На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Александр II: исторический портрет

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.11.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
    ВЯТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

                          По истории   «Александр II: исторический портрет» 
 
 
 
 
 

       Выполнила                                                                                студентка гр.  Мн-11      
                                                                                             Лялина Ю.С. 

                                                                                  
                                                                                     
 
 
 
 

   Киров  2010
Содержание 

Введение……………………………………………………………………….….………3
Глава I. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования…………………………………………..…………………………………  3 

Глава II. Реформы  Александра II.…………………………………………………….… 8  

Глава III. Внешняя политика Александра II……………..…………………………… 16 

Глава IV. 6 покушений на жизнь царя и его смерть……………………………….… 18  

Заключение……………………………………………………………………………....24
Список  литературы……………………………………………………………..……….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Александр II Николаевич (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) - старший сын  императора Николая I и его жены императрицы Александры Федоровны. Вступил на престол после смерти своего отца императора Николая I. Император с 19 февраля 1855 года.
Время правления: 1855-1881.
В своей работе я решила рассказать об Александре II как об историческом деятеле.
Прежде всего в первой главе я сказала несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.
Вторую главу  я посвятила реформам проведенным за время его правления.
В третьей главе  уделила внимание внешней политике Александра.
В четвертой главе отметила о покушениях на царя и его смерти.
В заключении я  попыталась оценить последствия  реформ Александра II. 

