На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Измерение и мониторинг как методы управления качеством

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки  Республики Казахстан

           Карагандинский государственный технический университет 

 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Управление качеством
      на тему: Измерение и мониторинг как методы управления качеством 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         Руководитель:
                                                                                            старший преподаватель
                                                                                         Кадыргалиева Р.Ф.
                                                                                         Выполнила:
                                                                                         Студентка гр. Мен-08
                                                                           Жумабаева М.Б. 
 
 

                                            Караганда 2011 

    Содержание 

    Введение                                                                                                          3
    1.Качество  как экономическая категория                                                     5
    1.1.Понятие  качества продукции и управлении  им                                     5
    1.2.Оценка  уровня качества                                                                           7
    2. Методологические основы управления  качеством                                 14
    2.1.Статистические  методы управления  качества                                      14
    3.Мониторинг  и измерение как методы управления качеством.               19
    Заключение                                                                                                     31
    Список  использованных источников                                                          33                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
     В современных условиях высокое качество продукции является одним из главных  факторов успеха предприятий, обеспечение  их конкурентоспособности, экономический  эффект. Каждое предприятие должно иметь подробный план повышения качества продукции, решающего условия конкурентоспособности вырабатывать ясную и обоснованную программу управления качеством. В условиях жесткой конкуренции на рынке изготовитель стремится добиться стабильного качества своей продукции, используя все инструменты, выработанные мировой практикой. Одним из них является система менеджмента качества, комплексно охватывающая все аспекты деятельности предприятия и получившая широчайшее распространение и признание во всем мире. Система менеджмента качества является частью общей функции управления предприятием, связанная с формированием и реализацией целей политики в области качества.
        Управление качеством как всякое управление, не может осуществляться без соответствующей информации. Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство с маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью. Управление качеством связано также со стандартизацией, так как его основной нормативной базой являются, как правило, стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества.
       Одной из основных функций  управления качеством является  контроль качества, который осуществляется  соответствующими средствами измерений. Отсюда - необходимость метрологических знаний, в том числе знание организации метрологического обеспечения производства на предприятиях.
       Управление качеством обязательно требует знания действующего законодательства в области качества для усвоения потребителями и производителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции.
       В настоящее время качество  из второстепенного фактора становится  важнейшим условием успешной  деятельности предприятий и оздоровления  экономики страны в целом. Поэтому, как бы ни было трудно, но для выживания в рыночных условиях предприятиям постоянно придется решать проблемы, связанные с обеспечением требуемого качества продукции.
       Обеспечение качества всегда  было и остается одной из  самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Эффективным средством успешного решения этой задачи является реализация положений международных стандартов ИСО серии 9000. В них изложены только стандартизованные элементы доказательств гарантирующего уровня качества и рекомендации по построению системы качества.
     Организация должна применять подходящие методы мониторинга и, где это целесообразно, измерения процессов системы  менеджмента качества. Эти методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигнуты, то, когда это целесообразно, должны предприниматься коррекции и корректирующие действия для обеспечения соответствия продукции.
     Актуальностью данной темы является то, что понятие  качества товара становиться практически  основной темой, осуждаемой в современном  обществе и для того, что бы проверить  это качество необходимо использовать некие методы, некоторые из них  рассмотрены в данной работе.
     Целью данной работы является рассмотрение основных методов  и оценка качества товаров.
     Для того чтобы убедить потребителя  и изготовителя в достоверности  информации о качестве продукции, работ  или услуг, необходимо иметь объективные  методы оценки качества. В современном мире все шире используются количественные методы оценки, основанные на точных измерениях. Все большую роль играют измерения в производстве. Сами технологические процессы сейчас в значительной мере состоят из измерительных операций, удельный вес которых, по мере автоматизации производства, все более возрастает. Без точных измерений невозможно обеспечить высокое качество изготовляемой продукции. Ведь качество любого изделия зависит от многих факторов, и, в том числе, от качества исходного сырья, материалов и полуфабрикатов. В большинстве случаев точные измерения - неотъемлемая часть не только процессов производства и контроля качества продукции, но и процессов, используемых при проведении работ, предоставлении и оказании услуг, а также научных исследований и экспериментов. 
 
