На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рынок государственных и ценных бумаг

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Введение
 
Ценные бумаги, появившиеся на заре капитализма  продолжали жить и развиваться в условиях монополистического и государственно-монополистического капитализма. В современную эпоху произошли важные изменения в организационной структуре рынка государственных ценных бумаг, его функциональном механизме. Изменилось место этого рынка в торговле ценными бумагами. Одну из главных ролей стал играть рынок государственных ценных бумаг в финансировании экономики. Эти новые тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные казахстанские подходы в понимании работы рынка государственных ценных бумаг при формировании акционерных обществ, организации и развития фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.
При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой. Даже в условиях существования валютного коридора и падения темпов инфляции в 1996 г. в СНГ спрос на валюту значительно превышал предложение. В том же направлении действует и риск потери денег на фондовом рынке.
Но переходный период экономики требует не просто развития рынка ценных бумаг. Необходимо, учитывая исторические особенности и текущую ситуацию в стране, постепенно делать его все более полнокровным. Ведь фондовый рынок не существовал у нас в стране много десятилетий и начал развиваться только в 91-е годы. Когда Казахстан входил в состав Российской империи этот рынок присутствовал: существовали акционерные общества, государственные облигации, фондовая биржа.
Рынок ценных бумаг является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг – отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на большое количество акционерных обществ. Акции предприятий сосредоточены в основном в контрольных пакетах стратегических инвесторов, которые не заинтересованы в потере контроля над предприятием и раскрытию финансовой информации. Поэтому на рынке обращается ограниченное количество акций.
Иcтория возникновения ценных бумаг
 
Возникновение ценных бумаг как особого объекта имущественного оборота связывают с тем историческим периодом, когда люди, получив необходимость перемещать большие количества товаров и денег, столкнулись с отсутствием экономически оправдавшего себя способа такого перемещения.
Выход нашли юристы, уже в VI - V вв. до н.э. догадавшиеся превратить сами документы, удостоверяющие конкретные сделки, в особого рода товар, особую систему ценностей, не совпадающих ни с товарами в собственном смысле слова, ни с деньгами. До тех пор пока документы о сделках выполнялись на глиняных и восковых табличках, папирусе или пергаменте, они не получали широкого распространения.
В VI веке нашей эры в Китае изобретается бумага, а в IX - X вв. рецепт ее производства заносится в Западную Европу. Именно там, в условиях натурального хозяйствования и феодальной раздробленности, чрезвычайно далеких от рыночного хозяйствования, выполненные на бумаге документы по конкретным сделкам получили всеобщее признание и распространение как особые объекты экономического оборота.
Ценные бумаги появились несколько сот лет назад. Первая в мире фондовая биржа, созданная для торговли ими, прежде всего облигациями, появилась в Лондоне  в 1773 году. Затем возникли американские фондовые биржи, а за ними германские и французские. В нашей прежней экономике ценные бумаги не пользовались популярностью, не считая принудительного насаждения облигаций государственных займов, которые никто не называл и не считал ценными бумагами. Получение процентов, дивидендов на ценные бумаги считалось нетрудовыми доходами, исключение представляли выигрыши по облигациям и лотерейным билетам.
По мере перехода к рыночной экономике ситуация стала существенным образом изменяться. Появились акции, облигации с купонами, сертификатами, другие виды ценных бумаг, акционерные общества, коммерческие банки, оперирующие ценными бумагами. В то же время рынку ценных бумаг как части более общего финансового рынка предстоит пройти еще длинный путь становления и  врастания в формирующуюся рыночную экономику.
 
