На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Трансакционные издержки и их измерение

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Экономический факультет
Кафедра общей экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Институциональная экономика»
На тему: «Трансакционные издержки и их измерение» 
 
 

                  Выполнила: студентка 4 курса экономического факультета
                  гр. 4. 2. Б  
                  Абдуллина З.Р.
                  Проверила:
                     асс. Шарафуллина  Р. Р.
                     ________________________
                     « ___»______________2010 г. 
                 
                 

УФА-2010
СОДЕРЖАНИЕ 

  С.
      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
      Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК…………………………………..…………………………………..….
      Понятие и сущность трансакционных издержек…………………..
 
6 6
      1.2. Трансакции и их характеристики …………………………………….       1.3. Виды трансакционных издержек…………………………………….
8 10
      Глава 2. АНАЛИЗ ИЗМЕРЕНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ……………………………….……..........       2.1. Оценка трансакционных издержек в экономике ………….………….
 
14 
14
      2.3. Результаты количественной оценки трансакционных услуг в экономике США …………………………………………........................................       2.4. Методы минимизации трансакционных издержек......................…......
 
18 23
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 26
      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….... 28
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     Роль  и значение трансакционных издержек в экономике не могут быть преувеличены. Классическая экономическая школа, на основных идеях и постулатах которой строилось современное понимание рыночной экономики, оказалась не в состоянии объяснить определенные рыночные процессы. В частности, это относится к краеугольному камню рыночной экономики – сделке, трансакции, обмену. Классическая экономическая теория представляет сделку явлением мгновенным и свободным от каких-либо издержек, связанных с ее заключением. Это несоответствие окружающей реальности тревожило умы многих экономистов начала 20-ого века. В результате, в 1937 году Рональд Коуз своей статьей «Природа фирмы» ознаменовал прорыв нового взгляда на функционирование и развитие экономических систем. Идеи Коуза были развиты Уильямсоном и сформированы в Теорию Трансакционных Издержек, фундаментом которой является концепция трансакционных издержек.
     Введение  в экономический анализ понятия  трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением. Признание «небесплатности» самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности. Непринятие значения трансакционных издержек способно привести к неполному пониманию функционирования рыночных структур и, следовательно, к неправильной выработки определенных действий в рыночной экономике. Постулаты теории трансакционных издержек особенно применимы к тем сферам экономической деятельности в которых велика доля информационной ассиметрии, ограниченной рациональности и оппортунистического поведения взаимодействующих сторон. Это, в частности, относится к финансовой деятельности, юриспруденции, торговле.
     Несмотря  на многочисленные труды, посвященные трансакционным издержкам за последние десятилетия, попытки измерить или предложить определенные методы измерения трансакционных издержек предпринимались редко. Первой и наиболее фундаментальной работой в области измерения транcакционных издержек явился труд Дж.Уолиса и Д.Норта «Измерение трансакционного сектора в американской экономике, с 1870 по 1970 года» (1986)2, в котором авторы измерили трансакционные издержки генерируемые различными секторами американской экономики с 1870 по 1970 года.
    Главной трудностью в теории трансакционных издержек, с которой сталкиваются ученые, до сих пор остается проблема относительно четкой оценки и измерения трансакционных издержек. Трудности эти возникают как на методологическом, так и на статистическом уровнях. На методологическом уровне – это, в первую очередь, правильное разграничение и выделение трансакционных издержек из различного рода расходов. На статистическом уровне – проблемы другого характера, а именно: статистические системы разрабатывались и внедрялись на принципах классического и неоклассического экономического подходов к анализу институтов, и следовательно используемый ими аппарат и его результаты зачастую оказываются не достаточно объективны для использования в исследованиях теории трансакционных издержек. Поэтому, на данном этапе развития, теория трансакционных издержек концентрируется на выявлении воздействия и взаимосвязи трансакционных издержек на те или иные процессы и институты, в тоже время, не прекращая искать более эффективные методы оценки и измерения трансакционных издержек.
     Таким образом, целью данной курсовой работы является детальный анализ сущности трансакционных издержек и методов  их измерения, а также соотношение  теории с практикой. Для достижения вышепоставленной цели
предполагается  решить следующие задачи:
     - На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием и видами трансакций, генерирующих трансакционные издержки, выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории трансакционных издержек.
     - Изучив эмпирические исследования ознакомиться с методиками определения и измерения трансакционных издержек в экономике.
     Объектом исследования данной работы являются трансакционные издержки в экономике. Что касается предмета научного исследования, то им являются методики измерения и минимизации трансакционных издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 
 

