На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Дети с трудностями обучение

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Автор: Балгаева М.С.
  Дети  с трудностями  в обучении: проблема медицинская или  педагогическая?
  Научный руководитель: д.м.н., профессор Куанова Л.Б.
  Кафедра общей врачебной практики № 3 

  Актуальность.
  Интенсификация  школьного обучения и неблагоприятные изменения в здоровье детей приводят к тому, что большое количество детей испытывают трудности в обучении. Как известно, одной из наиболее распространенных причин трудностей в обучении является парциальное отставание в развитии высших психических функций ребенка.
  Для многих развитых странах проблема ухудшения  состояния психического и физического  здоровья школьников актуальна. В некоторых  странах одним из вариантов ее преодоления стало даже изменения  учебной программы в сторону  их упрощения. В противоположеность этому, по литературным данным, в странах СНГ школьная нагрузка за последние 50 лет увеличилась в 2 раза. Возможно поэтому проблема трудностей в обучении детей все больше и больше привлекает внимание многих специалистов. Высокая чувствительность организма ребенка к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школе наряду с несовершенством методов обучения создает благоприятные условия для развития нервно-психических заболеваний. Проблема трудностей обучения в школе во всем мире стала настолько актуальной, что привела к выделению отдельной категории проблемных детей – детей с трудностями в обучении и возникновению нового раздела нейропсихологии – школьной нейропсихологии. Проблема трудностей в обучении мало изучена с медицинской точки зрения.
  Традиционно решение этих вопросов находится  в компетенции педагогов и  психологов. В детской неврологии научные работы, посвященные трудностям в обучении, недостаточно освещают эту проблему. Они обычно рассматривают  проблему с точки зрения какой-либо нозологии (трудности в обучении у детей с гиперактивностью, с задержкой психического развития).
  Научные работы, касающиеся комплексной диагностики  трудностей в обучении у детей  и подростков неврологами, практически  отсутствуют. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск возможных  причин возникновения трудностей в  обучении, методов их диагностики, профилактики и преодоления.   
  Цель.
  Анализ  структуры неврологических нарушений  у детей с трудностями в обучении.
  Материалы и методы.
  Нами было обследовано 72 ребенка с жалобами на трудности в обучении, обучающихся в 1-9 классах общеобразовательной школы г. Астаны.
  Основным  критерием при отборе детей в  основную группу была неудовлетворительная оценка успеваемости по одной или  нескольким предметам за учебную  четверть.
  В ходе комплексного обследования дети прошли неврологическое, нейропсихологическое обследование с проведением нейрорадиологических и офтальмологических исследований. Возраст обследованных детей был от 6 до 15 лет, в среднем составил 11,7 ± 0,25 лет. Из общего количества осмотренных детей мальчики составили 58,3 %, девочки 41,7 %. Наибольший процент пришелся на первый класс – 32 детей, что составило 44,5 %.
Возраст Основная  группа, n=72 Контрольная группа, n=90
Мальчики Девочки Всего Мальчики Девочки Всего
n % n % n % n % n % n %
6-7 лет 19 26,4 13 18 32 44,5 15 16,8 15 16,8 30 33,6
7лет1мес-8 лет 7 9,7 5 6,9 12 16,5 10 11,2 10 11,2 20 22,4
8лет1мес-9 лет 5 6,9 3 4,2 8 11,2 5 5,5 5 5,5 10 11
9лет1мес-10 лет 4 5,6 3 4,2 7 9,7 5 5,5 5 5,5 10 11
10лет1мес-12 лет 3 4,2 3 4,2 6 8,4 5 5,5 5 5,5 10 11
13-15 лет 4 5,5 3 4,2 7 9,7 5 5,5 5 5,5 10 11
Итого 42 53,8 30 41,7 72 100 45 50 45 50 90 100
 
    

