Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КАЛМЫЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЭКОНОМЕТРИКИ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему:
«Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях» 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 4  

                  Проверила:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Элиста 2011г.
 


Введение
Налоги  и их функции
Понятие фискальной политики, её виды и значение
Налог как основной элемент фискальной политики
Реализация  фискальной политики в современных  условиях
Заключение
Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Необходимым атрибутом любого современного государства  является налоговая система, цель которой  – обобществление части совокупного дохода субъектов хозяйствования и граждан для реализации общегосударственных задач. Среди источников, формирующих доходную часть бюджета, налоговая составляющая является наиболее весомой. Это обстоятельство обусловливает то внимание, которое уделяется исследованию налоговой системы и процесса налогообложения российских предприятий.
     Фискальная  функция налогов усиливает их влияние на результаты деятельности предприятий, в связи с чем, особую значимость при принятии управленческих решений приобретает фактор налогообложения, способный существенно изменить желаемый экономический эффект.
     Принятие  эффективных управленческих решений  руководством компаний на современном  этапе развития российских рыночных отношений предопределяет необходимость  в соответствующем аналитическом инструментарии. Ярким примером может служить затратный механизм предприятия, одним из основных элементов которого является налоговая составляющая. Снижение налогового бремени способно оказать существенное влияние на финансовый результат деятельности предприятия, что, однако, не представляется возможным без информационно-аналитической поддержки, основу которой составляет система учетных и внеучетных данных, преобразованных с помощью аналитических методов и приемов. Для этого необходимы систематический сбор, обработка и анализ информации в налоговом поле предприятия для принятия руководством компании обоснованных управленческих решений в области налогового планирования и минимизации влияния налогового фактора на финансовый результат.
     Управлением налоговыми платежами на большинстве  российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в  крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.
     Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента  создают возможность решения  субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:
    получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;
    более полно учесть изменения внешней среды; стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;
    обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
    повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.
     Управление  налоговыми платежами российскими  предприятиями в современный  период также требует своего научного развития. Корпоративный налоговый менеджмент должен стать одной из важнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должного теоретического обоснования, а применяется на практике бессистемно и только в целях уменьшения налоговых платежей в бюджетную систему, используя зачастую и незаконные методы, не учитывая существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия. 

      Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые  государством.
      Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется  общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
      Налоги  используются всеми государствами  с рыночной экономикой как метод  прямого влияния на бюджетные  отношения и опосредованного (через  систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
      С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.
      Фискальная  функция обеспечивает перераспределение  части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
      Перераспределение средств с помощью фискальной функции с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных  программ, с другой - не нарушить нормальный ход воспроизводства.
      Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.
      Регулирующая  функция нацелена на решение тех  или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов.
      Контрольная функция позволяет государству  отслеживать своевременность и  полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.
      Функции налогов тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована.
      Налоговая система России включает различные  виды налогов. В основу их классификации  положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги.
      Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход и имущество.
      К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.
 

