На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политический портрет Н.С.Хрущева

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Политический  портрет Н.С.Хрущева
     ОБСТАНОВКА  В СТРАНЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ И. В. СТАЛИНА.
     5 марта 1953 года умер И. В. СТАЛИН-человек,  олицетворявший целую эпоху в  жизни СССР. Как это ни странно,  но смерть его все связывали  с концом процветания всей  страны. Образ этого политика настолько тесно слился с представлением о государстве, что эти два понятия не могли уже существовать раздельно. Со смертью СТАЛИНА закончилась пора расстрелов, фальсификации документов, бесправия, ночных страхов. Шла ломка сознания. Всю страну объял страх: что же будет завтра, как дальше жить? СССР робко, медленно вступал на новый виток своего существования. С кончиной ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА простым обывателям было трудно расставаться с привычной для них системой, которая заботилась о них, в которой они прожили не по одному десятку лет, привыкнув ко всем лишениям. Но грели перемены. Это было ясно многим, но что делать? С чего начать? Кто взвалит на свои плечи махину государства? После погребения «великого вождя всех времен и народов» в мавзолее на Красной площади, высшее руководство СССР перераспределило свои обязанности. Главой государства был избран маршал К. Е. ВОРОШИЛОВ, главой правительства стал Г. М. МОЛЕНКОВ, министром обороны - маршал Л. П. БЕРИЯ. Однако пост главы партии оставался свободным, фактически же власть сконцентрировалась в руках МОЛЕНКОВА и БЕРИИ. Летом 1953 года, вернувшись из Берлина, ЛАВРЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ высказался против поддержки ГДР и за его отход к ФРГ. После этого последовал его арест. Инициаторами этой чрезвычайно опасной акции были секретарь ЦК КПСС НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ и министр обороны Н. А. БУЛГАНИН. В декабре состоялся суд над БЕРИЕЙ и его сподвижниками. Уже 14 марта МАЛЕНКОВ, не успевший легитимизировать свои полномочия, был поставлен перед необходимостью выбора между руководством правительства и руководством Секретариата ЦК. Он выбрал первое. Во главе партии встал ХРУЩЕВ. В его руках сконцентрировалась власть над партией, которая, как известно, сумела проникнуть во все области общественной жизни. Таким образом, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ получил возможность влиять на все сферы жизни страны, однако, всей полноты власти он еще не имел.
     ХРУЩЕВ  был приближенным СТАЛИНА, во многом разделял его взгляды, участвовал в  репрессиях. Но, придя к руководству  партии, он, вопреки всем ожиданиям, предпринял шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет.
     Именно  тогда был задан курс на освобождение от старых устоев. Пришел политик, готовый  действовать нетрадиционными для  данной страны методами. Всем своим  видом он как бы старался развенчать привычный стереотип советского лидера. Этот человек родился, вырос и работал в старой системе, но сам был представителем нового поколения с новыми, прогрессивными взглядами. Удивляла и его живая любознательность, выгодно отличавшая его от других политиков старого закала, смотревших на все с позиций, типичных для сталинского времени, бюрократов. Всеобщее внимание привлекала личность, непосредственно вникающая в суть каждой проблемы, которую приходилось решать.
     НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ИЗМЕНЕНИЯ В НЕМ.
     Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 50-х годов были преобразования гражданской промышленности и строительства. Был совершен переход от отраслевого к территориальному принципу управления, создание министерств, вместо совнархозов преследовало благородную цель: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить их хозяйственные связи и в итоге ускорить экономическое развитие всей страны. Только управление ВПК оставалось централизованным. Более 3,5тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных Советов переданы вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик, которая до этого была значительно ограничена.
