На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый план как составная часть бизнес-плана

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей экономики и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
    Планирование  финансовой деятельности предприятия  тесно связано с конечными  результатами производства, важнейшим  из которых в условиях рыночных отношений  является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.
    Цель  финансового планирования - увязать  доходы с необходимыми расходами. В  случае превышения доходов над расходами, сумма превышения направляется в  резервный фонд; в случаи превышения расходов над доходами, сумма недостатка восполняется за счет получения кредитов, благотворительных взносов, выпуска  ценных бумаг и т.д.
      В условиях рыночной экономики  ни одно предприятие не может  работать прибыльно без тщательно  разработанного бизнес – плана,  который составляется для внешних  и внутренних целей. Изменяющаяся  экономическая среда заставляет  систематически уточнять, пересматривать  бизнес – план, а это требует  выработки привлечения управленческого  персонала к данной работе. Бизнес  – план детально поясняет управление  инвестициями для обеспечения  прибыльности, а также возвратность  инвестиций, поскольку внешняя сторона  бизнес – плана предназначена  для оправдания доверия инвесторов  и кредиторов, убеждения их в  потенциальных возможностях хозяйствующего  субъекта, компетенции его сотрудников,  а также в необходимости оказания  ему стратегической и финансовой  помощи.
        Основные задачи финансового  планирования на предприятии:
     - обеспечивать необходимыми финансовыми  ресурсами производственной, инвестиционной  и финансовой деятельности;
     - определять пути эффективного вложения  капитала, оценки степени рационального его использования;
     - выявлять внутрихозяйственные резервы  увеличения прибыли за счет  экономического использования денежных  средств; 
     -устанавливать  рациональные финансовые отношения  с кредиторами, бюджетом, банками  и др. контрагентами; 
     - соблюдать интересы акционеров  и др. инвесторов;
     - контролировать финансовое состояние,  платежеспособность и кредитоспособность  предприятия.
          Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
     Данная  курсовая работа рассматривает основные задачи, виды и этапы составления  финансового плана предприятия, методы финансового планирования.
        Цель курсовой работы – исследование  процесса финансового планирования  на предприятии. 
     Для достижения поставленной цели необходимо:
-рассмотреть понятие, сущность финансового планирования, его цели и задачи;
-описать принципы, методы и этапы финансового планирования;
-раскрыть сущность финансового плана как составной части бизнес – плана;
-изучить виды финансового планирования, финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Объект  исследования– финансовое планирование в ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг».
Предмет исследования – система финансового планирования на предприятии. 
Период исследования 3-5 лет.
 

Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана
      Понятие, сущность и задачи финансового планирования
Финансовое  планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения  и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в  детализированных финансовых планах. Финансовое планирование позволяет  свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия  для предприятия1.
       Главной целью финансового планирования является обоснование возможностей финансирования предполагаемых экономических, технических и социальных проектов и оценка их эффективности с учетом конечных финансовых результатов.
       Основные  задачи финансового планирования:
    определение объема, структуры капитала, используемого при создании предприятия и его функционировании в плановый период;
    обоснование оптимальной величины и структуры издержек производства и обращения;
    прогнозирование источников и размеров денежных поступлений и выплат;
    обоснование рационального движения денежных средств, синхронизации их поступлений с платежами в определенные периоды времени;
    определение эффективности разных сфер, видов хозяйственной и финансовой деятельности, путей максимизации прибыли;
    осуществление постоянного контроля над выполнением финансовых заданий и корректирование текущих планов при изменении условий хозяйствования.
Широкие возможности, которые предоставляет  финансовое планирование, дает основание  считать его отправной точкой для принятия эффективных хозяйственных  и финансовых решений. Однако для  этого необходима соответствующая  организация данного процесса, т.е. упорядочение всех управленческих действий, связанных с формированием и выполнением финансовых заданий.
Финансовое  планирование тесно связано и  опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется  миссии и общей стратегии предприятия. Общие правила организации предполагают, прежде всего, определение цели намечаемых действий, соответствующей миссии предприятия, затем установление последовательности этих действий, используемых методов, инструментов, намечаемых способов анализа  и оценки достигнутых результатов  и корректирующих мер.
       Финансовое  планирование основывается на следующих  принципах2:
    Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Так, если предприятие планирует закупку сырья и материалов, не следует прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.
    Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс. Определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочных кредитов и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.
    Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. Когда сумма денежных средств предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг.
    Принцип рентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.
    Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.
    Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
    Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
       Обеспечение принципов финансового планирования, которые взаимосвязаны между  собой, уже на стадии организации  финансового планирования предполагает:
    непрерывность плановых действий, преемственность текущих и долгосрочных заданий и планов, их координацию во времени и в пространстве (планирование отдельных сфер деятельности, объединенных в единый финансовый план — раздел бизнес-плана предприятия);
    приспособление финансовых планов, к конкретной экономической ситуации исходя из действующих условий и намечаемых в данный период задач, установленных приоритетов.
Это находит  отражение в потребности уточнения  плановых показателей, важнейших параметров отдельных планов в случаях существенного  изменения финансового законодательства, общей экономической ситуации в стране, регионе. Корректировка планов также может быть вызвана целесообразностью учета фактических достижений за прошедший период на предприятии или изменения внутренних условий хозяйствования.
       На  этапе организации финансового  планирования устанавливаются последовательность управленческих действий для разработки реальных, планов, методы обоснования  соответствующих показателей, альтернативных заданий, выбор оптимального в данных условиях3. Одновременно конкретизируются функции каждого участника процесса планирования, определяются до начала текущего планового периода сфера их действий, конкретные сроки предоставления соответствующих материалов и необходимых разработок.
       Финансовое  планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:
       1. определение объема предполагаемых  поступлений денежных ресурсов (в  разрезе всех источников, видов  деятельности) исходя из намечаемого  объема производства;
       2. определение возможности реализации  продукции (в натуральном и  стоимостном выражении) с учетом  заключаемых договоров и конъюнктуры  рынка;
       3. обоснование предполагаемых расходов  на соответствующий период;
       4. установление оптимальных пропорций  в распределении финансовых ресурсов;
       5. определение результативности каждой  крупной хозяйственной и финансовой  операции с точки зрения конечных  финансовых результатов;
       6. обоснование на короткие периоды  равновесия поступления денежных  средств и их расходования  для обеспечения платежеспособности  компании, ее устойчивого финансового  положения (см. приложение 3).
