На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Контроль как средство формирования грамматических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Комитет по образованию
Государственное Образовательное учреждение среднего профессионального образования  Педагогический колледж №4 
 

Защищена с  оценкой__________
Протокол №______от ________ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Контроль  как средство формирования грамматических навыков  на уроках английского  языка на среднем  этапе обучения 
 
 
 
 

    Выполнила: Студентка 24 «A» группы
Тарасова  Вероника Сергеевна 

Специальность:  050303
 Иностранный  язык 

Сангкт-Петербург
2011
Содержание
Введение……………………………………….…………………………...………3
1.Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку ……………………………………………………………………………..................5
1.1.Современные  проблемы обучения грамматике…………………………..……5
1.2.Сущность понятия  "грамматический навык"………………………………....7
1.3.Виды грамматических  навыков……………………….……………………….8
2.Возрастные  и психологические особенности  школьников на среднем этапе  и их учет при обучении иностранному  языку………………………….......….......11
3.Контроль в  обучении……………………………………………………………13
3.1.Контроль на  уроках английского языка……………………………………..13
3.2.Роль контроля  в формировании грамматических  навыков…………………17
3.3.Контроль сформированности  грамматических навыков……………………18
Заключение………………………………………………………………………21
Список  литературы…………………………………………………...……….23 

 

Введение 

   В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь  предмет «иностранный язык» в  силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним  из таких аспектов является грамматика. В обучении иностранному говорению  грамматика занимает важное место, это  своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному  оформлению высказывания, а также  распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством  формирования грамматических навыков.
   Обучать грамматике иностранного языка –  это значит формировать специфичные  для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у школьников одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с её помощью  обеспечивается формирование умений устного  и письменного общения.
   Обучение  иностранному языку в школе обладает той спецификой, что основным компонентом  содержания обучения являются не столько  теоретические знания (как, например, при обучении истории, биологии), сколько  практические навыки и умения (прочитать  и извлечь информацию, сказать, обменяться сведениями). Одной из причин того, что  выпускники школ не в полной мере владеют  иностранным языком, является недостаточная  сформированность грамматических навыков. Успешное становление навыка (а впоследствии и речевого умения) невозможно без  того, чтобы учащийся не знал, правильны  ли его действия или нет. При формировании как языковых, так и речевых  навыков и умений, учитель должен давать оценку действиям учащегося. Не получая такой информации извне, ученик оценивает свои действия сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и формирует неправильные навыки. Здесь мы говорим о таком способе обучения, как подкрепление, которое осуществляется как в ходе наблюдений за действиями учащегося, так и ознакомления с их результатами. Чтобы оценка была адекватной, необходимо специальным образом организованное наблюдение, которое и представляет собой контроль.
   Вопросами контроля в обучении иностранному языку  занимаются многие авторы. Однако, приемы проверки и учета знаний, умений, навыков, методики их организации и  проведения, не утратили своей актуальности. Ориентируясь на цели и задачи обучения, в настоящее время решается ряд  проблем, связанных с осуществлением контроля. К ним относятся прежде всего выделение объектов контроля и выбор наиболее надежных и эффективных  форм его реализации. Только соотнесенный с поставленными целями и задачами, осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению целей и задач обучения.
   Цель  нашей работы – это проанализировать приемы использования контроля, обеспечивающие формирование грамматических навыков  на уроках английского языка на среднем  этапе обучения.
   Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи:
   1.Уточнить  понятие грамматического навыка  путём анализа научной литературы, программы по английскому языку  и Госстандарта;
   2.Выявить  особенность формирования грамматических  навыков на среднем этапе обучения;
   3.Проанализировать  особенности использования контроля  на уроках английского языка  и определить условия его влияния  на формирование грамматических  навыков у учащихся среднего  этапа.
   4.Спроектировать  систему упражнений, обеспечивающую  формирование грамматических навыков  по одной из тем и проверку  этих знаний.
 

