На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Антикоррупционная экспертиза и оценка регионального законодательства Республики Коми

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 28.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     «Сыктывкарский  государственный университет»
     Юридический факультет
     Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     НАУЧНАЯ РАБОТА
     Тема: Антикоррупционная экспертиза и оценка регионального законодательства Республики Коми. 
 
 
 
 
 

Авторы  студенты 2 курса, 622 группы                    Тарасевич Андрей Николаевич
                                                                    Мирошкина Любовь Александровна  

Научный руководитель                         Иванова Ольга Святославовна
                                                    (кандидат юридических наук, доцент)
                                          
 
 
 

     г. Сыктывкар
     2011 г.
     СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение………………………………………………………………… 3
    Развитие законодательства о противодействии коррупции…………..4
    Практика правоприменения антикоррупционных норм……………..20
    Перспективы развития антикоррупционной политики………...……28
    Список использованной литературы…………………………...……. 33
    Приложения……………………………………………………………37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ
     По  данным ВЦИОМ, ? россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую распространенность коррупции в обществе. На вопрос, возможно ли победить коррупцию, «нет» ответили 58% респондентов. 1 В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. 2  Чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее «помощью» преодолевают административные барьеры экономической деятельности, отдельные граждане коррупционным путем решают вопросы обучения, трудоустройства, медицинского обеспечения и др. Таким образом говорить о тотальном неприятии коррупции в российском обществе пока не приходится.3      
     Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.4 Опыт зарубежных государств подтверждает необходимость снижения уровня коррупции через всесторонний прогресс: совершение государственного управления, привлечение общественности. При этом «в антикоррупционной работе необходимо учитывать целый ряд различных факторов, начиная от экономической ситуации в стране и заканчивая невысоким уровнем правосознания в обществе»5. Победить коррупцию не возможно без комплексного воздействия органов государственной власти (федеральных и субъектов), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.
     Основой антикоррупционных мероприятий должно стать законодательство, учитывающее международные антикоррупционные стандарты и опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах.
     Таким образом, оценка эффективности механизмов ныне действующего антикоррупционного законодательства в Коми Республике позволит определить перспективу развития общества и страны в целом.
     ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
     О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ  КОРРУПЦИИ 

          Оценивая эффективность закрепленных в нормативно правовых актах Коми Республики механизмов по противодействию коррупции необходимо прежде обратиться к федеральному законодательству, ввиду того что оно распространяется на все субъекты и более этого – определяет содержание и направление развития последнего.
         Итак, до недавнего времени термин «коррупция» в принципе использовался только в литературе и прессе и  не был легально закреплен в России. Поэтому определение Большого юридического словаря за 2005 год, можно считать справедливым: «Коррупция – (от лат. corrumpere — «растлевать» ) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц. В РФ К.-понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида-от дисциплинарных до уголовно-правовых.»6 Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Отнесение данного состава к уголовным преступлениям характерно для большинства Европейский стран.7
          В тот период к антикоррупционными нормам в первую очередь относились нормы (закрепленные в Уголовном кодексе Российской Федерации) о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), о превышении должностных полномочий (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292).
          Итак, мы постараемся пронаблюдать развитие понятия коррупции в современном российском законодательстве, оценить эффективность разработанных механизмов и рассмотреть перспективы совершенствования оного.
         Проявления коррупции можно рассматривать в качестве отклонения от нормативно установленных моделей поведения. Поэтому  влияние фактора коррупции на общественные отношения должно преодолеваться за счет обеспечения надлежащего правоприменения. Данный подход нашел свое отражение в преамбуле Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года.
     Целесообразно, чтобы все государственные органы в своей деятельности уделяли  внимание совершенствованию системы  правоприменения в целях эффективности реализации законов и иных правоприменительных актов.8
     Благодаря ратификации данной конвенции термин «коррупция» был легально закреплен в России ФЗ № 40 от 8 марта 2006 года «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (принят Государственной Думой 17 февраля 2006 года, одобрен Советом федерации 22 февраля 2006 года).  Данная конвенция была подписана от имени Российской Федерации 9 октября 2003 года. (Принята 21 октября 2003 года).
     ФЗ  № 40 правда содержит восемь пунктов оговорок относительно применения норм конвенции Российской Федерацией.
            Принятие данного документа связанно с «серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку, связи между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, случаи коррупции, связанными с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящими под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств.»9
           Из этого становится ясно, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Согласно конвенции предупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств.
