На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ рынка губной помады

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
1. ТОВАРОВЕДНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОМАДЫ.................................................................................................................6
1.1 История  происхождения губной помады……………………………………6
1.2 Классификация  и ассортимент гигиенической помады……………………8
1.3 Процесс  производства и сырье……………………………………………...10
1.3.1 Сырье  для производства гигиенической  помады………………………..10
1.3.2 Производство  гигиенической помады……………………………………18
1.4 Фальсификация губной помады…………………………………………….20
1.5 Факторы, сохраняющие качество…………………………………………..21
1.5.1 Упаковка, маркировка……………………………………………………..22
1.5.2 Транспортирование и хранение.………………………………………….26
2. ЭКСПЕРТИЗА  КАЧЕСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОМАДЫ……………..28
2.1. Показатели  безопасности гигиенической помады………………………..28
        Токсикологические показатели безопасности…………………………..28
2.1.2 Микробиологические показатели………………………………………...29
2.1.3 Клинико-лабораторные показатели безопасности………………………30
2.2. Методы  исследования качества гигиенической помады………………....30
2.2.1 Исследование упаковки и маркировки образцов………………………..31
2.2.2 Методы органолептических исследований……………………………....33
2.2.3 Методы  оценки качества гигиенической  помады по физико-химическим показателям………………………………………………………………………35
2.2.3.1 Определение  температуры каплепадения……………………………...36
2.2.3.2 Определение карбонильного числа…………………………………….37
2.2.3.3 Определение кислотного числа…………………………………………39
3.АНАЛИЗ РЫНКА ГУБНОЙ ПОМАДЫ……………………………………..41
      Анализ рынка гигиенической помады в России………………………...41
      Анализ рынка гигиенической помады в городе Кирове………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Много людей, не пользующихся декоративной косметикой, применять лечебные средства для ухода за кожей считают необходимым. В особенности это касается гигиенической губной помады. Тонкая, чувствительная кожа, практически лишенная сальных желез, делает губы очень уязвимыми к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
     Гигиеническая помада, как зубная паста, мыло и  шампунь – вещь первой необходимости, она необходима как взрослым, так  и детям, как мужчинам, так и  женщинам для того, чтобы защитить нежную кожу губ от негативных воздействий  внешней среды. Гигиеническая помада — косметическое средство, одна из разновидностей губной помады. Существует пять основных видов гигиенических помад: питательная, увлажняющая, противогерпетическая, с ультрафиолетовым фильтром и гигиеническая помада-бальзам. Каждая из этих видов помад используется для различных целей. Основная цель их использования – это уход за губами, защита их от холода и шелушения. Обладают заживляющим действием и предохраняют губы от вирусных инфекций. Гигиенические губные помады хорошо ложатся на губы, придавая им естественный блеск. При выборе помады эксперты советуют особое внимание уделять составу, а также ее запаху. Неестественно сильный аромат может свидетельствовать о наличии различных синтетических отдушек, чего в лучших гигиенических помадах быть не должно.
     О красоте и здоровье следует заботиться ежедневно и систематически. По-прежнему остаются в силе мудрые слова афоризма де Ленкло: «Нет некрасивых женщин. Есть только женщины, которые не умеют  сделать себя красивыми».
     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что в последнее время увеличивается спрос на гигиенические помады, которые занимают до 20% в общем ассортименте косметических товаров.
     Целью курсовой работы является получение  объективной информации о качестве гигиенических помад, реализуемых на рынке г. Кирова.
     Для достижения цели решались следующие  задачи:
    проведение анализа литературных источников;
    проведение сравнительного анализа качества гигиенической помады разных производителей;
    изучить потребительский рынок города Кирова и России, выявить потребительские предпочтения в выборе гигиенической помады.
     Объектом  исследования является гигиеническая помада, упакованная в пластмассовый пенал и реализуемая через торговую сеть г. Кирова.
     Предметом исследования является характеристика качества гигиенической помады по органолептическим и физико-химическим показателям, реализуемого на рынке г. Кирова.
     Работа  выполнена на 46 листах, включены 8 таблиц, 11 рисунков и 3 приложения. Список литературы составляет 12 источников, а также использовались официальные законодательные документы.
 