Понятие ценных бумаг
Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан ценной бумагой является документ, установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении. Данное определение является юридическим.
Ценная бумага представляет собой денежный документ, свидетельствующий о праве собственности его владельца на определенную сумму денег или конкретные имущественные ценности.
Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода. Ценные бумаги – это особый товар, который обращается на рынке и отражает имущественные отношения. Ценные бумаги можно покупать, продавать, переуступать, закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но в отличие от денег они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента.
Ценные бумаги (ЦБ) - это акции, облигации, векселя и другие (в том числе производные от них)  удостоверения имущественных прав (прав на ресурсы), обособившиеся от своей основы, признанные в таком качестве законодательством.
Каждому виду имущества (ресурсов) могут соответствовать свои ценные бумаги, которые в свою очередь могут являться предметом собственности, покупаться и продаваться, отдаваться в залог и т.д.
 
Виды ресурсов > Соответствующие ценные бумаги
Земля > Закладная (ипотечное свидетельство), земельный приватизационный чек (предлагается для введения в России с целью обслуживания приватизационной земли).
Недвижимость > Акция, закладная, приватизационный чек, жилищный сертификат.
Продукция > Коносамент, обращающееся складское свидетельство, обращающийся товарный фьючерсный контракт, товарный опцион
Деньги > Акция, облигация, нота, вексель, депозитный или сберегательный сертификат, чек, банковский акцепт и д.п.
При известных обстоятельствах ценные бумаги могут возникать и в виде удостоверений прав на использование рабочей силы, на нематериальные активы (типа разрешений на экспорт импорт продукции, право взимания налогов, право издания и т.п.). Основой для появления ценной бумаги может стать даже вероятность наступления какого - либо события (например, повышение или понижения фондового индекса).
Однако нет оснований считать ценными бумагами контракт на покупку - продажу дома, поставку партии сырья, договор аренды оборудования и т.д., если передача прав, возникающих из них, может быть обеспечена только составлением нового договора, а не продажей уже заключенного контракта.
Иначе говоря, в качестве ЦБ признаются только такие удостоверения прав на ресурсы, которые отвечают следующим фундаментальным требованиям:
?   обращаемость на рынке
?   доступность для гражданского оборота
?   стандартность и серийность
?   документальность
?   регулируемость и признание государством
?   ликвидность
?   рискованность
?   обязательность исполнения.
Обращаемость - это способность ЦБ покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров.
Обращаемость указывает на то, что ЦБ существует только как особый товар, который, следовательно, должен иметь свой рынок с присущей ему организацией, правилами работы на нем и т.д. Должны в основной массе принадлежать рынку, быть товарами и те ресурсы, отражением прав на которые являются ЦБ.
Доступность для гражданского оборота - способность ЦБ не только покупаться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения и т.п.)
Стандартность - ЦБ должна иметь стандартное содержание (стандартность прав, Которые предоставляет ЦБ, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам, стандартных сделок, связанных с передачей ЦБ из рук в руки, стандартность формы самой бумаги и т.п.). Именно это делает ЦБ товаром способным обращаться.
Серийность - возможность выпуска ЦБ однородными сериями, классами, составляющая элемент та кого их качества, как стандартность.
Документальность ЦБ  - это всегда определенный документ, содержащий предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность ЦБ или ее перевод в разряд иных обязательственных документов.
Регулируемость и признание государством. Документы, претендующие на статус ЦБ, должны быть признаны государством в качестве таковых, что обеспечивает их хорошую регулируемость и доверие публики к ним. Плохо регулируемые и не признанные государством бумаги не могут претендовать на статус ценных, как бы беспредельна ни была фантазия финансистов, предлагающих публике все новые и новые финансовые продукты и услуги.
Ликвидность - это способность ЦБ быть быстро проданной, превратиться в денежные средства (в наличной или безналичной форме) без существенных потерь для держателя. Если рынок отказывается признать ее ликвидность, реальность выраженных ее прав, то ЦБ превращается из товара в ничего не стоящий клочок бумаги.
Необходимо отличать ликвидность конкретной ЦБ от:
?                                        ликвидности фондового рынка в целом (способность рынка поглощать значительные количества ЦБ при незначительных колебаниях курсовой стоимости и низких издержках на реализацию).
?                                        ликвидности предприятия, банка, инвестиционного института (степень ликвидности, готовности превращения в денежные средства активов предприятия с целью выполнения обязательств по привлеченным ресурсам).
Рискованность - возможность потерь, связанные с инвестициями в ЦБ и неизбежно им присущие.
Обязательность исполнения. Законодательство не допускает отказ от исполнения обязательства, выраженного ЦБ, если только не будет доказано, что ЦБ попала к держателю неправомерным путем.
 
