На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ  РГСУ В Г. МИНСКЕ 
 

Кафедра социальной  работы 
 
 
 
 

Технология  социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида 
 

Курсовая  работа
  по дисциплине  «Технология социальной  работы» 
 
 
 
 
 
 
 

                                Болдышевской Елены Сергеевны
                                            Студентки IV курса
                                              заочного отделения
      Социальная  работа 
 

      Научный руководитель,
                                                                          Старший преподаватель
                                                                          Гольцов Алексей  Юрьевич
                                                                          
 
 
 
 
 

                                               Минск , 2009
                                  
                                            Оглавление 

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава I. Теоретические аспекты проблем детей-инвалидов...............................
1.1 Детская инвалидность как проблема социальной работы ......................6-12
1.2.Технологии социальной реабилитации детей - инвалидов в семье …12-20
1.3. Нормативно  – правовая база по оказанию социальной помощи семьям, воспитывающим детей - инвалидов…………………………………….......20-28
  Глава II. Практика использования социальных технологий в работе с семьей воспитывающейи ребенка – инвалида ...................................................................
2.1. Эмперическое изучение социальных проблем семей воспитывающих детей - инвалидов ……………………………………………………………28-36
2.2. Опыт применения технологии социальной реабилитации по работе с семьей воспитыавающей  ребенка - инвалида на примере «Славгородский РЦСОН»………………………………………………………………………36-40
2.3.Программа  социальной реабилитации детей – инвалидов в социуме..40-46
Заключение…………………………………………………………………...47-48
Список  использованной литературы…………..……………………………49-50
Анкета ………………………………………………………………………...51-56 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение
        Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими, среди которых следует признать экологические, социальные и экономические неурядицы. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука, и практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
        Очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может - он ее просто еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»
      Семья с ребёнком-инвалидом — это  семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное — специфическим положением  в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью.
      Семья для ребёнка, как известно, семья является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, наряду с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, является для них первичным социальным окружением. Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.
Все это  отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой человек с ограниченными возможностями, так или иначе, обдумывает. Никому из этой категории людей не удастся, не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных «чужих» людей, в частности.
      Цель курсовой работы разработать программу   социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях семейного социума.
      Объект исследования: социальные проблемы семей с детьми – инвалидами.
      Предметом – является основные направления социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов.
        Гипотеза – Социальная  работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, будет более эффективна при следующих условиях:
    если постоянно совершенствовать  разъяснительную  работу, социальной работу, работу психолога в семье  воспитывающей ребенка-инвалида;
    если внедрять  новые   методики  социальной работы;
    создавать и реализовывать  новые  комплексные  программы.
      Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
    показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
    рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
    охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;
    раскрыть  задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
Методы  исследования: анализ  литературы и документов, обобщающих опыт  работы  центров социального  обслуживания  с детьми-инвалидами. Эмпирическое исследование: анкетирование на тему «Изучение запроса семьи на получение образования в общеобразовательном учреждении».
Исследование  проходило  на базе учреждения «Славгородский РЦСОН». 
 

