На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы исследования социальных групп молодежи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

1. Введение..............................................................................................3
2. Молодежь как особая социальная группа........................................4
    2.1 Понятие «молодежи» в России.................................................4
    2.2 Социальные аспекты образа жизни молодежи России..........8
    2.3 Образование и трудовая деятельность молодежи................13
3. Заключение........................................................................................18
4. Список использованной литературы..............................................19
 

Введение

     Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества. Именно поэтому в своей работе я бы хотела осветить наиболее острую проблему современного общества, проблему социального развития молодежи нашего региона.
     «Эх, не то нынче поколение… » - эта фраза кочует из эпохи в эпоху. Люди, которые только вчера безрассудствовали, не обращая внимания на принятые нормы, остепенившись, с укоризной смотрят на подрастающую молодежь. «Мы были другие», - слышится из их уст. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир. Так какое оно, это поколение, помимо того, что просто другое? – озадачились мы вопросом.
     Несомненно, на образ и менталитет всего населения, и молодежи, как особой социальной группы оказывает территория.
       Объектом исследования является: жизненная среда и социальные  проблемы молодежи.
     Цель  исследования: выявить различия в  социальном портрете молодежи в городах разного функционального типа.
     Достижение  поставленной цели потребовало решения следующих задач:

          1.Изучить молодёжь как особую  социальную группу.

          2.Провести социологический опрос  путем анкетирования среди   представителей молодежи разных  возрастных категорий.
 
 
2. Молодёжь как особая социальная группа
2.1 Понятие «молодежи» в России
     В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.
     Молодёжь  характеризуется теми общественными  отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
     Молодёжь  как формирующийся субъект общественного  производства характеризуется также  особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
     Конкретные  условия бытия молодых людей  определяют особенности молодёжного  сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых на специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
     Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Поэтому проанализирую индивидуально-личностные особенности, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.
     В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официально- идеологическом  и социально-политическом единстве.
     Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
     Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
     Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
     В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к негативизму, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
     Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременное и неоднозначное в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.
     Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций  и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
     Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта.
     Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
     Нижняя  возрастная граница определяется, что  с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
     В этот период человек проживает важный этап семейной и несемейной социализации.
     Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
     Молодежь  составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.
     Границы молодежного возраста подвижны. Они  зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.  

2.2 Социальные аспекты образа жизни молодежи России.

     Как показывает проведенное в России исследование, у подавляющего большинства  молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

     Таблица 1.

     Распределение главных жизненных целей молодежи, %

Жизненные цели  ответивших
иметь хорошую семью 11,3
получить  хорошее образование 13,9
устроиться  на хорошую работу 12,0
иметь свою квартиру 6,3
заработать  много денег 3,4
обеспечить  будущее детям 6,9
открыть свой бизнес 2,0
жить  в достатке 9,6
приобрести  дорогие вещи 21,3
 
     Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
     А каким образом молодые люди оценивают  свои возможности реально, практически  добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.
     Таблица 2.
К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %
Сферы достижения успехов Уже добились
Пока не добились, но считают, что им это еще по силам Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого В их жизненных планах этого не было
Получить  хорошее образование 33,4 48,2 11,4 7,0
Получить  престижную работу 15,5 59,5 19,4 5,6
Создать прочную, счастливую семью
27,8 59,9 6,9 5,4
Создать собственный бизнес 5,9 28,3 26,3 39,5
Стать богатым человеком 2,0 40,4 37,8 19,8
Заниматься любимым делом
27,7 55,6 13,2 3,5
Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей 1,6 13,3 11,4 73,7
Побывать  в разных странах мира 7,6 49,4 34,5 8,5
 
Таблица 3. К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %
Сферы достижения успехов Уже добились
Пока не добились, но считают, что им это еще по силам Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого В их жизненных планах этого не было
Получить  хорошее образование 54,0 5,9 27,1 13,0
Получить  престижную работу 28,2 15,8 38,2 17,8
Создать прочную, счастливую семью 63,6 12,9 19,9 3,6
Создать собственный бизнес 9,3 9,0 12,9 68,8
Стать богатым человеком 3,1 17,1 47,0 32,8
Заниматься  любимым делом 42,1 19,4 34,9 3,6
Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей 1,6 3,6 7,5 87,3
Побывать  в разных странах мира 11,9 19,1 48,1 20,9
 
     Нетрудно  заметить, что по своим жизненным  целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?
     Скорее  всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у «благополучной» и «неблагополучной» молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди «благополучных» считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди «неблагополучных» число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.
     А может ли что-то помешать молодым  людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.
     В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3). 
 

