На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Трансформационная экономика : особенности и основные черты. Роль государства в трансформационной экономике

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

     Кафедра «Экономической теории и истории экономических учений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ РАБОТА 
 

        по дисциплине: Макроэкономика
        на тему: Трансформационная экономика : особенности и основные
        черты. Роль государства  в трансформационной  экономике. 
 
 
 
 

        Студент                                                                              
        ВШУБ, 3-й курс, ВВЛ-3                                                         

                                                                                                 
        Руководитель
         
 

          
 
 
 
 
 

                                                      МИНСК 2010
  
 
РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 30 с., 1 табл., 12 источников. 

     ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА, ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ. 

     Объект  исследования Республика Беларусь.
     Предмет исследования – трансформационная экономика Республики Беларусь.
     Цель  работы: анализ перехода Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике.
     Задачи, которые ставятся в данной работе:
    рассмотреть сущность, цели переходной экономики;
    рассмотреть основные черты, закономерности и пути перехода к рыночной экономике;
    рассмотреть переход Республики Беларусь к социально ориентированной экономике.
     Методы  исследования: теоретического анализа  и синтеза, методы индукции и дедукции.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.                                                                                            
 
 

     ___________________
                                                                       (подпись студента)
 

        СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………………...4
1. Понятие трансформационной экономики и концепции перехода к рыночной экономике……………………………………………………………………………….6
2. Основные направления рыночных преобразований……………………………..10
3. Роль государства в трансформационной экономике……………………………..15
4.Белорусская модель социально-экономического развития..................................17
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………….29
Приложения……………………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        ВВЕДЕНИЕ 
 

     Девяностые  годы XX века были поистине судьбоносными  для экономики Беларуси. Распался Советский Союз, рухнули прежние  принципы организации и функционирования экономики, практически все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. Возникла необходимость в сжатые сроки создать собственную государственность, национальную банковскую систему, ввести национальную валюту, искоренить гиперинфляцию, насытить рынок элементарными потребительскими товарами, поддерживать отечественных товаропроизводителей, сдерживать рост безработицы, защитить социально наиболее уязвимые слои населения, определить перспективную модель социально-экономического развития страны, овладеть навыками конкурирования на мировых рынках товаров и услуг.
     Это, безусловно, далеко не полный перечень проблем, которые предстояло решать молодому суверенному белорусскому государству в последнее десятилетие XX века. Многие из них носили пионерный характер, поэтому естественно, что при их решении допускались ошибки и просчеты, которые в ряде случаев ухудшали и без того непростую экономическую ситуацию в стране.
     С момента распада СССР прошло более  десяти лет. Изменилась экономическая обстановка в республике. На смену спаду производства пришел экономический рост, который, однако, и сегодня все еще вызывает дискуссии по поводу своей устойчивости. Определена стратегическая линия на формирование в стране социально ориентированной рыночной экономики, происходят многие трансформации в этом направлении, растет, хотя и не столь быстро как хотелось бы, уровень благосостояния населения.
     Однако  в экономике Беларуси остается еще  много нерешенных проблем. Это и  низкая рентабельность реального сектора, убыточность и слабая реформированность сельскохозяйственного производства, и недостаточная конкурентоспособность на внешних рынках товаров и услуг отечественного производства, неразвитость многих сегментов рыночной инфраструктуры, и слабая восприимчивость материального производства к инновациям и ряд других. Глобализация стала важнейшим фактором экономического развития любого государства.
     Место и роль темы «Переходная экономика» в курсе экономической теории объясняется ее содержанием. До недавнего времени курс экономической теории в нашей стране ограничивался изложением положений западной экономической мысли о процессах происходящих в развитой рыночной экономике. Бесспорно, знание достижений мировой экономической науки, которого мы были лишены во времена господства командно-административной системы хозяйствования, крайне необходимо. Однако отечественная экономическая наука должна реагировать и на те качественно новые изменения, которые осуществляются сейчас на территории Беларуси и на территории бывшего Советского Союза в связи с переходом к рыночной экономике. То состояние, в котором находится экономическая система в период перехода от одной (административно-командной) системы к другой (рыночной), получило название «переходная экономика».
     Теоретическая и практическая необходимость изучения особенностей переходной экономики ставит перед экономической теорией ряд новых важных задач. Во-первых, требуется разработка соответствующего научного категориального аппарата. Во-вторых, этот аппарат должен быть увязан с уже разработанной системой категорий и законов экономической теории. В-третьих, нужно разработать и применить соответствующий методологический аппарат. В четвертых, необходимо определить место проблем переходной экономики среди других тем, изучаемых экономической теорией. В-пятых, изучение процессов переходной экономики требует соответствующего методического обеспечения.
     Вышеизложенное  стало побудительным мотивом к написанию данной курсовой работы и обуславливает актуальность данной темы.
     Объект  исследования Республика Беларусь.
     Предмет исследования – трансформационная экономика Республики Беларусь.
     Цель  работы: анализ перехода Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике.
     Задачи, которые ставятся в данной работе:
    рассмотреть сущность, цели переходной экономики;
    рассмотреть основные черты, закономерности и пути перехода к рыночной экономике;
    рассмотреть переход Республики Беларусь к социально ориентированной экономике.
     В работе рассмотрены основные черты, цели, закономерности переходной экономики.
     При написании работы автором были использованы источники как зарубежной, так  и отечественной экономической  литературы. Для рассмотрения практической стороны вопросы были исследованы  нормативно-правовые акты и статистические материалы.
      В ходе написания работы использовались такте методы как сравнение, детализация  и синтез (обобщение), что позволяет  сделать оценку и рассмотреть  основные инструменты кредитно-денежной политики, дать оценку кредитно-денежной политики проводимой в Республике Беларусь.
 