Глава I. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 

     АЛЕКСАНДР II Николаевич Романов - Государь император и самодержец Всероссийский в 1855 - 1881 гг. Родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле.
     Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью — дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной.
     Крещение  новорожденного произошло в церкви Чудова монастыря, где в свое время крестили детей Ивана Грозного и Алексея Михайловича (в том числе и преобразователя России Петра Великого).
     Известно, что рождение Александра привлекло  к себе особое внимание всего русского общества. Отец его, занимал в то время более, чем скромное положение  и даже не помышлял о престоле. Однако поскольку оба старшие брата не имели наследников мужского пола, то в лице его сына род Романовых как бы получил долгожданное продолжение.
     Родители  будущего императора были люди очень  разные, но Александр гораздо более  унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность, хорошие манеры и красивую внешность. Но вместе с тем признавали, что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели, что он легко пасует перед трудностями, не имеет характера и воли.
     В первые годы своей жизни Саша попал  в ласковые руки женщин: его воспитательницами  стали Ю. Ф. Баранова и Н. А. Тауберг, а боннами (то есть нянями) — М. В. Коссовская и А. А. Кристи (была англичанкой, что не удивительно, поскольку именно англичанки считались в то время лучшими няньками в мире). До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными заботами. Зимой он жил с родителями в Аничковом дворце, а летом выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне, которая успешно командовала маленьким внуком.
     С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской . Воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному - капитану К.К. Мердеру. Это был боевой офицер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806 - 1807 годов. Современники единодушно отзывались о нем, как о человеке высоконравственном, добром, обладавшем ясным и любознательным умом и твердой волей. Вообще, выбор оказался удачным. Главной задачей, поставленной перед ним,  являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ограничиться, к счастью, не захотел. Сделавшись императором, Николай тотчас озаботился общим образованием наследника и избрал ему в наставники Жуковского. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне. Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. Поэт отнесся к назначению с величайшей ответственностью. Он отпросился с придворной службы для лечения за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейшими педагогическими системами и приемами. В результате его шестимесячных занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола, рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В основу своего плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своим примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывается самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувство человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятельная любовь к ним.
     Александр II воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его образования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Именно этим целям были подчинены все три периода плана Жуковского:
     Первый  из них назывался «Приготовление к путешествию» и охватывал период с 8 до 13 лет ребенка. Он включил в себя краткие сведения о мире, человеке, понятие о религии, знакомство с иностранными языками.
     Второй  период плана, собственно «Путешествие» (13—18 лет) содержал занятия науками  в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было принято в его время, на «антропологические» (история, политическая география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.).
     Третий  этап — «Окончание путешествия» —  время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классических книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который оставался в целом доволен успехами сына и усердием учителей. Но император считал, что военные науки должны стать основой воспитания сына, и с этим приходилось считаться. Уже в 11 лет Александр командовал ротой, в 14 - в первый раз за офицера руководил взводом во время учений 1-го кадетского корпуса. С 1833 года ему стали читать курс фортификации и артиллерии. Через год преподавание военных предметов было еще усилено в ущерб другим дисциплинам.
     Невеселые представления были у наследника о своем блестящем будущем. Вообще же, он рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера — это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.
     Однако  наставники постоянно отмечали и  те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом.
     Вместе  с тем цесаревича стали привлекать к государственным делам. С 1834 года он должен был присутствовать на заседаниях Сената, в 1835 году был введен в состав Синода, а в 1836 году произведен в генерал-майоры и причислен к свите Николая. Эти годы явились и "окончательным периодом учения", когда высшие государственные сановники читали будущему императору курсы практического характера. Сперанский в течение полутора лет вел "беседы о законах", известный русский финансист Канкрин сделал "краткое обозрение русских финансов", советник Министерства иностранных дел барон Врунов знакомил наследника с основными принципами внешней политики России, начиная с царствования Екатерины II, наконец, военный историк и теоретик генерал Жомини преподавал на французском языке военную политику России. Весной 1837 года вместе со своими соучениками Паткулем и Виельгорским Александр сдал выпускные экзамены, заняв среди своих способных сверстников твердое первое место.
     Сразу вслед за этим  Александр отправился в первое большое путешествие  по родной стране, которую ему предстояло если и не узнать, то хотя бы увидеть, чтобы представлять, чем и кем суждено ему управлять, когда наступит его время. Поездка продолжалась до конца года. За это время Александр посетил множество городов, был на юге, доезжал до Урала и самой Сибири. Следующие три месяца цесаревич усиленно занимался военным делом, финансами и дипломатией, готовясь к заграничному путешествию. В то же время он пережил очень сильное любовное увлечение. Предметом его страсти стала фрейлина Ольга Калиновская. По свидетельству графини Ферзен, она вовсе не отличалась красотой, но обладала вкрадчивостью и нежностью. Александр уже готов был отказаться от трона, чтобы жениться на ней. Узнав об этом, Николай посчитал за лучшее поспешить с заграничной поездкой сына, тем более что одна из целей ее состояла как раз в поисках невесты для наследника. В конце апреля Александр вновь отправился в дальний путь. В продолжение года он посетил Скандинавию, Австрию, объехал все итальянские и германские государства.
     13 марта 1839 года наследник остановился на ночлег в маленьком, окруженном садами и парками Дармштадте, где по его маршруту остановка не была предусмотрена1. Здесь его встретила герцогская семья. Приемная дочь герцога Гессенского Людовика II  Мария, которой было тогда всего 15 лет, сильно поразила Александра своей красотой и грацией.
     В двадцать три года цесаревич женился  на Марии. Венчание состоялось 16 апреля 1841 года.
     С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность.
С 1839 года он присутствует на заседаниях Государственного совета, а с 1840-го - еще и на заседаниях Комитета министров. В 1841 - 1842 годах он уже был членом этих высших государственных учреждений. Наконец, в 1842 году по случаю двухмесячного отъезда Николая 1 из столицы, на Александра было возложено решение всех государственных дел. В последующие годы это стало правилом. В 1846 году Николай сделал сына председателем Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Одновременно наследник исполнял военные должности. В 1844 году он получил полного генерала, в 1849 году сделался главным начальником военно-учебных заведений и принял командование над Гвардейским корпусом, а в 1852 году был произведен в главнокомандующие Гвардейским и Гренадерским корпусами. В 1850 году для ознакомления с военными действиями Александр поехал на Кавказ. В целом, как всегда, это была парадная поездка по гарнизонам. Только в Дагестане цесаревич стал свидетелем боевой схватки с чеченцами, он не утерпел и поскакал за цепь под огнем неприятеля.
     Все эти годы до восшествия своего на престол, Александр всегда старался точно и верно выполнять распоряжения императора. Никаких самостоятельных поступков он не совершал, никаких политических идей не высказывал. Он, по-видимому, разделял все консервативные взгляды своего отца и, работая, например, в Крестьянском комитете, не обнаружил никаких либеральных намерений. Даже внешне он старался походить на отца.
     Император Николай при жизни полностью  заслонял и подавлял своей личностью  сына. Тот всегда оставался лишь послушным исполнителем воли своего родителя, но 18 февраля 1855 года Николай скоропостижно умер. На другой день Александр взошел на престол, в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя.
     В этот период была в разгаре и принимала  неблагоприятный оборот Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. В Париже собрались представители семи государств (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция), и 18 марта 1856 г. был заключен мирный трактат. Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников.
     В ряду первых мер, выразивших новое направление  во внутренней политике Александра II, были уничтожение стеснений, введенных в университетах после 1848 г., упразднение Витебского и Харьковского генерал-губернаторств, разрешение свободной выдачи заграничных паспортов, создание акционерных обществ и компаний, содействие российским подданным в установлении торговых связей с иностранными и др. Симптоматичной стала и амнистия политических заключенных, приуроченная к коронации 1856 г. Освобождение оставшихся в живых декабристов, петрашевцев, участников польского восстания 1830 — 1831 гг. вызвало симпатии к Александру II как в России, так и в Европе. В отличие от своего отца он начинал царствование с помилования.
     С наступлением мира не замедлила начаться и новая эра внутреннего обновления. В 1856 году повелено озаботиться открытием женских гимназий и учрежден ученый комитет для составления и рассмотрения программ преподавания и учебных руководств. В день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д., освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе и государственным, участвовавшим в мятеже 14 декабря 1825 г. и в тайных обществах того времени, отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях и т. п.
     Но  все эти частные меры, встреченные  с восторгом Россией, были только преддверием тех коренных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II. Император, вступая на престол, был убежден, что освобождение крестьян должно совершиться именно в его царствование. Таково было и общее настроение интеллигенции, и даже в самой крестьянской среде носилось смутное предчувствие близкой воли.
     По  окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского  государства. Нужны были перемены, и  страна с нетерпением ожидала  их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."2 

