На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституция - основной закон Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТИТУЛЬНИК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические сведения  о Конституции………………………………..……..4
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции……………………….…….4
1.2 Юридические свойства Конституции………………………………….…….5
2 Конституция Республики  Беларусь………………………………………..…..9
2.1 Этапы формирования  белорусской конституции…………………...………9
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.....16
2.3 Особенности белорусской Конституции……………………………….…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………….…..30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Сегодняшнее развитие содержания конституций обусловлено развитием  общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят  сво? отражение в эволюции конституционного законодательства.
Конституция Республики Беларусь является основным источником отрасли  конституционного права.
Однако как наша, так  и зарубежная конституционно-правовая (государственно-правовая) наука не ограничивается лишь этим аспектом исследования конституции.
Огромное значение конституции  в жизни всякого общества, ее принципиально  особое место во всей правовой системе  государства называют необходимость  всестороннего изучения конституции  как самостоятельного объекта научного познания.
Ученые анализируют понятие  и сущность конституции, предпосылки, способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в  правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.
В каждой стране своеобразными  путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми  или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории  развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние  на ход исторического процесса.
Конституция Республики Беларусь отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных  правовых актов.
Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся Конституции  как основного закона Республики Беларусь.
Для достижений указанной  цели встает необходимость рассмотрения следующих вопросов:
1) Понятие и социальная  сущность Конституции
2) Регулирующая роль и  юридические свойства Конституции
3) Общая характеристика  Конституции Республики Беларусь. Порядок принятия, внесения изменений  и дополнений.
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Теоретические  сведения о Конституции
 
1.1 Понятие и социальная сущность Конституции
 
Термин «конституция»  был известен еще в Древнем  Риме: так называли акты императора, имевшие высшую юридическую силу; использовался он и в период феодализма в Европе, но уже для названия различных актов. Современное значение термин «конституция» приобрел в  ходе буржуазных революций. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности государственного и общественного строя, гарантию своего участия в осуществлении государственной власти.
В настоящее время в  юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.
Наиболее общим определением конституции будет следующее: “  Конституция — это основной закон  государства, закрепляющий организацию  государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом  и гражданами (индивидуумами)”.
Формально Конституцию можно  определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует  другое название - Основной Закон. Ранее  предыдущие Конституции нашей Республики имели это второе (сопутствующее) название. Сейчас определение Конституции  Республики Беларусь как Основного  Закона содержится лишь в ее преамбуле.
Все современные конституции  закрепляют два важных аспекта, которые  составляют предмет конституционного регулирования:
1) провозглашение и гарантирование  прав и свобод человека и  гражданина;
2) организацию государственной  власти, а часто и определяют  основы конституционного строя,  форму государства (форму правления,  государственного устройства и  др.).
Конституция не является документом, выражающим абстрактную волю или  общее согласие. Как и право  в целом, Конституция отражает влияние  экономически и политически господствующих сил.
От обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком  смысле слова методы и формы осуществления  государственной власти. Предмет  правового регулирования конституционных  норм качественно отличается от предмета правового регулирования обычных  законов своей высшей политической важностью и фундаментальностью. Дата принятия конституции в истории  любого государства представляет собой  важнейшую веху, отмечающую переломный момент его развития.
Определение сущности Конституции  имеет большое значение для понимания  этого документа, выявление тех  целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
По мнению немецкого политического  деятеля Фердинанда Лассаля, сущность конституции представляет собой "фактические  отношения, силы, существующие в данном обществе".
В современный период также  принято считать, что конституция  имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – чисто марксистский, характеризующий  любое явление в обществе с  классовых позиций; конституция  в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые  интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции – это закрепление  в ней существующего конфликта  между классами.
Демократическая сущность конституции  будет тогда наиболее полной, когда  в ней оптимально с учетом международных  стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто Конституция принимается  в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и  выражаемых ими взглядах. Поэтому  нередко конституция - это итог компромисса  между ними, например, между правящими  силами и оппозицией. В этой связи  вполне уместным будет определение  сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и  политической свободе.
