На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Августовские события 1991г. и развал СССР

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ОАО РЖД
Красноярский институт железнодорожного
Транспорта
Филиал ГОУ ВПО ИрГУПС г. Красноярск
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по истории
 
 
«Августовские события 1991г. и развал СССР»
 
 
 
            
 
 
 
                                                                                                                Специальность «Вагоны»
Выполнил: Шарапков С.А.
Группа: В-09-2
Шифр:  0932129
Проверил: Елисова Л.П.
 
 
 
 
 
 

                                                     

 
 
 
 
 
 
 
Красноярск 2011г.

План
Введение……………………………………………………………...
3
1. СССР накануне событий августа 1991г. ………………………..
4
2. Путч. Хроника событий. …………………………………………
17
3. Развал СССР. ……………………………………………………...
25
4. Двадцать лет спустя. Некоторые итоги. ………………………...
27
Заключение………………………………………………………….
29
 
 

Введение
 
              Прошло почти 20 лет со дня последнего крупнейшего исторического события   ХХ века  - крушения огромного государства, казавшегося абсолютно незыблемым, Союза Советских Социалистических Республик. Датой официального окончания существования СССР является  8 декабря 1991г. - день  подписания соглашения о прекращении существования СССР и создании Содружества  Независимых Государств. Для железнодорожников термин крушение имеет вполне конкретное значение – транспортное происшествие, при котором подвижной состав поврежден до степени исключения или имеются человеческие жертвы. Деградация и последующий развал социалистической системы в полной мере проявили эти признаки. Россия как правопреемница СССР исключила из сферы взаимодействия часть бывших союзных республик, а последующие экономические трудности, социальная дезориентация и взрыв национализма привели к значительным человеческим жертвам.
              В данной работе хотелось бы вернуться к событиям двадцатилетней давности, августовскому путчу и последующему развалу СССР. Посмотреть на эти события под разными ракурсами, оценить действия тех людей, которые являлись их участниками.
Несмотря на то, что предвестники этих событий появились за долго до самого распада СССР большинство людей чувствовали недоумение и растерянность от того, что страна в которой они родились и выросли рушится на глазах. И совсем  невозможно представить чувства людей  вынужденных покидать «братские республики» ставшие в одночасье самостоятельными и независимыми, внезапно осознавшими свой национальный суверенитет, а точнее реализующие политические амбиции их элит.

1. СССР накануне событий августа 1991г.
 