      Понятие и сущность трансакционных издержек
 
     Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила основанием для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки [5, с. 31].
     Как известно, идею трансакционных издержек ввел в научный оборот Р. Коуз в  своей статье «Природа фирмы» (1937), однако до 1960-х годов она была практически не востребованной. Лишь после появления еще одной работы того же автора «Проблема социальных издержек» (1960), в которой Р. Коуз доказывает известную теорему, значение трансакционных издержек стало объектом широкой дискуссии. Разработке этой проблемы посвятили свои работы многие известные ученые-экономисты: Д. Норт, О. Уильямсон, К. Эрроу и др.
      Первоначально к трансакционным  относили лишь издержки, возникающие  при использовании рыночного механизма. Такой подход акцентирует внимание исследователей на рыночных операциях купли-продажи. И это не случайно, поскольку основным объектом экономического анализа традиционно является именно рынок, механизм его функционирования. В связи с этим трансакционные издержки обычно характеризуют как издержки по обмену правами собственности или по осуществлению и защите контрактов. Однако это не единственный подход, в экономической науке существуют разнообразные взгляды на природу трансакционных издержек. Их определяют также как издержки, связанные с получением выгод от специализации и разделения труда, издержки координации деятельности экономических агентов, издержки по установлению и функционированию институтов, обеспечивающих соблюдение норм хозяйственного поведения и т.д.
     В условиях современного экономического анализа трансакционные издержки получили множество толкований, иногда полностью  противоположных.
     Развивая  подход Р. Коуза, Ю. Ниханс предположил, что трансакционные издержки могут  существовать только в рыночной экономике. Однако такое представление делает несравнимыми хозяйственные системы, основанные на разных принципах координации деятельности людей, и приводит к существенным трудностям при изучении экономики переходного периода. Противоположный взгляд, предложенный К. Эрроу и трактующий Трансакционные издержки как издержки по эксплуатации экономических систем, напротив, предполагает, что такие издержки существуют в любой экономической системе. Преимуществом такого подхода является то, что он позволяет исследовать сравнительную эффективность различных типов организации экономики. Поскольку экономическую систему обычно представляют как совокупность экономических отношений между субъектами, то в более широком плане трансакционные издержки часто рассматривают как издержки взаимодействия.
     В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.
      Наиболее радикальное определение трансакционных издержек принадлежит, С.Чангу: "В самом широком смысле слова "трансакционные издержки" состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо". Поскольку процесс производства и от Робинзона Крузо требует известных затрат, то, значит, в экономике с двумя и более участниками трансакционными издержками следует считать все затраты сверх и помимо собственных издержек производства. Итак, чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем выше при прочих равных условиях уровень трансакционных издержек [5, с. 32-33].
     Очевидно, что трактовок трансакционных издержек множество, таким образом, трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало: трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности и.т.д.  
 