Современное общепринятое понимание  сущности конституции состоит в  том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются  пределы вторжения государства  в область прав и свобод человека и гражданина.
 
 
      Юридические свойства Конституции
 
Наряду с идеологическими  и политическими свойствами любая  конституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место  в общей системе правовых источников государства.
Как уже указывалось, конституция  является главным, основным законом  государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система  текущего законодательства, в ней  определяется компетенция государственных  органов. По этой причине конституцию  нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции  указывается, в каких случаях, для  дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.
Благодаря закрепленному  в конституции правовому статусу  органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых  ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством  по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое  свойство. Соответствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе. Приоритет  конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства  был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий  юридический вес, нежели Конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном  суверенитете был придан статус конституционного закона. Который обладал более  высокой юридической силой, нежели конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого  документа .
Юридический вес конституционных  норм предопределяется их верховенством  не только по отношению к разрабатываемым  нормативным актам, т.е. необходимости  базировать их на конституции, но и  обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции  на это обращается внимание.
Так, сначала в Законе от 15 марта 1991 г. "О порядке вступления в силу
Конституции", а затем  в разделе IX Конституции "Заключительные и переходные положения" предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции  Республики Беларусь. Установить факт несоответствия ранее принятого  акта новой Конституции - это, прежде всего обязанность того органа, который  его издал. Именно по этой причине  в постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 г. "О первоочередных мерах  по реализации Конституции 1994 г." предусматривалась  необходимость проанализировать раннепринятые  акты на предмет соответствия их Конституции  и при выявлении расхождений  внести соответствующие коррективы. Наряду с этими органами определенной автономией обладают правоприменители, которые могут применять лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат Конституции. Однако при не устранении противоречий в самом акте путем внесения в  него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких  актов, или их отдельных положений  недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (в Республике Беларусь - Конституционный  Суд).
Следующим важнейшим юридическим  свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко  это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята  в 1787 году, и действует уже более  двухсот лет, в нее внесено  всего 27 поправок. В свою очередь  во Франции было принято полтора  десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Оптимальное сочетание норм-целей  и норм конкретного характера  способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических  и социальных условий .
Стабильности конституции  в юридическом плане содействует  предусматриваемый в ней усложненный  порядок ее принятия.
Понятие и система функций  конституции
Социально-политическая сущность конституции, ее предназначение в обществе и государстве проявляются в  системе функций конституции. Функции  конституции – это основные направления  ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве. К числу  основных функций конституции относятся  юридическая, политическая и идеологическая .
Юридическая функция заключается в том, что конституция это главный источник права в стране, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать. Следовательно, конституция создает основы правопорядка в данном обществе и государстве и выступает мерилом законности поведения любых субъектов в них.
Политическая функция означает, что конституция устанавливает основы организации публичной власти в данной стране, в частности статуса государства и общественных объединений, их роли. Также основы участия населения в осуществлении управления обществом, в принятии и исполнении управленческих решений, она юридическими средствами оформляет и укрепляет (или наоборот, разрушает) политический режим, сложившийся в той или иной стране. Политическая функция неодинаково реализуется в государствах с различными политическими режимами. Если в демократических странах она направлена на стимулирование политической активности населения, создание реальных механизмов сто воздействия на публичную власть, то в авторитарных и тоталитарных государствах, наоборот, политическая функция заключается в свертывании такой активности и снижении до минимума возможностей влияния граждан на публичную власть.
Идеологическая функция  конституции выражается в том, что  в принимаемом им основном законе государство наиболее четко заявляет о тех духовных ценностях, на которые  оно ориентировано. В конституциях демократических государств это  свобода личности, незыблемость прав человека, демократия, Собственность, семья и т.п. Например, преамбула  Конституции США 1787 года провозглашает в числе главных целей принятия Конституции «содействие общему благосостоянию, а также обеспечение нынешнему и будущим поколениям благ свободы. Конституция Испании 1978 года в ст. 1 объявляет высшими ценностями государства «правопорядок, свободу, справедливость, равенство, политический плюрализм».
