На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование и оценка конкурентноспособности товара

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 
 
 

Заочный факультет 
 

Кафедра маркетинга и менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Маркетинговые исследования»
на тему: Исследование и оценка конкурентоспособности товара 
 
 

Выполнила:        Л.И.Ферафонтова
Студентка, курс 4
группа 2527, № зачетной книжки 306 
 
 

Проверила:         Н.В.Киреенко
кандидат  экономических наук,
доцент  
 
 

Минск 2010
 

реферат 

    Объём работы: 39 страниц, 4 рисунка, 17 литературных источников.
    Тема: Исследование и оценка конкурентоспособности товара
    Объект курсовой работы: Производственное частное унитарное предприятие «Лабродорит», производитель компьютеров под торговой маркой «BelArk»
    Ключевые  слова: товар, конкурентоспособность товара, уровни конкурентоспособности, критерии конкурентоспособности продукции, виды показателей качества товара, методы оценки конкурентоспособности, пути повышения конкурентоспособности показатели.
    Цель  курсовой работы: Исследование в определении путей, методов повышения конкурентоспособности товара.
    В работе рассмотрены теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции»; изучение его сущности, факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции; анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; пути и методы повышения конкурентоспособности продукции, расчёт оценки конкурентоспособности отечественных компьютеров торговой маркой «BelArk» ЧУП «Лабродорит.
    В процессе работы были использованы методы анализа и синтеза, а также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих  субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов  в сегодняшних условиях осложняется  в связи с необходимостью постоянного  приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности.
    В рыночной экономике категория конкурентоспособности  является одной из ключевых, поскольку  ее уровень определяет успех или  неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности товара и как следствие рост его экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
     Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике.
     Товар – точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
     Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
     Выбор темы «Исследование и оценка конкурентоспособности товара» настоящей курсовой работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
     Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и  имеет практическую значимость.
     Целью настоящей работы является исследование в определении путей, методов повышения конкурентоспособности товара.
     Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
    теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
    определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
    анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
    определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
    определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

       1.1. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория

 
    Развитие  рыночных отношений неразрывно связано  с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  получения максимальной прибыли. В  научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция [2, с. 58].
    Понятие конкуренции лежит в основе такой  экономической категории, как конкурентоспособность.
    Прежде  всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта.
    Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [15, с. 5].
    Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных  уровнях и сегментах рынка.
    Термин  «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных  и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность  – это, прежде всего, способность  конкурировать или соперничать. Дальнейшее уточнение данного термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет ответить на следующие вопросы:
    С кем (чем) конкурировать?
    По каким критериям и показателям?
    На каком уровне конкурировать?
    Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.
    Рассмотрим  особенности трактовки конкурентоспособность  на нескольких уровнях:
    конкурентоспособность страны;
    конкурентоспособность региона (отрасли);
    конкурентоспособность предприятия;
    конкурентоспособность товара.
    Между понятиями конкурентоспособности  на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
    С одной стороны, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом.
    Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.
    В своей работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. [13] определил конкурентоспособность всех уровней как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар, улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара.
    На  мой взгляд, все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь (рис. 1.1). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
    Однако  не всегда повышение конкурентоспособности  объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности  объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.
    Конкурентоспособность продукции лежит в основе всех уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.
    Нередко конкурентоспособность продукции отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые. 


    Рис. 1.1. Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях 

    Существует  множество определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина [12] конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке.
    Однако, на мой взгляд, при определении конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.
    В работе  Гарбацевича [4] конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.
    Однако  в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.
    На  мой взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова [11], согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

