На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?24
 
Министерство образования Российской Федерации
 
Самарский государственный экономический университет
 
Кафедра «Национальной экономики и природных ресурсов»
 
 
 
 
Контрольная работа на тему:
«Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана»
 
 
 
 
Выполнил студент 1-го курса:
кафедра БУАА,
Печавина С.А.
Проверил:
Шептухина Л.И.
 
 
 
 
Самара, 2012
 
 
 
План контрольной работы
 
 
стр.
1.            Административно-территориальное деление, численность населения и природно-климатические условия Уральского федерального округа.
 
 
3
2.            Специализация Уральского федерального округа в области промышленности и сельского хозяйства.
 
7
3.            Социально-экономическая характеристика Уральского федерального округа.
 
12
4.            Проблемы и перспективы развития Уральского федерального округа
 
13
Картосхема. Уральский федеральный округ.
23
Список использованных источников.
24
 
             
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Административно-территориальное деление, численность населения и природно-климатические условия Уральского федерального округа
 
Уральский федеральный округ (далее – УрФО) был образован 13 мая 2000 года. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий). Общая площадь территории округа составляет 1818,5 тыс. В. километров (почти 11 % площади Российской Федерации) и превышает площадь территорий Германии, Франции, Великобритании и Испании вместе взятых. Административный центр УрФО – город Екатеринбург. По данным на 1 января 2009 года в составе УрФО насчитывается 115 городов, 119 районов и 80 посёлков городского типа.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в УрФО проживает 12 381,5 тыс. человек (8,5 % населения страны). В том числе в Свердловской области – 4 489,8 тыс. человек, в Челябинской – 3 606,1 тыс. человек, в Ханты-Мансийском автономном округе (Югре) – 1 433,1 тыс. человек, Тюменской области – 1 325,2 тыс., Курганской области – 1 019,9 тыс.человек, Ямало-Ненецком автономном округе – 507,4 тыс. человек. Плотность населения составляет 7 человек на кв.км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 человека на кв.км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства.
Национальный состав населения:
1. Русские — 10 млн 237 тыс. 992 чел. (82,74 %)
2. Татары — 636 тыс. 454 чел. (5,14 %)
3. Украинцы — 355 тыс. 087 чел. (2,87 %)
4. Башкиры — 265 тыс. 586 чел. (2,15 %)
5. Немцы — 80 тыс. 899 чел. (0,65 %)
6. Белорусы — 79 тыс. 067 чел. (0,64 %)
7. Казахи — 74 тыс. 065 чел. (0,6 %)
8. Лица, не указавшие национальность — 69 тыс. 164 чел. (0,56 %)
9. Азербайджанцы — 66 тыс. 632 чел. (0,54 %)
10. Чуваши — 53 тыс. 110 чел. (0,43 %)
11. Марийцы — 42 тыс. 992 чел. (0,35 %)
12. Мордва — 38 тыс. 612 чел. (0,31 %)
13. Армяне — 36 тыс. 605 чел. (0,3 %)
14. Удмурты — 29 тыс. 848 чел. (0,24 %)
15. Ненцы — 28 тыс. 091 чел. (0,23 %)
Интересным фактом является то, что коэффициент естественного прироста населения упавший с 3,8 на 1 тыс. человек (с 1990 года) до -5,2 на 1 тыс. человек (2000 год), постепенно выровнялся и в 2008 году достиг -0,1 на 1 тыс. человек.
Округ относится к урбанизированным регионам, 80 % его населения — городские жители. Крупнейшими городами УрФО являются Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Численность остальных городов не превышает 190 тыс. человек. Екатеринбург и Челябинск являются городами-миллионерами. По данным за 2008 год среднегодовая численность населения занятого в экономике составляет 6 104,5 тыс. человек, что составляет 8,92% от указанного показателя в целом по Российской Федерации. Данный показатель возрос по сравнению с данными 2007 год на незначительные 0,3%, а по сравнению с 2006 годом – на 0,4%, что в принципе составляет положительную тенденцию.
УрФО имеет различные климатические условия, что обусловлено большой площадью и протяженностью территории в границах нескольких климатических зон. Климат УрФО изменяется с севера на юг, что связано с большей меридиональной протяженностью по сравнению с широтой. Условия для сельскохозяйственного производства более благоприятны в южной части.
Географическое положение УрФО весьма выгодно: для восточных районов он выступает опорной базой их экономического развития, а с западными районами связан вывозом сырья, но главным образом всевозрастающими взаимопоставками готовой промышленной продукции.