Глава I. Теоретические аспекты проблем детей-инвалидов
1.1 Детская инвалидность как проблема социальной работы
      К проблеме аномального развития ребенка  всегда проявляли большой интерес  педагоги, врачи, психологи. Развитие медицинских и философских знаний способствовало научному пониманию процесса психического развития аномальных детей.
     Социальная  реабилитация детей-инвалидов – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности[20; 76].
     Особое  значение для детей-инвалидов имеет  норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
     В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст.12) зафиксировано право каждого  инвалида (как взрослого, так и  несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.    
     Инвалидность  детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения  их развития и роста, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
     Проблемы  инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения  человека – семьи, дома-интерната  и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и детям –  основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.
     Структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.
     Вся сложность и многоаспектность проблем  инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитации и реабилитации. Абилитация – это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности.
     В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация  и активизация личности. Решение  этих задач, по сути противоречивых и  в тоже время диалектически единых, существенно зависят от многих внешних и внутренних факторов.
     Социальная  адаптация предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной среды, а социальная автомизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности  должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.
     Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
     Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении  той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.
     Трудности овладения социальной ролью возникает  чаще всего тогда, когда ребенок  не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
     Трудности реабилитации могут быть связаны  и с тем, что внутри социума  наблюдается «размытость» образов  ролевого поведения (например, стираются границы между представлением об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).
     В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.
     Условия организации жизнедеятельности  детей в интернатах создают внешние  трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
     Наиболее  серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия  к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований  личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.
     Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом  межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и  подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма – с другой.
     Слияние блокирует, а иногда делает вовсе  невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности  за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское «мы»). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.
     Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие  норм отношений, складывающихся в социуме.
     Вследствие  последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение  от окружающего мира), отставание в  социальном развитии.
     Причины возникновения проблем вхождения  ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, не, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
     Критериями  преодоления этих трудностей могут  быть следующие:
     1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
     2. Устойчивость к неблагоприятным  социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
     3. Активная позиция в решении  социальных проблем, реализуемая  готовность к социальным действиям,  саморазвитие и самореализация  в возникающих трудных ситуациях  (социальная активность), способность к  самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.  
       Каждый из перечисленных критериев  не свидетельствует  о подготовке  ребенка к преодолению трудностей  социальной реабилитации. Они могут  рассматриваться только в комплексе.
     Главное, что должен учитывать социальный работник – это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознавание детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.
     Основная  цель ранней социально-реабилитационной работы – обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.
         Таким    образом, очевидно, что    в    силу    особенностей детей-инвалидов    и    их    нужд    и    потребностей, им    необходима     профессиональная     помощь   специалистов. Эта    помощь    должна    носить    не   только    медицинский    характер, она    должна    быть   комплексной, затрагивать    все    стороны    жизни    такого     ребенка.  
 