      Трансакции  и их характеристики
 
     Естественно, что уровень трансакционных издержек определяется особенностями самих  совершаемых сделок. Трансакции различаются  по тому, какие требования они предъявляют  к ограниченным рациональным способностям экономических агентов и какой простор оставляют они для их оппортунистического поведения. Для каждого типа сделок создаются специальные координирующие и защитные механизмы, смягчающие связанные с ним трения и потери.
     Выбор контрагентами того или иного типа контракта зависит от характеристик осуществляемых трансакций. Первой характеристикой является уровень неопределенности. Собственно неопределенность не есть неотъемлемый атрибут трансакции, она скорее представляет собой характеристику внешней среды. Однако, при рассмотрении уровня неопределенности как параметра осуществления трансакций, необходимо выявить, во-первых, основной источник неопределенности, и, во-вторых, поддается ли она структурированию, то есть могут ли экономические агенты ожидать наступление будущих событий с некоторой вероятностью, или они действуют в условиях радикальной неопределенности.
     Невозможность оценки всех будущих событий усугубляется неожиданностями, связанными с реакцией партнеров на экзогенные шоки, например, изменение рыночной конъюнктуры. Стороны соглашения не только не способны сделать предположения о вероятности и направлении изменений, но и определить насколько оппортунистически поведет себя контрагент.
     Вторая  характеристика трансакций – степень  специфичности активов, являющихся объектом соглашения или ресурсов, использование которых связано с выполнением контракта. Специфическим называется актив или ресурс, приобретающий особую ценность в рамках данных отношений. Это означает, что степень специфичности определяется в соответствии с возможностью перепрофилирования ресурсов или активов для использования в альтернативных целях или в отношениях с другими партнерами без потерь в производственном потенциале.
     Мы  будем выделять неспецифические, малоспецифические и идиосинкратические ресурсы и активы. Если доход от использования ресурса не превышает величины альтернативных издержек, то этот ресурс может рассматриваться как ресурс общего назначения (неспецифический). Если альтернативные издержки использования ресурса меньше извлекаемого из него дохода, но больше нуля, то это малоспецифический ресурс. Наконец, если альтернативные издержки пренебрежимо малы или равны нулю, то ресурс становится идиосинкратическим.
     Третьей характеристикой, влияющей на выбор  типа контракта, является частота трансакций. Для того, чтобы издержки по созданию и поддержанию сложных механизмов управления были оправданы, необходима повторяемость трансакций, при которой возникает положительный эффект от масштаба. Можно выделить три уровня частоты сделок: разовые, случайные и регулярные.
     Таким образом, трансакция понимается как  активное экономическое взаимодействие  хозяйствующих субъектов, охватывающих материальные, контрактные аспекты  обмена и используются для обозначения, как обмена товаров, так и обмена различными видами деятельности. Использование специфических ресурсов и активов повышает не только сложность контрактных отношений, но также влияет на их длительность путем увеличения взаимозависимости контрагентов. В условиях повторяемости сделок отношения партнеров приобретают менее формальный, более персонифицированный характер. Это позволяет избегать издержек, возникающих при использовании таких формальных механизмов как суд, арбитраж или государственные регулирующие органы.
     Итак, в условиях радикальной неопределенности выбор механизма управления контрактными отношениями будет зависеть от частоты трансакций и степени специфичности используемых ресурсов. 
 

      Виды  трансакционных издержек
 
     Современные экономисты предлагают различные классификации  трансакционных издержек. Нужно отметить, что единой общепринятой классификации пока нет. Можно попробовать рассмотреть трансакционные издержки в той последовательности, в какой они возникают по ходу совершения сделок:
     1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

     2. Издержки измерения. Любое благо имеет множество измерений, поскольку обладает комплексом полезных свойств. Существует два типа характеристик благ – физические и правовые, следовательно, можно выделить и два типа издержек измерения, связанных с оценкой свойств, принадлежащих различным типам. Необходимо измерить и/или оценить наличие этих свойств, что предполагает затраты на измерительную аппаратуру, затраты времени.

     3. Издержки ведения переговоров и заключения контракта. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.

