Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Экономическая политика Петра I

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 29.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
        
 

Министерство  Образования и  Науки РФ 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE
 

 
 
 
 

Факультет Заочного обучения 
 

  «Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин» 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: «История экономики»
На  тему: «Экономическая политика Петра I» 
 
 

                                                      Работу  выполнил:
                                                      студент 1 курса 
                                                      группы ЗФ -_18_
                                                      ___Cельницына А.А.___
                                                      (Ф.И.О.  студента, подпись) 

                                                      № зачетной книжки
                                                      ________ 

                                                      Работу  проверил:
                                                      ________________
                                                      (степень,  звание)
                                                      ________________
                                                      (Ф.И.О.  преподавателя) 
 

    Работу выполнена: Дата  сдачи работы:___________
    _______________________                   на оценку (зачет/незачет)
 
Работу  принял:_______________                  (подпись)
    _______________________                    подпись преподавателя
_____________________________      (Ф.И.О. сотрудника деканата)
 
 
                                                       г. Санкт-Петербург
                                                           
                                                            2009 год 
 
 
 
 
 
 
 

    Предмет истории экономики. Методы исследования, (введение).
    В системе  экономических наук история экономики – это самостоятельная научная и учебная дисциплина.
     Предмет  истории экономики – это процесс  возникновения, развития борьбы и смены экономических идей и их роли в развитии человеческой цивилизации. Учения это различные формы теории и фиксации знания, они возникают и развиваются по мере эволюции человеческого общества.
    Экономические идеи разъясняют сущность социально-экономических  явлений, которые взаимосвязаны  между собой. Исследования процессов возникновения развития явлений и смена социально-экономических явлений позволяет выделить в них позитивные и негативные моменты, выявить прогресс или реакцию общества. Объект истории экономики – это история теории экономической мысли, политики и идеологии.
      Методы  исследования:
    Исторический  процесс развития экономической  мысли – это отражение научного знания, достижение которого как в  теоретическом познании, так и  в его методах. Соотношение теоретических  и методологических аспектов выражается в том, что каждая предыдущая теория обладает функциями метода для будущих теорий, таким образом, происходит преемственность экономических теорий.
     Плодотворность  научного поиска во многом  зависит от методов, которые  используют исследователи. Метод – это прием исследования и получения научных результатов, путем познания. Методы, которые связаны с исследованием, являются творческой и интеллектуальной деятельностью.
     Английский филосов Ф. Бэкон, определяя роль метода, сравнил его с фонарем, который освещает путь, ученого, говорил о том, что даже хромой идущий с фонарем опередит бегущего впотьмах и без дороги, т.е. метод – это своего рода фонарь, который помогает ученым в поиске теорий и социально-экономических явлений.
     Научная значимость и познавательность применяемого метода, определяется способностью обогатить науку новыми знаниями об изучаемом объекте, выявить новые моменты и привести их к более глубокому пониманию.
     Функция  метода и методологии, как совокупности  методов познания состоит в  том, что метод – это способ построения определенной теории, позволяет выявить принципы и внутреннюю логику формирования теоретического знания. Метод можно использовать как способ оценки предшествующих экономических теорий. Метод позволяет сопоставить теорию и практику.
     В изучении  истории экономики используется  множество общефилософских и  специально-научных методов, а  также методов которые, используют  при проведении логических, системных  и сравнительно-исторических исследований.
     Очень важное  значение играет принцип историзма, он позволяет исследовать генезис и эволюцию теории определенной эпохи, раскрыть связь между прошлым и совершенностью и взаимодействие политики и практики. Большим плюсом принципа историзма является оценка прошлого и современности и выявление в них исторически приходящее и пребывающее, выделение и соединение исторической и теоретической сторон учения.
     Хронологический  прием – это характеристика  «портретов» мыслителей-классиков,  ведущих школ, направлений экономической  мысли, такой прием дает возможность полнее раскрыть процессы формирования различных учений, школ и специфику их теорико-методологических взглядов. Проблемно-категориальный прием исследует содержание, новизну, определение теоретико-познавательной значимости, места и роли в истории экономической мысли. Сопоставительный анализ конкретизирует знания о социально-экономических явлениях, помогает более точно раскрыть их содержание. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
 

