Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Структура и виды понятий

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 
    Там же, где образование начиналось с  Аристотеля, тотчас же дело сопровождалось великими техническими открытиями и  расширением человеческой мысли.
    Ф.М. Достоевский
    Формирование  и развитие логико-риторической культуры у студентов является важной составляющей гуманитарного образования. Умение точно определять предмет мысли, корректно формулировать вопрос или задание, ярко и доходчиво излагать суть дела, уметь общаться и отстаивать свои убеждения необходимо каждому образованному человеку.
    Люди  охотно жалуются на то, сто им не хватает денег, времени и здоровья, что они мало общаются и редко отдыхают, но они  не говорят о нехватке логики, интуитивно соглашаясь с ее общезначимостью и полагая, что ею обладают все. Один их мыслителей по этому поводу остроумно заметил, сто ум между людьми распределен примерно одинаково, так как на его нехватку никто не жалуется. Однако логичность рассуждения не является врожденным качеством человека, как, впрочем, не является и недостижимым искусством. Логике можно и нужно учиться. Тем более, что, научившись логике, легче учиться всему остальному, ибо логика учит учиться. «Логика – Бог мыслящих» (Л. Фейхтвангер). А Бог, как известно, сила деятельная и креативная, т.е. творческая. Таким образом, логика выступает одним из условий интеллектуального творчества, в том числе и технического.
    Логика  относится к числу наиболее прогрессирующих  гуманитарных наук второй половины XX века. Она представляет собой развитую научную дисциплину, имеющую десятки направлений. Каждая из логик (классическая, диалектическая, математическая, неклассическая и др.) имеет свой предмет и сферу приложения, но все они базируются на классической логике, основанной Аристотелем. Среди других логик она занимает особое положение, поскольку ей принадлежит исторический приоритет в анализе познавательных способностей человека и выявлении структуры и законов мышления.
    Уже более двух с половиной тысяч  лет, возникнув в Древней Греции, логика обучает людей правильному  мышления, искусству точного и  красивого выражения. К сожалению, в недавнем прошлом у нас на несколько десятилетий были утрачены традиции логического образования. Сегодня логика вернулась в аудитории, чтобы обучать искусству мысли. [1, стр. 5].
 

    
    Содержание  и объем понятий. Закон обратного отношения.
    Простейшей формой мысли является понятие. Оно является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов, выраженное в слове или словосочетании. Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным признакам.
    Понятия возникают в том случае, когда  для этого появляется практическая необходимость – жизненная, научная, производственная. Образование понятий  – не случайный, пассивный акт  отображения сознанием объекта, а сложный, противоречивый процесс взаимодействия активного субъекта  с внешним миром. Случайных понятий не бывает. У каждого понятия своя история. И каждый из них – определенный результат познания.
    Для того чтобы уметь оперировать  понятием, необходимо знать его структуру. Структура понятия определяется его ролью в мышлении и состоит из двух элементов: содержания и объема.
    Содержание  – важнейший элемент в структуре  понятия. Это  его качественный параметр. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков, мыслимых в данном понятии, как отличительных, так и общих.
    Объем в структуре понятия обозначает совокупность предметов мысли, обладающих одним содержанием, т.е. одними и  теми же отличительными признаками. Объем  выступает количественным параметром понятия. К примеру, содержанием понятия «акция» являются признаки, указывающие на то, что это «ценная бумага» (родовой существенный признак), «свидетельство о внесении определенной доли в капитал акционерного общества», «право на получение части прибыли в виде дивиденда» (видовые существенные признаки). Объем понятия «акция» образуется из всех ее разновидностей, обладающих вышеперечисленными свойствами (акции именные, предъявительские, простые, привилегированные, учредительские и др.).
    Объем понятия в логике (совокупность предметов мысли, обладающих одними и теми же отличительными признаками) называют также классом или множеством. Аналогично тому, как род состоит из видов, класс или множество состоит из подмножеств или подклассов. Например, множество «договоров» состоит из таких подмножеств, как «письменный договор», «устный договор». Элементом множества называется класс, состоящий из одного предмета (конкретный датированный договор). Универсальным множеством называется класс, включающий все предметы исследуемой области (всевозможные договора). Пустое множество, или нулевой класс, - это множество предметов мысли, не имеющих реальных прообразов в действительности («договора 3003 года», «ночная радуга»).
    Содержание  и объем понятия связаны законом  обратного отношения (З.О.О.). суть закона следующая – с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением  содержания – объем увеличивается. Этот закон имеет большое значение для индивидуальной мыслительной практики. Он позволяет переходить от понятия с большим объемам к понятию с меньшим объемом за счет изменения его содержания. Объем – функция содержания . Поэтому изменения последнего автоматически влекут за собой изменения объема. З.О.О имеет важное значение в установлении родовидовых отношений, в уточнениях и спецификациях, при ограничении и обобщении мысли.
    Например, за счет уменьшения, а затем увеличения содержания понятия можно произвести следующую взаимообратную логическую операцию:
    БГУИР ®ГУИР®УИР®ВУЗ ИР®ВУЗ®УЗ
                                                       [обобщение понятия «БГУИР»].
    БГУИРГУИРУИРВУЗ ИРВУЗУЗ
                                                       [ограничение «учебное заведение»].
    Признак, который мы будем отнимать при  обобщении и добавлять при ограничении, обозначим начальной буквой слова и возьмем в рамку:
    БГУИР – Белорусский государственный  университет информатики и радиоэлектроники (аббревиатура, выражающая сложное  понятие).
    ГУИР  – государственный университет  информатики и радиоэлектроники. Он может быть не только белорусским. Отняв признак «белорусский», мы получаем понятие с большим объемом.
    УИР – университет информатики и  радиоэлектроники. Он может быть не только государственным, но и коммерческим. Вновь сократив содержание, мы увеличиваем объем и т.д.
    ВУЗ ИР – высшее учебное заведение  информатики радиоэлектроники. Оно  может быть не только университетом.
    УЗ  – учебное заведение. Оно бывает не только высшим.
    Взаимосвязь содержания и объема понятия позволяет воспроизводить в ум сложные взаимосвязи и взаимоотношения реального мира. Поскольку понятийное мышление «смотрит» на окружающий мир сквозь призму признаков, характеризующих те или иные предметы действительности, то благодаря З.О.О. человек может углублять или расширять свои знания о внешнем мире. От понятия «закон» можно перейти к понятию «закон физики», «экономический закон», от понятия «научная работа студента» к уточняющим понятиям «курсовая работа», «диплом».
    Итак, чем больше содержание мысли, тем меньше, конкретнее ее объем, а чем меньше содержание, тем объемней мысль.[1, стр.25 - 34].
 

