На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Эффективность как экономическая категория

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 29.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Эффективность как экономическая категория 

  Проблема  повышения эффективности управления в целях обеспечения оптимизации  эффективности функционирования –  одна из важнейших для предприятия. Понятие эффективности является многогранным, особенно учитывая, что  слово «эффект» означает как результат  каких-либо действий, так и впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это  впечатление может иметь экономическую, экологическую, организационную, правовую, социальную, этическую и иные окраски  и соответственно может иметь  различные результаты. Поэтому эффективность  в целом следует понимать комплекс экономических, социальных экологических  и других проблем, которые должны решаться системно. В то же время, исходя из системности, можно рассматривать  экономическую, организационную, социальную, экологическую и иные виды эффективности.  Современные подходы к оценке эффективности связаны с различными ее классификациями. Так, О. Романова различает  внутреннюю и внешнюю эффективность, а также статическую и динамическую. Внутренняя эффективность отражает собственную оценку результативности деятельности предприятия, его производительность на основе соотношения ресурсов (затрат) и продукта (результата). Внешняя  эффективность отражает структуру  общественных потребностей, степень  удовлетворения их предприятием, уровень  полезности произведенного продукта, долю предприятия на рынке и направления  ее изменения, потенциальные возможности  предприятия на рынках готовой продукции  и ресурсов. Статическая эффективность  является основной формой оценки и  управления деятельностью предприятия  на коротком отрезке времени, когда  решаются оперативные и тактические  вопросы, исключающие полноценное  качественное обновление производственной базы. Динамическая эффективность предполагает достижение более высоких результатов  за счет гибкого варьирования ресурсами  и изменения технологии в долгосрочном периоде. Динамическая эффективность  – основной способ поддержания высокой конкурентосп-ти предприятия в течение длительного времени. Ю.А. Бабань считает традиционное понимание эффективности недостаточно широким. Он полагает, что понятие эффективности не ограничивается формулой: отношение результата к использованным ресурсам, это отношение значительно колеблется в зависимости от выбранных периода и методов подсчета. Поэтому сегодня для описания предприятия все чаще используются другие термины – «состоятельность» и «зрелость». Выделяются различные вида состоятельности: экономическая (эффективность, конкурентоспособность), рыночная (ликвидность бизнеса, имущественного комплекса), производственная (техническая, технологическая, организационная), инвестиционная (инвестиционный потенциал), финансовая (платежеспособность, финансовая устойчивость), коммерческая (скорость оборачиваемости активов), социальная (социальная стабильность коллектива), экологическая (уровень охраны окружающей среды). Как видно, эффективность выведена на более высокий уровень системного анализа и более широкий диапазон свойств системы. Г. Клейнер  классифицирует эффективность по составу подсистем (объектов), к которым применяется понятие эффективности, выделяя целевую (функциональную), технологическую (ресурсную) и экономическую эффективность. Под целевой (функциональной) эффективностью понимается степень соответствия функционирования исследуемой системы ее целевому назначению. Поскольку предприятие представляет собой многофункциональный объект и является объектом ожиданий со стороны многих социально-экономических субъектов, понятие