     1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОМАДЫ 

     1.1 История происхождения губной помады
     Самую древнюю губную помаду обнаружили при  раскопках шумерского города Ур (3500 г. до н. э.). Во время раскопок были обнаружены полые стебли, заполненные смесью жира и красящего вещества, состав которой мог соответствовать компонентам губной помады.
     Губная  помада, как и многие другие косметические  средства, была изобретена в Древнем  Египте. Тогда в ходу была помада ярких и темных оттенков, получавшаяся из красной охры и натуральных  оксидов железа и делавшая губы зрительно  тоньше и изящнее. Египтянки так  любили свои губные помады, что брали  их с собой в загробный мир, чтобы иметь возможность щеголять красотой и в царстве мертвых [2].
     Древние греки позаимствовали у египтян  и охотно использовали губную помаду. При этом она была ничуть не менее  популярной, чем в Древнем Египте. Свидетельство тому – широко известный миф о «яблоке раздора»: Зевс поручил Парису, сыну троянского царя, рассудить между собой богинь Геру, Афину и Афродиту, спорящих за звание первой красавицы Олимпа. Парис вручил приз – яблоко  богине любви Афродите. Однако вскоре разгорелся скандал: победительницу уличили в жульничестве – она применяла пудру и губную помаду.
     В годы Средневековья использование губной помады могло стать поводом для уличения женщины в колдовстве. Взойти на костер не хотели даже самым отчаянные чаровницы, поэтому возрождение в сфере косметики случилось лишь в эпоху Ренессанса с ее культом человеческой красоты. Косметика использовалась настолько интенсивно, что в XVII веке английский парламент принял закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы он обнаружит, что в действительности она не так красива, как была в период сватовства.
     Обращаясь к помадной истории, отметим, что  этим предметом для макияжа не всегда пользовались только женщины. Например, в XVIII веке помада нужна была лишь мужчинам. Во Франции в эти времена губную помаду изготавливали только из натуральных  продуктов, причем предназначалась  она не только для женщин: при  дворе Людовика XVI красили губы и  мужчины – чтобы контуры рта были заметны и не сливались с бородой и усами.
     Полтора же века спустя, красить губы стали  актрисы. С появлением кино возникла мода на особо очерченные губы. Им давали причудливые названия: «бутон розы», «укушенные пчелой» - «губы вампира» и «лук охотника». С 20-х по 40-е годы ХХ века женщины не красили кончики  губ до конца, чтобы сделать рот  зрительно меньше, а в 50-е перешли  на естественные формы и цвета [1].
     Годом рождения современной губной помады называют 1883, когда на Всемирной выставке в Амстердаме парижским парфюмером был представлен маленький, хрупкий красный стерженек, обернутый шелковистой бумажкой с названием «Stylo d'amour» («Палочка любви»). Она была изготовлена на основе оленьего жира и по сути представляла собой столь знакомую нам губную помаду. Это средство по достоинству оценили посетившие выставку женщины, среди которых была знаменитая трагедийная актриса Сара Бернар.
     1915 год – в США впервые появились в продаже столь знакомые нам тюбики помады; помада обрела свой современный внешний вид.
     1920 годы – благодаря кинозвездам Марлен Дитрих, Грете Гарбо, Джоан Кроуфорд, помада прочно вошла в повседневную жизнь каждой женщины, перестав быть уделом избранных.
     В 1947 году Париж переживает настоящий косметический бум. Отныне уже большинство женщин постоянно носит в своих сумочках тюбик помады. Парфюмерная промышленность очень быстро смогла предложить женщинам на выбор помаду всех цветов и оттенков.
     Вот советским женщинам эпохи построения коммунизма не очень повезло с выбором помад. Отечественная промышленность в 60-е годы прошлого столетия выпускала всего 5 оттенков, каждый из которых имел определенный номер.
     В наши дни основное правило при  применении косметики – использование  высококачественных косметических  средств при условии их безвредности для кожи и организма.
     1.2 Классификация и ассортимент гигиенической помады
     Единая  общепризнанная классификация косметических  товаров в настоящее время  отсутствует. Не разработан стандарт по классификации и терминологии косметической  продукции. Чёткую классификацию косметических  средств провести очень сложно. Он основывается обычно на свойствах, заявленных изготовителем и нередко преувеличенных в рекламных целях.
     Средства  для губ можно условно поделить на две основные группы: лечебно-профилактические и декоративные [10]. Это деление действительно условно, поскольку практически все современные декоративные помады обладают полезными свойствами. Это обусловлено их составом, который по большей части аналогичен составу гигиенических помад и бальзамов для губ.
Декоративные  помады отличаются тем, что содержат красители, а также вещества, придающие блеск и стойкость.
     К общим признакам классификации  следует отнести назначение, функциональное действие косметики: гигиеническое, косметическое, декоративное, защитное, лечебно-профилактическое и специальное. В самом названии «гигиеническая губная помада» отражается функциональное действие средства.
     По  степени жирности мазка делятся на жирные, полужирные и сухие.
     По консистенции помады бывают воскообразными.
     По  форме футляра (пенала) – в виде круглых, овальных, прямоугольных палочек  – карандашей в металлических  и пластмассовых футлярах, недавно появились помады в форме карандаша в деревянном корпусе; дерево впитывает излишний жир, из-за которого помада быстрее растекается.