       К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование можно отнести  следующие:
       1. обеспечение финансовыми ресурсами  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия.
       2. увеличение размера прибыли, повышение  показателей рентабельности;
       3. обеспечение реальной сбалансированности  планируемых доходов и расходов  предприятия;
       4. определение финансовых взаимоотношений  с бюджетами, банками и т.д.;
       5. контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия4.
       Значение  финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
       1. воплощает выработанные стратегические  цели в форму конкретных финансовых  показателей;
       2. обеспечивает финансовыми ресурсами  заложенные в производственном  плане экономические пропорции  развития;
       3. предоставляет возможности определения  жизнеспособности проекта предприятия  в условиях конкуренции;
       4. служит инструментом получения  финансовой поддержки от внешних  инвесторов.
       Планирование  связано, с одной стороны, с предотвращением  ошибочных действий в области  финансов, с другой - с уменьшением  числа неиспользованных возможностей.
       Практика  хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах  ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке5.
       Финансовый  план призван обеспечить финансовыми  ресурсами бизнес-план хозяйствующего субъекта; он оказывает большое влияние  на экономику предприятия. Это обусловлено  целым рядом обстоятельств6. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение финансовых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
       Во-вторых, статьи финансового плана связаны  со всеми экономическими показателями работы предприятия, увязаны с основными  разделами бизнес-плана: производство продукции и услуг, научно-техническое  развитие, совершенствование производства и управления, повышение эффективности  производства, капитального строительства, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, прибыль и рентабельность, экономическое стимулирование и  т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все  стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному  использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Рис. 1. Система  финансового планирования
       Система финансового планирования на предприятии  включает:
       1. систему бюджетного планирования  деятельности структурных подразделений;
       2. систему сводного (комплексного) бюджетного  планирования деятельности предприятия.  В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:
       а) бюджет фонда оплаты труда, на основании  которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые  налоговые отчисления;
       б) бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расходов сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;
       в) бюджет потребления энергии;
       г) бюджет амортизации, включающий направления  использования ее на капитальный  ремонт, текущий ремонт и реновацию;
       д) бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т.п.);
       е) бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика  платежей;
       ж) налоговый бюджет, включающий все  налоги и обязательные платежи в  бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в  целом по предприятию.
Процесс финансового планирования охватывает минимум пять этапов7.
       1. Первый этап - прогнозирование, под  которым понимается работа, которую  выполняет финансовый менеджер, пытаясь заглянуть в будущее.  В прогнозировании традиционно  используются три измерения: время  (как далеко вперед мы пытаемся  заглянуть?); направление (каковы  тенденции будущего?); величина (как  велики будут перемены?).
       2. Второй этап - выбор вариантов  развития. В практике управления  весьма редки ситуации, требующие  одного-единственного подхода. Поэтому  финансовый менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, оценить их с точки зрения доходности компании.
       3. На третьем этапе формулируются  цели. При этом на всех уровнях  управления «работает» общее  правило: когда решение принято,  предстоит наметить четкую цель  и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где  они облегчают процесс принятия  решений).
       4. Четвертый этап - разработка программы  действий и составление графика  работ, которые определяют содержание  процесса планирования. Программа  представляет собой намеченную  и упорядоченную серию предстоящих  действий, которые необходимы для  реализации поставленной общей  цели. Составление программы начинается  с анализа тех или иных задач  («для достижения цели я обязан  решить такие-то задачи»), причем  следует избегать чрезмерных  деталей; подробности отрабатываются  позднее (и передаются, как правило, линейным менеджерам). Важное условие получения действенной программы - установление очередности выполнения указанных задач. Некоторые из них (и соответствующие намеченные действия) должны получить временной приоритет в финансировании.
       5. Пятый этап - бюджетирование. Это этап чрезвычайной важности, он включает в себя стоимостную оценку программы и распределение ресурсов в первую очередь финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества финансового менеджмента.

