На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет политологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет.
Кафедра политологии. 

Дисциплина  политология. 
 

Реферат
по теме: «Предмет политологии». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      
 

Санкт – Петербург
2010 г.
Оглавление
 

Введение.

     Бондарев, польский политолог: “Приобретение знаний о политике отвечает интересам каждого человека, желающего понять свое место и роль в обществе, оказывать воздействие на выбор целей и средств их реализации  в масштабах государства”.
     Каждая  очередная эпоха по-новому ставит извечные вопросы человеческого  бытия: о смысле жизни и, соответственно о смысле политики. По мере усложнения общественного развития, расширения участия граждан в делах общества возрастают требования к уровню понимания и осознания политики, влияющему на качество принимаемых политических решений и осуществление политических действий. Современный этап человеческой цивилизации ставит задачу глубокого осмысления политических изменений в обществе, сознательного участия человека в политике, создания процветающего общества.
     В.В. Путин: “ Мы часто говорим о величии России. Но великая Россия  - это не только великое государство. Это, прежде всего – современное развитое общество, которое само по себе не возникнет.”
     Важную  роль в раскрытии оптимальных  путей развития общества играет политология. Она представляет собой науку  о власти и политическом управлении, о развитии политических отношений, процессов и систем, о политическом сознании, поведении и деятельности людей. Политология выполняет важные познавательные, общетеоретические, аналитические и методологические функции. Специалист, гражданин, овладевший политологическими знаниями, сможет уверенно разбираться в сложных политических явлениях и процессах, хорошо представлять проблемы исполнения законов, указов и постановлений, глубоко понимать влияние политики на развитие политических, социальных и правовых институтов, всего общества.
     Я считаю, что политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
     Особенно  необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие «политология».

     Понятие «политология» образуется из двух греческих  слов: «политик» - государственные, общественные дела и «логос» - слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), второго – Гераклит (около 530-480 гг. до н. э.)1. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.
       Происхождение термина «политик»  связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Полис  – это сложившаяся в Древней  Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного  национального государства. Полисная организация опиралась на экономический и государственный суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан полиса, простиравшейся на всю полисную территорию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме – прежде всего в форме голосования в народном собрании – участвовать в решении вопросов полисной жизни, или как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым стал термин «политика», который утвердился после написания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве. Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому полису и означает учение о политике. Производными от слова «полис» является и ряд других терминов, например: «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), политеия (конституция или политическое устройство)2.
     2.Политология как наука.
     Политология как наука стала складываться давно. Вначале она была составной  частью философии. Но Платон и Аристотель в своих трудах начали ставить ее на особое место. Только в эпоху Возрождения итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527) выделил политологию как самостоятельную науку.
     В 1871 году во Франции была создана  свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 году – Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 – Лондонская школа экономической и политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политической науки, объединившая политологов США и положившая начало созданию подобных ассоциаций и в других странах мира3.  Таким образом, наука о политике получает развитие.
     Со  второй половины ХХ века науку, которая  вырабатывает теоретические представления  о государственном управлении, стали  называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и политических наук» (изданном на Западе):
     « Если политика есть деятельность, то политическая теория – это рефлексия,
       интерпретация этой деятельности… Что же касается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики».
     Ныне  политическая наука, или просто политология  – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических решений процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности.
     В качестве самостоятельной учебной  дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ века, когда в Западной Европе и в США появились ее первые кафедры. В системе высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины ХХ века. С 1948 года по рекомендации ЮНЕСКО курс политологии начал читаться во всех государствах Запада и Восточной Европы, а с 1989 года появились кафедры политологии и в России4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Объект политологии.

     Как и всякая наука, политология имеет  свой объект и специфический предмет  познания. В теории познания в качестве объекта принимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, т. е. объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают ее стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
     Объектом  политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком  смысле слова политическая сфера  есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.
     Но  эту сферу общественной жизни  изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или имеет свой предмет изучения.
     Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения.
     Наряду  с тем, что политическая наука  обеспечивает системный комплексный анализ феномена политической власти, она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения, соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании научных различных аспектов политического мировоззрения, политической культуры, практики, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни у других.
     Кроме того границы политологии изменчивы  и трудноопределимы. Число специальных  тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.

       Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – политической системы общества – выделяет основные вопросы и проблемы. Центральная тема науки в политической системе общества – политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения властей и др. Данный комплекс вопросов и проблем является в политологии центральным потому, что он отражает непосредственно главное отношение политической системы общества, ее ядро.
     Формой  организации политической власти и  управления обществом является государство. Поэтому второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством как политическим институтом. Этот комплекс включает, во-первых, вопрос о формах государства. Во-вторых, в рамках данного комплекса раскрываются проблемы политических режимов, которые в самом общем виде можно объединить в две группы: демократические и недемократические. В-третьих, рассматриваемый комплекс вопросов включает тему, посвященную гражданскому обществу, т.е. той совокупности, разного рода автономных, не государством созданных и независимых от него организаций и объединений, которые в демократическом обществе способствуют сохранению и развитию демократии.
     Непосредственно с темой политической власти связан третий комплекс вопросов и проблем, изучаемых политологией. Данный комплекс вопросов в структуре политологии посвящен политическим лидерам и политическим структурам, которые способствуют удержанию и реализации политической власти.
     Далее, важный комплекс вопросов касается политических партий и движений. Этот комплекс вопросов относится к центральным в политологии. Он составляет четвертый комплекс изучаемых ею вопросов и проблем.
     Пятый комплекс политологических вопросов и  проблем – современные избирательные  системы. Так же как политические партии и движения, избирательные  системы являются мощным средством завоевания политической власти.
     Большая роль в современной политологии  отводится к изучению политических процессов, их содержанию, структуре  и формам, особенностям принятия и  реализации управленческих решений. Данный комплекс вопросов является шестым из перечисленных.
     И, наконец, седьмой комплекс изучаемых  политологией вопросов касается политической культуры общества, ее формирования и  развития. Это совокупности норм и  ценностей, посредством которых  человек реализует свой социально-политический статус: вырабатывает систему политических потребностей, формирует политическое поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Структура и уровни политики.

     Политика  существует в различных ипостасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет  сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных препарирований (делений) политики — разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).
     Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.
     Форма политики реально воплощается в  государстве, партиях и группах  интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.
     Содержание  политики выражается в ее целях и  ценностях, в проблемах, которые  она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.
     В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
     В английском языке, а также в американской и мировой политической науке  в целом для обозначения различных сторон политики используются три самостоятельных термина: «polity» («полити», или «политая»), «policy» («полиси») и «politics» («политике»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу. Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, т. е. как совокупность всех граждан страны, весь механизм осуществления власти. Иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.
     Полиси  в узком значении этого слова  характеризует содержание, образ  действий власти, правительства, технологию принятия политических решений. Полиси-исследования, как одно из направлений политической науки, стремятся выяснить, как, почему и с каким эффектом политические инстанции принимают обязательные для всех решения по распределению дефицитных ценностей и благ, какие социальные последствия и реакцию вызывают эти решения.
     В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических авторов: партий, профсоюзов и т.д.
     Политикс  — это политика, рассматриваемая  с точки зрения возникновения  и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, средствами массовой информации (СМИ), заинтересованными группами и т.д., а также конфликтующими интересами, идеологиями, целями и ценностями, насильственными и мирными способами разрешения конфликтов. Полити (форма), полиси (содержание) и политике (процесс) нередко называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты.
     Форма, содержание и процесс не исчерпывают  строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить
     1) политическое сознание, включающее  внутренний мир, менталитет, ценностные  ориентации и установки индивидов,  а также политические взгляды  и теории;
     2) нормативные идеи: программы и  избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;
     3) институты власти и борьбы  за нее; 
     4) отношения властвования — господства  и подчинения, а также политической  борьбы и сотрудничества.
     Если  попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д.
     Помимо  составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.
     Первый  из этих уровней занимает центральное  место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное  значение. 

6.Функции политологии как науки и учебной дисциплины.

      Политология тесно связана с жизнью общества, с его политической системой. Социальное признание политологии определяется теми функциями, которые она осуществляет в интересах стабильности общества. Вот наиболее важные из них:
     Теоретическая- имеет своей целью разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер политического развития общества на его разных этапах. Такого рода парадигмы должны быть, с одной стороны, достаточно общими, чтобы охватить политическую жизнь общества в целом, а с другой – в максимальной степени конкретными, чтобы не потерять из виду характер взаимоотношений отдельных частей этого целого.
     Методологическая - с помощью неё раскрываются общие  закономерности политики, различных  политических систем, политических отношений, создается база для развития более  частных политических теорий и для других общественных наук.
     Аналитическая функция- позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации общества.
     Прогностическая- предполагает определение ближайших  и отдаленных перспектив развития общества, своевременное внесение корректировок в политическую деятельность субъектов политики5.
     Воспитательная  – выражается в утверждении определённой политической культуры общества с конкретными  правилами, традициями политического  поведения.
     Мировоззренческая – позволяет правильно оценивать  соотношение общечеловеческих и  классовых интересов, правильно  определять свое место в политической жизни общества
     Прикладная  функция- предусматривает практическое использование достижений политологии, разработку критериев эффективности деятельности политических институтов. Функции политологии тесно взаимосвязаны между собой, они дополняют друг друга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Методы политологии.