УрФО лежит в глубине Евразийского континента на границе Европейского и Азиатского субконтинентов, на стыке геополитических интересов — с одной стороны, Европейского экономического сообщества (стран ЕС и стран восточной Европы), а с другой — стран Азиатско-Тихоокеанского региона и их экономического сообщества. Именно через Урал проходит кратчайший путь торговли и грузооборота между двумя частями света. Торговые пути, через которые осуществляются экономические контакты, протянулись, главным образом, в широтном направлении, что выражается в преобладании грузопотока с востока на запад и с запада на восток. Дальнейшее развитие округа предполагает переориентировать часть грузопотока в меридиональном направлении с тем, чтобы более полно и эффективно использовать столь стратегически важную, но до сих пор не заработавшую на полную мощность транспортную артерию — Северный морской путь.
Округ расположен в фокусе трёх перспективных топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря, Тимано-Печорской провинции и далее шельфа Баренцева моря и, наконец, Каспийского региона и Западного Казахстана.
Сельское хозяйство, играя важную роль в функционировании Уральского хозяйственного комплекса, далеко уступает промышленности в производстве продукции по стоимости.
Сельское хозяйство обеспечивает зерном (в основном яровая пшеница) потребности УрФО. Уральское сельское хозяйство располагает широкими возможностями развития и отраслей земледелия, и отраслей животноводства. Более 2/5 всей земельной площади составляют земли сельскохозяйственного назначения (33 млн. га). Однако юг округа относят к зоне рискового земледелия вследствие спорадически повторяющихся засух. В северных областях, входящих в зону российского Нечерноземья, требуется мелиорация земель и проведение культуртехнических работ.
Необходимо отметить, что образованные в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 федеральные округа по территории не полностью совпадают с границами экономических районов Российской Федерации.
В литературе отмечается, что «экономический район – сложная система, объединяющая четыре подсистемы, которые и обеспечивают экономическое единство района: 1) районный хозяйственный комплекс, 2) единую систему расселения; 3) районную социально-политическую общность; 4) природные ресурсы»[1]. Еще в докладе Госплана на III сессии ВЦИК в 1922 г. указывалось: «в виде района должна быть выделена своеобразная, по возможности законченная территория страны, которая благодаря комбинации природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой для производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Этот принцип экономической законченности дает возможность построить на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных со стороны, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования возможностей при наименьших затратах. При этом достигаются и другие весьма важные результаты: районы до известной степени специализируются в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивается строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров»[2].
Экономические районы, как составные части единого народно-хозяйственного комплекса, образуются и видоизменяются в ходе развития производительных сил, т.е. изменяются во времени. При этом их количество определяется историческим этапом, политическими условиями, задачами, стоящими перед страной в целом и конкретной территорией; местом этой территории в общественном разделении труда страны.
Сложная геологическая структура Урала обусловила исключительные богатства и многообразие его ресурсов, а длительные процессы разрушения Уральской горной системы обнажили эти богатства и сделали их более доступными для эксплуатации. Урал – сокровищница металлов и химического сырья. По своему богатству и разнообразию природных ресурсов он не имеет себе равных в мире. Здесь открыто около 1000 минералов, более 12 тыс. месторождений полезных ископаемых. Урал занимает 1-е место в России по запасам бокситов, хромитов, платины, калия, асбеста, магнезитов и магнезиальных солей, запасы которых составляют от 65 до 100% всех запасов страны. Значительны запасы железных, медных и никель-кобальтовых руд, нефти, газового конденсата, природного газа. Имеются марганцевые руды, уголь, торф, графиты, разнообразные строительные материалы. УрФО обладает значительными запасами углеводородного сырья, многие из которые в связи с длительным промышленным развитием округа имеют достаточно высокую степень выработанности[3]. Здесь сосредоточены и крупные лесосырьевые ресурсы (около 10 % общероссийских запасов).
2. Специализация Уральского федерального округа в области промышленности и сельского хозяйства
 