  Распределение детей с трудностями  в обучении по полу
  
  Распределение детей с трудностями  в обучении по возрасту 

  В качестве контрольной группы обследовано 90 детей в возрасте от 6-ти до 15 лет, обучающихся в общеобразовательной  школе без неврологических расстройств  и трудностей в обучении. С целью оценки успеваемости у 90 детей в контрольной группе были проведены неврологическое и нейропсихологическое обследования. Неврологическое обследование проводилось по общепринятой схеме и не выявило нарушений со стороны нервной системы. При нейропсихологическом обследовании использованы тесты батареи методик Лурия А.Р. в модификации Цветковой Л.С. У 9 (12%) детей были выявлены единичные ошибки при исследовании письменной речи и счетных операций, незначительное снижение скорости чтения, коррекцию которых дети осуществляли самостоятельно при указании на них.  

  Объем проведенных клинико-нейровизуализационных исследований
Виды  исследований Общее число  исследований %
Неврологическое обследование 72 100
Нейропсихологическое  обследование 72 100
Офтальмологическое  исследование 72 100
Компьютерная  томография головного мозга 4 5,5
Магнитно-резонансная  томография 37 51,4
Ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга 4 4,5
 
  Результаты  и обсуждение.
  Неврологическое обследование
  Изучение  неврологического статуса проводилось  по традиционно применяющимся схемам неврологического обследования и охватывало все отделы нервной системы. Выявленная неврологическая семиотика регистрировалась по Международной Классификации  Болезней 10 пересмотра.
  Целью неврологического обследования было выявление  нарушений и заболеваний нервной  системы органического или функционального  характера у детей с трудностями  в обучении.
  Схема сбора анамнеза традиционна, однако нами использованы дополнения, которые  требую более тщательного опроса. Кроме выяснения обстоятельств  течения беременности, родов, постнатальной  жизни, динамики развития (формула мотороного, речевого, социально-культурального развития), мы сочли необходимым выделить особенности окружающей обстановки в семье. Обязательным стало уточнение состава семьи и ее материальное положение, психологический климат в разные возрастные периоды, ситуации, которые могли стать для ребенка стрессовыми (разлука, госпитализация), отклонения в родительском воспитании, с какого возраста началось обучение ребенка, профиль школы, была ли дошкольная подготовка, посещал ли ребенок детский сад, обучался ли навыкам счета, письма до поступления в школу. Тщательно собранный анализ является одним из главных факторов в установлении причины трудностей в обучении. 
  В анамнезе у интересующей нас категории отмечены отягощенный акушерский анамнез у матерей, наличие хронической соматической патологии во время беременности, низкая оценка по шкале Апгар, недоношенность, нейроинфекции и черепно-мозговые травмы в постнатальном периоде.
Факторы Количество %
Отягощенный акушерский анамнез (мертворождение, бесплодие, аборты, самопроизвольные выкидыши) 63 87 %
Анемия  у матери во время беременности 43 60 %
Гестоз (ранний, поздний) 39 54 %
Диагностированная инфекция во время беременности (ЦМВИ, ВПГ, хламидиоз, токсоплазмоз, листериоз, микст-инфекция) 34 47 %
Наличие пороков внутренних органов у  матери 4 5 %
Заболевания со стороны сердечно-сосудистой системы (пороки развития) 5 7 %
Наличие хронической патологии со стороны  желудочно-кишечного тракта (гастрит, ДЖВП, панкреатит) 39 54 %
Наличие хронической патологии со стороны  мочеполовой системы (пиелонефрит) 19 26 %
  Перенесенные  заболевания ЦНС в постнатальном  периоде у детей с трудностями  в обучении
Заболевания Основная  группа, n=72 Контрольная группа, n=90
n % n %
Перинатальное поражение ЦНС 39 54,2 % 2 2,2 %
Нейроинфекция: 2 2,8 - -
- серозный  менингит  1 1,4 - -
- гнойный  менингит 1 1,4 - -
Черепно-мозговая травма: 5 7 - -
- сотрясение  головного мозга 2 2,8 - -
- ушиб  головного мозга 3 4,2 - -
 
  При неврологическом обследовании мы придерживались следующей схемы: сначала оценивалась  краниальная иннервация, затем исследовалась  чувствительная, двигательная, рефлекторная сферы, вегетативные функции, высшие психические  функции.
   