Духовные ценности, провозглашаемые  в конституциях недемократических  государств, исходят из признания  приоритета интересов общества и  государства над интересами человека. Например, социалистические конституции  в качестве высших ценностей нередко  признают цели построения коммунизма и другие постулаты марксистско-ленинской  идеологии. Конституции мусульманских  государств иногда провозглашают в  своих конституциях приверженность ценностям ислама. Исходя из сущности закрепленных в них духовных ценностей  высшего порядка, конституции формулируют  идеологическую стратегию государства  во всех областях общественных отношений.
Наконец, важной функцией конституции  является интеграционная, которая заключается  в том, что, комплексно регулируя  основы устройства общества и государства, конституция устанавливает важнейшие  правила взаимодействия их различных  элементов и согласования различных  социальных интересов, обеспечивает единство экономического пространства, территории и политической власти данной страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Конституция Республики Беларусь
 
2.1 Этапы формирования  белорусской конституции
 
За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994г.г.). Первые четыре Конституции Республики Беларусь безусловно имели свои специфические черты, однако, общим для них являлось то, что они имели явно классовый  характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все  было подчинено интересам вначале  социалистического, а затем и  коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и  Конституции БССР 1978г. было то, что  в них, как правило, не получали отражение  положения важнейших международных  документов о правах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный  характер, не имели прямого, непосредственного  действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
В первый период Советской  власти права и свободы в полном объеме закреплялись за рабочими и  крестьянами (трудящимися), а «эксплуататоры»  ограничивались в правах. Классовый  подход явно смягчился в период «развитого социализма», хотя все было подчинено  интересам укрепления социалистических отношений и развития коммунизма. В области прав и свобод преобладали  явно коллективистские начала. Воле большинства  должны быть подчинены все, отдельный  человек рассматривался в качестве «винтика» в сложной системе  отношений в обществе.
Первая Конституция БССР была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов (Приложение А). Образцом для нее стала Конституция  РСФСР. Ее содержание было пронизано  идеей диктатуры пролетариата, которая  и была прямо закреплена в Конституции. Провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая  система государственных органов  Беларуси. Была отменена частная собственность  на землю, передача в национальное достояние  образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий, вводилась всеобщая трудовая повинность.
В соответствии с Конституцией БССР высшая власть в республике принадлежала съезду Советов. В период между съездами ее осуществлял Центральный Исполнительный Комитет БССР, ответственный перед  съездом Советов. В состав ЦИКа было избрано 50 человек, в том числе 45 коммунистов, два бундовца, два члена  Еврейской социал-демократической  рабочей партии «Поалей-Цион», один меньшевик.
Были и прогрессивные  нормы, которые на практике к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашена  свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, однако на практике это привело  к наличию только официально выражаемой точки зрения. Предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации). Было предусмотрено равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. На территории БССР объявлялись государственными языками белорусский, русский, польский и еврейский языки. Основной лейтмотив первой Конституции «не трудящийся да не ест».
Вторая Конституция БССР была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Приложение В). К этому времени был образован  СССР, в 1924 году принята Конституция  СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его  состав, своих Основных Законов. Вторая белорусская Конституция юридически закрепила достижения белорусского народа в строительстве социализма, провозгласила БССР социалистическим государством диктатуры пролетариата, которое осуществляет свои задачи на основе союза рабочих и крестьян. Устанавливалось, что власть в республике принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Провозглашались  избирательные и основные гражданские  права трудящихся. В качестве одной  из основных задач республики определялось полное, всестороннее и бесплатное образование для рабочих и крестьян-бедняков.
Конституция БССР 1927 года на первый план также ставила права  «трудящихся». «Не трудящиеся» лишались ряда прав, например, проводить общественные мероприятия. Почетное право защищать революцию с оружием в руках  имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).
В середине 30-х годов ХХ века в СССР было провозглашено построение основ социализма. Социалистические отношения стали господствующими  в экономике, политике, социально-культурной области, что потребовало нового конституционного закрепления. Значительным событием общественно-политической жизни  этого времени стало обсуждение и принятие основных законов –  Конституции СССР (декабрь 1936г.) и  Конституции БССР (февраль 1937г.). Принятие новой Конституции было вызвано  изменениями, происшедшими в политической системе, в социально-экономической  жизни.