      2. Функции и роль курса истории экономики.
    История экономики  играет фундаментальную роль в становлении экономиста и политика. История экономической мысли наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для учения функциональных и отраслевых наук.
     Курс истории  экономики позволяет: 
    - изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и их реализации в индустриально-развитых странах;
    - сосредоточить  особое внимание на конкретных  проблемах, которые исследуют  в западной и отечественной  экономической теории, возможные  варианты их решения;
    - ознакомиться  с экономической теорией и  проследить развитие рыночного  механизма;
    - познать исторический  процесс конкретных функциональных  и отраслевых экономических дисциплин,  основные положения теории и  практики западного предпринимательства, конкуренции, маркетинга законов рыночной экономики, механизмов функционирования бюджетно-налоговой и кредитно-налоговой систем и т.д.
    - изучить методологию, эволюцию способов и приемов познания, множество методологических основ, которые используют представители различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений.
     История  экономики призвана выполнять  многообразные функции: 
     Онтологическая  – познание сущности социально-экономических  явлений, их возникновение, эволюции;
     Гносеологическая – выработка приемов и способов, содействующих правильному познанию явлений.
     Эвристическая  – определение становления и  эволюции экономической мысли.
     Методологическая  – фундаментальная наука по  отношению к функциональным и  отраслевым наукам. Идеологическая – систематизация идей, формирование мировоззрения.
     Прагматическая  – ознакомление с научными  основами, эволюции экономической  политики государства с различными  моделями ее практического воплощения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Экономическая политика Петра I. Проекты экономических преобразований при Петре I.
    Развитие России в 17 в. привело к экономическому и  политическому развитию страны, что  дало толчок для экономических преобразований, которые были осуществлены в 1-й четверти 18 в. и связаны с деятельностью  Петра I.
     Для экономической политики характерна большая роль промышленного строительства, которое было рассчитано на вытеснение с русского рынка иностранных товаров, покровительство внешней торговле, достижение благоприятного торгового баланса и привлечение благородных металлов.
     Программа  экономических преобразований Петра I включала:
    - развитие  крупной промышленности;
    - внешней  и внутренней торговли;
    - сельского  хозяйства;
    - содействие  развитию ремесла;
    - расширение  водных путей сообщения;
    - укрепление  финансов страны.
    Но при этом она предполагала неограниченное вмешательство  государства в жизнь подданных, строгое регулирование. Принудительную опеку.
     Создавалась крупная промышленность, присоединение балтийских портов, подъем сельскохозяйственного производства, т.е. внедрение лучших культур, улучшение породы скота, изменение способов землевладения. Также были введены привилегии для указных мануфактур, т.е. беспошлинное право на продажу и покупку товаров; развитие компанейской формы предприятий; использование на мануфактурах государственных крестьян для подсобных работ.
     Внешнеторговая  политика строилась на основе  опеки и контроля в области  торговли. Главные отрасли внешнеторгового  оборота манипулирование казной  с целью  привлечения денег  и удержания их в стране и поддержки крупной промышленности использовались таможенные пошлины. В 1724 г. создан первый в России таможенный тариф, которые удерживались в иностранной валюте и принимались в казну по пониженному курсу.
     Финансовая  политика позволила осуществить  ряд мероприятий:
    - впервые организована  собственная добыча серебра;
    - запрещен  вывоз золота и серебра за  границу;
    - усилен выпуск  серебряных монет и новых номиналов;
    - выпущены серебряные рубли;
    - уменьшено  содержание серебра в монете, замена мелких серебряных монет на медные;
    - расширен  выпуск медной монеты для увеличения  дохода казны;
    - изъятие из  свободного оборота во внешней  торговле золотом и серебром;
    - обязали русских  купцов сдавать казне в обмен  на монету по установленному  курсу все золото и серебро  вырученное от продажи товаров;
    - приступить  к составлению государственного  бюджета в виде общих бюджетных  росписей прихода и расхода  государства;
    - учредить  систему центрального государственного  управления в виде коллегий;
    - реформа налогообложения.
    По указу Петра I в Академии наук упреждены изучения и преподавания экономических наук. Эти реформы сыграли большую роль в историческом развитии России.
     Очень активное  участие в проведении петровских  реформ принимали дворянские  идеологи Ф.С. Салтыков, А.П.Волынский, В.Н. Татищев.
     Государственный  деятель Ф.С. Салтыков обучался  морскому делу в Голландии  и Англии руководил строительством  кораблей с 1711 г. находился  за границей, приобретал корабли.
