На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Определение понятия многостаночного обслуживания - одновременного обслуживания одним или группой рабочих нескольких станков. Выбор рациональной планировки рабочего места. Нормирование труда при многостаночной работе. Установление нормы обслуживания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 13.01.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Многостаночное обслуживание как важнейшее направление совершенствования труда на производстве

Содержание

    1. Определение многостаночного обслуживания
    2. Графики многостаночного обслуживания
    3. Метод обслуживания. Выбор метода обслуживания
    4. Выбор рациональной планировки рабочего места. Проектирование маршрута обслуживания станков
    5. Нормирование труда при многостаночной работе
    Список использованных источников
    1. Определение многостаночного обслуживания

Одним из важных направлений совершенствования разделения труда при современном уровне производства является многостаночное обслуживание. Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется одновременное обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов) при выполнении всех необходимых ручных операций на каждом из них и активном наблюдении за их работой.
В основе многостаночного обслуживания лежит использование машинно-автоматической работы оборудования для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других обслуживаемых рабочим машинах и переходов от одной машины к другой.
Это условие может быть выражено формулой:
n-1
Та ? У Tзан ,(1.1)
1

где Та - время машинно-автоматической работы на данном станке;
n ? число обслуживаемых станков;
n-1
У Tзан - время занятости рабочего на всех других станках и переходов к
1
ним.
Условия для применения многоагрегатного обслуживания возникают в результате комплексной механизации и автоматизации производства, когда отдельный технологический процесс (или часть его) в основном осуществляется на станке (агрегате) без непосредственного участия рабочего и тем самым у него высвобождается вpeмя для обслуживания других станков (агрегатов). Однако нередко оно экономически целесообразно и при нарушении этого баланса времени, в частности при дефиците рабочей силы, когда имеется свободное оборудование.
2. Графики многостаночного обслуживания

Основным графическим инструментом, позволяющим изучить и спроектировать многостаночного обслуживания являются графики многостаночного обслуживания - циклограммы.
С помощью циклограмм можно производить подбор и совмещение выполняемых рабочим-многостаночником операций. При организации многостаночного обслуживания очень важен подбор операций. Наиболее простым и эффективным является совмещение операций одинаковой длительности и равных (или кратных) по величине свободного машинного времени и времени занятости рабочего и времени работы оборудования (рис. 1, а).
Если же на станках выполняются операции равной длительности, но разные по величине ручного и машинно-автоматического времени, то выбор операций для совмещения будет зависеть от того, какое условие закладывается в расчет ? загрузка оборудования или рабочего. Простоев оборудования не произойдет, если суммарная занятость рабочего будет меньше длительности цикла многостаночной работы. При равенстве суммарного времени занятости рабочего и цикла многостаночной работы рабочий будет полностью загружен, но могут быть перерывы в работе оборудования.
Рис. 1. Графики многостаночного обслуживания: а - при работе на станках-дублерах; б и в - при работе на станках с различной длительностью операций
При совмещении операций с различной длительностью выполнения могут иметь место два варианта:
? суммарное время занятости рабочего меньше продолжительности наиболее длительной операции; в этом случае время цикла считается равным времени выполнения этой операции и внутри цикла остается свободное время исполнителя; одновременно могут наблюдаться простои оборудования (рис. 2,б);
? суммарное время занятости рабочего превышает продолжительность наиболее длительной операции; в этом случае время цикла будет равным суммарному времени занятости рабочего и внутри цикла образуются перерывы в работе станков (рис. 1, в).
Более подробную характеристику вариантов организации многостаночного обслуживания дает рисунок 2.
Рис. 2. Графики многостаночного обслуживания
Построение графиков многостаночного обслуживания базируется на следующих расчетных основаниях.
Время, занятости рабочего обслуживанием одного станка Тз складывается из следующих элементов:
Тз = Тр + Тмр + Тан + Тобх ,(1.2)
где Тр ? время выполнения ручных приемов операции, не перекрываемое машинным временем;
Тмр ? время выполнения машинно-ручных приемов;
Тан ? время активного наблюдения за работой станка;
Тобх ? время на подход к станку.
Из данной формулы можно вывести интерпретированную формулу свободного машинного времени Тмс (формула 1.3) в виде:
Тмс = То - (Тмр + Тан + Тобх),(1.3)
где То - основное (технологическое время).
Основное условие эффективной организации многостаночного обслуживания можно записать, как
У Тмс ? У Тзi или n-1 ? У Тмс / Тзрм ,(1.4)
где У Тмс ? сумма свободного машинного времени по всем обслуживаемым станкам.
Если это соотношение coблюдается, то свободное машинное время по своей общей продолжительности оказывается достаточным для перекрытия общего времени занятости рабочего. Однако в этом случае при сторожевом обслуживании возможны случайные совпадения остановки станка по окончании времени машинной работы с временем занятости рабочего на другом станке. При несоблюдении этого соотношения будут возникать систематические перерывы в работе станков, так как свободное машинное время в этом случае оказывается недостаточным для перекрытия времени занятости рабочего.
3. Метод обслуживания. Выбор метода обслуживания

