Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Американская система финансирования инноваций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Казанский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра государственного и муниципального управления
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по специальности государственное и муниципальное управление
на тему:
“Американская система финансирования инноваций”
 
 
 
 
 
 
                                                                      Работу выполнила
                                                                      студентка группы 1476-1
                                                                      Тимаева Лия.
                                                                     
 
 
 
                   Казань 2011
 
 
Оглавление
 
Оглавление…………………………………………………………........стр.2
Введение………………………………………………………………...стр.3-4
Глава 1. Оценка современного состояния инновационных
процессов в США
1.1 Венчурное финансирование..............................................................стр.5-9
1.2 Инновационная деятельность в США..............................................стр.10-11
Глава 2. Инновационное финансирование как фактор
социально-экономического развития США
2.1 Оценка современного инвестиционного климата..........................стр.12-16
2.2 Законодательные условия инвестирования....................................стр.17-22
Глава 3. Сравнительная характеристика российской и американской системы финансирования инноваций
3.1 Законодательные условия инвестирования в России.....................стр.23-25
3.2 Инновационное финансирование в России.....................................стр.26-29
3.3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г.......стр.30-36
Заключение...............................................................................................стр.37-38
Список использованной литературы.....................................................стр.39-40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-2-
 
Введение
 
В условиях научно-технической революции и перехода к преимущественно интенсивному экономическому росту резко возрастает значение инновационной деятельности и инноваций в реальном секторе экономики. От инновационной активности зависит экономическое положение и конкурентоспособность предприятий, возможность укрепления и обновления их материальной базы и положения на рынке, обеспечение эффективного расширенного воспроизводства, доходность предприятий и решение обострившихся социально-экономических проблем.
Мировой опыт показал, что одним из механизмов активизации инновационной деятельности является применение и развитие венчурного (рискового) бизнеса в стране, а основной формой инвестиций становится венчурный капитал.
В настоящее время многие предприятия являются объектами интереса для венчурного капитала, обладая реальным научно-техническим потенциалом в области конкурентоспособных коммерциализуемых технологий, продуктов и способов организации управления.
В настоящее время основным источником средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, являются:
- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
- средства специальных внебюджетных фонов финансирования НИОКР, которые создаются предприятиями и региональными органами управления;
- финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (ФБГ, инвестиционных компаний, коммерческих банков и др.);
 
 
-3-
 
 
- кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
- конверсионные кредиты для инновационных проектов, реализуемые в ВПК;
- иностранные инвестиции;
- средства отечественных и зарубежных научных и инновационных фондов;
- частные накопления физических лиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-4-
 
Глава 1. Оценка современного состояния инновационных процессов в США
1.1 Венчурное финансирование
 
              Впервые понятие «венчурный капитал» появилось в США. Но лишь недавно венчурный капитал стал предметом пристального внимания экономистов. Само понятие венчурного инвестирования разные авторы трактуют по-разному. Одни понимают под ним лишь высокорискованные вложения средств на первоначальных этапах развития бизнеса или даже бизнес-идеи. Другие предпочитают более широкое толкование – любое финансирование быстрого роста компании. Таким образом, венчурный капитал является формой финансирования не только образования стартового капитала, но и последующих этапов становления инновационного предприятия.
Фактически венчурный капитал может быть охарактеризован как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых на несколько (от 3 до 7) лет компаниям, находящимся на ранних стадиях своего становления, уже существующим предприятиям для их расширения и модернизации, а также для финансирования отдельных предприятий, входящих в крупные частные фирмы.
Венчурное инвестирование как правило осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или гарантий. Собственно поэтому такое финансирование и называется рисковым. Владельцы капитала, предоставляющие ссуды инноваторам и инновационным предпринимателям, не могут предъявлять им претензий в отношении имущественного залога под кредит или требовать от них гарантий выхода на рынок с новшествами в точно назначенные сроки, получение прибыли и возврата долгов с процентами. Иначе говоря, кредиторы рискуют своими капиталами сразу по всем статьям, характерным для ссудного капитала, и поэтому такая степень риска считается самой высокой.
 