     Салтыков  подготовил проекты, которые должны  были вывести Россию из экономической и культурной отсталости, и увеличить доходы страны, поиск новых источников доходов.
    В виде записок  проекты были представлены Петру  I, они содержали предложения по расширению строительства мануфактур, развитие отечественной промышленности для высвобождения средств от покупки товаров за границей и для увеличения доходов государства путем вывоза своих товаров в другие страны; увеличение налогов с духовенства и введение подушной подати с посадских людей дабы увеличить казну.
    Салтыков выступал за развитие внешней торговли с Англией, Голландией, Персией, Китаем, за то, чтобы освоить Северный морской путь и расширить торговлю с восточными государствами.
     Артемий  Петрович Волынский прошел путь  от посланника в Персии до  министра, ему принадлежат инструкции, которые представляют собой практические руководства по управлению помещичьими имениями. В этих инструкциях Волынский конкретизировал законодательство Петра I о сельском хозяйстве, описал экономику помещичьего и организацию дворянского хозяйств, сформулировал предложения по повышению производительности сельскохозяйственного производства.
     Василий  Никитич Татищев руководил заводами и управлял строительством новых заводов, также руководил разведкой полезных ископаемых. Трудился над созданием работы истории России  по экономическим вопросам. Татищев был сторонником феодального абсолютизма. Обосновывал необходимость общественного неравенства, выступал в защиту крепостного права; являлся сторонником политики активного торгового баланса; вносил предложения изменить таможенный тариф и ввести специальные тарифы, для каждого порта и
города свой тариф; освободить от пошлин импорт золота и серебра, а также сырья, которое  не производится в России; предлагал  облегчение транзитной торговли и расширение ярмарочной. Также Татищев настаивал на учреждении банков для кредитования промышленности и торговли, развития мелкого производства; покровительства по отношению к торговле промышленности, сельскому хозяйству. Татищев стал предшественником М.В. Ломоносова в основании статистической науки, занимался составлением статистико-географической анкеты, которая содержала вопросы о торговле, промышленности, путях сообщения и пр.
     Михаил  Васильевич Ломоносов сыграл  особую роль в решении проблем обеспечения экономической независимости и политической самостоятельности. Ломоносов явился родоначальником русской материалистической философии, своими открытиями обогатил почти все области знаний. В центре его экономических воззрений стоял вопрос об экономической независимости и политической самостоятельности России. Он считал, что для решения данного вопроса, главным образом стоит развивать отечественное производство и промышленность.
     М.В. Ломоносов  высказал идею приоритетного  развития отраслей, которые связаны  с производством и обработкой  черных металлов; уделял большое внимание развитию геолого-разведовательных работ и обширной разработке естественных богатств страны, рациональному размещению промышленности, строительству путей сообщения, изготовление и применение машин, обучению населения «ремесленным» делам, а также как и Татищев выступал за освоение морского Северного пути. С целью развития промышленности, требовал ограждения ее от иностранной конкуренции путем таможенного протекционизма. Ломоносов наметил программу развития в том числе и сельского хозяйства, которая включала создание и внедрение разнообразных земледельческих культур, улучшение породности скота и т.д. Он выступал за создание благородных условий для развития торговли, особенно внешней, которую считал одним из факторов роста богатства страны и благосостояния народа. Ломоносов считал, что основой торговли должно быть отечественное производство т.к. его рост ведет к развитию внешней и внутренней торговли. Он указывал на необходимость государственной помощи для развития торговли, чтобы активизировать торговый баланс страны.
     Таким образом,  мы видим в экономических взглядах  Ломоносова были меркантилистские  элементы, но в определенной степени  в них наметился отход от  идей меркантилизма. Так, богатство  страны Ломоносов видел в изобилии «нужных вещей»; целью экономической политики считал «довольствие подданных», удовлетворение материальных потребностей населения. Он отстаивал приоритетное развитие не экспортных отраслей обрабатывающей, а добывающей промышленности и металлургии, с целью удовлетворения внутренних потребностей станы, также он считал, что экспорт должен развиваться лишь при наличии  «внутренних избытков». Очень большое значение Ломоносов придавал изучению народного хозяйства, с этой целью он разработал проект по созданию политической и экономической географии России, экономико-географический атлас, создал проект по центральным научным учреждениям. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
 