       1 ПОНЯТИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 
 

       Необходимость особого периода, который называют переходным, обусловлена двумя главными обстоятельствами. Во-первых, старением экономической системы, снижением ее способности к самосовершенствованию, саморазрешению своих внутренних противоречий и, как следствие, торможением развития. Во-вторых, со временем накапливаются изменения в общей среде, в которой живет данная система экономики, т.е. в природно-климатических условиях, в социокультурной среде, в связях и отношениях между странами.
       Накопившиеся  изменения в самой системе и во внешних условиях при их определенной критической массе становятся неразрешимыми для старой экономической системы и вызывают необходимость ее смены на новую. Это означает, что жизненный цикл данной системы идет на спад и заканчивается, наступает переходный период. Признаками наступившего переходного периода можно считать:
    неустойчивость экономического развития с явлениями сильного спада или кризиса;
    нарастание альтернативных элементов, новых для существующей системы экономических отношений;
    обострение интересов, конфликтов старых и новых экономических отношений и их субъектов.
       Таким образом, переходный период в экономике есть период с особым ее состоянием, характеризующимся неустойчивостью, промежуточностью и выражающим переход от одной экономической системы к другой. Главная функция данного периода - сформировать базис новой экономической системы. Притом критерием новой, более прогрессивной системы явится новый уровень экономической и социальной эффективности.
       Важно иметь в виду, что переходная экономика  сама по себе не представляет экономическую  систему, поскольку не обладает основными  системными свойствами - устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, упорядоченностью и другими свойствами. Это - особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью, неустойчивостью, сменой экономической системы.
       Переходные  периоды - не новое явление в истории социально-экономического развития. Такие периоды были и раньше. Это дает возможность ставить вопрос о типах переходных периодов, их классификации. Если критерием классификации выделить объект происходящего перехода, т.е. то, на что направлены происходящие изменения, тогда можно различать следующие основные типы переходных периодов:
    технико-экономический, т.е. переход от одного технологического способа производства к другому (например, от ремесленного к машинному);
    экономико-организационный, т.е. переход от одного типа организации и управления экономикой к другому;
    аксиолого-мотивационный, при котором одна система ценностей и мотивов экономической активности сменяется другой;
    системно-экономический, когда на смену одной экономической системы приходит иная;
    цивилизационные - глобальные переходы от одного типа цивилизации к другому с включением, кроме существенных экономических изменений, изменения в социокультурной и др. сферах.
       По  глубине преобразований можно различать следующие типы переходов:
    внутрисистемные переходы;
    межсистемные переходы, когда кардинально изменяется вся 
    экономическая основа общества и его основные институты.