1.Формирование грамматических навыков при обучении иностранному языку
1.1.Современные  проблемы обучения  грамматике 

   Для решения проблем обучения грамматике иностранного языка необходимо уточнить понятие «грамматика», установить связи  грамматики иностранного языка, имеющей  специфические особенности, с практикой  обучения, педагогикой, психологией, лингвистикой и рассмотреть её общепедагогические и частнометодические цели. 
Итак, что же такое грамматика? 
Выделившись из синтеза логико-философских вопросов, грамматика ещё до нашей эры стала самостоятельной областью знаний. Понятие «грамматика» первоначально обозначало «искусство чтения и письма». В средние века «свободное искусство» считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению языком, сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель. 
В прошлом столетии имели место тенденции почти полной или абсолютно полной ликвидации грамматики из всех учебников грамматики в общеобразовательных учреждениях. В дореволюционной и послереволюционной России отмечался, например, своеобразный кризис грамматики, утверждалось, что мнение, будто грамматика учит правильно читать и писать ложно, и все министерские программы стали заменять слово «грамматика» словами «наблюдение за языком», несмотря на протесты языковедов.

   Тенденции к сокращению роли грамматики при  обучении иностранному языку наблюдаются  и по сей день. Многие европейские  педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик иностранного языка, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа.
   С другой стороны, можно привести примеры  сохранения доминирующей роли грамматики в обучении иностранному языку, о  чем свидетельствуют отечественные  программы и учебники, создающиеся  в ряде случаев не на основе методической целесообразности, а под влиянием особых мнений лингвистов, а так  же ряда социально-политических факторов.
   Но  проблема роли и объёма грамматики в курсе иностранного языка не является единственной. Для решения  современных проблем повышения  эффективности обучения иностранному языку необходимо дать четкий ответ  на вопрос, который, по-видимому, не был  поставлен многочисленными методистами, авторами действовавших и ныне действующих  учебных грамматик: В чем заключаются  различия между научными грамматиками и специфическими грамматиками иностранного языка? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить объекты языкознания и  методики предмета «иностранный язык».
   По  определению лингвистов, объектом современного языкознания является язык: строение, функционирование и его историческое развитие. Объект современной методики – это цели и закономерности обучения иностранному языку, содержание, формы  и методы обучения.
   Учитывая  современные потребности широких  слоев населения разных государств владеть иностранным языком практически, а так же накопленный опыт обучения грамматике иностранного языка в  десятках европейских стран, Совет  Европы принял решение в качестве одного из ключевых принципов обучения иностранному языку рекомендовать  постановку только практических целей  обучения грамматическому строю.
   Перечислим  факторы, которые считаем необходимыми для лучшего достижения цели практического  владения языком:
    Необходимо усилить дифференциацию при отборе материала для активного и для пассивного грамматического минимума и при использовании (с учетом особенностей родного языка) разных способов обучения иностранному языку для овладения иностранным языком для овладения этими минимумами.
    Пересмотреть использование грамматической терминологии в курсе иностранного языка, в том числе в дидактических грамматиках.
    Решить проблему отбора грамматических явлений в учебники и программы иностранного языка для разных типов учебных заведений.
    Во многом изменить традиционный характер и язык изложения грамматического материала при обучении учащихся, не имеющих лингвистического образования. [3]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.Сущность  понятия "грамматический  навык" 

