На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа с жертвами экстримальных ситуаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ ЭКСТРИМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ………………………………………………………….……………5
1.1. Технологии  в социальной работе. Специфика,  сущность, свойства……...5
1.2.Технологии социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций………………………………………………………………………….13
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ………………………………………………………………….….18
2.1.Состояние  проблемы детей, попавших в  экстремальную ситуацию в наши дни. …………………………………………………………………………..…..18
2.2. Характеристика  предварительного этапа программы  по работе с детьми, попасшими  в экстремальную ситуацию…………………………………....…21
2.3. Характеристика  реабилитационного этапа программы. Специальная социальная реабилитация……………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:………...…………………………………………….36 

        
ВВЕДЕНИЕ

      К сожалению, в настоящее время  можно констатировать, что в нашей  стране серьезно выражены проблемы людей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, ситуации объективно нарушающей жизнедеятельность человека, возникающей по не зависящим от него причинам, с которой он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства.
      Одной из главных особенностей кризиса российского общества на рубеже веков является нарастание частоты и масштабов появления экстремальных ситуаций.
      Экстремальность пронизывает жизнедеятельность  крупных социальных групп, отдельных  регионов и целых государств. Техногенные катастрофы, межнациональные конфликты, боевые действия, участившиеся террористические акты и другие экстремальные ситуации имеют не только материальные, медицинские, культурные, но и социально-психологические последствия, минимизировать которые призвана деятельность социальных служб.
      Проблема  оказания различных видов помощи отдельным группам населения, пострадавшим в экстремальной ситуации, в современной науке представлена с различных позиций.
      Социально-психологические  последствия воздействия на людей  экстремальных ситуаций рассматривали Р.А. Абдурахманов, А.А. Боченков, М.Е. Зеленова, А.Б. Исаев, И.О. Котенев, Р. Лазарус, Е.О. Лазебная, О.С.Лобастов, А.Г. Маклаков, А.П. Мухин, Л.И. Спивак, Н.В. Тарабрина, Н.М.Филиппов, С В . Чермянин, Б.П. Щукин и др.
      Вместе с тем изучение современной литературы по данной проблеме выявило, что в практике оказания помощи людям, пережившим экстремальное событие, наблюдается смещение акцента на психотерапевтический характер форм и способов организации помощи данной группе лиц. Недостаточное внимание уделяется роли социальной работы в системе организации комплексных социально-психологических мероприятий, направленных на возвращение пострадавших к нормальной жизнедеятельности.
      Исходя  из сказанного, актуальность темы курсовой работы определяется: острой потребностью населения, подвергшегося воздействию экстремальной ситуации в психосоциальной помощи и высококвалифицированных специалистах, способных ее эффективно осуществлять.
      Актуальность  данной работы определила цель исследования – выявить основные технологии оказания социальной помощи людям, оказавшимся в экстремальных ситуациях.
      Объектом  исследования выступает социальная работа, проводимая с жертвами экстремальных  ситуаций, а предметом – выявление  основных технологий, в работе с жертвами экстремальных ситуаций.
      Данная  цель выявляет следующие задачи:
      - определить основные тенденции  социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций;
      - выявить технологии социальной  работы с жертвами экстремальных  ситуаций;
      - рассмотреть технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации;
      - изучить состояние проблемы детей,  попавших в экстремальную ситуацию  в наши дни; 
      - определить характеристику предварительного  этапа программы по работе  с детьми, попасшими в экстремальную ситуацию;
      - рассмотреть характеристику реабилитационного  этапа программы. Специальная социальная реабилитация.
      Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по теме исследования.
      Практическая  значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы на практических занятиях в сфере социальной работы.
      Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.  Работа состоит  из введения, в котором определяется актуальность проблемы, предмет и объект исследования, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. В первой главе рассмотрена социальная работа с жертвами экстремальных ситуаций. Во второй главе определена, непосредственно схема работы с детьми, попавшими в экстремальные жизненные ситуации. В заключении делаются выводы по результатам исследования. Литература включает в себя двадцать  один источник. 
 

 

       ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ ЭКСТРИМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ.
      1.1. Технологии в социальной  работе. Специфика,  сущность, свойства.
     Социальные  технологии в широком смысле слова  – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и  в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
     В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.
     Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного  воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.
     Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного  воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.
     Характер  воздействия, его технологичность  определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.
     Второй  уровень технологического воздействия  предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.
     В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и  частные социальные технологии.
     Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в: 1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного; 2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.
     Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.
     Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.
     Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.
     Первая  точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это: 1) анализ социальной реальности, социального объекта; 2) разработку социальной технологии изменения объекта; 3) распространение (внедрение) социальной технологии; 4) исследование развития объекта технологического воздействия; 5) оценка полученных результатов в ходе воздействия.
     Необходимость применения социальных технологий обусловлена  тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный  вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.
     Вторая  точка зрения (Н.С. Данакин) состоит  в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.
     При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи  с этим – субъективные и объективные  предпосылки. Установлению подлежат и  организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем:
     1) формирование процесса,
     2) придание ему целевой направленности;
     3) его оптимизация; 
     4) обеспечение его устойчивости;
     5) создание механизма саморегуляции; 
     6) обеспечение благоприятных сопутствующих условий для развития.
     Поиск наиболее оптимальной типологизации  социальных технологий целесообразно  вести не в направлении выделения  частных критериев, а по пути усиления самой классификации. В связи  с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий по сферному признаку:
    правовое обеспечение функционирования общества;
    политическое административно-властное регулирование;
    экономическое функционирование общества;
    информационное обеспечение в средствах массовой информации,  по компьютерным связям;
    духовно-культурное развитие.
     Согласно  данной классификации технологии социальной работы есть технологии обеспечения социального функционирования всех сфер жизни общества.
     Под социальной работой как особым видом социального воздействия понимается специфическая деятельность по оптимизации жизнедеятельного существования граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     В узко профессиональном смысле под социальной работой понимается вид деятельности, направленный на реализацию комплекса мер, гарантированных государством слабозащищенным и нуждающимся в социальной помощи и поддержке категориям населения.
     В настоящее время в нашей стране идет процесс институционализации (становления и оформления) системы социальной работы в узкопрофессиональных рамках этой деятельности. В перспективе же сферой деятельности социального работника, объектом его воздействия станут не только нуждающиеся в помощи, но и социальная сфера в целом. В связи с этим следует отметить, что социальная работа включает три компонента:
    социальная работа как учебная дисциплина;
    социальная работа как наука;
    социальная работа как вид профессиональная деятельность.
     Поэтому, необходимо выделить и определить содержание и специфику технологий социальной работы в каждом из этих компонентов.
     Когда социальная работа выступает в форме  цикла учебных дисциплин, ее технологии являют собой не только знания, но и  умения информационного и обучающего характера. В учебном процессе по подготовке работников в сфере социальной работы образовательные технологии обусловлены государственными стандартами, программами, учебными планами, формами и методами обучения. В данном случае в качестве технологий выступают такие формы обучения как лекции, практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и т.п. Широкое развитие также получают инновационные формы образовательных технологий (рейтинговая система контроля знаний, тестовые проверки, коллоквиумы).
     Как учебная дисциплина технология социальной работы включает: общие (общие технологии) и частные технологические процедуры (частные технологии). Система общих технологий – это: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, консультирование и т. д, т.е технологии универсального характера, пригодные при работе с любой категорией населения. Частные технологии социальной работы представляют собой определенные технологические процедуры помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке и помощи.
     Среди частных технологий социальной работы можно выделить следующие: социальная работа с безработными; с лицами девиантного поведения; с семьями; с инвалидами; с пожилыми; с детьми и подростками; с молодежью; с малообеспеченными; с беженцами; с бомжами; с мигрантами и т.д.
     Определяющим  компонентом социальной работы является ее деятельностная составляющая. Как  уже отмечалось, социальную работу как деятельность можно рассматривать  в широком и узкопрофессиональном смысле. В зависимости от этого  выделяют и технологии социальной работы.
     В широком смысле технологии социальной работы нацелены на все слои населения, на широкий спектр социальных услуг, на создание условий, позволяющих повысить жизненный уровень народа, снизить численность населения, нуждающегося в социальной помощи. Это направление носит стратегический характер.
     В узкопрофессиональном смысле речь идет о технологии социальной работы в отношении тактического характера, что в настоящее время - определяющие в российской системе социальной работы.
     Из-за сложностей в экономике у нашего государства пока не хватает средств для должного обеспечения функционирования стратегических, упреждающих технологий социальной работы. Государственная власть в социальной сфере вынуждена выступать сейчас преимущественно в роли «пожарного», помогая лишь крайне нуждающимся. Выражением этой ориентации в системе социальной работы является концепция адресной социальной помощи. Важнейшая задача специалистов по социальной работе - внедрение в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя технологий социальной работы и апробация инновационных технологический процедур.
     Особенность технологии социальной работы как науки  состоит в том, чтобы отслеживать  основные тенденции, выявлять основные закономерности в развитии технологий социальной работы на современном этапе. Необходимо также выявлять тенденции и закономерности современного развития самой социальной работы, ее перспективы, новые направления, делать прогноз будущего развития. На основе полученных данных проводится научный анализ, по результатам которого осуществляется корректировка уже имеющихся, либо разработка инновационных технологий социальной работы.
     В заключение следует отметить, что  при разработке, апробации и внедрении  технологий социальной работы в практику целесообразно исходить не только из потребностей узкопрофессиональной направленности социальной работы, но из стратегически перспективной социальной задачи установления взаимовыгодного паритета между отдельными гражданами и общества в целом.
     Целью этого паритетного состояния должно быть улучшение уровня жизни, установление взаимовыгодного взаимодействия между человеком и обществом. Одной из основных задач на современном этапе является внедрение инновационных технологий социальной работы, направленных на «преобразование» клиента социальной работы в субъекта социального взаимодействия со специалистом. Субъект должен стать активным помощником социального работника в преодолении той трудной жизненной ситуации, в которой оказался клиент. 
 

