Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Экономика стран европейского союза. Перспективы экономического развития в странах ЕС

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 29.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экономика стран европейского союза. Перспективы  экономического развития в странах ЕС
Перспективы развития европейской валютной интеграции связанными с двумя аспектами:
    экономическими перспективами основных странах Европейского валютного союза и быстротой решения тех экономических проблем, которые обострились или возникли в этих странах после перехода на евро;
    присоединением к Европейскому валютному союзу государств Центральной и Восточной Европы, сценарием их экономического развития и успешностью решения проблемы отставания этих стран в экономическом плане от государств Западной Европы, которые определяют общий деловой климат в ЕС.
Экономическое состояние стран уже сегодня  входящих в Еврозону определяет, в  первую очередь, дальнейшие перспективы  евро. Как отмечается в литературе, «перспективы единой валюты, в принципе, вытекают из причин ее создания, проанализированных ранее. Снижение трансакционных издержек, рост конкуренции, облегчение борьбы с инфляцией, ускорение интеграционных процессов и создание сильной валюты ведут, соответственно, к снижению уровня инфляции, усилению процессов экономической консолидации и, как следствие, к ускоренному экономическому росту». 
Для детального анализа экономического будущего стран Еврозоны необходимо, прежде всего, рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средне и долгосрочной перспективе, общий инвестиционный и финансовый климат, конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, а также внутренние экономико-социальные аспекты – безработицу, уровень инфляции и др. Такими факторами, по нашему мнению, должны быть усиление процессов экономической консолидации, перспективы евро в качестве международной валюты, экономический потенциал создаваемого союза, а также процесс развития финансовых рынков. 
Усиление процессов экономической консолидации. Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе. Во-первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют, не входящих в Еврозону стран. 
Во-вторых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой Еврозоны – с созданием валютного союза в Европе возникло твердое ядро, члены которого связаны отношениями сильной экономической и политической сплоченности. 
В-третьих, валютный союз является центром возросшего притяжения для остальных частей Европы и, прежде всего, для стран Центральной и Восточной Европы. 
Перспективы евро в качестве международной валюты. Степень интернализации валюты зависит от ряда факторов: размер ВВП; степень участия в мировой торговле; высокоразвитые и высоколиквидные финансовые рынки; открытость экономики; низкая инфляция, макроэкономическая стабильность; бездефицитный баланс внешних расчетов; устойчивость экономики к внешним воздействиям; потенциал экономического роста. Причем первые три из них являются решающими. 
По прошествии немногим более трех лет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства, как это было показано во второй главе, привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений. 
Экономический потенциал. В последние годы Еврозона несколько опережала Соединенные Штаты по численности населения. По размерам ВВП она вдвое превосходила Японию, но пока все еще уступала США (данные на 2000 год приведены в таблице 7). Структура хозяйства в странах ЭВС почти идентична: на аграрный сектор приходится около 2% ВВП, на промышленность соответственно – 31 и 26%, на услуги – 67 и 72%.

Основные  макроэкономические показатели в странах  Еврозоны, США и Японии
Показатель Год Единица измерения Еврозона США Япония
Население 2000 млн. 302,2 272,0 127,0
ВВП (доля в мире) 2000 % 16,0 22,0 7,3
Экспорт товаров и услуг* 1999 %ВВП 16,9 10,3 10,7
Импорт  товаров и услуг* 1999 %ВВП 15,9 13,2 9,1
Экспорт (доля в мире)* 1999 % 18,9 15,2 9,1
Безработица 2000 % 8,9 4,0 4,7
Баланс  госбюджета 2000 %ВВП 0,3 2,2 -12,1
Государственный долг 2000 %ВВП 69,7 44,5 130,4
Текущий баланс 2000 %ВВП -0,53 -4,4 2,5
* Исключая торговлю  между странами зоны евро, экспорт  FOB, импорт CIF
К 2005 году по сравнению  с 2000 годом ситуация в целом изменилась не значительно. В то же время, если бы Великобритания вошла в ЭВС, это отставание было бы сведено к минимуму. Вхождение в 2007-2010 годах в Европейский валютный союз стран ЦВЕ с одной стороны увеличит такие показатели Еврозоны, как совокупный ВВП, экспорт и импорт, население, однако может негативно отразиться на экономическом потенциале, а именно на уровне безработицы, государственном долге, текущем балансе и в целом несколько снизить средний уровень жизни в странах ЕВС. 
На 2005 год по своей экономической силе Еврозона вплотную приближается к США, однако в области развития финансовых рынков между двумя регионами имеются крупные различия. 
Уровень развития финансовых рынков. Как видно из таблицы 8, абсолютная величина выданных в Еврозоне банковских ссуд была в июне 1999 года в полтора раза больше, чем в США. В то же время показатели общей стоимости находящихся в обращении ценных бумаг и капитализации фондового рынка в зоне евро были в 3 раза меньше. За последние 5 лет ситуация на финансовых рынках Еврозоны практически не изменилась. Особенно велико отставание европейцев в настоящее время в сфере корпоративных ценных бумаг, а единственным сектором фондового рынка, где Европа удерживает сильные позиции, являются облигации.

