На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Древние верования в первобытной культуре

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Всероссийский заочный финансово-экономический  институт. 
 
 
 

     Контрольная работа
     по  культурологии на тему:
     «Древние  верования в первобытной культуре». 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнила:  

                   Проверил:
                                                                     

       
 
 
 

         
 
 

     Содержание: 

     Введение………………………………………………………………… 3
     Особенности развития первобытной культуры………………………  6
     Характеристика  древних верований:
       1. Тотемизм……………………………………………………………  12
       2. Анимизм……………………………………………………………   15
       3. Магия…………………………………………………………………17
       4. Фетишизм……………………………………………………………  20
     Заключение……………………………………………………………… 23
     Список  литературы………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Чтобы понять любое  явление, всегда необходимо подойти  к его истокам. Всё когда-то и  где-то начиналось, зародилось, возникло – это кажется бесспорным. Но шаг за шагом мы обнаруживаем, что  всякое начало относительно, оно лишь звено бесконечных изменений… До сих пор мы не можем ответить на многие вопросы, которые поставил перед нами первобытный человек.
Первобытное общество возникло примерно 40 тысяч лет назад  и существовало до 4 тысячелетия  до н. э. Оно охватывает несколько  периодов каменного века – поздний палеолит (40-10 тыс. до н. э.), мезолит (10-6 тыс. до н. э.) и неолит (6-4 тыс. до н. э.). Хотя некоторые элементы культуры возникают ещё до установления первобытного общества (ручное рубило, религиозные представления, зачатки языка), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым стал homo sapiens, или «человек разумный».
Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и  причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, ровно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных  нам периодов предстают перед  нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.
Радикальные отличия  человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.
Образование групп  и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное  качество человека. Только тогда, когда  между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.
Возникновение культуры– закономерное следствие  развития трудовой деятельности и техники  палеолитических охотников, неотделимые  отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
Объектом исследования в данной работе являются ранние верования  и их особенности. Подобная формулировка темы относит нас к такой области этнографической и исторической науки, как история религии. Изучение первобытных верований и первопричин их появления предполагает попытку выявить то общее и частное, что позволит нам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности, или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества. Для достижения этой цели мы поставили перед собой задачу проанализировать возможные варианты классификации племенных культов, рассмотреть особенности некоторых из них (примерный исторический возраст, происхождение, основные черты), и проследить присутствие каких-либо элементов этих верований в системах более развитых религий цивилизованного общества. Основной проблемой нам представилась необходимость выделить из обилия этнографического материала то главное, что наиболее наглядно формировало бы представление не только о чертах, присущих непосредственно какому-либо типу верований, но и организации общества и общественных отношений в целом, которые и обусловили появление данной формы религий.
Истоки первых религиозных представлений предков  современного человека
тесно связаны  с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Видимо, это могло иметь место лишь на определенной ступени трансформации нижнепалеолитических палеоантрогюв (неандертальцев и неандерталоидов или, как принято теперь считать, пресапиенсов) в людей современного типа- разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому способных не только к накоплению и осмыслению практического опыта, но и к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере духовной, т. е. к работе мысли. Возможно, что еще до завершения процесса сапиентации тысячелетиями накопленная практика охоты – важнейшего момента обеспечения существования - или погребения покойников уже формировала у членов первобытного стада нормы поведения, диктовавшиеся не только целесообразностью, но и верой в существование сверхъестественных сил, которые могут помочь или навредить. Однако это только предположение. Реально подобного рода кардинальные изменения наука фиксирует лишь с момента завершения процесса сапиентации около 40 тыс. лет назад, когда новый сапиентный человек стал быстро распространяться по планете, решительно вытесняя своих более отсталых предшественников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности развития первобытной  культуры.
