На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Идеологическое обоснование социального поведения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ ГОУ ВПО  РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСУИЙ УНИВЕРСИТЕТ  «РИНХ»
Филиал  ГОУ ВПО «РИНХ» в г. Волгодонске 
 
 
 

РЕФЕРАТ
По дисциплине: социология
По теме: «Идеологическое обоснование социального  поведения» 

Выполнила: Одинцова Е.И.
1 курс 
Заочного  отделения экономики 
 

Волгодонск 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Социальное поведение и социальный контроль………….……………….….4
   1.1 Социальное поведение …………………………………….…….………....4
   1.2 Социальный контроль……………..………………………………….….....6
2.Концепции человеческого поведения…………………………………….…....8
Заключение…………….…………………………………………………………11
Список используемой литературы ……………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Поведение личности – это внешне наблюдаемые  поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе  затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда  оно включено в общение с другими  людьми.
      Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. В отличие от таких  традиционно философских понятий, как действие и деятельность, термин поведение имеет несколько иной смысл. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, конкретные   осознанные методы и средства, то  поведение – это всего лишь реакция живого существа на внешние  и внутренние изменения. Такая реакция  может быть как осознанной, так  и не осознанной. Например, чисто  эмоциональные реакции - смех, плач – также являются поведением.
      Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что  животное своей активностью непосредственно  удовлетворяет  природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано. Прежде всего орудийной деятельностью (изготовление орудий труда), использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей для достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека постоянно развиваются. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.
      Социальное  поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением  физических и социальных потребностей и возникающих в порядке реакции  на окружающую социальную среду. Субъектом  социального поведения может  быть индивид или группа. 

1.Социальное поведение и социальный контроль
    1.1.Социальное  поведение 

      C термином «поведение» в науке  связывается активность, система  действий, которая состоит в адаптации,  в приспособлении к уже имеющейся  наличной среде, притом у животных  только к природной, а у человека  — и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путём следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.  

      Адаптивное  поведение представляет собой “закрытую” систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных  действий в этой среде, определенными  жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения  к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением  к существующим условиям — природным  или социальным,— а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая  деятельность предполагает способность  к постоянному пересмотру и совершенствованию  лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы  поведения — хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения  в рамках ее осуществления,— а  создателями, творцами принципиально  новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий, в конечном счёте, заданы, определены; активность же связана  с поиском возможных средств  достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.
      Для достижения жизненных целей и  при реализации отдельных задач  человек может использовать два  типа поведения. Обычно эти типы поведения  обозначаются как "естественное" и "ритуальное"
      Различия  между ними на первый взгляд совершенно незаметны, но имеют принципиальный характер. Естественное поведение индивидуально-значимо и эгоцентрично: оно всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им. Поэтому для человека в ситуации осуществления такого поведения не стоит вопрос о соответствии целей и средств. Цель может и должна быть достигнута любыми средствами. Рассогласование между целями и средствами их достижения и позволяет выделить естественное эгоцентрическое поведение в особую форму. Оно социально нерегламентируемо, принципиально аморально, точнее "бесцеремонно". Оно носит натуральный, природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей.
      В обществе "натуральное" эгоцентрическое  поведение запрещено. Несмотря на имманентный  характер социальной жизни, она всегда базируется на конвенции и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Но поведение уступок - ритуальное, "церемонное" - это индивидуально-неестественное поведение, хотя именно благодаря такому поведению общество существует и  воспроизводится.
      Ритуал  во всем многообразии форм - от этикета  до церемонии - настолько глубоко  пронизывает всю социальную жизнь, что мы попросту не замечаем, что  живем в сплошном поле ритуальных взаимодействий. (Наоборот, в силу того, что "натуральное" поведение запрещено, мы способны отмечать самые мельчайшие его проявления у другого).
      Но  общество не отменяет и естественного  эгоцентрического поведения, да оно  и не может его отменить. Более  того, поскольку "натуральное" поведение адекватно по целям и неразборчиво в средствах, оно оказывается всегда "энергетически" более выгодным для индивида, нежели ритуальное поведение в соответствии с внешними правилами. Поэтому социальные механизмы - прежде всего механизмы социализации – направлены на то, чтобы преобразовать формы "натурального" поведения в различные формы ритуального поведения. Естественно, что всегда, когда существует необходимость замещения одной формы другой, нужны специальные социальные механизмы с функциями поддержки, контроля и наказания. Такие социальные механизмы развиты в любом обществе. И основными среди них являются институты социализации.
      Социализация  касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. 

