Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система РФ и перспективы ее развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. П. ОГАРЕВА»
 
Институт дополнительного образования
Факультет экономики и финансов
Кафедра налогов и налогообложения
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
 
 
 
 
Автор курсовой работы                            подпись, дата                                Ю. А. Агафонова
Обозначение дипломной работы                                  ДР-02069964-080107-65-01-10
Специальность                                                        080107-65 «Налоги и налогообложение»
Руководитель работы
д-р эконом. наук, проф.                                          подпись, дата                                          Н. А. Филиппова
 
 
Оценка ____________________
 
 
 
 
Саранск 2011
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. П. ОГАРЕВА»
 
Институт дополнительного образования
Факультет экономики и финансов
Кафедра налогов и налогообложения                               
  УТВЕРЖДАЮ
                                           Зав. кафедрой
д-р эконом. наук, проф.             
                                                                            _________Н.А. Филиппова
                                                                                                       _____________________
                                                                                                                              дата                                                         
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентка 3 курса Агафонова Юлия Александровна
1 Тема Налоговая система РФ и перспективы ее развития
2 Срок представления работы к защите 04.03.11
3 Исходные данные для курсовой работы: нормативно-правовые акты, научно-методическая литература, периодические издания, отчетные данные УФНС России по РМ
4 Содержание курсовой работы
4.1 Теоретические и исторические предпосылки развития налоговой системы России
4.2 Исследование процесса формирования и развития налоговой системы РФ
4.3 Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации и Республике Мордовия
5 Расчетно-графическая часть: таблицы, рисунки, графики, схемы, формулы
6 Приложения в соответствии с темой исследования
 
Руководитель работы                                          подпись, дата                  Н.А. Филиппова
Задание принял к исполнению              подпись, дата                              Ю. А. Агафонова
Реферат
 
Курсовая работа содержит  69 страниц, 33 использованных источников, 6 таблиц, 5 рисунков,  2 приложения.
СИСТЕМА, НАЛОГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, ОРГАН, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, АГЕНТ, ПРОВЕРКА, КОДЕКС, СТАВКА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЛЬГОТА, ДОХОД, ВЫЧЕТ.
Объект исследования - Управление Федеральной налоговой службы России по Республики Мордовия.
Предмет исследования – налоговая система Российской Федерации т Республики Мордовия.
Цель работы – исследование теоретических основ, анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы РФ и разработка предложений по ее совершенствованию в современных условиях.
Методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, системный анализ, методы сравнения, группировок и др.
В результате исследования изучены теоретические и исторические предпосылки формирования налоговой системы, проведен анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы и выработаны предложения по ее совершенствованию в современных условиях.
Степень внедрения – частичная
Область применения – в практике работы налоговых органов
Эффективность выражается в оптимизации процесса формирования и развития налоговой системы Российской Федерации и Республики Мордовия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 
Введение                                                                                                                                                                        5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России                                                                                                                                                                        8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ                                                                                                                                                          8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ                     18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ                                    25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ                      29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ                                                                                                          29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней                                                                                                                                      32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия                                                                                                                  35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ                                                                41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета                                                                                                      41
3.2  Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ                                                                                                                        50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ                                                                                                                                                                     56
Заключение                                                                                                                                                    61
Список использованных источников                                                                                            64
Приложение А                                                                                                                                                    68
Приложение Б                                                                                                                                                    69
 