Трудящиеся БССР на протяжении пяти месяцев принимали активное, заинтересованное участие в обсуждении проекта Конституции СССР, одобренного  затем 20 ноября 1936 года Чрезвычайным XII Всебелорусским съездом Советов, а 5 декабря 1936 года – Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов. В Конституции  фиксировалось, что Советский Союз является социалистическим государством рабочих и крестьян при ведущей  роли рабочего класса и что политическую основу его составляют Советы депутатов  трудящихся. Основной Закон вводил всеобщее избирательное право с  прямым тайным голосованием без всяких ограничений, юридически закреплял  равноправие всех граждан независимо от их национальности и расы, провозглашал свободу слова, печати, собраний, право  объединения в общественные организации, что расширяло демократические права трудящихся.
В Конституции отмечалось, что экономическую основу страны составляют социалистическая система  хозяйства и социалистическая собственность (государственная и кооперативно-колхозная) на орудия и средства производства. В то же время допускалось существование  мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, основанного на личном труде. Конституция запрещала эксплуатацию человека человеком. В ней закреплялся  принцип планового развития народного  хозяйства. Целью социалистического  производства утверждались увеличение общественного богатства, подъем материального  и культурного социализма: «От  каждого – по его способностям, каждому – по его труду». Законодательно закреплялись социальные завоевания народа: право на труд, на отдых, на образование, на обеспечение в старости, в случае болезни, утраты работоспособности. Женщине  предоставлялись равные права с мужчинами.
Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 года. В ней  содержались основные политические положения Конституции СССР и  подчеркивалось, что в целях осуществления  взаимопомощи по линии экономической, политической, в деле обороны БССР добровольно объединилась с другими  равноправными советскими республиками в союзное государство – СССР. Каждый гражданин БССР объявлялся гражданином  СССР, а каждому гражданину другой республики на территории БССР предоставлялись  одинаковые права с гражданами Белорусской  республики. В Конституции БССР был  отражен факт победы социализма, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отменены ограничения избирательных прав «не трудящихся», закреплено равенство  граждан, расширен в целом круг прав и свобод граждан, например, были предусмотрены  нормы об обеспечении неприкосновенности личности, жилища, личной переписки  и др. К сожалению, провозглашенные  в Конституции гарантии прав не были реализованы в последствии на практике.
Таким образом, новая Конституция  БССР полностью соответствовала  Конституции СССР 1936г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит  трудящимся города и деревни в  лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной  жизни были отнесены к компетенции  СССР. Высшим органом государственной  власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал  Президиум и создавал правительство - СНК БССР. Существенным образом  была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов  во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Организация  высших органов государственной  власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.
В случае необходимости в  период между сессиями Верховного Совета его Президиум мог внести изменения  в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной  сессии Верховного Совета. Впервые  было произведено разграничение  между органами государственной  власти и центральными органами государственного управления.
Однако следует отметить, что элементы парламентаризации  оставались иллюзорными. Законодательствовал  фактически руководящий орган Коммунистической партии. На съездах Советов директивам партийных органов лишь придавались  юридически принятые формы. Регламент  представительного учреждения, как  правило временный, содержал в себе известную сумму самых элементарных правил проведения заседаний без  каких-либо попыток выхода на качественно  отличительные парламентские формы  работы.
Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом  БССР 13 апреля 1978 года. К этому времени, в 1977 году, была принята Конституция  СССР, в которой было провозглашено  построение развитого социализма и  общенародного государства. По существу эти положения нашли отражение  и в республиканской Конституции. К сожалению, ее недостатком явилась  излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась коммунистическая партия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти по существу были придатком единственной партии, действовавшей в обществе. В Конституции  БССР 1978г. прежней осталась система  органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной  власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий  в сессионном порядке, и Президиум  Верховного Совета - постоянно действующий  орган представительной власти. Верховный  Совет БССР как высший орган государственной  власти БССР стал "правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к  ведению Белорусской ССР", была определена исключительная компетенция  Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти.