1.2.Технологии        социальной реабилитации  детей - инвалидов в семье
     Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса  личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
     Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход. 
     Закон РБ «О предупреждении инвалидности и  реабилитации инвалидов»  от 22.07.2008 г № 422-3. рассматривает реабилитацию инвалидов как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Под медицинской реабилитацией понимают восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих представлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап (отнюдь не обязательный, ведь необходимость в нем наступает лишь, если в результате лечения нарушения здоровья избежать не удалось), имеющий восстановительный характер.
     Профессиональная  реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоустройство.
         Социальная реабилитация инвалидов состоит  из  комплекса  мероприятий направленных  на  улучшение  качества  жизни   инвалидов  посредством  создания  им  условий  для  независимого  проживания  и  интеграции в  общество.
       Осуществление всех направлений  социальной  реабилитации  происходит  в  рамках  индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает  возможность учитывать физические  и психофизические особенности инвалида и связанный с ними  реабилитационный  потенциал.
       Основными принципами формирования ИПР является:
    индивидуальность;
    непрерывность;
    последовательность;
    преемственность;
    комплексность.
         Индивидуальность реабилитации  означает  необходимость учета конкретных  условий возникновения, развития  и  возникновения, развития и возможностей  исхода  инвалидности  у данного индивидуума.                                            
         Непрерывность предполагает  организационное  и  методическое  обеспечение   неразрывности  единого  процесса реализации различных реабилитационных  мероприятий. В противном  случае происходит  резкое  снижение  их  эффективности[20;166].
         В то же  время  необходимо  соблюдать  определенную  последовательность  в  проведении  реабилитации, диктуемую  особенностями   течения  заболевания инвалида, возможностями его  социально-средового  окружения, организационными  аспектами  реабилитационного  процесса.
           Преемственность этапов реабилитации  заключается в учете  конечной  цели  последующего  этапа  при  проведении  мероприятий  предыдущего. В основном  различают следующие этапы реабилитации : экспертная  диагностика и прогнозирование , формирование  и реализация  индивидуальной  программы реабилитации , динамический  контроль за  отдельными  результатами  реабилитации.
          Комплексность  реабилитационного процесса  означает  необходимость  учета  на  всех  его  этапах  многочисленных  аспектов  реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых. Правовых, учебно-производственных.
           ИПР состоит  из  трех  программ:
    программы медицинской реабилитации ;
    программы  профессиональной  реабилитации;
    программы  социальной  реабилитации.
         Программа  социальной  реабилитации в ИПР включает:
    информирование и консультирование  по вопросам  социально-бытовой  реабилитации  инвалидов;
    обучение  инвалида самообслуживанию, включая информирование  о технических средствах реабилитации, обучение  технике  и  методическим  приемам  для самообслуживания, обучение правилам личной  гигиены, пользованию одеждой, одеванию, раздеванию, приему пищи. Особенности обучения во многом  определяются  видом инвалидизирующей патологии  и тяжестью ограничения  жизнедеятельности.  Адаптационное обучение  инвалидов  включает «обучение жизни с  инвалидностью», в том числе  вопросы  диетотерапии, режима  дня, информирования  об  особенностях  течения  болезни ;
    адаптационное  обучение  семьи  инвалида  должно  обеспечивать  информирование, консультирование и  обучение семьи  инвалида по  разным вопросам: характер  течения заболевания инвалида, возникающих  ограничениях  жизнедеятельности, связанных  с  ними  социально-психологических, физиологических и экономических проблемах; видах  и  формах  социально-бытовой  помощи  инвалиду, видах технических средств реабилитации и  особенностях  их  эксплуатации; видах  реабилитационных  учреждений, их местоположении  и спектре оказываемых  ими  услуг;
    организация жизни  инвалида в  быту, включая   архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого  помещения к потребностям  инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку  жилых помещений ;
    обучение  социальным  навыкам, которое включает  освоение знаний  и  навыков, позволяющих   инвалиду  приготавливать  пищу, убрать  помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать  на  приусадебном участке, пользоваться  транспортом посещать  магазины, предприятия бытового  обслуживания;
     Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых  – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и  инвалидов и возвращение их к  активной жизни. Реабилитация больных  и инвалидов представляет собой  комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий [20;46] .
     Медицинская реабилитация направлена на полное или  частичное восстановление или компенсацию  той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирующего заболевания.
     Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.
     Реабилитация  в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного  лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности. Однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания – для этого применяются все виды необходимого лечения – хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
     Заболевший  либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение – органы здравоохранения  и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.
     Все другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая – проводятся наряду с медицинской.
     Психологическая форма реабилитации – это форма воздействия на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительного мероприятия.
     Педагогическая  реабилитация – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование.  Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
     Социально-экономическая  реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т. п.
     Профессиональная  реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
     В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.
     Большую роль трудовая терапия играет при  заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращает развитие стойких  анкилозов (неподвижность суставов).
     Особое  значение трудовая терапия приобрела  при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.
     Значение  трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов  в ходе совместной деятельности так  велико, что трудовая терапия как  вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии.
     Бытовая реабилитация – это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).
     В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
     Социальный  работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который  получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель – восстановление личного и социального статуса инвалида.
     При проведении реабилитационных мероприятий  необходимо учитывать психосоциальные  факторы, приводящие в ряде случаев  к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
     При разработке реабилитационных мероприятий  необходимо учитывать как медицинский  диагноз, так и особенности личности  в социальной среде. Этим, в частности  объясняется необходимость привлечения  к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) – с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации – это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
     Задачи  реабилитации, а также ее формы  и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа – восстановительного – профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов – приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны – от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.
     Таким образом, необходимо учитывать, что  реабилитация – это не просто оптимизация  лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо) терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.
     Терапия как определенная форма вмешательства  в интересах ребенка может  быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод  влияния, связанный с обучением  и профессиональной ориентацией; как  инструмент социального контроля; как средство коммуникации.
     Таким образом, в процессе реабилитации происходит изменение ориентации – от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.      

