На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие бюджетного процесса в послекризисный период

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Академия  маркетинга и социально-информационных технологий
Факультет среднего профессионального образования 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: "Бюджетная система Российской Федерации" 

на тему: «Развитие бюджетного процесса в  послекризисный период»
  

      Выполнила
      Студентка 3 курса группы 09-СПО-Ф
      Специальности "Финансы по отраслям"
      Мазнова Екатерина Андреевна
      Руководитель
      Александрова  Лариса Павловна 
 

Работа  защищена
С оценкой ___________   «___»  ___________________2012 г 

Руководитель ___________  ______________
                                            подпись                     расшифровка 
 

Краснодар, 2012
Содержание
Введение 
1.Основные  характеристики периода докризисной  экономики………………..4
1.1 Год  1999- первый посткризисный……………………………………………6
1.2 Реальный сектор экономики………………………………………………….8
1.3 Макроэкономические показатели………………………...………………...11
1.4 Активизация деловой активности………………………………………..…12
1.5 Результаты и перспективы………………………………………...………...13
2. Бюджетное послание президента РФ…………………………………..……20
2.1 Первая волна кризиса и временная стабилизация………………...……….26
2.2 Вторая волна кризиса …………………………………..………………..….26
3. Третья  волна кризиса или восстановительный  рост…………………..…....29
Заключение
Список  используемой литературы
Введение 

     В последнее десятилетие XX в. Россия прошла достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются на федеральном уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось участие России в формировании конъюнктуры на мировых рынках товаров, капиталов и услуг. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми. 
Россия вступила в 2000 г. в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансово-экономического кризиса 1998 г. 
Восемь лет рыночных преобразований в России существенно изменили не только экономический уклад страны, но и создали уже значительный клаcс собственников и менеджеров, заинтересованных в долговременном подъеме экономики, готовых находить эффективные решения даже в условиях относительно неблагоприятной экономической ситуации. 
Однако финансово-экономический кризис, острая фаза которого пришлась на лето - осень 1998 г., высветил фундаментальные проблемы российской экономики, складывавшиеся продолжительное время.