 
Введение
 
Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.
В 20-х гг. параллельно налоговой реформе реформировался аппарат налоговых органов на базе Народного комиссариата финансов. В его составе появилось организационно - налоговое управление.
Очередная налоговая реформа 1930 г. связана с окончательным искоренением частной собственности и всех форм предпринимательской деятельности. С указанного времени учреждены налоговые инспекции в составе районных и городских финотделов.
Организационно деятельность инспекций, общее руководство и контроль осуществляли налоговые подразделения краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов. Руководящими и контролирующими органами межреспубликанского и общесоюзного масштаба являлись управления налогов и сборов Наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР. Структура и штатная численность инспекций напрямую зависела от количества налогоплательщиков, величины обслуживаемой территории и ее экономической характеристики.
Перемены, происходившие в стране в конце 80-х - начале 90-х гг. затронули и сферу налогообложения. В результате реорганизации на основе существовавших налоговых органов в 1995 году созданы:
- Главная государственная налоговая инспекция министерства финансов СССР;
- Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных республик;
- Государственные налоговые инспекции министерств финансов автономных республик;
- Государственные налоговые инспекции финансовых аппаратов областей, краев, округов, городов, районов.
- Государственные налоговые инспекции различных уровней, выполняя возложенные на них задачи, подчинялись соответствующим министерствам финансов и их аппаратам на местах, а также вышестоящим инспекциям.
В 1995 - 1996 г. состоялось создание единой централизованной Государственной налоговой службы Российской Федерации. С 1 января 1996 года ГНС РФ выведена из состава Минфина РФ. В конце 2002 г. произошло  преобразование Государственной налоговой службы Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России действовала до сентября 2004 г., после чего была преобразована в Федеральную налоговую службу, вновь введенную в состав Минфина.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности. Для создания современной налоговой системы в период перехода к рыночной экономики необходимо было выявить, наиболее значимое звено. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговые поступления являются фундаментом любого государства. На долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджет страны. Поэтому, от «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Налоговые системы отличаются по набору, принципам построения, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти.
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
                1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3.  Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.
Объектом исследования будет являться Управление Федеральной налоговой службы России по Республики Мордовия, а предмет исследования – налоговая система Российской Федерации и Республики Мордовия.
 
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы России
 
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой системы РФ
 
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.
Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.  Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Во-первых следует различать понятия налог и сбор. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.
Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов.
Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений.
При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.
Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.
Основная функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами.
Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.
Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.
Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения.
Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.
Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.
В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирующей функции налогов.
В России традиционно распространено  утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы.
Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:
1) по плательщикам;
2) по объектам обложения;
3) по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
4) по адресности зачисления налоговых платежей;
5) по целевой направленности;
6) периодические и разовые налоги;
7) регулярные и чрезвычайные налоги.
В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:
1) налоги, уплачиваемые физическими лицами;
2) налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
3) налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц.
К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль, налоги на имущество организаций, плата за пользование водными объектами.
Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица.
В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; государственная пошлина; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов.
В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:
1) налоги на доходы;
2) налоги на имущество;
3) налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
4) налоги на определенные виды расходов;
5) налоги на совершение определенных операций;
6) налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.
В зависимости от адресности  зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов.
К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В РФ к регулирующим налогам и сборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги.
По критерию пользования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые.
К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода.
К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов, т.е. налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды.
К целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.
Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые.
Под периодическими налогами обычно понимаются налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью.
К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми, не образующими систему.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:
1)            необлагаемый минимум объекта налога;
2)            изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
3)            освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
4)            понижение налоговых ставок;
5)            вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
6)            целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
7)            прочие налоговые льготы.
Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.
Налоговое бремя – это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
Все элементы налоговой системы взаимосвязаны между собой и опираются на принципы налогообложения.
Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов».
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
а)  налоговое законодательство должно быть стабильно;
б) взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
в) тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
г) взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщика;
д) существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
е) издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
ж) нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
з) доступность и открытость информации по налогообложению;
и) соблюдение налоговой тайны.
Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений.
В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством.
Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.
Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов.
Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.
Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту.
Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира.
Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах.
Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие  и равные права и ответственность в сфере налогообложения.
Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.
Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.
К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок.
Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.
К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков.
Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить.
Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.
Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.
В заключении можно сделать вывод, что знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов успешной деятельности на предприятии, а значит и не менее важным на всей территории России.
 
 
 
