На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Вавилон

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
 

 Общество Южного  Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический  и политический кризис, вновь  набирало силы. Наметился новый  подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская  жизнь. Этим тенденциям препятствовали  политическая раздробленность и  междоусобные войны. На повестке  дня снова встал вопрос о  создании единого централизованного  государства. 

 В ХХ – ХIХ  вв. до н.э. государства Месопотамии,  такие как Мари, Эшнунна и Ашшур,  вели изнурительные междоусобные  войны. Постепенно в ходе этой  борьбы приобретает независимость  и возвышается город Вавилон  («Баб-Илу» – «Врата бога»), где  воцарилась I Вавилонская династия, время правления которой называют  Старовавилонским периодом (1894–1595 гг. до н.э.). 

 Вавилон –  крупнейший город средней Месопотамии,  столица Вавилонского царства  в ХIХ – VI вв. до н.э., важнейший  торговый и культурный центр  Передней Азии. 

 Среди городов  Древнего Востока Вавилон был,  пожалуй, самым почитаемым. Само  название города – Баб-Илу  – говорило о его святости, об особом покровительстве богов.  Верховному вавилонскому богу  Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали  богатые дары от царей соседних  государств. 

 Вавилон не  был одним из древнейших городов  Междуречья – шумерские города  Ур, Урук, Эриду и другие были  примерно на тысячу лет старше. 

 Город располагался  в очень удобном месте –  там, где сближаются реки Евфрат  и Тигр и от главного русла  Евфрата начинают отделяться  многочисленные протоки. Положение  Вавилона было благоприятным  для занятия торговлей. В нем  было множество рынков, на которых  можно было продать или купить  рыбу, финики, зерно, ткани и другие  товары, нанять умелого работника. 

 К 1800 г. до  н.э. Междуречье превратилось  в цветущий, заботливо ухоженный  сад. Новые способы ведения  хозяйства способствовали укреплению  Вавилона, потому что старые города  с трудом приспосабливались к  хозяйственной независимости ремесленников  и крестьян. 
 

 Первые правители  небольшого Вавилонского царства  вели осторожную политику. Они  заключали союзы с сильными  соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари – и при этом  точно выбирали наиболее выгодного  партнёра. Таким образом, первые  пять вавилонских царей смогли  значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками  Вавилон пока не встал. Пока  к власти не пришел Хаммурапи. 
 

Характеристика первоисточников: законов Хаммурапи, Среднеассирийских  законов и Хеттского царства 
 

 Расцвет Вавилона  приходится на время правления  шестого царя I Вавилонской династии  – Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным  деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым  дипломатом, крупным стратегом, мудрым  законодателем, расчетливым и  умелым организатором. 

 Важнейшим деянием  царствования Хаммурапи было  составление свода Законов. Экономика,  общественный и политический  строй Вавилонского государства  в правление Хаммурапи известны  благодаря этому сохранившемуся  сборнику Законов царя, его переписке  с наместниками и чиновниками  и частноправовым документам. 

 Издание Законов  было серьезным политическим  мероприятием Хаммурапи, направленным  на консолидацию его обширной  державы. Сборник Законов разделяется  на 3 части: введение (пролог), текст  самих законов (разбивка текста  на 282 отдельных параграфа) и заключение (эпилог). Он является важнейшим  источником по многим сторонам  жизни вавилонского общества  первой половины XVIII в. до н.э. 

 В тексте Законов  можно выделить следующие разделы: 1. основные принципы правосудия (§ 1 – 5); 2. охрана собственности  царя, храмов, общинников и царских  людей (§ 6 – 25); 3. нормы, касающиеся  служебного имущества (§ 26 –  41); 4. операции с недвижимостью,  связанные с нею деликты (§  42 – 88); 5. торговые и коммерческие  операции (§ 89 – 126); 6. семейное  право (§ 127 – 195); 7. телесные  повреждения (§ 196 – 214); 8. операции  с движимым имуществом и личный  наем (§ 215 – 282). Далее следует  эпилог, содержащий проклятия тем,  кто отступит от установлений, содержащихся в Законах. «Пролог»  и «Эпилог» написаны торжественным  и архаичным языком и во  многих отношениях напоминают  литературные произведения, сами  же узаконения изложены сухим  и ясным, деловым языком. 