Следует отметить, что Конституция 1978г. после десяти лет действия претерпела некоторые существенные изменения  в 1989-1990г.г. В 1989 году были внесены крупные  изменения, коснувшиеся порядка  организации и деятельности Советов  депутатов, в том числе Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990 году были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, приведшие к ликвидации монополии коммунистической партии на власть.
По предыдущей Конституции  Беларуси государство имело явно выраженный авторитарный аспект. Начиная  с 1989 года прежнюю Конституцию приходилось  постоянно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы  и главы. Особенно это коснулось  основ общественного строя Беларуси, положений, касающихся организации  и деятельности органов государственной  власти, статуса политических организаций. Раздел же о правах и свободах граждан  оставался до принятия новой Конституции  практически неизменным. В этом разделе  явно прослеживался патерналистский  характер государства.
Конституция 1978 года в 90-е  годы ХХ века стремительно превращалась в архаичный документ. Это в  решающей мере обуславливалось тем, что в конце 80-х – начале 90-х  годов в общественном сознании с  новой силой встала проблема обретения  республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии  одной партии на власть, утверждения  политического и экономического, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического  и экономического плюрализма. Совершенно иначе воспринимались ценности демократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении. Все  чаще политики обращались в таким  важнейшим документам, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный  пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и  др., многие принципиальные положения  которых даже не упоминались в прежней Конституции.
Изменения в Конституции 1978г. были направлены на обеспечение  разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси.
27 июля 1990 года была принята  Декларация Верховного Совета "О  государственном суверенитете Республики  Беларусь". Декларация провозгласила  "полный государственный суверенитет  Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту  государственной власти республики  в границах ее территории, правомочность  ее законов, независимость республики  во внешних отношениях".
Декларация стимулировала  принятие целого ряда новых законодательных  актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты  разрабатываемых нормативных правовых актов (например, 27 февраля 1991г. был  принят Закон "Об основных принципах  народовластия в Республике Беларусь").
В дальнейшем, 25 августа 1991г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании  которого были внесены изменения  и дополнения в Конституцию 1978г.
Объявление в 1991г. БССР независимым  государством явилось новым этапом развития белорусской государственности  и требовало новой идеологии, нового сознания и мышления. Сложностью осмысления процессов преобразования того времени в обществе и государстве  можно, очевидно, объяснить то длительное время, которое прошло от принятия Декларации о суверенитете БССР 1990г. до Конституции 1994г. Одновременно это доказывает новое  отношение к Конституции. В ней  должен был быть так или иначе  подведен итог процессам формирования государства на иной социально-экономической  основе, закреплены ориентиры общественного  развития, его перспективы. Содержательность Конституции свидетельствует о  том, что и разработчики, и обсуждавшие  и принимавшие Конституцию депутаты видели в конституционных нормах правообразующее начало. Именно в  этот период уходят истоки конституционного мышления.
В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции  Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994г. Согласно Конституции 1994г. высшим представительным постоянно  действующим и единственным законодательным  органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный  Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые  избирались сроком на пять лет.
В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей в  государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституция Республики Беларусь 1994г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.
Необходимость конституционной  реформы в 1996г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994г. изначально был заложен дисбаланс функций  и полномочий Верховного Совета и  исполнительной власти, возглавляемой  Президентом Республики Беларусь. В  противоречие с основополагающим принципом  разделения властей, который исходит  из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный  Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.
Таким образом, Верховный  Совет доминировал над двумя  другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и  изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые  изменения в Конституцию и  законы, признавать законы утратившими  силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.
 
Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой  редакции Конституции претерпел  раздел IV, посвященный организации  и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства  и судов. Произошло перераспределение  полномочий между указанными органами, их уточнение.
Конституционная реформа 1996г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и  гражданина, в учреждении двухпалатного  Парламента (Палаты представителей и  Совета Республики), в повышении  роли Правительства - Совета Министров  в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние  и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
В результате внесения в  Конституцию Республики Беларусь изменений  и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном  положении. Парламент приобрел более  свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской  модели высшего органа государственной  власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся  стандартам парламентаризма.
