На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социологическое исследование молодёжных проблем: безработица молодёжи (на примере г.Ельца Липецкой обл.)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство образования  и науки Российской  Федерации
Государственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального  образования
«Елецкий  государственный  университет имени  И. А. Бунина» 

          Факультет педагогики  и методики начального  образования 

   Социологическое исследование молодёжных проблем: безработица молодёжи (на примере  г.Ельца Липецкой обл.).                                                               

                                            Курсовая работа
студентки 4 курса очной формы  обучения
Глазырь Анны Сергеевны. 

                                                                        

                                                                         

                                                                                 Научный руководитель:
                                                              Сапрыкин Владимир Александрович. 
 
 
 
 

                                                   
 
 

                                            Елец 2011 

                                                        
                                            Содержание. 

Введение………………………………………………………………………… . 3
Глава I Характеристика молодёжной безработицы в Липецкой области.…………………..………………………………………………………..7
          1.1. Безработица молодёжи: сущность, виды………..……………….………………………………………………..……7
         1.2. Безработица российской молодёжи как проблема………………………...………………………………………………. 11
          1.3. Молодёжная безработица в Липецкой  области…..……...………....17
          1.4. Меры по снижению безработицы  молодёжи……………………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………….… 20 

Глава II Молодёжная безработица по данным ОКУ «Елецкий городской Центр занятости населения».……………………………………………………………………….30
          2.1. Деятельность Центра занятости населения г.Ельца…………………...……………………………………………………….30                                                    2.2. Проблема занятости молодёжи на современном рынке труда……..………………………………………………………………………32
2.3. Статистические данные елецкого Центра занятости населения…………………………………………………………………………41
  Выводы  по II главе……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………...…..
Список литературы……………………………………………………………… 
 
 
 
 
 

                                                   Введение.
     Ситуация, складывающаяся на российском молодёжном рынке труда в последние годы, является достаточно напряжённой и характеризуется тенденциями к ухудшению.
   Необходимость  анализа положения молодёжи на  российском рынке труда обуславливается  двумя важнейшими обстоятельствами: во 1-х, молодые люди составляют  около 35% трудоспособного населения  России, во 2-х, молодые люди - это  будущее страны и от стартовых  условий их деятельности зависит  последующее развитие. Молодёжь  уже сегодня определяет политические, экономические и социальные структуры  общества. Вместе с тем молодёжь  во всём мире является одной  из особо уязвимойых групп на рынке труда и особенно в нашей стране.
   Важнейшим  показателем ситуации на рынке  труда является динамика уровня  безработицы, ёмкость и конъюнктура  рынка труда, соотношение спроса  и предложения и его структура.  Молодёжь реже регистрируется на бирже труда в центрах занятости, чем люди в другом возрасте. Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, т.к. именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий.
   За  счёт выпускников учебных заведений  возрастает количество предложений  рабочей силы, но отсутствие механизма  регулирующего трудоустройство  выпускников учебного заведения  приводит к возникновению серьёзных  проблем. 
   Из-за  падения престижа производственного  труда для значительной части  молодёжи, стал характерен социальный  пессимизм. Они Молодые люди не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда. Приоритет отдаётся не содержательному труду на производстве, а труду с низкой эффективностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путём. Всё это не может способствовать подъёму экономики всей страны. Уменьшение объёма производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платёжного кризиса, оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы.
   Такие  явления, как уровень безработицы  среди молодёжи, значительно превышающие  уровень безработицы среди взрослого  населения, или широко распространённое  трудоустройство молодых людей  на рабочие места, не требующие  полученных ими профессиональных  квалификаций, указывают на существующие  проблемы недостаточной координации  между системой профессионального  обучения и рынком труда.
   Молодые люди нуждаются в соответствующих перспективах в работе, но имея мало или вообще не имея возможности показать свои способности, они страдают от того, что их просто не принимают на работу, в особенности, от двойственных стандартов рынка труда. Их могут удерживать на работе с неважными условиями или плохими перспективами.
   Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодёжь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодёжь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.
   Проблему  безработицы молодёжи рассматривали:  Батуренко С.А., Антонов Е., Петров С., Демкина С.А., Карпенко О.М., Бреев Б., Шулус А., Соболёва И., Власов В., Золотова И., Зуев А.
   Президент  РФ Дмитрий Медведев назвал  безработицу главной проблемой  России, пишет РБК (РостБизнесКонсалтинг) в 2009г. «У нас есть рост, в аграрном секторе вообще все неплохо, а безработица - это проблема №1», - заявил Медведев, выступая на Совете законодателей, проходящем в Совете Федерации. Т.е. безработица это существенная проблема.
    В интернет - журнале «Новая политика», 2 марта 2011г., была опубликована статья: «Безработица в России продолжает расти», в которой говорилось о том, что только за последние две недели февраля официальная безработица в России выросла на 2,2%, и увеличилась, таким образом, до 1,6 млн человек.
   Таким  образом, в России сейчас насчитывается  1,6 миллион официальных безработных.
   Основным  нормативно-правовым актом в сфере  труда и занятости является  Закон РФ от 19 апреля 1991г. №  1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
   Поэтому целью нашего исследования является определение уровня безработицы молодёжи в г.Ельце Липецкой области.
     Объект исследования – молодёжь г.Ельца Липецкой области в возрасте 14-30лет.
     Предмет исследования – безработица молодёжи г.Ельца Липецкой области.
     Гипотеза исследования – для снижения безработицы молодёжи, связанной с кризисом страны, с дефицитом рабочих мест, с отсутствием опыта работы и др., должны быть приняты следующие условия государственные, региональные и муниципальные меры воздействия:
 1. Информированность  молодёжи о рынке труда.
 2. Принятие  мер по снижению безработицы  молодёжи.
 3. Эффективная  работа центра занятости населения  по содействию трудоустройству  молодёжи.
  Для  достижения указанной цели, необходимо  решить ряд задач:
 1. Изучить литературу по теме исследования.
 2. Познакомиться с основными определениями.
 3. Определить уровень молодёжной безработицы в Липецкой области.
 4. Рассмотреть меры по снижению безработицы молодёжи.
 5.Познакомиться с деятельностью центра занятости населения г.Ельца Липецкой области.
    Методы исследования: анализ социологической и другой научной литературы, анализ статистических данных ЦЗН г.Ельца, опрос специалистов центра занятости, анализ документов.
     База исследования: ОКУ «Елецкий городской ЦЗН». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Характеристика молодёжной безработицы в Липецкой области. 