   Под грамматикой мы понимаем структуру  языка, систему правил, которые диктуют  допустимые последовательности элементов  языка, образующих предложение на этом языке. Формирование грамматических навыков  является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку.
   Существует  большое количество определений  «навыка», приведем некоторые из них: Навык – это действие, автоматизированное в результате упражнений и проходящее через ряд этапов формирования. [5]
   Наиболее  полным и отражающим суть является определение, данное А. Ребером, который  под навыком подразумевает доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения навыка служат временные показания  выполнения, а так же тот факт, что выполнение не требует постоянного  и интенсивного внимания (контроля). [10
   Навык может быть не только двигательным, но и перцептивным, мыслительным, речевым. Разнообразие навыков связано с  осуществлением учетной и профессиональной деятельности.
   Под грамматическим навыком подразумевается  систематизированное действие по выбору модели адекватной речевой задачи в  данной ситуации, правильно оформленным  речевым единицам грамматического  уровня, совершаемое в навыковых  параметрах и служащее одним из условий  выполнения речевой деятельности. [14]
   Роль  грамматического навыка в обучении английскому языку крайне важна, так как, научив школьника читать, говорить, слушать, писать на иностранном  языке, школа одновременно обеспечивает им непосредственный доступ к иным национальным культурам и тем  самым к мировой культуре. Все  вышеперечисленные умения не могут  быть сформированы без грамматического  навыка. 

1.3.Виды грамматических навыков
   Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под  продуктивными грамматическими  навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой  задаче, и оформить её соответственно нормам данного языка. Под рецептивными навыками следует понимать способность  читающего или слушающего узнавать грамматические формы изучаемого языка  и соотносить с их значением. [10] Те грамматические навыки, которыми учащиеся пользуются активно, называются активными грамматическими навыками, а те, которые учащиеся узнают в ходе овладения иностранным языком, называются пассивными. Они наиболее употребительны в письменной речи, заданиях, которые учащиеся должны понять на слух и при чтении. (Пассивных грамматических навыков больше, чем активных). [15]
   В период изучения английского языка  в школе учащиеся овладевают специальными грамматическими навыками:
   Рецептивными  грамматическими навыками при аудировании  и чтении являются:
    Узнавать, выявлять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением (способность выделять из основного потока речи слова и словосочетания, несущие определенную грамматическую нагрузку, и сопоставить со смыслом данного слова или словосочетания);
    Дифференцировать и идентифицировать грамматические явления по формальным признакам и строевым словам (умение опознавать грамматические явления по определенным признакам и разделять их на группы между собой);
    Соотносить значение грамматических форм, конструкций со смыслом контекста (умение сопоставлять грамматические формы и смысл контекста, что дает возможность догадаться о семантическом значении самой грамматической формы);
    Различать сходные по форме грамматические явления (способность отличить одно грамматическое явление от другого, несмотря на их схожесть);
    Прогнозировать грамматические формы слова, конструкции (способность предугадать использование той или иной грамматической формы);
    Устанавливать группы членов предложения (умение определять члены предложения);
    Определять структуру простого предложения по строевым элементам, порядку слов и др. (способность устанавливать структуру простого предложения по определенным признакам);
    Определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов – инфинитивных, причастных герундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д. (умение установить правильную структуру сложного предложения, учитывая наличие различных оборотов);
    Устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (умение понять суть текста и соотнести предложения между собой по смысловому значению);
   Продуктивными грамматическими навыками грамматического  оформления порождаемого текста при  говорении и письме:
    Образовывать грамматические формы (умение создавать новые формы, несущие определенную грамматическую нагрузку);
    Выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения (способность выбрать нужную и подходящую грамматическую конструкцию для данной ситуации);
    Уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения (способность изменять грамматическое оформление при изменении коммуникативной цели);
    Владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык (знание и умение использования различных переводных способов);
    Формулировать грамматическое оформление устных и письменных текстов (способность создать грамматически оформленные тексты, как для устного употребления, так и для письменного).
   Таким образом, грамматический навык может  подразделяться на несколько разновидностей в зависимости от вида речевой  деятельности, которыми школьники овладевают в процессе обучения английскому  языку. 