Налоги  и их функции 

     Решающее  значение в доходах бюджета имеют налоги.
     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые  государством с организаций и  физических лиц. Исторически их возникновение  относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления  государства.
     Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.
     Согласно  Налоговому кодексу РФ под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:
     (1) императивно-обязательный характер;
     (2) индивидуальная безвозмездность;
     (3) денежная форма;
     (4) публичный и нецелевой характер  налогов.
       Рассмотрим указанные признаки  подробнее.
     Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным  взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.1
     Налоги  не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение, всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых  льгот (например, по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.
     Возникновение и исполнение налоговой обязанности  не основано на соглашениях государства  с налогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах не договариваются" - известная аксиома налогового законодательства. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.
     Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности  государства совершить в пользу данного, персонально определенного  налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем".Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
     Данный  признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.
     Денежный  характер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
     Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога.
     Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.
     Публично-нецелевой  характер. Налоговые платежи - безусловный  атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую  часть доходных источников государства  и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
     Нецелевой характер налогов вытекает из закрепленного  ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
     1.   Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция).
     2.   Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).
     3.   Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция).
     4.   Стимулирующая функция.
     Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию —  изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
     Важную  роль играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
     Социальная  или перераспределительная функция  налогов. Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
     Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
     Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.
     В соответствии с налоговым законодательством  РФ налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
     -         объект налогообложения;
     -         налоговая база;
     -         налоговый период;
     -         налоговая ставка;
     -         порядок исчисления налога;
     -         порядок и сроки уплаты налога.
     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматривается налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     Налогоплательщиками признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах в обязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов.
     Объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ могут  являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
     Каждый  налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, устанавливаемый налоговым законодательством.
     Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
     Налоговая ставка представляет величину налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются налоговым законодательством.
     Налоговым периодом считается календарный  год или иной период применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивается авансовые платежи.
     Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
     Порядок уплаты налогов и сборов уплата налогов  производится разовой уплатой всей суммы налога либо в порядке, предусмотренном  Налоговым кодексом РФ и другими  актами законодательства о налогах  и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком в установленные сроки.
     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным налогоплательщикам и  плательщикам сборов, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     Нормы законодательства о налогах и  сборах, определяющие основания, порядок  и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     Налогоплательщик  в праве отказаться от использования  налоговых льгот либо приостановить  ее использование на один или несколько  налоговых периодов, если иное не предусмотрено  Налоговым кодексом РФ.
     На  сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную  совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.
     Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).
     Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными  самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира. Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы:
     1.                 Прямые налоги – те, которые  непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.
     2.                 Косвенные налоги - те, которые являются  надбавкой к цене или определяются  в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.
     Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и по другим признакам  имеет важное значение для организации  рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны.
     Состав  налогов отечественной налоговой  системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим  признакам: объект обложения, особенности  ставки, полноты прав соответствующих  бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм и другие признаки классификации:
     - по субъекту уплаты:
     1.          физические лица;
     2.          юридические лица.
     В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие  категории налогоплательщиков: граждан  РФ, иностранных граждан и лиц  без гражданства. В гражданском праве – термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.
     Физические  лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
     Юридическое лицо - предприятие (организация), которое  имеет в собственности, хозяйственном  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  приобретать от своего имени и  осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком а суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
     - по объектам налогообложения:
     1)     имущество (движимое, недвижимое);
     2)     доход (прибыль) от экономической деятельности;
     3)     операции по реализации товаров,  работ, услуг;
     4)     ввоз (вывоз) товаров на таможенную  территорию России (или с неё);
     5)     отдельные виды экономической  деятельности;
     6)     отдельные объекты.
     Под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или иной натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с вышеназванными главами Налогового кодекса РФ.
     Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальными предпринимателями  признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе  обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     - по полноте налоговых прав  пользования налоговыми поступлениями:
     1)     собственные (закрепленные налоги);
     2)     регулирующие налоги.
     Собственные (закрепленные) налоги, те налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд.
     Регулирующие  налоги – разноуровневые, т.е. налоговые  платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
     - по принадлежности к уровню власти и управления:
     1)     федеральные;
     2)     региональные;
     3)     местные.
     Федеральные (общегосударственные) налоги - элементы данных налогов определяются законодательством  страны и являются едиными на всей ее территории. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней.
     Отличительной чертой региональных налогов является то, что налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
     Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с  Налоговым кодексом РФ. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне.
     - по методу исчисления (от налоговой  техники):
     1)               регрессивные;
     2)               прогрессивные;
     3)               пропорциональные;
     4)               линейные;
     5)               ступенчатые;
     6)               твердые (в абсолютной сумме).
     В зависимости от метода исчисления налоговые  ставки могут быть твердыми в абсолютной сумме с объекта обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения  устанавливается зафиксированный  размер налога (например, 50 коп. за квадратный метр площади) или процентными, как доля его стоимости (например, с каждого рубля прибыли было предусмотрено 30% налога). В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Она не измена и не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорционально объему налогооблагаемого объекта (дохода, прибыли, имущества). При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении.
     Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построение по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, т.е. по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.
     Ставки  регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения, и неравенство в доходах после  налогообложения возрастает. Данный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.
     - по способу изъятия:
     1)     прямые: а) реальные и б) личные;
     2)     косвенные: а) индивидуальные, б)  универсальные, в) фискальные монополии, г) таможенные пошлины;
     Прямые  налоги взимаются непосредственно  по ставке или в фиксированной  сумме с дохода или имущества. Окончательными плательщиками прямых налогов является владелец имущества (дохода). Они подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Им облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, ценные бумаги).
     Прямой  налог личный – важнейшая форма  прямого обложения, при котором налогом облагается доход налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е. они уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
     Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (услуги). Косвенные налоги подразделяются в зависимости от объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаются строго определенные группы товаров.
     Косвенными  универсальными налогами облагаются в  основном все товары и услуги.
     Фискальные  монополии – ими облагаются все  товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.
     Таможенными пошлинами облагается товар и  услуги при совершении экспортно-импортных  операций. Пошлина является обязательным взносом, взимаемым таможенными  органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза.
     - по срокам уплаты:
     1)     срочные;
     2)     периодично-календарные. 
     Плательщики срочного налога уплачивают его в  течение определенного срока  установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия.
     Периодично-календарные  подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.
     - по порядку введения:
     1)     общеобязательные;
     2)     факультативные.
     Общеобязательные  налоги, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают
     Факультативные  налоги предусмотрены налоговым  законодательством, но их введение и  взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти  налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.
     - по целевой направленности:
     1)               абстрактные;
     2)               целевые.
     Абстрактные (общие) налоги, предназначены для  формирования доходной части бюджета в целом.
     Целевые (специальные) налоги – налоги или  сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных  расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в государственный  бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий
     - по порядку и способу исчисления  налога:
     1)     налогоплательщика; 
     2)     налогового агента;
     налоговый орган
     -исчисление  налога может осуществляться  по:
     1)                некумулятивной системе
     2) кумулятивной системе.
     При первой системе обложение налогооблагаемой базы предусматривается по частям, при кумулятивной системе исчисления налога производится нарастающим итогом с начала года.
     Российским  законодательством предусмотрено  применение обоих способов, также  их сочетание.
     Данная  классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы, в составе доходного источника консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
     Эту роль можно выявить, соотнося суммарные  величины налогов и налоговых  групп с показателями, характеризующими финансовое состояние как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения  налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров.
 