  Основной  жалобой были трудности в усвоении школьной программы (100%). Также были жалобы на слабое усвоение программы по всем предметам (25%), нарушение устной и письменной речи (47%), головные боли различной локализации (27%), утомляемость, невнимательность, повышенную чувствительность к сенсорным раздражителям (51%), конфликты ребенка с другими детьми (14%), нарушения сна (80%), энурез (15%), судороги (4%).  

  В ходе неврологического обследования были выявлены нарушения со стороны черепно-мозговых нервов (36%), наиболее распространенными оказались симптомы поражения глазодвигательных, лицевого и подъязычного нервов (преходящий страбизм, установочный горизонтальный нистагм), слабость конвергенции, легкая асимметрия лица, смазанность речи, легкая гиперсаливация). Измененная двигательная активность отмечена у 61 ребенка, что составило 85%. При этом у 49 детей отмечали повышенную двигательную активность, что составило 68%, у остальных 12 детей  снижение двигательной активности, что составило 17%. У 18 детей отмечена легкая и умеренная общая гипотония (27%). У 22 детей выявлена гиперрефлексия (30%), у 42 - координаторные нарушения в виде неловкости общей и мелкой моторики, что составило 58%.
  В результате комплексного обследования 72 детей с трудностями в обучении с проведением параклинических исследований нами выявлены синдромы и заболевания, представленные в таблице 5.  

Нозология МКБ -10 Основная  группа, n=72 Контрольная группа, n=90
n % n %
Синдром моторной алалии F80.1 5 6,9 - -
Стертая форма дизартрии R47.1 5 6,9 - -
Дислалия F80.0 20 27,8 - -
Синдром внутричерепной гипертензии G93.2 12 16,7 - -
Гипертензионно-гидроцефальный синдром G93 10 13,9 - -
Симптоматическая  эпилепсия G40 3 4,2 - -
Тики G25.6 4 5,5 - -
Парез отводящего нерва H49.2 2 2,8 1 1,1
Посттравматическое поражении седалищного нерва G52.8 2 2,8 1 1,1
Всего   63 87,5 2 2,2
 
  Установлено, что из неврологических нарушений  у детей с трудностями в  обучении достоверно чаще встречались  дислалия – 27, 8%, синдром внутричерепной гипертензии – 16,5% и гипертензионногидроцефальный синдром – 13,9%. Реже встречались парез отводящего нерва и постравматическое поражение седалищного нерва (2,8%).
  Частота встречаемости психоневрологических нарушений у детей  с трудностями  в обучении.
   
Нозология МКБ -10 Основная  группа, n=72 Контрольная группа, n=90
n % n %
Цереброастенический синдром в результате нейроинфекции F06 2 2,8   -
Цереброастенический синдром вследствие резидуально-органической энцефалопатии F06 39 54,2 2 2,2
Посттравматический  церебрастенический синдром F06 5 6,9   -
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания F90 12 16,7 3 3,3
Легкая  умственная отсталость F70 3 4,2   -
Задержка  психического развития церебрально-органического генеза F83 10 13,9   -
Задержка  психического развития конституционального  происхождения F83 10 13,9   -
Расстройства  поведения F9 7 9,7   -
Пограничная интеллектуальная недостаточность F83 2 2,8   -
Астенический  синдром F06 8 11,2 3 3,3
Расстройство  экспрессивной речи F0.1 14 19,4 1 1,1
Специфическое расстройство артикуляции речи F80.0 6 8,4   -
Энурез F98.0 11 15,3 2 2,2
Заикание  F98.5 6 8,4 1 1,1
Дисграфия R47.0 4 5,6   -
Нейросенсорная тугоухость 1-2 ст. H90.3 2 2,8   -
 