целевой эффективности дробится в соответствии с разнообразием этих субъектов и их точек зрения. Под технологической или ресурсной эффективностью понимается степень интенсивности использования ресурсов предприятия с точки зрения соотношения между объемами выпуска различных видов продукции, с одной стороны, и размерами затраченных ресурсов – с другой. Эта характеристика может измеряться в общем случае векторными показателями отдачи различных видов ресурсов или выпуска различных видов продукции в натуральном выражении на единицу затраченного ресурса. Понятие экономической эффективности некоторой подсистемы опирается на учет платежеспособного спроса, предъявляемого тем или иным рынком в соответствии с полезностью результата деятельности данной системы, и связанные с этим спросом равновесные (рыночные) цены. К показателям экономической эффективности относят обычно прибыль, добавленную стоимость, удельные затраты на единицу стоимости реализации продукции и т.п. Подобные классификации свидетельствуют о чрезвычайной сложности понятия «эффективность», о многокритериальности ее оценки по отношению к предприятию, производству и управлению. Они дают основание считать, что эффективность системы не выражается в виде функции только от эффективности подсистем. Поэтому, с одной стороны, при обосновании показателей эффективности деятельности предприятия следует стремиться к одновременному учету всей совокупности происходящих изменений с помощью обобщающего показателя, без которого невозможен системный процесс управления. С другой стороны, «эффективность предприятия должна оцениваться многокритериальным и многоуровневым образом, включая требования всех его контрагентов и самого предприятия как экономического субъекта, осуществляющего протяженное во времени объединение производственных, рыночных и инновационно-воспр-ных процессов» Эффективность экономистами понимается исключительно как степень доходности, выгодности, и соответственно, как относительный показатель, в числителе которого – результаты, а в знаменателе – затраты. Между тем, понятие эффективности – многогранное. Под эффективностью понимается степень фактического или ожидаемого результата требуемому (желаемому) т.е. степень достижения цели. Эффективность процесса – степень приспособленности к достижению цели. Эффективность системы – степень достижения цели. Различие между показателями качества и эффективности состоит в том, что показатели эффективности характеризуют процесс и эффект от функционирования системы, а показатели качества – пригодность системы для реализации ею своего предназначения. Рост эффективности имеет определенно социально-экономическую значимость, как на уровне национального хоз-ва в целом, так и на уровне отдельного предприятия: 1. за счет продукции с\х и переработки с/х сырья обеспечивается 99% подуктов питания, что свидетельствует о формировании продовольственной безопасности страны. 2. при использовании одних и тех же ресурсов можно воспроизвести большой объем продукции, тем самым повышая удовлетворение потребностей населения. 3. с эффективностью связан уровень рыночных цен на продукцию питания, и товаров, изготовленных из с/х сырья. В этой связи при относительно устойчивом спросе, рост объема и снижение затрат будет способствовать к снижению рыночных цен. 4. с ростом эффективности связан рост доходов с/х товаропроизводителей. Чем выше объем производства с более низкими затратами, тем большая часть дохода может быть направлена на повышение оплаты труда, соц. обустройства, на инновационные разработки и т.д. 5. рост эффективности производства (осбенно с/х) – это объективная необходимость, связанная с ограниченностью ресурсов (земельных, трудовых, финансовых).
  Виды эффективности и факторы, влияющие на ее рост 