     В общем, положения конвенции призывают каждое государство-участника принять такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться для эффективной борьбы и предупреждения коррупции и международного сотрудничество в связи с этим.
     В этом же году ФЗ № 125 Российская Федерация ратифицировала «Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию», принятую государствами-членами Совета Европы и подписанную от имени РФ еще в январе 1999 года. На этот раз документ принят без оговорок.
     Целью документа являлось необходимость проведения в первоочередном порядке обей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и превентивных мер; подчеркивая, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества»10.
     Подобно конвенции ООН, положения документа призывают «принятие таких законодательных и иных мер, которые потребуются для того чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений» коррупциногенное поведение.
     Присоединение России к международным антикоррупционным конвенциям, а так же вступление 1 февраля 2007 г. в группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) оказали и продолжают оказывать существенное влияние на развитие законодательства в рассматриваемой области. Подписание при Б.Н. Ельцине и ратификация данных документов в период правления В.В. Путина явилось отправной точкой развития средств и механизмов противодействия коррупции в РФ при Д.А. Медведеве. Хотя попытки создания рабочих групп по подготовке предложений реализации  в законодательстве РФ положений конвенций предпринимались еще В.В. Путиным11. Так во исполнение положений конвенций президентом РФ Д.А. Медведевым был издан указ от 19 мая 2008 «О мерах по противодействию коррупции», на основании которого в целях создания системы противодействия коррупции и устранения причин ее порождающих был образован Совет при президенте, задачей которого является подготовка предложений президенту, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, и координация в этом ключе деятельности исполнительных органов всех уровней власти и контроль за национальным планом противодействия коррупции.
     Первым  шагом на пути реализации 26 рекомендаций ГРЕКО стало утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции.12
     В качестве последовательно осуществляемой и постоянно совершенствуемой системы мер организационно-экономического, правового, информационного и кадрового характера. В настоящий период выполнено менее половины рекомендаций ГРЕКО. Учет оставшихся – актуальная задача развития законодательства о противодействии коррупции.13
     Национальный  план противодействия коррупции  был принят 31 июля 2008 г. Пр-156814 (спустя пять лет после подписания конвенции ООН). В документе отмечается, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
         В плане отмечается, что,  несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
         В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего, осуществляется в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимость. Данный документ предлагает меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В приложении к Национальному плану противодействия коррупции, утвержденному Президентом Российской Федерации приводится перечень первоочередных проектов законодательных актов Российской Федерации, которые необходимо принять в связи с Национальным планом противодействия коррупции: "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации",  подготовка законопроектов "О противодействии коррупции"; "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения статуса судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий. Председатели счетной палаты. Российской Федерации, заместителя Председатели Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и служащих Центрального банка Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" 15. В связи с этим законом были внесены изменения в более 20 чем ФЗ.
     Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (деле – Федеральный закон № 273-ФЗ) стал ключевым актом антикоррупционного законодательства. Он «носит во многом программный характер» и рассчитан на принятие целого ряда законов и подзаконных актов в его исполнение»16. Позже был принят ряд указов Президента РФ, направленных на реализацию этого Закона.
     Детализированное  определение коррупции содержится в 1п. ст.1 Федерального закона №273-ФЗ. Однако анализ международных актов, зарубежного законодательства, научных публикаций по вопросам противодействия коррупции, а так же проведенные социологические исследования, позволяют сделать вывод о том, что в данном законе применен узкий подход к раскрытию явления коррупции.17 Например, конвенция ООН против коррупции (гл. III «Криминализация и правоохранительная деятельность») при описании коррупционных преступлений акцентирует внимание на предоставлении «каких-либо неправомерных преимуществ». Такая трактовка шире используемой в отечественном законодательстве.
     Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрена  унификация  прав и обязанностей для государственных служащих, а так же для лиц замещающих государственные должности Российской Федерации.  В связи с этим не были внесены изменения в федеральные законы:
     - от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ « О статусе  члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы  Федерального собрания Российской Федерации»;
     - от 6 октября 1994 г. № 184-ФЗ «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
     -от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной  службе в Российской федерации»;
     В большинстве случаев за коррупционные  правонарушения установлена дисциплинарная или уголовная ответственность. Потенциал административной ответственности  за коррупционные правонарушения пока в полной мере не раскрыт. В частности, КоАП устанавливает ответственность только за незаконные вознаграждения от имени юридического лица (ст. 19.28) и незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст.19.29). Это происходит на фоне постепенного стирания граней между уголовной и административной ответственностью. Кроме того, увеличив срок, в течение которого возможно привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (установив его в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ равным шести годам), законодатель не сделал второго шага – не изменил срок, в течение которого лицо считается привлеченным к ответственности – он так и остался один год.