       §1. Безработица молодёжи: сущность, виды. 

  
   Формулировка названия параграфа требует от нас рассмотрения ключевых понятий «безработица», «молодёжь». Начнём знакомиться с первым названным нами выше понятием «безработица».
   Н.Ф.Басова в социальной работе данное понятие трактует так: «безработица - сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы)» [Б,70]. Т.е. это явление, при котором дееспособное население лишается заработка из-за дефицита рабочих мест.
   Безработица в экономике «это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода)» [Новикова Е.В.57]. Т.е. это состояние рынка труда, где предприимчивое население не занято в социальном производстве и так же лишено дохода.
 Рассматривая  оба определения, мы видим, что первая трактовка данного понятия более  чёткая, конкретная. Общим в обеих  трактовках является признак незанятости  на рынке труда и отсутствия дохода. Отличает эти понятия то, что в  социальной работе безработица это  явление, и оно имеет более  широкий содержательный смысл, чем  в экономике.
 Безработицу предопределяют различные  факторы: научно-технический  прогресс обусловливает  сокращение, прежде всего работников ручного труда; структурные  изменения в экономике  вызывают уменьшение числа занятых  в отдельных отраслях производства; повышение  производительности труда также ведёт  к уменьшению числа  занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических  проблем закрываются  также некоторые  производства, загрязняющие окружающую среду. Всё  это объективные  факторы, имеющие  место во всех странах  независимо от их экономической  системы.
    Однако в переходный  период на первый  план выступают  факторы иного  порядка, которые  обусловлены, как,  например, ныне в  России, уровнем и  характером складывающихся  рыночных отношений.  Среди них: приватизация, акционирование предприятий,  аренда и т.д., ведущие  к оптимизации  численности занятых;  ликвидация или  сокращение убыточных  и нерентабельных  предприятий и  др.
 Выделяют  следующие виды безработицы:
 Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
 Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы.
 Разновидности вынужденной безработицы:
 Циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
 Сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
 Технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
 Безработица зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
 Безработица маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
 Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
 Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
 Безработица институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
 Безработица фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%E7%F0%E0%E1%EE%F2%E8%F6%E0)
 Таким образом, безработица делится на различные виды (добровольная, вынужденная, маргинальная и др.), и она представляет собой явление, которое лишает активное население заработка.
 Безработица тесно связана  со словом «занятость».
 Занятость молодёжи – это  участие молодых  граждан в трудовой деятельности, включающее учёбу, службу в армии, ведение домашнего  хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Так  же это участие 
 - в процессе наёмного  труда, самозанятости, предпринимательской деятельности, любая работа за зарплату;
 - в любой незапрещённой  законодательством  деятельности, несвязанное с выполнением оплачиваемой работы.
 Различают виды занятости:
 - полная;
 - временная;
 - вторичная, которая предполагает наличие дополнительной работы;
 - неформальная (трудовые отношения юридически не оформлены трудовым договором);
 - занятость неполная (частичная  безработица);
 - незанятость (безработица).
 Т.е. занятость молодёжи предполагает участие  молодых граждан  не только в деятельности приносящий доход.
  Понятие «молодёжь» в социологии трактуется так: «совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков (с 14-30лет) и связанных с ними видов деятельности (в широком смысле); это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей» [Басова,8]. Т.е. молодёжь это социально-демографическая группа определённого возраста (с14-30лет).
 А в политологии «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами». [В.И. Жукова, Б.И. Краснова., 589]. Т.е. молодёжь это так же социально-демографическая группа, обладающая возрастными характеристиками, социальным положением и социально-психологическими свойствами.
 Общим в  обеих трактовках является то, что  молодёжь это социально-демографическая  группа в возрасте от 14-30лет. Отличие  этих понятий заключается в том, что в социологии немалую роль играют специфические интересы и  ценности молодёжи, их функции в  социальной структуре общества, а  в политологии особенности социального  положения, обусловленные социально-психологическими свойствами.
 В социологии среди молодых людей выделяют две основные группы: 1) учащаяся молодёжь, это подростки 14-17 лет, учащиеся старших классов школ и технического лицея 2) работающая молодежь в возрасте 18-30 лет. Молодёжь, которая работает по найму, владеет бизнесом с наемным трудом, работает по найму и имеют собственный бизнес, занятая индивидуально-трудовой деятельностью и другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве).
    Таким образом, понятия «безработица», «занятость» и «молодёжь» имеют определённое толкование и виды в различных науках. 