     1.ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДА ДОКРИЗИСНОЙ  ЭКОНОМИКИ    
     В целом докризисный период российской экономики может быть условно  поделен на два этапа: 
    На первом этапе (1992-1994 гг.) осуществились основные реформы в соответствии с базовыми принципами рыночной экономики: либерализация цен, хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, приватизация, демонополизация. Одновременно неустойчивая, непоследовательная денежно-кредитная политика, при которой периоды ужесточения (зима - весна 1992 г., осень 1993 г., осень 1994 г.) сменялись периодами умеренно мягкой политики (лето - осень 1992 г., весна 1993 г., весна - лето 1994 г.), а также социально-политические коллизии 1993-1994 гг. не способствовали макроэкономической стабилизации, прекращению спада производства. В 1994 г. объем промышленного производства составил 56% от уровня 1991 г. и 51% от уровня 1990 г. Уровень потребительских цен возрос за 3 года в 773 раза. 
    Переломным моментом можно считать валютно-финансовый кризис осени 1994 г. и объявление Правительством РФ в октябре того же года о начале нового этапа финансовой стабилизации: правительство отказывается от использования кредитов Центрального банка для финансирования дефицита бюджета и переходит с этой целью к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках. 
    Переход с 1995 г. к новой денежно-кредитной политике Правительства РФ и Банка России - второй этап докризисного периода - требовал адекватных и комплексных действий во всех сферах экономики и финансов. 
    Отказ Правительства РФ от кредитования Центробанком и переход на использование механизма внутренних и внешних заимствований предполагали существенное сокращение нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако все последующие годы постоянно откладывалось реальное осуществление необходимых структурных реформ и реформы бюджетной сферы. 
    Текущие проблемы, в том числе сокращение задолженности бюджетов по заработной плате, возросшей в несколько раз в первом полугодии 1996 г., поддержка агропромышленного комплекса и др., решались за счет нарастания государственного долга, что резко сокращало объемы собственных и заемных средств для инвестиций и обновления технологий. 
    Все нарастающая система ГКО и ее обслуживание нарушили баланс потоков между реальным и финансовым секторами экономики. В 1998 г. уже более половины доходов федерального бюджета, создаваемых в конечном счете реальным сектором экономики, уходило в финансовый сектор в виде обслуживания государственного долга, что истощало реальный сектор, подрывало базу для его долгосрочного роста, хотя внутрипроизводственные и институциональные основы для роста были созданы уже к 1997 г. 
    Чрезмерное использование внешних заимствований и энергосырьевая структура экспорта обусловили высокую степень уязвимости российской экономики по отношению к изменениям на мировых товарных и финансовых рынках. 
    Резко усилилось структурное несоответствие между конечным спросом и производством, характеризующееся значительно более глубоким спадом производства по сравнению с потреблением: при сокращении в 1992-1998 гг. ВВП почти на 40% объем розничной торговли снизился лишь на 4,5%. В условиях, когда капитальные вложения и государственные закупки сократились до критических размеров, умеренная динамика потребления населения поддерживалась за счет импорта, его масштабы зависели от экспорта сырья и энергоносителей, производство же для внутреннего рынка сокращалось. 
    В условиях ухудшения торгового и платежного балансов страны в 1997 г. и первой половине 1998 г. осуществлялась политика удержания курса рубля в рамках объявленного коридора в ущерб другим параметрам рынка. 
    Из-за нереально высокого курса рубля снижалась конкурентоспособность российской продукции на внешних и внутренних рынках, углублялось противоречие между возможностями производства и спросом на отечественную продукцию. 
    Сокращающийся приток валюты в результате ухудшения платежного баланса уже не обеспечивал потребность даже в постоянном по масштабу вывозе капитала. Дополнительный кредит МВФ, полученный в июле 1998 г., уже не мог смягчить эту проблему. 
    Правительство в условиях ослабления воли государства уже не могло или не способно было решить эти противоречия. Эти противоречия должны были разрешиться кризисом, последствия которого, прежде всего значительное падение уровня жизни населения и дальнейшее ухудшение инвестиционного климата, послужили платой за их отложенное решение. 
    Вместе с тем Правительство РФ в целом смогло правильно оценить сложившуюся после кризиса ситуацию, которая кардинально отличалась от докризисной. Экономическая политика, проводимая после кризиса 1998 г., и ряд благоприятных внешнеэкономических факторов, сложившихся в 1999 г., позволили избежать варианта развития событий по худшему сценарию и укрепить предпосылки для последовательной нормализации экономической ситуации в стране.
 

     1.1 Год 1999- первый посткризисный     

     Итоги 1999 г. подтвердили сохранение тенденции  непрерывного улучшения экономической  и финансовой ситуации, сформировавшейся в начале 1999г. 
    Рост промышленного производства составил 8,1%. При этом промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в области финансов предприятий: значительным ростом прибыли, сокращением количества убыточных предприятий, увеличением оборотных активов промышленных предприятий в денежной форме. 
    После длительного периода спада в 1999 г. отмечен рост инвестиций в основной капитал, прежде всего за счет собственных средств предприятий. Наблюдается оживление в жилищном строительстве. 
    Значительно улучшилась динамика поступлений доходов в бюджет. Снизилась задолженность по выплатам заработной платы, полностью погашена задолженность по выплатам пенсий. Сократилась численность безработных. 
    Достигнуты высокие объемы сальдо внешнеторгового баланса. Это позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить минимально необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. 
    Позитивным изменениям в экономике (в первую очередь улучшению торгового баланса и промышленному росту) способствовали изменение соотношения рубля и базовых мировых валют в ходе девальвации рубля и улучшение конъюнктуры внешних рынков. С августа 1999 г. стоимостной объем экспорта начал превышать уровень соответствующего месяца предыдущего года. 
    Существенное значение имели меры по стабилизации социально-экономической ситуации, принятые Правительством РФ и Банком России в посткризисный период:

    восстановление расчетно-платежных операций, реанимация банковской системы, повышение ликвидности банков;
    сокращение задолженности федерального бюджета за выполненные работы и поставки и реструктуризация кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;
    сокращение налоговой нагрузки на реальный сектор и значительное ослабление долговой нагрузки на экономику;
    ограничение роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и обеспечение соблюдения экономически обоснованных принципов ценообразования на их продукцию и др. 
        Вместе с тем тенденции общего оживления ситуации в экономике еще не могут быть признаны устойчивыми. 
        Динамика промышленного производства в последние месяцы 1999 г. свидетельствует, что действие благоприятных факторов, связанных с девальвацией рубля, исчерпало себя. 
        Не преодолено кризисное состояние сельского хозяйства, в первую очередь животноводства. Из-за крайне неблагоприятных условий недостаточен валовой сбор зерна в 1999 г., что, по всей видимости, приведет к его импорту, в основном для использования в животноводстве. 
        Несмотря на улучшение динамики реальных денежных доходов населения в последние месяцы 1999 г., в целом за год они характеризовались заметным спадом, что, помимо влияния на социальную ситуацию, сдерживало экономический рост. 
        Инвестиционная активность все еще недостаточна для требуемых структурных изменений в экономике и долговременного устойчивого экономического роста. Ряд отраслей, прежде всего топливной промышленности, получая высокие финансовые результаты, сдерживают объемы инвестиций в переоснащение производства и тем самым подрывают перспективы развития не только своих отраслей, но и экономики в целом. Не созданы условия, при которых отечественный капитал не утекал бы из страны, а инвестировался в российскую экономику. 
        Сохраняется напряженной ситуация в бюджетной сфере. Она усугубляется проблемами обслуживания внешнего долга и отсутствия кредитования со стороны МВФ.

     1.2 Реальный сектор экономики     

     Объем промышленного производства увеличился в 1999 г. к предыдущему году на 8,1% (рис. 1). 
    Вместе с тем рост промышленного производства в значительной степени компенсировал его спад, допущенный в 1998 г. (на 5,2% относительно 1997 г.). По сравнению с 1997 г. объем промышленного производства в 1999 г. увеличился на 2,5%. 
    Предпосылки оживления промышленного производства сложились после резкой девальвации рубля, создавшей благоприятные возможности для роста экспорта и снижения конкурентоспособности импортных товаров на российском рынке. 
На рост промышленного производства оказали воздействие следующие основные факторы:

    активизация поставок на экспорт, в результате объем выпуска продукции химической и нефтехимической промышленности в 1999 г. составил 121,7% к уровню 1998 г.; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 117,2%; черной и цветной металлургии - соответственно 114,4 и 108,5%, угольной промышленности - 108,8%;
    развитие процессов импортозамещения в обрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности (темп роста производства составил 120,1%), стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности (119,5%), машиностроении и металлообработке (115,9% благодаря в первую очередь наращиванию выпуска автомобилей и электробытовых приборов), пищевой промышленности (107,5% за счет продукции кондитерской, макаронной, масложировой, парфюмерно-косметической, пивоваренной, табачно-махорочной промышленности). Импортозамещение способствовало также вытеснению подпольных производств в спиртовой и ликеро-водочной продукции, базирующихся на контрабандном импортном сырье;
    увеличение поставок на внутрироссийский рынок продукции (например, стальных труб) в результате мер, ограничивающих импорт конкурирующих товаров;
    расширение государственной поддержки ряда промышленных производств (увеличение оборонного заказа, значительный рост продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения вследствие расширения ее поставок для лизинга в агропромышленном комплексе и др.);
    значительное улучшение финансового положения промышленных предприятий.
    Действие отмеченных факторов наиболее отчетливо проявилось в период с января по август 1999 г., когда происходил устойчивый помесячный рост производства с учетом элиминирования сезонности. Однако с сентября рост замедлился, что явилось следствием насыщения соответствующих сегментов внешних рынков продукцией российского сырьевого экспорта; истощения резервов импортозамещения, обусловленных сокращением импорта товаров в условиях ограничения платежеспособного спроса населения (сколько-нибудь существенные резервы импортозамещения к началу 2000 г. сохраняются лишь в легкой промышленности); опережающих темпов инфляции в промышленности по сравнению с темпами роста потребительских цен с февраля 1999 г., что обусловило рост издержек производства. 
        Основными факторами, которые могут препятствовать устойчивому росту промышленного производства в ближайший период, являются:

    низкие реальные доходы населения, еще не восстановившиеся к началу 2000 г. до предкризисного уровня;
    минимум возможностей дальнейшего существенного и устойчивого наращивания экспорта сырьевых товаров; низкая конкурентоспособность продукции отечественной перерабатывающей промышленности на внешних рынках;
    недостаточный спрос на продукцию инвестиционных отраслей вследствие высоких рисков осуществления долгосрочных капитальных вложений, что в свою очередь сдерживает обновление основного капитала;
    чрезмерно высокие издержки производства в промышленности, являющиеся следствием низкого уровня менеджмента на большинстве промышленных предприятий, сохраняющегося для многих из них давления на производственные затраты расходов по содержанию объектов социальной сферы, гипертрофированного развития сети посредников при реализации продукции, сохранения высокой доли не денежных расчетов между продавцами и покупателями.
 
     1.3 Макроэкономические показатели 

     Начиная с марта 1999 г. сохранялись умеренные  темпы инфляции: в пределах 2-3% в  месяц, а с августа - 1,2-1,5%. 
    Это было обусловлено достаточно взвешенной финансовой и денежно-кредитной политикой, а также ограничениями со стороны платежеспособного спроса населения. В целом за 1999 г. прирост цен на потребительском рынке составил 36,5%. 
    Цены производителей промышленной продукции выросли за 1999 г. на 67,3%. 
    На более высокой динамике цен в промышленности сказывались расширение спроса на отечественную продукцию вследствие активного импортозамещения, рост поставок на экспорт, повышение цен мировых рынков на нефть и нефтепродукты, цветные металлы и ряд других видов товаров российского экспорта. 
    Вместе с тем с августа 1998 г. по декабрь 1999 г. темп инфляции в промышленности был все еще заметно ниже, чем на потребительском рынке (примерно 2,07 раза против 2,42 раза) (рис. 2). 
    Итоги исполнения федерального бюджета показывают существенные позитивные сдвиги в этой сфере в 1999 г. Впервые за последние годы бюджет исполнен с перевыполнением: по оценкам Минфина, доходы федерального бюджета составили 13,7% от ВВП, что примерно на 1,5 процентных пункта выше, чем в 1998 г., и на 29,1% выше годового планового задания по доходам; первичный профицит бюджета составил 2,4% от ВВП и превысил на 0,4% от ВВП целевой показатель, предусмотренный Заявлением Правительства РФ и Банка России об экономической политике в 1999 г. 
    Мобилизации значительных средств в бюджет способствовали улучшение финансового состояния предприятий, увеличение доходов экспортеров, дополнительное налогообложение экспорта, увеличение ставок косвенных налогов, улучшение налогового администрирования, а также перераспределение части налогов между федеральным и региональными бюджетами. 
    В 1999 г. Банк России проводил умеренно жесткую денежно-кредитную политику. В условиях роста спроса на национальную валюту объем денежной массы (агрегат М2, национальное определение) возрос на 57% (в реальном выражении - на 15%) (рис. 3). 
    При этом произошли позитивные сдвиги в структуре денежной массы: при сокращении удельного веса наличных денег в обращении увеличилась доля банковских депозитов - менее ликвидного компонента денежной массы. 
    

     Опережающий рост средств на счетах предприятий  и организаций был обеспечен  позитивными тенденциями в динамике их доходов как следствие роста  объема промышленного производства, снижения издержек и повышения рентабельности многих экспортных и импортозамещающих  предприятий после девальвации  рубля. Фактором, ограничивающим темпы  роста вкладов населения в 1999 г., был низкий уровень реальных доходов  домашних хозяйств. 
    В условиях стагнации альтернативных секторов финансового рынка существенно возросший уровень ликвидности банковской системы оказывал давление на курсовую динамику. Официальный курс доллара к российскому рублю в номинальном выражении повысился за год на 30,8%. Индекс реального курса доллара к рублю, рассчитываемый с учетом инфляции, снизился на 1,5%. 
    Впервые за годы реформ в целом за 1999 г. достигнут рост инвестиций в основной капитал, объем которых составил к предыдущему году 104,5%. Это обусловлено увеличением капитальных вложений за счет собственных средств предприятий и иностранных инвестиций в российскую экономику. 
    Вместе с тем долгосрочные инвестиции продолжают сдерживаться высокими рисками и неприемлемой для большинства предприятий реального сектора стоимостью кредитных ресурсов. Несмотря на происходящий рост реального предложения денег в экономике, период активного инвестирования их в производство банками еще не наступил. В реальном выражении (с учетом инфляции) докризисный уровень кредитования банками производства не восстановлен. 
    Сложившаяся динамика инвестиций не обеспечивает простого воспроизводства основного капитала. Прогрессирует процесс старения основных фондов.
 