        В Федеральном законе «О противодействии  коррупции» (№ 273-ФЗ) впервые дается  определение коррупции и противодействия  коррупции:
     а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
     б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
     2) противодействие коррупции - деятельность  федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
     а) по предупреждению коррупции, в том  числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
     б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
     в) по минимизации и (или) ликвидации последствий  коррупционных правонарушений.
     На  сегодняшний день одни проявления коррупции  рассматриваются законом как преступления и административные правонарушения, а другие - как безнравственные поступки и не более того. Речь идет о дисциплинарных коррупционных правонарушениях, которые необходимо пояснить посредством норм федеральных органов о государственной гражданской службе, статусе военнослужащих, муниципальной службе в Российской Федерации. Однако не возникает сомнения, что их совершение наносит вред интересам государственной и муниципальной службе,  поскольку ставит под сомнение ее публичный характер, что объективно требует введения мер юридической ответственности.18
     Стоит отметить некоторые позитивные изменения  в законодательстве (в т.ч. в Федеральном законе № 79-ФЗ, сделанные в целях более четкого разграничения понятий «взятка» и «подарок». Этого вопроса касалась одна из рекомендаций ГРЕКО.
     Еще одной из рекомендаций ГРЕКО являлось проведение в жизнь принципа защиты информаторов, сообщающих о коррупциногенном поведении. Таковой принцип основа успеха борьбы с коррупцией на западе, но в Российской Федерации до настоящего времени не приняты нормативно-правовые акты регламентирующие обеспечение безопасности государственного и муниципального служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о проявлениях коррупции.
     В качестве перспективы развития Федерального закона № 273-ФЗ некоторые авторы выделяют введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов.
     Среди мер противодействия коррупции ООН выделяет прозрачность информации о деятельности государственных органов. Анализ отчетов федеральных органов власти за 2009 год показал, что в недостаточной мере реализуются мероприятия связанные с обеспечением информации о деятельности органов исполнительной власти, в т.ч. на интернет сайтах, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2010 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».19
     На  сегодняшний день постановлением Правительства  РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 утвержден перечень информации «о деятельности федеральных  органов исполнительной власти (руководство  деятельностью которых осуществляет Правительство РФ и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет». (Перечень носит общий характер, и в связи с этим актуален вопрос об установлении аналогичного перечня информации о деятельности федеральных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ).
     В течении длительного времени региональное антикоррупционное законодательство развивалось со значительным опережением федерального. Примером этого феномена может быть и Коми Республика.
     В Коми Республике Указом Главы от 18.09.08 №89 был образован совет при главе по противодействию коррупции, задачами которого является координация и взаимодействие с органами власти всех уровней в сфере противодействия коррупции, а так же рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному поведению, требований об урегулировании конфликта интересов лиц замещающих государственные должности Республики Коми, государственных гражданских служащих Республики Коми, замещающих должности заместителей руководителей государственных органов Республики Коми, а так же некоторых обращений граждан.
        Государственным советом Республики  Коми 18 сентября был принят РЗ  № 82 «О противодействии коррупции  в Республике Коми», который  определил задачи принципы, основные  направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в РК. И хотя федеральный закон появится только в декабре в ст.2 уже существует ссылка на него. РЗ № 82 не дает нам определения коррупции, но определяет антикоррупционную политику - деятельность субъектов антикоррупционной политики, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению; и субъектов антикоррупционной политики - государственные органы Республики Коми, органы местного самоуправления в Республике Коми, их должностные лица, государственные и муниципальные организации, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики.20 Коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупцию или способствующие ее распространению.
     Задачами  антикоррупционной политики в Республике Коми являются (ст.3 РЗ № 82):
     1) устранение причин, порождающих  коррупцию, и противодействие  условиям, способствующим ее проявлению;
     2) снижение риска коррупционных  действий (бездействия) и потерь  от них;
     3) поощрение действий в рамках  закона и во благо общественных  интересов;
     4) вовлечение гражданского общества  в реализацию антикоррупционной  политики;
     5) формирование нетерпимости по  отношению к коррупционным действиям (бездействию).