1.3. Нормативно – правовая база по оказанию социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов
        C целью оказания квалифицированной помощи инвалидам ,социальный работник обязан знать правовые , ведомственные документы ,определяющие статус  инвалида  , его  права  на  получение  различных  льгот  и  выплат .                                                                                                                 Особое значение для  определения  прав  и  обязанностей  инвалидов,  ответственности  государства, благотворительных организаций и частных лиц имеет Закон «О социальной защите инвалидов в РБ» от 11 ноября 1991 г.№ 1224 –ХII. Закон определяет полномочия органов государственной власти  в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.
       Инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и иных актах законодательства.
         Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону.
         Инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
         Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется путем экспертного обследования его в медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) и вынесения соответствующего заключения.        Реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, определяемой на основе заключения медико-реабилитационной экспертизы государственными органами с участием представителей общественных объединений инвалидов.
        Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также виды социальной помощи, является документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами.
       Инвалидам гарантируется квалифицированная бесплатная медицинская помощь в государственных медицинских учреждениях. Инвалиды І и ІІ группы обеспечиваются лекарствами по рецептам лечащих врачей, а с заболеваниями хирургического профиля - и перевязочными материалами (при наличии заключения врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения) с 90-процентной скидкой, а инвалиды ІІІ группы - с 50-процентной скидкой от их стоимости, если они не пользуются правом на получение лекарств на более льготных условиях. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно.
        Инвалиды имеют право на преимущественное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях и аптеках, а также на первоочередное обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.
         Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Органы образования совместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов, получение инвалидами среднего, среднего специального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляются в различных формах, включая обучение на дому и по индивидуальным учебным планам.
Государство обеспечивает подготовку педагогических кадров специально для обучения и  профессиональной подготовки инвалидов.
         В целях создания наиболее благоприятных возможностей для воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста и оказания им необходимой реабилитационной помощи в детских дошкольных учреждениях общего типа создаются условия для пребывания в них детей-инвалидов. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. В случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, то по желанию родителей воспитание и обучение их производятся на дому. При этом одному из родителей либо лицу, его заменяющему, предоставляются материальное обеспечение и льготы в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь. Время ухода за таким инвалидом засчитывается в трудовой стаж.  Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому. В целях всестороннего и гармоничного развития детей-инвалидов, воспитания у них общественной активности, интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту органы образования, другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям-инвалидам, создавая для этого необходимые условия. Детям-инвалидам, постоянно пребывающим в стационарных учреждениях, обеспечивается этими учреждениями непрерывность воспитания и образования в органической связи с социально-бытовой и трудовой адаптацией.
         Дети-инвалиды до 18 лет пользуются в республике правом бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, кроме такси, а проживающие в сельской местности - и на автобусах междугородного сообщения в пределах административного района места проживания.  Также детям-инвалидам до 18 лет предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на внутренних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в остальное время года.  Указанные льготы распространяются также на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида до 18 лет.
       Инвалиды имеют право на льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами. С этой целью государство создает специальные магазины, секции, отделы по продаже продовольственных и промышленных товаров инвалидам, организует столы заказов, специальный учет для приобретения товаров повышенного спроса. Часть продовольственных и промышленных товаров государство направляет целевым назначением для продажи инвалидам на льготных условиях.
      В Законе «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. №395-III сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.
        Социальные услуги предоставляются  всем гражданам пожилого возраста  и инвалидам независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
        Социальное обслуживание осуществляется  по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
        Социальные услуги оказываются  с согласия людей, нуждающихся  в них, особенно когда речь  идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
    социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
    стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
    срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)
    социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.
        Все социальные услуги, входящие  в перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
        На бесплатной основе  оказываются следующие социальные услуги:
    одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
    гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;
    пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
        Социальные услуги на уровне  частичной оплаты  оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150% прожиточного минимума.
         Социальные услуги на условиях  полной оплаты   оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.
            В Законе «О социальном обслуживании» система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный.
      Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.
        Негосударственный  сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.
      Закон РБ о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов от 17 октября 1994 г. N 3317-XІІ
Настоящий Закон определяет государственную  политику Республики Беларусь в области  предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов как составной части охраны общественного здоровья в целях гарантий и обеспечения условий для его сохранения, восстановления и компенсации, нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.
       Государственная политика Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов выражается в создании правовых, экономических, социальных условий для охраны здоровья и удовлетворения потребностей инвалидов в средствах реабилитации и реабилитационных услугах, а также  реабилитация инвалидов осуществляется путем разработки и реализации программ, обеспечивающих предотвращение дефектов и нарушений функций организма при заболеваниях и травмах, предупреждение и снижение уровня инвалидности, создание и развитие систем реабилитации в республике.
       Задачами законодательства Республики  Беларусь в области предупреждения  инвалидности и реабилитации инвалидов являются:
    разграничение компетенции в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов между органами государственной власти;
    создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;
    обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию;
    определение прав, обязанностей, полномочий, ответственности и правовое регулирование отношений юридических и физических лиц в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;
    участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов.
             Государственная программа по реабилитации инвалидов включает:
    создание скоординированной системы реабилитации, обеспечивающей непрерывность и преемственность восстановительной технологии;
    медицинскую реабилитацию и обслуживание;
    консультирование и оказание помощи в социальной сфере, в области психологии;
    подготовку к самостоятельному индивидуальному уходу, включая развитие навыков коммуникации, передвижения, общения с особым комплексом мероприятий, необходимых для лиц с различными дефектами здоровья;
    обеспечение техническими средствами реабилитации;
    специальные услуги в области образования;
    специальные услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности, переподготовке и трудоустройству, обеспечивающие конкурентоспособность инвалида на рынке труда;
    содействие в создании и развитии кооперативов инвалидами и для инвалидов;
    оказание необходимой помощи в создании и развитии учебно-производственных предприятий, комбинатов, мелких предприятий и других видов производственных мастерских инвалидами и для инвалидов;
    устранение естественных, коммуникационных и архитектурных преград, препятствующих проезду, доступу и свободному передвижению в местах, предназначенных для профессионального обучения и труда инвалидов;
    подготовку кадров реабилитационных служб.
          Реабилитационными учреждениями являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами и обеспечивающие соблюдение государственных реабилитационных стандартов.
         Кроме государственных        реабилитационных учреждений могут создаваться реабилитационные учреждения и на негосударственном уровне (частные, общественные).
         К реабилитационным учреждениям  относятся учреждения следующих  типов:
реабилитационно-медицинские;
реабилитационно-экспертные;
реабилитационно-образовательные;
реабилитационно-профессиональные;
реабилитационно-социальные.
        Деятельность государственных реабилитационных  учреждений всех уровней регулируется  соответствующими типовыми положениями,  утвержденными Кабинетом Министров Республики Беларусь, и разрабатываемыми на их основе уставами. Тип и вид реабилитационного учреждения устанавливается при его регистрации на основе уровня и направления реализуемых реабилитационных программ. Права на реабилитационную деятельность и льготы, связанные со статусом реабилитационного учреждения, возникают с момента выдачи данному учреждению лицензии.
    Указ Президента РБ от 14 декабря  2007 г. № 638 « О некоторых  мерах  государственной поддержки  населения»
     Государственная адресная  социальная  помощь – вид  государственной  социальной  помощи, оказываемой для смягчения трудной жизненной ситуации малообеспеченным            гражданам. В такой ситуации нередко может оказаться и семья,  имеющая на  иждивении инвалида. 

