На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные принципы моделирования систем управления. Принципы системного подхода в моделировании систем управления. Подходы к исследованию систем управления. Стадии разработки моделей. Классификация видов моделирования систем.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 21.11.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Оглавление.
Введение.
1. Основные принципы моделирования систем управления.
1.1. Принципы системного подхода в моделировании систем управления.
1.2. Подходы к исследованию систем управления.
1.3. Стадии разработки моделей.
2. Общая характеристика проблемы моделирования систем управления.
2.1. Цели моделирования систем управления.
3. Классификация видов моделирования систем.
Заключение.
Список литературы.
1.1. ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе по теме “Применение моделирования при исследовании систем управления” я попытаюсь раскрыть основные методы и принципы моделирования в разрезе исследования систем управления.
Моделирование (в широком смысле) является основным методом иссле-дований во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым для принятия решений в раз-личных сферах инженерной деятельности. Существующие и проектируемые системы можно эффективно исследовать с помощью математических моделей (аналитических и имитационных), реализуемых на современных ЭВМ, которые в этом случае выступают в качестве инструмента экспериментатора с моделью системы.
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятель-ности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Особенно это относится к сфере управле-ния различными системами, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемой информации. Остановим-ся на философских аспектах моделирования, а точнее общей теории моделирования.
Методологическая основа моделирования. Все то, на что направ-лена человеческая деятельность, называется объектом (лат. objection -- предмет). Выработка методологии направлена на упо-рядочение получения и обработки информации об объектах, кото-рые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т. е. определенные предсказания, основывающиеся на небольшом коли-честве опытных данных, наблюдений, догадок. Быстрая и полная проверка выдвигаемых гипотез может быть проведена в ходе специ-ально поставленного эксперимента. При формулировании и провер-ке правильности гипотез большое значение в качестве метода сужде-ния имеет аналогия.
Обобщенно моделирование можно определить как метод опос-редованного познания, при котором изучаемый объект-оригинал находится в некотором соответствии с другим объектом-моделью, причем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такая замена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
1) моделирование как познавательный процесс, содержащий пе-реработку информации, поступающей из внешней среды, о проис-ходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании появляются образы, соответствующие объектам;
2) моделирование, заключающееся в построении некоторой си-стемы-модели (второй системы), связанной определенными соот-ношениями подобия с системой-оригиналом (первой системой), причем в этом случае отображение одной системы в другую являет-ся средством выявления зависимостей между двумя системами, отраженными в соотношениях подобия, а не результатом непосред-ственного изучения поступающей информации.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
Моделирование начинается с формирования предмета исследований -- сис-темы понятий, отражающей существенные для моделирования характеристи-ки объекта. Эта задача является достаточно сложной, что подтверждается различной интерпретацией в научно-технической литературе таких фундамен-тальных понятий, как система, модель, моделирование. Подобная неоднознач-ность не говорит об ошибочности одних и правильности других терминов, а отражает зависимость предмета исследований (моделирования) как от рас-сматриваемого объекта, так и от целей исследователя. Отличительной особен-ностью моделирования сложных систем является его многофункциональность и многообразие способов использования; оно становится неотъемлемой частью всего жизненного цикла системы. Объясняется это в первую очередь технологи-чностью моделей, реализованных на базе средств вычислительной техники: достаточно высокой скоростью получения результатов моделирования и их сравнительно невысокой себестоимостью.
1.1. Принципы системного подхода в моделировании систем.

В настоящее время при анализе и синтезе сложных (больших) систем получил развитие системный подход, который отличается от классического (или индуктивного) подхода. Последний рассматри-вает систему путем перехода от частного к общему и синтезирует (конструирует) систему путем слияния ее компонент, разрабатыва-емых раздельно. В отличие от этого системный подход предполага-ет последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, причем исследуемый объект выделяется из окружающей среды.