 
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ
 
Налоговая система РФ представляет собой большую экономико-правовую систему. Она имеет экономическую, организационную и нормативно-правовую основу.
Экономической основой этой системы являются российские и иностранные предприятия, организации, а также физические лица, ведущие экономическую деятельность без образования юридического лица. Все эти лица могут заниматься экономической деятельностью в различных сферах и отраслях экономики. В налоговом законодательстве экономическая база представлена совокупностью объектов налогообложения и совокупностью налогоплательщиков, что объективно определяет систему налогов и специальные налоговые режимы.
Организационная основа налоговой системы образуется профессиональными налоговыми и привлекаемыми к налоговой деятельности организациями, действующими в экономической сфере. Профессиональные налоговые организации анализируют и инспектируют экономическую деятельность налогоплательщиков с позиций налогообложения и выполняют совместно с привлекаемыми организациями функции, обеспечивающие реализацию налогового и таможенного законодательства.
Правовой основой налоговой системы является законодательство о налогах и сборах, а также таможенное законодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы. Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.
Следует обратить особое внимание на важность экономической основы налоговой системы, так как в первую очередь от состояния экономики и организации экономической деятельности зависит объем налоговых поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также во внебюджетные государственные фонды.
Формирование правовой основы новой налоговой системы сопровождается большими трудностями.
Среди нормативно-правовых актов, регламентирующих становление налоговой системы можно выделить следующие:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
В нем указываются виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений и другое.
2. Конституция Российской Федерации, которая регулирует организацию работы налоговых инспекций, а также конкретные сферы налогообложения.
3. Указы президента Российской Федерации. К примеру, Указ президента РФ от 15.03.2005 № 295 «Вопросы федеральной налоговой службы».
4. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по налогам и другим обязательным платежам, в них определяются налоговые ставки или налоговые льготы.
К таким постановлениям можно отнести Постановление правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «О федеральной таможенной службе».
5. Акты Министерства по налогам и сборам, которые регулируют налоговый контроль.
Примером может служить инструкция МНС России «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» от 10.06.2000 г. № 60.
6. Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Например, земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
В настоящее время налоговый кодекс является основным документом при осуществлении своей деятельности налоговыми органами.
Первая (общая) часть Налогового кодекса (VII разделов, 20 глав, 142 статьи) опубликована в «Российской газете» 6 августа 1998 (под номером 146-фз от 31 июля 1998) и введена в действие с 1 января 1999 за некоторыми исключениями: статьи, устанавливающие перечень налогов и распределяющие их между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, заморожены Законом о введении кодекса в действие (147-фз от 31 июля 1998) и вступят в силу только после отдельного решения.
Таковы были условия перемирия Правительства с региональным и муниципальным лобби в парламенте. Первоначально речь шла о привязке к вступлению в силу части II, но после того, как ее решили принимать отдельными порциями, вступление в силу перечня налогов было увязано с отменой соответствующих статей Закона «Об основах налоговой системы в РФ».
В «Известиях» за 29 декабря 1998 рассказано о разночтениях в трех официальных версиях части I – факсимильном экземпляре с подписью Президента, публикации в Российской газете и Собрании законодательства, а также о встречающихся в тексте отсылках к несуществующим абзацам и нормам.
Изменения и дополнения в часть I вносились законами 51-фз от 30 марта 1999 (приостановление п.1 ст.5 – о привязке даты вступления в силу любых поправок к новому налоговому периоду – до 1 января 2000); 154-фз от 9 июля 1999 (значительные изменения по всему тексту); 13-фз от 2 января 2000 (расширение прав органов налоговой полиции).
Изменения и дополнения в закон о введении в действие части I НК вносились законами 155-фз от 9 июля 1999 (уточнение и детализация некоторых статей); 118-фз от 5 августа 2000 (замена срока введения некоторых норм «до принятия части второй Кодекса» на «до введения в действие части второй Кодекса и отмены Закона «Об основах налоговой системы»); 33-фз от 24 марта 2001 (новое изменение формулировки о дате вступления в силу перечня налогов с переносом ее из закона о введении в действие ч.I в закон о введении в действие ч. II).
Вторая (особенная) часть принимается по кускам. Уже приняты и подписаны следующие главы:
- Раздел VIII. Федеральные налоги
- Глава 21. Налог на добавленную стоимость
- Глава 22. Акцизы
- Глава 23. Налог на доходы физических лиц
- Глава 24. Единый социальный налог (взнос) – утратил силу