-5-
 
 
Вместе с тем большому риску противостоит и возможность большого выигрыша, многократно превосходящего тот, который можно получить, помещая свой капитал (с гарантиями) в государственные ценные бумаги, акции промышленных фирм и банков или спекулируя на бирже.
Существует ряд определений того, что такое венчурное финансирование, но все они сводятся к его функциональной задаче: способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или на некий пакет акций.
Венчурный бизнес как форма реализаций инноваций значительно отличается от других видов предпринимательства как по методам мобилизации капитала, так и по структуре источников, условиям предоставления финансовых средств и т.д. Хотя в настоящее время венчурный бизнес применяется в США и других развитых странах в традиционных отраслях экономики, тем не менее, для большинства венчурных фирм эта форма бизнеса отождествляется с деловой активностью в пионерных отраслях. Особенностью венчурного бизнеса является самостоятельный элемент хозяйственных структур. Причем наибольшую самостоятельность имеют венчурные фирмы в США, развивающиеся по принципу внешнего венчура, и наименьшую – в Японии, существующие в рамках внутренних венчурных подразделений крупных промышленных компаний[1].
Для инновационного венчурного бизнеса характерна определенная специфика, обусловленная высокой долей риска, особенностями воспроизводства рискового капитала и продолжительностью стартового периода до 5 и более лет. Например, если для обычных проектов в США средний срок до начала прибыльного функционирования составляет 3,5 года, то для проектов, базирующихся на новых технологиях и принципиально новых
-6-
 
 
направлениях НИОКР, он может составлять 5–7 лет[2]. Кроме того, предоставление финансовых средств для рискового бизнеса коренным образом отличается от долгосрочных кредитов коммерческих банков. Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Первые годы предприниматель проекта не несет ответственности перед финансистами за расходование фондов и не выплачивает по ним проценты. Инвесторы рискового капитала довольствуются первые пять лет приобретением пакета акций вновь созданной фирмы. Если собственность представлена акциями, то акционеры не имеют права продавать их на бирже до окончания стартового периода. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Именно очевидность получения высокой прибыли на капиталовложения делает венчурный бизнес, несмотря на высокий риск, весьма привлекательным.
История современного венчурного бизнеса началась в 50–60 годах в США с формирования небольших пулов капитала для финансирования на ранних стадиях развития малых и средних частных предприятий. Такие предприятия были ориентированы на разработку и реализацию перспективных передовых технологий, прежде всего компьютерных компаний.
В настоящее время США являются безусловным лидером в области венчурного бизнеса. Половина всего объема венчурных инвестиций приходится на эту страну. Прародителем венчурного бизнеса считаются Артур Рок и Том Перкинс. В первые годы существования венчурного капитала корпоративные инвесторы не были заинтересованы вкладывать средства в малопонятный тогда бизнес. В настоящее время в США венчурный капитал стал центром кристаллизации для формирования современной мощной индустрии прямых
-7-
 
 
инвестиций. Несмотря на подъемы и спады в развитии индустрии венчурного капитала, общая положительная тенденция ее развития подтверждает эффективность сочетания в нем современных финансовых и управленческих механизмов с опорой на потенциал высоких технологий и энергию предпринимательства.
В США венчурные инвестиции осуществляются в компании, находящиеся на различных стадиях своего развития. В зависимости от стадии инвестирования существует специализация венчурных институтов, определяемая особенностями инвестиционных технологий. В венчурном бизнесе США действуют фонды финансирования ранних стадий, фонды стадии расширения, а также фонды поздних стадий. Существуют также так называемые сбалансированные фонды, осуществляющие инвестиции на всех стадиях развития компаний с венчурным капиталом.
Характерной чертой венчурного бизнеса США, во многом определяющего его динамику и устойчивость развития, является ориентация на вложение средств в инновационные технологии, реализуемые передовые технологии в различных отраслях промышленности. Венчурные инвестиции в США являются основным механизмом поддержки и развития малого и среднего бизнеса, особенно в сфере передовых технологий. Венчурный бизнес обеспечивает не только динамичное научно-техническое развитие национальной экономики и ее лидерство и конкурентоспособность на мировой арене, но и высокую норму прибыли инвесторам.
В Европе венчурный бизнес начал активно развиваться в начале 80?х годов прошлого столетия[3]. Практика рискового финансирования существовала в Европе еще задолго до этого, однако черты индустрии венчурное инвестирование стало приобретать именно в этот период. Во многом
-8-
 