  §1.2. Безработица российской молодёжи как проблема. 

  Одной из серьёзнейших проблем, порождённых в процессе реформирования российской экономики, является банкротство предприятий, осложнение социально-трудовых отношений (особенно в связи с проведённой приватизацией). Большое количество работоспособных и профессионально подготовленных специалистов оказываются в непривычных для себя условиях социально-психологической неопределённости.
   Имеющие хорошее  образование и  опыт специалисты  (особенно молодые)  нередко с трудом  находят работу, соответствующую  их способностям (часто  не по профилю  профессионального  образования и  прежней работы). Во-первых, они плохо ориентируются на рынке труда и не могут определить стратегию своего поведения, а, во-вторых, руководители предприятия не умеют оценить либо не востребуют их знания и опыт. Таким образом, огромный личностный и профессиональный потенциал значительной части населения остаётся невостребованным обществом.
   Оказанием помощи  молодым трудящимся  и членам их  семей, решением  воспитательных проблем  долгие годы занимались  партийные, комсомольские,  профсоюзные организации,  которые хотя и  в неполноценном  варианте, но в  какой-то мере  снимали многие  проблемы, выполняли роль социальных служб.
   В настоящее время  роль этих организаций  (в том числе,  к сожалению, зачастую  и профсоюзных)  сведена на нет,  новые же социальные  структуры, более  адекватные специфике  современных рыночных  отношений, условиям  производственной  сферы и особенностям  конкретных предприятий,  только создаются.
 В стране проблемы безработицы  обостряются из-за резкого падения  производства (до 50% и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных  конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил. Кроме того, к обострению ведёт социальная политика государства, защищающая интересы, прежде всего зажиточных, разбогатевших слоёв  населения.
  Переход к рынку  неизбежно вызывает  значительный рост  уровня безработицы,  о чём свидетельствует,  в частности, опыт  европейских стран,  прошедших или  проходящих путь  становления рыночных  отношений. Это  де подтверждает  и практика общественных  преобразований в  России.
  Рынок, как и  любой другой социальный  институт, имеет и  положительные и  отрицательные стороны.  Рынок – один  из регуляторов  общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Всё это не способствует всеобщей занятости населения [Холостова,433].
    Проблемы занятости молодёжи во многом связаны с объективными процессами – сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодёжи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах.
    К началу 21 веке в молодёжной среде произошли очень заметные демографические изменения, которые отчётливо характеризуют положение молодёжи в обществе. Значительную остроту приобрели такие проблемы молодёжи, как социальное расслоение, различные формы поведения, а так же участие в рыночных отношениях. Российская Федерация, столкнулась с проблемами роста молодёжной безработицы.  
   С  ноября 2008 года безработица среди  молодежи 18-25 лет выросла в два  с половиной раза: с 7%  до 18%. При этом большинство молодых  безработных (до 80%) не регистрируются  на биржах труда.
   Как  раз на старте кризиса уровень  безработицы среди молодежи на  непродолжительное время перестал  быть выше среднего уровня  безработицы в стране, а начиная  с декабря 2008 года число не  учащейся молодежи, не имеющей  при этом работы, упорно росло.  Весной и летом уровень безработицы  стабилизировался и держится  теперь на уровне 16-18%. В то же время доля безработных респондентов колеблется в пределах 11%-12%.
   В конце 2009 г. из 620 млн. экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет 81 млн. человек не имели работы, и это самый высокий показатель молодежной безработицы за все время проведения оценок, отмечают исследователи Международной организации труда (МОТ) в своем докладе «Глобальные тенденции молодежной занятости в 2010 году». К концу прошлого года незанятыми оставался 81мил. человек в возрасте от 15 до 24лет, такие сведения публикует Международная организация труда. Уровень безработицы среди российской молодежи выше, чем в среднем по миру, и составляет 16%. Эти данные опубликовала Международная организация труда при ООН.
                    Молодёжная безработица в мире