Рис.2. Схема  взаимодействия основных этапов процесса планирования
       Финансовое  планирование тесно связано и  опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется  миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут  практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде8. Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 3.

       Рис. 3. Комплексный характер планирования предприятия 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Методы финансового планирования
      2.1. Назначение методов  финансового планирования
В рыночной экономике хозяйствующий субъект, обладая полной самостоятельностью, сам определяет направление и  величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового  плана становится определение возможных  объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования  величины финансовых показателей. К последним относятся, прежде всего, собственные оборотные средства, амортизация основных средств, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли.
      Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей  могут применяться следующие  методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод многовариантности расчетов, экономико-математическое моделирование.
      Развитие  и формирование,  в процессе практической деятельности методов планирования происходит на основе принципов. Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или плана предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность, после еще добавили принцип системности, целенаправленности, комплексности, оптимальности, эффективности, научности и т.д.
      Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условии  свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.
      Принцип единства планов предусматривает разработку общего или свободного плана социально-экономического развития предприятия. Единство плана предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия.
      Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процесс планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остатков (перерывов), т.е. на смену одному плану производства приходит без перерыва другой. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них- к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. 
      Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятий.
      Принцип точности планов определяется многими  как внутрифирменными факторами, так  и внешним ее окружением  и т.д.
      При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое планирование, экспериментальный, программно-целевой, инженерно-экономический, проектно-вариантный, научный и т.п. У каждого из этих методов имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный - на анализе и обобщении опытных данных (эксплуатации современных самолетов приводит к сокращении на их обслуживание), нормативный - на применении исходных нормативов  и т.д. 
      2.2. Виды и характеристика методов финансового планирования
В практике финансового планирования применяются  следующие методы:
    экономического анализа,
    нормативный,
    балансовых расчетов,
    денежных потоков,
    метод многовариантности,
    экономико-математическое моделирование.
     Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.
     Сущность  нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. существуют также нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
     Норматив - относительный показатель степени использования средств производства при современной технике и технологии, прогрессивной организации труда и высокой квалификации персонала.
     Нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных  отчислений, нормативы потребности  в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется  целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта.
     Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
     Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд социального развития и др. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
     Он+П = Р+Ок
     Где:
     Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
     П – поступление средств в фонд, руб.;
     Р – расходование средств фонда, руб.;
     Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.
     Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетирования всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
     Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. В качестве критериев выбора вариантов показателей  для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы:  минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала.
     Методы  экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими. Они используются при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее пяти лет.
     При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение  периода исследования: его следует  выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые  значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а  для годового планирования – среднеквартальные  данные за один – два года.
     При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде  в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.
     Экономико-математическое моделирование позволяет перейти  от средних величин к многовариантным  расчетам финансовых показателей.
     Объекты финансового планирования: выручка  от реализации продукции, услуг и прибыль, амортизационные отчисления, объем оборотных активов и их прирост, ресурсы в капитальном строительстве, платежи в бюджет, взносы во внебюджетные фонды.10  
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием
      Существует  три вида финансового планирования: перспективное (стратегическое) планирование, текущее планирование (бюджетирование), оперативное планирование.
      Каждому из этих видов финансового планирования соответствуют определенные формы представления его результатов (см. таблицу №4 )
     Таблица 4
     Виды  финансового планирования и формы  представления его результатов
Подсистемы  финансового планирования Формы разрабатываемых  планов Период планирования
Перспективное (стратегическое) планирование Прогноз отчета о финансовых результатах.  
Прогноз о движении денежных средств.  
Прогноз бухгалтерского баланса.
3-5 лет
Текущее планирование План доходов  и расходов от операционной деятельности.  
План доходов и расходов от инвестиционной деятельности.  
План поступлений и расходов денежных средств.  
Балансовый план.
1 год
Оперативное планирование Платежный календарь.  
Кассовый план.
Декада, месяц, квартал

 
Все три  вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются  в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного  оперативного планирования.
      3.1. Перспективное финансовое планирование
      Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.
      Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового  планирования, так как, является составной  частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями  и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
      Достаточно  важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится  анализу факторов внешней среды  путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится  учету фактов риска.
      Заключительным  этапом разработки финансовой стратегии  фирмы является оценка эффективности  разработанной стратегии, которая  осуществляется по нескольким  параметрам.
      Во-первых, оценивается, насколько разработанная  финансовая стратегия согласовывается  с общей стратегией фирмы, путем  выявления степени согласованности  целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
      Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми  изменениями во внешней предпринимательской  среде.
      В-третьих, оценивается реализуемость разработанной  финансовой стратегии, т.е. рассматриваются  возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних  финансовых ресурсов.
3.2. Финансовое планирование на примере ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»
ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» — предприятие ПФПГ Холдинга, ведущий оператор телекоммуникационных услуг в крупнейших российских регионах, поставщик triple-play услуг: кабельное телевидение («Диван-ТВ»), постоянный доступ в Интернет для частных лиц («Дом.ru») и организаций, IP-телефония и телефонная связь «ГорСВЯЗЬ». Базовые направления деятельности компании реализуются в каждом городе на базе Городской Универсальной Телекоммуникационной Сети, построенной по технологии «оптика до дома». 
Сегодня «ЭР-Телеком» работает на корпоративном и частном рынках 22 российских городов: Пермь, Самара, Волгоград, Волжский, Пенза, Киров, Йошкар-Ола, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Тюмень, Ижевск, Оренбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Саратов, Красноярск, Воронеж, Барнаул, Липецк. По итогам 2009 г. на долю компаний холдинга в 17 городах присутствия (исключая проекты в 5 новых городах – Саратов, Красноярск, Воронеж, Барнаул, Липецк) приходится 38% рынка ШПД и 49% рынка КТВ. 11 
Управление компаниями в городах России осуществляет ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». По итогам 2009 г. выручка оператора составила 4,6 млрд руб. Прирост по отношению к 2008 г. составил более 60%. Результаты деятельности холдинга «ЭР-Телеком» по итогам I квартала 2010 г. по отношению к прошлому году.