     Однако  реформа ударила по единой технической  и технологической политике, которую собиралось развивать правительство. Укрепив хозяйственные связи внутри республик были разрушены эти связи между ними. Местные ведомства стали тянуть «финансовое одеяло» на себя. Чтобы преодолеть уклон к местничеству, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу-стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем Высший Совет народного хозяйства СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим, не способным быстро реагировать, нерешительным. Наибольший успех гражданского сектора наблюдался в направление жилищного строительства. В СССР эта отрасль была плохо развита, а в иные периоды жилья просто не строили. Еще с войны многие люди жили в бараках, землянках, коммуналках. Получить отдельные квартиру было мечтой многих, но где взять столько жилого помещения, был специально застроен экспериментальный район Черемушки. Этот эксперимент повторился в многих других районах страны. Стали строить маленькие, дешевые дома в пять этажей, которые буквально росли как грибы. После смещения ХРУЩЕВА с поста главы правительства в его адрес слышалось много упреков по поводу пятиэтажек, но что можно было сделать лучшего в кратчайшие сроки, ведь не было в достаточной мере даже цемента, не говоря о других материалах? Как бы то ни было, но в кратчайшие сроки людей обеспечили жильем. Условия проживания стали сразу в несколько раз лучше!!! Таких темпов строительства наша страна не знала не до, не после 60-х годов.
     Крупным народнохозяйственным экспериментом  конца 50-х годов был переход  с пятилетнего к семилетнему  планированию. Утвержденный в 1956 году, пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, но только уже семилетний. Семилетка 1959-1965 гг. охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. По мнению руководства, с помощью нового плана можно было добиться форсированного освоения Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, наконец, скоординировать народнохозяйственные планы стран-членов СЭВ.
     За  семилетие, промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%, но предприятия группы «Б» план так и не выполнили.
     А). Реформы в сельском хозяйстве.
     Новый курс во внутренней политике СССР был  провозглашен в августе 1953 года на сессии Верховного Совета. Глава правительства, Г. М. МОЛЕНКОВ, впервые поставил вопрос о «повороте экономики лицом к человеку», о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и промышленности.
     Но  не все шло гладко у нового руководителя партии: после устранения Л. П. БЕРИИ, между ним и МАЛЕНКОВЫМ начались конфликты, разногласия. «Союз»сельского хозяйства и тяжелой промышленности, за который выступал ХРУЩЕВ, не находил поддержки у МАЛЕНКОВА. Встал вопрос о первоочередной помощи селу через повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения, и расширение посевных площадей. Освоение целинных земель должно было стать не только быстрым способом немедленного увеличения производства, но и весомым аргументом в силу необходимости увеличения парка сельхозмашин и тракторов, которого требовал этот замысел в пользу подчинения этой программе значительных секторов тяжелой промышленности. Отстаивая такую позицию, появлялась возможность начать маневр против основного противника. Как настоящий политик, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ одним ходом ослабил своего врага и заручился поддержкой масс.
     Принятый  в августе, бюджет на 1953 год предусматривал значительные дотации на производство товаров народного потребления, цены на которые были значительно снижены. Отпустились в цене и товары пищевой отрасли. Но снижение цен сопровождалось и ростом дефицита. Тогда показатели роста по потребительским товарам были удвоены. Сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК КПСС, ХРУЩЕВ представил мрачную картину ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве, способной развеять рассуждения любого оптимиста. В довершение ко всему, ХРУЩЕВЫМ был вскрыт ряд ошибок и просчетов его соперников (прежде всего МАЛЕНКОВА, утверждавшего на XIX съезде, что проблема с хлебом была решена). НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ, от имени партийного руководства, впервые после свертывания НЭПа, четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Проницательный политик и тут сумел сыграть на народном недовольстве, преподнеся себя как обличителя лжи и борца за правду и процветание страны.
     Он  смог добиться существенного повышения  закупочных цен на продукцию колхозов (в 5 раз на мясо и масло, на 50%-на зерновые). Все это сопровождалось уменьшением обязательных поставок, списанием долгов, снижением налогов на владение приусадебным участком и на продажу с.х. продукции на свободном рынке. В 1953-1958 годах стал заметен рост доходов колхозов.
     Расширение  посевных площадей, освоение новых  земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляло второй пункт экономической программы  НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА. Ее принятия он добился  в 1954 году на февральском пленуме ЦК. В том же году был взят курс на поднятие целинных земель. Этого требовала необходимость немедленного решения проблемы недостатка зерна. Для укрепления же руководящих кадров колхозов на работу в них, в качестве председателей, было направлено более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата.