Свыше 50% промышленного производства в УрФО приходится на долю топливной промышленности, на втором месте находится металлургический комплекс (около 24%).
Ведущую роль в экономике региона играет топливная промышленность. Добыча газа составляет 92% общероссийской, нефти – 65%. Она сосредоточена в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области. Углеводородный потенциал недр региона с учетом шельфа прилегающего Карского моря не имеет себе равных на территории России и занимает 2-е место в мире. В пределах УрФО создана крупнейшая в мире база углеводородного сырья. По нефти перспективные и прогнозные ресурсы составляют 52%, разведанность запасов – 68%.
Округ является стратегической базой нефтедобычи в Российской Федерации. Перспективные ресурсы составляют около 18% от общероссийских, прогнозные ресурсы 47,0%. По разведанным запасам Ханты-Мансийский – Югра намного превосходит все остальные регионы Российской Федерации. Разведанность начальных суммарных ресурсов составляет 46,1%.
Всего в округе разведано 504 месторождения углеводородов, в том числе 429 – нефтяных, 18 – нефтегазоконденсатных, 20 – газовых, 33 – газонефтяных, 4 газоконденсатных. Наиболее крупные из них Самотлорское, Красноленинское, Приобское, Салымское, Ватъеганское, Федоровское, Тянское месторождения.
В структуре начальных потенциальных ресурсов нефти текущие разведанные запасы и накопленная добыча составляют 45,1%, предварительно оцененные запасы – 10%, перспективные ресурсы – 6,1%, прогнозные ресурсы – 37,8%. На эксплуатируемые месторождения приходится 91% текущих разведанных и 62% предварительно оцененных запасов. В эксплуатацию введены 237 месторождений углеводородов. В распределенном фонде находится 487 лицензионных участков.
Крупнейшими предприятиями, ведущими добычу нефти, являются «Роснефть-Пурнефтегаз», «Лукойл-Западная Сибирь», «Сургутнефтегаз», «Славнефть-Мегионнг» и другие. Крупнейшим предприятием, ведущим газодобычу в УрФО является ОАО «Газпром». В ЯНАО добычу газа осуществляют 19 предприятий, входящих в интегрированную систему Газпрома.
Черная металлургия УрФО представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей специализации округа. Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Основные запасы железных руд УрФО сосредоточены в основном в Свердловской и Челябинской областях – 12,2% от общероссийских. По Свердловской области общие запасы железных руд, учтенные Госбалансом, по состоянию на 1 января 2009 г. составляют (тыс.т) 12 756 047 (89,5% запасов УрФО). Доля добычи УрФО по железу 19,98% от общероссийской. Число месторождений с учтёнными балансовыми запасами – 49. Вместе с тем, Уральский и Западно-Сибирский регионы в пределах УрФО являются районами сосредоточения основных сталелитейных предприятий, испытывающих острый дефицит руд. Наиболее крупные производители железных руд на Урале (в порядке убывания мощности) – ОАО «Качканарский ГОК – Ванадий», Богословское РУ, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Высокогорский ГОК».
К дефицитным полезным ископаемым, в отношении которого металлургия Урала испытывает острую потребность, относится марганец. На территории УрФО расположен Северо-Уральский марганцевый бассейн (Свердловская область). На территории области по состоянию на 1.01.2009 г. Госбалансом учтено 9 месторождений (из 24 числящихся на Госбалансе по России). Утвержденные запасы руд этих месторождений составляют 17, 3% общероссийских запасов, добываемость – 0%. Перспективы связываются с возобновлением поисковых работ на Полярном Урале, Восточном склоне Южного Урала. Частично марганцевая проблема Урала решается при использовании руд Парнокского месторождения в Республике Коми.
Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации УрФО. Она отличается высоким уровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля, алюминия и другими отраслями. Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служит медно-колчеданная руда, залегающая вдоль восточного склона Уральских гор. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировограде, Ревде, Карабаше. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. Степень промышленного освоения медных месторождений Урала сравнительно высокая: около 45% запасов меди приходится на эксплуатируемые месторождения, около 15% - на подготавливаемые к освоению и около 40% составляет Госрезерв. Доля УрФО в общероссийских запасах меди составляет 10,2%, в добыче – 14,6%. Обеспеченность запасами по отдельным месторождениям от 5 до 35 лет. На медно-колчеданные месторождения Урала приходится 6,1% запасов страны и значительная доля добычи (37,6%). Более половины (50-60%) полученного цинкового концентрата поступает на Челябинский электроцинковый комбинат. Разведанные запасы силикатно-никелевых руд УрФО составляют 350 млн. т., ежегодная добыча – 3,5 млн. т. руды. В Свердловской области эксплуатируется Серовское месторождение, запасы которого в состоянии обеспечить Ржевский и Уральский никелевые заводы на 15-20 лет. Общие запасы никеля на 01.01.2009 г. составляли 691,3 тыс. т (8% общероссийских), кобальта – 93,8 тыс.т.