   Экономическая эффективность – сложная экономическая  категория, на которую влияет совокупность факторов: природные, биологические, экономические. При оценке эффективности необходим не единичный показатель,  система показателей. Анализируя эти показатели выявляются наиболее значимые и на основе системного подхода вырабтываются направления роста эффективности
   Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие  виды: - по содержанию: - экономическая, социальная и экологическая; - по сфере проявления: - хозрасчетная и народнохозяйственная; - по охвату объекта оценки: - полная и локальная; - по целевому назначению: -плановая, фактическая, нормативная; - по методу расчета: - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений); -по уровню обобщения: -экономика в целом, отрасль, предприятие, структурное подразделение предприятия, рабочее место; - по объекту оценки: - производственно-хозяйственная деятельность предприятия, хозяйственные функции, элементы хозяйственных процессов, отдельные производственно-хозяйственные решения в сфере производства и управления. Все вместе взятые виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности предприятия.  
 
 

Показатели  эффективности производства и реализации продукции  предприятия 

   Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической  эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от предприятия до народного хозяйства  в целом. Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда. В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда. На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли. Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса. Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам: - обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства;  - определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов; - обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления; - стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства. С учетом указанных принципов определена следующая система показателей эффективности производства.  1) обобщающие показатели: - производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;  - прибыль на единицу общих затрат; - рентабельность производства; - затраты на 1 рубль товарной продукции; - доля прироста продукции за счет интенсификации производства; - народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;  2) показатели эффективности использования труда (персонала): - темп роста производительности труда; - доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда; - абсолютное и относительное высвобождение работников; - коэффициент использования полезного фонда рабочего времени; - трудоемкость единицы продукции;  - зарплатоемкость единицы продукции; 3) показатели эффективности использования производственных фондов: - общая фондоотдача; - фондоотдача активной части основных фондов; - рентабельность основных фондов; - фондоемкость единицы продукции; - материалоемкость единицы продукции; - коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;  4) показатели эффективности использования финансовых средств:  - оборачиваемость оборотных средств; - рентабельность оборотных средств; - относительное высвобождение оборотных средств; - удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции); - рентабельность капитальных вложений; - срок окупаемости капитальных вложений и др. 
   Уровень экономической эффективности в  промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы  эффективности.  Все многообразие факторов роста эффективности можно  классифицировать по трем признакам:  1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;   2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;  3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на: а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;  б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

понятие и показатели качества продукции 

   Качество  продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Согласно международному стандарту качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Свойство продукции – объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойства продукции выражаются показателями качества – количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Классификационные показатели используются на начальных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют. Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления (эксплуатации). Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверке качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на: функциональные: 1) показатели функциональной пригодности; 2) показатели надежности; 3) показатели эргономичности продукции; 4) гигиенические показатели; 5) антропометрические показатели; 6) показатели эстетичности продукции; 7) показатели рациональность формы; 8) показатели целостность композиции.
   Ресурсосберегающие  показатели включают: показатели технологичности  и показатели ресурсопотребления. Природоохранные показатели: показатели безопасности, показатели экологичности. Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик. Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации. Государственная система стандартизации РФ (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов. Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, или Госстроем России. Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Развитие международных отношений приводит к необходимости разработки и широкому применению международных стандартов. В 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ISO), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов. 

экономическая сущность материальных ресурсов предприятия 

     Для  обеспечения процесса производства  каждое предприятие должно располагать  определенной суммой оборотных  средств. Оборотные средства –  это наличные средства и их  заменители, счета дебиторов и  складские запасы, которые конвертируются  в деньги в течение года. Оборотные  средства функционируют в сфере  производства и сфере обращения.  В сфере производства находятся  производственные запасы, незавершённое  производство и расходы будущих  периодов. Они полностью переносят  свою стоимость на произведенную  готовую продукцию и в процессе  производства претерпевают изменения  натуральной формы. В сфере  обращения находятся готовая  продукция на складе предприятия;  продукция, отгруженная покупателю, но ещё не оплаченная им; денежные  средства предприятия на расчётном  счёте в банке и в собственной  кассе, а также средства в  расчётах. Вещественные элементы  оборотных средств потребляются  в каждом производственном цикле.  Они полностью утрачивают свою  натуральную форму, поэтому целиком включаются в стоимость изготовленной продукции. Элементы оборотных средств являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка товарно-материальных ценностей приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности; производство ведёт к росту готовой продукции; реализация ведёт к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчётном счёте. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и денежным платежам. Период времени, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла.  Состав и структура оборотных средств предприятия определяется следующими основными факторами: – характером выпускаемой продукции; – особенностями добывающей и обрабатывающей промышленности;  – структурой затрат на производстве; – технологическими и организационными условиями производства в работе каждого предприятия; – условиями материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, а также системой и формами расчётов.
          Значительное место в составе  оборотных средств занимают производственные  запасы. Они составляют до 50% товарно-материальных  ценностей предприятий Украины.  На предприятиях добывающих отраслей  наибольший удельный вес оборотных  средств приходится на долю расходов будущих периодов (более 40%). Это объясняется большими подготовительными затратами, связанными с планированием будущих разработок, вскрышными работами на предприятиях горнодобывающих отраслей. В машиностроении и металлообработке значительный удельный вес занимает незавершённое производство, так как эти отрасли отличаются большой трудоёмкостью, сложностью производственного процесса и длительным процессом изготовления продукции. В нефтехимической промышленности значительная часть оборотных средств вложена в товары отгруженные. Это объясняется тем, что технологический процесс этой отрасли небольшой и значительная часть изготовленной продукции пребывает на пути к потребителю. В лёгкой и пищевой промышленности высокий удельный вес оборотных средств в запасах сырья и основных материалов. Это объясняется высокой материалоёмкостью этих отраслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

