На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Экономическая безопасность и механизм её обеспечения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Институт  экономики управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский филиал 
 
 
 

Экономический факультет 
 
 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическая безопасность и механизм её обеспечения
(курсовая  работа по дисциплине «Экономическая  теория») 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студент 1 ДО курса гр. 872        Гарифуллина В.А
Научный руководитель: к.э.н.                            Муртазина Г.Ф.
  
 
 
 
 
 
 
 
 

                       

Набережные  Челны-2008
Содержание 
 

Введение                    3 

1. Сущность  экономической безопасности                               6
1.1. Безопасность  личности, общества и государства                6
1.2. Понятие  экономической безопасности                              10
1.3.Нормативно-правовая  основа экономической  безопасности России                                                      11
2. Структура  экономической безопасности государства           14
2.1. Классификация  угроз экономической безопасности          14                                                               
2.2.Механизм  обеспечения экономической безопасности         16                          
2.3.Обеспечение  экономической безопасности государства 17
3. Концепция национальной безопасности РФ          19 

Заключение                 21
Список  использованной литературы            22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Экономическая безопасность и механизм её обеспечения.
Для раскрытия  данной темы я использовала следующие  главы:
- Сущность  экономической безопасности;
- Структура  экономической безопасности государства;
- Концепции  национальной безопасности РФ.
Актуальность  темы исследования обусловлена теоретической  и практической значимостью проблемы, связанной с решением задач обеспечения  экономической безопасности организации  и включающей механизмы защиты её экономических интересов правоохранительными органами.
Цель  курсовой работы выяснить:
      Во-первых, какими объективными факторами определяется приоритетность того или иного вида национальной безопасности.
      Во-вторых, что представляет экономическая  безопасность.
      В-третьих, кто принимает участие в формировании и реализации политики обеспечения  национальной безопасности РФ.
Я выяснила, что приоритетность того или иного  вида национальной безопасности определяется объективными факторами:
Во-первых, потребностью граждан, общества, государства и мирового сообщества в нем для самосохранения и развития;
Во-вторых, растущей уязвимостью людей и  жизненно важных объектов без сосредоточения усилий на её укрепление;
В-третьих, наличием широкого круга угроз и  опасностей, которым должна противостоять данная система безопасности.
Обеспечение  экономической безопасности России представляют собой комплекс ер, направленных на защиту общенациональных интересов  страны в сфере экономики, оказывающих  регулятивное воздействие на неё, и  активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они не исходили.
В соответствии с Концепцией в формировании и  реализации политики обеспечения национальной безопасности российской Федерации  принимают участие: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Совет безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Экономическая безопасность-состояние, в котором  народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития.
Потребность в защите от нежелательных внешних  воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность  в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных  объединений людей, включая общество и государство.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую  конструкцию. Будучи частью системы  национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
. военной,
. технологической,
. продовольственной,
. экологической  безопасности и др.
В конце XX - начале XXI века человечество столкнулось  с рядом проблем, с которыми прежде не сталкивалось. Речь идет об усложнении и глобализации экономических и политических отношений между странами, активизации международных террористических организаций, криминализации экономики и росте организованной преступности, ухудшении экологической обстановки, усилении факторов риска частного и государственного бизнеса.
Для достижения цели исследования последовательно  решались следующие задачи:
- обеспечение  экономической безопасности государства
- анализ  приоритетности национальной безопасности
- рассмотрение  механизма обеспечения экономической  безопасности
Выполненные в курсовой исследования базируются на достижениях современной науки в областях экономики, управления, права и др. среди которых нашли своё отражение труды Сенчагова В, Силова Н.В., Кривцова А.И., Конарёвой Л.А., Осипова В.М. и др.
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:
Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:
1. нормальном  функционировании экономической  системы в целом;
2. возможности  безболезненного включения и  нормальной работы внутренней  экономической системы в мировой.
В работе приведены общие направления  поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это: проведение эффективной промышленной и структурной политики; восстановление инвестиционной активности; спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства.
Хочется надеяться, что проблемы экономической  безопасности займут подобающее им место  в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана.
Надеюсь, что её осуществление будет проведено  быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.
В работе использовались следующие источники  информации: Бельских В.М., Есипов В.М., Конарева Л.А., Котилко В.В., Красноперова Т.Я., Кривцов А.И., Уфимцев Ю.С., Буянов В.П., Ерофеев Е.А. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность экономической  безопасности 