 
динамичное развитие этой отрасли было предопределено наличием 20-летнего опыта американского венчурного бизнеса, позволившего избежать значительных ошибок и адаптировать к европейским условиям уже достаточно отработанные финансовые и управленческие технологии. На европейском правительственном уровне венчурные компании, поддерживаемые венчурным капиталом, рассматриваются как серьезный ответ на многие европейские проблемы.
Объем привлечения капиталов европейскими венчурными фондами постоянно увеличивается. Необходимо отметить, что в настоящее время значительно активизировался приток в европейские институты венчурного финансирования зарубежных капиталов. Это в первую очередь свидетельствует о растущей стабильности и привлекательности европейского рынка, во многом обеспечиваемой интеграционными процессами в Европе в последние годы. Кроме того, европейский венчурный капитал характеризуется высокой степенью межгосударственной интеграции. Так, на начало нового тысячелетия из привлеченного капитала 48% приходится на международные (в рамках Европы) венчурные фонды; общее количество вложений венчурного капитала составило более 6 млрд. евро. Получили инвестиции 4762 компании. Таким образом, средний размер инвестиций составил чуть более 2 млрд. евро[4].
В отличие от США венчурный бизнес в Европе в большей степени ориентирован на реальную поддержку и развитие предприятий на стадии расширения.
 
 
 
 
-9-
 
1.2 Инновационная деятельность в США
 
За последние годы существенные изменения претерпевают НИОКР США. На первый план выдвигаются задачи по усилению связи науки и техники, повышению степени приложимости фундаментальных научных знаний. Значительно увеличиваются федеральные инвестиции в высокоокупаемые прикладные исследования и разработки с упором на такие технологии, которые способны породить новые производства и перестроить прежние. Укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса. Разнообразнее становятся стимулы для активного привлечения частных инвестиций в науку, включая использование налогового кредита на НИОКР, налоговую скидку на прирост стоимости капитала, предприятия и т.д.
Многие федеральные научные исследования и опытно-конструкторские разработки проводятся в США негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным надзором. В области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через них федеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более гибкой по сравнению со многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватывают государственные лаборатории и институты.
В науку и технику вовлекаются фактически все штаты. При этом более
 
-10-
 
 
90% федеральных исследований курируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом и Министерством сельского хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел. Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.
В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах[5].
Как известно, американские университеты - это своеобразные интеллектуальные центры, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки проводимой здесь научно-исследовательской работы (вне зависимости от того, является ли заведение частным или государственным) значительно выше, чем в других странах, а степень "рационального использования" результатов интеллектуальной деятельности сотрудников самая высокая в мире. Университетские научно-исследовательские проекты получают финансовую поддержку от федерального правительства в форме грантов, контрактов, соглашений.
 
 
 
 
 
-11-
 
Глава 2. Инновационное финансирование как фактор социально-экономического развития США
2.1 Оценка современного инвестиционного климата
 
      В США активное участие государства в инвестировании в НИОКР основано на триединстве следующих постулатов:
- научные знания есть ключ в будущее;
- технологии являются двигателем социально-экономического развития;
- ответственность правительства заключается в поощрении науки и технологий.
 
     Политика приоритетного инновационного финансирования, осуществляемая США, имеет форму широкого партнерства между федеральным правительством, корпоративным и академическим секторами в сфере развития науки и технологий, а также формирования технологической инфраструктуры. Эта политика обеспечивает:
1) в области моторостроения — развитие технологий, обеспечивающих мощный прорыв в автомобилестроении и топливной инженерии;
2)  в области строительства — увеличение цикла жизни объектов строительства, обеспечение безопасности окружающей среды;
3) в области передовых технологий (АТР) — стимулирование высокорисковых, но перспективных технологий, которые будут способствовать созданию принципиально новых продуктов и услуг, а также продвижению их на мировые рынки;
4)                 в области технологического реинвестирования (TRP) — устранение разобщенности между военной и гражданской индустриальными базами, а также учет преимуществ, предоставляемых оборонно-промышленным комплексом США, что позволяет разрушить границы между военным и
 
