На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Финансовые ресурсы мирового хозяйства. Их структура и особенности распределения между странами и регионами

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вариант 8 – Мировая экономика 

Оглавление 

 

    Финансовые  ресурсы мирового хозяйства. Их структура и особенности распределения между странами и регионами
 
 
     В экономической научной и практической литературе до сих пор нет единого  мнения относительно определения финансовых ресурсов. Те что подаются в словарях и научной литературе, не соответствуют  сущности финансовых ресурсов или раскрывают ее не полностью. Так, Михаил Бирман характеризует финансовые ресурсы как выраженную в деньгах часть национального дохода, сконцентрированную непосредственно в государстве или на предприятиях для использования в целях расширения воспроизводства и на обеспечение общегосударственных нужд[2].
     Господин  Сычев подчеркивает, что финансовые ресурсы как денежные накопления денежных фондов создаются предприятиями, объединениями, организациями и  государством в порядке распределения  и перераспределения общественного продукта и национального дохода.
     Экономист Гуйда определяет финансовые ресурсы  как совокупность доходов, отчислений и поступлений, находящихся в  распоряжении предприятий, организаций  и государства. Они направляются на удовлетворение общественных потребностей с целью расширения производства и роста материального благосостояния общества.
     Данные  определения финансовых ресурсов указывают  на место создания ресурсов и принадлежность их к субъектам финансовых отношений. Но не указывается источник их создания и назначения.
     Отечественный ученый Михаил Коробов определяет финансовые ресурсы как централизованные и  децентрализованные денежные фонды  целевого назначения, которые формируются  в процессе распределения и перераспределения  национального богатства, совокупного общественного продукта и национального дохода. И предназначаются для использования в соответствии с задачами социально-экономического развития общества и отдельных предприятий. В этом определении четко указывается целевое назначение финансовых ресурсов, но не определяется источник их создания.
     «Современный  экономический словарь» определяет финансовые ресурсы как совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический  субъект, находящихся в его распоряжении. И являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования[5].
     Финансовые  ресурсы обеспечивают финансово-экономическую  стабильность экономического субъекта и мобилизуются в момент внезапной рецессии.
     По  широкому определению, финансовые ресурсы мира (мировые финансы) - это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. По узкому определению совокупность только тех финансовых ресурсов, которые используются в международных экономических отношениях, то есть отношениях между резидентами и нерезидентами. Но граница между широким и узким определениями все больше размывается по мере глобализации мировых финансов.
     Финансовые  ресурсы принадлежат частным лицам, компаниям, национальным и международным организациям, государствам. Они неравномерно распределены между странами и поэтому постоянно перемещаются между ними. Это движение финансовых активов принимает форму международного движения капитала.
     Одновременно  часть финансовых ресурсов занята в  обслуживании платежей, возникающих  в ходе международной торговли товарами и услугами, передачи знаний (технологии) и международной миграции рабочей  силы. Это движение финансовых активов  в мире принимает форму международных валютно-расчетных отношений.
     Движение  мировых финансовых ресурсов условно  делят на две формы международных  экономических отношений[7]:
    Международное движение капитала
    Международные валютно-расчетных отношения
     Зачастую  подобное разделение применяют только для аналитических целей. На практике же это выглядит как финансовые (денежные) потоки через национальные границы.
     Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал в зарубежные проекты, инвестор осуществляет так называемые зарубежные инвестиции (долгосрочные вложения государственного или частного капитала в зарубежные предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения дохода).
     Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого  процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в  следующих формах[9].
     1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Надо отметить, что движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в кризисном 1998 году вывоз капитала из России составил около тридцати миллиардов долларом, причем в форме государственного капитала - лишь двести миллионов долларов, а остальное — в форме частного капитала.
     2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.
     3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах. В мире и в России в частности преобладает движение краткосрочного капитала. Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Также к ним относятся прямые и портфельные инвестиции.