     В целом, крупные меры в области  аграрной политике, проведенные в 1953-1958 годах, заключались в следующем: резко были повышены закупочные цены (они не компенсировали всех затрат на производство, но стали более обоснованными); были списаны долги прошлых лет; в несколько раз были увеличены гос. дотации на нужды деревни; был отменен налог на личные подсобные хозяйства и разрешено пятикратное увеличение его размера; был провозглашен принцип «планирования снизу»; стали вводить пенсии и паспорта для колхозников; сами колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных особенностей; наконец, за 5 лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.
     Эти меры, не подрывая государственной  монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян. Деревня стала развиваться в  экономическом плане. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953-1958 годы составил 34% (по сравнению с прошлой пятилеткой).
     Однако, с конца 50-х годов экономические  принципы стали вытесняться старой административно-командной системой, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Экономические преобразования НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА перешли в административную тряску. Во-первых, технику МПС не просто отдали колхозам, а заставили ее выкупать в сжатые сроки и по высоким ценам. Только одной этой мерой государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства, начался новый «поход» против него: по предложению НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА, на декабрьском пленуме ЦК КПСС в 1958 году, был взят курс на его свертывание личного хоз-ва, т. к. оно будто бы тормозило окончательную победу социализма на селе.
     ХРУЩЕВ  призвал сельских жителей продать личный скот государству или колхозам, а взамен покупать необходимые им товары. Было поручено в течение 2-3 лет скупить скот у колхозов. В результате, к середине 60-х годов личные подсобные хозяйства во многих регионах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 50-х годов. Это сказалось на обострении продовольственной программы. К сожалению, аграрная политика государства после сентября 1953 года была «половинчатой» и непоследовательной, а потому и не могла
     В 1959 году, находясь в США, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ  обещал показать «кузькину мать»  не только в науке и технике, но и сельском хозяйстве. Он пришел к  выводу, что поднять «мясную целину»  возможно лишь решив проблему производства, которая в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Им была выдвинута мысль о том, что вместо травополья надо переходить к широким и повсеместным посевам кукурузы, дающей и зерно и зеленую массу в достатке. За два года кукурузой были засеяны 18 миллионов гектар. Не обошлось и без перегибов: некоторые представители местного руководства распорядились, в угоду начальству, засевать этой культурой просторы северных районов нашей страны, абсолютно не пригодных для этого. Сам же НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ очень серьезно относился к этой затее, вошедшей в историю, как анекдот. Под его личным контролем работали агрономы, выводившие морозостойкие сорта различных культур (в том числе и кукурузы). ХРУЩЕВ даже не обижался на прозвище «кукурузник», метко данное народом. Он искренне смеялся над подобными шутками, объясняя, что кукуруза Америку кормит. Но, не смотря на усилия советского лидера, эта затея потерпела крах, не дав ожидаемых результатов.
     В 1962 году государство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо и молоко. Нововведение не увеличило их количество, а лишь увеличило недовольство населения. В следующем году возникли перебои с хлебом, у булочных выстроились длинные очереди. Было решено выйти из кризиса путем закупок американского зерна. Эта временная мера стала неотъемлемой частью государственной политики вплоть до распада СССР. Таким образом, семилетний план развития сельского хозяйства в 1959-1965 годах был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.
     Б). Реформы в промышленности.
     После восстановления своего потенциала после  Великой Отечественной войны  СССР превратился в мощную промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство средств производства, которое к началу 60-ых годов составило почти 3/4 общего объема производства. Особенно бурно развивались производства стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Необходимо отметить, что в 50-е-первой половине 60-х г. г. объём их производства возрос на 400-500%. Предприятия легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленностей развивались гораздо медленнее. Но и их рост был двукратным. В среднем среднегодовое промышленное производство превышало 10%. Таких темпов можно было достичь только при использовании жестких методов администрирования экономики. Хоть и сделал НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ попытку перейти к частичному решению некоторых проблем на местах, но все же привычная тоталитарная система оставалась для большинства чиновников настолько привычной и прекрасно отлаженной, что ее не только не удалось искоренить, но она сама брала верх над многими нововведениями. Не получалось освободиться от старых устоев, да и самого ХРУЩЕВА нередко тянуло на старые, испытанные методы. Остался и прежний оптимизм в решении многих проблем, требовавших серьезного изучения и подхода, а не поверхностного рассмотрения. Так руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими, в то время, как выводы западных экономистов склонялись к «затуханию» экономического потенциала СССР. Научно-технический уровень сельского хоз-ва не соответствовал потребностям времени. Еще был высок удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом. В промышленности он составлял 40%, а в сельском хозяйстве--75%. В 1958 году было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю научно-техническую революцию - этим звеном была химия. Началось форсированное развитие этой отрасли, которое обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.
