Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Экономическая безопасность России: состояние и прогнозы

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке  Российской Федерации
Читинский институт Байкальского государственного университета
Экономики и права 
Кафедра мировой экономики 
 
 
 

                              КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: 
Экономическая безопасность России: состояние и прогнозы. 
 
 
 
 
 

      Студент группы МЭ-08-2 Тетерин В.С.
                                                Научный руководитель: доцент кафедры мировой экономики,                   
кандидат геогр. наук Сульженко Владимир Валентинович   
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Чита – 2011
                                            ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1. Экономическая  безопасность в системе национальной  безопасности
 страны............................................................................................................................5
1.1. Понятие и  сущность экономической безопасности……………………………5
1.2. Концепция  национальной безопасности………………………………………..7
2. Критерии и  показатели экономической безопасности национальной
 экономики……………………………………………………………………………..13
3. Анализ основных  показателей экономической безопасности  России…………..29
3.1. Валовой внутренний  продукт…………………………………………………….29
3.2. Демографические  показатели…………………………………………………….30
3.3. Уровень преступности……………………………………………………………32
3.4. Индикаторы  уровня жизни населения…………………………………………...33
3.5. Энергетическая  безопасность…………………………………………………….35
3.6. Внешнеэкономическая  деятельность…………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Введение

Устойчивое  и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность  соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения  экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения  привлекают к себе все более пристальное  внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объект исследования - национальная хозяйственная система страны.                        Предмет исследования - социально-экономические процессы воспроизводства в национальной экономике. Цель работы - рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение  понятия и сущности экономической  безопасности;
- рассмотрение  основных положений Концепция  национальной безопасности России;
-определение  основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика  основных критериев и показателей  экономической безопасности;
- анализ основных  показателей экономической безопасности  России;
- выявление существующих  и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.
Вопросы экономической  безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Олейников Е.А., Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

1.1. Понятие  и сущность экономической безопасности

Экономическая безопасность – часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.

С распадом системы государственной безопасности СССР была утрачена концептуальная, стратегическая и институционально-организационная основа защиты национально-государственных интересов России как наследницы Советского Союза. Старая парадигма государственной безопасности с ее идеологией, особым пониманием национально-государственных интересов и системой стратегических приоритетов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности.

Политические, социально-экономические, геополитические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности. Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты, то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы:

- переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов;

- движение  от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;

- дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности.

Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой  области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.

В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

- интеграция  с международными системами безопасности.

Необходимо отметить, что попытки сформировать новую парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации. Попытки выстроить реальную политику на основе концепции баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны.

В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.

С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.

В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.

Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.

1.2. Концепция национальной безопасности

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.

В Концепции признано, что, хотя в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения предпоследних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.

В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства, высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, население и социальную сферу – предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю – конкурентоспособными товарами.

В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние временные изменения, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Ослабление  научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Негативные  процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Угрозу  национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

- подъем  экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

- преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

- обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

- совершенствование  системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

- неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

- равноправное  и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

- создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

- расширение рынков сбыта российской продукции;

В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:

- правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

- усиление  государственного регулирования в экономике;

- принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Важное  значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий  независимо от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

2. Критерии  и показатели  экономической  безопасности национальной экономики

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире.

На  первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались.

Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически самоорганизуются как государство.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии  национальных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

Возрастающую  роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

Еще один вид экономической безопасности – информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

Мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а не согласования интересов. В настоящее время колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный, о нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

Однако надо иметь в виду, что экономическое развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».

России  важно выработать собственное видение своего места в глобализации, выстроить соответствующие геостратегические концепции глобализации. Без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

Отдельного  рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре глобальной экономики. Для этого необходимо проанализировать:

- процесс  объединения национальных государств в интеграционные союзы;

- транснациональные  капиталы, транснациональные корпорации (ТНК) и банки как их организационно-правовые формы;

- международные  экономические институты регулирования и координации.

Экономически  развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.

Вопрос  о том, на какой платформе возможно развитие глобализации и как сочетать современный глобализм с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных регионов, остается открытым.

В условиях образования новых мегасубъектов мировой экономики и геополитики новых центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения   национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.

Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Добровольный  отказ России от преимуществ и выгод положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических и геоэкономических системах координат в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии.

Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.

Методологический  ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:

- расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

- увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву  
для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

- роста  числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;

- задержки  выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

- усиление  топливно-сырьевой направленности экономики;

- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

- низкая  конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов;

- приобретение  иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

- рост  внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

- нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

- увеличение  разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Причинами  криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

- рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

- сращивание  части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

- ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Предотвращение  или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса - кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области кредитно-денежной политики – это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно  различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

К сожалению, такое положение сложилось на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Следует подчеркнуть, что игнорирование стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики, в конечном счете, и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

На  основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

- динамику  и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

- состояние  природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;

- способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

- степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;

- качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

Основные факторы определяющие уровень экономической  безопасности России

 
Для того чтобы понять и оценить текущую безопасность российского государства, необходимо знать факторы, которые определяют уровень экономической безопасности России. К числу таких факторов большинство исследователей относят:
Геополитическое и экономико-географическое положение России и связанное с этим размещение производительных сил на территории страны, доступ к отечественным и зарубежным ресурсам;
Экономическая и военно-политическая мощь России и ее конкурентные позиции в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;
Ориентация институциональной системы страны на поддержание отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности;
Приоритеты  экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства);
Параметры отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающие стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;
Условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящие от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической значимости;
Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств. Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощения жизненно важных ресурсов; возникновения стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом и т.п.
Вышеуказанные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности России. Каждая из этих угроз представляет собой определенную степень опасности для страны, что в свою очередь   предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.
Виды угроз экономической безопасности России
В специальной литературе отсутствует единство мнений среди ученых по вопросу о перечне угроз национальной экономической безопасности. Разные исследователи по разному определяют состав внутренних и внешних угроз. Отметим, что нередко данный состав варьируется без учета изменившихся политических, социально-экономических и иных условий. Иногда происходит объединение внутренних и внешних угроз экономической безопасности, текущих и стратегических.
Основные угрозы экономической безопасности России проявляются в тех секторах, в которых осуществляются экономические отношения с международными субъектами. Рассмотрим важнейшие из них.
1. Товарный рынок.
По  прогнозам специалистов в будущем в международной торговле будет опережающими темпами расти экспорт готовых изделий, сокращаться доля рынка сырья и доходы от него вследствие внедрения ресурсосберегающих технологий.
В этой сфере основными угрозами для России выступают:
· нерациональная структура экспорта и импорта и возможность ее консервации, доля машинотехнических изделий в российском экспорте – менее 5%, (наукоемких – около 1%), а в импорте – более трети;
· дискриминационные меры и, прежде всего антидемпинговые санкции других стран и блоков. В отношении России в 2005г. Действовало 99 анти-демпинговых и других процедур в 24 странах мира (в отношении черных металлов, металлопроката, азотных удобрений, текстиля), которые ежегодно приносят ущерб в размере 3,5 млрд. долл.;
· незаконный экспорт природных ресурсов из России;
· незаконный (контрабандный) ввоз товаров в Россию;
· хронические крупные неплатежи за поставляемые топливно-энергетические ресурсы в страны СНГ;
· зависимость состояния российской экономики (размера ВВП, инфляции, доходы бюджета, торговый баланс и пр.) от мировых цен на нефть;
· резкая либерализация внешней торговли, которая может привести к увеличению вывоза невозобновляемых природных ресурсов и разорению большинства отечественных производителей, увеличить безработицу.
2. Финансово-кредитная  сфера.
Среди угроз можно отметить следующие:
- слабость банковского сектора (его суммарный капитал составляет только 4% ВВП) угрожает исчезновением отечественных и появлением зарубежных субъектов и регуляторов (как частных компаний, так и международных организаций) этой сферы и экономики в целом в собственных интересах. В 2006 г. капитал и активы российской банковской системы составляли 10 и 80 млрд. долл., в то время как эти показатели для любого западного банка равнялись соответственно 30-40 и 700-800 млрд. долл.;
- рост влияния мировых финансовых процессов, колебаний конъюнктуры, в том числе негативного характера, на финансовую сферу и экономику в целом, что продемонстрировал кризис 2008 г.;
- утечка капитала, которая обескровила экономику, лишив ее инвестиций, а бюджет при этом потерял 100 млрд. долл. Россия, которая испытывает огромную потребность в инвестициях, на мировом рынке капиталов, как это ни парадоксально, является крупным экспортером капитала (особенно нелегального).
- увеличение притока иностранных инвестиций имеет ряд негативных последствий. Во-первых, оно фактически способствует закреплению сырьевой экспортно-ориентированной модели российской экономики, поскольку половина всего объема инвестиций в промышленность – это инвестиции в топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Во-вторых, в настоящее время наблюдается не столько угроза оттока капитала из России, сколько угроза его существенного притока на рынок, который в силу своей узости может создать серьезные проблемы, как для устойчивости самого рынка, так и для устойчивости рубля.
- негибкая и нерациональная долговая политика. Выплаты по внешнему долгу России доходят до 17 млрд. долл. ежегодно. Вступление России в Парижский клуб стоило ей потери 110 млрд. долл., которые были должны другие страны из общего долга в 160 млрд. долл. Сегодня эта цифра – 10 млрд. долл. Россия получила значительные доходы от высоких цен на нефть на мировых рынках и увеличила золотовалютные резервы. Российское руководство же объявило о полной и своевременной (и даже досрочной) выплате внешнего долга, хотя можно было вести переговоры о его реструктуризации и использовать эти средства на инвестиции.
3. Валютный рынок.
Основные  угрозы:
- привязка российского рубля к доллару США. Россия фактически кредитует США тем, что в России находится около 100 млрд. наличных долларов. Более того, Россия фактически укрепляет курс доллара, поскольку золотовалютные резервы хранятся в основном в долларах. В случае падения курса доллара Россию ожидает финансовый кризис;
- проводится политика недооценки стоимости рубля к доллару в несколько раз, что обеспечивает текущие, конъюнктурные выгоды, но стратегический проигрыш. Низкий курс рубля порождает инфляцию издержек, чрезмерный экспорт сырья и отток капитала. Текущие доходы от экспорта, высокие в связи с заниженным курсом рубля - приносят конъюнктурные выгоды, не влекущие роста инвестиций в экономику. Дешевая национальная валюта облегчает скупку иностранными компаниями российских активов.
4. Рынок рабочей силы.
В то время как развитые страны ограничивают процесс иммиграции, Россия уже испытывает настоящую экспансию из Азии, прежде всего, из Китая. Причем, незаконная иммиграция во много раз превосходит законную. Эта угроза приводит к обострению на российском рынке труда, увеличивая спрос на рабочие места и снижая цену труда (заработную плату). К тому же иммигранты обходятся работодателям дешевле, т.к. не имеют никаких социальных гарантий.
Взаимоотношения России с международными субъектами экономических отношений неоднозначны и могут, как открывать новые возможности для России, так и нести определенные угрозы ее безопасности. Рассмотрим эти отношения, во-первых, с международными экономическими организациями и странами, и, во-вторых, с субъектами международного бизнеса.
Важное  значение для России имеет вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Задачи, решение которых может обеспечить участие России в ВТО:
- ради самого присутствия как равноправного члена,
- поддержка российских экспортеров,
- стимулирование развития новых секторов,
- ограничение отечественных монополий.
Однако  ВТО требует резкой либерализации российской экономики, в том числе ее открытия для иностранных субъектов. В числе требований:
- либерализация доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда;
- либерализация доступа иностранных фирм (в первую очередь, финансовых, торговых, строительных, туристических и пр.) на рынок услуг;
- снижение ставок импортных пошлин до уровня более низкого, чем в США и ЕС;
- полная либерализация экспорта и отмена мер нетарифного его регулирования;
- выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители, либерализация нынешнего режима валютного регулирования;
- предоставление нерезидентам национального налогового режима;
- отказ от субсидий производителям на федеральном и региональном уровнях и т.п.
Безоглядное выполнение требований ВТО может привести к росту цен на энергоносители в России (а, значит, и на все), неконтролируемому увеличению экспорта сырья и уменьшению доходов от него вследствие снижения мировых цен, резкому увеличению импорта и разорению отечественных производителей большинства товаров и услуг, а, следовательно – росту безработицы, массовому притоку иностранной рабочей силы (азиатской), не избалованной социальными гарантиями и потому более дешевой. Отмена экспортных пошлин приведет к росту цен на энергоносители и затем на все товары и услуги.                                  Российское законодательство не соответствует правилам ВТО в области разрешенных государством форм поддержки экономики. В случае вступления в ВТО и  перехода к международным правилам (поскольку Конституцией установлен приоритет международных норм), обрабатывающая промышленность, сфера услуг и сельское хозяйство в России практически исчезнут.                                                                     Кроме того, вступление в эту организацию само по себе еще не гарантирует экономического роста. Например, хотя Кыргызстан, Молдова и Грузия вступили в ВТО, но показатели ВВП на душу населения у них остались самыми низкими среди 14 стран, принятых в последние 5 лет.                                                                        Особую сферу представляет деятельность крупных субъектов международного бизнеса в России, прежде всего - транснациональных корпораций (ТНК).                             Международный бизнес (в лице крупных корпораций) представляет повышенную опасность для российской экономики, т.к.:
- отличается активностью и агрессивностью;
- его деятельность скрыта в отличие от государственных институтов или международных организаций;
- руководствуется исключительно соображениями прибыли;
- осуществляет промышленный шпионаж, от которого наши фирмы не научились защищаться.
ТНК стремятся подчинить своим интересам отрасли национальной экономики, обладающие конкурентными преимуществами.                                                                 ТНК стремятся закрепить сырьевую направленность российской экономики, а в перспективных отраслях – обеспечить свое лидерство. Им выгоден экономический кризис в стране - они дешевле скупают убыточные предприятия-конкуренты. Несмотря на общеизвестную информацию всех международных рейтинговых агентств о риске вложений в российскую экономику, доля иностранных лиц в капиталах ведущих российских компаний постоянно растет.                                                   Проникновение субъектов международного бизнеса в Россию идет через инвестиции в капитал российских хозяйствующих субъектов (компании, банки), кредиты российским фирмам, импортируемые товары, оказание различных услуг (банковских, страховых, финансовых) и пр.                                                                                                  Ряд крупных ТНК уже действуют в реальном секторе российской экономики - «Дженерал моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «Шелл», «Макдональдс», «Кэнон», «Нестле», «Проктер энд Гэмбл», «Кока Кола», «Сименс», Эриксон» и др.                     Особый вид угроз связан с деятельностью олигархов в России и возможной олигархической модернизацией России.                                                                        Следует учитывать, что олигархические группировки внесли значительный вклад в интеграцию нашей страны в мировую экономику; они обеспечивают сегодня основную часть отечественных инвестиций. Нефтяные компании обеспечили значительное снижение себестоимости добываемой нефти, снизив тем самым зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры. Олигархические группировки сегодня во многом выступают инициаторами дальнейшей либерализации отечественной экономики.
В то же время роль олигархических групп, по мнению некоторых авторов, является антинациональной. Как субъекты российской экономики олигархи выступают, в основном, в роли иностранных инвесторов. Олигархическая собственность на территории России оформлена на иностранные юридические лица, преимущественно оффшорные компании. Семьи большинства олигархов постоянно живут за пределами России и большинство олигархов не связывает личные и семейные стратегические интересы с Россией как геополитической и этнокультурной сущностью, что порождает, в том числе, продолжение масштабного вывоза капитала за пределы России.                    Серьезную опасность представляет высокая степень криминализации экономики. «Теневая» составляющая российской экономики достигла критических величин – если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то России - почти в 25%.
Среди общих тенденций российской организованной преступности можно выделить следующие:
- отечественный криминал вышел далеко за пределы российской территории, устанавливая контакты, как с криминальными структурами, так и вполне законно действующими субъектами экономики различных государств;
- постоянно увеличивается масштаб незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры;
- по всей территории России возрастает активность и влияние «этнических» преступных формирований, имеющих связи с диаспорой в ближнем и дальнем зарубежье (сферами их деятельности являются экспортно-импортные операции с сырьем и дефицитными товарами повседневного спроса, фальшивомонетничество, преступления в российском золото – бриллиантовом комплексе. Используя «челночный» способ совершения преступлений, прикрываясь языковым барьером, различиями в культуре, они являются трудно уязвимыми для правоохранительных сил любой страны);
- последовательно усиливаются позиции преступных формирований в сфере наркобизнеса, растет их организованность и взаимодействие с аналогичными структурами за рубежом;
- угрожающие размеры приобретает контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечка с воинских объектов и заводов-изготовителей, из районов военных конфликтов (одновременно современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России);
- происходит дальнейшее укрепление материально-технической и финансовой базы криминальных структур, рост профессионализма их участников за счет расширения международных связей.
Россия  также все сильнее вовлекается в процесс транснационализации преступности. Одним из ярких примеров является скандал, связанный с отмыванием денег «русской мафии» и их перечислением через «Bank of New York» фирмам, контролируемым криминальными лидерами. Только с октября 1998 г. по март 1999 г. через этот банк прошло 4,2 млрд. долл.
Следовательно, в  международных экономических отношениях в условиях глобализации Россия участвует, имея слабую экономику с неэффективной структурой, резкое несоответствие между внутренним и внешним рынком при агрессивной политике сильных международных субъектов.
Анализируя  данные  Приложения 1  можно  сделать  вывод, что наибольшую  долю  среди  экономических  угроз  России  занимает  коррупция  в  органах  власти, что представляет  серьезную  опасность. Ведь  все  решения, направленные  на  экономическую  политику, принимаются  высшими органами, и если  они  будут  неверными, это  повлечет  за  собой  серьезные  последствия, в том  числе  и  подрыв  экономической  безопасности  России. 
 