Принятие новой редакции Конституции в 1996г. подвело своеобразный “правовой итог” политическому  кризису того времени, что свидетельствует  об осознании места и роли Конституции  в политической и правовой жизни  общества, о потенциале Конституции  в качестве реально действующего юридического документа, и, что еще  важнее, о признании этого потенциала и этих возможностей.
В 2004 году Конституция Республики Беларусь подверглась очередной  редакции. Однако, следует отметить, что изменения ее текста касались только отдельных вопросов, связанных  с правовым положением Президента и  сроками его полномочий. При этом, характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее  гарантии прав и свобод человека и  гражданина, т.е. Конституция продолжила определять Республику Беларусь как  правовое, демократическое, светское государство.
Учитывая всю важность Конституции Республики Беларусь как  Основного Закона государства можно  сделать вывод о ее действительном значении в области развития правового  государства и гражданского общества, а текст этого документа является важным историческим источником, на основании  содержания которого можно сделать  вывод о социально-политической и экономической ситуации в стране, о взаимоотношении ветвей власти, о развитии общества в целом.
 
 
 
2.2 Общая характеристика Конституции Республики Беларусь. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь
 
 
Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных  норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она  имеет преамбулу, основную часть  и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом :
 
Преамбула
Раздел I. Основы конституционного строя
Раздел И. Личность, общество, государство
Раздел III. Избирательная  система. Референдум
Глава 1. Избирательная система
Глава 2. Референдум (народное голосование)
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд
Глава 3. Президент Республики Беларусь
Глава 4. Парламент - Национальное собрание
Глава 5. Правительство - Совет  Министров Республики Беларусь
Глава 6. Суд
Раздел V. Местное управление и самоуправление
Раздел VI. Прокуратура. Комитет  государственного контроля
Глава 7. Прокуратура
Глава 8. Комитет государственного контроля
Раздел VII. Финансово-кредитная  система Республики Беларусь
Раздел VIII. Действие Конституции  Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел IX. Заключительные и  переходные положения
 
В преамбуле весьма сжато  закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В  преамбуле предусматривается, что  Конституция является Основным Законом  Республики Беларусь.
Значение текста преамбулы  состоит в том, что ее положения  имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла норм Конституции.
Основная часть Конституции  состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят  из глав (всего восемь, глав).
В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства  как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, также  идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие .
Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и  гражданина.
Так, например, к числу  личных прав и свобод Конституция  Республики Беларусь относит:
- право на жизнь ;
- обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности ;
- никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в законную силу; тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность ;
- никто не должен принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи и близких родственников ;
- право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе и от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство и др.
Не допускается монополизация  средств массовой информации государством, общественными объединениями или  отдельными гражданами, а также цензура. Государство гарантирует своим  гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной  и своевременной информации о  деятельности государственных органов, общественных организаций, о политической, экономической и международной  жизни, состоянии окружающей среды .
Обеспечить выражение  политической воли граждан призвана статья 35 Конституции, в соответствии с которой гарантируется свобода  собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан. Порядок проведения таких мероприятий  определяется законом.
Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединений. Изъятия из этого права предусматриваются для судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащих, которые не могут быть членами политических партий, иных общественных организаций, преследующих политические цели.
Конституция предоставляет  гражданам право участвовать  в решении государственных дел  как непосредственно, так и через  свободно выбранных представителей. Непосредственное участие граждан  в управлении делами государства  обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и  вопросов республиканского и местного значения, другими определенными  законом способами.
Граждане Беларуси имеют  право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также, в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой, имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.
Каждый имеет право  направлять личные и коллективные обращения  в государственные органы, а должностные  лица обязаны рассмотреть поступившее  обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ  от рассмотрения поданного заявления  должен быть письменно мотивирован.
Уровень благополучия граждан  во многом определяется наличием у  них социально-экономических прав и созданием государством условий  для их реализации. В этом отношении  Конституция Республики Беларусь предоставляет  гражданам следующие права:
на труд как наиболее достойный  способ самоутверждения человека;
- на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку;
- на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением (в отношении лиц. которые работают по найму), на отдых и др.
