На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социологическое изучение общественного мнения.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Социология» 

На тему: 

Вариант № 24 
 
 
 

Выполнила                                                                
Студентка                               4 курса, вечер(2 поток)
Специальность                               ФиК
№ зачетной книжки                              
Преподаватель                               Глебов В.В. 
 
 
 

Брянск
2011 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
    Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"……………………………………………………………………4
    Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"……………………………………………….11
    Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?.............................................................................................15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Словосочетание "общественное мнение" давно у  нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня  недостатка внимания к себе. Его  изучают и анализируют специалисты  практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в  практике социального управления, одним  словом, прилагают немало усилий к  тому, чтобы завоевать его расположение.
     Изучение  общественного мнения является актуальной проблемой, так как общественное мнение является своеобразным регулятором  тех процессов, которые происходят в обществе. Но нужно заметить, что  порою результаты общественного  мнения, могут быть недостоверными и ошибочными. В этом случае они  лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое  влияние на сознание людей и формирования у них необходимого кому - либо мнения по тем или иным вопросам. Это  также является важной иногда проблемой, иногда - целью, в том числе и  для маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного  мнения". Объект и  субъект "общественного  мнения".
     Общественное  мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.
     Общественное  мнение выражается публично и оказывает  влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
     Общественное  мнение существовало во все исторические эпохи, еще в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. По некоторым  данным, возникновение термина «общественное  мнение» связано с именем английского  государственного и общественного  деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас Народа - Глас Божий». 

     Феномен ”общественное мнение” принадлежит  к числу таких социальных явлений  которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. Он видит в народе "большую силу", мощную опору государя: «...тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны... Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу...». При этом Н. Макиавелли подмечает некоторые социально-психологические особенности отражения в общественном мнении фигуры государя: "...люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками - немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство".
     Понятие общественного мнения как "всеобщего, субстанциального и истинного", которое  отражает "правильные тенденции  действительности" и "связано  в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих" впервые появилось в "Философии  права" Гегеля: "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что  единичные лица как таковые имеют  и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется  в той совместности, которая называется общественным мнением". В общественное мнение входят "принципы справедливости, подлинное содержание и результат  всего государственного строя, законодательства и общего состояния дел в форме  человеческого здравого смысла...", - отмечает Гегель. При этом, он выделил  в общественном мнении целый ряд  структурных элементов: первый - условия  существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного  мнения, третий - субъект (носитель) общественного  мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного  мнения, пятый - соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.
     Общественное  мнение в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога  Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Считал, что общественное мнение творит публика. Границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Мнение – это статистическая система, управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек от нескольких десятков до нескольких миллионов. Тард писал, что мнение – это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. Общественность рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение — мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданой и эмоционально окрашенной информации.
     В.М. Хвостов связывает процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как отношение, которое общество принимает к какому либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу.
     Представители разных сословий часто вкладывали в  него различное содержание. Это происходило  потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного  сознания, интересы, настроения и чувства  классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется  конкретное состояние общественного  сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Содержание общественного  мнения - показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения  их оценки с точки зрения интересов  социальной группы, класса, народа в  целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных  связях и отношениях.
     Общественное  мнение невозможно отождествить ни с  одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно "втиснуть" в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки  и т.д. В силу этих обстоятельств  общественное мнение может быть признано еще одной формой общественного  сознания, ибо по своему предмету оно  как бы пронизывает все формы  сознания т.е. выступает как вид  общественного сознания, однако, уступая  ему в широте диапазона.
      Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.
     Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса - сущность, содержание общественного  мнения.
       Во - первых, рассматриваемый феномен является конкретным выводом определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей.
     Во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.
     В-третьих, массовые суждения людей обладают различной  степенью объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут формироваться на основе как  научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В  случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией  и так далее. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко  заменяется предрассудками, выдаваемыми  за общественно мнение.
     В-четвертых, общественное мнение выступает в  качестве побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия.
     Ключевыми понятиями феномена «общественное  мнение» являются понятия объекта  и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Чаще всего в качестве объектов выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и так далее. Субъект общественного мнения – это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности. Это может быть социальный класс, рабочая группа, нация.
     Основные  признаки общественного  мнения:
     - общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;
     - общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;
     - общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;
     - общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени;
     - выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования;
     -  формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.
     Основными функциями общественного мнения являются экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная, директивная функции.
     Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам.
     Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, "руководящие лидеры", группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
     Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение.
     Мнения  – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных  суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения.
     Мнения  весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.
     В процессе социологического изучения общественного  мнения фиксируется прежде всего  направленность мнения (положительное  или отрицательное), а также его  интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения  этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом  принятия управленческих решений. 
 