Государственные ценные бумаги. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – долговые ценные бумаги, выпущенные государством. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) являются одним из самых привлекательных секторов финансового рынка, так как вложения средств в них имеют высокий уровень надежности и они обладают высокой ликвидностью. Доход по ГЦБ гарантирован государством и не облагается налогом.
Эмитентами являются Министерство финансов РК или Национальный банк РК.
Формы выпуска ГЦБ – в бездокументарной форме.
ГЦБ могут размещаться различными методами (аукционы, торги, открытая продажа и закрытое распространение и т.д.)
Покупателем ГЦБ могут быть любые юридические и физические лица, в том числе нерезиденты.
Цели выпуска ГЦБ   Некоторые понятия и инструменты рынка ценных бумаг Основные виды ГЦБ в Республике Казахстан:  
- Краткосрочные ГККО (МЕККАМ).
- Среднесрочные ГСКО (МЕОКАМ),
- Краткосрочные ГВКО (МЕКАВМ),
- Индексированные ГКО (МЕИКАМ),
- Ноты Национального банка РК,
- Национальные сберегательные облигации (НСО).
Преимущества ГЦБ перед другими финансовыми инструментами:   Эмиссия ГЦБ и доход от ГЦБ не облагаются налогом. Высокий относительный уровень надежности и соответственно минимальный риск потери капитала и доходов по нему.  
Классификация ГЦБ :
По эмитенту
?                   Правительство РК (Министерство финансов);
?                   Национальный Банк РК;
?                   Местный исполнительный орган.
По срокам обращения
?                   Краткосрочные - до 1 года;
?                   Среднесрочные - от 1 года до 10 лет;
?                   Долгосрочные - свыше 10 лет.
По условиям покупки
?                   По дисконтированной стоимости;
?                   По номинальной стоимости.
По способу получения доходов
?                   Процентные ГЦБ;
?                   Дисконтные ГЦБ;
?                   Выигрышные ГЦБ;
?                   Комбинированные ГЦБ.
ГЦБ могут приобретаться на первичном или вторичном рынках.
На первичном рынке Инвестор (юридические и физические лица) приобретает ГЦБ непосредственно у Эмитента (Министерство Финансов, Национальный банк Республики Казахстан) путем покупки на аукционе, первичных торгах или подписки при размещении.
Вторичный рынок ценных бумаг - это сфера обращения ценных бумаг, куда они попадают после того, как их начинает продавать первый владелец, купивший их у Эмитента. Вторичный рынок делится на организованный (Казахстанская Фондовая биржа, Котировочные системы) и неорганизованный.
Торги идут в режиме реального времени, что позволяет производить денежные расчеты между покупателями и продавцами ценных бумаг в течение одного рабочего дня.
Все операции на рынке ценных бумаг осуществляются через банки или брокерские компании, имеющие государственную лицензию на занятие брокерско-дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов.
Ставка дохода по ценным бумагам, или просто доходность рассчитывается следующим образом:
 
 
Благосостояние              -Благосостояние на конец периода - на начало периода - Доходность
Благосостояние на начало периода
 
Правильный выбор ценной бумаги или комбинации ценных бумаг зависит от того, в какой конкретной ситуации находится инвестор и как соотносятся его стремления увеличить доход и снизить риск. Для конкретного лица или цели можно определить «хорошие» и «плохие» ценные бумаги. Однако нельзя найти ценную бумагу, которая была бы плохой для любого инвестора и любой цели. Такая ситуация просто невозможна на эффективном рынке.
 