Выручка «ЭР-Телеком» в I квартале 2010 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года на 43%, до 1,535 млрд. руб. Маржа EBITDA составила 32%. Абонентская база насчитывает 2 млн. 138 тыс. клиентов.       Основные  финансовые результаты
      таблица 5.

Выручка в I квартале 2010г. составила 1 535 млн. руб. без НДС (прирост 43% по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года)
Показатель EBITDA вырос на 31% по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года и составил 498 млн. руб., маржа EBITDA достигла 32%.
Несмотря  на активное развитие, маржа EBITDA (32%) поддерживается выше среднего уровня 2009г. (29%) и незначительно  ниже результатов деятельности в  аналогичном периоде 2009г., когда  Компания, как и все представители  отрасли, приостановила инвестиционные программы развития в связи с  кризисными тенденциями. Соотнесение  показателей доходности за 1 кв. 2009 и 1 кв. 2010г. показывает, что в ходе реализации антикризисных мероприятий «ЭР-Телеком» удалось не только успешно преодолеть сложный для рынка период, но и кардинально пересмотреть структуру ключевых бизнес-процессов и повысить эффективность бизнеса при сохранении высоких стандартов обслуживания клиентов. Чистая прибыль достигла 245 млн. руб. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 70%, рентабельность деятельности по чистой прибыли – 16%.
У «ЭР-Телекома» отсутствует валютная долговая нагрузка. Кредитный портфель состоит из долгосрочных кредитов, привлеченных в рублях в ЗУБ СБ РФ. Размер кредитного портфеля на конец I квартала 2010 года составляет 1,9 млрд руб., что обеспечивает высокую устойчивость финансового состояния и автономность бизнеса Компании, соотношение долгового капитала к собственному: 1 к 4. За год погашено более 121 млн. руб. Прибыль Компании обеспечивает обслуживание и своевременную выплату долговых обязательств, а также постоянное развитие бизнеса, в том числе географическую экспансию, за счет реинвестирования чистой прибыли.
Основные  производственные результаты12
Таблица 6

По состоянию  на 1 апреля 2010 г. общее количество абонентов  компании насчитывает 2 млн. 138 тыс. Прирост  абонентской базы по сравнению с  показателями аналогичного периода 2009 г. составил 35%.
Число пользователей кабельного телевидения  по итогам I квартала 2010 года достигло 1002 тыс. Прирост 13% по отношению к  аналогичному периоду 2009 года.
Число интернет-пользователей увеличилось до 1 054 тыс. Прирост 64 %. 
Услугами стационарной телефонной связи пользуется более 83 тыс. подписчиков. Прирост по отношению к аналогичному периоду прошедшего года 41%.
По итогам I квартала 2010 года выручка от услуги Широкополосного доступа в Интернет составила 1 003 млн. руб. без НДС (65% в  общей структуре выручки), от предоставления услуг Кабельного телевидения – 451 млн. руб. без НДС (29 % в структуре  общей выручки), от предоставления услуги Телефонии – 78 млн. руб. без НДС (5% в структуре общей выручки). «В краткосрочном периоде (около года) компания ориентируется преимущественно на услугу интернет как наиболее актуальную для рынка, в среднесрочном периоде предполагаем равнозначное развитие всех оказываемых сервисов с целью обеспечения сбалансированности бизнес-портфеля и достаточной диверсификации деятельности для минимизации рисков», - уточнил генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Семериков.
Среднемесячный  доход на абонента (ARPU) в 1 квартале 2010 г. составил 246 руб., включая НДС 18%. Динамика по отношению к аналогичному периоду 2009 года минус 9%. Это обусловлено  некоторым снижением доходности по услугам Интернет для физических лиц (-6%), в связи с внедрением в  регионах революционных по цене и  скорости тарифов безлимитного доступа в интернет в 2009 году.
Реинвестирование  чистой прибыли позволяет компании обеспечивать не только стабильный рост в городах присутствия, но и географическое расширение бизнеса. В конце 2009 года «ЭР-Телеком» расширил присутствие в РФ за счет запуска деятельности в пяти новых городах, в марте 2010 года в Саратове, Липецке, Барнауле, Воронеже и Красноярске успешно стартовали продажи услуг. При этом, несмотря на обеспечение роста, сбалансированность бизнес-модели компании позволяет ей сохранять доходность по операционной и чистой прибыли на уровне выше среднеотраслевого.
В феврале 2010г. «ЭР-Телеком» объявил о запуске долгосрочной стратегии, целью которой является достижение лидерства на российском рынке услуг широкополосного доступа в интернет и кабельного телевидения (по выручке) к 2014 году с долей не ниже 20%. Объем дополнительных инвестиций в реализацию долгосрочной стратегии - около $ 500 млн. Стратегия будет профинансирована за счет собственных средств Компании, а также привлеченных ресурсов, по итогам 1 квартала Компания вошла в стадию поиска потенциальных инвесторов и получила первые предложения о сотрудничестве от профессиональных инвесторов.13