       1.2. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции

 
    Понятие «фактор» происходит от латинского «factor» – делающий, производящий [14, с. 474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
    В настоящее время существует большое  количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. Наиболее подробно и комплексно, на мой взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р.Фатхутдинова [13]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
    Внешние факторы: 1. Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара). 2. Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара). 3. Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара). 4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара). 5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара). 6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара). 7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара). 8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара). 9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара). 10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).
    Внутренние  факторы: 1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность). 2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара). 3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара). 4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара). 5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара). 6. Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара). 7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
    Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [3, с. 66]. Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием. Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности. Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.
    В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
    В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности  товаров приобретает экологический  фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.
    Рассмотрим  критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность.
    Всякий  товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности  к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью критериев, существенных с точки зрения потребителя.
    Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность  промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.). В принципе, такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли. Число критериев конкурентоспособности зависит от вида и сложности продукции в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов.
    Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.
    Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
    От  правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит  и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, т.е. проведения маркетинговых исследований.
    Помимо  основных свойств продукции, которые  определяют ее качество, очень важен анализ «окружении продукта», к которому относится: послепродажный сервис, надежность поставки, удобство приобретения, престиж торговой марки и цена.
    Для определения конкурентоспособности  продукции на основе выбранных критериев используют различные показатели.
    В работах многих авторов [5], [16] в основе оценки конкурентоспособности товара лежит расчет и анализ комплексного показателя. Если значение этого показателя меньше единицы, то это позволяет сделать вывод, что данная продукция является не конкурентоспособной на данном рынке при существующей конъюнктуре. Значение комплексного показателя равное единице говорит о том, что продукция данного предприятия является аналогичной по конкурентоспособности с выбранной базой сравнения. И значение комплексного показателя большее единицы позволяет сделать вывод, что продукция анализируемого предприятия является абсолютно конкурентоспособной по сравнению с эталонной на данном рынке.
    Некоторые специалисты (например, Гребнев) рекомендуют  использовать для данных показателей только два значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям его значение принимается равным 1, в противном случае – равным 0. Но как показывает практика оценки товаров наиболее авторитетных производителей, зачастую стандарты предприятия оказываются более «жесткими» нежели предписанные действующими нормами. Кроме того, при упрощенном подходе – «1» или «0» - отсутствует возможность дифференциации уровня качества по регламентируемым параметрам. Поэтому на наш взгляд область допустимых значений для этой группы должна быть расширена.
    Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, его  характеристики с точки зрения способности  товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качества [7, с. 390].
    Виды  показателей качества товара [17]:
    1. Показатели назначения товара, характеризуют  его отдачу, использование на  конкретные цели.
    2. Показатели надежности товара, отражают сохраняемость свойств и долговечность товара.
    3. Показатели экологичности и безопасности  применения товара оценивают  уровень вредного воздействия  объекта на окружающую среду. 
    4. Показатели транспортабельности  товара, обусловленные его габаритными и весовыми параметрами.
    5. Показатели эргономичности товара  используются при определении  соответствия объекта эргономическим  требованиям
    6. Показатели технологичности товара  характеризуют уровень соответствия  требованиям существующей технологии и организации производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта.
    7. Показатели эстетичности товара  оценивают влияние на чувственное  восприятие человеком изделия  в целом, а также его внешнего  вида.
    8. Показатели стандартизации и унификации используются для оценки уровня конструктивной унификации, как самого товара, так и его отдельных элементов.
    9. Патентно-правовые показатели товара  используются для оценки его  патентной защиты и патентной  чистоты. 
    При этом качественные показатели можно разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».
    «Жесткие» параметры описывают важнейшие  функции товара и связанные с  ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут  осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры.
    Особую  группу «жестких» параметров составляют параметры соответствия международным  и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т. д., при чем для товаропроизводителя этот аспект чрезвычайно важен, так как, прежде всего, необходимо оценит принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиции соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым нормативными стандартами и нормами. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его не конкурентоспособности.
    «Мягкие»  параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т. д.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» параметрами, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках массового спроса, но и для товаров производственного назначения.
    Для сопоставления величины различных  показателей, характеризующих конкурентоспособность  товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.). При этом по совокупности критериев самый высокий уровень конкурентоспособности товар имеет на этапе роста и зрелости.

