На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность бюджетных расходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

 

Введение 

     В XX веке во всем мире ускорился процесс  развития демократических принципов  в государственном устройстве и  управлении. В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.
     Бюджет  – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.
     Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует  глубокой реконструкции бюджетной системы, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.
     В последние годы в Российской Федерации  произошли существенные изменения  в системе управления региональными и местными бюджетами, связанные как с изменением налогового и бюджетного законодательства, так и с изменениями экономической ситуации в стране. Кардинально были пересмотрены и принципы построения межбюджетных отношений. Общие направления дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами были закреплены в утвержденной в августе 2001 г. Правительством Российской Федерации «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».
     Предложения по дальнейшему развитию бюджетной системы страны могут быть сведены к нескольким направлениям, одно из которых заключается в снижении объемов профицита с одновременным снижением налогового бремени для предприятий. Несмотря на возрастание рисков неисполнения бюджета в случае снижения налоговой нагрузки, предполагается, что это приведет к таким позитивным сдвигам, как увеличение расходов на внутреннее потребление и рост внутренних инвестиций. Между тем предварительный анализ ситуации, сложившейся в различных субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях, показывает, что имеются и многочисленные внутренние резервы в распределении бюджетных средств на региональном и местном уровнях, связанные с наличием многочисленных нерациональных расходов. Сокращение таких расходов при одновременном дополнительном снижении налогового бремени и повышении налоговой автономии региональных и местных властей также могут стать причинами роста деловой активности в регионах, безболезненности проведения структурных преобразований для населения, а также обеспечения социальной стабильности, повышения уровня жизни как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Исходя из этого, представляется целесообразным и особенно актуальным проведение анализа расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно этой теме посвящено исследование системы расходов бюджета субъекта РФ.
     Целью курсовой работы является исследование эффективность бюджетных расходов и проблемы ее обеспечения.
     Основными задачами работы являются:
    изучение экономического содержания и функционального назначения бюджетных расходов;
    рассмотрение разграничения расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации;
    анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы России, оценка их эффективности;
    определение перспектив повышения эффективности расходов бюджетов в России.
     В ходе исследования, прежде всего, были изучены труды различных авторов  по данной тематике: С.С. Артемьевой, С.С. Артоболевского, Л.Н. Балахничевой, А.О. Баранова, А. Барского, О.В. Богачевой, Е.В. Бушмина, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского, П.И. Вахрина, А.А. Волкова, Б.И. Герасимова, М. Глазырина, А. Гранберг, Л.А. Дьяконовой, А.Г. Игудина, В.И. Клисторина, Т.М. Ковалевой, О.И. Кушхова, М.М. Прусак, А.И. Трейвиш, Н.К. Фроловой, С.Н. Чернова, П. Шинкаренко и других авторов.
     В процессе написания данной работы были использованы также статистические данные Госкомстата РФ, периодические  издания, сеть Интернет и информационно-правовая система «Консультант-плюс».
 

       1. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Разграничение расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации  