     1.5 Активизация деловой активности 

     Ценой разрешения валютного вопроса стало  значительное падение уровня жизни  основных категорий населения. 
    Реальные располагаемые денежные доходы населения в целом за 1999 г. составили к уровню предыдущего года около 84,3%, а к 1997 г. - 70,5%, в том числе реальная заработная плата - 77,2 и 67% соответственно. Еще более значительным оказалось снижение пенсий, их размер в реальном выражении составил в 1999 г. 61% от уровня предыдущего года. 
    Вместе с тем в течение года происходило постепенное восстановление реальных доходов населения, резко снизившихся в период обострения кризиса. Это было связано с повышением зарплат работникам бюджетной сферы, с индексацией пенсий и компенсационными выплатами пенсионерам, с улучшением финансового положения предприятий и организаций (что увеличило их возможности по повышению выплат своим работникам), а также со значительным сокращением с начала года задолженности по заработной плате. 
    Восстановление доходов наименее обеспеченных групп населения происходило более медленными темпами, чем групп с высокими доходами, так как относительный рост реальных доходов в значительной степени был обеспечен предпринимательскими доходами.  
    В результате продолжился рост социально-экономической дифференциации в обществе. Коэффициент дифференциации доходов по сравнению с предыдущим годом заметно возрос. 
    Высокой долей (около 80%) характеризовались доходы, используемые на покупку товаров и оплату услуг при перераспределении потребительских расходов в пользу продуктов питания. Существенно снизилась по сравнению с 1998 г. доля доходов, использованная на покупку валюты. Продолжался постепенный рост остатков вкладов населения на рублевых счетах в Сбербанке России, наметившийся с октября 1998 г., и в коммерческих банках (с апреля 1999 г.). Вместе с тем не достигнут докризисный уровень этого показателя по остаткам вкладов в Сбербанке в реальном выражении (с учетом индекса инфляции), а в коммерческих банках даже в номинальном выражении. 
    Оборот розничной торговли в 1999 г. составил 92,3% от уровня предыдущего года. В течение года, и особенно в последние месяцы, происходило восстановление динамики этого показателя. Качественно изменилась структура оборота розничной торговли, в которой повысилась доля относительно более дешевых товаров, в том числе за счет роста доли товаров отечественного производства (доля отечественной продукции в товарных ресурсах розничной торговли возросла в ценах I кв. 1998 г. с 52-53% в I и II кв. 1998 г. до 71% в III кв. 1999 г.). 
    Активизация деловой активности в реальном секторе экономики сопровождалась развитием позитивных процессов на рынке труда. Начиная с февраля наблюдалась устойчивая тенденция роста числа занятых и сокращения общей численности безработных, а также числа граждан, зарегистрированных в службе занятости. При этом рост численности занятых (в целом за 1999 г. на 1,8 млн чел.) произошел впервые за все время с начала реформ. 
    Общая численность безработных сократилась за 1999 г. с 9,73 до 9,1 млн чел. (с 13,3 до 12,3% экономически активного населения). В результате показатели общей безработицы вернулись на уровень докризисных значений. 
    Вместе с тем при определенных позитивных сдвигах на рынке труда ситуация на нем оставалась достаточно нестабильной, что выражалось в существовании застойной безработицы, широком распространении вынужденной неполной занятости и тесно связанной с ней проблемой избыточной занятости. 
    Эти проблемы оставались нерешенными главным образом из-за медленного хода структурных реформ в реальном секторе экономики, которые не сопровождались необходимыми масштабами банкротства убыточных предприятий. 
    Внешнеторговый оборот России (на основе статистических данных Госкомстата, оперативной информации ГТК и оценок Минэкономики, с учетом официально не регистрируемой торговли) в 1999 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 13,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 10,6%. 
    Положительное сальдо торгового баланса составило 33,3 млрд долл. (в 1998 г. - 15,1 млрд долл.), в том числе со странами дальнего зарубежья - 31,2 млрд долл. (в 1998 г. - 13,4 млрд долл.). 
    При стабилизации общего объема экспорта из России экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился по сравнению с 1998 г. на 5,7%. 
    Проявившаяся в 1998 г. и в начале 1999 г. тенденция снижения мировых цен на сырьевые товары сменилась с конца марта их устойчивым ростом, особенно на нефть. Росту цен способствовали такие факторы, как быстрое расходование складских запасов сырой нефти во всем мире, увеличение темпов мирового экономического роста, заявление стран - членов ОПЕК о намерении продлить действие ограничений на добычу нефти до 1 апреля 2000 г., приостановка экспорта нефти Ираком. Цена на российскую нефть к концу 1999 г. превысила 25 долл. за баррель, что является самым высоким значением с января 1997 г. 
    Со второй половины 1999 г. отмечен рост цен на газ. 
    Вместе с тем рост общего объема экспорта обеспечивался главным образом на основе увеличения физических объемов топливно-энергетических и сырьевых товаров за счет переброски ресурсов с внутреннего рынка. 
    К настоящему времени такие возможности находятся на пределе: вывоз нефти и нефтепродуктов достиг двух третей нефтедобычи, минеральных удобрений, целлюлозы, алюминия - свыше 70%, стального проката - более 50% производства. 
    Импорт в Россию в 1999 г. снизился против предыдущего года на 30,5%, в том числе из стран дальнего зарубежья - на 31,6%. 
    На формирование российского импорта в 1999 г. прежде всего оказывали влияние такие факторы, как девальвация рубля, низкий уровень платежеспособного спроса со стороны населения, недостаточная инвестиционная активность, а также меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения. 
    Вместе с тем анализ помесячной динамики за 1999 г. показывает устойчивую тенденцию к стабилизации импорта.
 

