения и воспитания, входящих  в целостный педагогический процесс
 
 
Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они  не имеют своих специфических особенностей. Известно, что А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».
Охарактеризовать эти  отличия процессов обучения и  воспитания не столь просто, так  как в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза  их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Вот почему при сравнении этих процессов надо обязательно опираться на весьма важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.
Если сравнить основные функции  процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в  единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.
Соответственно имеют  свои доминирующие характеристики задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.
В содержании воспитания превалирует  формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера.
Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.
Говоря более обобщенно, можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения особенно непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.
Процессы обучения и воспитания ведет к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно  влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивациооных факторов обучения.
 
 
Глава 2. Изучение учебно-воспитательного прочеса
 
 
2.1 Критерии учебно-воспитательного  процесса
 
 
Критериями учебно-воспитательного процесса являются:
    уровень обученности ребенка;
    уровень его воспитанности.
Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе выступают интегрировано, дополняя друг друга, составляют единое целое  и способствуют гармоничному развитию личности.
Ю.К.  Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
целевой;
    стимулирующе-мотивационный;
    содержательный;
    операционно-действенный;
    контрольно-регулировочный;
    оценочно-результативный.
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и  обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).
Стимулирующе-мотивационный  компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Содержательный  компонент процесса обучения – это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
 
 
2.2 Изучение организации учебно-воспитательного процесса
 
 
Для изучения организации  учебно-воспитательного процесса той  или иной школы, используют наблюдение за педагогическим процессом, контроль за учебно-воспитательной работой, изучение обобщенного педагогического опыта учителей данной школы. Наблюдение ведется не только за проведением уроков, но и за проведением классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий на природу или театры, музеи и т.п.
Реформа общеобразовательной  и профессиональной школы требует  повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выполнение этой задачи в значительной степени зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса, а также осуществление непосредственного контроля за этим процессом.
Изучая учебно-воспитательный процесс, изучаются состояние учебной  и воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень  знаний, развития и воспитанности учащихся, индивидуальные педагогическое мастерство учителей. И на этой основе можно сделать вывода по организации учебно-воспитательного процесса. Но нужно помнить, что главную часть не всегда можно выделить путем простого изучения, для более правильной организации учебно-воспитательного процесса нужно обязательно проводить контроль.
Однако контроль за учебно-воспитательной работой сводится подчас к посещению  отдельных уроков без глубокого  анализа преподавания, вне связи  с выполнением учебной программы, с качеством знаний учащихся. Проверяются  в основном организационные стороны  уроков, а не их содержание. Система  работы отдельных преподавателей не изучается. Мало работают руководители школ над изучением передового опыта: фактически он не выявляется при обычном посещении уроков. Совершенно недостаточно анализируются процесс обучения с точки зрения его воспитывающего воздействия.
Вместе с тем, никакой  контроль, только фиксирующий недочёты, не может помочь преподавателям добиться нужных результатов. Педагогический контроль, используя свои специфические методы, должен стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства, улучшения учебно-воспитательного процесса.
Не меньшее значение имеет  своевременное обобщение и распространение  передового опыта, лучших образцов работы. Изучая методы преподавания отдельных педагогов, обнаружив ростки нового, оригинального, руководитель принимает все необходимые меры к использованию в практике работы всего коллектива, достижений мастеров педагогического дела.
Администрация школы, изучая работу учителей, определяет специфику  их работы, сильные или слабые стороны  в их деятельности и продумывает  методы совершенствования педагогического труда, общие для всего коллектива или определённой группы учителей или индивидуальные для данного учителя с учётом его подготовки, стиля работы и особенностей характера.
Для изучения уровня подготовки учителей, их мастерства, а также  анализа их деятельности и принятия нужных мер выделяют три этапа контроля:
      предварительный;
      текущий контроль (непосредственное наблюдение за ходом урока или уроков);
      итоговый контроль.
Проверка уровня знаний и  навыков учащихся и педагогического  мастерства в основном происходит во время посещения уроков. Фактически от качества урока зависит в основном успешность всего процесса обучения. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную мыслительную работу всех учащихся.
Реальной ценностью урока  является его результат: степень  усвоения материала учащимися. Каким бы внешне эффектными приёмами не пользовался педагог, но если учащиеся не усвоили тему, урок положительным признать нельзя. На уроке ученик должен не только понять, но и усвоить намеченный объём знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретается в основном на уроке. Положительным урок можно признать только в том случае, если наряду с образовательными задачами решались и воспитательные: вырабатывалось с учётом возможностей урока научное материалистическое мировоззрение, чувство патриотизма, товарищества, трудолюбие, аккуратность, добросовестность.
Не менее важным качеством  урока является его связь с  современностью, задачами нашего государства, интересами современного общества и  запросами человека, его мыслями, чувствами и потребностями.
Это основные требования к  уроку. Опыт показывает, что наиболее целесообразно в ходе наблюдения за уроком обратить внимание на следующие моменты
      организационная сторона урока;
      методическая сторона урока;
      содержание учебного материала и усвоение его учащимися;
      воспитывающая роль урока;
      новаторство, оригинальные приемы и методы, использование новых технологий обучения;
      особенности поведения преподавателя на уроке.
Таким образом, наблюдение за уроком носит всесторонний, комплексный  характер, охватывает все компоненты учебной работы, наблюдение лишь первый этап контроля, второй – разбор урока всесторонний его анализ, определение рекомендаций по совершенствованию работы учителя.
Нельзя урок анализировать  абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все «элементы» - значит, схематизировать учебный процесс, упрощать его.
Анализируя уроки, нужно  учитывать следующие конкретные обстоятельства:
    особенности темы: могут быть уроки, где нет необходимости применять наглядные пособия или технические средства, вызывать учащихся к доске, работать с книгой и т.п.
    возможности школы: наличие в кабинетах технических средств обучения, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков и т.д.
    состав данного класса, уровень развития и способностей учащихся (известно, что нередко мнение об уроке составляется на основе ответов учащихся, контрольных работ, подготовки класса).
    Индивидуальность учителя, стаж его работы, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Изучение и анализ работы учителя – лишь из этапов изучения собственно самого учебно-воспитательного процесса.
Формы и методы педагогического  контроля за учебно-воспитательным процессом  – важное средство совершенствования  знаний учащихся, повышение педагогического  мастерства учителей, улучшения педагогического процесса, а также большая помощь в его изучении.
 
