На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Государство и коррупция

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    КАЗАХСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ
    МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Имени М.В.Ломоносова
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 

    ДОКЛАД
    «Государство  и коррупция» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка гр. Э-32 Сарымсакова  З.
Проверил: д.э.н. профессор Сидорович А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Астана 2011
 

     Введение 

     Коррупция – такое же древнее явление, как  и социальный порядок, управляющий жизнью людей. И также давно люди пытаются осмыслить его, найти причины коррупции и способы ее ограничения.
     Великий китайский реформатор Ванг Анши (1021-1086 гг.) в своих усилиях по ограничению коррупции отмечал два воспроизводящихся источника коррупции: «плохие законы и плохие люди». Он писал: «Но что я хочу теперь особенно подчеркнуть, это то, что история доказывает невозможность обеспечения должного управления, если полагаться только на власть закона, предназначенного для контроля должных лиц, если последние не являются людьми, соответствующими их работе. Подобным образом тщетно ожидать эффективного управления, если, располагая правильными людьми на правильных позициях, вы ограничиваете их многочисленными мелкими изнуряющими ограничениями»1. Мы видим, что тысячу лет назад умные люди понимали: далеко не все определяется законами и инструкциями. Вместе с тем, несмотря на свои увлечения поэзией и прозой Ванг Анши был сторонником жесткого государственного регулирования в экономике и контроля над чиновниками, основанного на тотальном сыске и шпионаже.
     Ученый  четырнадцатого века Ибн-Хальдун (Абд  ор-рахман Вели од-дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили, Севильский) известен не только как основатель научной истории и социологии, но и как исследователь коррупции. Будучи высокопоставленным чиновником, неоднократно занимавшим различные посты, Ибн-Хальдун пытался найти причины этого пагубного явления и понять, почему одни реформы удаются, а другие нет. Причины коррупции он видел в страсти элит к роскошной жизни. Он указывал на то, что коррупция приводит к экономическим трудностям, а последние, в свою очередь, способствуют росту коррупции. Это наблюдение крайне важно. Отсюда следует, что коррупция, если она специально не ограничивается, не может уменьшаться. Ее естественное состояние – рост.
     Мы  видим, что попытки рационального осмысления коррупции весьма стары. Но, к сожалению, до последнего времени они были столь же редки. Работы, посвященные коррупции, по большей части представляли собой тексты, описывающие сами коррупционные преступления или коррупционную среду в разных странах, в разные периоды, акцентируя внимание на правовом аспекте этого понятия. Исторические книги содержат отдельные эпизоды, связанные с коррупцией. И, конечно, в силу распространенности явления, эти упоминания разбросаны по огромному множеству источников. Только во второй половине XX века начал постепенно возрастать интерес к научному изучению коррупции. Разрозненные знания об этом явлении, рассеянные в смежных науках – экономике, социологии, юриспруденции, политологии, теории управления и т.п. – находятся в зачаточном состоянии и пока практически не систематизированы. Возрастает число общественных международных организаций и движений, противодействующих коррупции. И сегодня, когда борьба с коррупцией возведена в ранг государственной политики, многим развитым государствам удалось добиться минимизации ее влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.
 