Финансовые  рынки Еврозоны, США и Японии на июнь 1999 г.
Инструмент Единица измерения Зона евро США Япония
Банковские  депозиты млрд. евро 4752 4743 4468
% ВВП 78 55 112
Банковские  ссуды млрд. евро 6136 4155 4281
% ВВП 100 48 107
Национальные  ценные бумаги в обращении, в том  числе: млрд. евро 5423 14141 5061
% ВВП 89 165 127
- корпораций млрд. евро 202 2494 583
- финансовых институтов млрд. евро 1892 3900 754
- госсектора млрд. евро 3329 7747 3724
 
Проблема Западной Европы состоит  не только в том, что ее фондовые рынки значительно меньше американских, но и в том, что они во многом остаются национальными. В настоящее время в США функционируют 8 фондовых бирж, причем две из них – NYSE и NASDAQ занимают 95% рынка. В Евросоюзе функционируют 32 национальные фондовые биржи, и возможность их слияния в 2-3 крупные биржи пока даже не просматривается. 
Еще один дезинтегрирующий фактор – налоговое законодательство, оно является национальным сейчас и будет таковым в обозримой перспективе. Налоги – один из немногих инструментов макроэкономического регулирования, оставшийся в руках национальных властей после создания ЭВС, с их помощью государства могут адаптировать общую экономическую и денежно-кредитную политику к текущей ситуации в стране. 
Из восьми экономических условий, которые, как полагают экономисты, необходимы для успешного становления евро на внешних рынках, страны ЭВС полностью отвечают пяти: они обладают значительным по масштабам хозяйством; их экономика достаточно открыта; она хорошо интегрирована в мировую; в течение ряда последних лет отмечаются низкие темпы инфляции; баланс по текущим операциям близок к бездефицитному. Вполне удовлетворительно соблюдаются еще два критерия: экономика стран ЭВС относительно устойчива к внешним воздействиям и имеет неплохой потенциал роста. 
Самым слабым местом зоны евро являются финансовые рынки: по степени своего развития, глубине, широте и ликвидности они значительно уступают американским. Другими словами, страны ЭВС не выполняют одно из трех принципиальных условий, необходимых для того, чтобы евро могло на равных условиях конкурировать с долларом в мире. 
Впрочем, способность евро потеснить доллар в качестве международной валюты во многом зависит от того, удастся ли ЕС заручиться поддержкой наибольшего количества третьих стран. 
Перспективы принятия в ЕВС стран ЦВЕ. В результате ожидаемого расширения Европейского валютного союза с 12 до 22 стран-членов в орбиту ЕС попадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью почти в 5 млн. кв. км с населением более 500 млн. человек населения и ВВП – порядка 7 трлн. долларов. 
Нельзя, однако, не учитывать того факта, что речь идет о принципиально новом варианте присоединения стран к ЕВС по сравнению со всеми ранее происходившую. Расширение ЕВС происходит за счет присоединения стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной командно-административной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на последствия расширения ЕС. 
Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в результате расширения Европейского союза и Еврозоны соответствует его интересам. Это положение не подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский валютный союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕВС превращается в одни из крупнейших в мире рынков. 
Несмотря на все сказанное выше, однозначного ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом «шансом» или угрозой для Европейского Союза и Европейского валютного союза. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование союза. Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав сообщества входило всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации, особенно это касается принятия в ЕВС, может попросту парализовать ее работу. 
Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений его использования свидетельствует о том, что радикальная реформа бюджетной, региональной и аграрной политики должна была быть завершена еще до начала расширения на восток. Однако, не изменив ныне действующих процедур управления, Европейский союз, по существу, загнал себя в институциональную ловушку, когда экономический потенциал стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения. Сказанное подтверждается данными таблицы 9.