1991год - шестой год управления страной М.С. Горбачева и четвертый год «перестройки» - этим термином впервые употребленным  8 апреля 1986г. во время визита в Тольятти М.С. Горбачев обозначил общественно-политический процесс призванный решить назревшие на тот момент экономические и политические проблемы в СССР. Впервые о новом курсе советского руководства - планах широкомасштабных реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны» -  М.С. Горбачев заявил сразу после прихода к власти на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Необходимость таких реформ не вызывает сомнений не у одного из экспертов.
Эпоха бывшего у власти почти 20 лет (с 1964г. по 1982г.) Л.И. Брежнева, после которой с небольшим промежутком на должность генерального секретаря КПСС был избран М.С. Горбачев, отличалась в части государственного управления тем, что внимание руководства страны было почти полностью сосредоточено на решении вопросов обеспечения гарантированной стратегической безопасности Советского Союза: ракетно-ядерный паритет, энергетическая самодостаточность, военно-политические союзы. При этом на задний план отошли важнейшие вопросы внутренней политики и экономики, что обусловило развитие в глубинах советского общества ряда нездоровых процессов. Они приняли тревожный характер со второй половины 70-х, когда сам Брежнев заболел, а в его ближайшем окружении закипела борьба за право наследовать место генсека. Однако в силу косности и не способности к какому-либо реформированию тогдашнее руководство страны не принимало никаких мер к решению существующих проблем.
Назовём некоторые из "отложенных" при Брежневе внутренних проблем, позже выросших до убийственных для страны размеров. Одна из них (напрямую связанная с моральным обликом «строителей коммунизма») - это развитие теневой экономики, распространение фактов воровства государственной собственности, взяточничества. Согласно имевшимся в центральном комитете КПСС данным, за период 1975-1980 гг. количество хищений государственного имущества увеличилось в стране на одну треть, выявленных случаев взяточничества — почти наполовину, спекуляции — на 40%. О нравственном состоянии самой КПСС красноречиво говорит тот факт, что в общем числе осужденных в 1980 г. советскими судами за взяточничество почти треть составили члены и кандидаты в члены партии. Небывалых масштабов, разумеется, по скромным меркам тех лет, достигли воровство и разного рода злоупотребления в торговле.
Такое положение дел не являлось секретом ни для Политбюро, ни для аналитиков от науки. В подтверждение можно привести слова Валерия Легостаева работавшего под руководством Е. К. Лигачёва (в качестве его помощника) в аппарате ЦК партии с 1983 по 1990 годы. «В 1985 г. на мой рабочий стол попал полузакрытый ("для служебного пользования") аналитический материал о перспективных проблемах советского общества, подготовленный Игорем Васильевичем Бестужевым-Ладой, видным советским социологом. Автор указывал на опасное развитие в СССР "черной экономики", уже повлекшее за собой сосредоточение в руках ничтожной малой части советского населения значительных денежных и материальных ценностей, не нажитых честным трудом. Огромные деньги не остаются просто в кубышках или на сберкнижках. Они пускаются в действие. Наряду с формированием «черных рынков» - квартирного, автомобильного и т. д. предпринимаются настойчивые попытки коррупции контролирующих органов».
Серьезная недооценка брежневским, а затем и горбачевским Политбюро опасности формирования в стране «теневой экономики» имела своим истоком убеждение, что в СССР нет каналов, по которым теневые капиталы могли бы проникать в сферу политики. Отсутствие свободных выборов закрывало путь ставленникам лидеров «теневой экономики» в большую политику и до начала «перестройки» это убеждение соответствовало истине. «Теневиков» время от времени пугали демонстративными арестами особо зарвавшихся «теневых» дельцов, «наездами» с участием сил КГБ на торговые склады и базы, прочими подобного рода акциями. Эти меры были недостаточны, чтобы качественно изменить ситуацию, однако позволяли держать её под контролем вплоть до конца 80-х годов. С приходом первых ростков гласности и демократии «теневые» капиталы активно использовались для финансирования деструктивных сил, как в центре, так и на национальных окраинах.  Следует отметить, что в данной проблеме прослеживается основные противоречия реализованной в СССР модели социалистического строя - невозможность адекватной самореализации, уравниловка в распределении материальных ресурсов, что в конечном итоге загоняет в «тень» предприимчивых, инициативных, пусть иногда и с  сомнительными моральными качествами людей, а также плановая (что, при грамотном подходе является достоинством, но управляемая административно-командными методами) экономика, «заточенная» под решение глобальных задач и абсолютно не приспособленная для обеспечения достойного уровня жизни большей части населения СССР.
Таким образом, перейдем к следующей проблеме оставленной нерешенной командой Брежнева: замедление темпов экономического роста, стагнация экономики и как было отмечено выше (и имело решающее значение) огромный дисбаланс экономики в сторону оборонной промышленности и как следствие низкий уровень жизни трудящихся. Рассмотрение экономического положения СССР можно начать со времени формирования российского государства. Здесь следует отметить следующий фактор имеющий значение для состояния экономики даже в современной России. В отличие от передовых Европейских стран прошедших длительный путь технологического развития с античных времен, Российское государство с момента формирования имело основой своей экономики богатые сырьевые ресурсы. Одну из удачных попыток переломить положение предпринял Петр I. Царская Россия времен Николая II, несмотря на кровопролитные войны, также имела хорошие темпы экономического роста, в том числе и за счет индустриализации экономики. Социалистическая Россия на протяжении 30-40 годов ХХ века реализовала беспрецедентные темпы индустриального роста, приведем высказывание по этому поводу У.Черчилля - «Сталин принял Россию с сохой и лопатой, а оставил с водородной бомбой и космическими ракетами». Оставим в стороне методы, которыми это было реализовано, ключевым здесь является то, что высшим достижением СССР здесь прозвучали именно успехи в военной области. Главным итогом первых пятилеток было создание военно-промышленного комплекса – военной промышленности и ее инфраструктуры. И опять же вряд ли можно подвергнуть критике выбранный курс, ведь со времени основания над СССР нависала военная угроза, тем более что к началу 30-х годов надежды на мировую революцию окончательно рухнули.
Вторая мировая война нанесла огромный ущерб экономике СССР, и только огромный энтузиазм и беспримерная воля советских людей позволили поднять страну из руин. Но не успели отгреметь праздничные салюты Победы, а в странах бывшей антигитлеровской коалиции уже вынашивались планы «холодной» войны. Советский Союз был поневоле втянут в изнурительную гонку вооружений, поэтому неудивительно, что к середине восьмидесятых годов стержнем экономики СССР являлись топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы.
Одной из причин ослабления экономики СССР являлись титанические усилия по поддержке стран социалистического лагеря и экспорту социализма в развивающиеся страны. Социалистическая экономика в силу своих особенностей не может быть столь же эффективной, как капиталистическая, из-за того, что в ней по определению заложены расходы на социальную сферу и отсутствует конкуренция. Но с учётом уникальности набора природных ресурсов СССР (по сути, монархи обеспечили будущего социалистического государства, создав страну огромной площади), он мог бы безбедно существовать, если бы огромные ресурсы не уходили на реализацию геополитических планов и геополитические расходы шли, по сути, за счёт уровня жизни населения. Последним актом геополитических амбиций стала изнурительная война в Афганистане 1979-1989г.
Приведем некоторые макроэкономические показатели характеризующие экономику СССР с 1985г. по 1991г.
 