     По  стойкости окраски тональная помада подразделяется на три типа: традиционная, устойчивая и сверхустойчивая.
     В настоящее время многими фирмами наряду с традиционными выпускаются специальные гигиенические помады по половозрастному признаку: детские («Маленькая фея», «BRATZ», «Детская Сливки», «Фруктовый поцелуй»), мужские («NIVEA for MEN»), женские («Caudalie»). Существует пять основных видов гигиенических помад: питательная, увлажняющая, противогерпетическая, с ультрафиолетовым фильтром и гигиеническая помада-бальзам. Каждая из этих видов помад используется для различных целей [9].
     Гигиеническую помаду с УФ-фильтром рекомендуется использовать в те времена года и в тех местах, где присутствует сильное солнечное излучение.
     Питательная гигиеническая губная помада идеально подходит для использования ее зимой, когда защита от холода и ветра особенно актуальна.
     Увлажняющая помада – специалисты-дерматологи как раз не советуют пользоваться зимой, поскольку от этого губы могут потрескаться. Идеальное время для любой увлажняющей помады – весна и лето.
     Противогерпетическая  помада, обладает антисептическим действием и защищает от вирусных заболеваний.
     Гигиеническая помада-бальзам используется как средство, смягчающее губы, и, как правило, содержит в своем составе растительные масла, экстракты и другие натуральные целебные компоненты.
     Некоторые предприятия выпускают препараты, совмещающие в себе свойства бальзама для губ и гигиенической помады. В составе такого средства может  содержаться кунжутное масло, масло бабассу, витамины Е и А, предотвращающие сухость и растрескивание губ.
     В любое время года использование  актуально, и богатый ассортимент  предлагаемых гигиенических помад  позволит каждому выбрать оптимальный  вариант.
     К примеру, губная помада «Целебная» содержит витамин А, «Гигиеническая» - экстракты зверобоя и тысячелистника. В состав, помады «Айболит» включен биологически активный компонент азулен, полученный из ромашки аптечной. Эта губная помада благотворно воздействует на слизистую губ и, кроме того, является хорошим профилактическим средством против таких заболеваний губ, как заеды, или хейлиты.
     1.3 Процесс производства и сырье
     1.3.1 Сырье для производства гигиенической  помады
     Современная помада – это сложная многокомпонентная композиция, в состав которой входят разнообразные продукты как природного, так и синтетического происхождения. Сырье и материалы для изготовления гигиенической помады должны соответствовать требованиям документов, в соответствии с которыми они изготовлены, утвержденных в установленном порядке. Как правило, она содержит воскообразные вещества, жидкие жировые компоненты и ароматизаторы [6].
     Почти все помады сделаны на жировой  основе. Исключение составляют сверхстойкие помады, содержащие водную эмульсию силикона, но и в тех присутствуют масла. Благодаря содержанию жировых и восковых добавок помада оказывает смягчающее действие на губы и оставляет приятное ощущение.
     Главными  компонентами гигиенической помады являются твёрдые воски (пчелиный, карнаубский, канделлильский, воск розы), жиры (ланолин, норковый), масла (парфюмерное, касторовое), жидкие жироподобные продукты (бутилстеарат, изопропилмиристат), структурообразующие вещества (парафин, церезин), и ряд других продуктов. К воскообразной жировой массе добавляют наполнители, консерванты и ароматизаторы. Каждая из составных частей выполняет определённую функцию, и не появляется в рецептуре случайно. В состав губных помад входят жировая основа, краситель, растворитель для него, наполнитель и отдушка.
    Для придания твердой консистенции и определенной температуры плавления в губные помады вводят твердые жиры и воски (пчелиный, а также натуральные канделильский и карнаубский воски, получаемые из бразильских пальмовых деревьев Copernia cerifera и листьев травы канделлилы, произрастающей в Мексике, которые также называют «слезы растений»), глицерин, моностеарат глицерина, спермацет, а также высокомолекулярные спирты [8].
     Воски – это продукты жизнедеятельности  животных и растительных организмов. К животным воскам относятся пчелиный, ланолин и спермацет.
     Пчелиный  воск (белый или желтый), вводимый в количестве 7— 20 %, соединяет компоненты губной помады, придает ей твердость (но не жесткость), увеличивает прочность мазка, эластичность, мягкость. Карнаубский воск, добываемый из листьев бразильской пальмы и имеющий температуру плавления 84°С, придает губной помаде желательную твердость и определенную температуру плавления, но не выше 39°С. Температура каплепадения губной помады должна быть в пределах 50—80 °С.
     К числу наиболее популярных дополнительных ингредиентов, входящих в состав гигиенической губной помады относится масло жожоба. В отличие от других растительных масел, масло жожоба представляет собой жидкий воск с большим содержанием протеина, который препятствует появлению воспаления на губах и коже вокруг них. Этот компонент часто используют производители гигиенических помад Нивея (Nivea) и Витрум. Цена гигиенической помады с маслом жожоба намного выше обыкновенных средств, так это масло является достаточно дорогим [1].
     За  рубежом наряду с натуральными восками широко используются синтетические продукты: неполные эфиры, этилен или пропиленгликоль и предельные жирные кислоты (пальмитиновая, миристиновая, стеариновая) и др.