     Коррупция как социально-экономическое  явление 

     В обыденном понимании слово «коррупция»  может относиться к различным  явлениям и использоваться в различном  контексте. С одной стороны, этот термин можно применять для описания передачи взятки государственному служащему  от заинтересованного в чем-либо лица. С другой стороны, коррупция  возможна и в частном секторе  экономики, в ситуации, когда частный  продавец ограничивает предложение какого-то редкого товара, а лицо, заинтересованное в его покупке, использует различные способы подкупа продавца для получения доступа к этому товару без очереди. Ярким примером такой ситуации может служить покупка у спекулянта билета по высокой цене на популярное театральное представление, на которое все билеты в кассе уже распроданы.
     Эксперты  Совета Европы предложили определение  коррупции в более широком  смысле. По их мнению, коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в общественном или частном секторе и нарушающего свои обязанности, причем это поведение направлено на получение любых неправомерных преимуществ для себя или другого лица2.
     В мировой практике большинство исследователей (в том числе и экономисты) придерживается определения, предложенного специалистами  Всемирного банка, согласно которому «коррупция – это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах»3.
     Похожее определение можно найти и в работе С. Алатаса: «Коррупция – это злоупотребление доверием в интересах личной выгоды»4. При этом Алатас различает коррупцию как сделку (трансактивную) и коррупцию как вымогательство (экстортивную). Первая основана на взаимном соглашении между донором и реципиентом с целью получения выгод обеими сторонами, а вторая влечет за собой отдельные формы принуждения и, как правило, основана на стремлении избежать некоторых форм ущерба, причиняемого либо донору, либо близким ему людям. Согласно подходу Алатаса, другие типы коррупции близки или являются побочным продуктом трансактивной и экстортивной коррупции.
     Ряд исследователей склоняются к мнению, что коррупция является одним из «провалов» государства, то есть случаем несовершенства государственного вмешательства, в основе которого лежит неспособность обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
     Как у всякого сложного социального  явления, у коррупции не существует единого канонического определения. Социологи, специалисты по управлению, экономисты, юристы и просто граждане по-разному трактуют это понятие.
       Но есть одно определение, которое  родилось на стыке социологии  и институциональной экономики.  Оно сосредоточивается на коррупционных  отношениях и базируется на  так называемой агентской модели.
     Согласно  агентской модели в отношение  вступают два действующих лица. Первое из них называют принципалом, нередко используется термин доверитель. Принципал обладает и распоряжается некоторыми ресурсами (власть, деньги, пространство и т.п.) и намерен действовать для достижения определенных целей. Для достижения каких-либо своих целей он нанимает второе лицо – агента. Принципал и агент заключают контракт, не всегда этот контракт формален, т.е. обличен в форму заверенного сторонами документа. Теория взаимоотношений принципала и агента является одним из основных инструментов экономического анализа коррупции. В качестве принципала выступает государство или общество, а в качестве агента – государственный служащий, выполняющий специфические задачи. В этом контексте коррупция трактуется как использование общественной силы для личной выгоды в такой ситуации, когда общество (принципал) возлагает на государственного служащего (агента) выполнение определенных задач, а агент действует вразрез с общественными интересами. При этом для принципала данная деятельность агента плохо поддается контролю. Таким образом, агент может пожертвовать интересами принципала в угоду собственным.
     Можно рассмотреть взаимоотношения общества, бюрократов и фирм с помощью предложенной в статье Епифановой «Исследование коррупции на основе методов экономической теории»5 таблицы.
Т а б  л и ц а 1
Коррупционные взаимосвязи между  различными субъектами
Субъекты  Общество  Бюрократы Фирмы
Цель  Максимизация  Благосостояния  Максимизация  полезности  Максимизация  прибыли после выплаты взятки
Действия Выбирает правила  Принимают решение  об участии Принимают решение  об участии
Устанавливает рыночную структуру фирм и бюрократов Принимают правила, чтобы угодить избирателям и  получать заработную плату  Подчиняются правилам, устанавливаемым обществом и  бюрократами
Разрабатывает систему формальных и неформальных стимулов Не принимают  правила, чтобы угодить фирмам, и  требуют взяток Не подчиняются  правилам и предлагают взятки в обмен  на возможность не подчиняться
Выполняет мониторинг деятельности и ее результатов Изобретают  правила, чтобы позже «ослабить» их в обмен на взятку Осуждают взяточничество
Ограничения Ресурсы Общественный  мониторинг Правила, налагаемые бюрократами
Участие Система формальных и неформальных стимулов, принимаемая  обществом (влияет и на рыночную структуру, в которой функционируют фирмы) Общественный  мониторинг
Информация Рыночная структура, в которой действуют бюрократы Рыночная структура, в которой функционируют фирмы
 