    4. Время Петровских реформ.
    Уже современники отчетливо понимали значение происходящего на их глазах преображение России. Грандиозность, всеохватность петровских преобразований такова, что спустя и сто, и сто пятьдесят лет они не стали только историей, а продолжали быть реальностью, живой жизнью вошли в повседневный быт людей. Место в системе европейских государств, управление разделение, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство; садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения.
     Время показало  удивительную жизнеспособность многих институтов, созданных Петром. Коллегии просуществовали до 1802 года, т. е. 80 лет; подушная система налогообложения, введенная в 1724 году, была отменена лишь спустя 163 года – в 1887-м. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 году – спустя почти 170 лет после первого. Синодальное управление русской православной церковью оставалось неизменным почти 200 лет, 1721 по 1918 год. Наконец созданный Петром в 1711 году Правительствующий Сенат был ликвидирован лишь в декабре 1917 года, спустя 206 лет после его образования. В истории России трудно найти примеры подобной долговечности институтов, созданных сознательной волей человека.
    Поэтому понятно  то восхищение, которое вызвал и  вызывает великий реформатор России.
     Особо почитаем, Петр всегда был на берегах Невы, где он основал великий город удивительной судьбы, город, в котором все связано с именем его создателя, «Он был рожден имперской стать столицей», и здесь, начался, прошумел и канул в Лету «петербургский период российской истории, наполненный именами, датами, событиями, без которых немыслима и мировая история. И в начале этого столь памятного периода стоит гигантская фигура Петра, жизнь которого в истории оказалась необычайно яркой и долговечной. Петр, пожалуй, единственный деятель отечественной истории, который почти безболезненно перешел роковой для многих авторитетов и ценностей старого мира рубеж 1917 года, чтобы остаться в общественном сознании как гениальный реформатор, превративший Россию в великую державу.
     Вокруг  имени Петра сложилось немало легенд и стереотипов, прочно впечатавшихся в массовое сознание. Стереотипы эти столь живучи, что и тем, кто читает о нем, и тем, кто пишет о Петре, подчас трудно противиться инерции готовых клише, устоявшихся, давно ставших аксиомами суждений и определений типа: «царь-плотник, работник на троне», который «прорубил окно в Европу», суровый, но справедливый и демократичный, не чета своим преемникам» и т.п. К этим положительно окрашенным стереотипам обычно присоединялись актуальные идеологические новации на тему о том, что, осуществляя необходимые России реформы, Петр «выражал интересы господствующего класса» и «драл по три шкуры» с трудового крестьянства. Далее, как правило, всех примиряла мысль о том, что в истории, в конечном счете, важен результат, какими бы путями и средствами он ни был достигнут, идет ли речь о правителе, создавшем империю, или о правителе, строившем то, что он сам и его апологеты называли «социализмом».
     Петр был,  и это меняет все, даже наше  восприятие времен, предшествовавших петровским реформам. В руках Петра, писал М.П. Погодин, «концы всех наших нитей, соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами  и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».
     Петровское  время принесло не только впечатляющие достижения, блестящие воинские победы, способствовало усилению национального самосознания, победе светского начала над конфессиональным в культуре, включению  России в общеевропейскую семью народов. Петровские реформы это еще и апофеоз этатизма, не оставляющего практически и до сих пор места для иных (негосударственных) форм общественного существования. Время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности – вождя, «отца нации», «учителя народа». Это и время запуска «вечного двигателя» отечественной бюрократической машины, работающей по своим внутренним и чуждым обществу законам и до сих пор. Это и всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства, без которых не могла существовать и наша «административно-командная система». Время Петра – это и столь характерные и для нашего общества страх, индифферентность, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности. Наконец, победы на поле брани соседствовали с подлинным культом военной силы, милитаризмом, военизацией гражданской жизни, сознания, с навязыванием с помощью грубой силы своей воли другим народам, сколачиванием огромной империи, оформлением стереотипов имперского мышления, сохранившемся в общественном сознании и до сих пор.
    Петр резко  интенсифицировал происходившие  в  стране процессы, заставил ее совершить  гигантский прыжок, перенеся Россию сразу  через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы.
     Петр I вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя формулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация Петра на западноевропейскую модель жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного, того, что ассоциировалось с врагами.
    22 октября  1721 года Петербург торжественно праздновал заключение Ништадтского мира, подведшего черту под Северной войной.
     Когда сомнений  в победе над Швецией не  оставалось, Петр решился приступить  к осуществлению свой мечты  – идея создания совершенного  государственного аппарата, которую  он вынашивал давно, осуществление государственной мечты. Царь был убежден, что последовательное исполнение «правильных» зако
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.