     Научный метод – это система принципов  и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Среди многочисленных и разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие:
     -институциональный. (направлен на изучение взаимодействия таких политических институтов как государство, право, политические партии и движения, анализирует официальные структуры и формальные правила принятия политических решений);
     -исторический (предполагает исследование политических явлений и процессов во времени и пространстве, выявляет и анализирует изменение политических норм, отношений, институтов власти в тесной связи прошлого и настоящего);
     -социологический (позволяет изучать обусловленность политики социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими факторами, анализировать взаимодействие социальных групп, преследующих свои интересы в политической борьбе);
     -бихевиористский (от английского – behavior – поведение)(изучает политику в тесной связи политических действий конкретной личности и мотивов его поведения)6. Этот метод широко стал применяться в 30-х годах нашего столетия. Он позволяет представить политические явления конкретно осязаемо, зримо. Для этого широко используются количественные и качественные показатели политических явлений. С этой целью активно применяют математические методы, статистические данные, анкетирование и т.д.
     -психологический (позволяет изучать субъективный механизм политического поведения, то есть побуждения, желания, страсти субъектов политического процесса на основе анализа их индивидуальных психологических качеств и черт, влияющих на политическое поведение);
     -системный (изучает политику как целостное образование с ее взаимодействием со внешней средой, анализируя характер обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами общественной жизни, а также способы распределения ресурсов институтами власти)7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Цели и средства политической деятельности.

     Политическая  деятельность составляет основное содержание политической сферы жизни. Возможны два концептуальных подхода при рассмотрении проблемы политической деятельности, вытекающие из неоднозначного понимания политической системы. Согласно первому из них деятельность понимается, прежде всего, как саморегуляция политической системы внутри себя, являющейся самостоятельным организмом. Субъектами деятельности выступают организационные группы лиц: парламентские, партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, другие органы власти, лидеры, функционирующие непосредственно в политической системе. Иной подход (марксистский) базируется на понимании политической системы в виде организации, управляемой внешними, по отношению к политическим институтам, социально-классовыми силами. Понятие политической деятельности в таком случае включает обобщенное выражение воздействий на систему социальных групп и общественных объединений, людей, т.е. субъектов гражданского общества.
     Политическая  деятельность представляет собой совокупность организационных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность – это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть – управление людьми, человеческими сообществами.
     Конкретное  содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений  деятельности государства, распределение  власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты.
     М. Вебер, говоря о составе политической деятельности подчеркивал, в первую очередь, деятельность по сохранению порядка  в стране, т.е. «существующих отношений  господства»8.
     Если  говорить об институтах, входящих в политическую систему, то деятельность каждого из них имеет свои существенные признаки и, прежде всего, различные цели и средства их достижения. Так, государство призвано регулировать, контролировать деятельность и поведение своих граждан и социальных групп в рамках реализации общеобязательных норм, направлять их на удовлетворение общественных интересов и достижение общих целей. Политическая деятельность партии – с обобщением, обоснованием и защитой интересов определенных социальных групп, реализацией их в конкретной политике государственной власти. Деятельность общественных организаций форма участия определенных групп граждан в управлении сообществом, в котором они живут. В целом же каждый политический и общественный институт по сути своей представляет определенную систему деятельностей.
     В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые  отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и последних к обществу. Через эти взаимоотношения идут сигналы активности на все другие сферы общественной жизни. Тем самым политическая деятельность как бы надстраивается над другими видами социальной деятельности и служит средством управления ими.
     В отличие от других субъектов социального  действия субъект политической деятельности характеризуется в первую очередь  тем, что он всегда выступает в  виде организованной общественной силы (организованные социальные группы, классы, слои, национальные общности и т.д.). Высшей формой организации политической деятельности являются политические институты, включая государство, политические партии.
     Существенный  признак политической деятельности – ее рациональность, т.е. осознанная ориентированность на политические интересы, цели и ценности; взаимосвязь мотивов выбора целей и средств практических действий, познавательной и оценочной деятельности. Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти.
     Мотивационная база политического действия – сложная  система, в которой наряду с рациональной стороной (ориентированность на цели и ценности) присутствуют психолого-эмоциональные  элементы (жажда власти, страх, зависть  и т.п.). следовательно, возможность объяснения политического действия на интеллектуальном уровне отнюдь не исключает необходимости расшифровки его психоэмоционального аспекта, и в первую очередь – при анализе массовых действия, но не в последнюю – при объяснении непредсказуемости поведения политических деятелей.
     Продолжая характеристику специфики политической деятельности, нельзя обойти такую  особенность как ориентированность  ее на легитимность. Это свойство деятельности выступает в качестве ее общественного условия, и вместе с тем – разграничительного критерия системной и внесистемной деятельности. Последняя чаще всего нелегитимна в смысле ее неузаконенности господствующей системой и в то же время может быть легитимной в плане признания широкой общественностью соответствия традиции или освещенной харизмой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.