На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русские национальные виды спорта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные  им игры. На протяжении веков эти  игры сопутствуют повседневной жизни  детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
     Спортивные  игры произошли из народных, культивируемых в разных странах на протяжении тысячелетий.
     Славянские  народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.
     В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных  духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться  за слабого, преодолеть слабость в самом  себе.
     В этом реферате я рассмотрела основные виды подобных игр – от нехитрых развлечений простолюдинов, до царских забав, от забытых потех – до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время и перешагнувшими границы России, Украины и Белоруссии.
     Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер – все, от мала до велика, принимали  участие в празднествах и торжествах. В празднество, редкий свободный  от работы день, люди стремились отдохнуть  от тяжелого каждодневного труда, играя, состязаясь или просто участвуя в  забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями  служили игры, а еще и воинской тренировкой перед боями с  противниками, коих у славян всегда было великое множество. 
 
 

1. Русские национальные виды спорта
     Само  слово "забава" у славян носило не совсем "развлекательный" смысл, а более широкий: "массовое событие". Чаще всего массовым событием и была какая-нибудь из перечисленных здесь  игр.  

     1.1 Единоборства
     Кулачный  бой. На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных "потехах". Русский кулачный бой ("кулачная потеха"), – яркий тому пример.
     На  первый взгляд, кулачный бой может  показаться достаточно варварским развлечением. Но, памятуя, что на Руси редкий год  обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда (который  в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией. А для государства  в целом – полезной школой, в  которой население обучалось  воинскому искусству "без отрыва от производства". Обычно плохо вооруженные  ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.
     Кулачные  бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой  бой). Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища  бескомпромиссной борьбы.
     Бои один на один ("сам на сам") в  основном проводились перед массовыми  боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался "поле" и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения  правоты ответчика в судебном деле.
     Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места – городские  площади, поляны. Зимой "потеха" происходила  чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела.
     Большинство кулачных боев были "правильными", т.е. проводившимися по правилам. Вот  основные их положения:
    биться "по любви" – то есть не иметь на противника злобы,
    не бить лежачего противника,
    не бить сзади,
    не таить в кулаке тяжелых предметов,
    не ставить подножек и не захватывать одежды противника,
    не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).
     В боях "стенка на стенку" принимало  участие почти все мужское  население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-"надёжи". Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.
     Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались  чувство локтя и взаимовыручка  – умения незаменимые в битве. Продолжался кулачный бой до тех  пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.
     По  окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов – их поили  вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги. Однако единых правил все же не использовалось и  нередко бои ограничивались только неизменными – "лежачего не бить" и "досмерти не убивать".
     Существовал и очень жесткий тип боя, "свалка-сцеплялка" больше напоминающий побоище – в  нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.
     Из  того, что до кулачных боев допускались  даже дети, ясно отношение, которое  имелось у славян к воспитанию силы тела и духа. Современному человеку дико представить, как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную  и все же довольно жестокую.
     Однако  это было совершенно осмысленным  и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, "на живом материале" обучающей  не просто боевым ухваткам и уловкам  – а гораздо более важному  духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с  детства на всю жизнь.
     Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину.
     С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства  свое прикладное значение (не малую  роль тут сыграло христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно  объявило их "вредной забавой". В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, на котором между  иными правилами постановлено было: "отлучать от церкви участвующих  в кулачных боях и боях кольями, а  убитых не отпевать".
     После 1917 года, кулачный бой был зачислен в "прогнившее наследие проклятого царизма" и не нашел своего места  среди спортивных видов борьбы. Идеология  кулачного боя, основанная на религиозности  и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей  совсем иные ценности, и кулачный бой  за годы Советской Власти не получает никакого развития. Все попытки внедрить приемы народного боя в программу  подготовки пограничников и милиции  успехом не увенчались.
     Возрождение кулачного боя происходит уже  в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.   

1.2. Пляски и танцы
     Трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.
     Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.
     Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь  стремился отбить плясунью, оттерев  умелым движением соперника и  самому продолжить пляс. Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна – требуется  тщательный контроль над сложными боевыми  переходами. Недопустимым считалось  не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство.
     Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные  соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом  секрете. Это постоянно пополняло  и обогащало технику русского пляса.
     Различали парный и одиночный перепляс. В  первом случае один из плясунов показывал  какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно  показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".
     Один  из вариантов боевого пляса "скобарь" (или как его еще называли-"ломание веселого") предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. "Исполняли" его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.
     Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого  падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш.
     Перед началом плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к  элементам древней народной магии. Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь  в иной пласт бытия, где время  текло иначе, а органы чувств работали по-другому.
     Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения. Самым "славянским" из которых является хоровод (коло, корогод, танок).  

     1.3. Массовые игры
     На ярмарках и  гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника  садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались  сбить друг друга на землю ударами  мешков с опилками или палками, обмотанными  тряпьем. Дети соревновались друг с  другом в беге "взапуски", то есть наперегонки. К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях – игры хорошо известные  и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.
     Взятие  городка. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри "крепости". Парни, разделившись на "всадников" и "коней", начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на "коне". Если "всадник" падал с "коня" или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи. Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.
     Коняшки. Игроки разделялись на два "войска". Каждое "войско", в свою очередь, состояло из "всадников" и "коней". Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней. Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару. Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.  

     1.4. Спортивные игры
     К таким играм  можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила, не утратив своих характерных  черт – азарта, задора, самобытности.
     Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.
     Первая  попытка создания единых официальных  правил по русской лапте была предпринята  в 1926 г. Однако, лапту на государственном  уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям  энтузиастов состоялось первое официальное  соревнование.
     Игры, подобные лапте, есть и у других народов  мира: у англичан – крикет, у американцев  – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.
     Первый  чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады  народов РСФСР.
     В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление  Госкомспорта СССР "О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты", принятое в 1987 г.
     К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.