 

     1.Качество как экономическая категория 

     1.1 Понятие качества продукции и управлении им 

     В жизни мы часто употребляем понятие  «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни  и др.
       Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.
       Товары, которые обладают соответствующей  прибыльностью (разностью между  продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, мы оплачиваем  их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они нам понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то мы оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.
     Качество  – совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.  Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и так далее.
       В литературе понятие качества  трактуется по-разному. Однако  основное различие в понимании  качества определяется различиями  в условиях командно-административной и рыночной экономике. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.
       Понятие качества неоднократно  обсуждалось научной общественностью  и практиками. Большую роль в  формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.
       Основные элементы пригодности  товаров, определяемые технической  характеристикой изделия, называют  качеством конструкции. При усовершенствовании  качества конструкции возрастает  стоимость изделия.
       Рынок сбыта при наличии конкурирующих  изделий представляет предприятию выбор между различными вариантами экономической стратегии и тактики. Можно остановиться на качестве конструкции Q3, нацеливающей на производство изделий высокого класса, пожертвовав при этом незначительной долей собственной прибыли, и наметить массовое производство не взирая на низкую прибыль, либо решиться принять качество конструкции Q4 с низкой себестоимостью.
       Итак, все зависит от того каким,  будет управленческое решение.
       Что же представляет собой  управление? Как в повседневной жизни. Так и в условиях предприятия управление является круговым циклом: планирование – осуществление – контроль – управляющее воздействие.
       Управление качеством на предприятии  является одним из звеньев  описываемого цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой в управлении качеством .
     Современное управление качеством исходит о  того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной  после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться  в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
     Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключается в использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе и учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение уровня качества изделий.
     Функция осуществления – это воплощение запроектированного качества конструкции  в готовую продукцию. Она предусматривает  проектирование технологических процессов, определение вида используемого оборудования, машин, инструментов, а также методов работы и контроля. Функцией осуществления предусматриваются обучение и тренировка исполнителей работ. Все это в комплексе преследует цель – сохранить степень соответствия продукции техническим требованиям или по возможности улучшить эти показатели.
     Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем  выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами пригодность товара подтверждается посредством сбыта.
     Функция управляющего воздействия подразумевает  меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных  планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в  случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.
       Для четкого управления перечисленными  функциями планирования – осуществления  – контроля – управляющего  воздействия необходимо, чтобы все  службы и отделы предприятия,  владея техникой управления и  контроля, специальной технологией, а также статистическими методами и располагая представлениями о важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.
       Таким образом, можно утверждать, что управление качеством на  предприятии – это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей». 
 