  При анализе частоты психоневрологических нарушений у детей с трудностями  в обучении установлено, что чаще выявлялся цереброастенический синдром у 63,9%, расстройство экспрессивной речи у 19,4%, синдром гиперактивности с дефицитом внимания у 16,7%, явления энуреза у 15,3%, задержка психического развития церебрально-органического генеза у 13,9% и астенический синдром у 11,2% по сравнению с контрольной группой.
  Из  неврологических нарушений у  детей с трудностями в обучении в возрастном диапазоне 6-7 лет встречались задержка психического развития органического генеза (31,2%), умственная отсталость (9,4%), речевые нарушения в виде синдрома моторной алалии (9,4%), дислалии (34,3%), в возрасте 7-8 лет - синдром гиперактивности с дефицитом внимания (66,6%). В возрастном диапазоне 8-12 лет часто диагностировались цереброастенический синдром (57,2%), синдром внутричерепной гипертензии (58,3%), гипертензионно-гидроцефальный синдром (50%). К 12-13 годам часто встречались нарушения письменной речи (75%). В возрасте старше 13 лет встречались нарушения поведения (85,7%).
  Целью нейропсихологического  обследования являлось выявление особенностей и нарушений высших психических функций у детей с трудностями в обучении. Для качественного анализа выполнения заданий детьми нами выборочно предлагались наборы тестов, созданные на основе методики Лурия А.П. в модификации Цветковой Л.С.
  Условии проведения обследования: обследование должно происходить в спокойной обстановке, отсутсвии шума и посторонних людей. При обследовании дается два, три перерыва отдыха. При активном отдыха ребенок может подвигаться, порисовать. При пассивном отдыхе – ребенку говорят «отдохни» и незаметно следят за его действиями во время отдыха.
  Тесты на исследование внимания.
  А) Таблицы Шульте на исследование произвольного внимания
  Б) Тест на непроизвольное внимание
  В) тест на связь слова с вниманием.
  Тесты на исследование двигательной сферы (праксиса)
  Пробы на исследование динамического праксиса
  А) проба «Кулак-ребро-ладонь»
  Б) графическая проба «Заборчик»
  В) проба реципрокную координацию  рук
  Проба на исследование кинестетического праксиса
  А) праксис позы кисти руки по зрительному образцу
  Б) праксис поз по кинестетическому образцу
  В) перенос поз по кинестетическому образцу
  Пробы на исследование пространственного праксиса.
  Направлен на исследования сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий.
  А) проба «Кубики Кооса»
  Б) проба поднимание руки в ответ  на стук
  В) проба «Кулак-палец»
  Тесты на исследование восприятия (гнозиса)
  А) проба на узнавание предметных реалистичных изображений
  Б) проба на узнавание наложенных изображений
  Пробы на исследование цветового восприятия
  А) проба на восприятие цвета
  Исследование  зрительно-пространственного восприятия
  А) проба зеркальные буквы
  Б) копирование изображения с поворотом  на 180 градусов
  Исследование  образов –представлений
  Незавершенные изображения.
  Исследование  акустического восприятия
  А) исследование неречевого слуха –  восприятия предметных звуков и бытовых  шумов (шелест бумаги, звон ложки о  стакан)
  Б) исследование восприятия и оценка ритмов (слухо-моторные координации)
  В) исследование воспроизведение ритмов
  Пробы на исследование тактильного восприятия
  Исследование  кожно-кинестетического восприятия
  Исследование  сомато- пространственного гнозиса
  Исследование  интеллекта
  А) наглядные формы мышления (кубики Кооса);
  Б) вербально-логическое мышление (умение составить рассказ из серии сюжетных картинок, понимание сюжета картинки, понимание скрытого смысла текста, выделение лишнего предмата).
  Исследование  памяти
  Исследование  общей памяти
  Исследование  слухо-речевой памяти:
  А) запоминание 7-10 слов (с составлением кривой памяти).
  Исследование  зрительно-предметной памяти:
  А) запоминание предметных картинок.
  Исследование  речи
  Исследование  экспрессивной речи:
  А) спонтанная речь (монолог, диалог);
  Б) диагологическая речь
  В) исследование автоматизированной речи.
  Исследование  номинативной функции речи:
  а) называние предметов.
  Исследование  импрессивной речи:
  А) метод понимания и выполнения вербальных инструкций
  Исследование  понимания логико-грамматических конструкций:
  А) Исследование понимания сравнительных  конструкций
  Б) исследование на понимание инверсий
  Исследование  письма
  А) тест на исследование идеограмного письма (исследуем речевые стереотипы);
  Б) списывание
  В) письмо под диктовку
  Исследование  чтения
  А) тест на идеограмное чтение;
  Б) чтение простых и сложных слов, предложений, текста;
  В) чтение про себя
  Исследование  счета
  А) разрядное строение числа;
  б) исследование счетных операции;
  в) тест на оптическое восприятие цифр и  чисел.
  Исследование  эмоциональной сферы
  Восприятие  и оценка эмоционального содержания картин, ситуаций
  А) сюжетные картинки разного эмоционального содержания
  Исследования  самооценки
  А) методика Дембо-Рубинштейна
  Исследование  внутрисемейных отношений
  А) рисуночная методика (рисунок семьи).
  Результаты  нейропсихологического обследования
Произвольное  внимание исследовалось пробой Шульте. В пробе Шульте у всех детей было снижение нейродинамики психических процессов в виде увеличения времени выполнения пробы. Среднее выполнение пробы составило 69,2 с. У 12 детей (17%) было выявлено нарушение внимания в виде истощаемости. У 46 детей (63,4%) регистрировались флуктуация внимания. У 14 детей (19%) нарушение внимания было обнаружено при выполнении теста на связь слова с вниманием.
 