    
    Виды понятий  по объему и по содержанию.
    Человек оперирует огромным множеством понятий. Все, что нас окружает, может быть выражено через понятие о предмете («колесо»), о свойстве («выносливость», «невменяемость»), об отношении («между», «восточнее», «старше»). Поскольку содержание и объем являются главными логическими характеристиками понятия, то и виды понятий определяются в зависимости от содержания и объема.
    По  содержанию понятия принято делить на следующие:
    Конкретные и абстрактные (конкретные понятия – это понятия о предметах («механическое устройство», «автобус», «растение», «диплом»), абстрактные – понятия о свойствах и отношениях («красивый», «безбилетный», «родной»));
    Абсолютные и относительные (абсолютные понятия безотносительны, самостоятельны, беспредпосылочны, в их содержании нет признаков, указывающих на их зависимость от других понятий, например «зрение», «наука», «инженер», в содержании относительных понятий имеются признаки, указывающие на те понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны; относительными являются понятия «муж», «родители», «учитель», «жених»(трудно себе представить мужа без жены, родителей без детей, учителя без учеников, жениха без невесты), также относительными являются и «парные понятия» диалектической логики: «форма и содержание», «сущность и явление», «причина и следствие» и др., т.е. логика понятий отражает логику вещей);
    Положительные и отрицательные (в положительных понятиях мыслится присутствие определенных признаков – «экономика», «техника», «спорт», в отрицательных понятиях фиксируется отсутствующий признак, например «нездоровый», «алогичный», «аморфный», «неподготовленный», отсутствие признака – это тоже признак).
 
    По  объему понятия делятся на следующие:
    нулевые: объем = 0 («король Беларуси», «Циклоп»);
    единичные: объем = 1 («основатель кибернетики», «создатель дизеля»);
    общие: объем >1 («станция», «космонавт»).
    Кроме того, по характеру элементов, образующих объем, можно различать собирательные и несобирательные понятия. Они различаются типом отношений между отдельными элементами класса и всем классом элементов. Главная особенность собирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса. К примеру, собирательными являются понятия: «Солнечная система», «Большая медведица», «коллегия адвокатов», «футбольная ассоциация», «дивизия». В каждом из них мыслится ряд элементов, из которых они «собраны». Так, футбольная ассоциация состоит из нескольких футбольных клубов, однако ни один из них не является «футбольной ассоциацией», а лишь ее частью. Напротив, признаки, содержащиеся в несобирательных понятиях, относятся как к классу предметов, так и к его отдельным элементам. Например, понятие «цветок» характеризует и весь класс цветов, и каждый цветок в отдельности – розу, ромашку, пион.[1, стр. 34-35].
 

    
    Упражнения
    Определите объем следующих понятий:
    Черное  море (объем = 1), страны Шенгенского союза (объем > 1), евро(объем = 1), сервер (объем > 1), декан (объем > 1), персональный компьютер (объем > 1), кентавр (объем = 0), алогичный (объем > 1), самая кровопролитная война (объем > 1), русалка (объем = 0), «Война и мир» Л.Н. Толстого (объем = 1), лама (объем = 1), Президент Республики Беларусь (объем = 1), изобретатель дизеля (объем = 1), Ю.А. Гагарин (объем = 1).
    Укажите, какими являются эти понятия по содержанию.
    Черное  море (конкретное понятие), страны Шенгенского союза (относительное понятие), евро (конкретное понятие), сервер (конкретное понятие), декан (относительное понятие), персональный компьютер (конкретное понятие), кентавр (относительное понятие), алогичный (отрицательное понятие), самая кровопролитная война (относительное понятие), русалка (относительное понятие), «Война и мир» Л.Н. Толстого (конкретное понятие), лама (конкретное понятие), Президент Республики Беларусь (конкретное понятие), изобретатель дизеля (конкретное понятие), Ю.А. Гагарин (конкретное понятие).
    Проиллюстрируйте на примере закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
Черное  море ®море
Черное  море – по содержанию это конкретное понятие с объемом = 1, а просто море может быть любым ,и красным, и средиземным , и т.д., значит объем > 1. Вывод с уменьшением содержания – объем увеличился. 

    
    Определите  вид сложного вывода: ((p>q) ? p)>q и постройте таблицу истинности.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.