     Закон предусматривает профилактические меры противодействия:
     1) формирование в обществе нетерпимости  к коррупционному поведению;
     2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Республики Коми, муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов;
     3) предъявление в установленном  законом порядке квалификационных  требований к гражданам, претендующим  на замещение государственных  должностей Республики Коми или муниципальных должностей и должностей государственной гражданской службы Республики Коми или должностей муниципальной службы в Республике Коми, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
     4) увольнение лица, замещающего должность  государственной гражданской службы Республики Коми или должность муниципальной службы в Республике Коми, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или применение в отношении его иных мер юридической ответственности за непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги;
     5) внедрение в практику кадровой  работы государственных органов  Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным гражданским служащим Республики Коми или муниципальным служащим в Республике Коми своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении;
     6) развитие институтов общественного  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Коми о противодействии коррупции.
     На  этапе отсутствия национального федерального законодательства подзаконные акты президента регулировали механизм реализации положений Конвенций. Указы  Президента РФ от 18.12.08 № 1800 и 1799 возлагают ответственность за исполнение принятых обязательств касающихся международного сотрудничества в рамках антикоррупционной политики на Министерство юстиции РФ по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел и Генеральную прокуратуру по иным вопросам.
     В целях реализации положений Федерального закона № 273-ФЗ - Указом главы Коми Республики от 2 ноября 2009 года № 115 создается «телефон доверия» главы республики коми по вопросам, связанным с проявлением коррупции в государственных органах Республики Коми. Цель телефона оперативный прием своевременная обработка и анализ. Данный указ основан на решении совета по противодействию коррупции при главе Коми Республики.
     В Коми Республике в рамках противодействия  коррупции реализовано:
     -приняты  некоторые акты в сфере организации работы по противодействию коррупции;
     - закреплена организационная структура противодействия коррупции;
     - принят план и программа противодействия  коррупции на краткосрочный период;
     - введена в практику антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов;
           Между тем следует отметить, что в группу передовых субъектов РФ по активности в разработке антикоррупционного законодательства Коми не входит.  Так в ульяновской области появился новый институт- уполномоченный по противодействию коррупции, в ряде субъектов предпринимаются попытки введения антикоррупционных стандартов. В качестве примера можно привести ст. 11 Закона красноярского края от 7 июля 2009 г. №8-3610 «О противодействии коррупции в красноярском крае», ст. 8 Закона Ростовской области от 12 мая 2009 года №218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области», постановление Правительства Кабардино-балкарской Республики от 19 августа 2008 года № 192-ПП «Об антикоррупционных стандартах размещения государственного заказа Кабардино-Балкарской Республике».21 В этом смысле в последствии могут возникнуть сложности в последующей унификации понятийного аппарата при принятии подобных актов на уровне федерации. Антикоррупционный закон Коми республики (как и многие связанные с этим подзаконные акты) во многом дублирует федеральные нормы, содержит отсылки к ним. С другой стороны это способствует системности антикоррупционной деятельности в Российской Федерации в целом.
     Авторы  говорят о примерах, когда изначально коррупционные признаки заданы в федеральном законодательстве (пресловутый 94-ФЗ). Мы до окончания века будем перемалывать эти НПА, если декорруптизация федерального российского законодательства не будет опережать региональную.
     Иными словами, сегодня создаётся (создалась) ситуация, когда пар начнёт выходить в свисток из-за отсутствия чёткой доктрины государственной политики противодействия коррупции, рассчитанной на длительный период по заданной сетевой схеме её реализации, с определения, какому ведомству, в какие сроки что делать и за что оно отвечает.
     Нужен единый федеральный постоянно действующий, управляющий, координирующий методический центр по организации антикоррупционной работы. В том числе нужен он и потому, что злободневность и модность антикоррупционной темы привлекает сегодня многочисленные слои гражданского общества, интересы которого, как известно, не однородны и в ряде случаев отражают интересы людей, стремящихся на этой волне реализовать цели, преследующие корпоративные интересы и далёкие от реализации стратегии 2020.