       Еще одним критерием различения типов  переходных периодов может служить  их масштаб. Тогда выделяют переходные периоды:
    национальные (в рамках одной страны);
    региональные;
    глобальные [1, с. 257-259].
       При всем многообразии особенностей переходного периода, порожденных сменой различных экономических систем, происходившей в принципиально разные исторические эпохи и в разных странах, можно тем не менее выделить общие черты, присущие всякой переходной экономике как таковой. Наиболее существенными из них представляются следующие:
    переходный период - это длительная историческая полоса ввиду сложности и многогранности преобразований;
    наличие двух линий развития: восходящей, знаменующей становление новой системы экономических отношений, и нисходящей, выражающейся в отмирании прежней, взаимодействие которых в течение всего переходного периода весьма драматично, так как связано с судьбами экономических субъектов этих отношений;
    переходный период характеризуется неустойчивостью экономического развития, так как старая система исчерпала свой потенциал, а новая еще не сформировалась. Такая неустойчивость наиболее отчетливо проявилась в постсоциалистических странах в трансформационном спаде, явившемся механизмом разрешения накопленных ранее противоречий, материализовавшихся в макроэкономической структуре;
    острота экономических противоречий порождает не менее острые социальные конфликты, крайней формой проявления которых становится гражданская война;
    неоднозначность судьбы старых экономических отношений: они либо полностью вытесняются новыми, либо интегрируются в новую экономическую систему в существенно преобразованном виде;
    при равенстве исходного и конечного пунктов преобразований в тех или иных странах неизбежна в наиболее существенных моментах общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя различия исторических эпох, в которых осуществляется один и тот же по своему содержанию переход в странах-лидерах и странах догоняющего типа развития, придают им весьма существенную специфику, не говоря уже о национальных особенностях. Так, например, во всех постсоциалистических странах проводится приватизация объектов государственной собственности, однако соотношение и масштабы бесплатной и денежной приватизации, например, в них разное, равно как и методы осуществления каждой из них. Или другой пример: становление капитализма в России в процессе рыночной трансформации весьма отлично от аналогичного процесса, протекавшего в развитых странах несколько столетий тому назад, что, однако, не отменяет общих закономерностей, присущих этому периоду, получившему в экономической литературе с легкой руки А. Смита название первоначального накопления капитала. И в этом смысле видный американский социолог С. Коэн глубоко прав, когда говорит о «транзите в Средневековье» современной российской экономики [2, с. 19-20].
       Создание  рыночной экономической системы - это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:
    либерализация экономической деятельности (свободаторговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования);
    ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксированных цен (на первых этапах - инфляции (Пол Колодко, Макмахон) т.е. ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита);
    ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнай) - финансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений;
    борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции;
    структурная перестройка, повышение удельного веса второго подразделения, достижение конкурентоспособности продукции;
    формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).
       К числу методов решения задач переходного периода относятся:
    стабилизация - экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
    либерализацию цен;
    минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельности госпредприятий;
    удорожание кредита (максимально до 210% ставки финансирования ЦБ);
    введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
    сдерживание роста доходов.
    преобразование форм собственности:
    приватизация и реституция - возвращение бывшим собственникам в ряде европейских стран;
    снятие ограничений для развития частного сектора.
    изменение структуры экономики:
    антимонопольная политика;
    конверсия;
    механизм банкротства;
    интеграция в мировой рынок [3, с. 29-30].
 