 В 1901–1902 гг. Французские  археологи раскапывали развалины  города Сузы, столицы государства  Элам, восточного соседа древней  Вавилонии. Вдруг лопата одного  из работавших ударилась о  какой-то камень. Очень осторожно,  чтобы не подпортить интересный  предмет, удалили слой земли  и извлекли сначала один, а  впоследствии второй и третий  куски каменного столба. Учёным  сразу врезались в глаза надписи  и изображения, вырезанные на  гладко вышлифованной поверхности  чёрного камня искусным резчиком. Пришлось приложить огромные  усилия для того, чтобы почти  полностью, за исключением нескольких  трещин и выбоин, составить и  тщательно склеить драгоценные  для науки обломки – закруглённый  базальтовый столб, высотой в  2 м. 

 На лицевой  стороне наверху были вырезаны  две рельефные мужские фигуры  с внушительными окладистыми  бородами и в длинных одеждах,  ниспадающих до самых пят. Один  из этих старцев восседал на  троне. Его голова была увенчана  высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд  руке он держал коротенький  жезл и большой круглый браслет.  Другой стоял перед троном  в подчинительной позе. Под изображением  шла огромная надпись причудливыми  клинообразными знаками. 

 Находка была  перевезена в Париж и выставлена  в одном из залов Лувра. Вавилонские  клинописные тексты на поверхности  столба сначала были переведены  на французский язык, а затем  последовали переводы на другие  языки, в том числе и на  русский. 

 Оказалось, что  на столбе записаны те самые  «Законы царя Хаммурапи». Фигуры, выгравированные на столбе, изображали  самого царя Хаммурапи и бога  солнца Шамаша. Бог как бы утверждал  законы, изданные царём, и разрешал  ему от имени богов творить  суд и расправу над всеми  своими подданными. К сожаленью,  из 282 его законов к настоящему  времени сохранилось только 247. При  вступлении законов в силу, Хаммурапи  заявил: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить  людьми и дать стране счастье,  тогда я вложил в уста страны  истину и справедливость и  улучшил положение людей…». 

 Законы Хаммурапи  считались образцом законодательства  на протяжении всей дальнейшей  истории «клинописной культуры»  Месопотамии. 

 Необходимо отметить, что мнения специалистов о  месопотамских Законах значительно  расходятся. Некоторые считают, что  перед нами не законы в собственном  смысле слова, а самовосхваление  царей, долженствующие показать  их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения  месопотамских ученых, не имевшие  практического значения. В науке  же утвердилась точка зрения, согласно которой эти тексты  являются настоящими законами, хотя  и весьма архаичными, и распространяются  на все население царства; однако  они не дублируют обычного  права там, где оно, с точки  зрения законодателя, достаточно  обеспечивало интересы правосудия  и не нуждалось в замене  новыми нормами; кроме того, несомненно, что эти законы, естественно, уделяют особое внимание интересам царского хозяйства и царских людей, особенно там, где царские интересы могли сталкиваться с интересами частных лиц. 
 

Развитие хозяйства  стран Древнего Востока 
 
 

 Сельское хозяйство 

 Экономика Вавилонского  государства времен Хаммурапи  базировалась на развитии ирригационного  земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней  и внутренней торговли. 

 Основной отраслью  производства в Вавилонии было  сельское хозяйство. Во времена  Хаммурапи наблюдается расширение  посевных площадей (освоение залежных  и целинных земель), расцвет такой  интенсивной отрасли хозяйства,  как садоводство (разведение финиковой  пальмы), получение больших урожаев  злаковых (ячменя) и масличных культур.  Значительная часть обработанной  земли принадлежала храмам, членам  царской семьи, крупным торговцам,  чиновникам царской и храмовой  администрации. Мелкие землевладельцы  обычно владели небольшими участками  земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном  орошении. 