       1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности продукции

 
    Оценка  конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами  базы сравнения. Базой сравнения  могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта [11, с. 14].
    Начальным этапом оценки конкурентоспособности  любого товара является определение  цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие. Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствует созданию превосходства данного товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.
    Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических и методических подходах оценки конкурентоспособности не нашел отражения тот факт, что конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.
    Для оценки конкурентоспособности продукции  можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К  аналитическим методам можно  отнести: модель Розенберга; расчет интегрального показателя конкурентоспособности; оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж; модель с идеальной точкой; методика Гребнева.
    Графические методы оценки конкурентоспособности  включают: матрица БКГ; модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции»; построение карт стратегических групп; матрица Портера.
    Модель  Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей [6].
    Она выражается формулой: 

                                                          Аj =
Iij ,                                             
(1.1) 

где   Аj – субъективная пригодность товара (отношение к товару);
    Vj – важность мотива для потребителя;
    Iij – субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i. 

    С точки зрения работы с товаром  использование модели связано с  множеством проблем. Мотивы, важные для  товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными  взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.
    Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.
    При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов: 

                                                                 Qi =
,                                             
(1.2) 

где  Qi – показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
    Pi – величина i-го параметра товара;
    Pi0 – величина i-го параметра для товара-эталона. 

    Рассчитывается  интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности): 

                                                            К =
,                                             
(1.3)
где    n – число оцениваемых параметров;
    ?i – вес i-го параметра. 

    Очевидно, чем ближе К приближается к  единице, тем ближе по набору оценочных  параметров данный товар соответствует  эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
    При оценке конкурентоспособности конкретного  товара его можно сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К < 1 означает, что анализируемый товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К > 1 – превосходит. При равной конкурентоспособности К = 1.
    При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей [5].
    Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента – идеальная величина характеристики товара: 

                                               Qj =
k |Bjk – Ik|r ,                                            
(1.4) 

где    Qj – оценка потребителями марки j;
    Wk – важность характеристики k (k=1,…,n);
    Bjk – оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
    Ik – идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
    r – параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу. 

    Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше [6].
    Преимущества  метода заключаются в том, что  он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.
    Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
    При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности – это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом: 

                                                        B0i =
,                                             
(1.5) 

где    М0 – объем продаж данного товара за определенный период;
    М1 – объем продаж товара-конкурента за тот же период. 

    Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
    Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается  влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.
    Алгоритм  расчета конкурентоспособности  товара Гребнева включает следующие этапы:
    1. Разработка на основе знания рынка и требований к товару совокупность показателей его качества.
    2. Выбор из этой совокупности несколько важнейших показателей (параметров качества).
    3. Получение количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.
    4. Формирование модели эталона, т. е. образца товара в разрезе выбранных параметров с позиции покупателей, с заданием его количественных оценок.
    5. Разработка количественных оценок тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию конкурентов.
    6. Оценка уровня качества или потребительского эффекта своего товара и товара конкурентов по формулам: 

                                                          К =
,                                            
(1.6) 

                                                          К =
,                                             
(1.7) 

где   n – количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;
    n – количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя. 

    7. Расчет цены потребления своего товара и определение цены потребления товара конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товара.
    8. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности своего товара по формуле: 

                                                 
                                             
(1.8) 

    9. Если товар планируется экспортировать, то необходима проверка выбранных параметров качества на соответствие интернациональным или национальным стандартам предполагаемого импортера. Если хотя бы один из нормативных параметров не соответствует установленному стандарту, необходимо такое несоответствие устранить. 

                                                    
,                                             
(1.9) 

где    Пк – произведение всех показателей:
    Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,
    Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту. 

    Считается, что если коэффициент конкурентоспособности меньше единицы, то предприятие предлагает на рынок явно не конкурентоспособный товар, и необходимо изменить его технические и экономические характеристики. Более того, считается, что превышение данного значения на 10 – 20% слишком мало, чтобы быть уверенным в успехе на рынке. Однако если это превышение составляет 30 – 50%, то считается, что предприятие занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50 – 70% говорит о верности выбранного направления действия фирмы на рынке.
    В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рис. 2.1) [1, с. 35].

Рис. 2.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы 

    Преимущество  метода заключается в том, что  при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет  обеспечить высокую репрезентативность оценки.
    Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
    Модель  «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников (рис. 2.2) [1, с.36]. 

 
       
 
Высокая
     
Привлекательность рынка
 
Средняя
     
         
Низкая
     
          Малые Средние Большие
          Преимущества  по отношению к конкурентам
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.