     Однако  символом научно-технического прогресса  СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 года с советской территории был  запущен первый искусственный спутник Земли. После этого ракеты стали достигать Луны и 12апреля 1961 года в космическое пространство был отправлен первый в мире человек-ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН. Понимая важное научное и политическое значение этого явления, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ лично следил за продвижением науки в этой области. За его интерес к космонавтике и частое пребывание в среде первопроходцев вселенной, ХРУЩЕВА стали называть «земным отцом небесных братьев». Покорение космоса требовало огромных средств, но руководство страны не постояло за ценой. И во многом это было сделано благодаря личной инициативе главы правительства.
     ВЫВОД: Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
     Главная же причина поражения реформ -они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную машину, не тронули ее основы: административно-командную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы стали сворачиваться усилиями как административно-управленческого аппарата, так и самих реформаторов.
     XX СЪЕЗД КПСС-ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ.
     Однако  главная заслуга НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА ХРУЩЕВА не в реформе экономики  страны, которая к 60-м годам пришла в упадок, а в общественно-политическом развитии государства.
     В феврале 1956 года состоялся XX съезд КПСС. На нем были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой, поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны»в краткие исторические сроки». Но наиболее важное событие произошло на последнем (ночном) закрытом заседании: выступил НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ со своим докладом «О культе личности и его последствиях». Необходимость этого доклада, шокировавшего делегатов съезда, ХРУЩЕВ отстоял в трудных спорах со своими товарищами по Пленуму ЦК КПСС. Материалы к докладу подготовила комиссия ЦК во главе с секретарем ЦК КПСС Н. П. ПОСПЕЛОВЫМ.
     В докладе буквально с первых слов было объявлено о том, что при  жизни И. В. СТАЛИНА сложился культ его личности, не позволивший дать реальной оценки деяниям этого политического деятеля: «В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводит культ личности, какой огромный ущерб был причинён нарушением принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной, неограниченной власти в руках одного лица, Центральный Комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу».
     Но, на мой взгляд, в построении доклада  была допущена очень важная ошибка: шёл детальный анализ культа личности СТАЛИНА, но это делалось, опираясь на культ личности самого Н. С. ХРУЩЕВА. Почти все аргументы НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА строились на простой схеме доказательств: правильно все то, чему учил «великий ЛЕНИН», все остальное признавалось ошибочным. Особенно начало доклада изобилует всевозможными высказываниями председателя СНК, как то: «ЛЕНИН с гордостью говорил. ЛЕНИН решительно выступал. ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ указывал. « Конечно, в то время по-другому и быть не могло, т. к. один миф можно развенчать тлько на основании другого. Нельзя обвинять кого-то в том, что он не идет по пути своего предшественника, а именно этим занимался ХРУЩЕВ на XX съезде: «СТАЛИНУ были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно, кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. « Интересно отметить, что ни ЛЕНИНУ, ни СТАЛИНУ, ни ХРУЩЕВУ не были свойственны ни терпение, ни кропотливость, ни спокойствие. Ими скорее двигал ежесекундный порыв, запал. А обвинение в том, что ИОСИВ ВИССАРИОНОВИЧ не умел оказывать воздействие на массы, я считаю абсурдным, т. к. иначе не смог бы он прийти к власти, и из простого первого секретаря стать главой огромного государства.
     Критика нарастала постепенно. Сначала просто говорилось о вреде культа личности, как абстрактного явления, потом уже было сказано о том, что существовал культ личности СТАЛИНА и только после этого было предложено обсудить преступные деяния (но прямо так это никто не называл) и решить, какой урон нанес «культ личности» советскому обществу. Участников съезда постепенно подводили к этой мысли, проводя тщательную психологическую обработку.
     Но  дело было сделано: правду объявили во весь голос с трибуны съезда!