конкурентоспособность предриятия и отельных видов его продукции 

   Конкурентоспособность – реальная и потенциальная способность  компаний проектировать, производить  и сбывать продукцию, которая  по своим ценовым и неценовым  параметрам более привлекательна, чем  продукция конкурентов. Главные условия обеспечения конкурентоспособности предприятия: 1) осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью на предприятиях должны создаваться полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями; 2) нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах «рискового финансирования»; 3) дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого должны использоваться самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников; 4) использование научных подходов к стратегическому менеджменту.
   В условиях рыночной экономики фирма-производитель  не может продолжительное время  занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность  своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при  принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также  при решении целого комплекса  управленческих задач и проблем. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятий. Согласно теории эффективной конкуренции интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компании определяются потенциалом рынка; легкостью вхождения на него; видом товара; однородностью рынка; структурой отрасли или конкурентными позициями фирм; возможностями для технологических нововведений и т. д. Анализ этих факторов должен сопровождаться детальной оценкой экономических показателей деятельности фирмы. Этот подход позволяет в определенных пределах делать выводы относительно деятельности не только отдельного предприятия, но и отрасли в целом. Наиболее оптимальной с точки зрения информативности и практической применимости полученных результатов является комплексная оценка уровня конкурентоспособности. Она базируется на тщательном анализе технологических, финансовых, производственных и сбытовых возможностей фирмы по определенным показателям. В результате их анализа получают информационный массив, который является значительной базой для принятия дальнейших управленческих решений структурного и инфраструктурного характера.
   Методы  оценки конкурентоспособности
   Проблема  оценки конкурентоспособности предприятия  является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность  складывается из множества самых  разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления  ряда мероприятий, таких как выработка  основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке. Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие: 1) горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды; 2) вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации; 3) факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели; 4) сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
   Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности  предприятия: 1) оценка с позиции сравнительных преимуществ; 2) оценка с позиции теории равновесия; 3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции; 4) оценка на базе качества продукции; 5) профиль требований; 6) профиль полярностей; 7) матричный метод; 8) SWOT-анализ; 9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».
   Необходимо  отметить, что вышеперечисленные  методы оценки конкурентоспособности  предприятия однонаправлены: один метод  учитывает резервы в использовании  факторов производства, другой – стоимость  этих факторов, следующий – качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособность  предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности. Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов. Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других – экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других – число экспертов растет в процессе проведения экспертизы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Пути повышения конкурентоспособности 

   Конкурентоспособность – реальная и потенциальная способность  компаний проектировать, производить  и сбывать продукцию, которая  по своим ценовым и неценовым  параметрам более привлекательна, чем  продукция конкурентов. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятий. Согласно теории эффективной конкуренции интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компании определяются потенциалом рынка; легкостью вхождения на него; видом товара; однородностью рынка; структурой отрасли или конкурентными позициями фирм; возможностями для технологических нововведений и т. д Анализ этих факторов должен сопровождаться детальной оценкой экономических показателей деятельности фирмы. Этот подход позволяет в определенных пределах делать выводы относительно деятельности не только отдельного предприятия, но и отрасли в целом Наиболее оптимальной с точки зрения информативности и практической применимости полученных результатов является комплексная оценка уровня конкурентоспособности. Она базируется на тщательном анализе технологических, финансовых, производственных и сбытовых возможностей фирмы по определенным показателям. В результате их анализа получают информационный массив, который является значительной базой для принятия дальнейших управленческих решений структурного и инфраструктурного характера. Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например: · добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов; · выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке; · отыскать новое применение выпускаемым товарам; · своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия; · найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами; · осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей; · регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом. Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают производственные и технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок «за лидерство». Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца. Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика. В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров. При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли. Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности: · изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции; · изменение порядка проектирования продукции; · изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа; · изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части; · изменение порядка реализации продукции на рынке; · изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции; · изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков; · изменение системы стимулирования поставщиков; · изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. 
 

