На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Зарубежные модели досуга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теория досуга…………………………………………………………5
1.1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей………….8
Глава 2. Зарубежные модели досуга…………………………………………10
2.1. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне….13
2.2. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»………………………………………………………………………………...18
2.3. Молодёжные формы досуга (на примере Франции)……………………..22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список  использованной литературы……………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В данной курсовой работе мы рассмотрим виды досуга основных передовых стран западного мира, а так же его влияние на социо-культурное развитие индивида.
    Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия  «досуга»,  рассмотрение форм организации свободного времени за рубежом и выявление их положительных и отрицательных сторон.  В соответствии с заданной целью поставлена задача проанализировать теорию досуга и зарубежные модели досуга.
    Данная  проблема актуальна в наши дни, т.к. досуг стал неотъемлемой частью социально-культурного развития общества, выйдя за рамки обычного времяпрепровождения. На данный момент положение страны на мировой арене зависит не только от экономических, но и от культурных показателей. В свою очередь, развитие досуговой деятельности на прямую связано с экономикой страны.
    На  Западе очень серьёзное отношение  к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.
    Проблемы  досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада ещё в конце XIX века, когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло чёткое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект.
    Ещё больше внимания проблемам досуга уделяется  в XX веке, особенно во второй его половине.
    Целью культурной политики западных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации её культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчёркивается необходимость учёта творческой деятельности отдельных личностей и всего населения.
    Кроткова  Ю. в соответствии с современной  концепцией досуга выделила функции, выполняющиеся западными  моделями досуга, из которых наиболее важными являются: рекреационная, развлекательная и функция физического и духовного развития инивида1.  Максютин Н.Ф. обращает наше внимание на положительную особенность зарубежных культурно-досуговых учреждений – отсутствие жёсткой функциональной дифференциации и объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения2.
    Объектом  исследования данной работы является свободное время , в свою очередь предметом исследования  - организация свободного времени индивида (различные модели и формы досуга).
    В данной работе использован системно-структурный метод. При помощи которого была проведена систематизация видов и форм досуга на Западе.
    Работа  состоит из введения, основной части: Глава 1. Теория досуга. 1.1Досуг как результат рациональной организации жизни людей; Глава 2. Зарубежные модели досуга. 2.1. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне. 2.2. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста». 2.3. Молодёжные формы досуга (на примере Франции); заключения и списка использованной литературы, который включает 17 наименований.
Глава 1
Теория  досуга 

    Что же такое досуг? До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
    Досуг часто отождествляется со свободным временем. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
      Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием2.
    Досуг способен объединить и отдых и  труд. Большая часть досуга в современном обществе   занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
    Определение досуга распадается на четыре основных группы.
    - Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо 
    - Досуг как деятельность - обычно  характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
    - Досуг, как свободное время,  время выбора. Это время может  быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
    - Досуг интегрирует три предыдущих  концепции, стирает грань между  «работой» и «не работой» и  оценивает досуг в терминах  описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
    Макс  Каплан считает, что досуг- это гораздо  больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
    Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.
    Реальный  досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
    Мнимый  досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
    Плодотворное  использование досуга человеком  – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1.1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей 