Отдельно необходимо остановиться на том факте, что УрФО – крупная золоторудная провинция, перспективы которой постоянно расширяются. Доминирующие геолого-промышленные месторождения включают собственно золоторудные с долей запасов 43% и долей добычи 52%, комплексные золотосодержащие – 42% и 31% соответственно; россыпные месторождения 15% и 17%. Государственным балансом на 1.01.2009 г. в Сердловской области учтены запасы по 232 месторождениям, в том числе: собственным – 11, россыпным – 205 и комплексным – 16 с общими запасами категорий А+В+С1 – 182 600 кг, С2 – 128 912 кг, забалансовыми – 54 384 кг. В Свердловской области сосредоточено 47,6% общих запасов золота по УФО, в том числе 63,5% в коренных месторождениях, 23,4% - в комплексных месторождениях, 75,8% - в россыпях. В Челябинской области 29% запасов приходится на россыпное, 71% - на рудное золото.
Машиностроительный комплекс УрФО – крупная отрасль его рыночной специализации. Опорой инновационного развития в округе являются предприятия оборонно-промышленного комплекса. Здесь развито тяжелое машиностроение (производство горнометаллургического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Машиностроение представлено и автомобильной промышленностью (25,5 %), тракторным и сельскохозяйственным (16,6 %), остальную часть составляет металлургическое, строительно-дорожное, электротехническое, горношахтное и горнорудное машиностроение, станкостроение и приборостроение. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы металлургического и бурового оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Предприятия машиностроительного комплекса производят 15,3 % промышленной продукции области. Ведущими предприятиями отрасли являются ОАО «Челябинский тракторный завод» и ОАО «Уральский автомобильный район». В Троицке и Тюмени производится оборудование для нефтяной и газовой промышленности. Урал – не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции. Ведущий центр производства турбин – Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), Кургане («Кургансельмаш») и др. Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит), судостроением (Тюмень, Тобольск). Крупным промышленным предприятием является АОЗТ «Уральский автомоторный завод» в Новоуральске. Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах округа – Екатеринбурге, Челябинске, Кургане и др. Химическая промышленность УрФО представлена всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и т.д. Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Развита в округе и химия органического синтеза, в том числе производство синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Нижний Тагил, Тюмень), шин (Екатеринбург) и другой продукции.
Лесопромышленный комплекс УФО работает на собственной сырьевой базе и представлен всеми стадиями производства, начиная от заготовок древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.). В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности (Серов, Североуральск, Верхотурье, Сосьва и др.), а также целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля и др.).
Электроэнергетика представлена преимущественно тепловыми электростанциями. Наиболее крупные ГРЭС в регионе – Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойская и Нижневартовская ГРЭС в Тюменской области, Рефтинская ГРЭС, Среднеуральская, Серовская, Нижнетуринская ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральская ГРЭС в Челябинской области и др. На Урале есть атомная электростанция – Белоярская – с мощным реактором на быстрых нейтронах.
В УрФО создана мощная строительная индустрия, опирающаяся на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих регионов по производству цемента, который вырабатывается на основе, как природного сырья, так и отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область), Сухой Лог (Свердловская область).
В составе легкой промышленности УрФО выделяется кожевенно-обувная, поострены также предприятия текстильной промышленности. Получила распространение швейная промышленность.
Специализация агропромышленного комплекса УрФО – это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Обеспеченность теплом и влагой, наличие больших площадей черноземных почв являются благоприятными факторами для развития сельскохозяйственного производства в Курганской области и на юге Тюменской области, в том числе и для выращивания озимых и яровых зерновых культур, овощей, картофеля, ранних гибридов кукурузы, производства говядины, свинины, продукции птицеводства. В северных регионах Тюменской области развиты оленеводство, пушной промысел. Наличие больших площадей сенокосов и пастбищ создает благоприятные условия для молочно-мясного животноводства, в юго-восточной части Курганской области – овцеводства. Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играют мясная (в западной части округа) и рыбная (Сургут, Тобольск, Тюмень и др.) отрасли.
 