     Указом  Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Она представляет собой последовательно реализуемую и постоянно совершенствуемую систему мер организационно-экономического, правового, информационного и кадрового характера. В связи с реализацией федеральными органами исполнительной власти отмеченных мер - выделим основные направления стратегии:
    Участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции (подп. «а» п.8);
    Воспроизведение отдельных норм международных конвенций в национальном законодательстве;
    Вовлечение в противодействие коррупции бюрократического аппарата, который должен стать контролируемой и прозрачной системой, работающей по естественным и понятным для общества правилам;
    Совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок (В этом направлении приняты: распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2009 г. №755-р (относительно операторов электронных площадок), Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»);
    Периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней, как в стране в целом, так и в отдельных регионых (подп. «м», п.8);
    Антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов.
     Особое  значение в литературе уделяется  роли гражданского общества. Информация, полученная от граждан и организаций, поможет оперативно пересекать имеющиеся коррупционные практики и не допускать их дальнейшего существования. Это, в конечном счете, позволит понизить уровень системной коррупции до коррупции единичной.22
     Следует отметить, что мероприятия, предусмотренные  Стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, а так же планом по противодействию коррупции в Коми Республике должны найти свое отражение в ведомственных планах противодействия коррупции.
     Особое  внимание нормативное регулирование  выделяет подготовке и повышению квалификации государственных служащих (подп. «в» п.1 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг.). Для того чтобы вывести объективное мнение о фактическом качестве квалификации и компетентности государственных служащих, достаточно ознакомиться с докладом Минэкономразвития России о выполнении федеральными органами исполнительной власти планов противодействия коррупции и о проведении работы, направленной на противодействие коррупции, в субъектах Российской Федерации.23
     Таким образом, в условиях множественности  нормативно-правовых актов, неопределенности правовых предписаний, дублирования правовых норм и их противоречивости у субъектов  правоприменения зачастую отсутствует правильное представление о том, как должна применяться та или иная норма и как она реально действует. Полноценное внедрение выработанных ныне действующих законодательных норм, направленных на получение такой информации (антикоррупционная экспертиза, правовой мониторинг) пока не завершено. Приходиться признать, что их применение требует применения специфичными навыками экспертной деятельности, большого опыта, практической работы и соответствующего обучения.24
     С учетом изложенного необходим переход  к следующему этапу развития антикоррупционного законодательства - корректировке с  учетом сложившейся практики его  применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЧАСТЬ 2. ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
     АНТИКОРРУПЦИОННЫХ НОРМ 

     Известно, что одним из факторов, способствующих наличию массовых коррупционных  проявлений, является некачественность законодательства, в том числе  коррупциногенность нормативных правовых актов. Как показывает практика, действующие нормативно-правовые акты содержат значительное количество норм, способствующих коррупции. Противостоять этому предполагается и с помощью проведения антикоррупционной экспертизы, правовые основы которой заложены в Конвенции ООН против коррупции 2003 года, ратифицированной Россией в 2006 году.25
     В соответствии с нормами данной конвенции  в нашей стране периодически проводится оценка правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности для предупреждения коррупции и борьбы с ней.
     На  федеральном уровне изданы следующие  нормативные акты в сфере деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы: Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
     В Республике Коми данная сфера деятельности регламентирована Указом  Главы  Республики Коми от 11 ноября 2009 года № 119 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Главы Республики Коми» и Постановлением Правительства Республики Коми от 10 ноября 2009 года № 322 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми».
     В частности, такие функции возложены  и на Прокуратуру РФ и Министерство юстиции РФ, которые  занимаются антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов.
     Что касается Прокуратуры Республики Коми, то она ведет постоянную работу  по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции  и  сообщает о  следующих результатах расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за январь – июнь 2011 года. В рамках надзора за исполнением федерального законодательства в указанный период всего было выявлено 1661 нарушений законов, в том числе 277 незаконных правовых актов. Из рассмотренных протестов 201 был удовлетворен и незаконный правовой акт подлежал отмене или изменению. Так же 153 лица были привлечены к дисциплинарной ответственности, 31 – к административной ответственности; возбуждено 18 уголовных дел.
     Одной из проблем, выявленных практикой антикоррупционной  экспертизы, проводимой органами прокуратуры, является определение критериев отнесения тех или иных правовых актов к нормативным, так как в настоящее время отсутствует легальное определение нормативного правового акта.26 Другой организационной проблемой является невозможность сотрудниками прокуратуры охватить весь массив нормативных актов в силу их количества.