Объект моделирования. Специалисты по проектированию и эксплуатации сложных систем имеют дело с системами управления различных уровней, обладающими общим свойством -- стремлением достичь некоторой цели. Эту особенность учтем в следующих определениях системы. Система S -- целенаправленное множество! взаимосвязанных элементов любой природы. Внешняя среда Е-- множество существующих вне системы элементов любой природы, оказывающих влияние на систему или находящихся под ее воздействием. '
В зависимости от цели исследования могут рассматриваться разные соотношения между самим объектом S и внешней средой Е. Таким образом, в зависимости от уровня, на котором находится наблюдатель, объект исследования может выделяться по-разному и могут иметь место различные взаимодействия этого объекта с внешней средой.
С развитием науки и техники сам объект непрерывно усложняет-ся, и уже сейчас говорят об объекте исследования как о некоторой сложной системе, которая состоит из различных компонент, вза-имосвязанных друг с другом. Поэтому, рассматривая системный подход как основу для построения больших систем и как базу создания методики их анализа и синтеза, прежде всего необходимо определить само понятие системного подхода.
Системный подход -- это элемент учения об общих законах развития природы и одно из выражений диалектического учения. Можно привести разные определения системного подхода, но на-иболее правильно то, которое позволяет оценить познавательную сущность этого подхода при таком методе исследования систем, как моделирование. Поэтому весьма важны выделение самой системы S и внешней среды Е из объективно существующей реальности и описание системы исходя из общесистемных позиций.
При системном подходе к моделированию систем необходимо прежде всего четко определить цель моделирования. Поскольку невозможно полностью смоделировать реально функционирующую систему (систему-оригинал, или первую систему), создается модель (система-модель, или вторая система) под поставленную проблему. Таким образом, применительно к вопросам моделирования цель возникает из требуемых задач моделирования, что позволяет по-дойти к выбору критерия и оценить, какие элементы войдут в со-здаваемую модель М. Поэтому необходимо иметь критерий отбора отдельных элементов в создаваемую модель.
1.2. Подходы к исследованию систем.
Важным для системного под-хода является определение структуры системы -- совокупности связей между элементами системы, отражающих их взаимодейст-вие. Структура системы может изучаться извне с точки зрения состава отдельных подсистем и отношений между ними, а также изнутри, когда анализируются отдельные свойства, позволяющие системе достигать заданной цели, т. е. когда изучаются функции системы. В соответствии с этим наметился ряд подходов к ис-следованию структуры системы с ее свойствами, к которым следует прежде всего отнести структурный и функциональный.
При структурном подходе выявляются состав выделенных эле-ментов системы S и связи между ними. Совокупность элементов и связей между ними позволяет судить о структуре системы. После-дняя в зависимости от цели исследования может быть описана на разных уровнях рассмотрения. Наиболее общее описание струк-туры -- это топологическое описание, позволяющее определить в самых общих понятиях составные части системы и хорошо фор-мализуемое на базе теории графов.
Менее общим является функциональное описание, когда рас-сматриваются отдельные функции, т. е. алгоритмы поведения систе-мы, и реализуется функциональный подход, оценивающий функции, которые выполняет система, причем под функцией понимается свойство, приводящее к достижению цели. Поскольку функция от-ображает свойство, а свойство отображает взаимодействие системы S с внешней средой Е, то свойства могут быть выражены в виде либо некоторых характеристик элементов SiV) и подсистем Si систе-мы, либо системы S в целом.
При наличии некоторого эталона сравнения можно ввести коли-чественные и качественные характеристики систем. Для количест-венной характеристики вводятся числа, выражающие отношения между данной характеристикой и эталоном. Качественные харак-теристики системы находятся, например, с помощью метода экс-пертных оценок.
Проявление функций системы во времени S(t), т. е. функци-онирование системы, означает переход системы из одного состояния в другое, т. е. движение в пространстве состояний Z. При эксплу-атации системы S весьма важно качество ее функционирования, определяемое показателем эффективности и являющееся значением критерия оценки эффективности. Существуют различные подходы к выбору критериев оценки эффективности. Система S может оце-ниваться либо совокупностью частных критериев, либо некоторым общим интегральным критерием.
Следует отметить, что создаваемая модель М с точки зрения системного подхода также является системой, т. е. S'=S'(M), и мо-жет рассматриваться по отношению к внешней среде Е. Наиболее просты по представлению модели, в которых сохраняется прямая аналогия явления. Применяют также модели, в которых нет прямой аналогии, а сохраняются лишь законы и общие закономерности поведения элементов системы S. Правильное понимание взаимосвя-зей как внутри самой модели М, так и взаимодействия ее с внешней средой Е в значительной степени определяется тем, на каком уровне находится наблюдатель.