        2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 
 

       К настоящему времени сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Первая предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества. Ее авторы опираются на монетаристскую концепцию, утверждающую, что преобразования должны происходить с минимальным участием государства [4, с. 30]. Основными направлениями преобразований по этой концепции являются либерализация цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий. Другие меры включают переход к конвертируемости отечественной валюты, приватизацию государственных предприятий и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. Государство при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Это направление получило название «шоковая терапия». Данный термин заимствован из медицины, но, тем не менее, удачно отражает сущность происходящих в экономике изменений.
       В соответствии с шоковым вариантом осуществляется комплекс преобразований, направленных на замену централизованного планирования основными элементами рыночной экономики, а именно: быстрая либерализация цен и торговли, проведение программы стабилизации, назначение которой обеспечить устойчивые цены. Эти меры перехода должны сопровождаться и подкрепляться переходом к конвертируемости валюты для текущих операций, созданием условий для появления новых частных предприятий, приватизацией государственной собственности, демонополизацией промышленности, принятием новых стандартов бухгалтерского учета, проведения реформы системы налогообложения, судебной системы, финансового сектора и государственной службы.
       Он  эффективен в случае необходимости быстрого преодоления тяжелого финансового положения и острого товарного дефицита в стране. Классический случай - Польша, в разной степени - страны Восточной Европы, Россия. Стержнем экономической политики при шоковой терапии является борьба с инфляцией путем проведения жесткой денежно-кредитной политики.
       Второй  вариант предполагает поэтапное  проведение реформ, которые проводятся в экспериментальном порядке с последующим распространением позитивного опыта. При реализации такого варианта ограничения первоначально снимались в сельском хозяйстве и в других отраслях, находящихся в состоянии кризиса, а затем распространялись на другие сферы экономики по мере того, как появлялись необходимые элементы институциональной структуры. Эта стратегия основана на повышении эффективности и росте доходов на стартовом этапе реформ, которые служили основой и стимулом дальнейших более сложных преобразований.
       Поскольку рыночные отношения и плановое начало будут некоторое время сосуществовать в национальной экономике, то закономерно появление побочных эффектов выборочной либерализации, а именно: частные компании будут стремиться перемещать товары и финансовые ресурсы из дешевых и контролируемых сегментов экономики в либерализованные сектора, отличающиеся высокими ценами и извлекать спекулятивную прибыль, ослабляя сектор, контролируемый государством.
       Авторов подобного варианта часто называют «градулистами» (от англ, gradual - постепенный). Наиболее характерный пример реализации второго направления - Китай и Венгрия, а среди стран СНГ - Беларусь.
       Очень близка к предыдущей концепции теория «планирования развития». Она предусматривает поддержку государством высоких темпов экономического роста путем постепенного устранения факторов, сдерживающих развитие экономики. Важнейшим элементом данного варианта является госрегулирование, основывающееся на государственной финансовой системе, воздействующей на экономическую конъюнктуру посредством субсидий и стимулирующей кредитно-денежной и налоговой политики. Существенное место в этой теории занимает координация правительством взаимодействия бюджетов государства, корпораций и домашних хозяйств.
       Различия  между этими вариантами заключаются, во-первых, в сроках проведения основных преобразований в экономике, во-вторых, в степени охвата рыночными отношениями народного хозяйства. Выбор варианта зависит от экономических, политических, социальных и других условий, а также от воли политического руководства. Степень макроэкономической несбалансированности - не единственный фактор, обусловливающий выбор той или иной модели реформ. Очень важны и такие неэкономические факторы, как политическое устройство страны, ее история, культура, географическое положение.
       Мировая практика показывает, что эволюционный вариант перехода более предпочтителен в тех случаях, когда значительный удельный вес в народном хозяйстве занимают отрасли с предпринимательским сектором (сельское хозяйство, ремесленное производство), удельный вес тяжелой промышленности невысокий, есть стабильность финансовой системы, как, например, в Венгрии. Прежде всего, административные ограничения снимаются в сельском хозяйстве и других отраслях, находящихся в состоянии кризиса. Затем рыночные преобразования распространяются и на другие сферы экономики. В таком варианте сосуществуют рядом, иногда длительное время, рыночные и административные начала в экономике.
       Анализ хода реформ в разных странах показывает, что одной из основных причин негативного восприятия реформ является слишком неравномерное распределение собственности и доходов. Так, во многих странах с переходной экономикой директора государственных предприятий использовали приватизацию в личных целях. Появились миллионеры и миллиардеры с вызывающе роскошным образом жизни, в то время как значительная (а иногда и подавляющая) часть населения живет ниже уровня бедности. Подобная ситуация стимулирует политическую и социальную нестабильность в обществе, выступает значительным препятствием для успешного построения рыночной экономики [5, с. 19-22].