- Глава 25. Налог на прибыль организаций
- Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
- Раздел IX. Региональные налоги и сборы
- Глава 28. Транспортный налог
- Глава 29. Налог на игорный бизнес
- Глава 30. Налог на имущество организаций
Раздел X. Местные налоги
- Глава 31. Земельный налог
Всего в части второй Кодекса, принятой в 1-м чтении в 1998 году, было 32 главы (один налог – одна глава), сведенные в 4 раздела (федеральные, региональные, местные, специальные налоговые режимы). Начавшееся в июне 2000 года второе чтение распространялось только на первые 4 главы – остальные вносятся заново и проходят по всей процедуре начиная с первого чтения.
Часть вторая НК в изначальном варианте (Раздел VIII, главы 21-24, статьи 143-245) опубликована в «Российской газете» 10 августа 2000 (под номером 117-фз от 5 августа 2000) и введена в действие с 1 января 2001. Одновременно опубликован Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (118-фз от 5 августа 2000).
Глава 25, статьи 246-333 внесена в НК законом 110-фз от 6 августа 2001, опубликованным в «Российской газете» 8 августа 2001, и введена в действие с 1 января 2002.
Глава 26, статьи 334-346 внесена в НК законом 126-фз от 8 августа 2001, опубликованным в «Российской газете» 10 августа 2001, и введена в действие с 1 января 2002.
Раздел IX. Глава 27, статьи 347-355: глава внесена в НК законом 148-фз от 27 ноября 2001, опубликованным в «Российской газете» 29 ноября 2001, введена в действие с 1 января 2002 и утрачивает силу с 1 января 2004.
Глава 28, статьи 356-363 введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, Глава 29, статьи 364-371 введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ, Глава 30, статьи 372-386 введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ.
Раздел Х. Глава 31, статьи 387-398 введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
Изменения и дополнения в часть II вносились законами 166-фз от 29 декабря 2001 (изменение отдельных словосочетаний, слов и окончаний слов по всему тексту 21-24 глав); 71-фз от 30 мая 2001 (гл.23 – подоходный налог – изменения по вопросу налогообложения доходов от операций с ценными бумагами и отмена 35-процентной ставки для тотализаторов и игровых автоматов); 110-фз от 6 августа 2001 (гл.23 – подоходный налог – снижена с 30 до 6% ставка налогообложения дивидендов); 118-фз от 7 августа 2001 (гл.22 – акцизы – проиндексированы ставки с 1 января 2002) 126-фз от 8 августа 2001 (гл.22 – акцизы – отмена с 1 января 2002 акциза на нефть и газовый конденсат).
Изменения и дополнения в закон о введении в действие части II НК вносились законами 33-фз от 24 марта 2001 (продление на 2001 год ч.3 ст.12 отменяемого закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» – в части продажи ценных бумаг; отмену налога на отдельные виды транспортных средств – пункт «ц» ст.19 З-на об основах налоговой системы; отмену пункта об обязательной маркировке ввозимой подакцизной алкогольной продукции; перенос с 1 января на 1 июня 2001 введения «расщепления» водочного акциза – передачи региональных 50% акциза от регионов-производителей регионам-потребителям; новое изменение формулировки о дате вступления в силу статей 12-15 и 18 ч.I НК – перечень налогов – « со дня признания утратившим силу закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» с переносом ее из ст.3 закона о введении в действие ч.I в новую ст.32-1 закона о введении в действие ч.II); 110-фз от 6 августа 2001 (исключена статья 8, содержавшая поправки к закону «О налоге на прибыль» «лоскутного» периода).
На сегодняшний день принято два Федеральных закона, а именно:
- Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
- Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Эти законы предусматривают, что с 01 января 2010 года действующий единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Статьей 12 Федерального закона №212-ФЗ о страховых взносах установлены следующие тарифы:
- в Пенсионный фонд - 26%,
- в Фонд социального страхования - 2,9%,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%,
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.
Простым подсчетом несложно определить, что согласно данной норме нагрузка на страхователя с 2011 года стала составлять 34%.
 Здесь же хотелось бы отметить, что увеличение суммы взносов произошло не только от увеличения процентной ставки, но и в связи с тем, что страховые взносы теперь начисляться на все выплаты физическим лицам вне зависимости от того, пойдут эти выплаты в уменьшения налога на прибыль или нет. Так же ст.9 212-ФЗ выплаты, необлагаемые страховыми взносами, и если сравнить со ст.238 НК РФ, в которой перечислены необлагаемые выплаты по ЕСН, то можно отметить, что пропали некоторые необлагаемые доходы, такие как компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за тяжелую работу, материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника и некоторые другие.
Этим же законном предусмотрен переходный период и в 2010 году размер страховых взносов составил 24%, как и раньше при ЕСН, а вот с 2011 года произошло увеличение, причем для всех категорий налогоплательщиков, и к 2015 году для всех организаций общий тариф страховых взносов составит 34% от фонда оплаты труда.
 