   Столь  высокий уровень молодежной безработицы — не только следствие социальных и экономических событий, но и результат деградации отечественного высшего образования. По данным Минобразования, в 2009 году около 100 тыс. выпускников не могли трудоустроиться. С увеличением пенсионного возраста рынок труда всего мира столкнулся с ситуацией, когда рабочие места занимают опытные специалисты, "досиживающие" в компаниях до пенсии. Это отражается на безработице, и в первую очередь как раз на молодых специалистах: им не остается мест в компаниях. Важная причина, особенно в России, — несогласованность системы образования, работодателей и государства. Молодежь получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке.
                      Зарегистрировано безработных в  нач.2011г. 

   Массовая  безработица среди молодежи, в  силу специфики, не устоявшейся  еще психики, чрезмерных амбиций  новоиспеченных специалистов, юношеского  максимализма и реактивности, является  еще более глубокой проблемой.  Молодые специалисты - это гордость  и надежда любого развитого  государства, а если эта "надежда"  не имеет соответствующей социальной  защищенности, то она превращается  в одну из наиболее значимых  угроз экономической безопасности  и социальной стабильности страны.  
   Молодёжная  безработица связана и с продлением  пенсионного возраста, т.к. пенсионеры  до последнего остаются на  насиженных местах, работодателям  даже выгодно их удерживать, ведь  они более профессиональны, чем  выпускники ВУЗов. Только в  области медиа и информационных технологий молодым сотрудникам легче построить карьеру.
                               Особенности молодёжной безработицы:
    Молодёжь менее зависима от профессиональной деятельности, связанной с ней оплатой труда, чем другие социально возрастные группы, что вызвано минимум двумя причинами: существенной материальной поддержкой со стороны расширенной семьи, и относительно длинным периодом обучения. Для других возрастных категорий данные условия социально невозможны.
    По своему характеру молодёжь более активна, мобильна и поэтому в большей мере, чем другие возрастные группы, способна к «самозанятости».
                       Безработица среди молодого населения ведет:
  1. К углублению  бедности и обнищанию бюджетов  молодых семей (как следствие  - увеличение разводов, абортов, снижение  рождаемости, увеличение числа  беспризорных и брошенных детей,  детей-сирот, детей-инвалидов).
  2. К снижению  социальной защищенности и неадекватной  оценке молодежного труда, что  способствует падению национального  патриотизма, приводит к оттоку  молодых специалистов в развитые  капиталистические страны, прививает  интерес к поиску альтернативных  форм заработка в сфере неформальной  экономики и теневого бизнеса.
 3. К усугублению  криминогенной обстановки в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.
    Безработица молодёжи создаёт огромный потенциал энергии, активности и здоровья, оказавшейся в стороне от общественного производства.
    В образовательном плане каждое новое поколение превосходит предшествующее, следовательно, безработица молодёжи сдерживает профессионально-квалификационный и культурный рост рабочей силы.
    Длительная безработица можёт привести к росту «социального иждивенства»: безработный отказывается от имеющейся трудовой вакансии, предпочитая получать материальное пособие.
   Несмотря  на всё это во многих развитых  странах безработица стала нормальным  образом жизни, Так например, правительство Англии Великобритании подсчитало, что четверть миллиона британских семей никогда в жизни не работали, хотя в стране сейчас на 2009 г. полмиллиона вакансий. Жить припеваючи европейцам, помогают социальные пособия. Суммы выплат достигают 2 тыс.евро, это больше, чем например, зарплата социального работника. Дети выросшие в семьях бездельников чаще всего отправляются со школьной скамьи прямо за пособием. Это отражается на рынке занятости. А российские безработные вряд ли проживут на пособие (4900р.).
   Так  же вполне можно заработать  и не работая, что и делают некоторые молодые люди. Среди необычных способов участие в спорах. В интернете даже есть специальные сайты, где можно заработать на собственном азарте, но одного выигрыша будет мало, средняя ставка не превышает 6долларов. Другой вариант это сдача квартиры, а тот, кто не может сдавать жильё постоянно, зарабатывает на почасовой аренде (час от 250р.). И если балкон выходит на оживлённую улицу можно разместить на нём рекламу и заработать от 2 до 10 тыс.рублей в месяц. А москвичи, живущие в центре столицы, сдают в краткосрочную аренду разовый вид с балкона во время праздников, чтобы посмотреть салют с удачной точки или сделать фотоснимки, такое удовольствие стоит от 1-6тыс.рублей.
Такимобразом. безработица является одной из многозначительных проблем российской молодёжи, которой присущ характер нестабильности, но в последнее время приобретающая катастрофический характер. Молодёжная безработица обладает определёнными особенностями и приводит больше к отрицательным сторонам жизни.
      