     Этот  доклад был засекречен от народа на 33 года, в США же его текст появился уже летом 1956 года. С этого доклада  началось медленное очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он положил начало расколу в международном движении коммунистов. Из-за него ряд стран - бывших наших союзников, пошли на обострение международных отношений. Именно XX съезд положил начало массовой реабилитации в начале 50-х годов. Ряду народов (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы) в 1957 году Верховный Совет СССР вернул их национальную государственность и было разрешено вернуться на историческое место жительства. Хотя и частично, но все же была восстановлена справедливость. В 1964 году вышел указ о советских немцах, отменивший ряд обвинений, предъявленных им в августе 1941 года. В 1968 году подобное обвинение сняли с крымских татар.
     НОВЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
     Изменения коснулись и внешнеполитических вопросов. Предпринятые ХРУЩЕВЫМ в 1953-1954 годах внешнеэкономические акции сыграли важную роль в завоевании им положения руководителя первого ранга. Он порвал со сталинской привычкой - почти не выезжать из страны. Тем самым малоизвестный первый секретарь значительно укрепил свои позиции, особенно перед XX съездом. Сразу же после нашумевшего съезда, по инициативе НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА, был создан Институт мировой экономики и международных отношений, способствовавший изучению других стран, особенно третьего мира. В 1956 году был распущен Коминформ, переставший быть эффективным институтом внешней политики. Шло расширение отношений с КИТАЕМ: правящая верхушка почувствовала необходимость использовать престиж МАО ЦЗЭДУНА для укрепления своего авторитета. Китайский же лидер не преминул возможностью воспользоваться этим для удовлетворения широкого круга китайских интересов, в первую очередь экономических. 26 марта 1953 состоялось торговое соглашение между двумя странами. Переговоры по этому по этому вопросу долгое время не двигались с места, но вскоре СССР пошел на встречу, и был заключен договор на выгодных для Китая условиях: СССР обязался предоставить ему помощь для строительства 146 промышленных объектов. В октябре 1954 года ХРУЩЕВ, БУЛГАНИН и МИКОЯН отправились в Пекин, где дополнили это соглашение, предоставив новые кредиты, а так же обязавшись вывести войска из Порт-Артура и Дайрена, отказаться в пользу КИТАЯ от многих экономических интересов в Маньчжурии и передать совместные советско-китайские компании в собственность КИТАЯ. СССР и КИТАЙ тесно сотрудничали в разрешении двух тяжелейших международных кризисов: войны в КОРЕЕ и ИНДОНЕЗИИ. В конце марта 1953 года СОВЕТСКИЙ СОЮЗ и КИТАЙ приняли соглашение о пленных во время войны в КОРЕЕ, что открыло возможность подписать 27 июля 1953 года перемирия в ПХАНМУНДЖОМЕ. Женевская конференция по Индокитаю стала вторым шагом в уменьшении международной напряженности. Желая добиться успеха переговоров, СССР и КИТАЙ вместе сдерживали вьетнамскую делегацию, во имя достижения общих интересов. Никогда отношения нашей страны и КНР не были такими хорошими, как в 1954-1956 годах. Этим, в первую очередь, мы обязаны Н. С. ХРУЩЕВУ, т. к. он лично следил за работой внешнеполитического ведомства, желая видеть СССР лидером на мировой политической арене.
