На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Земельные преобразования 1917 года. Декрет о земле

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 29.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА» 

    Землеустроительный  факультет 

    Кафедра земельного кадастра и права 

    Лагуш Константин Вадимович 

    студент 101 группы заочная форма обучения
    Специальность 120300.65-Землеустройство 

    МОЯ МАЛАЯ РОДИНА 

    РЕФЕРАТ 

    …….. 
 

                                                            Руководитель: Гефнер О.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Омск 2011 

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА» 
 

    Землеустроительный  факультет 

    Кафедра земельного кадастра и права 

    Специальность 120300.65-Землеустройство 
 

    АГАКЕРИМОВА НАТАЛЬЯ АЖДАРОВНА 

    СТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ
    (ДО  XIII ВЕКА) 

    РЕФЕРАТ 
 

                                                            Руководитель: Цыпленкова И.В.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Омск 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………3
    Патриархальное хозяйство восточных славян.
    Разложение  родовой общины……………………………………….6
    Образование государства у восточных славян……………………10
    Социально-экономическое развитие Киевской Руси……………...14
    Начало раздробленности. Удельная Русь…………………………19
    Период монголо-татарского ига……………………………………23
Заключение…………………………………………………………………27
Список  использованной литературы…………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ 

    Изучение  истории развития земельных отношений  является необходимым элементом  подготовки высококвалифицированных  специалистов в области землеустройства, земельного кадастра и земельных  отношений, поскольку использование  и охрана земель должны основываться на анализе их развития и объективной  оценке ранее существующих представлений  о сущности земельных отношений  и землеустройства, их содержании и  формах проявления. Знание истории  своей специальности, кроме всего  прочего, является элементом профессиональной культуры.
    Цель  и задачи исследований. Целью данной работы является исследование истории  становления земельных отношений  в Киевской и Московской Руси (до XIII века). Для достижения поставленной  цели были сформулированы следующие задачи:
    Поиск, обзор и анализ литературы по истории  становления земельных отношений  в Древней Руси.
    Исследование  особенностей становления и развития земельных отношений в Древней  Руси.
    Исследование  комплекса политических, экономических  и социально-культурных факторов, влияющих на развитие земельных отношений.
    На  содержание курсовой работы большое  влияние оказали работы таких  великих ученых, как Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и С.М. Соловьева. Н.М. Карамзин в «Истории государства российского» посвятил тома 2 и 3 исследуемому периоду. Соловьев в своем фундаментальном труде «История России с древнейших времен» также активно затрагивает проблемы развития государственной власти и правовой системы России во времена создания и расцвета Московского государства, аграрному вопросу. В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» дал совершенно иное описание истории государства и его политических институтов, нежели его предшественники. Он избегал последовательного изложения исторических фактов в хронологическом порядке, подробно останавливаясь на явлениях или исторических персоналиях в тех случаях, когда считал их роль в судьбах отечества первостепенной. Периоды русской истории он также определяет особо, причем отмечает особые свойства государства в каждом из них и его отношения к земле.
    Среди ранних исследователей российского  прошлого в первую очередь следует  назвать И.Н. Болтина. Историк сделал ценные наблюдения по истории феодальных отношений: выделял в особый период время удельного дробления, в русской феодальной иерархии увидел аналогию с европейским вассалитетом.  Различие в нравах, созданное удельным раздроблением, сохраняло свое значение и при начавшемся потом процессе политического объединения Руси.
    Реферат состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованной литературы. Во Введении указывается  цель и задачи реферата, описывается  краткое содержание разделов, проводится аналитический разбор литературы.
    В первом разделе  «Патриархальное  хозяйство восточных славян. Разложение родовой общины» рассматривается хозяйственная деятельность  восточных славян. В VI-VIII веках происходит постепенное разложение родовой общины и ее переход к соседской, сельской общине; происходит зарождение феодальных отношений.
    Во  втором разделе «Образование государства  у восточных славян» указывается, что в IX веке под властью Киева происходит складывание Древнерусского государства – Киевской Руси, во главе которой стоял великий князь. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией - Крещение Руси.
    В третьем разделе «Социально-экономическое развитие Киевской Руси» показывается процесс формирования различных социальных слоев и различных форм владения землей. Проводится анализ статей Русской Правды.
    В четвертом разделе «Начало раздробленности. Удельная Русь» исследуются причины  распада Киевской Руси. В результате раздробленности возникают три заметных центра государственной жизни – Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.
    В пятом разделе «Период монголо-татарского ига» рассматриваются последствия  монголо-татарского владычества на формирование особенностей русского землепользования и землевладения и государственно-политического  устройства. Под влиянием монгольского владычества произошло возвеличения Московского великого княжества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


    ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ
 
    В начале первого тысячелетия новой  эры на территории Восточно-Европейской  равнины расселились восточные  славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др.
    Природно-климатические  условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные  почвы, густые леса, полные различных  зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних  славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных  степях - кочевым скотоводством, в  северных и северо-западных районах - охотой, добычей меха ценных пород  зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).
    Основным  занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
      У славянских племен существовали  две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
    В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало - примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи. Позже появился плуг с железным лемехом.
    Земледелие  играло огромную роль, это видно  из названий: засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности «житом» (от глагола жить). Об этом свидетельствуют и древние языческие обряды, и годовой цикл языческих праздников: всё было связано с земледелием.
    Большая патриархальная семья располагалась  обычно в виде поселения, которое  называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная  единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой  общины было совместным. Размеры земельных  участков определялись только тем, сколько  земли могли освоить члены  общины.
    Повсеместное  распространение плуга и переход  от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского  хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, т.е. ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровнородственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине.
    Этот  переход означал, что основной хозяйственной  единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже  можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись  по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в  частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир).
    И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще  долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались общинникам в  пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще  долго сохранялись различные  виды работ, выполнение которых требовало  объединенного труда: прокладывание  дорог, корчевание леса и др.
    Земельные наделы обрабатывались теперь членами  отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал  семье. Таким образом, эта хозяйственная  единица уже не должна была участвовать  в принудительном разделении производства и распределении продуктов в  равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной  знати, патриархальных фамилий, будущих  крупных земельных собственников - феодалов.
    На  последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался  особый тип отношений, который называется военной демократией. В связи с тем, что в VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника - князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием - вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.
    Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально  обученных воинскому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о  службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю воинов. Дружина состояла из двух частей: младшей  и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.
    Первоначально дружинники содержались и кормились  при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также  за счет военной добычи и захвата  новых земель. Постепенно князь и  его старшие дружинники становились  независимыми от народного собрания. «Княжьи мужи» начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными отроками. Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками. 

 


    ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
 
    Прогрессивные изменения в земледелии, превращение  родовой общины в соседскую, возникновение  частной собственности и связанная  с этим самостоятельная хозяйственная  деятельность отдельных семей, приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.
    Судя  по древним летописям, первоначально  славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали  различаться богатством и социальным положением. Представители знатных  слоев назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние», «нарочитые мужи». Наиболее высокий статус среди них занимали земские бояре («боляре»), т.е. представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники, «княжьи мужи». В течение IX-XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии. Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.
    В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление  на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне  с другими общинниками. Таким  образом, возникала вотчина (отчина, дедина), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к своим земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых, получил название «обояривания».
    Крупные феодалы, князья были заинтересованы в  создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла  обеспечить только крепкая государственная  власть. Таким образом, множество  социально-экономических предпосылок  объективно приводили сначала к  созданию племенных союзов, а позже - к государственным образованиям.
    Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные  объединения во главе с княжескими династиями уже в VI-VIII веках. Между  князьями шла бесконечная борьба за присоединение ближних и дальних  земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогволд в Полоцке и др.
    В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство - Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.
    Киевские  князья на протяжении IX-X веков проводили  активную политику по насильственному  присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.
    По  мере укрепления Древнерусского государства  и преодоления племенной разобщенности  все более необходимым становилось  принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения  восточных славян вокруг Киева. Тем  более что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции  на Руси, поскольку не имело в  себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще  в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную  реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в  стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.
    Согласно  летописи, Владимир обращался к различным  религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством: княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией - Крещение Руси, а князь Владимир получил прозвище Креститель. Христианство на Руси утвердилось достаточно быстро, примерно в течение ста лет, в то время как во многих западноевропейских странах этот процесс занял от полутора до двух с половиной столетий.
    Принятие  христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Это означало кардинальные изменения и многих других сторон жизни. Так, поскольку христианская религия категорически исключала  многоженство, распространенное во времена  язычества, то в хозяйственном плане  на первое место выступала моногамная семья. Отныне вся наследуемая собственность  переходила лишь к детям, рожденным  в освященном церковью браке. Усиление христианства в качестве господствующей религии способствовало дальнейшему укреплению государственности, так как создавалась широкая основа для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев, устранялись межплеменные различия. 

 


    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
 
    В IX-XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В  это время еще только закладываются  основы прочной системы взаимоотношений  между государством, феодалами и  сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной  службы.
    Первоначально великие киевские князья собирали дань - полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая  туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме  полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев.
    Такая форма сбора дани возникла еще  в VI-VIII веках. Сохранялась она и  в Древнерусском государстве. Размеры  дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения  княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы  дани, время и место ее сбора. В  этих же местах стали собираться и  торговцы. Единицей обложения были «дым» (крестьянский двор) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка.
    Известно, что основой феодального землевладения  является полная собственность феодала  на земельные угодья и неполная - на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.
    Сельские  общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку  их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов  кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники  были вынуждены обращаться за помощью  к феодалу и заключать с  ним особый договор - ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить  на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом (ролья - пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или изорники, - это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.
    Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.
    Еще в сельской общине имелись так  называемые изгои, сироты, которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в храме и т.д.
    Среди самых низших, бесправных слоев населения  были холопы, или челядь, близкие  по положению к рабам. Они выполняли  тяжелые работы по хозяйству в  феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также  обельные (полные) холопы, холопы «по  ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали  к феодалу на основе договора - ряда.
    На  Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей  формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов  было неэффективно. Многие благочестивые  люди перед смертью отпускали  часть своих рабов на свободу  или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на помин  души», назывались «задушными людьми».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.