 

      §1.3. Молодёжная безработица в Липецкой области.
   Липецкая  область - относительно молодое  административное образование. До  революции 1917 года это была преимущественно аграрная территория на границе четырех губерний — Орловской, Воронежской, Тамбовской и Рязанской. Только превращение Липецка в крупный промышленный центр в ходе индустриализации сделало его в 1954 г. столицей новой области.
   Как и другие регионы Черноземья, Липецкая область отличается пониженной долей городского населения (менее 64%). Кроме Липецка, единственный крупный город области – Елец, он гораздо старее (был центром удельного княжества), а в начале прошлого века его население было сопоставимо с Орлом и почти в два раза превышало Липецк. 
   В последние годы и областной центр имеет отрицательную динамику, несмотря на административное расширение границ. Липецкая область невелика по площади и плотно заселена, в ЦФО она уступает по плотности населения только Московской и еще трем старопромышленным областям, а по плотности сельского населения - только Белгородской области.
   По поводу занятости и рынка труда, можно сказать, что доля экономически активного населения в области несколько ниже средней по стране (64,5 и 66%) из-за более сильного постарения. Так же в Черноземье самый низкий уровень образования занятых: при минимальной доле занятых с высшим образованием наиболее значительна доля имеющих начальное профессиональное. Для инновационного развития такая структура неблагоприятна, но она смягчает усиливающуюся проблему дефицита кадров в промышленности.
                    Структура занятых по уровню образования, %
                      Профессиональное             Общее
высшее среднее начальное среднее основное
Российская  Федерация 26,7 26,0 18,4 22,1 6,1
Липецкая.обл. 20,3 25,0 26,7 22,1 5,4
  