1985
1990
II квартал 1991
Дефицит государственного бюджета (млрд. руб)
13,9
41,4
89
Государственный внутренний дол
(млрд. руб)
142
566
890
Внешний долг
(млрд. долл.)
22
90
120
Золотой запас (т.)*
~2500*
-*
~240*
* точные данные засекречены
Миллиарды рублей внутреннего и внешнего долга не дают представление об уровне жизни простых людей, опишу как это выглядело на своем примере, с теми или иными вариациями так жили большинство простых советских семей. Итак г. Красноярск 1985г. мне 12 лет, моя семья мама, брат и бабушка проживали в однокомнатной «хрущевке» (следует отметить что  в 1988г. после пятнадцатилетнего стояния в очереди маме выделили отдельную квартиру). В магазинах есть основные продукты питания, ассортимент – по большому счету его нет – 1 вид продуктов – одно наименование. Приснопамятная колбаса по 2р.20к. еще периодически появляется на прилавках, но уже приличные очереди. Цены на продукты доступны белый хлеб 22 коп., сахар 94 коп., масло – 3р. 60 коп.  Мясо только на рынке 3.5 руб/кг. В магазинах «Потребкооперации» - первых ласточках будущих супермаркетов, ассортимент раза в три побогаче, и цены раза в три повыше. Промышленные товары: одежда – незамысловатая, большей частью не самых модных фасонов, но добротная и качественная (особенно дорога моему сердцу школьная форма, выдерживающая нагрузки самого отъявленного шалопая). Бытовая техника – такая же картина, скудность ассортимента, но достаточно надежна и доступна. Волшебное слово «блат» прочно вошло в жизнь, мама периодически «отоваривается» на овощной базе венгерскими яблоками и марокканскими мандаринами. Добавлю сюда как минимум два сезона в пионерском лагере каждое лето (бесплатно), и раз в три года отдых всей семьёй на море.
1991г. - талоны на все основные продукты питания. Богатство ассортимента лучше всего продемонстрируют фотографии.

 
 
 
 
 
 