     1.2 Оценка уровня качества 

     Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
       Целью оценки обусловливается:  какие показатели качества следует  выбирать для рассмотрения, какими  методами и с какой точностью  определять их значения, какие  средства для этого потребуются,  как обработать и в какой форме представить результаты оценки.
       Свойства продукции могут быть  охарактеризованы количественно  и качественно. Качественные характеристики  – это, например, соответствие  изделия современному направлению  моды, дизайну, цвету и так далее.
       Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции .
       По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей:
      Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
      Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.
      Показатели надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения траспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.
        Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.
       Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
       Ремонтопригодность – свойство  изделия, заключающееся в приспособленности  к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
       Сохраняемость – свойство изделия  сохранять значения показателей  безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.
     Эргономические  показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального  процесса в системе «человек –  изделие – среда использования».
     Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
     Показатели  технологичности характеризуют  свойства продукции, обусловливающие  оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
     Показатели  транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.
     Показатели  стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции1 стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
     Патентно-правовые показатели характеризуют степень  обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентноспособности продукции.
     Экологические показатели характеризуют уровень  вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
     Показатели  безопасности характеризуют особенности  продукции обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при  эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и так далее.
     Экономические показатели характеризуют затраты  на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции.
       Относительная характеристика качества  продукции, основанное на сравнении  значений показателей качества  оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции.
       Технический уровень – относительная  характеристика технического совершенства  продукции – совокупности наиболее  существенных свойств, определяющих  ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.
       Оценка технического уровня заключается  в установлении соответствия  продукции мировому, региональному,  национальному, уровням или уровню  отрасли. Соответствие оцениваемой  продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.
       Базовый образец – это образец  продукции, представляющий передовые  научно-технические достижения и  выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции.
       В результате оценки продукцию  относят к одному из трех  уровней:
      превосходит мировой уровень;
      соответствует мировому уровню;
      уступает мировому уровню.
       Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.
       Этапы оценки технического уровня  продукции включают:
     А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей включает классификационные  и оценочные показатели. Классификационные  показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.
     Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. В группу входят :
     При оценке разрабатываемой продукции – перспективные и экспериментальные образцы, поступления которых на мировой рынок прогнозируются на период выпуска оцениваемой продукции;
     При оценке выпускаемой продукции –  образцы, реализуемые на мировом  рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) по результатам испытания.
     В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления  аналогов осуществляется следующим  образом:
     Аналог  не может быть признан образцом и  исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу  по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по каким из остальных;
     Оба аналога остаются для дальнейшего  сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим – второй, при  этом значение некоторых показателей  у аналогов могут совпадать.
       В результате попарного сопоставления  аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.
     Г. Сопоставление оцениваемого образца  с базовыми осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам, и техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу. На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих результатов:
     Оцениваемая продукция выступает базовым  образцом, если она уступает ему  хотя бы по одному из показателей;
     Оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;
     Оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех его показателей  совпадают со значениями базового образца.
       Результат сопоставления оцениваемой продукции совокупностью базовых образцов на этом этапе формируется следующим образом:
     Продукция превосходит мировой уровень, если она превосходит каждый образец;
     Продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна хотя бы одному базовому образцу;
     Продукция уступает мировому уровню, если она  уступает каждому базовому образцу.
       В приведенных выше ситуациях  продукцию относят к одной  из трех градаций. В случае, когда  оцениваемая продукция:
     Превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец – она не уступает мировому уровню;
     Уступает  хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу – она не превосходит  мировой уровень.
       В том и другом случае имеется  неопределенность отнесения к  одной из трех градаций. Если  в результате сопоставления оцениваемой продукции с каждым базовым образцом и с совокупностью базовых образцов выявлена неопределенность отнесения продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления. По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из трех градаций.
       В случае, когда не существует  аналогов оцениваемой продукции,  она считается соответствующей  мировому уровню, если характеризуется  принципиально новыми техническими  решениями, которые защищены авторскими свидетельствами и (или) патентами.
       В заключение в зависимости  от поставленных целей и полученных  результатов подготавливают предложения  для принятия решения по разработке, постановке на производство и  совершенствованию продукции.
       Чтобы обеспечить необходимый  уровень качества продукции, необходимо  его поддерживать на протяжении  всего «жизненного» цикла продукции. 
       Жизненный цикл – это совокупность  взаимосвязанных процессов создания  и последовательного изменения  состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.
       Первый уровень жизненного цикла  можно разделить на стадии: исследование  и разработка; изготовление; реализация  и обращение; эксплуатация.
     Исследование и разработка продукции . Цель данной стадии – формирование перспективных требований к качеству новой продукции; воплощение в конструкторских и других видах документов технических решений, обеспечивающих реализацию этих требований наиболее экономичным способом. Факторы качества на данной стадии играют значительную роль в формировании качества продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Методологические  основы управления качеством 