 
 
      3.3. Текущее финансовое планирование
Составной  частью перспективного плана является текущее финансовое планирование, которое  представляет конкретизацию его  показателей. Для текущего планирования применяются формы: план доходов  и расходов по операционной и инвестиционной  деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план. Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованием к отчетности. Текущий финансовый план предпринимательской фирмы разрабатывается на основе данных, которые характеризуют:
      - финансовую стратегию фирмы,
      - результат финансового анализа  за предшествующий период,
      - планируемые объекты производства  и реализации продукции, а также  другие экономические показатели  операционной деятельности фирмы,
      - система разработанных на фирме  норм и нормативов затрат отдельных  ресурсов,
      - действующую систему  налогообложения  и т.д.
      Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно  правильно определить объем будущих  продаж. Это необходимо для организации  производственного процесса, эффективного распределения средств.
      На  основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет  о прибылях и убытках, с помощью  которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, после план движения денежных средств  и план баланса.
      Заключительным  документом текущего годового финансового  плана является плановый баланс активов  и пассивов. Он служит хорошей проверкой  плана прибыли и убытков и движения наличных средств. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного проекта.
      В целом же процесс текущего финансового  планирования осуществляется на  фирме  в тесной связи с процессом  планирования его операционной деятельности.
      3.4. Оперативное финансовое планирование
В целях  контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
      В определенном смысле оперативные финансовые решения даются легче, чем перспективные  и текущие, однако это не означает, что они менее важны.  В рамках оперативного финансового планирования  решаются задачи:
      1) Конкретизация  установленного   задания. Это задача проявляется как, уточнение движения финансовых ресурсов в пределах короткого промежутка времени, чтобы сбалансировать доходы и расходы, обеспечить платежеспособность организации, установить персональную ответственность руководителей структурных подразделений за выполнение показателей. Лишь в очень редких случаях прогноз не нуждается в корректировке уже через несколько месяцев после начала года.
      2) Контроль (мониторинг) исполнения бюджета  самими центрами финансовой ответственности. Чем выше степень оперативного контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должен быть максимально приближены к месту и времени их возникновения.
      3) Увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования. Определение оптимального объема товарно-материальных запасов (сырья, материалов) вызвано не только потребностью их финансирования, но и их особым воздействием на финансовую деятельность компании.
      4) Эффективное управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью. Оборотные активы нередко в несколько раз превышают основные, поэтому с их управлением связаны большие резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. К основным направлениям оперативного управления оборотными активами относятся:
      - обеспечение ликвидности организации
      - сведения к минимуму расходов  на финансирование 
      - обеспечение соблюдения графика  производства
      - обеспечение сбыта. 
      Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности  в краткосрочном кредите.
      В целях оперативного контроля денежных средств разрабатывается более  детальный прогноз – платежный календарь, на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням.
В процессе составления платежного календаря  решаются следующие задачи:
1) организация  учета временной стыковки денежных  поступлений и предстоящих расходов  предприятия;
2) формирование  информационной базы о движении  денежных потоков и оттоков;
3) ежедневный  учет изменений в информационной  базе;
4) анализ  неплатежей (по суммам и источникам  возникновения) и организация  конкретных мероприятий по их  преодолению;
5) расчет  потребности в краткосрочном  кредите в случаях временной  «нестыковки» денежных поступлений  и обязательств и оперативное  приобретение заемных средств;
6) расчет (по суммам и срокам) временно  свободных денежных средств фирмы;
7) анализ  финансового рынка с позиции  наиболее надежного и выгодного  размещения временно свободных  денежных средств фирмы. 
      Информационной  базой платежного календаря служат: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных  вложений, выписки по счетам предприятия  и приложения к ним, договора, внутренние приказы, график выплаты заработной платы, счета-фактуры, установленные  сроки платежей для финансовых обязательств.
      Превышение  планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность  собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком  ухудшения финансового состояния.
      Если  имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени  говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли  эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные  ценные бумаги.
      Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план –  план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты  наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Исходные данные для составления кассового плана: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, сведения о командировочных расходах, сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.
      Кассовый  план необходим фирме для того, чтобы по возможности более точно  представлять размер обязательств перед  работниками по заработной плате. Банку  также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный  кассовый план на обслуживание своих  клиентов в установленные сроки.
      Использование рассмотренных систем и методов  финансового планирования позволяет  обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предпринимательской  фирмы и повысить ее эффективность.14
Заключение
Финансовое  планирование является исключительно  важным аспектом деятельности любого предприятия.
Финансовое  планирование - это процесс разработки финансовых планов и плановых показателей, которые помогают обеспечить предприятие  финансовыми ресурсами и увеличить  эффективность его деятельности в определенный период времени в  будущем. Финансовое планирование является как бы первым шагом на пути к  процветанию фирмы.
Финансовое  планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Оно дает возможность  определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление  деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.
В данной курсовой работе:
    Рассмотрен финансовый план как составная часть бизнес-плана.
    Изучена сущность финансового планирования,  его содержание, значение,  основные цели и задачи финансового планирования предприятия.
    Проанализированы методы и этапы финансового планирования, использующиеся в хозяйственной деятельности предприятия.
    Произведено деление финансовых планов на несколько видов, рассмотрена роль каждого из них.
    Проанализировано финансовое состояние ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»
В первой главе  описана сущность финансового планирования предприятия как процесса оценки и выбора проекта капитальных вложений, а также его формализации в виде бюджета или финансового плана.
Финансовое планирование подразумевает: выявление потребностей в капиталовложениях; анализ альтернативных вариантов удовлетворения этих потребностей; подготовку доклада для менеджеров; выбор лучшей альтернативы; распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями инвестирования.
Выделены основные задачи финансового планирования:
1. Обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами  производственно-  хозяйственной,  инвестиционной и финансовой  деятельности.
2. Определение  путей эффективного вложения  капитала, оценка степени рационального  его использования.
3. Выявление  внутрихозяйственных резервов увеличения  прибыли за счет экономного  использования денежных средств.
Во второй главе  описаны основные методы и этапы  протекания финансового планирования на предприятии.
Методы  планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся: экономического анализа; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; метод многовариантности; экономико-математическое моделирование. Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.
В третьей главе  описаны виды (перспективное (стратегическое), текущее (административное), оперативное) финансовых планов и их роль в финансовой деятельности предприятия.
       Финансовое  планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого  плана и сроку, на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое). С переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы  осуществления и показатели более  конкретизируются, становятся более  четкими.
       В современных условиях перспективное  финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное  планирование состоит из разработки финансовой стратегии и прогнозирования  финансовой деятельности предприятия.
       Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной  финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой  конкретизацию его показателей.
       Оперативное финансовое планирование - это логическое продолжение текущего финансового  планирования. Оно осуществляется в  целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия.
Оценена плановая работа на ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг».
Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования  и планирования в экономике, а  выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий  уровень, требуя большей ответственности  при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в  самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких  рамках реального рыночного хозяйства. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений.
     Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Я считаю очень важным использование финансового планирования, всех его видов. Постепенное продвижение от большого к малому, конкретизация финансовых показателей, контроль за исполнением финансовых планов являются залогом процветания и устойчивости любого предприятия. Также очень важно не просто использовать существующие методы финансового планирования в России, но и стараться все время усвоить новое, отслеживать новые методики финансового планирования, перенимать зарубежный опыт. 
 