Виды ценных бумаг.
В Республике Казахстан имеют место следующие виды ценных бумаг (в соответствии с Гражданским кодексом РК): акции, облигации, коносаменты и другие документы, которые закреплены законодательными актами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Существуют десятки разновидностей ЦБ. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и элемента (того, кто выпускает ЦБ). При этом далеко не все из них имеют особенности при отражении в бухгалтерском учете (можно выделить несколько типов ЦБ, имеющих сходные черты).
Различные типы ЦБ могут иметь свои особенности бухгалтерского учета:
?      по их различной связи с уставным фондом;
?      по отражению разницы между номинальной стоимостью ЦБ и ее продажной ценой;
?      по начислению доходов и д.р.
Все ЦБ можно разделить на две группы - денежные и капитальные ЦБ.
Денежные ЦБ оформляют заимствование денег - это долговые ЦБ. К ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие. Доход по этим ЦБ носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении. Денежные ЦБ, как правило являются краткосрочными (со сроком погашения менее одного года).
Капитальные ЦБ выпускается с целью образования или увеличения капитала (фондов) предприятия, необходимого для развития производства.  Капитальные ЦБ подразделяются  на долевые и долговые ЦБ.
К долевым ЦБ относятся все виды акций, а также инвестиционные сертификаты.
Инвестиционный сертификат подтверждает долю участия в инвестиционном фонде и дает право на получение определенного дохода от ЦБ, составляющей этот инвестиционный фонд.
Акция - это бессрочная ЦБ,  свидетельствующая о вкладе в имущество акционерного общества (АО) и дающая право на получение части дохода АО, подлежащего разделу в виде дивидендов, а также на участие в управлении предприятием.
Различают привилегированные и простые акции.
От обыкновенной акции привилегированная отличается тем, что сумма дивидендов по ней фиксирована, заранее оговорена и составляет определенный процент от  номинальной стоимости акции (не зависит от текущей прибыли предприятия). Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована, она зависит от полученной прибыли и решения собрания акционеров по выделению доли средств на выплату дивидендов.
К долговым ЦБ относятся все виды облигаций, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты. Долговые ЦБ удостоверяют отношения займа. Они могут быть как краткосрочными (со сроком погашения менее одного года), так и долгосрочными (со сроком погашения более одного года). По истечении определенного срока заемщик должен вернуть обозначенную на облигации (или закладной) сумму. Доход по этим ЦБ может быть как регулярным (когда определенные проценты от номинальной стоимости ЦБ выплачиваются регулярно в определенные сроки в течение всего периода займа), так и разовым (получаемым в момент погашения облигации за счет разницы между покупкой и номинальной стоимостью), но в любом случае доход является фиксированным и гарантированным.
Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства,  основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.
Еврооблигации. Следует различать еврооблигации и облигации, выпускаемые на национальных рынках капитала. Как было сказано раньше, внутренний выпуск облигаций осуществляется инвестором, являющимся резидентом страны выпуска, проводится в валюте этой страны и, как правило, размещается в стране выпуска.