 

2.Возрастные и психологические особенности школьников на среднем этапе и их учет при обучении иностранному языку
   Подростковый  возраст условно делится на младший (10 – 12 лет), и старший (12 – 14 лет. Любой  возрастной период открыт для развития определенных психических процессов  и свойств, психологических качеств  личности, а потому и к определенному  типу воздействий. Поэтому ребенок  на каждом возрастном этапе нуждается  в особом к себе подходе. Полноценное  проживание ребенком каждого возрастного  периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень.
   На  среднем этапе учебный процесс  на уроке носит комплексный характер. Что касается предмета «иностранный язык», то «именно в этот период учащиеся овладевают основными грамматическими  явлениями, которые необходимы для  организации общения в устной форме в пределах, предусматриваемых  школьной программой. При практических целях обучения иностранному языку  в средней школе задача обучения состоит в формировании у учащихся языковых навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой  деятельности в пределах определенного  программами минимума». [12] Коммуникативные возможности каждой темы относительно ограничены, поэтому последовательность тем в учебном процессе строится таким образом, чтобы они накладывались одна на другую, и постепенно расширяли сферу общения учащихся. Следовательно, у учащихся формируются механизмы восприятия и порождения высказываний, а также механизм чтения, и учащиеся овладевают устной коммуникацией по темам. Разнообразные упражнения и задания на данном этапе направлены на овладение коммуникативной деятельностью в разных ситуациях.
   Д.Б. Эльконин считает, что ведущей деятельностью  детей этого возраста становится общение со сверстниками. Учебная  деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении  отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода  – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. «Главная потребность периода – найти своё место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников. В связи с этим мы можем использовать эту потребность школьников в общении для создания коммуникативной среды на уроке иностранного языка, так как учащиеся охотнее будут обсуждать интересующие их темы, тем самым, практикуя основные навыки и умения речевой деятельности на иностранном языке».
   Этот  возраст является благоприятным  временем для работы над развитием  и укреплением у подростков уверенности  в себе, чувства собственного достоинства. Также у детей в этом возрасте ярко выражено чувство справедливости, что, очевидно, вызвано желанием занять достойное место в коллективе и жизни. Ведь зачастую учащиеся сталкиваются с субъективными оценками учителей, что в подростковом возрасте особенно болезненно и может вызвать ряд  серьезных проблем.
   Здесь мы, безусловно, сталкиваемся с проблемой  контроля в обучении. Применительно  к теме нашей работы, контроль –  это особым образом организованная проверка и оценка сформированности умений учащихся корректно употреблять  изученный материал в различных  ситуациях учебного общения на уроке. «Неправильное понимание функций  контроля, превращение контроля на уроке в самоцель, использование  однообразных методов контроля, субъективизм в выставлении оценок, отсутствие четких, обоснованных критериев оценивания – факторы, которые могут вызвать  негативное отношение школьников к  учебной деятельности». В связи  с этим мы планируем рассмотреть  контроль как один из самых важных компонентов обучения. 

 