1.1 Безопасность личности, общества и государства 

Отсутствие  безопасности становится понятным каждому, кто в своей профессиональной деятельности или повседневной жизни столкнулся с необходимостью защищаться от воздействия неких информационно-психических, техногенно-природных или физических сил.
Таким людям не надо объяснять, насколько  актуально иметь нормальные человеческие условия для сохранения жизни, поддержания рода, эффективности работы и спокойного отдыха. Эти люди знают, что такое чужая сила и собственный страх, и не хотят, чтобы ситуации силового давления или психического воздействия повторялись в их жизни.
В самом  общем виде под безопасностью понимается ситуация, при которой кому - или чему-нибудь не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо. При этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв, тогда как безопасность последних обеспечивается лишь в двух случаях: либо конкретные жертвы парируют все опасности, либо для них они вообще не существуют.
Безопасность- это состояние или положение, когда нет опасности. Однако, как  показывает история, такого состояния  достичь ни отдельному человеку, ни различным формам сообщества людей не удавалось. Наоборот, стремясь защититься от опасности, люди создали такие виды вооружений и в таком количестве, что это стало наиболее явной опасностью для каждого живущего.
Безопасность  является одной из важнейших потребностей человека вслед за его потребностью в пище. Воде, одежде и жилище. Это не только общенаучная, но и философская категория. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости конкретных объектов, их отношения к внутреннему и внешнему миру.
Однако  это не вещь в себе, скрывающая за такими терминами, как внутренняя и  внешняя политика, оборона, экономика, экология, информатика, социальная политика, здоровье народа, технология и. т. п. Это вполне конкретная, ясная и чёткая категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненно важных интересов человека, общества, государства.
Философ и правовед, политик и учёный по-разному  формулируют многогранное понятие  «безопасность», стараясь приспособить его к своей сфере деятельности.
 Официальное  толкование понятия «безопасность»  сформулирована в законе РФ  «О безопасности»- это состояние  защищённости жизненно важных  интересов личности, общества и  государства от внутренних и внешних угроз. Важно, что в новых условиях сущностью безопасности становится защита не только государства и его политических институтов, но в большей мере человека и общества. Первоочерёдной становится проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова, безопасности социума-личности, отдельных групп населения, общества в целом. Это значит, что первооснову национальной безопасности России должны составлять интересы отдельных личностей, из которых вытекают интересы общества и государства. Именно от человека в решающей степени зависит обеспечение безопасности всех. Безопасность каждого предопределяет безопасность общества и государства. Особенно важно утверждение человеческого измерения безопасности в связи с тем, что в современных условиях стабильность обстановки в стране все больше и больше определяется внутренними, а не внешними факторами.
Отсюда  основными объектами безопасности России являются:
    личность - её права и свободы;
    общество – его материальные и духовные ценности;
    государство – его конституционный строй, суверенитет и  территориальная целостность.
   Властные структуры рассматриваются  как инструмент,   предназначенный  для обеспечения наилучших условий  для развития личности, общества  и самого государства в рамках  всего спектра имеющихся возможностей.
Можно выделить три основных фактора, характеризующих  безопасность России, как государства. Это:
    жизненно важные интересы государства. К ним относятся территориальная целостность и суверенитет, активное и равноправное включение в мировое сообщество, стабильность и демократический правопорядок внутри страны;
    характер и источник угроз. Они заключены в качествах человека, в личностных человеческих отношениях;
    возможность отражения существующих угроз. Она опирается на силу государства, баланс сил в мировой системе государств и геополитическую ситуацию в регионе и мире в данный момент.
Обеспечение безопасного развития общества, т.е. упреждение и исключение внутренних и внешних опасностей, является одной  из важнейших задач политики  властных структур России. Развитию и существованию общества могут угрожать самые разные опасности: экономического, военного, экологического, информационного и другого характера.
Под системой обеспечения безопасности понимается организованная совокупность специальных  органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Задачами этой системы являются:
    разработка и осуществление мер по защите интересов;
    формирование, функционирования и развития органов, сил и средств обеспечения безопасности;
    восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий.
Цели  системы обеспечения безопасности включают: выявление, предотвращение, пресечение, локализацию, отражение, нейтрализацию и уничтожение угроз.
Обычно  выделяют три интегральных вида безопасности в соответствии с тремя совокупными  видами ресурсов и ценностей: социальную, экономическую, и территориальную. В свою очередь каждый из трёх этих видов безопасности делится ещё на три вида:
    Социальная безопасность – это правовая, интеллектуальная, духовно-культурная безопасность;
    Экономическая безопасность – это хозяйственная, технологическая, финансовая безопасность;
    Территориальная безопасность – жизненная, сырьевая и экологическая безопасность.
Базовыми  показателями безопасности следует  считать вероятности появления  либо не появления катастрофических или аварийных происшествий, риск социально-экономического ущерба при  их возникновении и затраты, необходимые  для предупреждения. Критерием эффективности различных мер обеспечения безопасности будут те уровни опасности, которые соответствуют минимуму соответствующих издержек, а оптимальными – мероприятия, влекущие максимальный для заданных затрат прирост показателей безопасности либо минимальные для приемлемого её уровня затрат.
Исходной  предпосылкой при рассмотрении проблемы безопасности является понятие опасность. Опасность – это объективно существующая возможность негативного воздействия  на социальный (или биологический организм), в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и.т.д.).
Источник  опасности – это условия и  факторы, которые потенциально таят в себе и при определённых условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.
Под угрозами обычно понимается совокупность факторов и условий, представляющих, опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Любая стратегия безопасности разрабатывается  исходя из национальных интересов и  ценностей.
Понятие «национальные интересы» является собирательным, включающим все остальные  виды интересов. Этот термин стал широко использоваться сравнительно недавно, в нашей стране на протяжении семи десятилетий в большем ходу были «интернациональные» императивы.
Нация находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить  в жертву свои национальные интересы – объективные потребности нации как внутренне целостного и самобытного социального образования в единстве всех его свойств. В них аккумулируется отношении нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных  духовных ценностей. К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление, достойное место в мировом сообществе, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.
По своей  направленности интересы ориентированы  на обеспечения выживания, прогрессивного развития и в той или иной степени  лидерства личности, общества, государства. Особое значение имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает само существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства. Другие интересы, связанные с проблемой выживания принято относить к второстепенным.
Национальная  безопасность в широком смысле –  способность общественной системы  страны обеспечить высокий уровень  жизнедеятельности нации и её конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях  надёжного существования и устойчивого развития.
Приоритетность  того или иного вида национальной безопасности определяется объективными факторами:
Во-первых, потребностью граждан, общества, государства  и мирового сообщества в нем для  самосохранения и развития;
Во-вторых, растущей уязвимостью людей и жизненно важных объектов без сосредоточения усилий на её укрепление;
В-третьих, наличием широкого круга угроз и  опасностей, которым должна противостоять  данная система безопасности.
Исходя  из этого, объектами национальной безопасности называют реально существующие явления, процессы и отношения, защита которых составляет стратегическую цель и основное содержание политики безопасности.
К основным объектам национальной безопасности относятся:
    Личность: её жизнь, свобода и собственность;
    Социальные, территориальные, этнические, языковые, религиозные и другие группы, включая семью, национальные и иные меньшинства: их право на организацию, возможность самостоятельно решать вопросы групповой идентичности;
    Общество: его материальные и духовные ценности;
    Государство: его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Важнейшим критерием национальной безопасности является соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, социальной группы, общества в целом и государства, их взаимная ответственность в обеспечении безопасности. 