 
2.3 Определение сущности управления учебно-воспитательным процессом
 
 
Для определения сущности управления учебно-воспитательным процессом следует выявить, по словам В.А. Якунина, исходную единицу анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все процессы управления.
Принятие решения сопряжено  с целью управленческой деятельности и направлено на преодоление какого-либо противоречия, разрешение проблемы.
Структура индивидуальной управленческой деятельности, с точки зрения В.В. Давыдова, характеризуется следующими этапами:
    изучение состояния объекта управления, направленное на формирование его идеальной модели (или возникшей проблемной ситуации);
    поиск решений, направленных на разработку программы преобразования проблемной ситуации, в которую входят определенные задачи – проблемы, цели, общее планирование путей и средств достижения цели;
    организация исполнения, направленная на обеспечение выполнения программы руководства;
    организация контроля над реализацией решений.
По своей сути первый этап обеспечивает прогностические действия; второй этап – проектировочные; а третий и четвертый этапы – исполнительские, оценочные и контрольные действия.
Опираясь на представленное понимание сущности управления и  этапов управленческой деятельности, предложим следующее определение: управление учебно-воспитательным процессом  – это прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного  и взаимообусловленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающего  средствами мотивации и рефлексии  целесообразное направление их развития и саморазвития.
На основе данного определения  управления можно выделить основные умения, которыми должны владеть субъекты учебно-воспитательного процесса. Это:
    сбор и обработка информации;
    видение, прогнозирование, проектирование и анализ учебно-педагогической ситуации;
    выделение проблемы (причин возникновения данной ситуации);
    установление критериев достижения педагогической задачи;
    определение пути достижения поставленных целей;
    осуществление действий, направленных на решение задач;
    оценка достигнутого результата;
    реагирование на изменения, корректировка действий.
Данные умения в равной мере относятся и к деятельности учителя, управляющего учением школьника, и к деятельности ученика, управляющего своим учением.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
Любая деятельность, в том  числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу  основных закономерностей специалисты  внутришкольного управления относят  такие закономерности, как зависимость  эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др. В числе ведущих закономерностей внутришкольного управления называют также аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.
Вытекающие из закономерностей  управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора в практической деятельности.
К основным принципам относятся:
    демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;
    системность и целостность в управлении;
    рациональное сочетание централизации и децентрализации;
    единство единоначалия и коллегиальности;
    объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
Учебно-воспитательный процесс  должен полностью соответствовать  данным критериям управления, только тогда он может считаться правильно сконструированным.
 
 
2.4 Изучение взаимосвязей структурных элементов учебно-воспитательного процесса
 
 
Проектирование целостной  структуры рассматриваемого учебно-воспитательного  процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.
Все компоненты педагогического  процесса тесно связаны между  собой. Цель и содержание учебно-воспитательного  процесса требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и  организации этого процесса.
В структуре единого педагогического  процесса в самом общем плане  можно выделить три взаимосвязанных  элемента:
      учение;
      преподавание;
      воспитание.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.
В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
Сотворчество, с одной  стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика  с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.
Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика.
Изучение данных взаимосвязей может дать характеристику учебно-воспитательного  процесса, раскрывая индивидуальный подход учителя к каждому ученику, выбор учителем определенных методик преподавание в зависимости от индивидуальных способностей учеников.
 