Внутренний выпуск может быть размещен в иностранном государстве, но все равно в валюте страны эмитента, и большая часть будет размещена опять-таки в стране эмитента. Напротив, еврооблигации выпускаются в валюте, отличной от валюты страны, резидентом которой является эмитент, и облигации будут размещаться среди международных инвесторов из разных стран.
Более того, группа по размещению будет состоять из представителей международных инвестиционных банков. Следует помнить, что название «евро» возникло только благодаря месту расположения двух ведущих клирингово-расчетных палат, занимающихся этими выпусками, и это не значит что они ограничены только европейскими инвесторами и основана в 1972 году в основном французскими и немецкими банками в качестве конкурента EUROCLEAR. Расчеты и клиринг по большинству еврооблигаций осуществляются этими организациями.
Депозитный или сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка - эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитные сертификаты выдаются юридическим лицам, сберегательные - физическим.
Все ЦБ делятся на именные и не именные (на предъявителя). Движение каждой именной ЦБ, любые операции с ней строго фиксируются в книге регистрации, которая ведется эмитентом.
Вексель - это разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, владельцу векселя (векселедержателю) при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его предъявлению.
Существует также целый ряд вторичных ЦБ, закрепляющих права и обязанности эмитента и инвестора по совершению определенных операций с ЦБ. К таким ЦБ относятся опционы, фьючерсы, права, ордера и др.
Опцион - это краткосрочная ЦБ, дающая право ее владельцу купить или продать другую ЦБ в течение определенного периода по определенной цене контрагенту, который за денежную премию принимает на себя обязательство реализовать это право.
Финансовые фьючерсы - стандартные краткосрочные контракты на покупку или продажу определенной ЦБ по определенной цене на определенную будущую дату.  Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.
Варранты - это ЦБ, выражающие льготное право на покупку акций эмитента (чаще всего обыкновенных акций) в течение определенного (обычно несколько лет) периода по определенной цене. На практике дело обстоит таким образом, что банки эмпирически изобретают собственные производные ЦБ и схемы их применения.
Основные цели деятельности банков на рынке ценных бумаг (РЦБ)  следующие:
?                  привлечение дополнительных денежных ресурсов для традиционной расчетной и кредитной деятельности на основе эмиссии ЦБ;
?                  получение прибыли от собственных инвестиций  в ЦБ за счет выплачиваемых банку процентов и дивидендов и роста курсовой стоимости ЦБ;
?                  получение прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям с ЦБ;
?                  расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятий и организаций, учреждения подконтрольных финансовых структур;
?                  доступ к дефицитным ресурсам через ЦБ, которые дают такое право и собственником которых становиться банк;
?                  поддержание необходимого запаса ликвидности.
Что касается конкретных видов операций, то их выбор зависит от типа политики на РЦБ,  которую выбирает для себя банк. При этом важно иметь в виду по возможности полный перечень видов операций и сделок, из которых состоит фондовая деятельность, чтобы обоснованно определить свои приоритеты на данном рынке.
 