       Если  в первые годы проведения приватизации предприятия продемонстрировали более высокую эффективность, то в последующие и в настоящий момент сфера частных отношений начинает сужаться и снижается эффективность производства. Так, в 1998 г. еще действовали преимущества предпринимательского подхода к экономической деятельности. Удельный вес приватизированных предприятий, включая арендные, составил 43,6 %. Рентабельность этих предприятий была 13,6 % , в то время как на государственных предприятиях этот показатель составлял только 9,5 % . Но в экономике уже наметились негативные тенденции, связанные с преимущественным распространением государственных прав. Несмотря на то, что Президентом Беларуси был издан в 1998 г. Декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», процесс реформирования ее в 1998 г. существенно замедлился. Так, в сфере республиканской собственности было отчуждено 89 объектов (здания, сооружения, незавершенное строительство), акционировано всего 40 предприятий, выкуплено арендными коллективами - 11. В последующем частный интерес, связанный с возможностями реализации своего дохода как собственности, основанными на обмене прав, еще более снизился. Причем это снижение коснулось как уровня средней и крупной приватизации, так и уровня углубления индивидуализации прав. В 1-м квартале 2000 г. процесс реформирования государственной собственности повторяет тенденцию предыдущих лет. Из 145 объектов республиканской собственности, прогнозируемых к разгосударствлению и приватизации на 2000 г., не преобразовано ни одного. В сфере коммунальной собственности из 300 запланированных всего 10 предприятий акционированы и 2 проданы на аукционе.
       Такой же застойный характер приобрел и процесс создания частной собственности у конкретных субъектов. Отсутствие операций на фондовых рынках с участием владельцев чеков и акций затрудняет конвертацию чеков непосредственно в ценные бумаги предприятий. Лишь около 40% граждан использовали свои чеки, а обеспеченность их приватизируемым имуществом составляет чуть более половины. В связи с создавшейся ситуацией было принято постановление о продлении срока обращения чеков до 1 июля 2002 г., а их погашения - до 30 июня 2004 г. Отсрочка в погашении будет иметь реальный эффект в будущем и представлять собой отложенные права, если к этому моменту изменится финансовая политика государства, а также предприятиям малого и среднего бизнеса будет предоставлена возможность приобретения в частную собственность основных факторов производства. Если же общая тенденция развития экономики сохранится, то по-прежнему основными формами дохода граждан останутся заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты. При этом вышеназванные виды трудовых доходов в настоящее время составляют менее половины от уровня 1990 г. Таким образом, возможность использования будущих прав не станет реализацией отношений частной собственности, а единовременной возможностью извлечения одноразового потока дохода, который существенным образом не повлияет на экономическое положение субъектов в экономике, тем более не сможет изменить его. А это будет означать, что до сих пор не удалось трансформировать и преобразовать личную собственность в частную.
       За 2000 г. приватизировано лишь 47 предприятий республиканской собственности, причем по состоянию на июль 2000 г. - ни одного. Тем не менее, в связи с объединением с Россией и унификацией правовой базы, возможно оживление приватизации. Поэтому актуальным является анализ итогов проведенного реформирования собственности.
       Среди социальных последствий приватизации можно выделить положительные и отрицательные. Вначале - отрицательные.
    Изменение формы собственности не привело к созданию среднего класса, который мог бы быть опорой для реформ. На образованных в результате приватизации АО акционеры - члены трудовых коллективов не стали эффективными собственниками. Это обусловлено тем, что члены трудовых коллективов не получили возможности управлять предприятием, получать дивиденды и реализовывать имеющиеся акции. А именно через эти возможности и реализуется собственность. Возможность участвовать в управлении они не получили в связи с небольшим количеством акций. Дивиденды мизерны, и акции нельзя реализовать по цене более высокой, чем цена приобретения. Причина - в общем экономическом кризисе в стране.
    Одной из задач, приватизации была защита населения и развитие социальной инфраструктуры. Эта задача не решена, потому что средства от приватизации получены незначительные.
    Первые 2 года - 1991-1992 - приватизация проводилась без правовой базы. Результат - большая часть населения была обманута. Собственниками стали представители власти  и  криминальные структуры. Следствием явилась быстрая дифференциация доходов населения.
    Рост преступности в экономической сфере - взятки за лучшие объекты приватизации, скупка акций лучших предприятий иностранными компаниями. Кроме того, в первую очередь, приватизировались эффективно работающие предприятия.
    Рост безработицы. Устаревший пример, но потому что это было характерно именно в то время. По данным Госкомстата Республики Беларусь, в 1994 г. в связи с сокращением штатов было уволено 69,3 тыс. человек. Общая численность безработных составила 101,2 тыс. человек, а потребность предприятий в работниках - 18,3 тыс. Причем данные эти заниженные, потому что не все не имеющие работы регистрируются на службе занятости.
       Теперь - положительные последствия.
       1. Общий уровень безработицы в стране из-за приватизации повысился. Но на предприятиях коммунальной собственности создано много новых рабочих мест. По состоянию на 1 августа 1999 г. - более 1800. Второй положительный момент касается приватизированных предприятий коммунальной собственности. На них увеличилась заработная плата рабочих. Но в условиях углубляющегося экономического кризиса это увеличение редуцируется.
       Итак, видно, что, в основном, социальные последствия  приватизации отрицательные. 

