На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Экономика высшего образования в России: проблемы и перспективы

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ПЕРМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет информатики и экономики
Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
по курсу  «Основы НИР» 

ЭКОНОМИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ 

                                              Выполнила:
                                              Тляшева З.Д.
                                              Студентка группы 1212
                                              Руководитель: Селезнева  С.М. 
 
 
 

Пермь
2010
Оглавление:
Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Состояние системы высшего образования в России и перспективы развития.

    1.1. Проблемы системы высшего образования в России на современном этапе  ……………………………………………………………………....  5

    1.2. Перспективы развития высшего образования в России …………..  8

Глава 2. Зарубежный опыт поддержки высшей школы.

    2.1 Зарубежный  опыт реформ в образовании ………………………….  13

    2.2. Новые  подходы к финансированию в эпоху массового

    образования  ……………………………………………………………...  13

Глава 3. Анкетирование ………………………………………………………. 15
Заключение …………………………………………………………………….. 21
Список литературы …………………………………………………………… 22 
 
 

 

Введение.
     Актуальность  темы исследования. На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.
     Успешность  решения указанной проблемы в  первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.
     Сегодня конкурентоспособность страны в  меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает “человеческий фактор”, способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Это возможно только при наличии тотальной грамотности, высокого интеллектуального уровня общества, а также при условии результативной государственной политики в области образования.
     В первую очередь, это утверждение  верно для системы профессионального, высшего образования. Российскому  государству необходима четко функционирующая  система подготовки высокоинтеллектуальных специалистов, которые будут способны эффективно работать в высокотехнологичном производстве XXI века.
     Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе  такие, как создание условий для  массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.
Вместе  с тем, крайне важно сохранить  все лучшее, что было достигнуто в отечественной системе высшего образования за прошедший период её развития. Серьезные достижения здесь очевидны. Российское образование, в первую очередь высшая школа, продолжают оставаться одними из лучших в мире. Это подтверждают, в том числе, возрастающий спрос на отечественных специалистов за рубежом, международная оценка российской системы образования.
     Цель  исследования – выявить основные проблемы в системе высшего образования, в частности в экономике высшего образования. 
     Для достижения поставленной цели были решены задачи:
      проанализирована структура системы высшего образования в РФ;
      оценено реальное состояние экономики высшего образования в России на современном этапе;
      продемонстрированы реформы зарубежных государств в системе высшего образования;
      продемонстрированы новые подходы к финансированию образования.
     Объектом  исследования является система высшего образования в России.
     Предмет исследования: экономика высшего образования в России 

 

1. Состояние системы  высшего образования  в России и перспективы развития.