-12-
 
 
гражданским секторами в целях обеспечения лучшего и более дешевого доступа к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность;
5) в области использования результатов научных исследований и разработок, проводимых правительственными лабораториями, — предоставление технологий и осуществление экспертизы проектов. К концу 1994 г. в США было заключено более 5 тыс. договоров кооперативных НИОКР общей стоимостью более чем 3,8 млрд долл.[6]
 
   Такая политика «двойных технологий», являясь частью государственной программы технологической безопасности США, существенно стимулирует процесс сближения гражданской и военной промышленности посредством устранения организационных и технологических барьеров между этими секторами экономики. Представляется, что эффективная стратегия технологической безопасности заключается не столько в стимулировании НИОКР военного назначения, сколько в поощрении спроса на них со стороны корпоративного сектора. Крупные финансово-промышленные группы, выходящие на массовые рынки гражданской продукции, должны быть заинтересованы во встречных инвестициях в «двойные технологии», предлагаемые оборонной промышленностью.
 
  В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития определены следующие стратегические направления государственной политики Соединенных Штатов Америки в области повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке в XXI веке:
1)                 Обеспечение государственного стимулирования корпоративных НИОКР
-13-
 
 
на долгосрочной основе. Поддержка государством исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособные позиции в важнейших областях экономики, должна способствовать увеличению возможностей корпоративного сектора проводить эффективные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Федеральные инвестиции в НИОКР рассматриваются как инвестиции, обеспечивающие серьезные экономические и социальные результаты.
2) Формирование и активизация деятельности научно-исследовательских институтов для расширения инновационной сферы. В процессе их создания реализуется подход, при котором государство и частный сектор в качестве равноправных партнеров осуществляют поиск инновационных решений проблем развития экономики и общества и разделяют ответственность при реализации согласованных стратегий. Государство содействует развитию рынка, но не заменяет его. При принятии программ инновационного развития оно учитывает роль рыночных факторов, использует преимущества, предоставляемые корпоративным сектором, но концентрирует свои усилия в тех сферах, которые частный сектор не в состоянии развивать на эффективной основе.
3)                 Создание благоприятного предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности. США отличаются одним из самых высоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американских экономистов, более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской деятельностью. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции. Важной задачей государственной политики в области создания
 
-14-
 
 
благоприятного инновационного и предпринимательского климата является поощрение финансирования НИОКР частным сектором.
 
Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие направления государственной политики поддержки предпринимательства в инновационной сфере:
- обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств;
- оказание технического содействия;
- совершенствование регулирования в области рынка ценных бумаг;
- упрощение процедур регистрации и лицензирования;
- реформирование схем регулирования предпринимательства;
- создание интеллектуального капитала в университетах штатов;
- формирование промышленных инновационных кластеров;
- создание благоприятной налоговой среды;
- совершенствование системы обучения предпринимателей;
- информационное обучение предпринимателей;
- обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.
4)                 Ориентация федеральных научных исследований на удовлетворение потребностей экономики и соответствие их объема возможностям бюджета. Федеральные лаборатории и другие научно-исследовательские учреждения государства представляют собой важнейший источник научно-технических знаний. Они обладают уникальным научным оборудованием, незаменимым для исследовательской деятельности университетов, частных корпораций и осуществления научно-технических функций государства, сохранения конкурентоспособных позиций американской промышленности на мировом рынке. В настоящее время на территории США работает более 700
 
-15-
 
 
федеральных научных лабораторий.
5)                 Федеральная поддержка американских университетов и совершенствование школьного и вузовского образования. Современные технологии и глобализационные процессы повысили значение высокой квалификации кадров как фактора конкурентоспособности. Федеральная поддержка НИОКР в университетах представляется особенно важной, поскольку именно там осуществляется бо2льшая часть долгосрочных стратегических научных и технологических исследований. Университеты превращаются в национальные центры концентрации знаний в специализированных областях науки, имеющих для страны стратегически важное значение. Создается система непрерывной подготовки и переподготовки кадров, преемственности знаний, начиная со школьного образования и заканчивая университетским обучением.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-16-
 