     Мазеобразные  компоненты губной помады (ланолин  и частично гидрированное касторовое масло) придают помаде пластифицирующие свойства, повышают плотность прилипания мазка к слизистой оболочке губ. Ланолин хорошо смягчает кожу губ, его вводят от 5 до 20%. Иногда используется ацетилированный ланолин, который лучше смешивается с касторовым маслом, чем обычный, и обладает меньшей липкостью. Свиной жир придает губной помаде мягкость и жирность, улучшает ее вкус. Касторовое масло, вводимое для растворения эозина (красителя), способствует более равномерному распределению его. Цетиолан может заменить касторовое масло в производстве гигиенических помад. Вырабатываются простые и трудносмываемые губные помады.
     Спермацет получают вымораживанием маслянистой  массы, заполняющей черепную полость  и другие части кашалота, с последующим  отделением путём прессования твёрдого продукта – спермацета от жидкой части  – спермацетового масла. Очищенный  спермацет представляет собой белые  прозрачные кристаллические пластинки  с перламутровым блеском и  жирные на ощупь, имеет слабый запах  и почти без вкуса. Состоит, в  основном, из цетина (пальмитинового эфира  цетилового спирта). Кроме того, содержит эфиры стеариновой, лауриновой кислот и одноатомные алифатические  спирты (восковые алкоголи). Спермацет  является важнейшей составной частью гигиенических помад. Он способствует получению лёгкого мазка [9].
     Нефтепродукты – применяют главным образом  церезин, парафин, вазелин и парфюмерное  масло. Если в состав помады входят продукты нефтепереработки парафин и вазелин, то возможна окклюзия. Эти соединения приводят к окклюзии на поверхности губ, вода не может испаряться и в то же время не происходит дыхание кожи.
     Озокерит  и церезин способны хорошо связывать жиры и красители, что в сочетании с довольно высокой температурой плавления и пластичностью делает их незаменимыми компонентами губных помад. Высокомолекулярные спирты (цетиловый спирт) делают мазок губной помады нежным и тонким. Какао-масло придает губной помаде жирность и блеск.
     Простые держатся небольшой промежуток времени. Они состоят из жировой основы и нерастворимых в воде и жирах  красителей. В трудно-смываемых губных помадах применяются водорастворимые  красители: эозин, родамин Ж, родамин С, эритрозин. В качестве растворителей этих красителей используются, кроме касторового масла, глицерин, диэтилфталат, полиэтиленгликоли, бутилстеарат, моностеарат глицерина, пропиленгликольмоноэтиловый эфир и др.
    Кроме основных компонентов в состав помады входят также дополнительные «ухаживающие» вещества: витамины, ультрафиолетовые фильтры, растительные экстракты, аминокислоты, гиалуроновая кислота и другие вещества. Любая помада содержит антиоксиданты (предотвращают окисление помады) и консерванты. Кроме того, производители, как правило, добавляют в состав помады отдушки, обеспечивающие приятный запах и вкус помады [2].
     Основная  цель введения консервантов – защита от микробиологического разложения косметического средства. При открывании упаковки с косметическим средством  в содержимое попадают бактерии, при  чём в прямой зависимости от диаметра отверстия. Особая опасность угрожает препаратам с большим количеством  водной среды, с содержанием белковых, липидных компонентов, натуральных  экстрактов. При использовании определённых консервантов к ним предъявляют  много требований, главное – безвредность для человека и эффективность  действия. Однако любой консервант с увеличением эффективности  действия может вызвать у людей  аллергическую реакцию кожи (опухание, раздражение, сыпь, жжение), и это  явление является серьезной проблемой  для потребителей и косметических  фирм. Поэтому ведутся работы, направленные на достижение оптимального соотношения  между эффективностью и безвредностью  консерванта, оптимальных концентраций и сочетаний разных консервирующих веществ.
     Для косметических товаров разрешено  применение только определённых консервантов [5]. Самыми щадящими консервантами считаются парабены. В дорогостоящей косметике присутствуют более новые консерванты – трихлозан и др. Все эти вещества синтетические, надёжно защищают косметические средства от микробного поражения, однако в последние годы возрос спрос на «натуральную» косметику, не содержащую синтетических консервантов. В качестве антибактериальных компонентов в натуральной косметике используют эфирные масла арники, лаврового листа, тысячелистника, но во время пользования эти компоненты не могут полностью защитить продукт от микробиологической порчи. Решение этой проблемы лежит в области совершенствования упаковки, её герметичности.
     Кроме консервантов, имеющих антибактериальное  действие, применяются вещества, защищающие косметические препараты от факторов внешней среды (обесцвечивание, потеря запаха, окисление). Для этой цели в  настоящее время используется бензофенон, цитрат натрия, дикалевая соль фосфорной  кислоты, соединения на основе витамина Е.
     Экстракты и соки растений:
    Алоэ – обладает ярко выраженными бактерицидными свойствами. Улучшает обмен веществ, влияет на регенерацию клеток, изменяет тургор.
    Зверобой – оказывает противовоспалительное, вяжущее, антисептическое и спазматическое действие, а также стимулирует регенерацию тканей.
    Календула – оказывает бактерицидное, регенерирующее, общеукрепляющее действие.
    Мать-и-мачеха – обладает противовоспалительными, ранозаживляющими и влагосберегающими свойствами.
    Одуванчик – обладает успокаивающим действием, усиливает выведение из организма вредных веществ.
    Подорожник – обладает противовоспалительным, противомикробным, ранозаживляющим, влагосберегающим действием.
    Ромашка – снимает раздражение, ускоряет процесс регенерации кожи, ослабляет аллергические реакции.