 
 

     Формирование  общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"
     Общественное  мнение формируется при соблюдения следующих важных условий:
     - общественное мнение формируется тогда, когда на обсуждение народа выносится проблема, имеющая важное практическое значение, проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это очень важный момент;
     - общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, культурой и искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, заключают в себе момент дискуссионности;
     - и следующее условие формирования общественного мнения - уровень компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: "Я не знаю".
     Основной  причиной формирования общественного  мнения является необходимость в  естественной движущей силе для общества, а, как уже писалось, именно общественное мнение является глобальной движущей силой, ведь общественное мнение - это  состояние массового сознания, заключающее  в себе отношение (скрытое или  явное) различных групп людей  к событиям и фактам социальной действительности.
     Цель  формирования общественного мнения - направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
     Типология общественных мнений:
     - по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);
     - по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);
     - по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
     В социологии сложилось  несколько концепций  общественного мнения:
     - монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));
     - мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);
     - плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).
     Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что  общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает  несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем  из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).
     Именно  из-за монистически-плюралистической природы появляется возможность манипулирования общественным мнением.
     Социальное  манипулирование рассматривается  как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей. В социальных системах он представляет собой воздействие субъекта манипулирования на объект манипулирования с целью перевода его в новое желательное состояние.
     Если  необходимые меры, в частности  пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе  формирования общественного мнения, его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении  либо локализовать, не дать перерасти  в неверные убеждения.
     Общественное  мнение складывается из широко распространённой информации, например: мнений, суждений, убеждений, идеологий, слухов, сплетен, заблуждений.
     В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
     На  общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными  и компетентными, личный опыт людей.
     Одним из основных регуляторов общественного  мнения являются средства массовой информации.
     Формирование  общественного мнения и его выражение  посредством печати, радио и телевидения - две взаимосвязанных стороны  в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение  обеспечивают общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную  трибуну для обмена индивидуальными  и коллективными мнениями, совместного  поиска решений, контроля их реализации.
     Сами  печать, радио и телевидения также  находятся под воздействием общественного  мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории.
     За  последние тридцать лет телевидение  значительно усилило свое влияние  на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения  людей.
     Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой - то степени способствует изменению  природы выборов. Иногда этот источник становится разработчиком определённых суждений, которые в последствие  воспринимаются обществом как правильное решение какой - либо проблемы. Для  достижения данного обстоятельства применяются такие средства воздействия  на сознания людей как пропаганда и реклама.
     Пропаганда - особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей иной информации в целях  формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных  состояний, а через них - оказание влияния на поведение людей.
     Так же можно сказать о том, что  общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется  и развивается, от принципов этого  общества, от культурных ценностей  и степени демократизации общественного  строя. В тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую  от него ожидают власти. Соответственно использование такого "общественного  мнения" является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Можно сказать, что пропаганда, средства массовой информации, реклама  и общественное мнение постоянно  находятся в тесном взаимодействии. 
 
 
 
 
 

    Сравните  понятия "субъект  общественного мнения" и "выразитель общественного  мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?
     Субъект общественного мнения – это большая  устойчивая общность людей, которой  принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которой  оно высказывается.
     Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами.
     Сегодня на роль выразителей общественного  мнения претендуют различные общественные организации, политические партии. Однако, при современной политической ситуации зачастую такие организации аппелируют понятием «общественное мнение»  необоснованно. Исследования общественного  мнения такими организациями нередко  представляют собой средства манипулирования  этим мнением. Такие организации  могут по-своему корректировать выражаемое ими мнение в соответствии с собственными интересами.
     В каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих  большим и малым социальным общностям  и высказываемым по самым различным  вопросам. Для обобщения всей совокупности мнений в социологических исследованиях  принято употреблять понятие  «мнение общества». Если общественное мнение – это мнение большинства, то мнение общества включает в себя как мнение большинства, так и мнения отдельных групп общества. Такая совокупность мнений представляет особый интерес для исследователей общественного мнения, так как любое из этих мнений в любой момент под воздействием определённых факторов может стать мнением большинства, общественным мнением.
     Заключение
     Общественное  мнение – это состояние массового  сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных  групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или  осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает  определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных  социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической  культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит  выражение в выборах органов  власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
     Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.
     К причинам или движущим силам общественного  мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
     Общественное  мнение как публично выраженное и  распространенное мнение является выразителем  общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.
     Социологические исследования общественного мнения сегодня являются необходимым элементом  принятия управленческих решений во всех сферах общественной жизни. 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Кравченко  А.И. Социология. Учебник. М.: ТК  Велби, Проспект, 2004.
2. Радугин  А.А., Радугин К.А. Социология: курс  лекций. 3е изд., М.: Библионика, 2006.
3. Социологический словарь. Н. Аберкромби, Г. Хилл (пер. с англ.). М.: Экономика, 2000.
4. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко,  В.Ф. Анурин). СПб.: Питер, 2007.
5. Социология. Учебник для вузов / Под редакцией  проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Фролов  С.С. Социология. Учебник для вузов.  М.: Гардарики, 2007.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.