Наибольшее распространение в промышленности получили сторожевой, маршрутный и маршрутно-сторожевой методы многостаночного обслуживания.
При сторожевом методе рабочий выбирает наиболее удобное место для наблюдения за участком и подходит к станку по мере возникновения необходимости. Этот метод целесообразен при обслуживании небольшого количества станков или компактно расположенных автоматов. При большой зоне обслуживания необходимо наличие специальных сигнализирующих устройств от станков. При сторожевом методе рабочий, наблюдая за всеми станками, определяет необходимость их обслуживания. При этом возможны два варианта обслуживания:
? без приоритетов, когда станки обслуживаются в порядке времени возникновения требований;
? с приоритетами, когда очередность обслуживания определяется с учетом стоимости и степени загрузки станков.
При маршрутном методе рабочий обслуживает станки по заранее установленному маршруту. Подобный метод применяется повсеместно ? в случае циклической или нециклической работы, но при большой зоне обслуживания.
Циклическое маршрутное обслуживание имеет место при детерминированном потоке требований на обслуживание. Данный метод наиболее широко распространен в машиностроительной промышленности при обслуживании станков-дублеров и станков, включенных в поточные линии.
В этих условиях, в зависимости от выполняемых на отдельных станках операций, возможны следующие варианты данного метода многостаночного обслуживания:
? обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости (станки-дублеры). При этом могут иметь место следующие соотношения между занятостью рабочего и продолжительностью операции:
? обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости, кратным оперативному времени;
? обслуживание станков с одинаковой продолжительностью операций и одинаковым временем занятости, не кратным оперативному времени;
Обслуживание станков с различной продолжительностью операций и разным временем занятости является наиболее общим для многостаночного обслуживания. В данном случае возникают кратковременные перерывы в работе станка и рабочего, зависящие от соотношения между суммарным временем занятости и максимальным оперативным временем. При этом возможны варианты: УТзi = Топ max, УТзi < Топ max, УТзi > Топ max.
При значительных различиях оперативного времени могут применяться сложные циклы: к части обслуживаемых станков один подход, а к другой части несколько подходов в течение одного цикла.
Маршрутное нециклическое обслуживание имеет место, если поток требований на обслуживание подчиняется закономерностям случайных (стохастических) процессов.
Наиболее широко такой метод обслуживания распространен в ткацком производстве предприятий текстильной промышленности при больших зонах обслуживания. В таких условиях работник следует по определенному маршруту и обслуживает встретившиеся ему станки, на которых возникла необходимость обслуживания.
Маршрутно-сторожевой метод является сочетанием первых двух методов: рабочий следует по определенному маршруту, однако, закончив обслуживание станка, он может вернуться к одному из станков, если на нем возникла необходимость в обслуживании. Он применяется преимущественно на хорошо обозреваемых участках.
Зоны обслуживания могут быть постоянными или постоянными с резервами. Наличие резервной зоны позволяет при временном отсутствии закрепленного рабочего обеспечить частичное использование имеющегося в ней оборудования.
С точки зрения функционального разделения труда возможны три варианта функций, осуществляемых многостаночников. Остальные функции возлагаются на наладчиков: в первом варианте - техническое обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительная работа, во втором - подготовительно-заключительная работа.
При первом и втором вариантах, когда функции разделены между станочником и наладчиком, должно быть организовано взаимодействие между ними, которое имеет большое значение при нециклической системе обслуживания.
Выполнение многостаночником части функций наладчика, а наладчиком - части функций многостаночника способствует росту производительности труда, улучшению использования оборудования, повышению содержательности труда и квалификации многостаночников.
4. Выбор рациональной планировки рабочего места. Проектирование маршрута обслуживания станков
Важным фактором эффективной организации многостаночной работы является выбор рациональной планировки рабочего места многостаночника.
Расстановка оборудования и маршрут рабочего для обслуживания станков должны обеспечивать:
- свободный подход к каждому станку или агрегату;
- минимальное время на переходы рабочего от станка к станку (от агрегата к агрегату);
- прямую территориальную связь рабочей зоны с общими проходам и проездами, но без пересечения ими рабочей зоны;
- возможность свободного обзора всего обслуживаемого оборудования из любой точки маршрута рабочего.
На рис. 3 показаны способы расположения оборудования и маршруты рабочего при многостаночном обслуживании.