     4. В ссудной и предпринимательской форме. Так, в 2007 году Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме. В ссудной форме капитал приносит его владельцу доход главным образом в виде процентов по вкладам, займам и кредитам. Что касается, предпринимательской формы капитала (предпринимательский капитал), То он складывается преимущественно за счет прибыли (превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров).
     Международно-валютные отношения - это совокупность экономических  отношений, связанных с функционированием  денег как мировых денег. Это  валютные отношения, обслуживающие  обмен между экономическими агентами и национальными экономиками[4].
     В процессе исторической эволюции происходила  смена мировых валютных систем. Изменялись такие элементы валютно-расчетных  и финансовых отношений, как формы  мировых денег (золото, резервные  валюты, международные валютные единицы), условия конвертируемости валют, режимы валютных паритетов (соотношение валют, соответствующее их золотому содержанию) и валютных курсов.
     И сегодня объемы валютных ограничений  и состав компонентов международной  валютной ликвидности, правила использования международных кредитных средств обращения и формы международных расчетов продолжают меняться. Также непостоянны и режимы валютных рынков и рынков золота, равно как и органы межгосударственного регулирования.
     Валютно-расчетные  отношения находят наиболее полное отражение в платежном балансе, систематизирующем все финансово-экономические операции страны с остальным миром за определенный промежуток времени.
     Итак, мировые финансовые ресурсы обеспечивают финансовую стабильность международной  экономической системы. Устраняют финансовый дисбаланс между разными странами, помогают решать международные затруднения, а также могут способствовать развитию и поддерживанию экономики отдельного государства.
     Финансовые  ресурсы мира находятся преимущественно  и движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Часть из них попадает в золотовалютные резервы (ЗВР), часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи[5].
     Золотовалютные  резервы делятся в свою очередь  на официальные и частные. Финансовая помощь выражается в выделении межгосударственных кредитов и грантов и кредитах от международных организаций. А также включает в себя займы, субсидии, дары, и все виды перемещения капиталов из развитых стран в развивающиеся страны на льготных или безвозмездных условиях.
     Также странам с развивающейся экономикой предоставляют техническую поддержку  на льготных условиях. Кстати говоря, техническая  помощь включает передачу стране-получателю помощи научно-технических знаний и  производственного опыта на льготных или безвозмездных условиях.
     Но  все же, надо отметить, что большая  часть финансовых ресурсов направляется на удовлетворение потребностей мирового финансового рынка. Он включает в  себя пять видов[1]:
    валютный рынок – механизм, посредством которого производятся:
     - купля-продажа, обмен иностранной  валюты, чеков, векселей, переводов  и других платежных документов  в иностранной валюте;
     - операции по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов,  рабочей силы и другие операции, осуществляемые с использованием иностранной валюты;
     - сделки по страхованию валютных  рисков, диверсификации валютных  резервов и перемещение валютной  ликвидности;
     - меры валютного вмешательства.
    Другой и наиболее насыщенный сегмент финансового рынка во всех развитых странах - рынок деривативов (производные финансовые инструменты, наиболее известны как фьючерсы и опционы - производная ценная бумага) - торговля фьючерсами и опционами на акции, валютой, индексами рынка и процентными ставками, товарами. И надо сказать, что насыщенность рынка вполне оправдана, ведь такая торговля гораздо проще и дешевле, чем непосредственно самими продуктами.
     Самой прозрачной и защищенной формой операций с производными финансовыми инструментами  является торговля стандартными контрактами на организованных площадках и биржах.
    рынок страховых услуг - система экономических отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям.
     В зависимости от финансовых возможностей страховых организаций по приему на страхование и в перестрахование  крупных и опасных рисков различают  емкость страхового рынка. Это очень  гибкая система, приспосабливающаяся  к интересам страхователей. Если страхование или перестрахование не может быть размещено на страховом рынке какой-либо одной страны полностью, то такой рынок является ограниченным.
     4. рынок акций - совокупность экономических  отношений между продавцами и  покупателями ценных бумаг. Торговля акциями совершается на фондовой бирже, а также внебиржевыми методами. Условия и порядок торговли акциями регулируются соответствующим законодательством.
 