     Для того чтобы стимулировать бюрократов в направлении достижения своих  целей, общество обеспечивает их соответствующими стимулами. Существует три вида ограничений, которые оказывают влияние на возможность добиться от бюрократов желаемого для общества поведения. Во-первых, ограничение, связанное с  объемом ресурсов и технологическими возможностями на данный момент времени. Во-вторых, ограничение, зависящее от возможностей отказа бюрократов и фирм от участия в контракте с обществом (фирма может закрыться или  сменить сферу деятельности, а  бюрократ может найти себе новую  работу в частном секторе). В-третьих, ограничение в объеме информации, доступной для общества.
     Таким образом, даже в таком схематичном  представлении коррупционных взаимосвязей видно, что достижение обществом  своих целей – чрезвычайно трудная задача. В реальных же условиях, когда бюрократия представлена рядом обособленных управленческих структур, упомянутые ограничения взаимосвязаны, так как могут одновременно включать естественную неопределенность в окружающей среде и эффекты, порожденные другими регулирующими структурами.
     В рамках рассматриваемой теории «принципала-агента» утверждается, что коррупция возможна тогда, когда агент способен скрывать свои действия от принципала. Иными словами, данная теория определяет коррупцию как особую модель взаимоотношений субъектов, в которой основополагающим феноменом является гипотетический оппортунизм некоторых индивидов. Необходимо отметить, что самыми важными факторами, создающими возможность проявления такого оппортунизма, являются монопольный доступ бюрократа к общественным ресурсам и одновременное отсутствие контроля над бюрократом со стороны общества и государства. Именно эти два фактора и можно считать основными в возникновении коррупционной сделки. Так, Р. Клитгаард приводит следующее схематичное «уравнение» коррупции6:
     Коррупция = монополия + свобода действий – подотчетность.
«Уравнение» Клитгаарда, конечно, не является строгим  определением коррупции и не претендует на объяснение природы каждой коррупционной  сделки, однако оно выявляет условия, способствующие коррупции, а также  позволяет понять, как эти условия  распространяются в экономике, нанося вред экономическому развитию.
      Разнообразие  трактовок этого явления и  отсутствие общепринятого определения  не мешает, тем не менее, однозначно утверждать, что на протяжении всей истории человеческого общества коррупция сопровождала государственное управление – более того, возможно, даже стала его системным элементом. Коррупционные схемы совершенствуются вместе с механизмами государственного управления, используя достижения информационного общества. Коррупция становится угрозой развитию государственного управления.
     Интересно, что некоторые ученые находят  в этом явлении и положительные  моменты. Так в своей статье Епифанова7 отмечала, что иногда встречается точка зрения, согласно которой взятка – это аналог обычного трансфертного платежа за услугу, который не влечет каких-либо серьезных последствий для общественного благосостояния. Более того, существует даже такой подход, в рамках которого доказывается, что коррупция увеличивает общественное благосостояние, поскольку позволяет избежать чрезмерного регулирования и построить систему адекватного вознаграждения труда недостаточно оплачиваемых госслужащих. Некоторые ученые находят правдоподобной прямую взаимосвязь коррупции и экономического роста, объясняя это тем, что коррупция способствует экономическому развитию и заключению большего количества сделок в более короткие сроки за счет минимизации трансакционных издержек. Существует также мнение, согласно которому коррупционное поведение позволяет избежать «обременительных и избыточных действий правительства».
     Оппоненты подобной точки зрения обосновывают негативное воздействие коррупции  на общественное благосостояние. Государственные  служащие часто заинтересованы в  искусственном создании бюрократических  барьеров, порождающих дополнительный спрос на взятки, что приводит к  ограничению в достижении эффективности. При этом любая взятка создает  отрицательные экстерналии и  негативно воздействует на экономическое  развитие в целом».
     Проведенный в указанной статье анализ экономических подходов к исследованию коррупции показал, что «не существует однозначного ответа на вопрос о ее влиянии на экономическое развитие. Оценивая воздействие коррупции на общественное благосостояние, необходимо учитывать не только исторические, культурные, политические и другие факторы, но и экономическую природу коррупции. И с большой уверенностью можно утверждать, что важным фактором распространения коррупции является отсутствие конкуренции. При этом монопольный доступ к благу сокращает количество коррупционных сделок, но увеличивает плату за это благо, то есть объем взяток. Нельзя однозначно выявить, какой эффект оказывает коррупция – позитивный или негативный. В том случае, если коррупция приводит к недопотреблению данного блага по сравнению с ситуацией ее отсутствия, общество действительно теряет от ее появления. Однако коррупция может и увеличивать объем потребления, становясь тем самым выгодной для общества».
       По моему мнению, влияние коррупции может показаться положительным лишь на первый взгляд. Так Роуз-Аккерман отмечала, что «попустительство коррупции в одних областях обесценивает попытки добиться ее снижения в других, где она наносит несомненный вред»8.
 