     2.1. Статистические методы управления качеством 

     В соответствии с положением стандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно из высокоэффективных средств обеспечения качества и являются основой для эффективного распознавания проблем и их анализа. Они ориентированы на разработку сквозного механизма на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с исследования требований рынка к качеству продукции и кончая ее утилизацией после использования. Внедрение статистических методов должно быть направлено на создание гарантий непрерывности процесса обеспечения качества в соответствии с требованиями потребителя. Применение этих методов, не требуя больших затрат, позволяет с заданной степенью точности и достоверности судить о состоянии исследуемых явлений (объектов, процессов) в системе качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла продукции и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения. Применение статистических методов - весьма действенный путь разработки новой технологии и контроля качества производственных процессов.
     Основной задачей статистических методов контроля является обеспечение производства пригодной к употреблению продукции и оказание полезных услуг с наименьшими затратами. Одним из основных принципов контроля качества при помощи статистических методов является стремление повысить качество продукции, осуществляя контроль на различных этапах производственного процесса.
     Научной основой современного технического контроля стали математико-статистические методы. Управление качеством продукции  может обеспечиваться двумя методами: посредством разбраковки изделий и путем повышения технологической точности. Издавна методы контроля сводились ,как правило, к анализу брака путем сложной проверки изделий на выходе .При массовом производстве такой контроль очень дорог. Поэтому от сплошного контроля переходя к выборочному с применением статистических методов обработки результатов.
     Однако  такой контроль эффективен только тогда, когда технологические процессы, будучи в налаженном состоянии, обладают точностью и стабильностью, достаточной для «автоматической» гарантии изготовления бездефектной продукции. Отсюда следует необходимость стабилизировать производство. Самым надежным способом стабилизации производства является создание системы качества, а затем ее сертификация.
     Статистические  методы анализа качества широко применяется в отечественной и зарубежной системах управления качества продукции.
     Все статистические методы базируются на понятии разброса. Применение на рабочем  месте статистических методов для  контроля за разбросом параметров изготавливаемого изделия является представлением в графическом виде простых для понимания статистических величин, характеризующих разброс. Оценка разброса данных часто дает возможность понять характер процесса. Если разброс данных мал, можно ослабить контроль, если велик - это следует воспринимать как сигнал к необходимости регулирования процесса для повышения его стабильности, повышения качества исходных материалов, выявления и устранения неполадок оборудования и пр. Собранные данные могут быть использованы не только для принятия решений в момент их получения и анализа, но и для оценки различных проблем, рассматриваемых в течение более долгого срока, например, в течение месяца или года.
     Статистические  методы классифицируют по признаку общности на три основные группы:
     а) Графические методы. Это так называемые «семь инструментов контроля качества». К ним относятся:
     - контрольные листки, позволяющие  усовершенствовать процесс сбора  данных и упорядочить данные  для облегчения их дальнейшего  использования.
     - диаграммы Парето, позволяющие выяснить причины появления немногочисленных существенно важных дефектов и сосредоточить усилия на ликвидации именно этих причин. С помощью диаграмм Парето анализируют виды брака, суммы потерь от брака, затраты времени и материальных средств на его использование, содержание рекламаций и затраты, связанные с рекламациями, число случаев поломок. Диаграммы Парето используются также для анализа временных факторов, себестоимости, безопасности труда, спроса на разные виды продукции, для определения эффективности мероприятий по устранению причин возникновения дефектов.
     - диаграммы причин и результатов  (диаграмма Исикавы), показывающие  отношение между показателем  качества и воздействующими на  него факторами. Использование  диаграмм Исикавы эффективно при решении вопросов обеспечения качества продукции, повышения производительности труда, разработки рационализаторских предложений, повышения эффективности использования оборудования, совершенствования техники безопасности, разработки и внедрения стандартов на технологические операции и другие.
     - гистограммы, отражающие условия  процесса за период, в течение  которого были получены данные. Сравнение вида распределения  гистограммы с контрольными нормативами  дает важную информацию для  управления процессом. Гистограммы удобны при составлении месячных отчетов о качестве выпускаемой продукции, о результатах технического контроля, при демонстрации изменения уровня качества по месяцам и т.д.
     - диаграммы рассеяния, позволяющие  выявить причинно-следственные связи показателей качества и влияющих факторов при анализе диаграммы Исикавы. Диаграмма рассеяния (разброса) строится как график зависимости
     между двумя переменными х и у.