 
Следует отметить, что экономические реформы в СССР проводились неоднократно. Самой крупной за послевоенный период стала реформа 1965 г. задуманная еще при Н.С. Хрущеве и проведенная под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Она затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство. Результатом реформы стали рост экономики,  развитие социальных, образовательных и прочих программ, благодаря чему удалось достичь ощутимого повышения уровня жизни населения, другое дело, что отправной точкой этого повышения был уровень послевоенной разрухи, и это притом, что на нужды ВПК расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности.
Третьим подводным камнем, о который в конечном итоге разбился СССР, явилась сложившаяся в 70-е годы система государственного управления. В эпоху Брежнева Политбюро ЦК КПСС не устояло перед соблазном использовать организационный и политический ресурс партии для решения текущих хозяйственных задач страны, что привело постепенно к превращению КПСС фактически в придаток государственного механизма. Позже, уже при Горбачеве, когда либеральные СМИ развернули пропагандистскую кампанию против КПСС, особо популярным был тезис, будто "партия подменила собой государство". Действительная ситуация выглядела с точностью до наоборот. Это государственная машина СССР за годы после Сталина втянула шаг за шагом в свои жернова партийные структуры, приспособив их для нужд хозяйственного управления. В конечном счете, пришли к тому, что небольшая группа государственных министров, членов Политбюро стала назначать генсеков ЦК КПСС исключительно по своему усмотрению и в своих интересах. Апогеем такого «симбиоза» стало законодательное закрепление руководящей роли КПСС в конституции 1977. Так или иначе, именно крах КПСС привел к расшатыванию основ СССР.
Таким образом, СССР в середине 80-х годов столкнулся с глубокими системными экономическими и политическим проблемами, основные из которых мы перечислили выше, решением которых должна была стать «перестройка» инициированная М.С. Горбачёвым. Рассмотрим наиболее значимые из предпринятых шагов и их последствия.
7 мая 1985 года было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В начале 80-х гг. Советский Союз отличался высочайшим в мире потреблением алкоголя на душу населения 10,8 литров. (для сравнения отметим, что в начале XX в. Россия занимала среди европейских стран предпоследнее место по употреблению алкоголя на душу населения - менее 4 литров). При этом даже официальная советская статистика показывала постоянный рост потребления алкоголя. Надо также учесть, что уровень потребления алкоголя в РСФСР был ещё выше, чем среднее значение по всему Союзу. По данным Госкомстата СССР потребление только легального алкоголя в РСФСР в 1984 г. составляло 10,5 литров на душу населения в год, а по оценкам того же Госкомстата, рассекреченным в 1988 г., потребление самогона из сахара составляло ещё 3,3 литра и из других продуктов ещё 1,1 литр, что в сумме давало 14,9. Дешевизна и доступность спирта в Советском Союзе стали дополнительными причинами рекордного распространения алкоголизма. Однако основной причиной была, несомненно, безрелигиозность населения. В отличии от Франции, находящейся в то время на втором месте (13,5 литра) и имеющей давнюю культуру потребления алкоголя, в СССР преобладало употребления крепких напитков и как следствие пьянство было причиной большого количества бытовых преступлений. От себя добавлю, что в период с конца 70-х по 1985г. увидеть лежащего на улице в бесчувственном состоянии было в порядке вещей. Пивные и рюмочные как сейчас принято говорить были в шаговой доступности. Несчесть числа семейных трагедий связанных с пьянством. Поэтому меры как говорится назрели. Но уроки введения «сухого закона» в США с 28 октября 1919г. по 5 декабря 1933г. не были приняты во внимание. Административные меры по снижению производства и продажи алкоголя прежде всего мощно стимулировали рост теневой экономики. Бывший первый зам. Председателя КГБ СССР, генерал-полковник В.Ф.Грушко следующим образом подвел итоги антиалкогольной компании: "мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… Короче, результаты оказались прямо противоположными ожидаемым, а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем". Не могу все же не отметить что положительный эффект тоже имел место, пить стали однозначно меньше и наряду с погибшими от суррогатного алкоголя, большое количество людей «завязали» с зеленым змием.
В июне 1987 был принят закон о государственном предприятии, который предоставлял заводам и фабрикам широкую хозяйственную самостоятельность. Авторы этой реформы, учитывая опыт 1960-х гг., справедливо опасались бесконтрольности руководителей предприятий. Поэтому учреждались советы трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями по контролю за работой директоров и определению стратегии предприятий. Сами руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли сменяться, если их работа была признана неэффективной и отрицательно сказывалась на заработках работников. Такое самоуправление должно было превратить работников в хозяев предприятий, заинтересовать их в более эффективном труде.
Однако система таких советов на большинстве предприятий не заработала, так как они действовали по-прежнему под твердым контролем партийных и профсоюзных организаций. Установив свой контроль над советами и освободившись от опеки вышестоящих ведомств, партийно-хозяйственная администрация стала практически бесконтрольной.
Первоначально реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 гг. упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились товары (в основном «ширпотреб»), более дорогие, по цене, но по качеству по-прежнему уступающие импортным товарам. К тому же в конце 1988 резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать.
Реформаторам не удалось найти оптимального сочетания социальных гарантий и элементов рыночной экономики. Произошло сращивание капитала кооператоров (отчасти криминализированного) с возможностями бесконтрольного директорского корпуса и коррумпированной части бюрократии. Через частные организации стали перекачиваться финансовые средства государственных предприятий и ведомств. Таким образом, оживление рынка в условиях, когда государственный и частный карманы не были разделены, приводило к разворовыванию государственной собственности и экономическому обескровливанию государственных предприятий. Бюрократическое регулирование рынка было неэффективным в силу некомпетентности и коррупции. Постепенно консервативная часть чиновников, не готовая работать в новых условиях, стала выступать за прекращение реформ. Но те слои бюрократии, которые уже обрели заинтересованность в начавшемся разделе государственной собственности, продолжали настаивать на углублении преобразований, грозивших гибелью старой партийной номенклатуре.
19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей, давший ещё больший импульс накоплению криминального капитала.
Обобщим полученные результаты. Основной толчок для ускоренного развития и обострения существующих в СССР проблем дала «перестройка». Её начальный период характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому (известный анекдот на тему: «Что такое «перестройка» - это как тайга, вверху шумит, а внизу тихо». В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. Т. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап «перестройки» можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей», которая «разразилась» в последующие годы. 
Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). «Золотой век» «перестройки». Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с тем, которые раньше считались табу (мощный шаг в сторону подрыва идеологических основ СССР). В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.
Третий этап (июнь 1989 — декабрь 1991). Заключительный этап «перестройки», берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества иными политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. "Новое мЫшление" на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов».
Кризис реформ и обострение социальных противоречий привели к обострению политической борьбы, которая охватывала уже не только партийную верхушку, но и более широкие слои общества.
Этому способствовала политика гласности. Официальным изданиям было разрешено критиковать Сталина и Брежнева, в политике которых видели истоки нынешних трудностей. Можно было обсуждать поведение отдельных руководителей, но еще не КПСС и ее лидеров. Сторонники сохранения андроповского курса авторитарных реформ, противники демократизации и дальнейшего расширения рынка группировались вокруг члена Политбюро Е.К. Лигачева. Против Лигачева выступали приверженец либеральных идей член Политбюро А. Н. Яковлев и остро критиковавший номенклатурные привилегии руководитель московской парторганизации Б.Н. Ельцин. Лигачев контролировал официальную прессу и сдерживал гласность, а также вмешивался в руководство Москвой. Это обострило его отношения с Ельциным.
На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 Ельцин обрушился с критикой на Лигачева, а затем и на Горбачева. Ельцин был официально раскритикован, понижен в должности, но в глазах населения стал одним из лидеров оппозиции.
Уже в 1987-1988 гг. перестройка привела к быстрому росту общественной активности. Еще в 1986 в СССР прекратилось уголовное преследование инакомыслящих. В декабре 1986 из ссылки был возвращен академик А. Д. Сахаров. Из тюрем стали выпускать диссидентов. Но большинство из них не продолжило оппозиционную деятельность. Им на смену пришло новое поколение оппозиционеров.
С 1987 в политической жизни стали участвовать десятки «неформальных» (то есть независимых от официальных структур) организаций. Неформалы создали разветвленную сеть общественных организаций, которая позволила проводить массовые манифестации по всей стране. В мае-июле 1988 по СССР прокатилась волна массовых манифестаций с политическими требованиями. Рост неформального движения привел к формированию в СССР политического спектра, то есть системы организаций, открыто отстаивающих различные пути развития страны. С 1988 начался подъем национальных движений в СССР практически во всех союзных республиках были сформированы Народные фронты, нацеленные на выход из Союза и создание независимых государств.
В союзных республиках СССР оппозицию объединяли национальные лозунги. Как только обстановка в стране стала более свободной, все межнациональные конфликты вышли на поверхность. Большая часть жителей любой республики считала, что лучший способ избавиться от эксплуатации со стороны центральной бюрократии — это отделение от СССР. Более того, почувствовав, что реформы Горбачева угрожают интересам бюрократии, ее национальные группировки стали поддерживать националистические выступления, чтобы защититься с их помощью от действий союзного центра. Так было в декабре 1986 во время Алма-атинских событий. Студенты-казахи считали, что руководить Казахстаном должен казах. Их демонстрация переросла в жестокие столкновения. При расследовании событий выяснилось, что казахские чиновники участвовали в организации демонстрации.
Неурегулированные межнациональные отношения приводили и к затяжным кровавым конфликтам, с которыми союзное руководство не могло справиться. В феврале 1988 начались выступления армян в самой Армении и автономной области Нагорный Карабах за передачу этой области Армении из состава Азербайджана. Это требование вызвало возмущение в Азербайджане, что привело к погромам в Сумгаите. Это обострило отношения между двумя республиками до предела. Союзное руководство отказалось удовлетворить требования армян, и это привело к перерастанию национального движения за объединение с Карабахом в кампанию неповиновения союзному руководству. Попытки немного уступить армянам тут же вызывали обострение ситуации в Азербайджане, где повторялись убийства мирных жителей.
В апреле 1988. развернулось массовое национальное движение в республиках Прибалтики. В Эстонии был создан Народный фронт (НФ), в который вошли представители национальной интеллигенции, коммунистической партии Эстонии, сотни тысяч сторонников перестройки, в том числе и русских. Но в руководстве фронта возобладали националистические силы, и вскоре русскоязычному населению пришлось создавать для защиты своих прав Интернациональный фронт, выступавший за сохранение СССР. В нем возобладали приверженцы консервативных коммунистических взглядов.
Такая же ситуация сложилась и в других республиках Прибалтики. В Литве особенно активно выступил Народный фронт «Саюдис», главным лозунгом которого стал «Независимая Литва».
В 1989 уже в каждой из республик СССР существовало влиятельное национальное движение, выступавшее за суверенитет, то есть верховенство национальной власти над вышестоящими организациями включая структуры власти СССР.
В 1990 национальные движения одержали победу на выборах в республиках Прибалтики и Закавказья, в некоторых автономных республиках. В результате обострились отношения между СССР и союзными республиками, а также между союзными республиками и некоторыми автономиями. В 1989-1990 гг. не раз происходили столкновения между грузинами и абхазами, а также осетинами; между молдаванами и русскоязычными жителями входившего в Молдавию Приднестровья. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха перерос в настоящую войну. Силовые структуры СССР не могли справиться с ситуацией.
В апреле 1989 в Тбилиси была разогнана демонстрация грузинской оппозиции, которая выступила с призывом к обретению независимости Грузии. В результате погибло несколько человек, в большинстве своем — женщины.
В январе вновь начались армянские погромы, но  уже в Баку, в столицу Азербайджана вошли войска. Им было оказано сопротивление, погибло более сотни людей.
Насильственные формы приняли выступления национал-экстремистов в ряде республик Средней Азии, но они были быстро подавлены.
В Прибалтике движение против союзного центра было преимущественно ненасильственным. После победы на выборах в Литве «Саюдиса» новый Верховный совет в марте 1990 провозгласил восстановление независимости Литвы, которая была утрачена в 1940. В ответ Горбачев начал экономическую блокаду отделившейся республики. Это лишь обострило противоречия между Литвой и союзным центром, сплотило литовцев вокруг «Саюдиса». Попытки восстановить контроль с помощью силы над Литвой в январе 1991 привели к кровопролитию, но восстановить контроль не удалось. То же самое повторилось и в Латвии чуть позже.
Массовое движение за национальную независимость можно было подавить только с помощью массовых репрессий, а на это Горбачев не пошел, понимая, что новый террор на окраинах СССР быстро приведет к восстановлению диктатуры в центре страны и краху реформ.
В 1990-1991 г. лидеры коммунистических партий большинства союзных республик решили, что им выгоднее быть независимыми от союзного центра. Поэтому, даже там где национальные движения не имели поддержки большинства населения (как на Украине и в Белоруссии), республики начали проводить политику регионального контроля за экономикой и ресурсами, что привело к распаду экономических связей. Этот процесс захватил и некоторые регионы РСФСР, особенно после того, как Ельцин заявил лидерам автономных республик: “Берите столько суверенитета, сколько сможете”. С особенной силой националистическое движение проявилось в Татарстане и Чечено-Ингушетии.