   прибыль как экономическая  категория, виды 

   Как экономическая  категория прибыль предприятия  отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
   ВИДЫ  ПРИБЫЛИ
   Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью –  понимается разность между общей  выручкой и внешними и внутренними  издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.) Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками. В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода). Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле
   П(вал)=ВР-С, где     ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
   Прибыль (убыток) от продаж представляет собой  валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
   П(пр)=П(вал)-Р(у)-Р(к), где    Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.
   Прибыль (убыток) до налогообложения – это  прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
   П(дно)=П(пр)+-С(одр)+-С(вдр), где    Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.
   В число  операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации; поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов). К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов). Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных  аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды): П(од)=П(дно)-Н, где    Н – сумма налогов. Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов: П(ч)=П(од)+-Ч(др), где    Чдр – чрезвычайные доходы и расходы. Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  как  последствия  чрезвычайных  обстоятельств  хозяйственной  деятельности  (стихийного  бедствия,  пожара,  аварии,  национализации имущества и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     рентабельность, показатели методика расчета 

     Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным. Рентабельность — относительный показатель отражающий уровень доходности использования материальных, трудовых денежных и других ресурсов. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Выражается в процентах или в прибыли на единицу вложенных средств. В качестве прибыли могут быть использованы: сумма чистой прибыли, балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции, прибыли от разных видов деятельности предприятия. В качестве затрат могут быть использованы: выручка от реализации, себестоимость продукции, стоимость основных и оборотных фондов, сумма собственного и заемного капитала и др. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной. ((Т-С) / Т) *100, где Т товарная продукция в оптовых ценах предприятия; С - полная себестоимость товарной продукции. Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула ((Т-С) / С)*100. Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью. Рентабельность предприятия (общая рентабельность) , определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов) , равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы. Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала. Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками. Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала. Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА * ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов. Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   виды  износа основного  капитала, экономическая  сущность амортизации 

   Основной  капитал в процессе производства изнашивается. В экономической литературе встречаются различные виды износа:
   1.Физический: а)в следствии неэффективного использования; б) в ходе эксплуатации. 2. моральный: научно-технический прогресс(новые технологии более производительны и эксплуатация старой техники становится экономически нецелесообразно). 3. социальный (следствие научно-технического прогресса. Появляются более совершенные машины, обеспечивающие лучшие условия труда). 4. экологический (техника не отвечает новым стандартам и нормативам по охране приоды).
   Для возмещения физического износа создается специальный  фонд – амортизационный. Его назначение: 1. создание источника финансирования износившихся ОС. 2. в денежной форме  определение износа и остаточной стоимости.
   Амортизационный фонд формируется за счет ежегодных  амортизационных отчислений. По своей  экономической сущности, амортизация  представляет собой процесс переноса стоимости ОС на вновь созданный  продукт в процессе их использования.
   Ежегодная сумма амортизационных отчислений определяется наа лснове норм амртизации по выражению: ?А(о)=Н(ам)*Б/100 где Н(ам) - процент от балансовой стоимости, Б-баласовая стоимость капитала.
   Процент от балансовой стоимости рассчитывается= (Б+Д-Л)/ Н*Б где Д-затраты, связанные с ликвидацией, Л-ликвидационная стоимость, Н – средний срок эксплуатации.
   Процент от балансовой стоимости позволяет  определить нормативный срок эксплуатации, который в свою очередь рассчитывается = 100%/Н(ам) или =Б/годовая сумма амортизации
   Сумма амртизационных отчислений учитывает износ и позволяет определить его степень и может быть рассчитана по формуле: (Б-?Ам)/Б
   Нормы амортизационных отчислений различны по группам фондов. Определяются на основе среднего срока эксплуатации при нормальных условиях эксплуатации и утверждаются на федеральном мровне. Если какая-либо часть ОС приходит в непригодность раньше нормативного срока, то сумма амортизационных отчислений за весь период эксплуатации не может обеспечить возмещение полной стоимости. В таком случае недостаток суммы будет покрываться за счет прибыли, что скажется на формирование других денежных фондов. Учитывая высокий темп инфляции разрешается применять ускоренные нормы амортизации, но уровень их не должен превышать двукратного размера. Амортизационные отчисления включаются в затраты на производство продукции по статье: «содержание основных средств». Для поддержания в работоспособном состоянии основных средств необходимо формировать ремонтный фонд, для обеспечивания в последующем текущего или капитального ремонта. Ремонтный фонд формируется за счет отчислений от балансовой стоимости, причем размер этих отчислений зависит от финансового состояния и технического состояния техники. 1. Амортизация не начисляется на продуктивный скот, т.к. после браковки и реализации денежная выручка покрывает затраты на его приобретение. 2. На объекты, полученные по договору дарения и безвозмездно переданные в процессе приватизации. 3. на объекты ЖКХ, дорожное хозяйство.4. многолетние насаждения 5. библиотечные фонды земельные участки и объекты природопользования 6. объкты, которые были приобретены с использованием бюджетных ассигнований.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   показатели  обеспеченности предприятия  материально техническими ресурсами
                 