Основные  показатели развития стран-членов ЕС-27 и вес их голосов
Группы  стран Доля в населении ЕС Доля в ВВП  ЕС Доля в бюджете  ЕС Доля голосов  в соответствии с Договором о  ЕС в редакции 2001 г.
Основные  плательщики в бюджет ЕС Страны среднего уровня  взносов в бюджет ЕС
Страны-члены  ЕС-15 со средним уровнем поддержки  из фондов ЕС
Страны-члены ЕС-15 с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС
Новые члены, претендующие на средний уровень поддержки  из фондов ЕС
Новые члены, претендующие на высокий уровень поддержки  из фондов ЕС
23,94  
38,65  

13,25   
 

2,25   
 

4,42    
 
 

17,49
32,24  
49,13  

11,94   
 

1,58   
 

1,42    
 
 

3,70
33,65  
46,59  

12,63   
 

1,79   
 

1,54    
 
 

3,80
17,97  
27,54  

16,81   
 

4,64   
 

9,86    
 
 

21,45
* Основные плательщики вносят  те бюджет свыше 0,3% ЕС. Среди  них Германия, Нидерланды, Швеция  и Австрия. Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС вносят до 0,3% бюджета. В эту группу входит Дания, Франция, Италия, Финляндия и Великобритания. Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС получают от Европейского Союза помощь в размере до 3%  их валового национального продукта.  В эту группу входят Бельгия, Испания,  Ирландия и Португалия. Помощь в отношении стран-членов с высоким уровнем поддержки из фондов   ЕС  превышает   3%   их   ВНП.   В   группу   входят  очень   разные   по экономическому потенциалу страны - Греция и Люксембург. Новые члены со средним  уровнем  поддержки  из фондов  ЕС также должны  получать до  3% национального валового продукта.  По имеющимся оценкам, к их числу будут относиться Кипр, Чехия, Латвия, Мальта, Словения и Словакия. Новыми членами с высоким уровнем поддержки окажутся Полина, Эстония, Венгрия, Болгария, Литва и Румынии, чей ВНП более чем на 3% будет формироваться за счет помощи из фондов Европейского Союза.
 
Также одной из наиболее трудно решаемых задач на этапе присоединения остается адаптация сельского хозяйства стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, новые страны-члены, бесспорно, надеялись на получение значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европейского Союза уже сегодня поглощает 50% его бюджета. Действующая в ЕС система поддержки сельского хозяйства давно признается неэффективной и ведущей к значительному перепроизводству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках по ценам. существенно ниже себестоимости. Очевидны направления необходимых изменений, в частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки реформирования ЕСП на протяжении 2000-2002 гг. оказывались безуспешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих решениям или соглашениям ЕС с ВТО по вопросам регулирования сельского хозяйства, быть не может. Таким образом, будущая модель поддержки сельского хозяйства в рамках ЕС остается неопределенной. 
Присоединение к ЕС новых членов из Центральной и Восточной Европы поставило под сомнение возможность проведения политики солидарности в том объеме и тех формах, в которых она проводилась в ЕС в 1990-е годы. А это – один из краеугольных камней всей политики европейской интеграции. Ее инструментами являются так называемые, структурные фонды и фонд сплочения, формируемые путем жесткого закрепления за ними определенного процента бюджета ЕС (1,27% совокупного ВВП стран-членов). 
Среди структурных фондов необходимо выделить:

    Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, неразрывно связанный с общей сельскохозяйственной политикой ЕС;
    Социальный фонд, финансирующий переквалификацию трудящихся, особенно в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы, а также профессиональное обучение молодежи;
    Фонд регионального развития, ориентированный на содействие районам, отставшим в своем развитии или пораженным структурным кризисом в промышленности;
    Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и целиком ориентированный на развитие четырех стран с наименьшими показателями производства валового продукта на душу населения – Греции. Ирландии. Испании и Португалии.
За счет ресурсов структурных фондов в 1990-е годы оказывалась поддержка районам-получателям, в которых проживало 178 млн. человек, т.е. более половины граждан ЕС. Очевидно, что новые страны-члены самостоятельно не в силах преодолеть в обозримом будущем свое отставание от стран ЕС ни в развитии, ни в зрелости рынков, ни в структуре хозяйства. А это значит, что Европейский Союз еще долго будет иметь дело с государствами клиентского типа, активно претендующими на регулярное перераспределение в их пользу ресурсов ЕС. Число же тех, кто по современным стандартам ЕС может претендовать на помощь из его бюджета, после расширения Союза возросло со 185 млн. до 291 млн. человек. 
Вступление в Союз стран ЦВЕ автоматически существенно понизило и показатель совокупного ВВП на душу населения, следовательно, целый ряд районов - нынешних получателей помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% от среднего по ЕС уровня. Все вступающие автоматически пополнили число стран-получателей ввиду своей отсталости. Такое усиление гетерогенности пространства ЕС – вызов завоеваниям Союза и прежде всего вызов его социально-экономическому сплочению, так как осуществление полноценного приема новых членов ущемило интересы как основных стран получателей структурных фондов, так и главных плательщиков в общин бюджет ЕС. 
Разрабатывая так называемую программу «сближения» и, в соответствии с ней, стратегию финансирования новых стран-членов ЕС, Еврокомиссия постаралась, по крайней мере частично, учесть основные особенности вступающих в Евросоюз государств и направить с помощью организации адресной помощи, государства ЦВЕ по пути «правильного» экономического развития. Данная программа ЕС постоянно пересматривается с учетом особенностей экономического развития того или иного государства и направлена на обеспечение присоединения новых 10 членов союза к Еврозоне в период с 2007 по 2010 годы.  
В соответствие с принятым на 2000-2006 гг. бюджетом ЕС новым государствам-членам из Центральной и Восточной Европы будет направлено около 39,6 млрд. евро (таблица 10).

Динамика  бюджетных расходов ЕС по статье «сближение»  в случае расширения (млрд. евро, в  ценах 1999 г.)
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
ЕС-15
Структурные фонды Фонд сближения
29,4 2,6
28,8 2,6
28,3 2,6
27,7 2,6
27,1 2,5
27,1 2,5
26,7 2,5
Новые государства-члены ЕС
Структурные фонды и Фонд сплочения Поддержка кандидатов
Всего
0 1,0
33,0
0 1,0
32,4
3,8 1,0
35,7
5,8 1,0
37,1
7,9 1,0
38,5
10,0 1,0
40,6
12,1 1,0
42,3
 
В следствие того, что ожидаемый  ежегодный экономический рост –  примерно 2,5% в странах ЕС-15 и 4% в новых странах-членах – создаст к концу рассматриваемого периода дополнительно лишь половину средств, вторую половину необходимо будет получить за счет сокращения получателей в ЕС-15. 
За счет программы «сближения» планируется достижение следующих основных экономических показателей стран ЦВЕ, которые представлены в таблице 11.

Планируемые экономические показатели развития некоторых стран ЦВЕ в 2004-2007 годах (декабрь 2004 г.)
страна показатель годы
2004 2005 2006 2007
Латвия ВВП 8,1 6,7 6,5 6,5
Инфляция 6,2 4,3 3,0 3,0
Баланс  госбюджета -1,7 -1,6 -1,5 -1,4
Литва ВВП 6,5 6,5 6,2 6,0
Инфляция 1,2 2,9 2,5 2,9
Баланс  госбюджета -2,5 -2,5 -1,8 -1,5
Словения ВВП 4,0 3,8 3,9 4,0
Инфляция 3,6 3,0 2,7 2,6
Баланс  госбюджета -2,1 -2,1 -1,8 -1,1
 
Из таблицы видно, что. Однако даже такие темпы роста не смогут «приблизить» страны ЦВЕ на «приемлемое» расстояние для обеспечения возможности безболезненного присоединения. 
Проблемы присоединения новых членов накладывают на страны Европейского союза дополнительные обязательства по созданию более эффективной системы функционирования. 
Возможные сценарии дальнейшего развития валютного союза. Эксперты МВФ, учитывая дальнейшие внутренние преобразования в странах Европейского союза и продолжающуюся интеграцию, рассчитали два сценария дальнейшего развития стран в рамках валютного союза в 2000-2010 годах. 
При первом варианте страны-участницы валютного союза осуществляют дальнейшую фискальную консолидацию и добиваются сокращения государственных расходов в среднесрочной перспективе на сумму, эквивалентную 2% ВВП. Одновременно предполагается, что им удается повысить эффективность факторов производства на 0,5% за счет либерализации товарных рынков и введения единой валюты, а также снизить уровень безработицы до 7% за счет значительных реформ рынков труда. 
При втором варианте страны-участницы ограничиваются строгим выполнением требований Маастрихтского договора, но не осуществляют никаких дальнейших структурных реформ. Полученные результаты систематизированы в таблице 12.