   Основные структурные изменения на рынке труда связаны со снижением занятости в промышленности и в сельском хозяйстве. Однако на фоне других промышленных регионов снижение занятости в этом секторе экономики было небольшим, а в последние годы численность занятых в промышленности даже выросла благодаря оживлению машиностроения.
   По уровню безработицы (измеряемой по методологии Международной Организации Труда) Липецкая область была одним из наиболее благополучных регионов страны, однако в 2005 г. произошел труднообъяснимый рост показателя вдвое – с 4 до 8%, а в 2006 г. он вновь вернулся почти к исходному уровню (4,9% при средней по стране безработице 7,2%). Резкие колебания уровня безработицы могут объясняться дефектами областной выборки при проведении выборочного обследования рынка труда, по данным которого рассчитываются показатели занятости. При этом зарегистрированная безработица сохранялась на очень низком уровне (равном 0,8%, при среднероссийском показателе 2,6-2,3%).
   При низкой безработице невостребованными на рынке труда оказываются наименее конкурентоспособные группы трудоспособных, поэтому в области выше доля длительно безработных (более 41% при 34 в среднем по ЦФО), несколько выше и период поиска работы. Кроме того, эффективные собственники строже относятся к подбору персонала, и конкуренция на рынке труда, в том числе в сельской местности, растет. В областном центре наличие успешных предприятий с высоким уровнем оплаты труда значительно повышает планку требований трудоспособного населения при поиске работы.
  5 октября  2010 года в пресс-релизе было опубликовано  выступление начальника управления труда и занятости Липецкой области на брифинге для средств массовой информации (где ссылка на источник?):
«Хочу проинформировать вас о ситуации на рынке труда области и мероприятиях, которые проводятся управлением труда и занятости Липецкой области, органами службы занятости по ее стабилизации, мерах по снижению уровня безработицы в регионе и задачах, стоящих перед нами на предстоящий период.
   За 9 месяцев 2010 года при содействии службы занятости трудоустроено на постоянную и временную работу почти 29 тыс. чел., что составляет почти 84% от обратившихся граждан, из которых около 18 тыс. чел. - на постоянную работу.
   В установленные законодательством сроки и в полном объеме осуществлялись социальные выплаты безработным гражданам – это около 21 тыс. чел. (пособия по безработице, досрочные пенсии, стипендии в период обучения).
   В течение 9 месяцев 2010г. года организовано профессиональное обучение 3698 безработных граждан (за 9 мес. 2009 года – 3003 чел.), что также способствовало сдерживанию роста уровня безработицы.
   В общественных работах в январе-сентябре 2010 года по направлению службы занятости участвовало 3,1 тыс. чел. безработных граждан.
   Для государственного, регионального и муниципального содействия занятости населения, решения кадровых проблем предприятий в области реализуются областные программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и повышение уровня занятости населения Липецкой области.
   Содействие службы занятости населения различного характера в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда повышение уровня занятости населения получили 9,7 тыс. чел., в том числе 6,6 тыс. работников, находящихся под риском увольнения приняли участие во временных работах, 879 чел. – в общественных работах, 1135 безработных граждан получили субсидию на организацию самозанятости и на создание 60 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
 На стажировку  направлено 319 выпускников образовательных  учреждений, им помогают 93 наставника.
Опережающее обучение проходят 684 работника, находящихся под угрозой увольнения.
   Службой занятости в ежедневном режиме проводится мониторинг рынка труда по основным показателям. Особое внимание уделяется увольнению граждан в связи с сокращением численности или штата работников предприятий».
    Т.е. по утверждению начальника управления труда и занятости Липецкой области, службой занятости предпринимаются необходимые меры по снижению безработицы не только среди молодых людей. Принимаемые меры приводят к вполне положительным результатам, так за 9 месяцев 2010г. на постоянную и временную работу было трудоустроено почти 29 тыс. чел. (84% от обратившихся граждан).
  По данным  управления труда и занятости  Липецкой области администрация региона предпринимает активные действия по стабилизации ситуации на рынке труда Липецкой области, которые, позволили преодолеть негативные тенденции в этой сфере и снизить зарегистрированный уровень безработицы до 0,9% от экономически активного населения. Это один из лучших показателей в целом по Российской Федерации и самый низкий в Черноземье.
   С начала нынешнего года 13,6 тыс. человек с помощью специалистов городских и районных центров занятости трудоустроены на новые рабочие места. В рамках реализации областной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области, в январе-мае более 6 тыс. человек получили различное содействие в трудоустройстве. Программа предусматривает опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, временное трудоустройство ищущих работу, стажировку выпускников образовательных учреждений, развитие самозанятости и другие меры.
   По поручению главы администрации Липецкой области Олега О.П. Королева проводится постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, разрабатываются меры поддержки предпринимательства. Исполнительные органы власти оказывают необходимую помощь муниципалитетам и работодателям в создании новых рабочих мест. Благодаря этому количество вакансий в регионе на 1 июня по сравнению с прошлым годом увеличилось с 6,4 тыс. до 8,8 тыс. На стимулирование сохранения и создания рабочих мест направлена целевая программа дополнительных мероприятий по повышению уровня занятости населения в 2010 году, сообщает официальный сайт администрации Липецкой области.
   Заместитель  начальника управления труда и занятости администрации Липецкой области Виктор Кирей утверждает, что по данным на 31 января в Липецкой области зарегистрировано 4946 безработных, что составляет 0,8% от всего экономически активного населения региона.
   «По сравнению с концом прошлого года количество безработных увеличилось примерно на 200 человек, – отметил Виктор Кирей. – Но это обычные сезонные колебания. На январь-март приходится «мёртвый сезон» на рынке труда, прекращаются дорожные, строительные работы, поэтому люди высвобождаются. Пик безработицы всегда приходится на эти месяцы, и в благоприятные годы в январе-марте в регионе всегда 4-5 тысяч безработных. При этом в Липецкой области сегодня сохраняется 7 тысяч 260 вакантных рабочих мест».
   Анализируя  вышесказанное можно сказать,  что безработица в целом и  безработица молодёжи в Липецкой  области является значимой проблемой, но  служба занятости в полной мере посильно оказывает помощь в трудоустройстве, а так же старается разрабатываетть специальные целевые программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда.   