     Бюджет – центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции – проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.
     Бюджет  представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь [36, с.125].
     В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов 20 ХХ в. доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.
     Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением [33, с.56].
     В условиях современной научно-технической  революции резко возросла роль человеческого  фактора, что требует нового подхода  к главному элементу производительных сил – человеку. Быстрые темпы  научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы –  просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.
     Бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов бюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.
     Сущность  и роль бюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность бюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:
     1. Бюджет – это основной финансовый план государства.
     2. Бюджет – самый крупный централизованный  денежный фонд страны.
     3. Бюджет является выражением экономических  денежных распределительных отношений,  т. е. он является частью  системы финансов, представляет  собой централизованные финансы.
     Бюджет  необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, который  служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно  выделить следующие функции:
     – распределительную (перераспределительную);
     – контрольную;
     – стимулирующую;
     – стабилизирующую;
     – регулирующую [35, с.188].
     Форма государственного устройства той или  иной страны накладывает отпечаток  на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти – федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки – межбюджетные трансферты, – целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.
     Помимо  федерального, региональных и местных  бюджетов, в бюджетной практике также  используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику [34, с.97].
     К задачам бюджета можно отнести:
     а) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы). Доходы бюджета – налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества;
     б) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы). Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.
     в) контроль.
     Основной  характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты (т.е. превышение расходов над доходами) государственных бюджетов.
     Как уже отмечалось выше, расходы бюджета  – денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия [22, с. 89]. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы [28, с. 21].
     Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных  средств на выполнение основных функций  государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.
     Первым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, на выполнение функций государства, и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:
     – государственное управление и местное самоуправление;
     – судебная власть;
     – международная деятельность;
     – национальная оборона;
     – правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
     – фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
     – промышленность, энергетика и строительство;
     – сельское хозяйство и рыболовство;
     – охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
     – транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
     – развитие рыночной инфраструктуры;
     – жилищно-коммунальное хозяйство;
     – предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
     – образование;
     – культура, искусство и кинематография;
     – средства массовой информации;
     – здравоохранение и физическая культура;
     – социальная политика;
     – обслуживание государственного долга;
     – пополнение государственных запасов и резервов;
     – финансовая помощь бюджетам других уровней;
     – утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
     – мобилизационная подготовка экономики;
     – исследование и использование космического пространства;
     – прочие расходы;
     – целевые бюджетные фонды [21, с. 17].
     В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды  Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).
     Законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации РФ в части целевых  статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
     Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень  функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.
     Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:
     1)текущие  расходы; 
     2)капитальные  расходы; 
     3) капитальный ремонт;
     4) приобретение земли; 
     5) предоставление кредитов.
     В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат [36, с.125].
     Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления.
     Бюджет, по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.
     В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав —бюджет. Именно через бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [33, с.56].
     Расходы государственного бюджета и его  доходы не всегда совпадают. Если расходы  больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная  ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Ключевой принцип финансовой политики - отсутствие бюджетного дефицита, обеспечение сбалансированности бюджета. Способы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия могут быть разными. Выделяют следующие способы финансирования дефицита: внутренние и внешние; добровольные и обязательные; банковские и небанковские; инфляционные и не инфляционные.
     Монетизация бюджетного дефицита или внутреннее банковское финансирование сопровождается увеличением дохода государства от печатания денег. Это является следствием повышения темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены [35, с.188].
     Дефицит государственного бюджета, который  непосредственно финансируется  Центральным банком РФ, оказывает сильное отрицательное воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных средств. Он порождает увеличение спроса на товары отечественного и импортного производства, что, и свою очередь, приводит к росту цен и инфляции. Негативные инфляционные последствия монетизации бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики ЦБ РФ. Эмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита применялся в России на протяжении определенного периода, связанного с переходом к рыночным отношениям.
     С бюджетным дефицитом в те или  иные периоды своей истории неизбежно  сталкивались многие государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное  для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
     Государственные бюджеты многих западных стран с  развитой рыночной экономикой продолжают оставаться и сейчас дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями 6юджетные дефициты в допустимых границах не рассматриваются как отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие развитые государства, хотя следует отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран [34, с.97].
     Комментарий в главе:
     Приведенный Вами материал (практически весь):
     -  не имеет прямого  отношения к теме;
     - несколько устарел  и не актуален.
     Обозначенные  в названии раздела  аспекты в параграфе  не раскрыты.  

     1) Вам в этом разделе  необходимо рассмотреть:
     - сущность и значение (необходимость)  расходов бюджета, а не бюджета в целом;
     - классификацию расходов бюджета в соответствии с действующим законодательством;
     - разграничение расходных  обязательств по  уровням бюджетной  системы (т.е. какие  расходные обязательства  закреплены за  РФ, какие – за  субъектами РФ, какие  – за муниципальными  образованиями)
      2) раздел должен заканчиваться выводами по нему.
 

       2. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы России, оценка их эффективности 

     Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен  на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
     Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе бюджетного послания Президента РФ и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование стабилизационного фонда РФ в резервный фонд и фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.
     Указанное выше разделение потребовало иного  структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы.
     При формировании нефтегазовых доходов  на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в  части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.
     Таблица 2.1
Расходы федерального бюджета на 2009—2011 гг. [28, с. 21]
  2009 г. 2010 г. 2011 г.
Общегосударственные вопросы 885 9,0 % 1 087 11,0 % 1135 8,2 %
Национальная  оборона 619 6,3 % 678 6,9 % 807 5,8 %
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 707 7,2 % 727 7,4 % 889 6,4 %
Национальная  экономика 1920 19,5 % 1 366 13,8 % 1371 9,9 %
ЖКХ 127 1,3 % 103 1,0 % 79 0,6 %
Охрана  окружающей среды 13 0,1 % 12 0,1 % 15 0,1 %
Образование 388 4,0 % 386 3,9 % 465 3,4 %
Культура, кинематография, СМИ 110 1,1 % 107 1,1 % ????????  %
Здравоохранение, физическая культура и спорт 323 3,3 % 325 3,3 % ???????? %
Социальная политика 320 3,3 % 329 3,3 % ???????? %
Межбюджетные  трансферты 3 443 35 % 3 725 37,7 % ???????? %
Cекретно 985 10,0 % 1 040 10,50% ???????? %
ИТОГО: 9 845 100 % 9 887 100 % ???????? %

 
     Нефтегазовые  доходы федерального бюджета составили: в 2008 г. – 2 465 676,9 млн. рублей (36,95%), в 2009 г. – 2 385 829,0 млн. рублей (32,15%), и в 2010 г. – 2 387 202,7 млн. рублей (29,6%), т.е. снижение составит 2,55% в абсолютном выражении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.