 
 
 

3. Анализ основных показателей экономической безопасности России

3.1. Валовой внутренний продукт

Одним из основных показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт – совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Принято различать номинальный ВВП – стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП - это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является второй показатель. Рассмотрим данный показатель в динамике (табл. 1).

Таким образом, мы видим устойчивую положительную динамику изменения реального ВВП на протяжении последних лет. Средний показатель за эти годы - 6,9 %. Например, для стран, которых мы традиционно считаем развитыми - Германия, Япония, Франция и др., такой показатель в последние годы недостижим. В Приложении 2   приведены данные, которые показывают, что Россия   на много   отстает от  этих  стран именно  в качественных  показателях, таких как ВВП на  душу  населения. Основная  причина таких  различий  в  том, что  в развитых  странах  правительства  стараются  осуществлять  интенсивный  экономический  рост, основанный  на  использовании  новых  технологий  и  уменьшении  издержек, за  счет  чего такой  путь  является  очень  эффективным. Однако не стоит забывать в какой экономической «яме» Россия оказалась в 90 - годы. Условный потолок роста в России находится намного дальше, нежели у этих стран. В соответствии с этим и была поставлена задача президентом перед правительством – ежегодный прирост ВВП 7,2%.

 

Таблица 1

Динамика реального  объема произведенного ВВП в % к предыдущему  году

№  Отрасль 2006 2007 2008 2009
1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 105,5 103.0 101.5 101.7
2 Рыболовство, рыбоводство 103,4 101.2 103.4 112.0
3 Добыча полезных ископаемых 110,8 108.6 100.9 102.1
4 Обрабатывающие производства 109,5 106.7 105.7 104.9
5 Производство и  распределение электроэнергии, газа и воды 101,6 102.0 101.3 102.6
6 Оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 113,2 109.2 109.9 108.7
7 Гостиницы и рестораны 101,3 105.9 108.8 111.2
8 Транспорт и связь 107,2 110.9 106.8 109.4
9 Финансовая деятельность 109,6 109.9 109.8 110.4
10 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 103 102.8 111.8 105.6
11 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 99,5 105.5 96.9 105.0
12 Образование 100,9 100.4 100.4 101.8
13 Здравоохранение и  предоставление социальных услуг 96,1 101.1 103.1 103.8
14 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 100 112.4 107.5 112.7
15 Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества 107,5 114.1 106.9 111.0
16 Итого добавленная  стоимость по видам экономической  деятельности 107,4 106.9 106.2 106.3
17 Чистые налоги на пpодукты 105,9 109.8 108.3 108.9
18 Валовой внутренний продукт (в рыночных ценах) 107,3 107.2 106.4 106.7

3.2. Демографические  показатели

С помощью основных демографических показателей можно получить представление о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта:

Таблица 2
Основные демографические  показатели 
 
 
 