Борьба за «суверенитеты», которую поддержали и возглавили национальные группировки номенклатуры, и неудача экономических реформ привели к резкому ослаблению СССР и распаду социалистического лагеря.
Весной 1989 состоялся Съезд народных депутатов СССР, выборы на который прошли в острейшей борьбе. На съезде развернулась борьба между демократической Межрегиональной депутатской группы и «агрессивно-послушного» большинства, в котором к 1990 выделилось консервативное крыло, по некоторым вопросам выступавшее против своего генсека. В стране активизировались многотысячные гражданские движения 1989-1991 гг., стали формироваться десятки политических партий в Российской Федерации и других республиках.
Вскоре после первого Съезда народных депутатов по КПСС и уже политики Горбачева был нанесен новый удар — в июле 1987 забастовали шахтеры Кузбасса, протестующие против тяжелых условий жизни. К ним присоединились шахтеры Донбасса, Воркуты и др. регионов. Шахтерские выступления застали власти врасплох, у них не оказалось средств для решения проблем шахтеров. Шахтерские забастовки стали «тараном оппозиции».
В 1988-1989 гг. Горбачев и его сторонники фактически потеряли лидерство в перестройке. Влияние генсека ослабевало как в партии, где усилились сторонники скорейшего свертывания реформ, так и в обществе, где демократическая оппозиция выдвигала требования более радикальных и глубоких преобразований. Чтобы обезопасить свою власть от внезапной атаки со стороны консерваторов в партии или демократов в парламенте, Горбачев добился новых изменений в конституции. В марте 1990 на очередном съезде народных депутатов он был избран президентом СССР. Это привело к новому падению авторитета партии, потому что Горбачев был теперь лидером государства не как глава партии, а как президент. Но и у рядовых граждан это избрание не прибавило ему авторитета, потому что он был избран не всем населением, а только депутатским корпусом.
В стране развернулась ненасильственная революция, массовые социальные движения выступали против самих принципов организации общества. Миллионы людей обратились к социальному творчеству, стали создавать новые для СССР формы общественной жизни — партии, комитеты самоуправления, независимые издания, коммерческие организации и т.д.
На выборах съезда народных депутатов РСФСР в феврале 1990 большинство оппозиционных организаций объединилось в блок (позднее — движение) «Демократическая Россия». Он получил около трети голосов, и при решительной поддержке независимых депутатов Ельцин с нескольких попыток сумел набрать необходимое число голосов, чтобы быть избранным председателем российского парламента.
Под давлением «Демократической России» съезд 12 июня 1990 принял решение о суверенитете России, то есть о верховенстве ее законов над законами СССР. В СССР образовалось два центра власти. Во многих советах, в том числе в Московском и Ленинградском, большинство мест получили демократы. Во время XXVIII съезда КПСС, который проходил в июле 1990 Ельцин, Г. Х. Попов, А. А. Собчак и др. вышли из КПСС. С монополией КПСС на власть было покончено.
К середине 1990 года в общественном сознании населения России укрепились ценности плюрализма и идейной терпимости, гражданских свобод и самоуправления, права человека участвовать в принятии решений, от которых зависит его жизнь. В России стали возникать ростки легального и объединенного множеством взаимных контактов гражданское общество, состоящее из независимых от государства экономических, общественных, профсоюзных и информационных организаций. Появились первые независимые СМИ, система управления стала более демократической. На время была восстановлена власть советов на местах. В результате выборов 1990 образовалась независимая от КПСС представительная власть, после чего сама КПСС превратилась в одну из двух крупнейших партий (второй стало движение «Демократическая Россия»).
Управление хозяйством перешло к руководителям предприятий, технократам, которые постепенно превращались в капиталистов. После этого экономические задачи преобразований для значительной части технократии были решены, и в обществе усилились консервативные тенденции. В то же время экономическая перестройка вызвала болезненные экономические последствия (прежде всего рост дефицита продукции). Выдвигалась идея немедленного введения частной собственности, форсированного внедрения западных политических и экономических структур. Несмотря на внешний радикализм этой идеи, она вполне устраивала динамичную часть номенклатуры, которая осознала возможность использовать антикоммунистические лозунги в целях передела собственности и восстановления своего контроля над обществом на новой основе. В 1990-1991 гг. эта часть правящего слоя демонстративно сменила лозунги и перешла в оппозицию к КПСС.
Распад экономических связей, политико-правовая неопределенность и перемещение фондов предприятий в коммерческие структуры привели к обострению экономического кризиса. Производство промышленной продукции упало с 928 до 918 млрд. руб. Цены выросли в среднем на 5%, что было непривычно для населения СССР. При этом цены, например,  на картофель выросли на 35%. Однако даже в условиях роста цен в магазинах производство не поспевало за ростом денежных доходов граждан — с 558 млрд. руб. до 625,5 млрд. руб. Это привело к опустошению прилавков магазинов и массовому недовольству населения курсом Горбачева.
Осенью 1990 руководители России и СССР попытались договориться. Под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского была разработана экономическая программа «500 дней», которая должна была стать основой для преобразований в экономике и соглашения Горбачева и Ельцина. Но соглашения достичь не удалось, и в феврале 1991 конфронтация между российским и союзным руководством возобновилась. В стране развернулась кампания гражданского неповиновения, сопровождавшаяся манифестациями и забастовками.
Только в конце апреля 1991 Горбачеву и Ельцину удалось договориться о компромиссе. Было заключено соглашение между центром и девятью республиками СССР о разграничении полномочий. В России был введен пост президента. Коммунисты, расколотые к этому времени на несколько течений, выставили на выборах президента России нескольких кандидатов. Часть националистически настроенных избирателей поддержала В. В. Жириновского. Ельцин, напротив, объединил вокруг себя не только электорат демократов, но и часть симпатизировавших демократии коммунистов, которые шли за депутатом А. В. Руцким. Руцкой стал кандидатом на пост вице-президента в паре с Ельциным. 12 июня 1991 Ельцин уже в первом туре победил на выборах.
Несмотря на результаты всенародного референдума проведенного 17 марта 1991 на котором за сохранение СССР высказалось 76,4% взрослого населения страны, Горбачевым активно велась работа по подготовке союзного договора. После длительных переговоров с президентами и другими руководителями союзных республик Горбачеву удалось согласовать с ними проект нового союзного договора, подписание которого планировалось на 20 августа 1991г. Он значительно сокращал права союзного центра, но сохранял СССР. Больше всего при переустройстве Советского Союза должны были пострадать союзные ведомства и КПСС, которые могли почти полностью потерять власть. Горбачев также не был доволен результатами переговоров, так как новый союз мог стать по существу конфедеративным образованием, а не федеративным государством. Полномочия президента СССР становились почти символическими.