Исследование  двигательной сферы позволило выявить  следующие нарушения. При выполнении пробы «Кулак-ребро-ладонь» у 55 детей  были отмечены нарушения (76,4%). Трудности  при этом дети испытывали при переключении с одного элемента на другой, действия были замедлены, пропускали элемент, долго  усваивали программу, отмечались пресервации. У 30 детей (41,7%) нарушения в виде истощаемости и стереотипии наблюдались при выполнении пробы «Заборчик». При выполнении пробы на реципрокную координацию нарушение выявлено у 47 детей (65,3%). При исследовании кинестетического праксиса (праксиса позы кисти руки по зрительному и кинестетическому образцу) нарушения выявлены у 69 детей (95,8%). Тест на пространственную и сомато-пространсвенную организацию движения рук (Пробы Хэда) выявил нарушения у 56 детей. Ошибки при выполнении этой пробы были в виде замены правой руки на левую, неправильного пространственного расположения рук, путания рук, импульсивного и эхопраксичного воспроизведения проб. Проба на исследование конструктивного праксиса – «Кубики Кооса» - выявила нарушения у 28 (38,9%). Нарушения при выполнении пробы проявлялись в виде трудностей организации собственной деятельности у 12 детей (42,8%). Остальные дети неправильно выполняли пробы, путали правую и левую стороны, путали положение вверх-вниз, не могли самостоятельно сделать первые узоры (требовалось оказание помощи), но в дальнейшем переходили на самостоятельное выполнение. Пробы на исследование конфликтной произвольной деятельности (проба «Кулак-палец», проба поднимание руки в ответ на стук) выявили нарушения у 66 детей (91,7%). Нарушения были в виде эхопраксических движений (на поднятый кулак – поднимает кулак), персеверации, неусвоения условия задания, замедления темпа выполнения, неконтролируемых движений, движений без инструкции, а также импульсивного выполнения заданий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.