 
2.5 Изучения документации учебно-воспитательного процесса
 
 
Документы, содержащие текстовую  и статистическую информацию о различных  сторонах учебно-воспитательного процесса, чаще используются на предварительных  этапах эксперимента, когда необходимо знакомство с исследуемым объектом, а также при проведении итогов – для более полной и объективной интерпретации результатов.
В качестве документов может  быть рассмотрена любая информация, зафиксированная в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т.д. В условия школы важнейшую информацию об учебно-воспитательном процессе содержат следующие документы:
    приказы по школе;
    классные журналы;
    картотеки трудновоспитуемых;
    планы: общешкольные, кружков, классных руководителей, учителей, методических объединений;
    планы и конспекты уроков;
    отчеты и протоколы собраний, заседаний, педагогических советов, родительского комитета, различных комиссий;
    результаты обобщения передового педагогического опыта;
    творческие отчеты.
Анализ документов деятельности учащихся, то есть результатов их обычной школьной работы, может использоваться как самостоятельный источник данных и как дополнительное подтверждение специальных контрольных данных. Изучаются:
    тетради учащихся;
    дневники;
    различные письменные работы: сочинения, домашние задания, решение задач;
    черновики выполненных заданий;
    рисунки, чертежи;
    продукты художественно-прикладного творчества;
    продукты технического творчества, различные поделки;
    выступления в классных и школьных органах печати;
Имеются приемы организации  анализа документов, одним из которых  является метод контент-анализа. Суть его заключается в том, что в текстах подсчитываются частоты употребления тех или иных терминов, оценок и т.д. и на основании этого делаются выводы, как связаны различные объекты, события, лица. При работе с вещественными атрибутами деятельности учащихся и педагогов необходимо знать кем, когда, где и с какой целью они были созданы.
 
 
Глава 3. Опытно-экспериментальная
 
 
Эксперимент в школе –  это целенаправленный поиск оптимальных  путей развития, путей достижения нового качества образование, информированности, самостоятельности, инициативы, воспитанности, адаптивности, социализации, учебных  и социальных компетенций, новых  знаний и способов работы при изменении ведущих составляющих образовательного процесса: целей, структуры, организации, управления, содержания образование образования, информационных и образовательных технологий, мониторинга образования и т.д.
Эксперимент призван показать либо прогрессивность предлагаемой идеи, либо её ошибочность.
Эксперимент может дать и  отрицательный результат, но не менее  ценный опыт.
Дети не могут быть предоставлены  сами себе, иначе они подпадают под влияние отрицательных факторов или негативной информации телевещания и др. Суметь сорганизовать детей, объяснить им необходимость общения, дружбы - вот основная задача  учителей, которые не навязывают свои взгляды, а пытаются вместе с детьми учиться жить в согласии и любви к ближнему, стараются научить детей сопереживать, ценить время и труд.
 
 
Диагностический этап
 
 
Перед проведением эксперимента, среди учеников 5 «А» класса мною было проведено анкетирование.
Предлагаю вашему вниманию анкету для определения уровня воспитанности, где каждый оценивает себя по пятибалльной шкале.
 
Анкета 
Долг и ответственность
    Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 5      4      3   2 1 
    Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 5     4    3 2 1
    Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 5      4     3 2 1
    Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 5        4   3 2 1 
Бережливость 
    Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 5      4   3 2 1 
    Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.  5 4 3 2 1 
    Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 5      4      3   2 1 
    Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).  5      4       3   2 1
Дисциплинированность
    Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.  5      4  3 2 1 
    Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 5      4      3   2 1 
    Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 5       4 3 2 1 
    Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 5       4 3 2 1 
Ответственное отношение  к учебе 
    Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 5     4     3 2 1 
    При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 5      4       3      2   1 
    Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).5  4 3 2 1 
    Аккуратен, исполнителен, точен. 5     4    3 2 1 
Отношение к общественному  труду
    Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 5      4      3   2 1 
    Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 5      4   3 2 1 
    Выполняю трудовые поручения родителей. 5       4 3 2 1
    Добросовестно выполняю все поручения. 5      4  3 2 1
Коллективизм, чувство товарищества
    Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 5      4   3 2 1 
    Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 5       4 3 2 1 
    Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 5       4 3 2 1 
    Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 5 4 3 2 1 
Доброта и отзывчивость
    Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 5       4 3 2 1 
    Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.5 4 3 2 1
    Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 5  4 3 2 1 
    Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 5       4 3 2 1
Честность и справедливость
    Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.  5    4    3 2 1
    Честно сознаюсь, если что-то натворил. 5     4     3 2 1 
    Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 5    4   3 2 1 
    Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.5  4 3 2 1 
Простота и скромность
    Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.5 4 3 2 1 
    Понимаю, что человека уважают не за деньги.5  4 3 2 1
    Иногда люблю похвастаться.5 4 3 2 1 
    Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности.5 4 3 2 1 
Культурный уровень
    Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.5  4 3 2 1
    Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.5    4 3 2 1
    Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.5      4 3 2 1
    Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)5 4 3 2 1 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.