    Тысячелистник – устраняет покраснения кожи, пигментные пятна, укрепляет сосуды, используется как сильное ранозаживляющее средство.
    Чабрец – стимулирует капиллярный кровоток. Используется как антисептическое и ранозаживляющее средство.
    Чистотел – обладает антисептическим и ранозаживляющим действием.
    Шиповник – стабилизирует липидный обмен, снижает проницаемость и хрупкость капилляров, обладает ранозаживляющим и противовоспалительным действием.
     Витамины  – это биогенные стимуляторы, играющие большую роль в нормальной жизнедеятельности организма. Витамины А, D, Е, F и азулен вводят в состав губных помад для питания кожи губ, предохранения их от растрескивания, сохранения естественного цвета [4].
     Витамин Е — разглаживает морщинки вокруг губ и замедляет процессы старения кожи.
     Витамин B12 и С — обладают противовоспалительным и заживляющим действием.
     Витамин А — смягчает и питает кожу губ.
     Азулен  — оказывает противовоспалительное  и противоаллергическое действие, обладает увлажняющими свойствами. Является профилактическим средством против заболевания хейлит [1].
     Наряду  с традиционными ингредиентами  в последние годы в рецептурах косметических средств стали  появляться новые компоненты. Их условно  можно разделить на три группы:
    вещества, связывающие влагу;
    новые активные вещества;
    солнцезащитные фильтры.
     Многие  известные производители гигиенической  помады создают специальные линии  средств с защитой от ультрафиолетовых лучей – фотозащитные (содержащие специальные вещества, защищающие губы от тепловых лучей ультрафиолетового спектра, вызывающих их высыхание и растрескивание). За последние годы на ряде предприятий отрасли внедрены новые автоматизированные и высокомеханизированные установки по производству губных помад и их розливу, что позволило улучшить качество губных помад.
     Популярная  гигиеническая помада Бельведер  обеспечивает дополнительную защиту от ультрафиолетовых лучей.
     Вещества, связывающие влагу – накопление и сохранение влаги – одно из самых важных условий сохранения кожи упругой и эластичной. В косметические средства стали вводить специальные компоненты, обладающие влагоудерживающей способностью. Таким действием обладает гиалуроновая кислота, которая образует эластичную плёнку, ограничивающую испарение влаги. Широко используется натуральные водосвязывающие вещества – вытяжки из водорослей, препараты на основе икры осетровых и лососевых, протеины шёлка [10].
     Последним словом в косметологии являются галасферы  – высококонцентрированные, видимые  невооружённым глазом накопители активных веществ. Они образованы из интенсивно увлажняющих субстанций, напоминают по структуре клубок шерсти из коллагеновых волокон морского происхождения. Пространство между волокнами заполнены жидким хитином. При нанесении на кожу галасферы  делятся на множество активных частиц, быстро и равномерно распределяясь  по поверхности кожи и увлажняя её.
     Традиционным  увлажнителем в отечественной косметике  является глицерин.
     Основная  функция активных веществ – повышение тонуса кожи, а также улучшение её водного баланса, активизация кровоснабжения, химическое отшелушивание верхнего рогового слоя эпидермиса, успокаивающая функция и др.
     В последнее время на рынке продукции  для ухода за увядающей кожей (лифтинг-кремы) особую популярность приобрели  фруктовые кислоты (яблочная, винная, гликолевая и др.). Содержание их в составе косметических средств может колебаться от 5% до 35%. Содержание более 10% некоторые косметологи считают нежелательным для чувствительной кожи, может появится покраснение, зуд. Доказано, что действие косметических средств, содержащих фруктовые кислоты имеет двойной эффект.
     Первое  – пиллинг-эффект. Фруктовые кислоты  вызывают быстрое отшелушивание  рогового слоя, благодаря чему кожа становится свежей, гладкой.
     Второе  – при длительном воздействии  препаратов с фруктовыми кислотами  стимулируются процессы обновления глубоко лежащих клеток. Разглаживаются мелкие морщины, осветляются пигментные пятна, кожа лучше удерживает влагу, становится упругой, эластичной.
     Высокой активностью обладают экстрактивные  вещества. Наиболее распространённые: ментол, пантенол, кофеин, аллантоин, витаселл, бетаин. Экстрактивные вещества успокаивающе действуют на кожу, придают гладкость, эластичность [9].
     К активным веществам относятся также  антиоксиданты (уловители свободных  радикалов, которые ускоряют процесс  увядания кожи). Хорошими антиоксидантами  являются витамин Е (токоферол), провитамин А (?-каротин), витамин С.
     Одно  из заметных открытий в области косметологии – это липосомы – носители активных веществ. Липосом в переводе с  греческого означает «жировое тело», представляет собой полый шарик с жиросодержащей двойной оболочкой и водной фазой  в центре, которая содержит активные вещества. Их функция заключается  в том, чтобы доставить живым  клеткам активные водорастворимые  вещества.
     Последним открытием в этой области явились  наночастицы, которые содержат липидное ядро. Способное вбирать в себя масла и жирорастворимые витамины А и Е.
     3. Отдушка в составе губной помады должна скрывать запах сырья, иметь приятный вкус и не обладать токсичным иди раздражающим действием. Сейчас существует тенденция выпускать помады без отдушек и без запаха. В этом случае производители тщательно проверяют запах сырья и изменения аромата под влиянием запаха других компонентов.
     1.3.2 Производство гигиенической помады