     1.6 Результаты и перспективы    
     Таким образом, результаты социально-экономического развития за 1999 г. по ряду важнейших  макроэкономических показателей оказались  выше в сравнении с первоначальным прогнозом. 
    Это относится прежде всего к динамике промышленного производства и ВВП: темпы их роста составили 108,1% к 1998 г. и 103,2% соответственно против 97-100% по первоначальному прогнозу. Сказалось более интенсивное, чем ожидалось, использование благоприятных условий наращивания экспорта сырьевых товаров и развития процессов импортозамещения. 
    Снижение импорта в целом за 1999 г. по сравнению с 1998 г. составило, по оценке, почти 32% против 7% по прогнозу. Помимо влияния на рост производства, это обусловило существенно более высокое положительное сальдо внешнеторгового оборота: 33,3 млрд долл. против 21,5 млрд долл. по прогнозу. 
    Рост потребительских цен превысил ценовой уровень в 30%, однако инфляция была значительной лишь в первые два месяца 1999 г. в силу сохранения с конца 1998 г. инфляционных ожиданий, подогретых неосторожными высказываниями ряда экономистов и политиков, а также отсутствием положительных итогов в переговорах с МВФ о предоставлении кредита российскому правительству. Без учета двух месяцев темп инфляции в годовом исчислении составил около 27%. 
    В условиях общего экономического оживления несколько ниже прогнозируемых оказались размеры безработицы (по официально зарегистрированной безработице - около 1,6 млн человек в среднем за год против 2,4 млн человек). 
    Если сформулировать кратко, то основными причинами более высоких, чем ожидалось, показателей развития экономики являются:

    своевременно принятые Правительством РФ меры по стабилизации и активизации социально-экономического развития;
    более жесткие, чем объявлялось, бюджетная политика, политика платежно-расчетных отношений, сдерживание цен на продукцию естественных монополий;
    более высокие мировые цены на нефть;
    форсированное использование российскими производителями возможностей импортозамещения и наращивания экспорта;
    достаточно гибкая валютная политика Банка России. 
        Только часть этих факторов продолжит свое действие в 2000 г. и последующие годы. Вместе с тем для российской экономики в целом складываются благоприятные условия в ближайшие годы. 
        Задача состоит в том, чтобы разумно ими распорядиться, в первую очередь прилагая усилия в направлении создания благоприятного климата для инвестиций и осуществления намеченных структурных реформ.

     Экономика России продолжает восстанавливаться  после международного финансового  кризиса. В 2011 году существенно вырос объем бюджетных доходов, замедлилась инфляция. Вместе с тем нельзя игнорировать все более пессимистические оценки перспектив мировой экономики. Опыт последних лет показал, что в современных условиях ухудшение экономической ситуации в группе ведущих стран влечет за собой дестабилизацию глобальных финансовых и сырьевых рынков, мировой торговли и в конечном счете сказывается на положении во всех странах.
     Начиная с 2010 года приоритетной задачей экономической политики во всем мире стало восстановление макроэкономической безопасности и оздоровление бюджетных показателей. Для этого правительствами большинства стран был взят курс на переход от политики стимулирования к политике консолидации бюджетных ресурсов. Были приняты решения о расширении налоговых баз (Германия), замораживании зарплат в бюджетном секторе (Италия), пенсионной реформе (Франция, Испания), сокращении расходов и повышении ставок НДС (Испания, Великобритания). В некоторых странах источником дополнительных доходов стали налоги на доходы в финансовой сфере. Ужесточились требования к финансовым организациям, ряд стран (Великобритания, Франция, Италия) ввел повышенные налоги (до 50 %) на бонусы сотрудников банковского и финансового сектора.
     Россия  в этот же период начала постепенно возвращаться от чрезвычайных расходов кризисного периода к нормальной бюджетной политике, обеспечивающей долгосрочную устойчивость. Следующий шаг был сделан в 2011 году, когда восстановление макроэкономической сбалансированности вышло на 1-ый план.При бюджетном планировании использовались консервативные предположения по цене на нефть (75 долл./баррель). Вопреки опасениям аналитиков, предсказывавших значительное увеличение государственных расходов в предвыборный период, правительство приняло рациональную политику использования дополнительных доходов. Было решено, что дополнительные нефтегазовые доходы будут сохраняться, тогда как остальные доходы могут частично тратиться. В результате принятия поправок к закону о федеральном бюджете предусмотрено расходование лишь 1/5 дополнительных доходов. Фактически по итогам 2011 года бюджет исполнен с профицитом 0,8 % ВВП (вместо дефицита в 3,6 % ВВП — согласно исходным параметрам). Кроме того, после перерыва вновь начал увеличиваться Резервный фонд, который впоследствии может послужить важной «подушкой безопасности».
     2. БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ   