Значение ценных бумаг
Давая общую оценку значения ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие важнейшие моменты. Во-первых, ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Во-вторых, размещение ценных бумаг - эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей. В-третьих, ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения. В-четвертых, на рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Эти курсы - барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и, наоборот, повышаются в периоды оживления и подъема производства.  
 
Проблемы формирования и функционирования  рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.
Казахстанский рынок ценных бумаг существует более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.
Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК.  Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.
В этой связи следует отметить, что НБ РК необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.
В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.
В 1991—1992 гг. рынок государственных ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым).
В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг первые профессиональные участники - юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3.
К концу 1994 года такие разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что "юридическое лицо в любой организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами", а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий лицензию. 
Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии.
Объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.
Фондовая биржа также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РК новые выпуски государственных ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.
Важной стороной совершенствования рынка государственных ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке ценных бумаг стал закон Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года, содержавший всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон о государственных ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.
20 марта 1994 года был принят указ Президента Республики Казахстан "О мерах по формированию рынка ценных бумаг" № 1613, в соответствии с которым была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, Председатель и четыре члена которой первоначально осуществляли свои функции без отрыва от основной работы. Указом было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам и предусмотрено создание Центрального депозитария ценных бумаг Республики Казахстан в ведении Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года был признан утратившим силу.
11 января 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ "Вопросы Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам" № 2019, в соответствии с которым была исключена ранее действовавшая норма о том, что Председатель и члены Национальной комиссии по ценным бумагам осуществляют свои функции без отрыва от основной работы, и утвержден персональный состав Национальной комиссии.
21 апреля 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ, имеющий силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже", который ликвидировал правовой вакуум в государственном регулировании рынка ценных бумаг, возникший после прекращения действия закона "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года. В данном указе:
Национальная комиссия по ценным бумагам была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также контроль за функционированием рынка и обеспечением (в рамках предоставленных ей полномочий) защиты прав и интересов его участников.
28 марта 1996 года постановлением Правительства № 370 было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. При этом, несмотря на то, что указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 21 апреля 1995 года Национальная комиссия была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, вновь утвержденное Положение устанавливало статус Национальной комиссии как центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Это дало толчок к более быстрому и эффективному развитию рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.
Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.
Во-первых, обычно развитие эффективных рынков государственных ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка государственных ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.
Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.
В-третьих, дестабилизирующее влияние на казахстанский рынок государственных ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.
Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В Казахстане рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг.
В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам, и некачественная коммуникационная инфраструктура.   
Формирование фондового рынка в Казахстане повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития национального рынка ценных бумаг, которые требуют первоочередного решения:
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. общего экономического спада после распада СССР. Сохранение политической и социальной стабильности.
2. Целевая переориентация рынка государственных ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в Казахстане.
3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.
4. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка государственных ценных бумаг и т.п.
Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:
?          концентрация и централизация капиталов;
?          повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
?          компьютеризация рынка государственных ценных бумаг;
?          нововведения на рынке;
?          секьюритизация;
?          взаимодействие с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку государственных ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка государственных ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок государственных ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Надежность рынка государственных ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка государственных ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в государственных ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка -  государством.
Компьютеризация рынка государственных ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах  был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке государственных ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных бумаг:
?                  новые инструменты данного рынка;
?                  новые системы торговли ценными бумагами;
?                  новая инфраструктура рынка.
Новыми инструментами рынка государственных ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
Развитие рынка государственных ценных бумаг вовсе  не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок государственных ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
За последние годы количество участников фондового рынка в Казахстане заметно увеличилось. После проведения Пенсионной реформы в 1998 году, улучшился инвестиционные климат на рынке. Накопительные пенсионные фонды начали свою инвестиционную деятельность как в  ценные бумаги национальных компании (Казахойл, Казахтелеком и.т. д.) так и в государственные ценные бумаги (ноты НБ РК, ГЦБ МФРК с различными сроками обращения). Также увеличилось количество компаний-эмитентов выпускающих свои акции и облигации.  
Ниже приведена таблица наиболее котируемых национальных ценных бумаг на Казахстанской фондовой бирже (KASE) на январь-февраль 2009года.
 
Наименование ценной бумаги
объем сделок,  в тыс. долл.
доля в общем объеме сделок, %
Январь 2009
простые акции ОАО "Банк ТуранАлем" (BTAS)
11 661,5
27,4
простые акции ОАО "Банк ЦентрКредит" (CCBN)
8 569,9
20,1
облигации ОАО "Казахтелеком"  (KZTKb1)
7 921,2
18,6
облигации ОАО "Банк Каспийский"  (CSBNb1)
5 001,2
11,8
Всего за месяц
33153,8
77,9
Февраль 2009
облигации ЗАО ННК "Кзахойл" (KZOLb)
7 315,9
20,5
облигации РГП "Казахстан Темир Жолы" (TMJLb2)
5 921,7
16,6
облигации ОАО ДАГОК "КустанайАсбест " (KZASb1)
5 396,1
15,1
евроноты "TuranAlem Finance B.V." (BTASe1)
5 154,4
14,5
Всего за месяц
23 788,1
66,7
 
Таким образом необходимо заметить что казахстанский рынок государственных ценных бумаг постепенно развивается и принимает более цивилизованный облик чем первоначальное хаотическое состояние.
Несмотря на все проблемы и диспропорции, фондовый рынок Казахстана, как важнейшая часть формирующегося финансового рынка имеет большой потенциал и серьезные перспективы быстрого развития.
 