Варианты  развития валютного союза (в %)
Показатели 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2010г.
Вариант 1. Валютный союз с дополнительной фискальной консолидацией и реформой рынков труда
реальный  ВВП 0,2 0,9 1,0 1,1 2,9
дефлятор  ВВП -0,3 -0,7 -1,1 -1,4 -1,9
долгосрочная  норма процента 0,1 -0,1 -0,3 -0,4 0,0
уровень безработицы -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -2,0
общий баланс государственного бюджета (в % к ВВП) 0,4 0,9 1,5 2,1 0,8
чистые  доходы 0,0 0,0 0,11 0,2 -1,1
расходы -0,4 -0,9 -1,4 -1,9 -1,9
общий государственный долг    (в % к ВВП) -0,4 -1,4 -2,7 -4,5 12,6
торговый  баланс (в млрд. USD) -3,5 13,8 22,8 31,6 27,9
Вариант 2. Валютный союз без дополнительной фискальной консолидации и без реформ рынков труда
реальный  ВВП 0,1 -0,3 -0,6 -0,9 -2,5
дефлятор  ВВП 0,1 0,3 0,6 0,9 2,3
долгосрочная  норма процента 0,2 0,3 0,4 0,5 0,5
уровень безработицы 0,2 0,4 0,7 0,9 2,0
общий баланс государственного бюджета (в % к ВВП) -0,2 -0,5 -0,7 -0,9 -1,3
чистые  доходы 0,0 -0,1 -0,2 -0,3 0,7
расходы 0,2 0,4 0,5 0,6 0,6
общий государственный долг    (в % к ВВП) 0,1 0,7 1,4 2,3 9,8
торговый  баланс (в млрд. USD) -1,7 22,1 31,7 38,8 67,3
 
Как видно из данных таблицы 13, первый вариант намного предпочтительнее второго. Таким образом, если за созданием валютного союза не последуют глубокие реформы финансовой системы и трудовых отношений, он не только не даст странам-участницам никакого выигрыша, но и приведет к снижению тех макроэкономических показателей, которые они имели бы без валютного союза.