Простой подход к изучению взаимосвязей между отдельными частями модели предусматривает рассмотрение их как отражение связей между отдельными подсистемами объекта. Такой классичес-кий подход может быть использован при создании достаточно простых моделей. Процесс синтеза модели М на основе классичес-кого (индуктивного) подхода представлен на рис. 1.1, а. Реальный объект, подлежащий моделированию, разбивается на отдель-ные подсистемы, т. е. выбираются исходные данные Д для моделирования и ставятся цели Ц, отображающие отдельные сто-роны процесса моделирования. По отдельной совокупности исход-ных данных Д ставится цель моделирования отдельной стороны функционирования системы, на базе этой цели формируется некото-рая компонента К будущей модели. Совокупность компонент объ-единяется в модель М.
Таким образом, разработка модели М на базе классического подхода означает суммирование отдельных компонент в единую модель, причем каждая из компонент решает свои собственные задачи и изолирована от других частей модели. Поэтому классичес-кий подход может быть использован для реализации сравнительно простых моделей, в которых возможно разделение и взаимно неза-висимое рассмотрение отдельных сторон функционирования реаль-ного объекта. Для модели сложного объекта такая разобщенность решаемых задач недопустима, так как приводит к значительным затратам ресурсов при реализации модели на базе конкретных программно-технических средств. Можно отметить две отличитель-ные стороны классического подхода: наблюдается движение от частного к общему, создаваемая модель (система) образуется путем суммирования отдельных ее компонент и не учитывается возник-новение нового системного эффекта.
С усложнением объектов моделирования возникла необхо-димость наблюдения их с более высокого уровня. В этом случае наблюдатель (разработчик) рассматривает данную систему S как некоторую подсистему какой-то метасистемы, т. е. систе-мы более высокого ранга, и вынужден перейти на позиции но-вого системного подхода, который позволит ему построить не только исследуемую систему, решающую совокупность задач, но и создавать систему, являющуюся составной частью метасисте-мы.
Системный подход получил применение в системотехнике в связи с необходимостью исследования больших реальных систем, ког-да сказалась недостаточность, а иногда ошибочность принятия каких-либо частных решений. На возникновение системного подхо-да повлияли увеличивающееся количество исходных данных при разработке, необходимость учета сложных стохастических связей в системе и воздействий внешней среды Е. Все это заставило ис-следователей изучать сложный объект не изолированно, а во вза-имодействии с внешней средой, а также в совокупности с другими системами некоторой метасистемы.
Системный подход позволяет решить проблему построения сложной системы с учетом всех факторов и возможностей, пропорци-1 овальных их значимости, на всех этапах исследования системы 5" и построения модели М'. Системный подход означает, что каждая система S является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Таким образом, в основе системного подхода лежит рассмотрение системы как интегрированного целого, причем это рассмотрение при разработке начинается с главного -- формулировки цели функционирования. На основе исходных данных Д, которые известны из анализа внешней системы, тех ограничений, которые накладываются на систему сверху либо исходя из возможностей ее реализации, и на основе цели функционирования формулируются исходные требования Т к модели системы S. На базе этих требований формируются ориентировочно некоторые подсистемы П, эле-менты Э и осуществляется наиболее сложный этап синтеза -- вы-< бор В составляющих системы, для чего используются специальные критерии выбора КВ.
При моделировании необходимо обеспечить максимальную эффективность модели системы, которая определяется как некоторая разность между какими-то показателями результатов, полученных в итоге эксплуатации модели, и теми затратами, которые были вложены в ее разработку и создание.
1.3. Стадии разработки моделей.
На базе системного подхода может быть предложена и некоторая последовательность разработки мо-делей, когда выделяют две основные стадии проектирования: мак-ропроектирование и микропроектирование.