Не менее важное значение для граждан имеют и культурные права. Конституция гарантирует  каждому право на образование; право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения; свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания.
Наиболее общей гарантией  прав и свобод граждан, имеющей наивысшую  юридическую силу, является сам конституционный  строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах  и нормах международного права. Эта  наивысшая гарантия трансформируется Конституцией в систему определенных прав граждан и обязанностей государства  по обеспечению прав и свобод.
Конституция Республики Беларусь гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту таких прав и свобод, осуществлять их регулирование.
В защите конституционных  прав и свобод заинтересованы все  граждане государства, т.к. это единственный документ, на основе которого может  стабильно функционировать государственно-правовой механизм, предоставляющий гарантии обеспечения политических прав и  свобод граждан.
Конституция Республики Беларусь как основополагающий документ для  организации и развития государства  и общества содержит ряд норм, обеспечивающих ее так называемую самозащиту.
Во-первых, это меры, направленные на ее стабильность, предотвращение необдуманных корректировок.
Во-вторых, возложение на всех, кто находится на территории Республики Беларусь обязанности соблюдать  Конституцию и законы.
В-третьих, само содержание Конституции таково, что она создает  условия для демократического развития страны без революций и потрясений. Важно только, чтобы лица, находящиеся  у власти, все граждане строго руководствовались  конституционными предписаниями. В  этих целях в Конституции закреплена система сдержек и противовесов.
Для исключения каких-либо предпосылок  к насильственному изменению  конституционного строя, а значит и  в конечном итоге самой Конституции, в ее тексте установлен ряд запретов. Например, запрещается создание и  деятельность политических партий и  других общественных объединений, имеющих  целью насильственное изменение  конституционного строя либо ведущих  пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Немаловажное значение в  гарантировании обеспечения политических прав и свобод граждан имеет тот  факт, что особые обязанности Конституция  возлагает на государственные органы и должностные лиц.
Например, Конституционный  Суд Республики Беларусь неоднократно в своих решениях обращал внимание на то, что согласно ст. 59 Конституции  государство обязано принимать  все доступные ему меры для  создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного  осуществления прав и свобод граждан  Республики Беларусь, предусмотренных  Конституцией, в том числе политических.
Кроме того, предусмотрен ряд  санкций по отношению к государственным  органам, нарушающим Конституцию и  принятые в соответствии с ней  законы, включая роспуск, отставку, привлечение к ответственности.
Важнейшим гарантом в обеспечении  прав и свобод граждан выступает  также Президент Республики. Эта  же миссия возложена и на Парламент  и его органы. Однако в системе  государственных органов выделяется специализированный орган, основная задача которого обеспечивать соответствие Конституции  всех иных нормативных актов, т.е. осуществление  конституционного контроля, которую  выполняет Конституционный Суд.
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право гражданина и самому защищать свои права и  свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных  лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных  организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.)
Нарушение прав и свобод может сопровождаться причинением  вреда человеку. Конституционная  гарантия в таких случаях состоит  не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения  прав и свобод. Отдельные виды ответственности  за причиненный вред закреплены в  специальном законодательстве.
Гражданин может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные  органы государства лишены права  принимать законы, отменяющие или  умаляющие эти права и свободы. Конституция же гарантирует незыблемость прав и свобод, служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или  любое снижение уровня гарантий тех  или иных прав и свобод требует  созыва Конституционного Собрания.
Таким образом, Конституция  содержит гарантийный механизм обеспечения  прав, свобод и обязанностей граждан, где в качестве конституционных  гарантий выступают положения, закрепленные статьями 58-62 Конституции Республики Беларусь, в частности подчеркивается, что никто не может быть принужден  к исполнению обязанностей, не предусмотренных  Конституцией и законами республики. Государство обязуется принимать  все доступные ему меры для  создания внутреннего и международного порядка, необходимого для осуществления  прав и свобод граждан.
То есть Конституция Республ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.