     
    Понятие фискальной политики, ее виды и значение 

       Под  фискальной (налоговой) политикой государства  понимается постоянное  вмешательство  государства в экономические процессы  и явления с целью  регулирования их  протекания. Это совокупность мероприятий  в сфере  налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности  функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
       Фискальная  политика - совокупность  финансовых мероприятий государства  по  регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных  социально-экономических  целей. Потребность  в разработке и систематическом  проведении  фискальной политики усилилась особенно  во второй половине XX в.,  когда финансы государства стали играть значительную  роль в обеспечении стабильного экономического  роста.
       Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:
    устойчивый рост национального дохода,
    умеренные темпы инфляции,
    полная занятость,
    сглаживание циклических колебаний экономики.
       Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
       Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
       Фискальная  политика как способ  финансового  регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.
       При  дискреционной политике государство  сознательно регулирует налогообложение  и бюджетные расходы для улучшения  экономического положения страны. Это  регулирование различно на разных  фазах экономического цикла. Так, во время кризиса  (спада производства) государство  увеличивает  свои расходы, снижает налоги, что способствует  расширению  покупательского спроса.  При подъеме производства, сопровождающемся  инфляцией,  государство сдерживает  деловую активность (уменьшает свои  расходы, увеличивает  налоги).
       Фискальная  политика, основанная на встроенных  (автоматических) стабилизаторах  (регуляторах),  использует такой механизм, который  без участия государства  устраняет  неблагоприятное положение на разных  фазах экономического цикла (в него  входят налоговые поступления и социальные  выплаты). Так, на фазе подъема  экономики,  когда растут доходы предприятий и работников  благодаря прогрессивному  налогообложению,  еще быстрее увеличиваются суммы налогов.  Одновременно  уменьшается безработица  и улучшается положение малообеспеченных  семей,  вследствие чего уменьшаются  выплаты пособий по безработице и ряд  социальных  выплат. В итоге уменьшается  общая величина совокупного спроса,  чем сдерживается  неумеренный экономический  рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений  автоматически уменьшаются  (суммы налоговых изъятий из доходов  сокращаются), а  социальные выплаты  (в т.ч. пособия по безработице) возрастают.  В результате  возрастает покупательная  способность населения, что способствует  выходу из  кризиса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.