Первобытный человек был более целостен, чем  наш современник, - духовно, эмоционально, целостен в своей повседневной деятельности, в которой невозможно было вычленить духовное и материальное. Синкретизм – основная черта первобытной культуры, в которой слиты все явления жизни в единстве образного познания и религиозных толкований.
Конечно, можно первобытного человека обвинить в примитивизме, сравнивая результаты его деятельности с тем, что доступно современному человеку. Однако нетрудно представить себе, что любой, даже маленький шажок, который делал древний человек в своей повседневной деятельности, может быть расценен как выдающееся открытие, творческое достижение, будь то изобретение огня, колеса или формы костяной иглы. Всё, что делал первобытный человек. Было выражением его творчества. Первый зазубренный камень, который он «придумал» для использования в качестве ножа,- это уже достижение человеческой культуры.
Во все  века и тысячелетия существования  человеческого рода рядом с отдельными одарёнными индивидами находились люди средних способностей, которые, узнав  о достижениях талантливого сородича, повторили то, что удалось ему, то есть тиражировали его достижения.
Упрощая, схематизируя, можно сказать, что  этим они положили начало созданию цивилизации. Одним из принципиальных отличий которой от культуры является репродуктивная деятельность. В то время как культура ориентирована только на продуктивность, творчество, новизну.
Первой формой человеческого общества был первобытнообщинный строй. Сочетание понятий « культура»  и « первобытный» у многих вызывает удивление. Что это за культура? Где  и когда она существовала? Ответ очень простой: везде, где жил человек, и всегда  в пределах человеческой истории. Ответ аргументируется следующим образом: во-первых, первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Во-вторых, первобытной, архаичной остаётся культура народов, живущих «рядом» с нами, народов, которых некоторые называют примитивными. В-третьих, древнейшая культура остаётся органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Основная  проблема, связанная с пониманием закономерностей начального этапа  человеческой культуры, связана с  самим её характером. Подлинная первобытность  отделена от нас тысячелетиями. Сознание Hоmоsаpiens  может служить скорее предметом гипотез, чем прямого изучения. Непосредственное  наблюдение возможно лишь в отношении существующих    в данное время народов, культура и мышление которых (даже наиболее отсталых) претерпела качественные изменения под влиянием современной цивилизации.
Другая  трудность в понимании первобытной  культуры в поразительном многообразии ее форм, которые плохо поддаются  обобщениям. Речь идет о множестве  самобытных культур. Каждая из них являлась возможным путем развития человечества, и судить о культурах, созданных древнейшими этносами, надо прежде всего исходя из их собственной логики, их духа. Культура аналогична живому организму и, с одной стороны должна изучаться как целостное образование, существующее само для себя, а с другой может рассматриваться как ступень эволюции целого.
Исходя  из этого необходимо при рассмотрении первобытной культуры- культуры собирательства и охоты, рассматривать её как  базовую со всеми вытекающими  отсюда особенностями.
Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность, то есть однородность.
Описание  и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении первобытного человека добывание пищи, размножение  и самозащита, неразрывно связаны. Жизнь  собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чьё информационное развитие(восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было ориентировано преимущественно  на внешнюю среду, природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.
Другой  особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая  нашла воплощение в тотемизме. На первых этапах своего развития люди гораздо лучше, чем мы теперь чувствовали свое единство с природой, и поэтому охотно отождествляли себя с её конкретными проявлениями. 
 Синкретизм делает практически невозможным разграничение субъективного и объективного, наблюдаемого и воображаемого, домысливаемого в первобытной культуре, так как все это не рефлектируется в ней, а, напротив, однозначно переживается и воспринимается.