2. Путч. Хроника событий.
              За годы «перестройки» страна изменилась до неузнаваемости. Коммунистические лозунги сменились рекламными щитами и палатками кооператоров. И самое главное на повестку дня был вынесен вопрос о самом существовании СССР. Поэтому неудивительно, что при сложившейся расстановке политических сил намеченное на 20 августа 1991г. подписание нового союзного договора Россией, Украиной, Казахстаном (позднее к нему должны были присоединится другие республики), на условиях конфедерации, фактически означавшее прекращение существования СССР, вызвало реакцию противников развала СССР. Попробуем изложить последующие события в хронологическом порядке, без какой либо политической окраски.
В ночь на 19 августа 1991 г. представителями высшего руководства СССР, несогласными с политикой реформ Михаила Горбачева и проектом нового Союзного договора, был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР).
В ГКЧП вошли:
1. вице-президент СССР Геннадий Янаев
2. премьер-министр СССР Валентин Павлов
3. министр внутренних дел СССР Борис Пуго
4. министр обороны СССР Дмитрий Язов
5. председатель КГБ СССР Владимир Крючков
6. первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов
7. председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев
8. президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19 августа 1991 г. в шесть часов утра московского времени по радио и телевидению было передано “Заявление советского руководства”, гласившее, что “в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей президента СССР”, в соответствии со статьей 127.7 Конституции СССР полномочия президента Союза ССР переходят к вице-президенту Геннадию Янаеву, вводится чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев, а для управления страной образуется Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР). Приводим текст обращения к советскому народу:
 