     Это же желание лежало в основе советско-югославского примирения в 1955 году. Еще в 1954 году ХРУЩЕВ, несмотря на противодействие  МОЛОТОВА, начал сближение с ЮГОСЛАВИЕЙ. 23 мая 1955 года НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ, БУЛГАНИН, МИКОЯН совершили визит в Белград, во время которого ХРУЩЕВ высказал сожаление о том, что в отношениях между двумя странами имели место разногласия, вину в которых он возложил на репрессированных БЕРИЮ, АБАКУ-МОВА и других. К исходу преговоров ТИТО добился уступок по всем вопросам. Со своей же стороны ЮГОСЛАВИЯ не пошла ни на какие уступки, оставшись на прежних позициях. Главным вопросом между нашей страной и ведущими капиталистическими странами оставалась ГЕРМАНИЯ. Запад разработал целый ряд проектов оборонительного сообщества, предлагавшего объединить командование европейскими армиями. В это сообщество должна была быть интегрирована и ГЕРМАНИЯ, что сильно беспокоило советское руководство. Федеративная республика могла занять доминирующее место в этом союзе, что поставило бы под угрозу не только ВОСТОЧНУЮ ГЕРМА-НИЮ и ПОЛЬШУ, но и ЧЕХОСЛОВАКИЮ. Но планы с военным союзом так и не были осуществлены, из-за противодействия этому ФРАНЦИИ. Однако по Парижскому соглашению 1954 года ГЕРМАНИЯ вступила в НАТО, что и без того усилило ее мощь. Вместе с тем и в самом «социалистическом» лагере время от времени пробуждались антитоталитарные силы, дестабилизирующие и без того сложную ситуацию на мировой арене. В октябре 1956 года вспыхнуло восстание в ВЕНГРИИ. Его подавляли местные коммунисты и Советская Армия. Пришлось «наводить порядок» и в ПОЛЬШЕ, но здесь все обошлось мирным путем. Опасаясь военного вторжения, в считанные часы Восточный БЕРЛИН был отделен бетонной стеной от остальной части города. Для обсуждения новой международной ситуации, в ноябре 1954 года в Москве было созвано совещание представителей европейских стран. Туда был приглашен и КИТАЙ, получивший статус наблюдателя, что подчеркивало его привилегированное положение. Речь МОЛОТОВА на заседании была направлена против продолжения разрядки и призывала к коллективному отпору в случае ратификации Парижских соглашений. Так как широкая кампания протеста не смогла помешать этой ратификации, в 1955 году был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме ЮГОСЛАВИИ, вошедшей в него на правах ассоциированного члена), получившей название Организации Варшавского Договора (ОВД). Во многом это был ответный ход на создание капиталистическими странами военно-политической организации НАТО в 1949 году. Как бы то ни было, но ОВД оказалась весьма действенной: первая ее крупная акция состоялась в 1956 году - подавлено «антисоветское и антисоциалистическое «восстание в ВЕНГРИИ.
     15 мая 1955 года, на следующий день  после подписания договора о  создании ОВД, СССР, США, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ и ФРАНЦИЯ подписали договор с АВСТРИЕЙ. СССР согласился вывести из АВСТРИИ свои войска, получив взамен ряд уступок. Австрию так же приняли в ООН и Совет Европы в обмен на обещание соблюдать строгий нейтралитет.
     В июле 1955 года в ЖЕНЕВЕ состоялась встреча представителей государств на высшем уровне-первом крупном совещании после ПОТСДАМА, в котором принял участие СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. Там собрались: ХРУЩЕВ, МОЛОТОВ, ЖУКОВ, БУЛГАНИН, а так же ЭЙЗЕНХАУЭР, ИДЕН и ФОРА. Переговоры показали, что соглашение между двумя лагерями еще оставалось недостижимым, хотя эта встреча оставила дух стремления к более тесным регулярным контактам и переговорам. Визит же в Москву в сентябре 1955 года канцлера ГЕРМАНИИ АДЕНАУЭРА, в ходе которых были установлены дипломатические отношения с ФРГ, укрепил надежду на расширение хороших отношений с европейскими странами.
     Несмотря  на значительные международные уступки, СССР все еще считал независимость  многих стран лишь формальной, а  потому и считались возможными вмешательства в дела другого государства. Так обстояло дело с ИНДИЕЙ, премьер-министр, которой, НЕРУ, расценивался как «лакей британского империализма», а во всех его действиях усматривали попытку скрыть его проимпериалисткую ориентацию. Но все же в 1954-1955 годах советское правительство стало признавать некоторую ценность политики нейтралитета.
     Одновременно  с этим руководство СССР выступило  в 1955 году с призывом ко всему миру прекратить гонку вооружений и создать  Всемирную конференцию по этому  вопросу. Несомненно, главным инициатором проведения такой смелой политической лини был сам Н. С. ХРУЩЕВ. Со своей стороны, в подтверждение нового внешнеполитического курса, СССР провел две крупные акции: более чем в два раза была сокращена численность Вооружённых Сил СССР (на конец 1960г.-2, 5 млн. человек) и прекращено, весной 1958 года, испытание термоядерного оружия. США и ВЕЛИКОБРИТАНИЯ были призваны последовать этому примеру.