 

  1998 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Численность населения - всего, тыс. человек 147665 148292 146304 145649 144964 144168 143474
в том числе:              
городское 108736 108311 107072 106725 106321 105818 104719
сельское 38929 39981 39232 38924 38643 38350 38755
Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. человек:              
моложе трудоспособного 36101 33615 28387 27274 26115 25014 24095
трудоспособном2) 83943 84540 88040 88515 89206 89896 90218
старше трудоспособного 27621 30137 29877 29860 29643 29258 29161
Ожидаемая продолжительность жизни при  рождении, число лет:              
все население 69,2 65,8 65,2 65 64,9 65,3 65,3
мужчины 63,7 59,6 58,9 58,7 58,6 58,9 58,9
женщины 74,3 72,4 72,2 71,9 71,8 72,3 72,4
На 1000 человек  населения              
Родившихся 13,4 8,9 9 9,7 10,2 10,4 10,2
Умерших - всего 11,2 14,2 15,6 16,2 16,4 16 16,1
в том числе  детей в возрасте до 1 года 17,4 17,4 14,6 13,3 12,4 11,6 11
Естественный  прирост, убыль (-) населения 2,2 -5,3 -6,6 -6,5 -6,2 -5,6 -5,9
Число браков 8,9 5,9 6,9 7,1 7,6 6,8 7,5
Число разводов 3,8 3,8 5,3 5,9 5,5 4,4 4,2
Миграционный  прирост, убыль (-) населения 1,9 3,5 1,9 1,6 0,6 0,7 0,9
 

Анализ основных демографических показателей выявляет их сильно негативные тенденции развития. Идет ежегодная естественная убыль населения, нация просто вырождается. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Количество детей на одну женщину в репродуктивном возрасте сейчас в России - 1,2. Для сравнения – в Швеции, Финляндии, Норвегии этот показатель равен 2 - 2,4. Резко уменьшился и другой показатель – ожидаема продолжительность жизни - от 69,2 лет в 1990 году до 65,3 лет в 2009(в Японии этот показатель 85 лет, то есть среднестатистический россиянин живет на 20 лет меньше среднестатистического японца). Фактором, обусловившим это, является социально – экономическая нестабильность. В России, как и во всем мире, на первом месте среди причин смертности - сердечно-сосудистые заболевания, а вот на втором, в отличие от других стран, где эта причина на третьем месте причины, имеющие сугубо социальную природу (алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п.). Миграционные процессы характеризуются оттоком высококвалифицированной рабочей силы в западные страны и притоком низкоквалифицированных «гастарбайтеров» из стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Азербайджан и т.д).

3.3. Уровень преступности

Особую  остроту приобретает вопрос криминализации общества, обнажая его социально-экономические проблемы.

 

Таблица 3

Число зарегистрированных преступлений по видам (тысяч)

  1995 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Зарегистрировано  преступлений - всего 1839,5 2755,7 2952,4 2968,3 2526,3 2756,4 2893,8
в том числе:              
убийство и покушение на убийство 15,6 31,7 31,8 33,6 32,3 31,6 31,6
умышленное  причинение тяжкого вреда здоровью 41 61,7 49,8 55,7 58,5 57,1 57,4
изнасилование и покушение на изнасилование 15 12,5 7,9 8,2 8,1 8,1 8,8
грабеж 83,3 140,6 132,4 148,8 167,3 198 251,4
разбой 16,5 37,7 39,4 44,8 47,1 48,7 55,4
кража 913,1 1367,9 1310,1 1273,2 926,8 1150,8 1276,9
терроризм, единиц ... 1 135 327 360 561 265
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков 16,3 79,9 243,6 241,6 189,6 181,7 150,1
нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 96,3 50 52,7 54,5 56,8 53,6 26,5
из них  повлекшие по неосторожности 15,9 14,4 15,4 15,5 16,1 17,6 16
смерть человека, двух или более лиц              
взяточничество 2,7 4,7 7 7,9 7,3 7,3 8,9

В 2009 г. выявлено 473 факта бандитизма, 36 убийств по найму, 1,1 тыс. фактов похищения человека. В сфере экономики выявлено 287,9 тыс. преступлений, из них 42,0 тыс. - совершены в крупном и особо крупном размере.

