На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Приёмы обучения творческому рассказыванию

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление
Введение
1.              Творческое рассказывание - что это такое.
2.              Приёмы обучения творческому рассказыванию
2.1 Традиционные приемы
2.2  Сочинение сказок
2.3 Творческое описание природы
2.4   Творческое  рассказывание по сюжетной картине
3.              Работа с родителями
Заключение
Список литературы

 

 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение     

        Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность – это знающий, уверенный в себе и постоянно развивающийся человек. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе, и успешности в жизни. Именно творческое рассказывание приближает ребенка  к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности -  учебе,  так как представляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, способствует  активизации знаний и представлений об окружающем.
        Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.       Умение составлять творческие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М.Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Что же такое творческое рассказывание, и какие приёмы наиболее эффективны при обучении детей творческому рассказыванию. Об этом более подробно в данной работе.

1.      Творческое рассказывание - что это такое.

Творческое рассказывание детей рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.   
    Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.  Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
    Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).
    Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С. Выготского их воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.  Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
  Так же в старшем дошкольном возрасте оказываются, в основном, сформированными, фонетическая и грамматическая стороны языка и речи. Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р.С.Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.  
 

 

 

2.      Приёмы обучения творческому рассказыванию

  Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа. Важнейшим средством, подготавливающим детей к творческому рассказыванию, являются упражнения,  в  которых используются пословицы, поговорки, метафоры, фразеологические обороты, загадки, скороговорки, потешки, частушки.   

2.1 Традиционные приемы

     В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. Тема речевого развития должна быть интересна детям, расширять круг знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Предлагаемый для творческого рассказа сюжет должен соответствовать имеющемуся у детей опыту, затрагивать нравственные и эстетические чувства, углублять интерес к речевой деятельности, учитывать уровень речевого развития. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).
     С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать окончание, давая свой образец.
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
    Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.
  Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
    План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.
     Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 23 февраля. Все дети будут поздравлять своих пап, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Маша и Коля готовили подарок папе к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок папе». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для пап.
    Э. П. Короткова разработала систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.
   Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутри текстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

2.2 Сочинение сказок

    Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».
   Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.
   Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.
1-й этап - активизируется запас известных сказок в речевой деятельности дошкольников с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.
2-й этап - под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.
3-й этап - активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
   По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется воспитателем, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
• пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
• творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
 

2.3 Творческое описание природы

Описание природы является наиболее сложным видом детских сочинений. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:
1.      Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.
2.      Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.
3.      Обучение детей описанию объектов природы по представлению.
4.      Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.
    Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.
Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледнорозовая, как снег белая, нежная)».
     В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.
   Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М, 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.
       Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