 

       1.2. Технологии социальной работы с жертвами экстремальных ситуаций.
      Рассмотрим  технологии социальной работы с различными группами населения, оказавшимися в  экстремальных ситуациях. В связи  с этим возникает вопрос, какие  это группы и сколько их? Исходя из законодательных и других нормативных  документов РФ число таких групп достигает 40 и более. С точки зрения научного подхода целесообразно использовать для разделения на группы базовые основания, которые и определяют трудности социального положения отдельных личностей, семей, слоев и общностей людей:
      –cостояние здоровья, не позволяющее людям самостоятельно решать свои жизненные проблемы. К этой группе относятся инвалиды; лица, подвергшиеся радиационному воздействию; семьи, в которых имеются дети-инвалиды; взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
      –служба и труд в экстремальных социальных условиях. К этой группе лиц относятся  участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица, труженики тыла во время ВОВ (жизненная ситуация которых усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья); вдовы и матери военнослужащих, погибших во время ВОВ и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
      –пожилой, пенсионный возраст людей: одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);
      –девиантное поведение в его различных  формах и видах: дети и подростки  девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся  в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;
      –трудное, неблагополучное положение различных категорий семей:
      –семей, имеющих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семей  с низким уровнем доходов; многодетных  семей; неполных семей; семей, в которых  родители не достигли совершеннолетия; молодых семей; разводящихся семей; семей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
      –особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т. д.): самостоятельно проживающие  выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;
      –бродяжничество, бездомность: лица без определенного  места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
      –предродовое  и послеродовое состояние: беременные женщины и кормящие матери, а также  группы матерей, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком;
      –правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.
      Определение таких групп населения в качестве объекта социальной работы подразумевает  ее понимание в узком смысле. В  широком же смысле слова социальная работа имеет своим объектом как  все население, так и различные  конкретные сферы жизнедеятельности социального характера, а также социальную сферу общества в целом.1
      Все население (не только отдельной страны, но и целых континентов, всего  мира) может быть (и уже является) объектом социальной работы в силу двух основных причин. Во-первых, потому что в трудных, сложных условиях может оказаться любой человек с точки зрения полного удовлетворения своих потребностей и интересов. Во-вторых, потому что в современных условиях в социальной защите нуждается все население в связи с возникновением и необходимостью решения глобальных проблем современности: обеспечение прочного мира, социальной безопасности людей (в том числе в связи с терроризмом), недопущение термоядерной войны, сохранение природной среды, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д.
      Для групп лиц, в результате чрезвычайных происшествий, оказавшихся в экстремальных  условиях и без определенного  места жительства (БОМЖ), ведется  активная поддержка со стороны социального  обеспечения. Например, создание домов ночного  пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров и других мест. Растраты идут за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Действуют дезинфекционно-душевых установки, выдаются временные страховые медицинские полиса. Органы внутренних дел Российской Федерации  оказывают содействие  лицам, оказавшимся в экстремальных, в  направлении их в учреждения для лиц без определенного места жительства и занятий.2
      Так же принимаются меры  по  организации  медико-социальной  помощи лицам, оказавшимся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий.
      В литературе чаще всего рассматриваются  «практические» технологии социальной работы, т. е. технологии, применяемые  к практике социальной работы. Это касается в том числе учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.
      Технологии  социальной работы можно разделить на три большие группы (что нашло свое отражение в соответствующей Примерной программе и стандартах):
      1) общие и частные технологии (нередко  называемые в литературе функциями,  направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты. Нас здесь интересуют в первую очередь интерпретация и операционализация указанных технологий как системы знаний (более подробно они изложены с учетом практической и учебной деятельности в отдельных главах);
      2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;
      3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.
      В конце параграфа, можно прийти к  выводу, что в соответствии с таким подходом можно классифицировать технологии, применяемые в социальной работе. При этом имеются в виду три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (практическая деятельность).
      По-разному  определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Интересующий нас компонент – теория – здесь представлен, естественно, прежде всего в профессиональной работе. В непрофессиональной деятельности (хотя здесь и имеются определенные теоретические знания) преобладают умения, традиции, обычаи, обыденное знание.3
      И, не стоит забывать, о немалой роли работы психолога с жертвами экстремальных ситуаций. Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии. 
 

 

       ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
      2.1.Состояние  проблемы детей,  попавших в экстремальную  ситуацию в наши дни.
      К сожалению, в настоящее время  можно констатировать, что в нашей стране серьезно выражены проблемы детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, ситуации объективно нарушающей жизнедеятельность ребенка, возникающей по не зависящим от него причинам, с которой он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.