На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Сюжетно-ролевые игры играют немаловажную роль в развитии ребёнка. В таких играх существуют определённые правила, которые воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, что способствует формированию характера.
     Во  время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать  желания и действия других, отстаивать своё мнение, умению настоять на своём, а также совместно строить и реализовывать планы. 
     Игра  является одной из основных форм организации  процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
     Сегодня в теории и практике дошкольной педагогике существует такая проблема, как недостаточная  разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих  изучить особенности детской  субкультуры, в частности игровой. В содержание игровой субкультуры  старшего дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.
     Актуальность  темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных  детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования.
     Целью курсовой работы является изучение особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.
     Объект деятельности: особенности эмоционального, познавательного и коммуникативного развития ребёнка.
     Предмет деятельности: сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
     Исходя  из поставленной цели автор выделяет следующие задачи:
    Изучить  особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников.
    Рассмотреть характеристику сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
    Рассмотреть структурные компоненты: сюжет, содержание, роль
     в сюжетно-ролевой игре.
    Изучить развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства.
    Проанализировать сюжетно-ролевую игру - как средство всестороннего развития ребёнка.
     6.       Рассмотреть основные направления развития сюжетных игр детей дошкольного возраста.
    Рассмотреть организацию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основная  часть 

    Изучение  особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников
 
    1.1. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры дошкольников 

     От 3 до 6 лет - раннее детство период - перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему  миру. Все три периода - от рождения до 6 лет называют ещё  преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет1.
     Именно  в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности  действовать в плане общих  представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.
     Все эти важнейшие качества и способности  зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой  игре. Это такая игра, в которой  дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими  игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
     В такой игре наиболее интенсивно формируются  все психические качества и особенности  личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических  процессов - от элементарных до самых  сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок  подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
     Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления  самой важной для всего периода  детства деятельности - игры2.
     Игра  оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок  начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и  ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким  образом, игра способствует тому, что  ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные  роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности  человека, позволяющей представить  другой взгляд и другую точку зрения.
     Ролевая игра имеет решающее значение для  развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт  на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что  дети приобретают способность к  творческому воображению.
     Общение дошкольника со сверстниками разворачивается  главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и  действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
     Огромное  значение игры для развития всех психики  и личности ребёнка даёт основание  считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
     Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
     На  сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к  концу дошкольного детства не играют или играют плохо? Разрешение данного вопроса будет способствовать принципиально новому подходу к образованию, воспитанию дошкольников.
     Мы  выделяем несколько причин данной проблемы: 
- воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил.

     Содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в «Дочки-матери», «Магазин», но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых персонажей - Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена.
     Эти проблемы оказались самыми низкими  по заинтересованности родителей. Поэтому  автор ставит для себя еще одну цель: привлечь родителей к  активному участию в жизни и деятельности ребенка, «жить для ребенка, жить жизнью ребёнка».
     К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая  игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых  действий, правил. Сознательное отношение  к выполнению правил ролевого поведения  отражает глубину освоения сферы  действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться  определенным правилам поведения и  следовать социальным нормам.
     В сговоре на игру дети  обсуждают замысел, при этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты. 
Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

     При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается «морское путешествие», то ребятам нужно задать вопрос: «Что нам понадобиться для нашего путешествия?» Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать  и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.
     В том случае, если у большинства  детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации  сюжетно-ролевой игры, не следует  забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов  в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило играть в Шрека, а одна девочка  категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно  ввести обоих персонажей в одну игру, таким образом, интересы всех детей  будут учтены.
     Во  второй половине дня детей постоянно  забирают на разнообразные дополнительные занятия, поэтому часто возникают  ситуации, когда в середине игры дошкольники возвращаются в группу и хотят участвовать в ней. Такую ситуацию необходимо учитывать  заранее при организации игры и продумывать 2-3 дополнительные универсальные  роли на этот случай.
     Таким образом, все дошкольники будут  вовлечены в одно общее дело - игру, сюжет которой, непрерывно обогащается  и развивается.   
Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм, если Винни-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.

     По  мнению социологов 57% детей, находясь в детском саду, чаще всего принимают пассивное участие в организации и проведении сюжетно-ролевых игр, предпочитая последним чтение художественной литературы(7% детей), работа в уголке по изобразительной деятельности(25%  детей) или же предпочитают настольно-печатные игры (17 %).
     Причиной  такого результата, по мнению автора контрольной работы, являются психофизические особенности, отсутствие интереса дошкольников к предлагаемым играм.
     65% детей, находясь в домашних  условиях, совсем не играют в  сюжетно-ролевые игры, предпочитая  компьютерные игры или же прогулки  с  друзьями.
     Причиной  такого результата, прежде всего, является, по мнению автора, пассивная роль родителей  в игровой деятельности ребенка. 
60% родителей не точно определяют интересующие их проблемы воспитания, хотя достаточно объективно оценивают развитие своего ребенка. 
Нужно отметить, 85% воспитателей учитывают игровые интересы детей при организации сюжетно-ролевых игр, но в то же время 65%  принимают пассивное участие в игровом процессе, предпочитая позицию «наблюдателя».