     Бюджетная политика страны в следующие три  года должна быть направлена на формирование модели экономического роста, основанного  на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе  предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Необходимые для этого меры вошли  в Бюджетное послание главы государства  на 2012-2014 годы.
     Вчера президент Дмитрий Медведев подписал и направил в правительство свое Бюджетное послание на 2012-2014 годы. Но по сложившейся в последние несколько  лет традиции лично озвучил основные тезисы документа членам кабинета министров  и руководству обеих палат  парламента.
     В предыдущие годы, отметил глава государства, бюджетная система справилась с  задачей поддержания восстановления экономики после мирового финансового  кризиса. В прошлом году ВВП вырос  на 4 процента, столько же правительство  ждет и в этом. Удалось существенно  сократить дефицит бюджета и  выполнить все социальные обязательства. Теперь же пора переключать бюджетную  политику на новые задачи послекризисного роста, который структурно должен отличаться от тех моделей, что были в экономике до этого.
     - В ближайшие годы в России  должна быть сформирована принципиально  новая модель экономического  роста, - заявил Дмитрий Медведев. - Она должна быть основана  на росте частной инициативы, на массовых инновациях, на эффективной  системе публичных услуг, на  качественной финансовой и производственной  инфраструктуре.
     Все это основы модернизационной политики главы государства, планомерно реализуемой им в последние несколько лет. И в этом смысле очередное Бюджетное послание больших откровений не несет.
     "Все,  что здесь сказано, все в  работе, - подчеркнул помощник президента  Аркадий Дворкович. - Здесь нет абсолютно новых идей". Строго говоря, бюджетная политика, которая и годом раньше переводилась на модернизационные рельсы, получила уточнения, соответствующие этому видению экономического развития страны на ближайшую перспективу.
     Это касается текущих вопросов. А вот  в плане стратегического планирования - не позднее следующего года должны увидеть свет ряд    новых  долгосрочных документов. "Первое. Следует  интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны", - заявил Медведев членам кабинета министров. Так, не позднее 2012 года правительство  должно утвердить долгосрочный экономический  прогноз, стратегию долгосрочного  развития России и увязанную с  ней бюджетную стратегию.
     Первый  документ, о котором Дмитрий Медведев коротко упомянул, выступая на Петербургском  международном экономическом форуме, должен содержать расчеты вплоть до 2030 года, отметил Аркадий Дворкович. Два других пока не объявлены в качестве базовых, но должны быть приняты в те же сроки и рассчитаны не менее чем на 10 лет. То есть на 2013-2023 годы.
     - Надо начать полномасштабное  внедрение с 2012 года программно-целевого  принципа организации деятельности  органов исполнительной власти  и, соответственно, программных бюджетов  на всех уровнях управления, в  том числе утвердить основные  государственные программы, - также  заметил Медведев.
     "Второе. Начиная с 2015 года, следует ввести  правила использования нефтегазовых  доходов и ограничения на размер  дефицита федерального бюджета", - указал глава государства. При  этом в оставшиеся до этого  срока годы необходимо создать  соответствующие предпосылки для  введения новых правил. Проблема  по-прежнему - в зависимости от  конъюнктуры на внешних рынках.
     В этом году, например, дефицит российского  бюджета ожидается ниже 1,5 процента. Все благодаря неожиданно высоким  ценам на ресурсы. "В трехлетнем бюджете речь, скорее всего, пойдет о стабилизации, а не о снижении дефицита", - отметил Дворкович. Ниже 1,5 процента дефицит вряд ли упадет, но и выше трех не ожидается.
     Третий  тезис касается уже известного снижения ставок страховых взносов с 2012 года. Как известно, общий уровень будет  сокращен с 34 до 30 процентов, а для  малого бизнеса и некоммерческих организаций, занимающихся социальным обслуживанием граждан и благотворительностью, - до 20 процентов. При этом выпадающие доходы из внебюджетных фондов, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей  Кудрин, составят 400 миллиардов рублей.
     "У  нас есть источники для компенсации", - заверил президент. В первую  очередь, за счет изменений  внутри самой шкалы сбора страховых  взносов, что, по оценкам Кудрина,  может погасить 160 миллиардов рублей. Кроме того, возможно использование  нефтегазовых доходов. Однако  самая значительная ставка, по-видимому, делается на расширенную приватизацию  активов, находящихся в госсобственности. Во всяком случае, Аркадий Дворкович заявил, что приватизация может компенсировать около половины выпадающих доходов. Правда, он тут же оговорился, что конкретные источники не будут закреплены за потребностями внебюджетных фондов. "Мы в целом найдем компенсации в бюджете", - сообщил он.
     О тонкостях приватизации и в целом  о роли государства в управлении экономическими активами глава государства  напомнил седьмым тезисом. "Доля государственного участия должна быть снижена ниже контрольного пакета либо вообще вплоть до отказа от такого участия", - освежил Медведев память министрам, напомнив, что исключением являются предприятия инфраструктурного  сектора или непосредственно  работающие на национальную безопасность. В ходе дальнейшего короткого  обсуждения Послания глава минэкономразвития  Эльвира Набиуллина подтвердила, что работа над новыми предложениями по увеличению приватизационных пакетов ведется и они будут представлены до 1 августа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.