Следующая особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи Дж. Фрэзер, Л.С.Васильев приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и высокой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, который подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.
Еще одной  характерной особенностью первобытнообщинной культуры является её «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри и межобщинные отношения «естественно» возникли в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за свое существование. Производя необходимые средства, люди косвенным образом производят и свою материальную жизнь. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место общество-социокультурное объединение людей. Поэтому общественное существо- есть существо производящее. Производство не просто отличительный, но и основополагающий принцип первобытного человека, то есть нацеленность на практику, обеспечивающей выживаемость людей - характерная особенность первобытной культуры.
Преобразование  природных объектов, материальное творчество, создание орудий труда - постоянный стержень человеческой производительной деятельности и та её сфера, в которой наблюдается непрерывное накопление достижений и успехов. Орудия - наиболее чистый, наиболее «классический» из артефактов. Они – и самая сложная, и самая простая вещь, которая выходит из человеческих рук. Древнейшие орудия труда были настолько элементарны, что позволяет выявить еще одну характерную особенность первобытной культуры - примитивность  технологий, при помощи которых создавались материальные ценности.
В тяжелейшей борьбе человека с природой усложнялись и совершенствовались орудия труда, проходя путь развития от дубин и грубо оббитых кусков камня к луку и стрелам, шлифованным каменным топорам, изделиям из кости, к использованию металлов, изобретению примитивных станков. Современная техника не могла бы существовать без простейших механических приспособлений: рычага, клина, основой для которых явились палка-копалка и ручное рубило. Постепенно люди перешли от использования естественных пещер к сооружению искусственных разнообразных жилищ. Изготовление жилищ, одежды, обуви, домашней утвари связано непосредственно с развитием домашних ремесел в виде обработки дерева и древесной коры, выработки кож, плетения. Средством передвижения служили вначале лодки, сани, лыжи, позже повозки с колесами, изобретенные людьми Древнего Двуречья, а в некоторых странах в бронзовом веке.
На рубеже среднего и нижнего палеолита  человек изобрел способ добычи  огня с помощью трения. Первобытные общины получили возможность не только готовить пищу, но и использовать огонь в технологических процессах( при изготовлении деревянных орудий, а в дальнейшем - при выплавке металлов), сохранять тепло в жилищах, спасаться от холода в холодное время суток и года, осваивать неблагоприятные для проживания территории, защищаться от диких зверей, готовить участки земли под посевы при подсечно-огневом земледелии.
Наряду  с развитием материальной культуры развивается и духовная культура первобытного общества. Первобытный человек передавал свои практические знания из поколения в поколение через язык. Осмысленная последовательность, которая характеризует действия человека, объясняется тем, что он осознаёт своё желание формулируя и тем самым рационализируя их в слове и словом. Словесное определение своих потребностей и желаний делает возможным для человека действовать сообразно своим целям вплоть до их достижения даже тогда, когда желание перестаёт быть непосредственным стимулом к действию.
Так началась история культуры. Однажды возникнув, язык приобретает самостоятельность, начинает развиваться по своим внутренним законам. Поэтому на развитие языка почти не влияют последующие сознательные усилия или искусственные преобразования, для языков не существует ни соглашений, ни законодательных собраний. Их нельзя отменить как мешающую конституцию, чтобы ввести новую. Особенно это касается той рациональной формы, без которой слова не были бы языком, грамматики, логические формулы которой и предопределяют рациональные возможности сознания.
Человек давал имя предметам, и оно становилось их символом. Это имя начинало жить самостоятельной жизнью. Оно постепенно влияло на отношение к поименованному предмету, на объяснение его природы и отношений к другим предметам, определяя на свой лад суть именуемого, человек тем самым определял и свою собственную суть.
Такова  исходная точка любой культуры. Затем  накапливался опыт, человек получал  всё больше возможностей классифицировать и интерпретировать. Логика этой деятельности зависела не только от реальных отношений  вещей, но и от соотношения их знаков в языке. Практические познания людей отражены в мифах - раннем мировоззрении людей, мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в “личностях”- в человеке, звере, растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнёр, обладающей своей волей, “личностными” качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения.
«Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли».1 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  древних верований: тотемизм, анимизм, магия, фетишизм 