     Принципиальными отличиями антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры, от аналогичной экспертизы, проводимой другими субъектами, являются:
     1) независимость антикоррупционной  экспертизы, которая потенциально  позволяет прокурорскому работнику,  проводящему такую экспертизу, делать  объективные выводы;
     2) отказ от рекомендаций, сделанных  в результате антикоррупционной  экспертизы, проводимой Министерством  юстиции РФ и независимыми  экспертами, не влечет для разработчиков никаких юридических последствий. Результаты экспертизы, проведенной органами прокуратуры, отраженные в требовании или протесте об устранении из нормативного правового акта коррупциогенного фактора, неучтенные разработчиком, могут быть оспорены прокурором, который имеет право на обращение с соответствующим заявлением в суд;
     3) выводы по результатам антикоррупционной  экспертизы носят формально-юридический характер. То есть не обязательно должны наступать негативные последствия в виде совершения коррупционных правонарушений.27
     Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Коми так же ведется работа в указанном направлении. В результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Коми в 2009 году в 20 нормативных правовых актах Республики Коми выявлены положения, способствующие проявлению коррупции; из них в 17 нормативных правовых актах Республики Коми коррупциогенные факторы устранены; в 2010 году в 29 нормативных правовых актах Республики Коми выявлены положения, способствующие проявлению коррупции; из них в 24 нормативных правовых актах Республики Коми коррупциогенные факторы устранены. Таким образом, за последние два года число нормативных правовых актов с коррупциогенными факторами возросло.
     А уже в 2011 году (по состоянию на 9 сентября 2011 г.) в результате проведения антикоррупционной экспертизы Управлением выявлены положения, способствующие проявлению коррупции, в 18 нормативных правовых актах Республики Коми, из них в 9 нормативных правовых актах Республики Коми коррупциогенные факторы устранены.
     Таким образом, по состоянию на 9 сентября 2011 г. остаются                              не устраненными коррупциогенные факторы, выявленные в следующих нормативных правовых актах (см. Приложение 1).
     Экспертные  заключения по всем указанным актам, а также их копии направлены соответственно в органы государственной власти, их принявшие, в Прокуратуру Республики Коми.
     Антикоррупционной экспертизой могут заниматься и  независимые эксперты. Но, несмотря на общее количество независимых экспертов (около 828 физических лиц и 164 организации), эффективность их деятельности пока не высока. Например, в Минюст России поступили лишь 16 заключений от независимых экспертов, из которых учтены только 5, в том числе частично при доработке проектов. При этом, институт независимых экспертов нередко служит инструментом лоббистского давления.28
     Оценивая  антикоррупционную деятельность государства, стоит так же обратиться к статистическим данным, характеризующим выявление кримин-х фактов коррупции.  Она свидетельствует о наличии тревожных тенденций в этой сфере. На уровне Российской  Федерации такую статистику обобщает Министерство внутренних дел РФ. Она размещается на официальном сайте министерства. 29 Большинство этих преступлений, относящихся к группе преступлений против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявляется органами внутренних дел. Аналогичная ситуация со взяточничеством. В то же время преступления данной категории могут выявлять и сотрудники Следственного комитета РФ. Статистика свидетельствует:
     1) По взяточничеству  было выявлено преступлений в 2005 году – 9861, в 2006 году – 11063, в 2007 году – 11616, в 2008 году – 12512, в 2009 году – 13141, в 2010 году – 12012, при этом количество выявленных лиц, уголовные дела о которых направлены в суд составило 4434 в 2005 году, 5194 в 2006 году, 5666 в 2007 году,  6006 в 2008 году, 6269 в 2009 году и 5797 в 2010 году.
     Из  этого следует, что в 2010 году по сравнению  с предыдущими двумя снизилось  число выявленных фактов взяточничества и количества лиц, в отношении которых по данном преступлениям дела направлены в суд (количество выявленных осталось на уровне 2008 года, а лиц уменьшилось).
     С 2005  по 2009 год идет рост выявленных преступлений  этой категории с 2005 по 2009 г. (от 9861 в 2005 году до 13141 в 2009 году), затем в 2010 году – снижение до 12012.
     Эта тенденция проявляется и по лицам, в отношении которых уголовные дела направлены в суд (с 4434 в 2005 году до 6269 в 2009 году, а затем в 2010 году снижение до 5797).
     2) По преступлениям против государственной  службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в целом установлено следующее:
     Год              выявлено преступлений                  количество лиц
     2005                           34498                                          9745
     2006                           36777                                          9980
     2007                           35714                                          8810
     2008                           40473                                          8372
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.