     Измерение коррупции 

     На  пути преодоления коррупции важным и неотъемлемым шагом является определение  ее уровня и степени влияния на общественное благосостояние. Однако измерение коррупции – это  относительное новое направление деятельности исследователей и лиц, принимающих политические решения. Публикуемые в последнее десятилетие рейтинги коррупции в различных странах и секторах привлекают внимания представителей частного сектора и политиков, вызывают дискуссию об их объективности и пригодности для разработки антикоррупционных мер. Потому как измерение коррупции – это важный элемент любой национальной или региональной антикоррупционной стратегии. Оно помогает оценить общий уровень коррупции в стране или отдельном секторе экономики и выявить «горячие точки», в которых коррупция наиболее высока и должна рассматриваться как приоритетная проблема. Регулярные обследования уровня коррупции являются источником данных о факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах, и помогают выработать адекватные антикоррупционные меры. Само по себе измерение коррупции – это мощное средство исполнения политики: результаты обследований привлекают и усиливают внимание общества к опасности коррупции и помогают ему оказывать давление на свое правительство. Мониторинг коррупции через ее измерения помогает более эффективно реализовывать антикоррупционные меры.
   Однако  коррупция крайне трудно поддается измерению. Как правило, она скрыта от окружающих, и участники успешных коррупционных сделок почти всегда не заинтересованы в разглашении содержания этих сделок. Основные стоящие перед исследователями методологические проблемы:
    Новизна тематики исследований;
    Скрытая природа коррупции;
    Отсутствие объективной статистики;
    Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.
    В настоящее время обследования для  выявления общественного мнения – это наиболее часто используемое диагностическое средство оценки уровней  коррупции. Обследуемые группы включают представителей населения, частного сектора  и сегменты государственного управления. Как правило, эти обследования являются источником данных об определенных элементах  или видах коррупции в стране. Большая часть таких исследований направлена на выявление субъективных мнений опрашиваемых с помощью прямых вопросов, касающихся опыта и практики граждан или частных предприятий.
    Этот  подход принят многими странами, международными и региональными организациями. Авторитетные организации регулярно  публикуют индексы с оценкой  деятельности государственных чиновников и их социального положения с  различных точек зрения. Это такие  индексы, как Индекс восприятия коррупции (ИВК) организации Transparency International и Индекс взяточничества, Индекс фонда Heritage Foundation, «Обследование в рамках века демократии» организации Freedom House; Индекс непрозрачности компании  Pricewaterhouse Coopers  и другие показатели.
    Задачей обследований является повышение точности результатов. Главная проблема любого измерения связана с разработкой  методологии, позволяющей получать объективные данные о степени  коррупция в стране, различных секторах ее институциональной структуры, регионах и городах. Не все подходы одинаково надежны: некоторые используют небольшие выборки; некоторые самоизбирательны, и поэтому их нельзя считать полностью репрезентативным для данного сектора. Другие методы слишком громоздки и дорогостоящи, поэтому их повторение маловероятно, что снижает их ценность как диагностических средств. Не существует единого ответа на вопрос о том, как получить более объективные результаты – все зависит от конкретного случая. В случае обследования небольших стран или при проведении менее масштабного обследования (учреждения, сектора экономики и т.п.) обследование можно проводить за счет более обширных выборок или перекрестных вопросов. Практически нереально использовать все возможные механизмы измерений для того, чтобы получить более объективные данные: анкеты становятся слишком сложными и их обработка связана с большими затратами. Вероятны комплексные обследования, в которых каждый раздел (восприятие и практика) помогает перепроверить ответы в целом и обеспечивает внутренний механизм контроля качества. Таким образом, исследования, которые: а) используют сконцентрированный подход; б) позволяют осуществить внутреннюю перепроверку данных; в) обеспечивают возможность повторения, можно рассматривать в качестве наиболее достоверных.
      В сфере противодействия коррупции  в глобальном масштабе важно  отметить деятельность Transparency International (ТИ). Это международное общественное движение по противодействию коррупции, созданное в 1993 году в Берлине, и объединяющее на данный момент около 100 отделений по всему миру. Существует национальные отделения и в Казахстане, и в России. Транспаренси Казахстан (ТК) сосредоточивает свои усилия на проведении исследований и выработке рекомендаций по искоренению коррупции на системном уровне. По мнению экспертов ТК, коррупция нарушает общественное развитие, подрывает моральные нормы и устои общества, искажает и развращает рыночные отношения, способствуя бедности и нищете людей. При поддержке частных граждан, представителей бизнеса и государственных структур, ТК содействует проведению демократических реформ, обеспечению большей прозрачности правительства и общества и уменьшения коррупции, как на национальном, так и международном уровне.
     ТИ  – ведущий независимый источник эмпирических исследований о коррупции. В ТИ  составили комплексное портфолио исследовательских проектов, сочетающее в себе качественные и количественные подходы, макроуровневые индикаторы и тщательную диагностику, экспертный анализ и исследования, основанные на опыте и восприятии. Вместе взятые, эти исследовательские инициативы представляют собой полную эмпирическую картину масштаба распространения и динамики коррупции во всем мире, а также способствуют поддержке и продвижению эффективных реформ, основанных на собранных данных. Портфолио исследований ТИ включает:
     Индекс  восприятия коррупции (ИВК) – ежегодный мета-индекс, объединяющий несколько главных показателей экспертных опросов о коррупции и качественном государственном управлении, проводимых среди экспертов в более чем 175  странах мира;
     Барометр  мировой коррупции – ежегодный выборочный опрос свыше 60тыс. семей в более чем 60 странах, в котором оценивается восприятие коррупции и опыт столкновения с ней;
     Индекс  взяткодателей представляет собой рейтинг 30 ведущих стран-экспортеров, составленный на основе склонности фирм этих стран к даче взяток за границей. Он базируется на опросе руководителей компаний о практике деловых отношений иностранных фирм, работающих в их родных странах;
      Изучение  Национальной системы целостности (НСЦ) – это цикл исследований, разрабатываемых локально в различных странах и представляющих собой обширную оценку сильных и слабых сторон ключевых учреждений, которые обеспечивают надлежащее управление и национальную целостность страны;
     Доклад  о коррупции в  мире является пятой составной частью портфолио. Он подходит к вопросу тематически и рассматривает коррупцию с точки зрения конкретного сектора или проблем управления на данный момент и в конкретном месте. В разделе «Исследования» доклад представляет, наряду с другими статьями на коррупционную тематику, последние эмпирические показатели, включая ИВК, Барометр мировой коррупции и Индекс взяткодателей. 