2. Тарифное регулирование внешней торговли. Экономическая роль таможенных пошлин и их функции.

    Тарифное  регулирования внешней  торговли (Tariff trade regulation) предполагает применение таможенной пошлины (customs duty) - государственного денежного налога, взимаемого с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей. Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:
    По  товарному обращению[5]:
    ·             Ввозная (импортная) (import tax) - пошлина, взимаемая при перевозке товаров в таможенную зону.
    ·             Вывозная (экспортная) (export tax) - пошлина, которой облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.
    ·             Провозная (транзитная) (transit duty) - пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны.
    По  основе начисления:
    ·             Адвалорная (ad valorem tariff) - взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.
    ·             Специфическая (specific tariff) - взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара.
    ·             Комбинированная (compound tariff) - сочетает оба вида таможенного обложения.
    По  происхождению:
    ·             Автономная (autonomous tariff) пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
    ·             Договорная (conventional tariff) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.
    ·             Преференциальная (preferential duty) - льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.
    По  характеру применения:
    ·             Специальная (special duty) - пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
    ·             Компенсационная (countervailing duty) – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.
    ·             Антидемпинговая (untidumping duty)пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.
    Таможенные  пошлины объединяются в таможенном тарифе (custom tariff). Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В настоящее время распространены "многоколонные тарифы" (multilinear tariff), устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать дифференцировать ставки таможенных пошлин в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране (группе стран), т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами.
    Фактически  ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная[6].
    Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др.
    Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и др.
    Таможенные  пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
    Таможенный  кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
    В правовой и экономической литературе нет единого представления о  природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций.
    Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК РФ. С позиций  общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.
    Таможенная  пошлина (customs duty) Ї обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
    Таможенные  пошлины выполняют три основные функции[4]:
    1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
    2. протекционистскую  (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
    3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
    Существует  следующая классификация таможенных пошлин.
    По  способу взимания[9]:
    а) адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
    б) специфические -- начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
    в) комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
    Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному  налогу на продажу и применяются  обычно при обложении товаров, которые  имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов Ї сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
    По  объекту обложения:
    а) импортные - пошлины, которые накладываются  на импортные товары при выпуске  их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей  формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
    б) экспортные - пошлины, которые накладываются  на экспортные товары при выпуске  их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко  отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
    в) транзитные - пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
    По  характеру:
    а) сезонные - пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько  месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
    б) антидемпинговые -- пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
    в) компенсационные - пошлины, накладываемые  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров[8].
    Обычно  эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем  порядке в чисто защитных целях  от попыток недобросовестной конкуренции  со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.
    Введение  особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.
    По  происхождению[3]:
    а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
    б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего  или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;
    в) преференциальные - пошлины, имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
    По  типам ставок:
    а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены  органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
    б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных  органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы Ї довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
    По  способу вычисления:
    а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
    б) эффективные Ї реальный уровень  таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров[8].
    В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под  таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина Ї есть налог, а другие Ї приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.
    Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос  в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право  на свободу предпринимательской  деятельности.
    Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом  перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.
    В-третьих, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через  таможенную границу.
    В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.
    В-пятых, право уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).
    В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.
    Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами Ї интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.
    В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
    Пошлина относится к числу ценовых  категорий. Это требует индивидуального  подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными  и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.
    При определении ввозных пошлин в  прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины  определялись на высоком уровне и  рассматривались как один из важнейших  источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки.
    В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением  или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен. Такая дифференциация таможенных пошлин требовала ее научного обоснования, изучения объективных факторов, определяющих эту дифференциацию.
    Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.
    При специализации национального производства одна и та же страна может иметь  конкурентные преимущества по одним  видам продукции, на производстве которых  она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую ее производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно[3].
    Интернациональные издержки производства формируются  в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно - при прочих равных условиях - более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами. Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.
    Рассмотрение  природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.