Уровень преступности растет в нашей стране от года к году, по отношению к 1990 году он возрос почти в 2 раза. Причем резко возросло количество тяжких преступлений - убийств, грабежей, разбоев, экономических преступлений, а также в сфере оборота наркотиков. Зато весьма заметна «положительная» тенденция – сильное уменьшение нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – почти в 4 раза с 1990 по 2009 год. Однако машин на российских дорогах стало намного больше, культура вождения ухудшается с каждым годом, ответ напрашивается сам собой - большинство дорожных нарушений решается на месте, наличными в карман инспектору. Высокий уровень коррупции подтверждает и увеличение выявленных случаев взяточничества – в 4 раза за 15 лет, согласно официальной статистике.

3.4. Индикаторы  уровня жизни населения

Неблагоприятную картину уровня жизни населения дает оценка ряда показателей доходов, получаемых нашими гражданами.

Таблица 4

Основные  социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) 872 3813 5014 6390 7710 9573 11976
на душу населения, руб. (1995 г. - тыс. руб.) 5874 26014 34347 43976 53330 66563 83680
в процентах  к предыдущему году   105,9 108,2 107,7 106,7 109,9 109,6
(в сопоставимых  ценах)              
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г. - тыс. руб.) 515,9 2281,1 3062 3947,2 5170,4 6410,3 8023,2
Реальные  располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году 85 112 108,7 111,1 115 110,4 111,1
Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.) 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9
Реальная  начисленная заработная плата, в  процентах к предыдущему году 72 120,9 119,9 116,2 110,9 110,6 112,6
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. (1995 г. - тыс. руб.) 188,1 694,3 1023,5 1378,5 1637 1914,5 2364
Реальный  размер назначенных месячных пенсий, в процентах к предыдущему  году 80,5 128 121,4 116,3 104,5 105,5 109,6
Величина  прожиточного минимума (в среднем  на душу населения)              
руб. в месяц (1995 г. - тыс. руб.) 987 1118 1210 1500 1808 2112 2376
в процентах  к предыдущему году в 3,1 р. 120,0 124 120,5 116,8 112,5 113
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:              
млн. человек 36,5 42,3 40 35,6 29,3 25,2 25,6
в процентах  от общей численности населения 24,8 29 27,5 24,6 20,3 17,6 18
в процентах  к предыдущему году 110,9 84,9 94,6 89 82,3 86 86,2
Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов:              
среднедушевых денежных доходов 195 189 204 218 245 270 273
среднемесячной  номинальной начисленной 159 168 199 222 239 259 246
заработной  платы              
среднего  размера назначенных месячных пенсий 101 76 90 100 102 106 105

Реальные доходы населения за этот период имеют тенденцию к увеличению. Однако этот уровень - менее 10 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

3.5. Энергетическая  безопасность

Проблема обеспечения энергетической безопасности весьма актуальна в последнее время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера – рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы.                                                                                              Руководители РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности. В настоящее время энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей, не смотря на их низкую надёжность и высокую степень износа. Степень износа основных фондов к концу 2005 г. возросла в отраслях топливной промышленности – до 50,7% по сравнению с 44,2% в 1991. Наибольший рост старения оборудования за годы переходной экономики произошел в электроэнергетике, где степень износа увеличилась более чем на 30% и составляла 57,8%. По прогнозу экспертов, при сохранении сложившихся тенденций будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2015 г.                                                                                               В сложившейся ситуации необходимо заблаговременно осуществить наращивание заделов, поскольку сроки нового строительства электростанций могут значительно превышать 5-7 лет, а их модернизация потребует 2-5 лет. В результате ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности.

3.6. Внешнеэкономическая деятельность

Российский  бюджет с 2000 года исполняется с профицитом (превышение доходов государства над расходами). Положительный баланс формируется за счет высоких цен на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России в 2009 году составил 243, млрд. долл., а импорт 125, 5 млрд. долл. И большая часть экспортных средств получена за счет вывоза нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Россия по-прежнему рассматривается странами Европы как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

Теоретические аспекты конкурентоспособности нации более 20 лет назад сформулировал Майкл Портер, известный теоретик в области управления, однако он не определил конкретных показателей конкурентоспособности. В 2000 году группа экономистов из Великобритании на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свою методику оп
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.