Пятое расширение Европейского Союза 1 мая 2004 года было самым амбициозным за всю историю  Союза как по количеству присоединившихся стран, так и по сложности, поскольку  новыми членами стали страны с разной и часто различной социальной и экономической историей. С тех пор прошло уже более двух лет, и этот срок достаточный, чтобы проанализировать кратко- и среднесрочные последствия расширения для экономического развития стран—новых членов.
Сам процесс  последнего расширения ЕС с экономической  точки зрения имел несколько характерных  особенностей. Во-первых, это было присоединение 10 стран с существенно более  низкими социально-экономическими показателями по сравнению с ЕС-15, что доказывает принципиальную возможность объединения разных по уровню развития групп стран не только на принципах свободной торговли или таможенного союза, но и экономического союза. Во-вторых, расширение Союза стало важным этапом довольно мягкой, без экономических шоков, адаптации экономик ЕС-10 к новым условиям конкурентной среды Единого внутреннего рынка ЕС. В-третьих, очевидные положительные последствия расширения ощутили как новые страны-члены (прежде всего), так и в меньшей мере старые на всех уровнях реализации экономических эффектов этого процесса: потребители, производители, национальные экономики, интеграционное объединение в целом. Процесс расширения был взаимовыгоден как для ЕС-10, так и для ЕС-15. Наконец, он был хорошо спланирован, эффективно руководили, его риски и затраты были интернационализированы и минимизированы в пределах Союза и присоединявшихся стран.
Реальное воплощение позитивных экономических ожиданий — таков основной вывод из анализа  последствий расширения ЕС для новых  стран-членов. Страны ЕС-10 имеют стабильные и довольно высокие темпы экономического роста, усиливается макроэкономическая стабильность их развития, растет занятость и уменьшается безработица, быстрыми темпами происходит социальное сближение с наиболее развитыми странами ЕС, растет конкурентоспособность национальных производителей как на рынках Союза, так и третьих стран.
Фактически  подготовка к вступлению этих стран  в ЕС продолжалась свыше десяти лет, более интенсивно — с 1997-го, когда было принято решение о перспективах расширения. С учетом переходных положений в некоторых отраслях и сферах этот процесс для ЕС-10 полностью завершится в 2009 году. За время подготовки к вступлению страны-новички успешно трансформировали свои экономики из плановых в эффективно функционирующие рыночные (это не касается, понятное дело, центральноевропейских стран, то есть ЕС-10 без Мальты и Кипра). В отличие от других государств Восточной Европы, кризисные явления в экономиках этих стран в начале 90-х годов были непродолжительными, и с 1993—1994 гг. они уже демонстрировали положительные темпы экономического роста, прежде всего вследствие эффективных рыночных реформ, кардинальной переориентации внешнеэкономических связей, интеграции в Единый внутренний рынок ЕС.
За время непосредственной подготовки ко вступлению и после  него темпы экономического роста  ЕС-10 в 1,7 раза превышали соответствующие  экономические показатели ЕС-15. При  условии сохранения этого соотношения  страны ЕС—10 за 35 лет достигнут уровней экономического развития ЕС-15 (см. табл. 1). Уже в 1997—2005 годах ВВП на душу населения в ЕС-10 вырос с 44,3 до 52,1% от уровня ЕС-15. Темпы ежегодного роста реальной заработной платы за последние десять лет в ЕС-10 были в 3,5 раза выше, чем в ЕС-15. За этот период страны ЕС-10 существенно улучшили индексы развития человеческого потенциала по оценками ПРООН, особенно это касается Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии и Венгрии.
Страны—новые  члены ЕС достигли и поддерживают высокий уровень макроэкономической стабильности (табл. 2). За годы подготовки ко вступлению уровень инфляции здесь сократился в три раза, приблизившись к средним показателям ЕС-15. Вместе с тем в 2005 году сохранялось существенное различие в ее темпах по отдельным новым членам — от 1,6% в Чехии до 6,9 — в Латвии. Инфляционное давление все же осталось значительным, оно обусловлено процессами ценовой конвергенции, ростом заработной платы, адаптацией косвенных налогов к требованиям ЕС, заметными колебаниями цен на товары по отдельным странам как составляющим Единого рынка ЕС.
Показателем макроэкономической стабилизации и конвергенции с ЕС-15 стало существенное снижение процентной ставки — в среднем по ЕС-10 за 2001—2005 годы с 8,1 до 4,4%. Это было следствием положительных ожиданий относительно уровней инфляции, уменьшения премии за риск, появления реальной перспективы вхождения новых членов ЕС в валютный союз.
Ощутимо улучшились также показатели дефицита государственного бюджета стран — в среднем  с -3,2 до -2,9% от ВВП за этот же период, что отвечает маахстрихтскому критерию (-3%). Наилучшие показатели у Эстонии и Латвии, наихудшие — у Венгрии и Мальты. За это время ухудшили свои показатели только две страны — Венгрия и Польша. Государственный долг в среднем по новым членам Союза вырос с 37,4 до 41,1% от ВВП, однако остается значительно ниже маахстрихтского критерия (60%) и показателя ЕС-15 (64,6%). При этом в пяти странах он вырос, а в других пяти — уменьшился.
Непостоянную  тенденцию имело изменение уровней  безработицы. Ее уровень возрастал в 1998—2002 годах, а с 2002-го начал уменьшаться, особенно в 2005 году, когда занятость выросла на 1,5%. За 2004—2005 годы уровень безработицы в ЕС-10 уменьшился с 14,3 до 13,4%, что, впрочем, намного превышает соответствующий показатель в ЕС-15 — 7,9%. Несмотря на положительные тенденции до и после вступления в ЕС, характерными для рынка рабочей силы в ЕС-10 остается высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи; значительная незанятость низкоквалифицированной рабочей силы; серьезные региональные различия в уровнях безработицы.
До расширения весьма неопределенными были возможные  последствия массовой миграции рабочей  силы из стран ЕС-10 в ЕС-15. Долгосрочные прогнозы (до 15 лет) оценивали общий  объем миграции рабочей силы до 3 млн. чел., то есть всего в 1,2% трудоспособного населения ЕС-15 в 2020 году. Краткосрочные прогнозы определили этот объем на уровне 300—350 тыс. чел. в первые годы расширения. Однако первые два года показали, что процент рабочей силы из стран—новых членов на рынках ЕС-15 является довольно стабильным до и после вступления, с небольшим увеличением в Великобритании, Австрии и Ирландии. Ее объем просто недостаточен, чтобы существенно повлиять на структуру и уровни заработной платы на рынках рабочей силы ЕС-15. Миграция из третьих стран вызывает значительно большую обеспокоенность в европейских странах-реципиентах.
Именно после  расширен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.