Анализ привлечения ГЦБ в Накопительную пенсионную систему Казахстана
В переходный период Казахстан столкнулся с жестким бюджетным дефицитом. В середине девяностых годов солидарная пенсионная система уже не могла обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной проблемы была проведена реформа пенсионной системы на основе чилийской модели накопительной пенсионной системы.
Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально.
В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора - пенсионные фонды. Граждане должны были получить возможность инвестировать на рынке свои пенсионные накопления.
Основополагающими принципами накопительной пенсионной системы, закрепленными в Законе РК "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", являются:
?                     государственное регулирование деятельности субъектов накопительной пенсионной системы: накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;
?                     обеспечение права выбора перечисления пенсионных накоплений граждан в государственном или негосударственных накопительных пенсионных фондах;
?                     гарантии государства состоявшимися пенсионерами на получение пенсий, а также несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы;
?                     гарантии государства состоявшимся пенсионерам на сохранение получаемого размера пенсий из Государственного центра по выплате пенсий и пособий, а также их индексацию с учетом роста потребительских цен;
?                     разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;
?                     обязательность участия каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;
?                     эффективность инвестирования в сочетании с безопасностью пенсионных сбережений;
?                     обеспечение права наследования граждан на накопления в государственном и негосударственных накопительных пенсионных фондах.
По данным Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 1 сентября 2009 г. на рынке пенсионных услуг действуют 12 накопительных пенсионных фондов, один из которых является государственным. Инвестиционную деятельность фондов осуществляют 10 организаций.
По данным Нацбанка РК, количество вкладчиков накопительной пенсионной системы составило примерно 7 млн. человек, общее поступление пенсионных взносов - 840,4 млрд. тенге. На индивидуальные пенсионные счета вкладчиков начислен чистый инвестиционный доход в размере 105,2 млрд. тенге.
В 2009 году 75 - 80 процентов пенсионных активов было инвестировано в государственные ценные бумаги (ГЦБ) Минфина РК и в ценные бумаги относительно узкого перечня казахстанских предприятий. Остальные 20 - 25 процентов малыми долями были распределены между депозитами отечественных банков, ценными бумагами исполнительных органов, облигациями иностранных эмитентов и международных финансовых организаций при высокой доле активов в иностранной валюте.
Механизмы сохранности пенсионных средств предусмотрены в законе "О пенсионном обеспечении". НПФ, компании, управляющие пенсионными активами или само государство возместят вкладчикам убытки.
Однако, эта ситуация требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон для решения проблемы доходного размещения пенсионных активов до начала массовых накопительных выплат.
Для улучшения ситуации в декабре 2008 г., а затем в июле 2009 г. были внесены изменения в "Правила по управлению пенсионными активами". Обязательства каждого НПФ по инвестированию в ГЦБ, за исключением ценных бумаг местных исполнительных органов, уменьшены с 35 до 25 % от общего объема пенсионных активов. Впервые дано право вкладывать в аффинированное золото - не более 5%. Увеличены лимиты инвестирования в ипотечные облигации до 20% и в облигации ЗАО "Банк развития Казахстана" до 15 %. Значительно расширены возможности по приобретению акций иностранных эмитентов и долговых ценных бумаг с высоким рейтингом - до 40%.
Тем не менее, в условиях хронического дефицита финансовых инструментов у пенсионных фондов и управляющих компаний нет выбора. Им приходится вкладывать средства в те инструменты, которые есть на рынке. Так, доля ГЦБ в портфеле фондов за первые 6 месяцев снизилась всего на 2,7 пункта, с 53,3 до 50,6%.
Вместе с тем и доходность по ГЦБ продолжает снижаться. Порядка трети всех активов фондов приходится на краткосрочные ноты Национального банка, доходность по которым снизилась с 5,07% в декабре 2003 года до 4,98% в июне этого года.
Вокруг государс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.