     Технология  приготовления гигиенических помад достаточно сложна и в значительной степени влияет на их качество. Обычно в их состав входит более 10 различных компонентов, которые должны быть совместимыми. Количество их строго сбалансировано, так как готовое изделие должно быть устойчивым в широком интервале температур при хранении [6].
     Весь  технологический процесс производства состоит из следующих технологических операций:
    Проверка исходного сырья по качественным показателям (для косметических средств предъявляются строгие параметры безопасности, конечный продукт должен соответствовать данным требованиям);
    Дозирование, расплав, смешивание компонентов (используется специальная аппаратура и условия);
    Вакуумная обработка массы (избавление от пузырьков в помаде);
    Кристаллизация смеси (проходит в течение двух суток);
    Расплавление;
    Формовка (разделение общей массы помады на кусочки, придание им необходимой формы);
    Расфасовка (помещение помады в привычный нам пластмассовый футляр).
     Технологическая схема в приложении А. На весах 1 отвешивают соответствующее количество компонентов жировоскового сырья, которое загружают в передвижную емкость 3, установленную под настенной мешалкой 2. Расплавленную массу фильтруют из промежуточной емкости 4 насосом 5 через фильтр 6 в передвижную емкость 7.
     Взвешенные  на весах 11 наполнители загружают в емкость 12 с мешалкой 9, куда добавляют жидкие компоненты (сорби-танолеат, парфюмерное масло и т.д.) из емкости 10 насосом 8. Полученную смесь подвергают вальцеванию на трехвалковой машине 13.
     Емкость 15 с профильтрованной жировой основой устанавливают под гомогенизатор 16. Далее готовую массу губной помады насосом 18 через фильтр 20 передают в емкость.
     Полуавтоматическая  формовка и фасовка губной помады производятся на линиях фирмы "Антон  Олерт" (ФРГ). Отфильтрованная масса загружается в литьевой котел 21, а затем дозируется в литьевые формы. Сформованные карандаши автоматически выталкиваются в пенал. Затем пеналы с губной помадой подаются на ручную упаковку.
     При ручном способе массу вновь загружают  в специальные котлы, снабженные двойной рубашкой (в промежуток залита вода или масло), и расплавляют  при 75°С. Затем вновь перемешивают на небольшой скорости (36-40 оборотов в минуту), чтобы не нагнетать воздух, и заливают в предварительно подготовленные металлические формы. Формы с помадой перемещают на холодильный стол для охлаждения и структуризации.
     Отфильтрованная масса загружается в котел  22 и разливается в металлические формы 23, которые помещаются на охлаждающий стол 24 [10].
     Косметические фирмы часто используют различные формы карандаша помады – скошенные, с «алмазной огранкой», конусообразные и т.д., делают на стадии формовки. Можно делать и различные логотипы, цветочки, сердечки на срезе помады. Правда, так называемую "лазерную огранку" пока делают только итальянские фабрики.
     После охлаждения формы разбираются и  карандаши губной помады укладываются в металлические подносы 25, которые передаются на конвейер 26 для фасовки в пенал 27 и упаковки в коробки 28.
     1.4 Фальсификация губной помады
     Рынок декоративной косметики в наше время  насыщен помадами-подделками, которые  могут представлять серьезную опасность  для здоровья потребителя компонентами, входящими в ее состав. Потому как наличие микробов в губной помаде грозит воспалением кожи губ. К тому же мы, покупая помаду, мы редко задумываемся над тем, что все, что мы наносим на губы, в конечном итоге попадает к нам в желудок. Загрязненный продукт может спровоцировать не только кожное заболевание, но и общее отравление. Наличие токсичных веществ способно вызвать отек слизистой губ, зуд, раздражение красной каймы губ, пузырьковые высыпания.
     Подделки  легко выявляются по упаковке – дешевой, с царапинами на пластмассе тюбика [3]. Карандаш помады тоже зачастую выдает подделку. Если он неоднороден по цвету, в нем есть посторонние вкрапления.
     Высококачественная  губная помада должна быть не очень  мягкой – иначе она будет растекаться по контуру, и не слишком твердой – такой карандаш станет царапать кожу, помада неравномерно ляжет на губы [4]. Сам карандаш должен быть ровным, однородной консистенции, с гладкой равномерно окрашенной поверхностью, не покрываться капельками влаги, с приятным вкусом и запахом.
     Качественная  фальсификация губной помады может  осуществляться путем:
    введения добавок, не предусмотренных рецептурой;
    добавления химических красителей и ароматизаторов;
    недовложения компонентов, предусмотренных рецептурой.
     Недорогая помада способна существенно навредить  организму, потому как изготовитель, стараясь экономить, применяет недорогое  синтетическое сырье (т.е. с повышенной аллергенностью). Часто применяются  не только лишь недорогие химические красители, но и вредные соли тяжелых  металлов. Отдельные флуоресцирующие  субстанции в недорогих помадах  под воздействием солнечных лучей  могут обесцветить кожу на губах!
     Информационная  фальсификация губной помады – это  обман потребителя с помощью  неточной или искаженной информации о товаре.
     Этот  вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в  товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.
     При фальсификации информации помаде довольно часто искажаются или указываются  неточно следующие данные:
    наименование товара;
    фирма-изготовитель товара;
    масса нетто помады;
    вводимые добавки;
     К информационной фальсификации относится  также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки губной помады и др.[9]

