На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Классические монетарные инструменты: операции на открытом рынке, политика процентной ставки, регулирование обязательных резервов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 29.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики  Казахстан 

Костанайский  государственный  университет  им. А.Байтурсынова 

Экономический факультет 
 
 
 
 
 

Реферат
 на  тему «Классические монетарные инструменты: операции на открытом рынке, политика процентной ставки, регулирование обязательных резервов». 
 
 

                  Дисциплина      Государственное регулирование экономики

Специальность  - Финансы

 
 
 Выполнила:                                              Сыздыкова А., студентка 3 курса
                                                                       очной формы обучения, 43 гр. 

   Руководитель:                                          Тастемирова Ж.А., ст. пр. 
 
 
 
 

                                                                                              
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 Костанай, 2010

Содержание

 
Введение  ………………………………………………………………………….3
1 Сущность  монетарного регулирования экономики..………………………4
2 Основные инструменты денежно-кредитной политики…….………………7
    2.1 Политика обязательных резервов…………………………………….. .8
    2.2Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования.………………………………………………………………10
    2.3 Операции на открытом рынке.…………………………………….……..12
    2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы……………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список  использованных источников……………………………………….…..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Основу  финансово-кредитного регулирования  экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой  комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управления денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.
   Цель  кредитно-денежного регулирования  – подержание покупательной способности  денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного  экономического роста.
   Основная  составляющая кредитно-денежного регулирования  – кредит.
   С введением кредитных денег и их производных денежная система в чистом виде перестала существовать, на смену ей пришла кредитно-денежная система. Кредитно-денежная система – это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система это комплекс валютно-финансовых учреждений (центральный банк, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированные  кредитно-финансовых институтов (учреждений, выполняющих определенные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки, сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды).
   Современные модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной  политике сегодня преобладает монетаристский подход.
   Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Его важнейшей задачей является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике.

   1 Сущность монетарного  регулирования экономики.

 
   Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционною активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.
   Кредитно-денежное регулирование является функцией и  прерогативой центрального банка страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень дохода, цен и т.д.
   Выделяют  три направления кредитно-денежного  регулирования:
   - контроль над банковской системой;
   - регулирование объема кредитных  операций и денежной эмиссии;
   - регулирование государственного  долга.
   Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности  финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.
   Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.
   Государственный долг регулируется через покупку  или продажу государственных  обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.
   В большинстве стран мира для кредитно-денежного  регулирования используются общие  и селективные инструменты. Общие  инструменты влияют на рынок ссудных  капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная  ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные инструменты используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
   Повышенное  внимание к денежно-кредитной политике как инструмента обеспечения «вечного процветания», которое властвовала в 20-х годах XX ст., изменилась после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.
   В 50-х годах в западных странах  состоялась резкая активизация денежно-кредитных  инструментов. Деньги снова заняли ведущее место в программах экономической  стабилизации, но взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.

   На  сегодня теоретические проблемы денежно-кредитной политики также  являются полем для острых дискуссий  между разными экономическими школами. Главный раздел пролегает между  кейнсианским подходом, который воплощает идею оперативного использования денег как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста, и монетаризмом, который осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов.

   В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической  науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм. Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Его цель – обеспечение стабильности путём оздоровления денежного обращения, освобождения рыночных сил от пут регулирования, создание атмосферы, в которой человек обретает экономическую свободу, а предприниматель стремится к капиталовложениям, риску.

   Монетаризм  базируется на положении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты экономического развития - результат некомпетентного  вмешательства государства в  экономику, которое надо свести к минимуму. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.

   В общем виде задачи монетарной политики заключается в том, чтобы создать  условия, за которые экономические агенты, реализовывая свободу выбора, осуществляли бы действия, которые совпадают с целями экономической политики государства. Таким образом, денежно-кредитная политика не является автономной. Конечная цель денежно-кредитного регулирования совпадает с основоположными целями макроэкономической политики государства.
   Денежно-кредитная  политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической  политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является регулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика заключается в обеспечении устойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку.
   Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это  политика государства, воздействующая на количество денег в обращении  с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
   Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
   Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
   С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры использовать кредит для  стимулирования капиталовложений в  различные отрасли экономики страны.
   Поскольку общее состояние экономики в  большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы, то Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Его важнейшей задачей является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   II. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

   Существует  ряд основных инструментов, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Инструментами монетарной политики являются конкретные меры и действия Национального банка, направленные на изменение массы денег в обращении.
   Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.
   Методы  регулирования денежно-кредитной  политики классифицируются по ряду признаков:
   - в зависимости от объекта воздействия  (предложение либо спрос на  деньги);
   - по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;
   - по характеру параметров регулирования:  количественные (например, границы  кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
   - по форме воздействия - прямы  и косвенные;
   - по числу объектов - общие и  селективные.
   Прежде  всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также  общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д.
   Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании банковских систем. В условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.
   С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного  изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков, и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.
   Общие методы влияют на весь кредитный рынок  и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные  виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.
   Однако  государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть успешным только в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны. К ним относятся в первую очередь:
   - проведение операций на открытом  рынке ценных бумаг; покупая  последние, банк увеличивает денежную  базу, продавая - сокращает ее;
   - изменение нормы минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег;
   - изменение учетной ставки процента (дисконт); при ее снижении объем  кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;
   - а также некоторые методы, носящие жесткий административный характер. 
 

   2.1. Политика обязательных резервов. 

   Совокупный  объём резервов, хранимых каждым коммерческим банком, состоит из обязательных и  избыточных резервов.
   Норма обязательных резервов (резервная норма) – это минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
   Минимальные резервы выполняют две основные функции.
   Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
   Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".
   Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
   При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы  банков и мультипликационно уменьшается денежное предложении. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
   Политика  обязательных резервов состоит в  необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентные  счета в центральном банке. Изменяя  норму обязательных резервов, центральный  банк может регулировать условия предоставления кредитов в экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики – в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств. 
   Применение  норм обязательных резервов позволяет:
   - регулировать в долгосрочной  перспективе спрос коммерческих  банков на деньги центрального  банка;
   - влиять на уровень рыночных  процентных ставок, т.к. изменение  объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков;
   - регулировать внутренний валютный  рынок путем установления нормы  обязательных резервов на вклады  в валюте.
   Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
   В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
   Понижение нормы денежных резервов  приведет к увеличению денежного мультипликатора, а  следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если  центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к мультипликационному уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс происходит очень быстро.  Ибо,  как только подписывается  решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных  бумаг и потребует возвращения ссуд.
   Резервные требования являются административным инструментом монетарной политики. Они  глобально, пролонгировано, сильно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко и осторожно, предпочитая операции центрального банка на фондовом рынке. Этот инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.  
 

  2.2. Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования. 

   Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный  банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
   Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
   Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
   Учетная ставка (процентная ставка, ставка рефинансирования) – это процент, под который  центральный банк доставляет кредиты  коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковского сектора центральным банком. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, Центральный банк воздействует на спрос  и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране.
   В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.