     Пути  преодоления коррупции 

     Меры по активному противодействию коррупции можно подразделить на две достаточно общие группы. В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции, с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами. Вторую группу образуют меры борьбы с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.
       Выделяют несколько основных путей преодоления коррупции – это:
     Стратегия системного устранения причин коррупции. Из самого названия стратегии нетрудно установить, что основной акцент при выработке стратегий этого класса делается на устранении причин, порождающих коррупцию, а не внешних проявлений этой проблемы.
     Стратегия «войны». Стратегия «войны» состоит в борьбе с внешними проявлениями коррупции (случаями дачи взяток конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами.
     Смешанные стратегии противодействия  коррупции представляются мне наиболее эффективными, так как реальность гораздо богаче предложенной типологии. На практике стратегия системного устранения причин коррупции может включать в себя противодействие конкретным коррупционерам, а стратегия «войны» с коррупцией, пусть и во фрагментарном виде, ориентирована и на устранение причин.
     Стратегия «сознательной пассивности». Данный подход к противодействию коррупции базируется на утверждении о неэффективности и бесплодности активных действий, направленных на борьбу с коррупцией. Однако это не случай игнорирования проблемы или культурного фатализма. Коррупция рассматривается как существенная проблема, а также признается её вредное влияние на общество и государство. Но стремление опереться на активные действия оценивается как «пагубная самонадеянность», так как только «рынок может решить все проблемы». Возможны и другие формы рационализации стратегии «сознательной пассивности». Например, вовлечённость высшего руководства в коррупционные связи может толкать его к пассивному отношению к проблеме, сопряженному с заявлениями о существенной опасности коррупции для государства. Кроме того, к стратегии «сознательной пассивности» могут толкать также экономические неурядицы, если борьба против коррупции, по мнению руководства, весьма затратная.
      В статье Сатарова «Как измерять и контролировать коррупцию»9 отмечается, что «необходимым условием эффективности любых попыток ограничения коррупции является восстановление внешнего контроля над бюрократией. Это означает: возврат к полноценной политической конкуренции; формирование условий для свободного развития независимых СМИ, включая запрет на их учреждение органами государственного управления; предельную открытость властей; либеральный режим функционирования общественных организаций. Кроме того, важно восстановить разделение ветвей власти с упором на самостоятельность судебной системы».
     Однако  формирование эффективной бюрократии в России (нужно признать, что это относится и к Казахстану) – это, прежде всего, по мнению Барцица10, преодоление таких уродливых явлений, как ориентация в решении любого вопроса на личные связи, и знакомства, служение не закону, а конкретному руководителю, правовой нигилизм, коррупция, профессиональная некомпетентность, высокомерное отношение к гражданам. Несмотря на значительные преобразования за последние годы, мы вынуждены признать, что в нашей стране так и не сложилась традиционная для западного общества «веберианская» бюрократия, то есть высокопрофессиональный, дисциплинированный, неукоснительно соблюдающий закон и работающий по четким единообразным правилам госаппарат, недостаточную экономическую эффективность которого надлежало бы повышать посредством рыночно ориентированных административных реформ. Создание подобной бюрократии – длительный процесс, сопровождаемый изменениями в самом типе мышления представителя государства, трансформацией правовой культуры государственного управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.