     Таблица 4.
Опасения  российской молодежи
Опасения % ответивших
невозможность получить образование 9,6
остаться  без средств существования 52,1
преступность 38,2
проблемы  с устройством на работу 18,7
потерять  работу 19,8
остаться  без друзей 28,0
не  встретить любимого человека 9,9
не  суметь создать семью 13,6
диктатура власти 19,4
 
     Переходя  к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений «отцов» и «детей». Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.
          Однако убеждение молодых россиян  в том, что бедность — справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка - сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, «сам себя делающий», а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.
     Определенные  различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у «благополучных» молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от них самих. А среди «неблагополучных» - только 49,6%. Соответственно, две трети «благополучных» молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — и это справедливо. 

2.3 Образование и трудовая деятельность молодежи.
     После развала СССР и провозглашения независимости  Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из  тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику.
     От  командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.
     Все эти изменения повлекли за собой  кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения  и т.д. Подавляющее большинство  населения оказалось не готово к  этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли, или не захотели отказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году, отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и,  конечно же, молодежь.
     Главной проблемой молодежи стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала.
     Новое время диктует новые правила. Рыночная экономика во многом оказывает  влияние на ценностные ориентации молодого поколения, и молодежь нашего края не является исключением в данном вопросе. Уверены ли молодые жители в своих планах на будущее?
     Различия  в вопросах среди жителей исследуемых территорий оказались незначительны. Несмотря на некоторую неустойчивость развития страны в экономическом плане, нынешняя молодежь края обладает уверенностью в своих планах на будущее. В условиях динамично развивающихся рыночных отношений молодым гражданам довольно рано приходится задумываться о завтрашнем дне, будущей специальности и последующем трудоустройстве. В школах обоих городов введено профильное обучение старшеклассников, множество форм дополнительного образования дает возможность еще в раннем возрасте определиться в выборе будущей профессии. В основном это самые юные представители данной социальной группы населения, представляющие собой возрастную категорию от 15 до 17 лет. Эта часть опрошенных еще не совсем точно нарисовало себе картину будущего, находясь на распутье между столь широким и разнообразным выбором предлагаемой деятельности и моделей поведения в современном обществе.
     У отдельных лиц представленной категории населения вопрос об образовании вызывает не только затруднения при ответе, но и некоторый страх, исходящий из полной неуверенности в завтрашнем дне. Эта часть молодежи уже достигшая более старшего возраста (от 21 до 25 лет), которой по какой-либо причине не далось получить высшее образование или устроиться на достойную работу с более или менее приемлемой заработной платой. Сравнивая этот показатель с общероссийским следует отметить тенденцию более низкой уверенности в своих планах на будущее среди сельской молодежи, в городах этот процент значительно ниже. По исследованию, в территориальном аспекте в некоторых Российских городах, дают молодежи достаточно шансов и средств для раскрытия своего жизненного потенциала и реализации своих идей, касающихся завтрашнего дня.
     Несомненно, молодежь, являясь одной из неустойчивых в социальном отношении, категорией населения, в осуществлении своих  планов не может надеяться только  на себя.
     Нынешнее  поколение в большинстве своем  не очень довольно деятельностью местного и краевого управления. Молодые люди не чувствуют данной поддержки от государственного аппарата, ощущая некоторую незащищенность, обусловленную отсутствием должного количества субсидий, направленных на развитие будущего поколения. Государственный аппарат власти края не способен решить многие проблемы нынешней молодежи. Здесь наблюдается некоторое расхождение с общероссийскими показателями. Как упоминалось выше сказанного российская молодежь, в общем, в чем-то возлагает свои надежды на помощь правительства. Молодые люди надеются на улучшение различных социальных показателей в стране. Это, на пример, снижение платы за образование  и наличие большего количества бюджетных мест в высших и средне-специальных учебных заведениях, а также улучшение системы здравоохранения и субсидирование молодых семей. В  России не вся молодежь не верит в помощь правительства и считает формы его правления недостаточно корректными по многим параметрам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.