Рис. 3. Варианты расстановки оборудования и маршрутов рабочих при многостаночном обслуживании: а - угловое; б - параллельное; в - перпендикулярное; г - линейное; д - П-образное; е - кольцевое; ж - асимметричное; з - смешанное
Размещение оборудования на рабочем месте многостаночника осуществляется с учетом следующих условий. При обработке крупногабаритных и тяжелых деталей станки рекомендуется располагать в непосредственной близости друг от друга, параллельно или под некоторым углом друг к другу (рис. 3 а, б). Если рабочий обслуживает три станка, их располагают в виде буквы П или треугольника (рис. 3, д, е). Планировка группы станков (n > 3) строится таким образом, чтобы обеспечить кольцевой маршрут движения рабочего (рис. 3, ж, з).
Затраты времени рабочим на подходы к станкам занимают большой удельный вес в общем времени занятости рабочего. Поэтому определение рационального маршрута движения многостаночника является важным условием эффективной организации многостаночной работы. Даже при обслуживании только двух станков переходы рабочего от станка к станку составляют при различных вариантах их размещения от 2,75 до 6,25 м за один цикл, или от 2 до 5 км за смену. Например, при линейном расположении станков рабочему после окончания цикла приходится затрачивать дополнительное время на возврат к первому станку. Поэтому при обслуживании трех и более станков их целесообразно разместить так, чтобы рабочий совершал обходы по замкнутому (кольцевому) маршруту.
Маршрут многостаночника должен быть по возможности наиболее простым, без лишних поворотов, коротким и равномерным, учитывающим конкретные условия производства. Например, в текстильной промышленности маятниковые (односторонние) маршруты применяются при обслуживании механизмов (веретен), расположенных по одной стороне мотальных, тростильных и крутильных машин. Работница продвигается вдоль машины слева направо и возвращается справа налево.
Кольцевой (круговой) маршрут устанавливается при обслуживании механизмов, расположенных с обеих сторон машины (например, на прядильных машинах). При обслуживании автоматических ткацких станков, расположенных в несколько рядов, применяется возвратный маршрут, при котором работница обходит сначала все станки с переднего плана (по полотнам), затем возвращается, обходя их со стороны основ. Поперечно-кольцевой маршрут устанавливается при большом фронте работы. В данном случае работница перемешается по замкнутому кругу по основным проходам между рядами станков, подходя к тому из них, который требует обслуживания. Это наиболее короткий маршрут, но тогда станки не находятся под постоянным наблюдением.
Все рабочие приемы многостаночника должны быть четко спланированы, особенно циклически повторяемые технологические действия (например, установка и снятие детали, съем наработанной пряжи или ткани и т. д.), чтобы снизить до минимума простои оборудования.
Таким образом, для условий циклического обслуживания чаще используют кольцевые маршруты, исключающие возвратные подходы к станкам. При сторожевом обслуживании возвратные подходы к станкам отсутствуют, поэтому при небольшом числе станков (n < 5) целесообразно линейное расположение оборудования, а при большом ? кольцевое.
Следует также добавить, что в настоящее время лучшие возможности для рациональной организации многостаночного обслуживания создаются на поточных линиях со свободным ритмом и непрерывно движущимся подвесным конвейером. Такие системы, применяемые на станочных поточных линиях, имеют ряд преимуществ при организации многостаночного обслуживания.
Во-первых, имеется возможность подобрать для рабочего места многостаночника такой комплект оборудования, при котором обеспечивается оптимальная загрузка рабочего активной работой.
Во-вторых, расположение межоперационных заделов на конвейере устраняет необходимость их хранения на рабочем месте, облегчает передвижение многостаночника, рабочие места становятся компактнее.
В-третьих, устраняется неблагоприятное влияние принудительного ритма на рабочего.
В настоящее время в результате роста фондовооруженности труда и дефицита рабочей силы распространение получает многостаночное обслуживание не только автоматического и полуавтоматического, но и универсального оборудования.
При организации многостаночного обслуживания на универсальных станках желательны следующие варианты сочетания оборудования на рабочем месте:
- крупный ( основной) станок с длительным машинным временен сочетается с небольшим (дополнительным) станком, на котором штучное время значительно меньше машинного времени на основном станке;
- универсальный станок сочетается с автоматическими или полуавтоматическими;
- несколько крупных станков обслуживаются бригадой, в состав которой входят рабочие-станочники и их помощники.
Критерием выбора рационального маршрута являются затраты времени рабочим на подходы к станкам. Время, затрачиваемое многостаночником на переходы (подходы) к станкам Тобх определяется по формулам:
- при кольцевом расположении оборудования и циклическом обслуживании Тобх = nlc * 0,015 мин;
- при линейном расположении оборудования и циклическом о и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.