Глава II. Реформы Александра II. 

      Крестьянская  реформа
 
На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед  представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его  сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу»3. Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.
     Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.
Отмена крепостного  права.
     3 января 1857 года создание Секретного  комитета под непосредственным  ведением и председательством  самого императора. В него вошли:  князь Орлов, граф Ланской,  граф Блудов, министр финансов  Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.
     В феврале 1858 года. Секретный комитет  был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюракротии».
     Проект  «Положений о крестьянах» был  практически подготовлен в конце  августа 1859 года, но какое-то время подвергался  небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.
     Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.
     «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской  России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего  была объявлена обязательность для  помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.
     «Положение», однако, не ограничивалось одними правилами  отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.
     «Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и  государственных.
     Но  в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.
     Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как  ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”. 

      Земская реформа
 
     После крестьянского «Положения» в  ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого  сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.
     Согласно  положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми  сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных  и губернских земских собраний) и  исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.
     Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в  основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.
     Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
     В конце 70-х годов земства были введены  в 35 из 59 российских губерний. 

      Городская реформа ( в продолжение земской )
 
     16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
     Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.
     Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское  налогообложение). 

      Судебная  реформа
 
В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта  глубоко продуманная реформа  имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной  и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
     Страна  была разделена на 108 судебных округов.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
     - суд делается устным и гласным;
     - власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
     - основной формой судопроизводства является процесс состязательный;
дело по существу может разбираться не более как  в двух инстанциях. Вводились два  вида судов: мировые и общие. Мировые  суды в лице мирового судьи разбирали  уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.
По делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;
     - устраняется канцелярская тайна;
и для ходатайства  по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные  поверенные, которые находятся под  наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
     Судебные  уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
     В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью  освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. 

      Военная реформа
 
     Военное управление подверглось также преобразованиям.
Уже в начале царствования уничтожены были военные  поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.
     Обращено  было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии  посредством реформ военных учебных  заведений. Были созданы военные  гимназии и юнкерские училища  с двухгодичным сроком обучения. В  них принимались лица всех сословий.
     В январе 1874 года была провозглашена  всесословная воинская повинность. В  Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества  есть священная обязанность каждого  русского подданного ….»4. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
     Таким образом, результатом реформы стало  создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.
     Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом  этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
     К концу XIX века численность русской  армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.
     В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
     Забота  о защитниках Родины проявлялась  во всем, даже в мелочах. Допустим, более  ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой  ноги. Считалось, что при боевой тревоге  солдату некогда думать, какой  сапог надевать, на какую ногу.
     Особое  отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой  получали от государства жалование  за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе. 