Тотемизм ( от северо-индийского «о тотеман» - его род) 

Ссылаясь на труд Фрейзера Эйзенштейн говорил: « Учение о происхождении животных у первобытных народов (отраженное, по его словам, «еще изысканней» в позднейших представлениях о перевоплощении душ) непосредственно сближается с учениями предшественников Дарвина».2
Тотемизм возник из веры той или иной группы людей  в их родство с
определенным  видом животных или растений, скорее всего первоначально
именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он
превратился в  основную форму религиозных представлений  возникающего
рода. Члены родовой  группы (кровные родственники) верили в то, что они
произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т.
е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода
фантастических  существ и монстров). Тотемная родовая  группа обычно
носила имя  своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание,
видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу, причём именно этот факт (т. е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь
оба они в  конечном счете состояли из одной  и той же субстанции. Однако
такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь
древние предания, как, например, сохранившиеся среди  австралийских
аборигенов, мифы, свидетельствующие о первоначальной тесной связи между тотемными представлениями и охотой с её охотничьей магией и маскировкой людей в шкуры животных.   

Тотемные представления  сыграли огромную роль в процессе формирования
родового общества: именно они более всего способствовали отграничению
группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о
своих, т. е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго
распространялись  уже выработанные веками нормы и  обычаи, и чужих, не
принадлежавших  к этому тотему и тем самым  как бы стоявших вне всех
принятых норм и обычаев данного коллектива. Эта важная социальная роль
тотемизма сказалась  и на характере эволюции тотемистических
представлений. С течением времени, по мере укрепления родовой структуры,
на передний план стало выдвигаться представление о тотемном первопредке
с его смешанным  зооантропоморфным обликом, о тотеме как о близком
родственнике, о  брачных связях между человеком  и его тотемным
родственником. Наконец, возникло представление о  реинкарнации, т. е. о
возможном перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его
тотем и обратно. Все это вело, с одной стороны, к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу. Возникла система запретов - табу, важнейший из которых относился к запрещению употреблять в пищу тотем, за исключением тех случаев, когда потребление мяса тотема носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и правилах.
В первобытном  обществе религиозные санкции нередко  должны были освящать социальные нормы, поддерживать общественный порядок и наказывать его нарушителей, и в этом выражается социально-интегративная функция религии. Но здесь существуют и такие сферы общественной жизни и нормы поведения, на которые авторитет религии не простирается. У эскимосов, например, даже такие серьезные преступления, как убийство, похищение женщины или воровство, не влекут за собой сверхъестественного наказания.
Религиозно-обрядовая  деятельность ориентирована в значительной степени
на поддержание  на должном уровне поголовья диких  животных — объектов
охоты, и религиозные  санкции обычно сформулированы как  запреты и
предписания, относящиеся  к этой важнейшей сфере жизни. Вот почему мы
полагаем, что  обряды и связанные с ними представления, относящиеся к
добыванию и  поддержанию средств существования, составляют древнейший
элемент первобытной  религии.
У эскимосов  один из важнейших запретов — смешивать мясо оленей карибу и тюленей, а одежду, сшитую из их шкур, носить одновременно. Он основан на том, что охота на карибу происходит летом, а на тюленей и моржей — зимой и на иной территории, но едва ли может быть объяснен рационально.
Резьбой по моржовой кости нельзя заниматься в сезон охоты на оленей
карибу, а шкуры  карибу запрещено обрабатывать в  сезон охоты на тюленей.
Нарушение этих запретов, установленных, чтобы обеспечить обилие в
природе данных животных и успешную охоту на них, влечет последствия,
угрожающие и  нарушителю, и всему обществу.
Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях
первобытной родовой  общины важнейшим механизмом регулирования
социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило
коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило
половые связи  между близкими родственниками. Пищевое  табу не менее
строго регулировало характер пищи, которая предназначалась  вождю,
воинам, женщинам, детям и т. п. Ряд других табу призван  был
гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила
погребения, фиксировать  права и обязанности отдельных  категорий членов
общины. Все эти  табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды
инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к  числу взрослых мужчин и
женщин, табу запрещало  женщинам присутствовать при мужских  обрядах, а
мужчинам - при  женских. Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том
числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи  приводят
примеры того, как  воспринималось нарушение табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в
Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые  подобрал и съел член его
племени. Когда  последний узнал, что он употребил  в пищу остатки трапезы
вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и
вскоре умер. Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они
свидетельствуют о том, что закрепленные в табу запреты почитались
первобытным человеком  в качестве священных и непреложных, нарушение
которых неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения табу
парализует волю нарушителя, способность его организма  к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.
Таким образом, тотемизм с его верой в обладающего  сверхъестественными
возможностями тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов-табу, оказался исторически одной из первых форм
религиозных представлений, возникающей социальной общности - родовой
общины. На раннем этапе формирования человеческого  общества тотемизм
выполнял основные функции религии - интегрирующую,
регулирующе-контролирующую и даже в определенной степени  компенсирующую.Правда, эту последнюю функцию более полно выполняла в то далекое время другая ранняя форма религиозных верований и представлений - анимизм. 

Анимизм  (от лат. Anima – дух, душа) 

Анимизм - это  вера в существование духов, одухотворение  сил природы,
животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума,
дееспособности  и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических
представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления
тотемистических воззрений, до формирования родовых  коллективов, т. е. в
эпоху первобытных  орд. Однако как система достаточно осознанных и
устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.