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ
 
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов.
Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все от предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Минфина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим.
Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире.
Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ.
Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.
Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой, по сравнению с западными странами, оплате труда; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.
И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее «придумать» какую-нибудь новую.
Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно.
Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских.
России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса.
В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти.
Какими должны быть налоги высокими или низкими это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства.
С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль.
Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.
Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил «игры с государством». Это действительно. Без острой необходимости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влиянием той или иной группировки политиков или экономистов делается попытка совместить несовместимое, учесть все те предложения, о которых говорилось выше. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости создания научной школы.
Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Анализ развития налоговой системы РФ
 
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
 
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ в 2006-2010 годах.
Таблица 2.1 - Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, в млрд. р.
Год
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Сумма налоговых доходов
6763,4
8643,4
7948,9
6288,3
7695,8
Темп прироста
-
127,8
91,96
79,11
122,38
 
Из таблицы видно, что в период с 2006 по 2010 год наблюдается не достаточно стабильный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший рост налоговых доходов наблюдался в 2007 году (127,8%). В 2009 году отмечается наибольшее уменьшение налоговых доходов, если сравнивать данный показатель с показателем 2008 года, то сумма налоговых доходов снизилась на 1660,6 млрд. р. Это в большей степени связано со снижением налоговой ставки по налогу на прибыль с 24% до 20%.
Сопоставляя суммы налоговых доходов за 2010 год с предыдущими годами делаем вывод, что по сравнению с 2009 годом поступление доходов возросло на 122,38%, так же рост произошел и по сравнению с 2006 годом, а вот в 2007-2008 г.г. сумма доходов была выше на 947 млрд. р. и 253,1 млрд. р. соответственно.
Далее необходимо рассмотреть динамику поступления налоговых доходов в разрезе по каждому налогу. Это позволит более точно и детально разобрать состав доходов консолидированного бюджета и долю каждого налога в нем.
Таблица 2.2 – Динамика отдельных видов налоговых доходов, в млрд. р.
Показатели
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
Отклонение
Сумма
в % к 2006 г.
Налоги и сборы, всего
5748,3
7360,2
8455,7
6624,4
7458,3
1710,0
129,77
из них:
- налог на прибыль организаций
 
1670,5
 
2172,2
 
2513,0
 
1264,4
 
1774,4
103,9
106,22
- НДФЛ
929,9
1266,1
1665,6
1665
1789,6
859,7
192,45
- НДС
951,4
1424,7
1038,7
1207,2
1383,9
432,5
145,46
- акцизы
253,3
289,9
314,7
327,4
441,4
188,1
174,26
- имущественные налоги
-
-
493,4
569,7
628,2
-
-
- платежи за пользование природными ресурсами
1187,2
1235,1
1742,6
1080,9
1440,8
253,6
121,36
- единый социальный налог
756,8
972,2
589,7
509,8
-
-
-

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на доходы физических лиц, акцизы, имущественные налоги. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде. Так по налогу на прибыль в 2010 году произошло увеличение по сравнению с 2009 годом на 510 млрд. р., но также отмечается снижение по сравнению с 2008 годом на 738,6 млрд. р. Рассматривая динамику поступления НДФЛ обращаем внимание на то, что к 2010 году данный показатель вырос на 859,7 млрд. р. Это обуславливается ростом доходов населения, что положительно влияет как на само население, так и на финансовую устойчивость государства в целом. Также стабильный рост и немало важное значение оказывает Налог на добавленную стоимость, его доля в доходах бюджета возрастает с каждым годом, а за рассматриваемый период сумма данного налога возросла практически на 100%.
Для более точного анализа рассмотрим структура налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рисунок 2.1 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
 
Итак, из приведенных данных видно, что наибольшую роль в консолидированном бюджете РФ в 2006-2008 годах играл – налог на прибыль, его размер составил 1670,5 млрд. р., 2172,2 млрд. р. и 2513,0 млрд.р. соответственно. В 2009-2010 г.г. возросла роль НДФЛ, он стал занимать лидирующее место среди всех взимаемых налогов. Доля данного налога в общем объеме всех доходов составляет более 50%.
2.2 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней
 
Также интересно оценить тенденции, которые наблюдаются в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим данные о налоговых доходах консолидированного бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
В Таблице 2.3 представлен состав налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Таблица 2.3 - Динамика отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета, в млрд. р.

и т.д.................


Показатели
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
Отклонение к 2006 г.
Сумма
в  %
Налоговые доходы всего в текущих ценах
2671,2
3332,2
3752,0
2736,3
3488,6
817,4
130,6
из них:
- налог на прибыль организаций
509,9
641,3
761,1
195,4
255,0
254,9

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.