2.2 Законодательные условия инвестирования
 
В соответствии с законодательством США выработаны нормативные документы, регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения доходов. При этом политика в области НИОКР строится исходя из принципов и приоритетов, заложенных в уставных документах университетов. Базисным элементом политики является право собственности последних на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в процессе выполнения НИОКР, и это право закреплено федеральным законодательством. Уже на этапе подписания контракта с персоналом оговаривается, что сотрудники, принимающие участие в проектах, финансируемых из федерального бюджета, должны предоставлять университету все, по их мнению, патентоспособные результаты и выполнять необходимые процедуры, связанные с патентованием и возможным лицензированием. Название изобретения также является собственностью университета. Соблюдение этих норм контролируется Попечительским советом. В свою очередь, университет берет на себя обязательства, связанные с патентованием и лицензированием (если экспертиза подтвердит целесообразность) и выплатой определенной доли лицензионных платежей (если таковые будут поступать).
Основным достоянием университетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления на практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы по лицензированию и трансферу технологий.
Действующие положения и правила (в соответствии с федеральным
 
-17-
 
 
законодательством) достаточно жестко регламентируют права и обязанности сотрудников. В частности, накладываются ограничения на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто занят на полной ставке, устанавливаются обязанности раскрывать все патентоспособные изобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученных вознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. В среднем по университетам США считается хорошим показателем, когда на 50% разработок оформляются заявки на патент[7].
Деятельность университетских инновационных офисов находится под постоянным контролем различных правительственных структур США. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую информацию и публикует отчет о деятельности инновационных офисов в стране.
Следует отметить, что за последние 30 лет восторженные представления о способности американских компаний управлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологический уровень США был действительно значительно выше, чем во всех других промышленно развитых странах. По некоторым оценкам, технологический разрыв постоянно увеличивался благодаря присущему именно американцам особому умению организовать технологическое развитие и управлять им. Сегодня ситуация резко изменилась: натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерству Америки, что вызывает большую озабоченность правящих кругов.
Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства США выражается цифрой 5.4 млрд. долл., частная - 0.9 млрд. долл. Формы поддержки разные. Например, по линии правительства это займы (0.8 млрд. долл.), государственные инвестиции (3.1 млрд. долл.) и
-18-
 
 
разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0.6 млрд. долл.). К формам частной поддержки в основном относится так называемые рисковые венчурные фонды (0.75 млрд. долл.), а также частные инвестиции (0.15 млрд. долл.). Законодательством США определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постоянно растет.
Национальная ассоциация венчурного капитала США подвела некоторые итоги венчурных инвестиций в экономику страны за период с 1970 по 2000 г. Венчурный капитал способствовал созданию 7.6 млн. рабочих мест, а общий доход компаний с таким капиталом на конец 2000 г. превысил 1.3 трлн. долл. Производство в этих компаниях составляет 13.1% от объема валового внутреннего продукта в США в 2000 г. Инвестиции в большинстве своем шли в компьютерную индустрию, потребительский рынок, медицину и здравоохранение, а также в промышленные сектора, связанные с коммуникациями, промышленной энергетикой, электроникой и биотехнологиями. Учитывая, что венчурный капитал составляет меньше 1 % всех инвестиций США, его вклад в экономику в течение трех десятилетий еще более значителен. В последние годы его диверсификация стала характерной приметой в развитии инновационных технологий во всех регионах США. По объему доходов компаний с венчурным капиталом лидирует Калифорния (свыше 270 млрд. долл.), далее идут штаты Техас (159 млрд. долл.) и Вашингтон (65 млрд. долл.)
Сходные процессы происходят и в других странах. В Англии, например, число работающих в венчурных компаниях составляет 10% от всех занятых в частном секторе экономики. С 1984 г. объем инвестиций венчурного капитала
 