 
 
 
 
 
3. Социально-экономическая характеристика Уральского федерального округа
 
Доля промышленного производства УрФО в экономике России составляет 23,9% - это высший показатель. По денежным доходам (по данным за 2008 год) в среднем на душу населения округ занимает 2 место в России после Центрального федерального округа.
Валовой региональный продукт УрФО в 2007 году составил 4 276 047,3 млн. рублей. По данному показателю УрФО занимает третье место в Российской Федерации после Центрального федерального округа и Приволжского федерального округа.
По уровню производства продукция сельского хозяйства УрФО находится на 5 месте среди других федеральных округов. Объём производства равен 170 771 млн. рублей, что в свою очередь составляет 7 % того же показателя по российской Федерации.
Весьма высок рейтинг УрФО и по таким показателям, как наука, искусство и культура. Число лиц с высшим образованием приближается к общероссийскому показателю и составляет в среднем 10,7% (по РФ примерно 11%). Отмечается также высокая активность избирателей во время проведения выборных кампаний различного уровня.
Существенным является показатель оборота организаций с иностранным капиталом, который возрос с 2006 года к 2009 году с 1765,9 млрд. рублей до 2248,4 млрд. рублей. В этом факторе отражается активная позиция государства по привлечению иностранных инвестиций в развитие экономики.
Численность экономически активного населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2008г. составила 6705 тыс. человек, а занятых в экономике – 6104,5 тыс. рублей, данный показатель незначительно (на 0,3%), но вырос по сравнению с 2007 годом.
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по УрФО в 2008 году составили 18 726 рублей (в среднем по России – 14 939 рублей).
 
 
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения в 2008 году, в расчете на душу населения; в среднем за месяц, рублей
 
Денежные доходы
Потребительские расходы
Российская Федерация
14 939
11 070
Уральский
федеральный округ
18 726
13 280
Курганская область
11 161
7 985
Свердловская область
17 171
13 072
Тюменская область
27 612
18 019
в том числе:
Ханты-Мансийский авт.округ
32 872
20 569
Ямало-Ненецкий авт.округ
38 133
21 569
Челябинская область
14 161
10 413
 
Таким образом, в 2008 году УрФО занимал 2-е место среди федеральных округов по уровню денежных доходов и потребительских расходов населения.
 