1.2 Понятие экономической  безопасности 

Понятие «экономическая безопасность», хорошо известное в практике деятельности управленческих структур зарубежных стран, является относительно новым в лексиконе российских органов управления экономикой.
Экономическая безопасность-состояние, в котором  народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и  политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости. Стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета.
Экономическую безопасность можно рассматривать  как устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить:
    Максимально возможное удовлетворение общественных потребностей;
    Технико-экономическую и технологическую независимость, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;
    Защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от изменения текущих целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний.
Экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности. Во внешних отношениях решающее слово по-прежнему остаётся за военной безопасностью, во внутренних – за социальной, в отношениях с глобальной окружающей средой – за экологической. Но экономическая безопасность является определяющей в том смысле, что она служит основой всех других видов безопасности. Так, военный потенциал зависит от экономического и технологического потенциала, внутриполитическая стабильность – благосостояния и стабильности социально-экономической обстановки, деятельность по охране природы – от уровня благосостояния и технологического развития общества.
Так как  экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую  структуру, в качестве объектов экономической  безопасности выступают экономические отношения различных уровней:
    Уровень семьи – экономические интересы каждого гражданина страны;
    Микроэкономический уровень – интересы агентов рынка;
    Региональный уровень – экономика субъектов Федерации;
    Макроэкономический уровень – экономика страны в целом.
Следует отметить, что связь между уровнями экономической безопасности человека (семьи) и государства неоднозначна. Низкому уровню экономической безопасности индивидов может соответствовать  как низкий, так и высокий уровень  экономической  безопасности государства.
Понятие «экономическая безопасность» применимо  к различным субъектам: отдельным  гражданам, предпринимательским структурам, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в  целом. 

1.3 Нормативно –  правовая основа  экономической безопасности России 

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. Экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических  интересов личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.
Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства,
являются  основные элементы экономической системы  и экономической деятельности.
Государственная стратегия экономической безопасности включает:
1) характеристику  внешних и внутренних угроз  экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
2) определение  критериев и параметров, характеризующих  национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.