 Основой сельского  хозяйства был труд свободных  земледельцев и арендаторов, в  ремесле также доминировал труд  свободных ремесленников, занятие  которых обычно наследовалось  в семье. 

 Основным продуктом  питания горожан, как и сельских  жителей, был хлеб. Поля, по выражению,  употребленному в одном из  писем того времени, были «душой  страны». От их урожайности  зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете – благосостояние  всех граждан. Жизнь городов  во многом была подчинена ритму  сельскохозяйственных работ. 

 Сельское хозяйство  было основой жизни в Месопотамии,  неудивительно поэтому, что в  Законах Хаммурапи уделяют ему  очень большое внимание. 

 Наличие богатых  пастбищ, под которые использовались  горные склоны, степи, луга, способствовало  дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду  с ослами, ишаками, мулами начинает  появляться лошадь. Неоднократно  в Законах Хаммурапи упоминаются  стада крупного и мелкого рогатого  скота, ослы, для пастьбы которых  нанимались пастухи. Часто скот  отдавался в наем для тяжелой  работы на поле, гумне, перевозки  тяжестей. 

 Картина хозяйственной  жизни Вавилона будет не полной, если не 

 вспомнить про  лесное хозяйство, которым руководил  главный лесничий. Отдельные «лесные  участки» находились в ведении  его подчиненных, которые отвечали  за сохранность лесов – источника  очень ценных строительных материалов. 

 Сохранившиеся  документы указывают на развитие  земледельческого хозяйства, всецело  основанного на искусственном  орошении. Были проведены новые  каналы, оросительная система объединялась  в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось  на широкой эксплуатации труда  рабов и свободных общинников. 

 Ремесло 

 В Вавилонском  государстве значительного развития  достигло ремесло. Оно было  представлено самыми различными  профессиями: строители домов,  кораблей, столяры, плотники, камнерезы,  портные, ткачи, кузнецы, кожевенники,  ювелиры, пекари, пивовары и т.д.  К ремесленным профессиям в  то время причислялись также  врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики.  Для оплаты труда ремесленников  Законы Хаммурапи устанавливали  твердую плату, а также суровую  ответственность за сделанную  работу. «Если строитель построил  человеку дом и свою работу  сделал непрочно, а дом, который  он построил, рухнул и убил  домовладельца, этот строитель  должен быть казнен», – гласит  статья 229. Оплата труда врача  зависела от принадлежности пациента  к тому или иному классу  и соответственно повышалась  и понижалась. За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (статья 218). Совершенствование ремесел стимулировало  активизацию роста научных знаний. 

 Ремесленники  продавали свои изделия на  рынке, но чаще они заключали  с заказчиками контракты на  изготовление различных предметов  за определенную плату. Все  это указывает на широкие товарные  отношения в рабовладельческих  обществах Передней Азии на  заключительных этапах их развития. 

 Торговля 

 Развитию торговли  способствовали объединение в  рамках единого Вавилонского  государства всей территории  Месопотамии и сосредоточение  всех внутренних и внешних  торговых путей, идущих через  долину Тигра и Евфрата в  одних руках. Весьма закономерно,  что продукты землевладения в  аграрной стране становились  объектами купли-продажи. 

 Предметом экспорта  из Вавилонии было зерно, финики, сезамное масло, шерсть, ремесленные  изделия. Импорт состоял из  металлов, строительных пород камня  и дерева, рабов, предметов роскоши. 