4. Проблемы и перспективы развития Уральского федерального округа.
 
Характеризуя проблемы и перспективы развития УрФО, прежде всего, необходимо отметить существование проблемы пространственного развития округа в российской и европейской перспективе. Решение проблемы пространственного развития округа способно привести к устойчивому развитию отдельных жизненно важных отраслей экономики и, в первую очередь, должно способствовать достижению приемлемого уровня жизни населения.
Геоинформационные системы – это инструмент анализа проблем и методов пространственного развития, наиболее соответствующий поставленным задачам. Согласно основным принципам пространственного развития УрФО пространственное развитие является одним из компонентов стратегии устойчивого развития[4].
К важнейшим тематическим направлениям пространственного развития относятся: демографическая эволюция (укрепление региональной самобытности и многообразия местных сообществ), вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности и равновесного природопользования, транспортное развитие (в том числе обеспечение транспортной доступности отдаленных районов), организация энергоснабжения, градостроительство (развитие городских и сельских территорий), сохранение и приумножение исторического и культурного наследия, развитие промышленности (в том числе возрождение депрессивных зон), создание единого информационного и телекоммуникационного пространства, интеграция социально-экономического согласия через политику пространственного развития.
Большинство городов УрФО имеют свою историю и культуру. Эти каркас и потенциал развития, которые не могут быть утеряны ни при каких обстоятельствах, и служат залогом того, что города «не умирают», но, напротив, при правильном и бережном обращении служат локомотивом развития регионов.
Для того, чтобы политические и управленческие задачи федеральных округов были выполнены, они должны быть обеспечены соответствующим подходом. Таким культурно обоснованным и современным подходом является пространственное планирование и развитие.
В отличие от традиционной социально-экономической доктрины, концепция пространственного развития предполагает сосредоточение внимания не столько на самих физических объектах, сколько на функциональных, социальных, культурных, информационных связях между территориальными сообществами. Пространственное планирование и развитие предполагает создание наилучшей комбинации в использовании преимуществ экономической глобализации и интенсификации использования локальных ресурсов, ресурсов мест проживания людей. Для пространственного развития в равной степени значимы и программы кооперации между крупнейшими городами, и программы развития малых поселений и сельских районов, расположенных на периферии регионов округа, и программы развития межселенной инфраструктуры.
Пространственное развитие и планирование направлено на достижение более высокого пространственного согласия через развитие эффективных городских систем и транспортно-телекоммуникационных сетей так же, как через возрождение депрессивных зон, укрепление региональной самобытности и многообразия. В результате реализации пространственного планирования можно рассчитывать на становление системы управления, адекватной задачам экономической глобализации и сохранению локальной идентичности и устойчивости.
Согласно материалам Центра стратегических исследований Уральского федерального округа положение дел в населенных пунктах, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга в разных субъектах Федерации, может существенно отличаться. Одни субъекты Федерации сосредоточили свое внимание на одном или нескольких центрах, другие ведут сбалансированную политику, постоянно поддерживая периферийные районы, не допускают закрытия школ, больниц, библиотек, заботятся о создании новых рабочих мест. В одних субъектах Федерации и муниципальных образованиях активно используется культурно-исторический потенциал места, в других на него не обращают внимания. Где-то развивается инфраструктура дорог и связи, уже доступен Интернет в сельских школах, а где-то об этом знают лишь понаслышке. Фактически различия между субъектами Федерации оказываются ниже, чем различия внутри субъектов.
Таким образом, можно выделить основные задачи пространственного развития и становления пространственного планирования.
Первейшая задача – выделить общие закономерности и специфику территориально-управленческих задач. И на этой основе определить стратегические перспективы развития округа и его место в развитии страны.
Со временем может стать целесообразным вменение органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления специальной управленческой задачи по планированию пространственного развития.
При этом должны быть решены вопросы:
а) рационального размещения производства;