 

        3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИООНОЙ  ЭКОНОМИКЕ 
 

       Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.
       Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики  все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В течение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики [6, с.381].
       Однако  по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в экономику и постепенно сужается государственное регулирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.
       Однако  в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве.
       Отрицательные черты командной экономики - отсутствие стимулов для предпринимательства, продуктивного труда, инновационной активности, эффективного использования ресурсов, иждивенчество, безответственность и безынициативность. Такой тип экономики и общества, такая роль государства оказались совершенно несовместимыми с переходом к постиндустриальной экономике.
       Одним из главных устоев экономической  политики последних лет явилась  приватизация государственной собственности. Разгосударствление собственности и хозяйства было совершенно необходимо как очень важное условие формирования современной системы хозяйства.
       С повальной приватизацией был  тесно связан и постепенный беспорядочный  демонтаж системы государственного управления экономикой: массовая либерализация  цен, единовременное сокращение более чем на половину госзаказа на оборонную продукцию, открытие национального рынка внешней конкуренции, резное уменьшение государственных инвестиций и т.д. Фактически государство отказалось от проведения структурной и научно-технической политики, от активного воздействия на инвистиционно-амортизационный процесс [7, с.25].
       Оживление предпринимательской деятельности происходило лишь в сфере мелкого  и среднего бизнеса, в банковско-финансовой сфере и торговле. В промышленности оно коснулось лишь отраслей, работающих на внешний рынок. В основном же на уровне предприятий рыночные стимулы заработали только в сторону остановки производства, но не его обновления. Что касается макроуровня, то здесь управление экономикой в современных условиях вообще не мыслимо без активной роли государства.
       Без повышения роли государства, восстановления управляемости экономики из её нынешнего  кризисного состояния не вывести. Нужен  двуединый процесс: с одной стороны, движение к современным механизмам рыночного саморегулирования, создание конкурентной среды, полнокровных рынков товаров, капитала, труда, недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, разветвленной рыночной инфраструктуры.
       С другой стороны, необходима выработка  с учетом мирового опыта оптимальных  для стороны форм и методов  государственного регулирования. Это должно означать не возврат к прежним функциям государства в командной экономике, а становление его новой роли в рыночной экономике постиндустриального типа [8, с.29].
       Для переходной экономики свойственны изменчивость и нестабильность. Особенности функционирования переходной экономики связаны с преемственностью воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере. Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов.  

 

        4 БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
 

       Социально-экономическое  развитие Беларуси осуществляется на основе государственных программ и  прогнозов, которые разрабатываются  на основе Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
       В основу всех разрабатываемых программ положена концепция модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь, которой присущи следующие черты:
    многоукладная экономика;
    социальная защита населения;
    обеспечение суверенитета и экономической безопасности страны;
    свобода предпринимательства;
    недопущение недобросовестной хозяйственной деятельности.
       Данная  модель отражает ценностные приоритеты белорусского населения.
       Проведенный широкий социологический опрос показал, что приоритетом №1 белорусского населения является высокий уровень развития экономики и благосостояния (за это высказались 50,3 % опрошенных); на второй позиции -социальная справедливость (35,3 %); на третьей - права человека (27,1 %); на четвертой - высокий уровень науки и техники (23,7 %) [9, с. 85-86].
       Ценностным  приоритетам белорусского населения соответствуют приоритеты пятилетки (2006-2010 гг.), которые заложены в Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Приоритетами экономического развития в 2006-2010 гг. являются:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.