На стадии макропроектирования на основе данных о ре-альной системе S и внешней среде Е строится модель внешней среды, выявляются ресурсы и ограничения для построения моде-ли системы, выбирается модель системы и критерии, позволяющие оценить адекватность модели М реальной системы S. Постро-ив модель системы и модель внешней среды, на основе критерия эффективности функционирования системы в процессе моделирования выбирают оптимальную стратегию управления, что позво-ляет реализовать возможности модели по воспроизведению отдель-ных сторон функционирования реальной системы S.
Стадия микропроектирования в значительной степени зави-сит от конкретного типа выбранной модели. В случае имитацион-ной модели необходимо обеспечить создание информационного, математического, технического и программного обеспечении систе-мы моделирования. На этой стадии можно установить основные характеристики созданной модели, оценить время работы с ней и затраты ресурсов для получения заданного качества соответствия модели процессу функционирования системы S.
Независимо от типа используемой модели М при ее построении необходимо руководствоваться рядом принципов системного под-хода: 1) пропорционально-последовательное продвижение по эта-пам и направлениям создания модели; 2) согласование информаци-онных, ресурсных, надежностных и других характеристик; 3) пра-вильное соотношение отдельных уровней иерархии в системе моде-лирования; 4) целостность отдельных обособленных стадий постро-ения модели.
Модель М должна отвечать заданной цели ее создания, поэтому отдельные части должны компоноваться взаимно, исходя из единой системной задачи. Цель может быть сформулирована качественно, тогда она будет обладать большей содержательностью и длитель-ное время может отображать объективные возможности данной системы моделирования. При количественной формулировке цели возникает целевая функция, которая точно отображает наиболее существенные факторы, влияющие на достижение цели.
Построение модели относится к числу системных задач, при решении которых синтезируют решения на базе огромного числа исходных данных, на основе предложений больших коллективов специалистов. Использование системного подхода в этих условиях позволяет не только построить модель реального объекта, но и на базе этой модели выбрать необходимое количество управляющей информации в реальной системе, оценить показатели ее функци-онирования и тем самым на базе моделирования найти наиболее эффективный вариант построения и выгодный режим функциониро-вания реальной системы S.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
С развитием системных исследований, с расширением экспери-ментальных методов изучения реальных явлений все большее значе-ние приобретают абстрактные методы, появляются новые научные Дисциплины, автоматизируются элементы умственного труда. Важное значение при создании реальных систем S имеют математические методы анализа и синтеза, целый ряд открытий базируется на! чисто теоретических изысканиях. Однако было бы неправильно забывать о том, что основным критерием любой теории является практика, и даже сугубо математические, отвлеченные науки базируются в своей основе на фундаменте практических знаний.
Экспериментальные исследования систем. Одновременно с развитием теоретических методов анализа и синтеза совершенствуются и методы экспериментального изучения реальных объектов, появляются новые средства исследования. Однако эксперимент был и остается одним из основных и существенных инструментов познания. Подобие и моделирование позволяют по-новому описать реальный! процесс и упростить экспериментальное его изучение. Совершенствуется и само понятие моделирования. Если раньше моделирование! означало реальный физический эксперимент либо построение макета, имитирующего реальный процесс, то в настоящее время появились новые виды моделирования, в основе которых лежит постановка не только физических, но также и математических эксперимен-тов.
Познание реальной действительности является длительным и сложным процессом. Определение качества функционирования большой системы, выбор оптимальной структуры и алгоритмов! поведения, построение системы S в соответствии с поставленной! перед нею целью -- основная проблема при проектировании современных систем, поэтому моделирование можно рассматривать как один из методов, используемых при проектировании и исследовании больших систем.
Моделирование базируется на некоторой аналогии реального и мысленного эксперимента. Аналогия -- основа для объяснения изучаемого явления, однако критерием истины может служить только практика, только опыт. Хотя современные научные гипотезы могут создаться чисто теоретическим путем, но, по сути, базируются на широких практических знаниях. Для объяснения реальных; процессов выдвигаются гипотезы, для подтверждения которых ставится эксперимент либо проводятся такие теоретические рассуждения, которые логически подтверждают их правильность. В широком смысле под экспериментом можно понимать некоторую процедур организации и наблюдения каких-то явлений, которые осуществляв ют в условиях, близких к естественным, либо имитируют их. 3
Различа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.