-19-
 
 
достиг 25 млрд. фунтов стерлингов в более чем 18 тыс. компаний. Помимо прямого экономического эффекта, вызванного усиливающейся конкуренцией, инновациями и инвестициями в капитал, существует и эффект второго порядка, связанный с тем, что компании с участием венчурного капитала сами являются покупателями товаров и услуг на сумму около 110 млрд. фунтов стерлингов.
На начальном этапе основная тяжесть поддержки инновационных компаний ложится во всем мире на государственные структуры. В Европейском союзе только на 2007 год на это израсходовали 10,5 миллиарда, в США - 62 миллиарда.
Даже в США, где корпорации тратят на науку в 2.5 раза больше средств, чем федеральные власти, три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемыми благодаря государственному финансированию. Чтобы ни у кого не осталось иллюзий относительно "рыночного" характера научной деятельности в США, отметим, что расходы на науку составляют здесь 2.8% ВВП, или около 250 млрд. долл., из которых 27% - это расходы федерального бюджета. Таким образом, государственные лаборатории и университеты, охватывающие лишь 22% научного потенциала США, обеспечивают подавляющую часть реализованных на практике результатов[8].
Основными задачами государственных органов по управлению НИОКР в развитых странах являются распределение финансовых средств по организациям и целевым программам, разработка научно-технологической политики, поиск приоритетных путей развития научно-исследовательских и технологических работ. В США такими организациями являются: Национальный научный фонд, Бюро стандартов, Министерство обороны, НАСА, Министерство энергетики и др.; в Японии: Министерство внешней
 
-20-
 
 
торговли и промышленности, Министерство образования, Агентство науки и технологии; в Европейском Союзе: Европейский Совет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Комитет по научно-техническим исследованиям, Комитет европейского развития науки и техники. Несмотря на разнообразие форм и значимости управленческих структур НИОКР в промышленно развитых странах, они имеют одну главную цель - достижение передовых рубежей научно-технического прогресса для своей страны, увеличение конкурентоспособности промышленности и благосостояния народа.
В США существует множество различных министерств и ведомств, координирующих и управляющих деятельностью НИОКР в стране. Государственное стимулирование научно-исследовательских работ идет через Национальный научный фонд (НСФ) для общих исследований и для специальных областей - из средств отраслевых министерств и ведомств. К ним относятся: Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство энергетики и Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике.
Наибольшее значение для развития американских НИОКР имеет Министерство обороны. На него приходится более 46% расходуемого государственного бюджета в области научных исследований. В его подчинении 68 научно-исследовательских центров, институтов и экспериментальных лабораторий. Оно финансирует университетские научные программы в области математики и инжиниринга. Кроме того, министерство обороны активно участвует в передаче технологических трансфертов гражданским предприятиям, что способствует усилению их позиции на мировых рынках наукоемких производств и согласуется с общей стратегией научно-технологической политики США.
 
-21-
 
 
Министерство здравоохранения - второе по значению ведомство США по проведению НИОКР. На него приходится более 10% государственных затрат на научные исследования. Оно включает в себя: национальный институт здоровья, 13 научно-исследовательских института по всей территории США и 7 программно-ориентированных центров. Министерство финансирует исследования в университетах в области фундаментальной и прикладной медицины и биологии, оказывает поддержку фармакологическим компаниям в разработке новых лекарственных средств.
Национальный научный фонд (ННФ) - единственное ведомство, чья область интересов не ограничена специальными исследованиями. Это всеобщий орган для фундаментальных исследований во всех областях науки и знаний. Однако, ограниченные финансовые ресурсы (3% государственных расходов на науку) вкладываются, в основном, в поддержку академических исследований в области наук о земле: геологию, геофизику, геохимию и гидрологию. В задачу ННФ входит также кооперация и координация научной деятельности университетов и промышленности[9].
На Министерство энергетики приходится 9% государственных научных расходов. Оно занимается финансированием университетских исследований в области создания энергосберегающих видов техники и технологии. Кроме того, оказывает помощь промышленным предприятиям, прежде всего мелким, во внедрении и освоении новых технологий. Во время энергетического кризиса активная работа министерства привела к сокращению затрат топливно-энергетических ресурсов на 100 млн долларов.
 
 
 
-22-
 
3.1 Законодательные условия инвестирования в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.