   Уровень обеспеченности предприятия материальными  ресурсами определяется сравнением фактического количества закупленных  ресурсов с плановой их потребностью и расчетом абсолютных и относительных  отклонений от плана. Потребность в материальных ресурсах определяется в разрезе их видов на нужды основной и неосновной деятельности (выполнение производственной программы, прирост незавершенного производства, капитального строительства, непромышленные нужды и др.) и на запасы на конец периода, необходимые для нормального функционирования предприятия. В основу расчета потребности в материальных ресурсах положены нормы их расхода и нормативы складских запасов.
   При анализе  обеспеченности предприятия материальными  ресурсами необходимо: 1. Проверить реальность плана материально-технического снабжения (МТС) - полноту учета потребности в материальных ресурсах по их видам и обоснованность размера этой потребности. Для этого нужно: 1.1. Изучить нормы расхода и нормативы складских запасов, положенные в основу расчета потребности в материальных ресурсах по плану снабжения: какая их динамика, внесены ли в них изменения, соответствуют ли они утвержденным и применяемым в плановых калькуляциях, учтен ли передовой опыт работы аналогичных предприятий и т.д.; 1.2. Проверить соответствие плана снабжения материальными ресурсами потребностям в них, исходя из прогрессивных норм расхода и материалов и внесенных изменений в их номенклатуру и ассортимент соответственно намеченной к выпуску продукции. 1.3. Проверить обеспеченность потребности в материальных ресурсах внешними и внутренними источниками ее покрытия.
   Внешние источники - это материальные ресурсы, поступающие от поставщиков по заключенным  договорам.  Внутренние (собственные) - это ожидаемые остатки материалов с учетом незавершенного производства на начало анализируемого периода; отходы; вторично используемые материалы; материалы собственного производства; сэкономленные материалы в результате внедрения достижений НТП и т. д. Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны определяется как разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников ее покрытия. 2. Изучить уровень выполнения плана обеспеченности предприятия материальными ресурсами по объему, номенклатуре и ассортименту, качеству материалов (соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора - в случаях их нарушения составляют рекламации), срокам их поставки (рассчитываются коэффициенты ритмичности и вариации), уделяя особое внимание поставкам материалов по госзаказу и кооперированным поставкам (республиканским и межреспубликанским). 3. Выявить причины отклонений от плана и их влияние на объем произведенной продукции и ее себестоимость.
   Основными показателями являются:
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.