 
 

Расчетная часть 

Таблица 1
Смета I затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью, тыс. руб. 

№ стр. Статья затрат Всего на год В т.ч. на IV квартал расчет
1 Материальные  затраты (за вычетом возвратных отходов) 36 540 9 135 Дано
2 Затраты на оплату труда 17 608 4 402 Дано
3 Амортизация основных фондов 1 910 478 Т.4 с7.
4 Прочие расходы  – всего, в том числе: 7 662 1 914 с.4.1+с.4.2+с.4.3
4.1 а) уплата процентов  за краткосрочный кредит 430 110 Дано
4.2 б) налоги, включаемые в себестоимость, в том числе
6 976 1 744 с.4.2.1+с.4.2.2.
4.2.1 Единый социальный налог (34%) 5 987 1 497 с.2*34%
4.2.2 Прочие налоги 989 247 Дано
4.3 в) арендные платежи  и другие расходы 256 60 Дано
5 Итого затрат на производство 63 720 15 928 с.1+с.2+с.3+с.4
6 Списано на непроизводственные счета 10 238 2 560 дано
7 Затраты на валовую  продукцию 53 482 13 368 с.5-с.6
8 Изменение остатков незавершенного производства 360 90 Т.13 с.2
9 Изменение остатков по расходам будущих периодов -12 -3 Дано
10 Производственная  себестоимость товарной продукции 53 136 13 281 с.7-с.8+с.9
11 Внепроизводственные (коммерческие) расходы 5 261 1 315           дано
12 Полная себестоимость  товарной продукции 58 397 14 596 с.10+с.11
13 Товарная продукция  в отпускных ценах (без НДС  и акцизов) 85 200 21 550 Дано
14 Прибыль на выпуск товарной продукции 26 803 6 954 с.13-с.12
15 Затраты на 1 рубль  товарной продукции 0,69 0,68 с.12/с.13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 3 

Данные  к расчету амортизационных  отчислений на основные производственные фонды 

      Стоимость основных фондов, на которые начинается амортизация на начало года, - 15 530 тыс. руб. 

  февраль май август ноябрь
Плановый  ввод в действие основных фондов, тыс.руб. 4 100     3 600
Плановое  выбытие основных фондов, тыс.руб.   6 360 1 070  

 
      Среднегодовая стоимость полностью амортизированного  оборудования (в действующих ценах) – 1 030 тыс.руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 13,5
Вводимые фонды:
        (4100*10(для февраля) + 3600*1 (ноября))/ 12 месяцев  = 3717
  Выбывшие  фонды:
        (6360*7 + 1070*4) / 12 месяцев = 4067
Таблица 4 

Расчет  плановой суммы амортизационных  отчислений и ее распределение 

№ стр. Показатель Сумма, тыс.руб.        Расчет
1 Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года 15 530 Табл. 3
2 Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов 3 717  
3 Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов 4 067  
4 Среднегодовая стоимость полностью амортизированного  оборудования (в действующих ценах) 1 030 Табл. 3
5 Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов ( в действующих ценах) – всего 14 150 с.1+с.2-с.3-с.4
6 Средняя норма  амортизации 13,5 Табл. 3
7 Сумма амортизационных  отчислений – всего 1 910 с.5*с.6/100
8 Использование амортизационных отчислений на капитальные  вложения 1 910 с.7

 
 
 
 
 
Таблица 5
Данные  к расчету объема реализации и прибыли
     
№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.