      Финансовые  реформы
 
     В 1860 году взамен нескольких чахлых государственных  кредитных учреждений появился один Государственный банк. Значение его состоит, во-первых, в уходе от прежней сословности (кредитом могли пользоваться только купечество и, главным образом, дворяне). Во-вторых, в течение всего пореформенного периода усиливалась роль Госбанка как правительственного подразделения, проводящего государственную политику по регулированию экономики (аналог современного Центробанка).
     Параллельно, в течение 1860-х годов, был принят целый ряд типовых уставов  негосударственных кредитных учреждений. Благодаря этому массово стали  возникать городские, акционерные коммерческие, акционерные земельные банки, городские кредитные общества, учреждения мелкого кредита - одним словом, кредитные учреждения, значение которых для капиталистической экономики заключается в повышении производительности использования наличных капиталов, т.е. в ускорении экономического развития.
     К 1862 году относится закон о единстве бюджета. Если раньше каждое ведомство  само осуществляло свои расходы, вело свой бюджет, то теперь все государственные  расходы стали проходить через Министерство финансов. Бюджет должен был утверждаться Государственным советом и публиковаться во всенародное сведение (за исключением, впрочем, секретных статей, к коим относились и военные расходы). Деятельность самого Министерства финансов подчинили Государственному контролю, который существовал и прежде, но после реформы (1864 года) стал гораздо более самостоятельным и совершенно независимым о проверяемых им учреждений.
     Пожалуй, важнейшей финансовой реформой этого  периода стала отмена в 1863 году подушной подати для мещан. Подушина, взимавшаяся с каждого горожанина в одинаковом размере независимо от его доходов, сменилась государственным налогом с городской недвижимости. Теперь чем более дорогой собственностью располагал городской житель, тем большую сумму он должен был платить - налицо введение капиталистического подоходного начала. Правда, основная часть населения Российской империи - крестьяне - по-прежнему оставалась обложена именно на подушной основе.
     Косвенными  именуются налоги, взимающиеся в виде не оправданной производственными расходами надбавки к цене товара, торговля которым является монополией государства или строго им учитывается. Успешное осуществление косвенного обложения возможно только в отношении товаров с неэластичным спросом, т.е. таких, которые всё равно будут покупать, даже если цену поднять в несколько раз (наиболее очевидные из таки товаров - табак, алкоголь, до 1870-х годов - соль). Накануне реформ Александра косвенные налоги взимались в виде откупов. Государство продавало монополию торговли таким товаром в определённой местности частному лицу. При этом выгода казны состояла в получении сразу всей суммы, которую оно надеялось получить от косвенного налога с этой местности; а выгода откупщика - в возможности установить любую надбавку к цене товара, значительно превосходящую государственную. В проигрыше оказывались потребители товара, из-за чего дело в конце 50-х годов дошло до массовых винных погромов. В итоге с 1863 года откупную систему заменили акцизной. Теперь правительство стало точно устанавливать взимаемый с каждой единицы товара размер налога, который оплачивался акцизной маркой; при этом, естественно, возникла необходимость точно учитывать выпускаемую продукцию, что и было сделано путём организации государственного контроля на заводах частных производителей.
       Кстати, косвенные налоги имеют  прямое отношение к сословным  принципам. Поскольку количество  потребляемых подакцизных товаров  примерно одинаково вне зависимости  от уровня доходов человека, косвенный налог сродни подушине: и простой крестьянин, и купец-миллионер платят его в одинаковом размере. Поэтому то, что более 50 % доходов государства в 1860-70-е годы обеспечивали косвенные налоги, является ярким свидетельством сословной организации налоговой системы.
  Вывод. Финансовые  реформы Александра II можно разделить  на две группы. Одни направлены  на преодоление сословности в  народном хозяйстве; другие являются, скорее, просто мерами по более  разумной организации государственного  хозяйства. Такая умеренность финансовых реформ вызывалась, с одной стороны, непосредственным материальным интересом дворянства (например, в том, чтобы крестьяне продолжали нести основную тяжесть государственных расходов), а с другой - тем, что в этой отрасли предстояло не столько ломать и переделывать, сколько создавать с нуля, что можно проиллюстрировать созданием банковской системы. 

      Реформы в  области просвещения
 
     Народное  образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
     Согласно  утвержденному 14 июня 1864 г. Положению  о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
     19 ноября 1864 г. появился новый устав  о гимназиях, который провозглашал  равенство при поступлении всем  сословиям. Но из-за высокой  оплаты это было доступно только  детям обеспеченных родителей.
     Обращено  было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. 

      Реформы в  области печати
 
     Глубокое  и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала  также и реформа печати.
     В 1857 году правительство поставило  на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год – 2 058).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.