 В начале II тысячелетия  до н.э. функции денег последовательно  выполняет серебро, благодаря  чему по сохранившимся документам  возможно проследить соотношение  цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной  натуральной оплатой, рассчитывался  серебром и с работниками, проработавшими  в его хозяйстве долгое время.  С увеличением количества продуктов  развивалась меновая торговля. Была  введена единая система мер  и веса. Помимо розничной существовала  и оптовая торговля. Развитие  торговли и ростовщичества влекло  за собой дальнейшее социальное  расслоение сельских общин и  неизбежно приводило к развитию  рабства. 

 Торговля была  предметом особой заботы государства,  и ею занимались специальные  торговые агенты – тамкары,  которые были подчинены государственному  чиновнику – «вакиль тамкарим».  Тамкары вели крупную государственную  и собственную торговлю, притом  часто осуществляли ее через  более мелких торговцев-посредников  – шамаллумов. За свою службу  тамкары получали земельные и  садовые участки, дома. Они выступали  как арендаторы царской земли  и земельных участков общинников. Нередко они были крупными  ростовщиками. 
 

Государство и общество древнего Востока 
 

 Социальная структура  свободного населения 

 Вавилонское общество  того состояло из полноправных  свободных граждан (авилум), владевших  недвижимой собственностью на  правах членства к какой либо (городской или сельской общине), на лиц с ограниченными юридическими  и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности,  но получивших от государства  за службу или работу в условное  владение землю, и на рабов  (вардум), которые были собственностью  своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась в авилумам. Свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Законы Хаммурапи лишь в статье 202 различают «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяют разную степень их ответственности за совершение поступка. Во всех статьях Законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев. 

 Полноправные  граждане (государственные и храмовые  чиновники, купцы, писцы, жрецы,  ремесленники и землевладельцы) являлись членами народного собрания, принимали участие в культовых  обрядах местного храма и имели  право на получение определенной  доли храмовых доходов. В юридическом  отношении полноправные граждане  считались равноправными, и их  статус был наследственным. 

 Кроме свободных  граждан в вавилонском обществе  имелась такая категория, как  мушкенумы («склоняющийся ниц»). Они работали в царском хозяйстве.  Мушкенумы не имели земли в  собственности, но обладали ограниченными  гражданскими правами. Членовредительство  в отношении мушкенума возмещалось,  как правило, денежным штрафом,  тогда как в отношении свободных  применялся принцип «талиона»  («око за око, зуб за зуб»). Из Законов следует, что мушкенумы  имели имущество и рабов, их  права, как собственников, строго  защищались. Их имущество охранялось  законом более строго, ведь оно  фактически есть составная часть  царского имущества, за похищение  которого преступнику, как и  в других случаях, угрожала  смертная казнь. 

 Отдельную социальную  категорию в Древнем Вавилоне  составляли воины, от которых  в значительной степени зависела  мощь государственной власти. Жизнь  воина складывалась отнюдь не  просто: в любом из боевых походов,  которые следовали один за  другим, его могли ранить, убить,  захватить в плен. За отказ  от участия в боевых действиях  ему грозила смертная казнь,  даже если он на свое место  нанимал другого человека. Всегда  по первому приказу царя воин  должен был быть готов нести  государственную службу с оружием  в руках. Заинтересованность государства  в поддержании боеспособной армии  и соответственно в благосостоянии  этой категории граждан отразилась  в наделении их особыми правами. 

 Привилегиям и  обязанностям воинов посвящался  целый ряд статей Законов Хаммурапи  – с 26-й по 41-ю. Из кодекса  становилось ясно, что воин за  службу получал от царя земельный  надел, который в случае гибели  воина передавали по наследству  совершеннолетнему сыну. Если на  руках у вдовы оставался малолетний  сын, то она имела право на  треть надела для воспитания  будущего воина. 

 Имущество и  земля воина, в соответствии  с законом, не могли становиться  объектом купли продажи или  обмена. Купивший надел или скот  воина терпел напрасные материальные  убытки. Все возвращалось владельцу. За долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство. 

 Всеми перечисленными  мерами государство стремилось  обеспечить себя профессиональной  армией необходимой численности. 