      §1.4 Меры по снижению безработицы молодёжи.
   Содействие занятости и трудоустройству молодёжи может быть организовано по нескольким направлениям:
    Образование молодёжи – проблема комплексная, её решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодёжи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодёжи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учётом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.
   Например, программа «Эффективное поведение  на рынке труда», которая рассчитана  на взрослую категорию молодёжи (18-23г.). Она предлагает активные  формы обучения навыкам эффективного  поведения на рынке труда. Т.к.  основная проблема выпускников  не в том, что они получили  несоответствующее образование,  а в том, что они не умеют  грамотно строить отношения с  работодателем при устройстве  на работу. Данная программа определяет  не только практический опыт  трудоустройства, но и повышает  личные качества молодых людей,  т.е. делает их более конкурентоспособными  на рынке труда.
   Реализация  таких программ даёт молодёжи  возможность эффективно адаптироваться  к современным условиям рынка  труда.
    Содействие профессиональной подготовки молодёжи.
    Службой занятости ведётся активная  работа, базирующаяся на организационной  и финансовой поддержке реализации  соответствующих социальных программ  для молодёжи, их методического  обеспечения, на различных формах  повышения квалификации кадров.
   Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработной молодёжи  осуществляются в образовательных  учреждениях профессионального  и дополнительного образования,  учебных центрах органов службы  занятости, образовательных подразделениях  организаций или в иных учебных  заведениях в соответствии с  заключаемыми органами службы  занятости договорами.
   Профессиональное  обучение молодёжи должно решать  следующие задачи:
- предоставление  гражданам широкого сектора услуг  в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов  обучения;
-  формирование  социального заказа на профессиональное  обучение с учётом региональных  особенностей;
-  содействие  трудовой активности молодёжи, развитие  предпринимательства и самозанятости;
- повышение  конкурентоспособности определённых  категорий молодёжи.
    Эффективность системы профессионального  образования молодёжи подтверждается  высокой долей трудоустройства  по окончании обучения граждан.
    Изменение порядка приёма молодёжи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда молодёжи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением,  не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодёжи может стать смягчение критериев приёма на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.
    Квотирование мест для молодёжи. Для усиления социальной защищённости молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодёжи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодёжи социально незащищённым категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.
    Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодёжи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель даёт возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника.
     Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда. А так же направленно на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа.
    Привлечение молодёжи к оплачиваемым общественным работам.
  Элементом поддержки безработной молодёжи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодёжи.
   Под  общественными работами понимается  трудовая деятельность, имеющая  социально полезную направленность  и организуемая в качестве  дополнительной социальной поддержки  граждан, ищущих работу.
   Право  на участие в общественных  работах имеют молодые люди, зарегистрированные  в органах службы занятости  в целях поиска подходящей  работы. Участие граждан в общественных  работах допускается только с  их согласия.
   Общественная  работа позволяет снизить социальную  напряжённость, при этом часть  молодых безработных обеспечивается  рабочими местами с оплатой  труда.
    Организация ярмарок вакансий.
   В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий.
   Данная  форма работы даёт возможность  любому желающему ознакомиться  с банком данных свободных  рабочих мест, самостоятельно подобрать  себе работу и в ходе непосредственного  общения с работодателем выяснить  варианты и условия трудоустройства.
    Создание специальных молодёжных организаций для решения проблемы занятости.
   Одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (снизить напряженность в молодёжной среде и др.), а так же разработка и реализация социальных целевых программ по содействию занятости молодёжи.
     Оно включает в себя:
а) введение в общеобразовательных учреждениях  курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодёжи навыкам  поиска работы;
б) информирование молодёжи о ситуации на рынке труда  и рынке образовательных услуг;