б) сбалансированного и устойчивого развития регионов;
в) выявления процессов развития и интеграции регионов;
г) эффективного территориального разделения труда между регионами и в пределах их территории;
д) восстановления ландшафта.
Все это в результате должно привести к повышению конкурентоспособности регионов на внешних и внутренних рынках без потери их национальных и культурных особенностей.
Отмечается необходимость проведения инвентаризации (аудит) состояния дел и проблем, имеющих отношение к вопросам территориального планирования и пространственного развития. На основе результатов аудита формируется общее для федерального округа поле проблем. Список проблем появляется не только в результате работы экспертов, а в первую очередь как публичное признание их общими всеми заинтересованными сторонами. После такой процедуры можно будет перейти к поиску решений.
В рамках проводимого аудита во время экспертно-аналитических сессий следует начать работу по выделению проектных идей, значимых для округа и страны, оказанию содействия по доведению этих идей до проектов, до федеральных целевых программ или окружных проектов международного уровня. Механизмы реализации пространственного подхода должны быть закреплены в нормативно-правовых документах.
Необходимо отметить, что опорой для концепции пространственного развития является структура функционирования ландшафта, сформированного деятельностью десятков поколений людей. С учетом технологической отсталости большинства промышленных производств и агропромышленного комплекса в роли основного ресурса пространственного развития рассматривается потенциал местных сообществ, потенциал кооперации институтов науки, образования, культуры, бизнеса, и в первую очередь наиболее активных групп в составе этих институтов. Поскольку такие институты развивались до настоящего времени в рамках региональных систем управления, на первый план выступает формирование информационной инфраструктуры, связывающей группы активности, разделяющие идеологию качественного развития страны.
Не менее важной задачей является отстройка реальной кооперации в масштабе округа между разобщенными социальными институтами управления, культуры, бизнеса, науки, проектирования. Относительная угнетенность активных сообществ в средних и малых городах под воздействием доминирующих крупнейших городов оказывает весомый тормозящий эффект в окружном масштабе.
Если принять во внимание наличие технической инфраструктуры и потенциально общую проблематику, то в ряд первоочередных задач необходимо включить установление кооперации между университетскими сообществами крупнейших городов и региональных столиц. Опыт показывает, что для такого рода интеграции недостаточно внутренней энергетики университетов. В соответствии с концепцией пространственного развития роль такого агента с наибольшей эффективностью способны выполнять проекты.
Не менее значимо установление взаимодействия между локальными профессиональными корпорациями – муниципальных управленцев, лидеров общественного самоуправления, активных деятелей культуры. Все эти сообщества организуются отраслевым образом, из-за этого отсутствует схема их взаимодействия; все они организуются региональным образом, и потому горизонтальные связи между сообществами различных субъектов Федерации сведены к минимуму. И в этом случае проекты, настроенные на взаимодействие разных профессиональных сообществ, локализованных в нескольких регионах округа, выступают как инструмент установления горизонтальной коммуникации, а затем и преобразования ее в сетевую конструкцию.
Работа по пространственному развитию должна осуществляться в нескольких направлениях:
- эколого-экономический проект восстановления ландшафта, способный привлечь внимание и техническую поддержку мирового сообщества;
- нахождение замещающих источников энергии и отработка путей энергосбережения в хозяйственном комплексе макрорегиона;
- восстановление плодородия ныне залитых или подтопленных земель за счет применения эффективных технологий санации иловых осадков;
- формирование системы сельскохозяйственных поселений на осушаемых землях наряду с организацией экономичной транспортной сети;
- восстановление лесного хозяйства, нарушенного подтоплением обширных территорий, и создание высокоэффективной системы деревообработки и сопутствующих производств.
Формирование федерального округа обретает дополнительный к контрольным функциям смысл только в том случае, если удастся обозначить и обустроить с концептуальной и организационной стороны те формы социально-экономических и социально-культурных действий, которые в принципе не могут быть отстроены при монополии регионального подхода к постановке задач пространственного развития. Предусмотрена раз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.