     Эти акции имели большой международный резонанс. Многих завели в тупик непоследовательные действия советского правительства: довольно трудно анализировать призыв к разоружению и объединение в военно-политический блок, особенно, когда сначала уменьшают военный потенциал, а потом перевооружают армию ракетно-ядерным оружием и сами нарушают мораторий осенью 1961 года. Как и большинство преобразований НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА, военные реформы оказались лишь добрыми начинаниями, а не тщательно продуманной, стратегически важной программой. Такая непоследовательность конечно пугала западный мир, но соблазн сотрудничества с великой державой взял верх.
     В 1956-1964 годах правительство, во главе  с ХРУЩЕВЫМ, резко активизировало внешнюю политику, определив три  наиболее важные проблемы того периода: отношения с Западом, раскол внутри социалистического лагеря и выход  на международную арену. Начался короткий период «оттепели». Началось интенсивное развитие отношений со странами, освободившимся от колониальной зависимости, прежде всего с ИНДИЕЙ и ИНДОНЕЗИЕЙ. Укрепились дружественные связи со странами «социалистического лагеря».
     В сентябре 1959 года состоялся первый визит Н. С. ХРУЩЕВА в США, по приглашению президента Д. ЭЗЕНХАУЭРА. Целью этого визита была попытка сломать «лёд холодной войны» и договориться о взаимном сотрудничестве. Эта встреча совпала по времени с созывом Генеральной Ассамблеи ООН, на которой лидер СССР выступил с речью о проблеме разоружения, отметив, что никогда еще эта проблема не таила в себе столько опасности, как в век атома. От имени советского правительства ХРУЩЕВ также представил четырехлетнюю программу разоружения, включавшую: ликвидацию средств ведения войны, роспуск вооруженных сил, упразднение генеральных штабов, военных министерств, ликвидация военных учебных заведений, закрытие военных баз на чужой территории, уничтожение атомного, водородного оружия и военных ракет. В распоряжении государств было предложено оставить лишь милицию, вооруженную легким стрелковым оружием. Во-вторых, предполагалось учредить полный контроль за всеобщим разоружением. Генассамблея ООН одобрила саму идею, но не план советского руководства во главе с ХРУЩЕВЫМ. Переговоры, продолжавшиеся 5 лет завершились подписанием в августе 1963 года договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе, под водой. Вскоре к этому договору присоединилось около 100 государств. Этот документ в первую очередь свидетельствовал, что при наличии доброй воли, возможно урегулировать самые трудноразрешимые вопросы. 13 октября 1960 года, после десятидневного плавания в НЬЮ-ЙОРК, Н. С. ХРУЩЕВ прибыл на заседание XV сессии ООН. Вместе с ним прибыли: ГЕОРГИО ДЕЖ, ЖИВКОВ, КАДАР, ПОДГОРНЫЙ, МАЗУРОВ. В США НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ провел 25 дней, за которые успел неоднократно выступить в ООН, внести несколько крупных предложений. Именно он предложил распустить вооруженные силы, запретить и уничтожить все виды вооружения. Однако это предложение делалось, не упуская из внимания робость западных партнеров, в любом случае не ставших бы отказываться от силы, способной защитить их. С одной стороны, делая такое предложение, был заранее взят расчет на неприемлемость таких условий для развитых стран. При таком раскладе можно было выставить свою страну в качестве инициатора мира, а запад-союзом угнетателей рабочего класса, собирающихся силой и деньгами захватить мировое господство, а потому не желающих сделать шаг на пути к миру. Но до конца разрушить преграду между капиталистическим и социалистическим лагерями так и не удалось. И обстановка оставалась недружелюбной. Председательствующий на сессии, ирландец БОЛЕН не раз делал замечания ХРУЩЕВУ и даже отключил микрофон. Однажды, главе советской делегации не понравилось выступление филлипинского представителя. Тогда, сидя за столом совета делегации, он стал барабанить пальцами по столу (члены делегации присоединились к нему), а потом стал колотить подметкой башмака по столу. Трудно передать тот шок, в который повергли подобные действия мировую дипломатию. Но прямота, искренность, простота НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА сделали своё дело: они сгладили жуткий эффект. Но выходки такого характера не могли способствовать укреплению международных связей. Обошла весь мир и фотография ХРУЩЕВА с поднятой рукой с грозящим кулаком.
     Визит советского лидера в США не получил  про
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.