1.1. Проблемы системы  высшего образования  в России на  современном этапе.
     На  данный момент в системе высшего  образования сложился ряд проблем, анализ которых поможет наметить пути их решения, выраженные в проектах и законах Министерства образования. Попробуем осветить их.
     Первая  из них – это существенное расширение сети российских вузов и беспрецедентный рост числа студентов за последние 10 лет, что повлекло за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия.
     Убежденность  в высокой ценности высшего образования в наше время является настолько всеобщей, что должна рассматриваться как факт. Для достижения успеха в любой из сфер деятельности человека, разумеется, требуется высшее образование. В современном российском обществе мало кто сомневается в его ценности, необходимости и престижности.
     Второй  проблемой является преемственность качества образования между разными ступенями образования. В настоящее время вузы недовольны качеством подготовки абитуриентов, а работодатели недовольны качеством образования выпускников вузов. Все дело в том, что в меньшей степени затрагивается вопрос практической направленности высшего образования. Это значит, что выпускник вуза не может сразу же после учебы начать реализовывать на практике полученные знания. Зачастую, приходя на работу, ему приходится слышать фразу «забудь все то, чему тебя учили в университете».
     Третей  важной проблемой является качество самого образования. По данным опроса, проведенного в группе 1212, лишь 4% опрошенных полагают, что вузовская подготовка в нашей стране соответствует мировым стандартам, а 21%, напротив, убеждены, что отечественное высшее образование - ниже мирового уровня.
     Рассмотрим  основные причины снижения качества российского образования.
     Сейчас в России насчитывается около 3500 государственных и негосударственных высших учебных заведения и их филиалов [9]. Причем растет доля негосударственных ВУЗов, где за обучение приходится платить. Нередко качество получаемых знаний оказывается значительно ниже именно в них, в которых плата за обучение часто сопровождает не более высокий уровень подготовки, а так же возможность получения дополнительных поблажек и преимуществ.
     “Девальвация  образования”, примерами которой  являются, предоставление некачественных образовательных услуг, торговля дипломами о высшем образовании, стала одной из серьезных проблем отечественной высшей школы в последние годы. Её возникновению способствовало функционирование непрозрачной для общественности системы лицензирования и аккредитации вузов. По данным Министерства образования России в 2009 году из 1411 негосударственных учреждений высшего профессионального образования, лишь 433 имело государственную аккредитацию.
     Процесс создания филиалов и представительств крупных вузов в малых городах, с одной стороны есть несомненное благо, так как это отчасти компенсировало трудности поступления в вуз для жителей глубинки. С другой стороны, это не могло не повлечь за собой дальнейшее ослабление требований к студентам и преподавателям. К тому же не секрет, что для весомого числа юношей поступление на учебу в вуз (а затем и в магистратуру, и в аспирантуру) является средством избежать призыва в вооруженные силы. Надежды на то, что переход на одногодичную обязательную воинскую службу, введенный с 1 января 2008 года, автоматически устранит это уродливое явление, более чем проблематичны.
     Причиной  несоответствующего качества так же является недостаточное бюджетное  финансирование системы высшего  образования. Существующая бюджетная  система финансирования не рассчитана на обновление дорогостоящего оборудования, создания мощной технической базы.
     Образовательные учреждения наряду с бюджетным финансированием  могут получать средства и из внебюджетных источников. К ним относятся такие  поступления как: членские и вступительные взносы, взносы учредителей, добровольные пожертвования, гранты, безвозмездные поступления, средства, полученные от предпринимательской деятельности, средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, средства, полученные от государственных внебюджетных фондов, средства в расчетах (кредиторская задолженность).
     Доступность образования является следующей немаловажной проблемой нынешней системы. Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на получение бесплатного образования, будь то дошкольное, среднее, средне специальное или высшее специальное образование. Но в соответствии с опросом группы 1212 70% опрошенных уверены, что сегодня нельзя поступить в вуз «без значительных денежных затрат». Затраты проявляются в различной форме, к ним можно отнести: оплата услуг репетитора, оплата различных курсов, организуемых ВУЗами перед поступлением в него, прохождение тестирования, взятки. Причем последние могут обозначаться как «добровольные» взносы в кассу вуза, выплачиваемые родственниками абитуриентов, наименее успешных по результатам вступительных экзаменов. Но что самое интересное - родители готовы платить, и они платят бешенные денежные суммы, чтобы хоть как-то пристроить свое чадо в ВУЗ. Именно в этом обстоятельстве скрыты основные причины, как действительной коррупции, так и широко распространенных представлений о коррумпированности при поступлении в вузы.
     Еще одна проблема высшего образования - это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего»
студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться  сильный и талантливый студент.
     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что, несмотря на многочисленные попытки государства усовершенствовать систему высшего образования России, в ней всё же существуют проблемы, которые требуют немедленного решения.

1.2. Перспективы развития  высшего образования  в России

     Перспективы развития высшего образования в России находят свое отражение в документе «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации». Остановимся на нем поподробнее.
     «Приоритетные направления развития образовательной  системы Российской Федерации», одобренный Правительством РФ 9 декабря 2004 г, конкретизируют и дополняют основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.
     В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
     В «Направлениях…» изложено «важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ».
     17 октября 2007 года Совет Федерации одобрил закон, совершенствующий систему высшего профессионального образования в России, в соответствии с которым в России будет введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.
     Первый  уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после  бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.
     Каждый  из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже  после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.
     Второй  уровень высшего образования, с  углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.
     Правом  поступления в аспирантуру или  ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.
     У каждого уровня высшего образования  будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет устанавливать Министерство образования и науки РФ, однако они не будут существенно отличаться от ныне действующих. За всеми уровнями образования сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
     Что же касается развития современной системы  непрерывного профессионального образования, то в «Направлениях…» изложены основные принципы реализации, такие как:
    обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
    создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;
    повысить роль общественных институтов в управлении образованием;
    сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;
    создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.
     За  последние годы существенно возросли вложения государства в развитие и модернизацию образования. Только из федерального бюджета ассигнования на образование в 2009 году увеличились более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. А всего из консолидированного бюджета в целом по стране последние два года на образование направляется свыше одного триллиона рублей.
     Проанализировав успешный опыт Западных стран по кредитованию высшего образования, Россия в лице государства начинает внедрять новую  отрасль системы финансирования образования.
     1 февраля 2008 года началась реализация  эксперимента по государственной  поддержке предоставления образовательных  кредитов студентам вузов, имеющих  государственную аккредитацию. 112 вузов  подали заявки для участия  в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Вузы, среди которых 5 негосударственных, представляют все Федеральные округа РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.