     4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Поскольку благо имеет множество измерений с точки зрения возможных способов его использования, требуются определенные ресурсы и время для четкого определения объекта и субъекта права собственности и способа наделения им. Характерный пример ? это определение границ между соседними государствами или садовыми участками. С этой точки зрения издержки, связанные с урегулированием пограничных споров (в том числе и содержание вооруженных подразделений в непосредственной близости от границы, сооружение укрепленных районов), так же как и стоимость услуг землемера должны быть отнесены к категории трансакционных издержек. Проблема спецификации прав собственности, а также разграничения прав возникает практически повсеместно, если воспроизводится система взаимодействия между людьми по поводу ограниченных ресурсов. В частности, определение сферы компетенции в рамках фирмы, домашнего хозяйства, государственного учреждения также сопряжены с определением субъекта-носителя права, объекта, набора действий, которые могут быть осуществлены в отношении данного объекта а также условий делегирования данного права.

     5. Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. По существу, это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а процессу ? не к передаваемым продуктам, а поведению контрагентов по сделке [5, с. 32].
     Предконтрактный оппортунизм – модель «рынка лимонов» Акерлофа. Сигналы о качестве: государственная поддержка производителей высококачественных товаров, деятельность независимых организаций потребителей, целенаправленная политика производителей высококачественных товаров (репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена).
     Постконтрактный оппортунизм – в центре внимания исследователей оказались две основных формы оппортунистического поведения – «отлынивание» и «вымогательство».
     Как можно заметить, в приведенную  классификацию входят только те виды трансакционных издержек, которые несут непосредственные участники сделки. Мы уже отметили, что определенной общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось. Каждый из исследователей обращает внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Итак, для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Это такие операции как поиск информации (приемлемой цены), измерение полезных свойств благ, ведение переговоров и заключение контракта, спецификация прав собственности и т. п. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда ? многообразие видов трансакционных издержек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 

     2.1. Оценка трансакционных издержек в экономике

 
     Впервые попытку систематической оценки трансакционных издержек в экономике в целом предприняли Д. Норт и Дж. Уоллис. Ее результаты нашли отражение в статье «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870-1970 годах».
     Авторы  предлагают оценить трансакционные издержки через анализ четырех типов  отношений и соответствующих  им видов деятельности:
а) отношения  между отдельными покупателями и  продавцами;
б) внутрифирменные отношения;
в) производство услуг фирмами ? посредниками различных видов;
г) отношения, связанные с защитой прав собственности.
А. Издержки трансакции для отдельных покупателей  и продавцов. Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя. Трансакционные издержки включают:
     - затраты на получение информации о предлагаемых на рынке финансовых продуктах или услугах;
     - затраты, в том числе времени, на выбор финансового продукта (услуги);
     - затраты на оформление сделки купли-продажи такового.
     Следует отметить, что здесь возникает  проблема в связи с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который, в свою очередь, использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.
     При продаже к трансакционным относят  те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надежности для контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки.
     При анализе сделки по покупке финансового  продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей их количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вмененных издержек.
Б. Внутрифирменные  трансакционные услуги. Переходя от анализа трансакционных издержек в связи с поведением отдельных экономических агентов (покупателей и продавцов) к анализу их в связи с поведением групп, следует отметить, что наряду с общими моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, когда рассматриваются трансакционные издержки в связи с внутрифирменными отношениями, осуществлением внутрифирменных трансакций.
Предлагаются  два варианта оценки трансакционных издержек.
    Первый вариант заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определений иерархической структуры: между владельцами фирмы и менеджерами, менеджерами и контролерами, контролерами и рабочими. В этом случае структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. На высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму.
     2. Второй вариант предполагает более простую схему: акционеры как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производителями, то есть теми, кто сам участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек.
В. Трансакционные отрасли. Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. Таким образом, если в рамках их деятельности используются трансформационные услуги ресурсов, на уровне экономики в целом они все равно оцениваются как часть трансакционных издержек. К данной категории фирм относятся посредники. Однако можно предложить и более точную спецификацию отраслей, в которых сгруппированы фирмы, оказывающие чистые трансакционные услуги или трансакционные услуги по преимуществу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.