     - контрольные карты, позволяющие  отделить вариации показателя  качества, обусловленные определенными причинами, от вариаций, обусловленных случайными причинами. Контрольная карта представляет собой специальный бланк, на котором проводится центральная линия и две линии выше и ниже средней, называемые верхней и нижней контрольными границами. На карту точками наносятся данные измерений или контроля параметров и условий производства. Исследуя изменение данных с течение времени, следят, чтобы точки графика не вышли за контрольные границы. Если обнаруживается выброс одной или нескольких точек за контрольные границы это воспринимается как информация об отклонении параметров или условий процесса от установленной нормы. Для выявления причины отклонения исследуют влияние качества исходного материала или деталей, методов, операций, условий проведения технологических операций, оборудования.
     - метод расслоения (стратификации), в  соответствии с которым, данные  группируются в зависимости от  условий их получения. Обработка  каждой группы данных проводится  отдельно. Расслоение помогает выяснить  причины появления дефектов, если обнаруживается разница в данных между «слоями».
     б) методы анализа статистических совокупностей: сравнения средних; сравнения дисперсий; регрессивный вид анализа; дисперсионный  вид анализа;
     в) экономико-математические методы: математическое программирование; планирование эксперимента; имитационное моделирование; метод оценки риска и последствий отказов (FMEA); теория массового обслуживания; теория расписаний; функционально-стоимостный анализ; методы Тагути; структурирование функции качества (СФК) или «Голос клиента».
     Важно именно совместное применение уже известных  методов контроля качества и «семи  новых инструментов контроля качества», которые должны дополнять другие статистические методы контроля качества. К «семи новым инструментам контроля качества» относятся диаграммы сродства, диаграммы зависимостей, системная (древовидная) диаграмма, матричная диаграмма, стрелочная диаграмма, диаграмма планирования оценки процесса (PDPC), анализ матричных данных.
     Диаграмма средства служит для определения нарушений установленного процесса по состоянию нарушений и для указания возможных мер, требуемых для их устранения. Диаграмма сродства представляет собой перечень основных нарушений, скомплектованных по принципу сродства различных данных.
     Диаграмма зависимостей составляется для того, чтобы проблемам, требующим решения, зафиксированным в диаграмме сродства, поставить в соответствие основные причины, вызвавшие их появление. Классификация этих причин по важности осуществляется с учетом используемой технологии, а также числовых данных, характеризующих причины.
     Системная (древовидная) диаграмма используется в качестве метода системного определения  оптимальных средств решения  возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной  структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения.
     Матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также степень зависимостей этих факторов, причин их возникновения и мер по их устранению.
     Стрелочная  диаграмма используется при составлении  оптимальных планов тех или иных мероприятий после того, как определены проблемы, требующие решения, определены необходимые меры, сроки и этапы их осуществления, т.е. после составления первых четырех диаграмм
     Диаграмма планирования оценки процесса применяется  для оценки правильности осуществления, а также необходимости корректирования тех или иных мероприятий в ходе их выполнения в соответствии со стрелочной диаграммой в случае решения сложных проблем в области научных разработок, в области производства при регулярном появлении брака, при получении крупных заказов со стороны и т.д.
     Анализ  матричных данных - это обработка  большого количества числовых данных, полученных при осуществлении каждого  этапа матричной диаграммы. Этот анализ проводится с помощью графиков отдельно для каждой группы данных.
     При осуществлении контроля качества производится обязательный сбор данных, а затем  их обработка. Для этого необходимо:
     а) определить состав производственных проблем, подлежащих решению с помощью  статистических методов.
     б) определить цель сбора информации: контроль и регулирование производственного процесса; анализ отклонений от установленных требований; контроль продукции.
     в) выявить характер сравнений, которые  нужно произвести, и типа данных, которые нужно собрать: необходимо определить назначение собираемых данных; определить количество и размер выборок используемых данных; проводить разделение данных на несколько подгрупп по определенному признаку (стратификация). При выявлении зависимости между значениями двух показателей, данные следует собирать парами;
     г) упорядочить данные для облегчения их последующей обработки. Для этого  нужно четко зарегистрировать источник данных.
     Статистические  методы являются основой для эффективного распознавания проблем и их анализа. С их помощью можно добиться полной картины о возможных причинах проблем, установить приоритеты и принимать решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Мониторинг  и измерение как методы управления качеством 

     Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) - это  технология наблюдения и анализа  изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла. Традиционные объекты мониторинга сегодня — это политические, экономические, социальные и научно-технические явления.
     Мониторинг  опирается на теорию управления, учение о развитии, концепцию циклов, кризисов и катастроф и тому подобное. Это позволяет:
          - посредством сравнения выявлять происходящие в объектах наблюдения изменения;
       - на основе корреляций между переменными устанавливать механизмы происходящих в объектах наблюдения процессов и явлений;
        - посредством статистических заключений обогащать знания, повышая тем самым достоверность представлений об исследуемом объ­екте.
     Полученные  с помощью мониторинга данные активно используются в различных  областях теории и практики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.