 В Вавилонии  было принято посвящение девочек  в храмы для службы богам,  и эти девочки становились  жрицами разных рангов, в том  числе и весьма высоких. Сохранились  сведения и о хозяйственной  деятельности жриц, которые попали  в категорию царских слуг после  1768 г. до н.э., когда царь подчинил  храм своей власти. Они покупали  в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались  ростовщичеством, торговали. В  отличие от других женщин, жрицы  имели практически те же имущественные  права, что и мужчины. 

 Большое значение  имела патриархальная семья, в  которой развивались древнейшие  виды домашнего рабства: главе  семьи должны были повиноваться  все ее члены. Брак считался  законным лишь при соблюдении  определенных юридических формальностей.  Семья была моногамной и супружеская  неверность со стороны жены  каралась смертью. Однако положение  замужней женщины нельзя считать  абсолютно бесправным. Законы охраняли  честь, здоровье, достоинство женщины.  Жена в отдельных случаях сохраняла  право распоряжаться имуществом, взятым в качестве приданого,  принадлежали ей и подарки,  сделанные мужем, и личные вещи. Она не отвечала за долги  мужа, сделанные им до вступления  в брак. В случае смерти супруга  жена распоряжалась семейным  имуществом до достижения детьми  совершеннолетия. Если умерший  супруг был дворцовым рабом,  вдове – свободной женщине  – полагалась лишь половина  имущества, но дети свободной  не становились рабами. Однако  муж мог сожительствовать с  рабынями и прижитых с ними  детей признать своими законными  детьми. Детей часто продавали  в рабство. 

 Законы Хаммурапи  защищали интересы и других  членов семьи. Все дети, независимо  от пола, могли стать наследниками  родительского имущества, хотя  в первую очередь учитывались  интересы старшего сына. Полноправными  владельцами семейной собственности  дети становились после смерти  главы семьи, хотя если они  брали на себя обязательство  содержать обессилевшего отца, то  могли вступить во владение  и при его жизни. Если по  каким-либо причинам отец хотел  лишить своего сына, не имевшего  вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на  защиту суда. Законы Хаммурапи  защищали семью и с других  сторон. Похищение малолетнего сына  грозило преступнику смертной  казнью. 
 

Рабство 
 

 Важное место  в Вавилонском обществе занимал  класс рабов. Рабы являлись  полной собственностью своих  хозяев, и по отношению к ним,  у них были лишь одни обязанности,  но никаких прав. Рабы были  имуществом, вещью хозяина: в случае  их убийства или членовредительства  хозяину возмещали ущерб или  отдавали раба за раба. Рабов  продавали, покупали, отдавали в  наем, дарили, не учитывая при  этом их семейного положения.  Они имели ряд отличий: это  могли быть табличка на груди,  особая прическа, клеймо, проткнутые  уши. Частым наказанием раба  было отрезание ему уха. Рабы  нередко убегали от хозяев  или пытались оспорить свое  рабское положение, но зато  их жестоко наказывали. 

 Но в то же  время рабство в Вавилонии  имело ряд своеобразных черт: рабы могли вступать в брак  со свободными женщинами, сохранявшими  при этом свои гражданские  и имущественные права, их дети  считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог  включить их в число своих  наследников. 

 Рабами владели  храмы, частные лица, а также  царь. В храмовых хозяйствах работали  сотни рабов, состоятельные граждане  владели тремя – пятью рабами. Крупные деловые дома владели  десятками, а иногда даже сотнями  рабов. Однако в количественном  отношении рабов было меньше, чем юридически свободных. Когда  хозяева не могли использовать  труд рабов в своем хозяйстве  или считали невыгодным, рабы  нередко получали некоторое имущество  (пекулий) с уплатой определенного  оброка своему хозяину. Пекулий  состоял из движимого (деньги, скот и т.д.) и недвижимого (поля, дома) имущества, собственником которого  был хозяин раба. Этим имуществом  раб должен был воспользоваться,  прежде всего, в интересах своего  господина. Величина оброка раба  господину колебалась в зависимости  от имущества раба, но в среднем  в денежном исчислении он составлял  12 сиклей (85 г.) серебра. Для сравнения  можно отметить, что такую же  сумму составляла средняя годовая  плата взрослого наемного работника,  независимо от того, был ли  он свободным или нет. Сам  раб стоил около 60 – 90 сиклей  серебра. 