     Поэтому необходимо в дальнейшей работе учесть тематику педагогических советов, консультирований, бесед с родителями. Приступая  к подбору сюжетно-ролевых игр, необходимо разработать некоторые методические подсказки для воспитателей по развитию игровых по развитию игровых умений дошкольников старшей и подготовительной групп.
     При взаимодействии с неиграющим дошкольником педагог интересуется причиной того, почему ребенок не играет. Если он устал, воспитатель предлагает ему отдохнуть  и поговорить на любую интересную для ребенка тему. Тем самым  у педагога появляется возможность выяснить интересы ребёнка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности воспитанника. Если ребёнок отвергается коллективом или еще не знаком ему -  «новенький в группе», - воспитатель просит поиграть с ним лидера группы или спокойного, контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним.
     Цель  педагогического взаимодействия, по мнению автора, вызывать желание у ребёнка к совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками. 
 

     1.2. Структурные компоненты: сюжет, содержание, роль
     в сюжетно-ролевой игре 

     Сюжетно-ролевая  игра имеет следующие структурные  компоненты: сюжет, содержание, роль.
     Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой  сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение  ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые  действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств  реализации сюжета.
     Сюжеты  игр разнообразны. Условно их делят  на бытовые (игры в семью, детский  сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей  (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (в библиотеку, школу и т.д.).
     На  протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку  зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных  условий. Так, в играх детей народов  Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие  в приморских регионах, играют в  кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные  события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный  отклик у детей и взрослых. Такие  события всегда порождали новые  сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции «Мир»).
     В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как  бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим  содержанием, как отличаются и в  самой жизни.
     Содержание  игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в  качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений  между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
     В зависимости от глубины представлений  ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в  игре врача, многократно повторяли  одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача  прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие  специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости  от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при  этом врачи ласково разговаривали  с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким  образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка  в деятельность взрослых. Первоначально  «схватывается» в реальной жизни  и отражается в игре только внешняя  сторона деятельности (с чем человек  действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения  человека к своей деятельности, элементарного  постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения  людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
     По  содержанию игры детей младшего дошкольного  возраста отличаются от игр детей, более  старшего возраста. Эти отличия связаны  с относительной ограниченностью  опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребёнок не может представить игру до её начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры - действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.
     Однако  на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более  содержательными, что связано с  расширением представлений детей  об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая  в игры эпизоды из собственного опыта  и из литературных произведений, которые  им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических  игр, иллюстраций в книгах, настольного  театра, диафильмов.
     На  четвертом и пятом году жизни  в играх детей наблюдается  целостность сюжета, взаимосвязанность  отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые  впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей  в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями.
     Дети  старшего дошкольного возраста обдуманно  подходят к выбору сюжета, обсуждают  его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые  навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных  дома книг, рассказов взрослых и  др. Продолжается обобщение игровых  ситуаций; помимо условных и символических  действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто  поспали - и сразу идем в зал  на праздник!»; «Давайте так: мы уже  прилетели в Африку!»). Эти речевые  комментарии представляют собой  словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы  не нарушать логику развертывания содержания игры.
     Содержание  сюжетно-ролевой игры воплощается  ребенком с помощью роли, которую  он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой  игры.
     Для ребенка роль - это его игровая  позиция: он отождествляет себя с  каким-либо персонажем сюжета и действует  в соответствии с представлениями  о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит  громко и четко, строгая и требует внимания на её уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
     Роль  появляется в игре на границе раннего  и дошкольного возраста. На третьем  году жизни наблюдается эмансипация  ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как  взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные  для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и  не называет себя именем взрослого. Это  и есть первые начатки роли. К  ним следует отнести и еще  один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.
     На  протяжении дошкольного детства  развитие роли в сюжетно-ролевой  игре происходит от исполнения ролевых  действий к ролям-образам. У младших  дошкольников преобладают бытовые  действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые  обозначения, связанные с теми или  иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям  с предметами: мама выбирает для  игры игрушки или предметы, необходимые  для приготовления обеда, купания  ребенка; врач подбирает для лечения  карандаш-градусник, рвет бумажки для  горчичников, наливает воображаемое лекарство  и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего школьного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также  предметы-заместители (карандаш или  палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
     В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой  деятельности: у ребенка развивается  желание не просто играть, а выполнять  ту или иную роль. Смысл игры для  дошкольника 4-5 лет заключается в  отношениях между персонажами. Поэтому  ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему  понятны(воспитательница заботится  о детях, капитан ведет корабль  и т.д.). Ребенок изображает эти  отношения в игре с помощью  речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.
     В старшем дошкольном возрасте смысл  игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых  берут на себя другие дети. В играх  появляются ролевые диалоги, с помощью  которых выражаются отношения между  персонажами, устанавливается игровое  взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней  ребенка. Поэтому следует иметь  в виду, что старшие дошкольники  неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют  их полу. Так, мальчики отказываются исполнять  роль воспитателя, заведующего дошкольного  учреждения, в игре в школу соглашаются  быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.
     Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой  отражение ребенком окружающей его  действительности; содержание - это  то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений  между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:
-  усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;
-     постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);
-        роль - средство реализации сюжета. 
 

        Особенности ролевой игры дошкольника
 
     Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При  этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек («Я-космнавт», «Я-мама», «Я-доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.
     Принято различать сюжет и содержание игры.
     Сюжет игры - это действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.
     Дети  играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и  однообразны. Это, по-видимому, связано  с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо  знакомы с их трудовыми и личными  отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные  дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать  на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.
     Содержание  игры - это то, что воспроизводится  ребёнком в качестве центрального момента  в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между  людьми, которые дети воссоздают в  игре, может быть различным и зависит  от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со cвоей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.
     В игре свобода рождает ответственность. Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает только то, что хочет, ребёнок  свободно выбирает сюжет игры, его  действия с предметами совершенно свободны от их обычного, «правильного» использования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.