ОБРАЩЕНИЕ К СОВЕТСКОМУ НАРОДУ
Соотечественники! Граждане Советского Союза!
 
В тяжкий, критический для судеб Отечества к наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М. С. Горбачева политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития страны к демократизации общественной жизни, а силу ряда причин зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. Политиканство вытеснило из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина. Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна по существу стала неуправляемой.
Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. Циничная спекуляция на "национальных чувствах — лишь ширма для удовлетворения амбиций. Ни сегодняшние беды своих народов, ни их завтрашний день не беспокоят политических авантюристов. Создавая обстановку морально-политического террора и пытаясь прикрыться щитом народного доверия, они забывают, что осуждаемые и разрываемые ими связи устанавливались на основе куда более широкой народной поддержки, прошедшей к тому же многовековую проверку историей. Сегодня те, кто по существу ведет дело к свержению конституционного строя, должны ответить перед матерями и отцами за гибель многих сотен жертв межнациональных конфликтов. На их совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из-за них потеряли покой и радость жизни десятки миллионов советских людей, еще вчера живших в единой семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями. Каким быть общественному строю, должен решать народ, а его пытаются лишить этого права.
Вместо того, чтобы заботиться о безопасности и благополучии каждого гражданина и всего общества, нередко люди, в чьих руках оказалась власть, используют ее в чуждых народу интересах, как средство беспринципного самоутверждения. Потоки слов, горы заявлений и обещаний только подчеркивают скудость и убогость практических дел. Инфляция власти страшнее, чем всякая иная, разрушает наше государство, общество. Каждый гражданин чувствует растущую неуверенность в завтрашнем дне, глубокую тревогу за будущее своих детей
Кризис власти катастрофически сказался на экономике. Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма — регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого народнохозяйственного механизма, складывавшегося десятилетия. Результатом стали резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики. Давно пора сказать людям правду, если не принять срочных и решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалеком времени неизбежен голод и новый виток обнищания, от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только безответственные люди могут уповать на некую помощь из-за границы. Никакие подачки не решат наших проблем, спасение — в наших собственных руках. Настало время измерять авторитет каждого человека или организации реальным вкладом в восстановление и развитие народного хозяйства.
Долгие годы со всех сторон мы слышим заклинания о приверженности интересам личности, заботе о ее правах, социальной защищенности. На деле же человек оказался униженным, ущемленным в реальных правах и. возможностях, доведенным до отчаяния На глазах теряют вес и эффективность все демократические институты, созданные народным волеизъявлением. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной Закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре. Префектуры, мэрии и другие противозаконные структуры все больше явочным путем подменяют собой избранные народом Советы.
Идет наступление на права трудящихся. Права на труд, образование, здравоохранение, жилье, отдых поставлены под вопрос.
Даже элементарная личная безопасность людей все больше и больше оказывается под угрозой. Преступность быстро растет, организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда секса и насилия, ставящие под угрозу здоровье и жизнь будущих поколений. Миллионы людей требуют принятия мер против спрута преступности и вопиющей безнравственности.
Углубляющаяся дестабилизация политической и экономической обстановки в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое-где послышались реваншистские нотки, выдвигаются требования о пересмотре наших границ. Раздаются даже голоса о расчленении Советского Союза и о возможности установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны. Такова горькая реальность. Еще вчера советский человек, оказавшийся за границей, чувствовал себя достойным гражданином влиятельного и уважаемого государства. Ныне он — зачастую иностранец второго класса, обращение с которым несет печать пренебрежения либо сочувствия.
Гордость и честь советского человека должны быть восстановлены в полном объеме.
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР полностью отдает себе отчет в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему государства и общества из кризиса.
Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему, ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.
Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра.
Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родин
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.