2.4   Творческое  рассказывание по сюжетной картине

Работа по обучению творческому рассказыванию по сюжетной картине состоит из 6 этапов.
Анализ содержания картины
Начальный этап работы по картине включает в себя установление:
• места действия,
• времени действия,
• свойств объектов и предметов,
• целей действия каждого персонажа,
• причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.
При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа («А, может быть, так лучше?»). Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания
Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:
• интереса,
• внимания,
• памяти,
• инициативности,
• воображения,
• мышления (в том числе критического) и др.
Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.
Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.
Составление исходного рассказа по картине
Цель данного этапа на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.
Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение в таблицу, которая дана вместе с картиной. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления.
При составлении рассказа ребенком взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
В случаях когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком. Однако следует помнить высказывание Ф.А.Сохина о том, что «...образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения».
Планирование творческого рассказа
От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается
• в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла,
• выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),
• составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),
• построении плана изложения (можно в графическом варианте),
• установлении объекта для прямой речи,
• придумывании заголовка к рассказу.
При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр).
Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).
Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств
Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием
• точных слов,
• образных сравнений,
• грамотных, четких предложений,
• связей предложений и частей рассказа,
• выразительности,
• интонирования,
• акцентирования наиболее значимых слов,
• плавности речи,
• фонетической четкости каждой фразы.
Существуют следующие приемы творческого рассказывания по сюжетной картине.
?      Придумывание рассказа от имени какого-нибудь живого предмета, от первого лица. (н-р: составить рассказ от имени  кошки. Представьте, что вы кошка. Расскажите о себе, что видите, что чувствуете, как себя ведёте.).
?      Придумывание рассказа от имени неживого предмета (оживление неживого предмета).
Рассказ ведётся от имени кресла, корзины. Представьте, что вы кресло. Опишите, что вы видите перед собой, что чувствуете, что можете сказать о себе и окружающем.
?      Придумывание сказки (кантоминация).
Н-р: «Если бы я была феей»
?      Придумывание рассказа по пословице и картине.
Примерные темы:
-«Дерево дорого плодами, а человек- делами».
- «Жизнь дана на добрые дела». И т.п.
Сначала проводится работа по осознанию смысла пословицы, затем данный смысл применяется к картине и составляется рассказ.
?      Придумывание эмоционально окрашенных рассказов.
Предварительно нужна работа по формированию представлений об эмоциональных состояниях.
?      Придумывание смешной истории.
?      Придумывание печальной истории.
Сочиняя печальную историю, нужно помнить: история должна иметь счастливый конец.
?      Придумывание рассказа с недостающим предметом. (рассказ-рассуждение, доказательство своего мнения). На картине закрывают какой-то предмет (важный для понимания ситуации), и педагог предлагает детям догадаться, что это за предмет, и доказать своё мнение.
?      Составление рассказа с введением в повествование нового предмета или персонажа.
?      Составление рассказа с разрешением проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это сложный вопрос, на который нет видимого решения.
?      Составления рассказа – инсценировки.
Среди детей распределяются роли, определяются реплики персонажей, их действия, слова автора берёт на себя педагог.
?      Составление рассказа-небылицы.
Н-р: «Как кошка Мурка кормила девочку Машу».
?      Сочинение стихотворения по картине.
Такое разнообразие приемов при минимальном изменении условий составлении рассказа можно использовать при обучении детей творческому рассказыванию с использованием сюжетной картины.
     Взрослый может  записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.
Прежде всего, следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды... Как-то раз... В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.
При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. Сохина: «Связность речи это связность мыслей!».
В случаях, когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.
Анализ и оценка творческого рассказа
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.
Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.
В тех случаях, когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.
Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком. В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.
Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.
Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.
 

3.      Работа с родителями

В работе по развитию речевого творчества так же необходимо активное участие родителей. Им можно предложить систему творческих заданий:
•    Учимся составлять загадки, ориентируясь на признаки действия предметов. Например: треугольная, оранжевая, твердая, хрустящая, сочная. сладкая, вкусная (морковь).
•    Фантазирование.
На прогулке, наблюдая за «живыми» облаками, задуматься над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?
«Оживляем» ветер. Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер ветра? О чем спорят ветер с солнцем?
•     Прием эмпатии.
Ребенок представляет себя на месте наблюдаемого: « А что, если ты превратишься в дерево? (кустик, цветок, утенка и т.д.) О чем думаешь, мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?
•    Проведение игр дома:
•    «На что похоже», «Дорисуй» ( даются определенные элементы, а ребенок должен дофантазировать, что это).
•    Игра «Хорошо – плохо» ( ищем противоречия в окружающем):  наблюдая за ветром, снегом, дождем – что хорошо, а что плохо; что бывает осенью ( летом, зимой, весной) хорошо, а что плохо и т.д..
•    Игра «Наоборот». Во время этой игры дети усваивают антонимы.
Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного материала.
 

 

 

Заключение

   Таким образом, творческое рассказывание  детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
    В кратком изложении последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
• ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;
• предлагаются конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
• конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
• ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, "Весенняя сказка”;
• и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
    Представленные в данной работе приемы позволяют повысить эффективность как коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, так и могут использоваться в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к творческому рассказыванию и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Список литературы

1.                  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Академия, 1998 – 400с.
2.                  Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др.Развитие речи детей дошкольного возраста – под ред. Ф.А.Сохина – М.: Просвещение, 1984 – 223с.
3.                  Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи – М.: Академия, 2004 – 304с.
4.                  Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.: Просвещение, 2003
5.                  Граб Л.М.   Творческое рассказывание детей обучение детей 5-7 лет – Волгоград,: «Учитель»
6.                  Борович А.М. Методика развития речи детей – М,1981
7.                  Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников – М: ГНОМ и Д, 2005
8.                  Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам – М., 2005

9.                  Сидорчук Т.А., Кузнецова Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине

10.             http: www.edu.rin.ru

 

      

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.