Глава II. Практика использования социальных технологий в работе с семьей воспитывающейи ребенка – инвалида
2.1. Эмперическое изучение социальных проблем семей воспитывающих детей - инвалидов
      Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью, в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в ней сформированы быть не могут;
      Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество;
    семья обеспечивает преемственность традиций;
    важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
    существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
      Дети  являются «зеркальным» отражением своих  родителей. И, если семьи со здоровыми детьми социально и экономически активны, т.е. родители имеют возможность работать, то в семье с ребенком-инвалидом все по-иному.
      Основное  бремя заботы о детях-инвалидах  ложится на семьи, поэтому для  успешной адаптации им необходима поддержка  общества и государства. Масштабное вовлечение членов семей в процессы ухода за детьми-инвалидами связано с несформированностью социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью практики социального патронажа и педагогического сопровождения, несовершенством системы специального образования для инвалидов. Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени. Исследования показывают, что в каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей по уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов). Особую роль в вынужденном высвобождении матерей детей-инвалидов из сферы оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмов исполнения законодательных норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами» [14;86]. В такой ситуации речь идет уже не только об адаптации ребенка-инвалида, но и об адаптации целой семьи, в которой он живет.
      Реабилитация и адаптация должна осуществляться с учетом таких факторов, как демографический состав семей, возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов. Адаптационные возможности семьи с детьми-инвалидами зависят от трех групп факторов. Первая группа – социально-демографические факторы, оказывающие влияние на адаптацию семей. В этой группе факторов учитывается неполнота семьи, наличие в семье других инвалидов. Вторая группа – адаптационный потенциал родителей, который включает возрастные и образовательные характеристики. Третья группа – возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов.
      Реабилитационный потенциал характеризует степень способности инвалида к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических и психологических характеристик. При установлении реа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.