3.Контроль в обучении
3.1.Контроль  на уроках английского  языка 

   В соответствии с мнением Д.Б. Эльконина, контроль в учебной деятельности бывает двух видов: по результату и  по процессу. Контроль по результату осуществляется на основании того, выполнено задание  или нет, насколько качественно  оно выполнено. Контроль по результату имеет смысл только в том случае, если он возвращается к контролю по процессу, а это встречается только тогда, когда учащийся совершил ошибку. Контроль по процессу предполагает выяснение  тех операций, способов, действий, с  помощью которых получен результат. Г.Я. Мор отмечает, что для контроля по процессу необходимо знать алгоритм действий ученика, прием работы при  выполнении задания. Без такого контроля невозможно выяснить причины многих трудностей. Формирование полноценного контроля возможно только на основе контроля по процессу.
   Условием  нормального протекания учебных  действий является наличие контроля над их выполнением. Согласно мнению Г.В. Репкиной, Е.В. Заики он заключается  в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном  обнаружении различных больших  и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых  корректив в них. Без такого прослеживания  и таких корректив деятельность может существенно отклониться  от своего русла, что, в конечном счете, станет препятствием для решения  учебной задачи.
   Особенности действия контроля у разных учеников могут быть различными, и эти различия могут проявляться в степени автоматизированности его протекания (представляет ли он собой развернутое самостоятельное действие или включен в процесс выполнения действий), в его направленности (контролируется процесс выполнения действий или лишь их результаты), в критериях, на основе которых строится контроль (материализованная или идеально представленная схема-образец), во времени его осуществления (после действия, в процессе действия и до его начала) и т.п. Эти и другие характеристики контроля и составляют предмет его диагностики.
   Таким образом, под контролем в учебной  деятельности понимаются соотнесение  предметного действия с конкретными  условиями его выполнения и с  ожидаемыми результатами. Действие контроля предполагает наличие умения предвидеть результаты своих действий, сопоставляя  выполняемые действия с определенным образцом, предотвращать появление  ошибок. Сущность действия заключена  в соотнесении действий с «образцом» - эталоном действия.
   Функции контроля:
    Контролирующая
    Диагностическая
    Обучающая
    Воспитывающая и мотивирующая
    Развивающая
    Информационная
    Сравнительная
    Прогностическая
   Для нашей работы более значимой является контролирующая функция, так как  она предполагает осуществление  систематического контроля за результатами обучения, определение состояния  усвоенных знаний, умений и навыков  и находит свое отражение в  оценке учебных достижений.
   Виды  контроля:
    Текущий контроль: сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда ещё трудно говорить о сформированности ключевых компетенций учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это  определяет педагогическую нецелесообразность в применении цифровой оценки-отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в аналитических суждениях, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю (принцип минимакса – «максимум оценок – минимум отметок», текущие отметки сохраняются как дифференцированно положительные).
    Тематический контроль: заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка (отметка) фиксирует результат.
    Итоговый контроль: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за первую, вторую, третью учебные четверти и в конце года.
   Помимо  видов контроля, методисты также  рассматривают различные формы  контроля. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют такие формы контроля как:
    Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальном порядке)
    Фронтальная (опрос всего класса)
    Устная (опрос в устной форме)
    Письменная (опрос в письменной форме)
    Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют)
    Открытая (учащийся знает, что его контролируют) [6]
   Широкое разнообразие форм контроля позволяет  учителю проверить именно те знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а  также выявить эффективность  методов и приемов обучения. Виды контроля помогают провести своевременный  контроль, в зависимости от цели и момента проведения контроля. 
 

   Методы  контроля
   При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как  от этого зависит эффективность  проводимого контроля.
   Рассмотрим  характеристику основных методов контроля, которую дает П.И. Пидкасистый:
    Методы устного контроля – беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного контроля составляет, в основном, монологический ответ учащегося.
    Письменный контроль обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.
    Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Данный метод больше подходит к профессиональной школе.
    Дидактические тесты являются методом проверки результатов обучения. Обычно они довольно объемны и эффективны. Тесты, по своей сути, отличаются от других методов педагогического контроля. Вот как Н.В. Рыбакова и Т.В. Григорьева объясняют устройство тестов: «В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других – выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа».
   Таким образом, можно сделать вывод  о широком разнообразии методов  и форм контроля, о том, что множество  ученых и педагогов рассматривают  вышеуказанные методы и формы  контроля и о том, что тест является одним из наиболее объемных и эффективных  методов педагогического контроля.
3.2.Роль контроля в формировании грамматических навыков
   Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую  систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой  процесса управления учебной деятельностью  учащихся. Формирование навыков рассматривается  современными психологической и  методической науками как формирование пошаговых действий с единицами  языка. Процессуальный контроль невозможен, если в системе обучающих упражнений отсутствуют промежуточные проверочные  задания, использующиеся в определенной последовательности и помогающие проверить  ход обучения частным действиям, составляющим навык. Анализ различных  исследований показывает, что таких  тестов крайне мало, особенно направленных на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.