1.2.Социальный  контроль 

      Основная  задача социального контроля — создание условий для устойчивости той  или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой  гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные , приносящие обществу вред и необходимые для его развития , которые следует поощрять.
      Социализация, формируя наши привычки, желания и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и  установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при  принятии решений, подсказывая, как  одеваться, как вести себя, как  действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
      Примерно  на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у  членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться  прибегать к внешнему контролю. И  наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального  контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Концепции человеческого поведения
      В общественном сознании происходит изменение  взглядов на роль личности в обществе. В дихотомии "личность - общество" наблюдается смещение акцентов - личность становится главным компонентом, отдельный  человек больше не является составной  частью социального механизма. Индивидуально  центрированное мировоззрение начинает превалировать над коллективистскими  идеями недавнего прошлого - с подобным явлением не раз сталкивалась история, начиная с эпохи эллинизма.
         Кроме социально-политических сдвигов,  большое влияние на современного  человека оказывают структурные  изменения в мировоззрении, вызванные  развитием научно-технического прогресса  и всеобщей информатизацией. Эти  процессы имеют глобальный характер  и все более влияют на дальнейшее  развитие российского менталитета.  Поэтому интерес к проблемам  социального поведения и самореализации  личности закономерно связан  с необходимостью адаптации к  новой социально-политической и  духовной реальности - и не только  для того, чтобы найти новые  мировоззренческие ориентиры в  обстановке всеобщей нестабильности  переходного периода. В условиях  недостатка, а то и отсутствия  моральной и материальной поддержки  социальной среды перед человеком  нередко встает вопрос физического  выживания, для чего необходимо  раскрыть и реализовать весь  свой внутренний духовный потенциал.  Отсюда проблемы самоактуализации и самореализации личности начинают приобретать значение жизненной важности.
      В рамках микросоциологического и психологического анализа поведения наибольшую известность приобрел бихевиористский подход (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер). Его исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения человека и событий, происходивших в его окружении; связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств.                        Считается, что в основе поведения находятся три различные формы реакции человека на окружающую среду:
      1.    эмоциональная (аффективная), основанная   на   чувствах   и эмоциях;
      2.    компетентная   (когнитивная), базирующаяся на знании   и размышлении;
      3.    прямое   открытое реагирование   по   механизму   «стимул   - реакция».  
          Большое внимание исследованию социального поведения уделяется в социологической теории обмена (Дж. Хоманс). Исходной единицей социологического анализа здесь является «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственный обмен поведенческими актами между двумя и более индивидами.

      Значительный  вклад в социологическое изучение поведения людей внесла теория символического взаимодействия (Ч. Кули, Дж. Мид). Согласно ей, основными социальными институтами являются первичные группы (семья, компания сверстников, соседство, местная община). В них происходит формирование личности, ее социализация, а поведение индивидов характеризуется тесными интимными, личностными, неформальными связями и взаимодействиями. В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.      Поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание, поэтому человеческие поступки - это социальное поведение, основанное на коммуникации.  
          П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними идеями, художественными образами, волевыми импульсами. Т. Парсонс исследовал поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий» в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. Р. Линтон утверждал, что важнейшим компонентом целостного поведения человека является социальная роль, поскольку понятие роли относится   к   таким   ситуациям   социального   взаимодействия,   когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы социального поведения.

         Проблемы социального поведения  в отечественных исследованиях  не получили достаточного освещения  в связи с тем, что наиболее  авторитетным, особенно среди психологов, долгое время являлся деятельностный  подход. В его основу была положена  разработанная С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, Г.В.Суходольским и др. теория, в  соответствии с которой личность  рассматривается как условие  и продукт деятельности. При этом  Г.В.Суходольский, в частности, отмечал  ограниченность поведенческого  подхода, основанного на знаменитой  бихевиористской формуле S --> R, и указывал, что сам термин "поведение" является производным от категории "деятельность" В то же время проблемам поведения уделяется определенное внимание в литературе, посвященной нравственной проблематике, а также в работах социально-психологического направления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.