     1.5 Факторы, сохраняющие качество

     К наиболее важным факторам, влияющим на сохранение качества косметических товаров, относятся упаковка и хранение. 
 

     1.5.1 Упаковка, маркировка
     Основное  назначение упаковки – защита продукции  от неблагоприятных внешних воздействий  и уменьшение количественных и качественных потерь товара [3]. Возможные потери косметических товаров при плохой упаковке и нарушении правил хранения представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. – Характеристика качественных и  количественных потерь гигиенических  помад при хранении
     Количественные  потери и, как следствие этого, изменение  состава часто приводят к потере качества товаров. Так, в результате испарения летучих веществ повышается вязкость, изменяется консистенция. Уменьшение как качественных, так и количественных потерь зависит от качества упаковки. Для косметических товаров используют практически все виды упаковок из самых различных материалов:
    Металлические – тубы;
    Стеклянные – флаконы, баночки;
    Полимерные – пакеты, флаконы, тубы, баночки;
    Деревянные оправы;
    Картонные и бумажные и т.д.
     Основные  требования к упаковке косметических  товаров заключаются в следующем:
    Отсутствие взаимодействия материала упаковки с содержимым;
    Отсутствие миграции компонентов упаковки в содержимое;
    Создание герметичности при хранении, транспортировании и пользовании;
    Экологичность;
    Экономичность.
     Футляры гигиенической помады должны быть заполнены без пустот в соответствии с установленной массой и должны закрываться крышками.
     Пеналы  после фасовки должны быть плотно закрыты крышками [10]. Карандаш не должен выпадать из пенала. Движок пенала должен свободно передвигаться, при обратном его движении карандаш не должен срезаться краями корпуса пенала. Все виды тары должны быть изготовлены из материалов, разрешённых для применения в контакте с пищевыми продуктами. Упаковка должна обеспечивать сохранность свойств косметической продукции в течение установленных сроков годности и быть удобной при пользовании.
     Пеналы могут быть упакованы в картонные коробки, футляры, художественно оформленные.
     Помады  в пенале также дополнительно  упаковывают в футляр из хромового  картона, а также в коробки  в наборах с другими косметическими изделиями.
     Пеналы  с помадой объединяют в групповую  тару не более 50 шт в складные пачки  или коробки из коробочного картона  или плотной бумаги и опечатывают  бандеролью. Групповую тару по 40 шт. укладывают в ящики из гофрированного картона и опечатывают одной  или двумя бандеролями.
     Следует отметить, что экспертная оценка качества косметических товаров почти  всегда включает оценку упаковки по следующим  показателям:
    Целесообразность применяемой упаковки;
    Экологичность;
    Остаточное количество средства.
     Иногда  упаковка вводит в заблуждение относительно количества расфасованного средства (слишком  толстое дно и стенки, двойное  дно, большие полые пространства). Дополнительные элементы упаковки (коробки, декоративные колпачки и др.) часто  используют для повышения привлекательности  товара. Но нельзя забывать, что снижение цены за счёт дешёвой упаковки для  потребителя не менее привлекательно. Расточительная упаковка приводит к  увеличению отходов и экологической  нагрузки.
     В настоящее время Госстандартом  РФ разработан ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей. Общие  требования». Обязательным требованием  при маркировке товаров является наличие следующих обязательных сведений:
    Наименование и назначение изделия;
    Наименование, местонахождение, (юридический адрес) изготовителя или местонахождение (адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий;
    Товарный знак изготовителя (при наличии);
    Масса нетто, объём или количество;
    Состав изделия;
    Условия хранения;
    Срок годности, дата изготовления;
    Обозначение нормативного или технического документа (для товаров отечественного производства);
    информация об обязательной сертификации;
    информация об эффективном применении и предостережения.
     Маркировку  наносят любым способом. Она должна быть легко читаемой и чёткой. Средства нанесения информации должны обеспечивать стойкость маркировки при транспортировании, хранении и использовании. Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать изделие, чтобы его можно было отличить от других. Изготовитель несёт ответственность за использование в наименовании косметического изделия таких терминов, как, например, «увлажняющий», «солнцезащитный», «антивозрастной лифтинг эффект» и т.д.
     Наименование  изделия может быть дополнено  фирменным названием, маркой (знаком).
     Наименование  изготовителя и его адрес указываются на русском языке. Возможно по усмотрению изготовителя дополнительное нанесение текста информации на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.
     Если  продукция, изготовленная на одном предприятии, на другом проходит технологическую обработку, в результате которой она превращается в готовое изделие, или расфасовывается, то второе предприятие в информационных сведениях указывается как изготовитель.
     Списку  ингредиентов должен предшествовать заголовок  «Состав», после него должен быть представлен  перечень ингредиентов в порядке  уменьшения их массовой доли в рецептуре  изделия. Перечень ингредиентов допускается  указывать в соответствии с международной  номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) на английском языке [5]. Содержание ингредиентов, на которые в установленном порядке существуют количественные ограничения, указывают в процентах.
     Условия хранения продукции указывают только, если они должны быть специальными (пониженная температура, определённая влажность и т.д.).
     Срок  годности исчисляют с даты изготовления. Он может быть указан следующим образом: «Годен (Использовать) до (месяц, год)»  или «Срок годности… (месяцев, лет)»  с обязательным указанием в последнем  случае даты изготовления (месяц, год). Срок годности для конкретного наименования изделия устанавливает изготовитель.
     Информация  об эффективном и безопасном применении должна быть приведена в обязательном порядке для товаров, правильное использование которых без этой информации затруднительно. Предостережения  обязательно должны быть указаны  в маркировке в том случае, если использование продукта без их учёта  может нанести вред здоровью потребителя, его имуществу или привести к  порче товара.
     Информация  для потребителей может располагаться  в одном или нескольких местах, удобных для прочтения, на каждой единице потребительской тары, на упаковке, этикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше.
     Транспортная  маркировка по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков «Хрупкое. Осторожно», «Беречь от влаги».
     1.5.2 Транспортирование и хранение
     Упаковывание  в транспортную тару по ГОСТ 28303.
     Гигиеническую помаду транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах, универсальных контейнерах в  соответствии с правилами перевозки  грузов, действующими на транспорте данного  вида.
     Это важные этапы, обеспечивающие сохранение стабильности исходных свойств и  характеристик товара или их минимальное  изменение при соблюдении соответствующих  условий хранения (рисунок 2).

Рисунок 2. – Условия хранения гигиенической  помады
     Общие условия хранения большинства косметических  товаров предполагают температуру  от 0°С до 25°С, размещение в упаковке изготовителя в скрытых складских помещениях, хорошо проветриваемых. При хранении они не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света и находиться вблизи отопительных приборов.
     Для некоторых товаров требуются  особые условия хранения или создание определённой влажности воздуха.
     При хранении ящики с косметическими товарами укладывают в штабеля высотой  не более 2 м., пачки и коробки – высотой не более 1,5 м. на подтоварниках и не более 2 м. на поддонах. Между рядами должны оставаться проходы для циркуляции воздуха [2]. Колебания относительной влажности не являются основанием для забраковки. Санитарно-гигиенические требования к хранению косметических товаров аналогичны требованиям к другим товарам. Они включают санитарно-гигиеническую обработку складских помещений, цель которой – чистота и отсутствие микробиологической и биологической загрязнённости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОМАДЫ 