в) проведение активной политики по профессионально-ориентационной работе;
г) психологическая  подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;
д) организация временной занятости безработной молодёжи;
е) активное содействие молодёжи в организации  профессиональной деятельности;
ж) обучение типовым моделям трудоустройства. 
9. Создание средств  массовой информации  для молодёжи.
   Это  позволит непосредственно стимулировать  молодёжные проекты и позитивно  окрасит информационное пространство. Молодёжь сегодня не получает  знаний о современной экономической  ситуации в стране, о правилах  поведения на рынке труда, слагаемых  построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Поэтому этот проект ведёт к непосредственному развитию конструктивной активности в молодёжной среде.
10. Правовое регулирование молодёжной политики.
   Необходимость  формирования современной законодательной  базы в области государственной  молодёжной политики определяется  сохранением, а нередко и нарастанием  целого ряда социальных проблем  молодёжи, что негативно отражается  на социально-экономическом и  культурно-духовном аспектах её  жизнедеятельности и перспективах  её развития. Предпринимаемые меры  по повышению образовательного  уровня молодёжи, её трудоустройству,  решению жилищных проблем, развитию  разносторонних способностей молодых  людей недостаточно эффективны  в силу слабой координации  этих мер, их частичного характера  и недостаточной правовой обеспеченности.
   Вышеперечисленные  мероприятия являются дополняющими  друг друга, и для наиболее  оптимального решения проблемы  занятости молодёжи целесообразно  их совместное комплексное и  целенаправленное применение.  
   Что касается государственной политики в области занятости, то она должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.
   В целом государственная  политика занятости  представлена двумя  основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве  незанятого населения  и оказание помощи  в профессиональной  подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования  гибкого рынка  труда.
   Законами и другими  нормативными актами  Российской Федерации  предусматривается  обеспечение равных  возможностей в  реализации права на труд и свободного его выбора всеми гражданами России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
   Государство, в  соответствии с  законами, должно  помогать осуществлять  трудовую и предпринимательскую  инициативы граждан,  содействовать развитию  их способностей  к производительному  и творческому  труду, способствовать  соблюдению добровольности  труда, свободному  волеизъявлению в  выборе вида занятости,  обеспечивать социальную  защиту в сфере  занятости.
   Особое внимание  государство призвано  уделять тем группам  и слоям населения,  которые по тем  или иным причинам  полностью или  частично не соответствуют  требованиям рынка:  молодёжи; женщинам, воспитывающим детей  дошкольного возраста, детей-инвалидов;  одиноким и многодетным  родителям, имеющим  несовершеннолетних  детей и др. Законом  РФ «О занятости  населения в Российской  Федерации» и другими  нормативными актами  для таких групп  населения предусматривается  создание специализированных  предприятий и  организаций, создание  дополнительных рабочих  мест, особый режим  труда (неполная  рабочая неделя, укороченный  рабочий день, надомная  работа).
    Для содействия занятости молодых людей в ЕГУ им. И.А. Бунина Так же существует «ОТДЕЛ ПРАКТИК И ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ».
Отдел создан 31.05.2007 года
Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, 28
Начальник отдела: Коваленко Зоя Семёновна 
Задачи отдела:
 Обеспечение четкой организации, планирования и учета итогов практик по университету.
 Оказание содействия студентам и выпускникам в поиске работы и трудоустройстве.
 Функции:
- подготовка проектов распоряжений и приказов ректора по вопросам практик и трудоустройства студентов;
- подготовка и заключение договоров о сотрудничестве по вопросам практик и трудоустройства студентов;
- оказание содействия в трудоустройстве студентов и выпускников;
- осуществление контакта с центром занятости;
-организация и проведение курсов, консультаций, тренингов по обучению студентов навыкам адаптивного поведения на рынке труда;
- участие в семинарах и конференциях по вопросам трудоустройства.
  Таким образом, в современной молодёжи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдёт дальнейшее развитие России – это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодёжи.
   Следовательно,  необходимо эффективное содействие  динамичному развитию молодёжного  рынка труда, которому способствует  деятельность государства и Центров  занятости по специальным   направлениям (организация ярмарок вакансий, квотирование мест для молодёжи, содействие профессиональной подготовки молодёжи и др.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.