 Длительное развитие  классового общества в Месопотамии  привело к существованию сложных  и внешне противоречивых форм  общественной жизни. Так, в  I тысячелетии до н.э. в Вавилонии  было немало рабов, имевших  семьи, владевших домами и значительным  имуществом, которым они могли  распоряжаться, например, закладывать,  сдавать в аренду или продавать.  Рабы могли также иметь свои  печати, выступать свидетелями при  заключении различных деловых  сделок. Кроме того, они могли  судиться со свободными, разумеется  за исключением своих хозяев. Неудивительно, что такие рабы  покупали для работы в своих  хозяйствах других рабов, а  также нанимали других рабов  и свободных. Однако, эти богатые  рабы не могли выкупиться из  рабства, так как право отпуска  раба на свободу во всех  случаях принадлежало исключительно  хозяину. И чем богаче был  раб, тем невыгоднее было хозяину  отпускать его на свободу. 

 Естественно,  в таком относительно привилегированном  положении находилось меньшинство  рабов, а большая их часть  работала под присмотром своих  хозяев и не владела никаким  имуществом. Наиболее непокорных  рабов, неоднократно совершавших  побеги, держали под особым надзором  в специальных работных домах,  где был установлен тюремный  режим. 

 Нет сомнения  в том, что Законы Хаммурапи  отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого»  раба. Закон всячески защищал  интересы рабовладельца, имевшего  право обратиться к властям,  с просьбой вернуть убежавшего  раба и наказать вора. Если  убегал нанятый раб, то материальная  ответственность возлагалась на  его временного хозяина. Тех  свободных граждан, кто помогал  беглым рабам скрыть рабские  знаки или укрывал их в своем  доме, ждала суровая кара: от отсечения  руки до смертной казни. За  поимку беглого раба полагалось  вознаграждение. 

 В Древнем Вавилоне  существовало несколько источников  пополнения рабской силы. В первую  очередь, это многочисленные непрекращающиеся  войны. Менее значимыми были  внутренние источники. Свободный  человек мог быть обращен в  рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил  содержания системы ирригации.  Не исключалась и самопродажа  в рабство. Следует заметить, что  превращение в рабов свободных  граждан противоречило интересам  самого государства. Этот процесс  приводил к уменьшению численности  налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества  свободных землевладельцев, из  которых формировалось ополчение.  Наряду с регулярной армией, ополчение  являлось одним из существенных  факторов, определявших мощь государства. 

 Несмотря на  исключительно подневольное положение,  рабам представлялась трудноосуществимая  возможность изменить свой социальный  статус. Раб в судебном порядке  имел право оспаривать свое  рабское положение. Правда, прежде  чем решиться на такой шаг  человеку следовало серьезно  подумать о последствиях: в случае  проигрыша зазнавшегося раба  ожидали большие неприятности. 

 Существование  института рабства накладывало  глубокий отпечаток на социальные  отношения, идеологию, право и  психологию общества. 
 
 

Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право 
 

 Вавилонское государство  приобрело определенные черты  древневосточной деспотии. Во главе  государства стоял царь, обладавший  законодательной, исполнительной, судебной  и религиозной властью. Обширным  был фонд царских земель. Они  либо сдавались в аренду, либо  обрабатывались «ишшаккумами» –  работниками подневольного труда,  которые не владели средствами  производства, получали зерновое  довольствие, жили с семьями  на царской земле и не имели  права ее покинуть.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.