     Качество  продукции определяется совокупностью  свойств, обуславливающих пригодность  ее удовлетворять определенные потребности  человека в соответствии с назначением. Для оценки качества губных помад  применяется оценка органолептических, физико-химических показателей, и показателей  безопасности. Номенклатура показателей  качества изделий декоративной косметики  определяется не только их назначением, но и составом. Требования к качеству губных помад, изготовленных на жировой основе, определяет ГОСТ 52342-2005.
     2.1. Показатели безопасности гигиенической помады
     В соответствии с Руководством по косметической  продукции опубликован список веществ, состоящий из 412 наименований, которые  не должны входить в состав косметических  продуктов. Это антибиотики, соединения сурьмы и мышьяка, соли золота, колхицн  и его производные, ряд красителей, растворителей и биологически –  активных веществ. К показателям  безопасности парфюмерно-косметических  товаров относятся следующие:
    Токсикологические показатели безопасности;
    Микробиологические показатели безопасности;
    Клинико-лабораторные показатели безопасности.
        Токсикологические показатели безопасности
     Все косметические изделия представляют собой сложную, многокомпонентную  систему, в состав которой входят жировые, структурообразующие, поверхностно-активные вещества, эмульгаторы, наполнители, красители, специальные добавки (антимикробные, фотозащитные, антиоксиданты, биологически активные вещества (витамины, экстракты  трав, коллагены и др.) отдушки [9]. Поэтому необходима тщательная оценка токсикологических свойств с целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя. В программу токсикологических исследований входит исследование как ингредиентов косметических средств, так и готовой продукции с учетом ее назначения и условий применения.
     Для губной помады класс опасности допускается 4 – нетоксичные ингредиенты, должно отсутствовать кожно-раздражающее и сенсибилизирующее действие на кожу и слизистые оболочки мелких животных.
     При проведении токсикологических исследований определяются:
     1. Острая токсичность (в косметике  разрешены для применения не  ниже 4 класса опасности, иногда 3);
     2. Хроническая токсичность (при  длительном применении)
     3. Кожно-резорбтивное действии;
     4. Раздражающее действие;
     5. Сенсибилизирующее (аллергизирующее)  действие.
     2.1.2 Микробиологические показатели
     В процессе производства, фасовки, применения и хранения косметические средства могут быть в различной степени  загрязнены микроорганизмами, которые  могут продолжать развиваться в  косметическом продукте, что приводит к его порче [2]. Поэтому большинство косметических средств проверяют на микробиологическую безопасность. Микробиологические показатели губных помад представлены в таблице 6.
     Микробиологические  показатели не должны превышать допустимые уровни и соответствовать данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1 – Микробиологические показатели губных помад
Показатели Значения показателей
1 2
Общее количество мезофильных аэробных и  факультативно-анаэробных бактерий (МАФАнМ), КОЕ* в 1 г (см3) продукции не более 
Дрожжи, дрожжеподобные, плесневые  Грибки, КОЕ* в 1 г ( ) продукции
не более 
Бактерии  семейства Enterobacteriaceae в 1 г (см3) продукции отсутствие
Продолжение таблицы 1
1 2
Патогенные  стафилококки в 1 г (см3) продукции отсутствие
Pseudomonas-aeruginosa отсутствие
     2.1.3 Клинико-лабораторные показатели безопасности
     В связи с высокой биологической  активностью косметических средств, возможностью проникновения их в  организм человека через кожный барьер и слизистую оболочку, а также  последующим влиянием на отдельные  органы и системы косметические  средства необходимо подвергать клиническим  испытаниям в целях установления их безвредности для человека. Это  тем более важно, что в повседневной жизни губную помаду применяют постоянно  и длительно.
     Клинические испытания на добровольцах – пробантах проводят только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний, оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований [1,4].
     При этих испытаниях определяется рН кожи, гидратантность, содержание липидов, кожно-раздражающее и сенсибилизирующее действие.
     2.2. Методы исследования качества гигиенической помады
     Для оценки губных помад были выбраны 3 образца. Они представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Образцы гигиенической губной помады для исследования качества
№ образца Наименование  образца Предприятие -изготовитель Конечный срок использования
1 Облепиха с  витаминами А и Е ОАО «Аванта»  (г.Краснодар) 12.2013 г.
2 Фруктовый поцелуй  Малина с экстрактом лепестков роз ООО «СМ Мишель» (Московская область) 01.2014 г.
3 Гигиеническая губная помада с витаминами A, E ОАО «РАССВЕТ» (г.Москва) 10.2013 г.
     Все изучаемые образцы подвергались исследованию:
    Упаковки и маркировки товара
    Органолептических свойств
    Физико-химических свойств
     2.2.1 Исследование упаковки и маркировки образцов
     В начале был произведён внешний осмотр упаковки (приложение Б), её целостности, и заполнена таблица по требованиям ГОСТ Р 52342-2005 к маркировке гигиенических помад:
Таблица 3 - Соответствие маркировки продукта требованиям ГОСТ Р 52342-2005
Маркировка  по ГОСТ Р 52342-2005
Образцы гигиенических помад Соответствует или нет требованиям ГОСТ
1 2 3
Наименование  и назначение изделия Облепиха с  витаминами А и Е +

Фруктовый поцелуй Малина с экстрактом лепестков  роз

Гигиеническая губная помада с витаминами A, E
Товарный  знак Облепиха с  витаминами А и Е +

Фруктовый поцелуй Малина с экстрактом лепестков  роз

Гигиеническая губная помада с витаминами A, E
Наименование  и местонахождение предприятия–изготовителя Облепиха с  витаминами А и Е +

Фруктовый поцелуй Малина с экстрактом лепестков  роз

Гигиеническая губная помада с витаминами A, E
Срок  годности, дата изготовления Облепиха с  витаминами А и Е +

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.