    Рациональная  организация жизни людей предполагает чёткое функционирование экономики страны, состоящей из материального и нематериального производства. В свою очередь, в каждом из этих блоков выделяются два сектора: производство материальных (нематериальных) благ и производство материальных (нематериальных) услуг. Блага – потребительские стоимости, услуги – полезные эффекты труда.
    Нематериальные  блага и услуги – продукты и  эффекты труда, не имеющие вещного характера: спектакли, концерты и т.д.
    Социально-культурная сфера – составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В её состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.
    Отсюда  иерархия построения хозяйственной  структуры общества с учётом в ней культуры как его сферы выглядит следующим образом: материальное производство – нематериальное производство – социально-культурная сфера – культура.
    Наряду  с наукой культура оказывает и  непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. Материально-экономическая база культуры, а также уровень и масштабы потребляемых ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства. Результаты культуры появляются в обществе не сразу, не мгновенно. Только через 2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.
    Сегодня досуг приобретает всё более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры. Людей остро волнуют пути экономической реформы, перспективы межнациональных отношений, состояние окружающей среды, рост преступности и т.д. И всё же на умонастроение, душевное состояние каждого человека, а значит, во многом и уровень социальной напряжённости в обществе определяются не только этими крупномасштабными проблемами, но и тем, как максимально с позой использовать досуг.
    Развитие  личности непосредственно связано  с преодолением ряда отрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговли и других форм бытовых услуг населению. Досуг может считаться общественным богатством только тогда, когда он используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей и тем самым для умножения материального и духовного потенциала всего общества.
    Одним из существенных критериев выступает духовные потенциал общества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человека становится объективной социальной потребностью.
    Реформы экономики предполагают, кроме профессионального  отношения к делу, изменения отношения к собственности, творческое овладение современными орудиями и средствами производства, высокоэффективной технологией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2
           Зарубежные модели  досуга 

    В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду её некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели4.
    В реальной практике трудно отделить оно  понятие от другого. Тем более чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индивида, так и общества в целом. В то же время вряд ли было бы правильным отрицать необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического и духовного здоровья человека. Это может быть и просто отдых, так называемый пассивный отдых, включая ничегонеделание, но это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению психического комфорта и т.п.
    Процесс социализации личности происходит и  в чисто развлекательном мероприятии. Принимая участие в той или  иной игре (аттракционе), требующих ловкости, смелости и других подобных качеств, человек ощущает себя не хуже других, он как бы приобщается к сонму лучших или солидаризируется с основной массой сограждан.
    На  Западе правильнее пользоваться таким  термином как «досугово-рекреационная  деятельность» или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность» решаемых задач, в том числе и социальная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и психического здоровья индивида. «Куьтурно-досуговая» - подчёркивается социально-значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.
    Большое внимание на Западе уделяется теоретической  и практической сторонам проблемы досуга. На сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы её основные модели.
    В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе досуг – это  совокупность занятий, которым личность может придаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информативность или образованность, своё добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободным от выполнения своих прямых обязанностей5.
    Все западные модели досуга выполняют функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности2.
    Досуговая модель каждой страны имеет свои особенности. Речь идёт о реальном весе той или иной функции, или и соотношении.
    Имеют здесь значение и географическое положение страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской и др.
    Так, в американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалансировано соотношение функций и большое внимание уделяется функции духовного развития личности. Именно в европейских странах зародилось и поучило развитие такое явление как социально-культурное аниматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям. Несомненные достоинства были у советской модели досуга. Её характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных элементов досуга и её излишнюю идеологизацию.
    Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяют того позитивного, что в них есть.
    Позитивным  в теории и практике зарубежного  досуга следует считать разработку и анализ таких понятий, как «педагогика досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» (выработка системы установок, умений и навыков рационального время провождения)6 и таких явлений, как досуговая квалификация, досуговая карьера. Заслуживает внимания попытка западного досуговедения дать определенную градацию досуговым явлениям: серьёзный и обычный досуг (серьёзный – заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга2 и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне 

    В большинстве европейских стран  основная поддержка культуры, а следовательно,  и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне7. Рассмотрим кратко специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений. Эта специфика в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной деятельности на всех уровнях.
    Из  специфических особенностей основной является: отсутствие жёсткой функциональной дифференциации культурно-досуговых  учреждений и всё большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека – это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр)2. Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего – музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).
    Рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При этом она не отменяет основной функции того или иного учреждения. При наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) всё больше внимания уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодёжи3. Библиотеки, активно использующие клубные формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек – медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колёсах)8.
    Поиск новых форм организации культурно-досуговой  деятельности ведётся по всем направлениям: и в чисто рекреационном (самые разнообразные виды парков, искусственные зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи, библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).
    Парки. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.
    Существуют  самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых – в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы.
      Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы: I – традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе; II – тематические, придерживающиеся какого-либо оного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические и т.п.). Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных.
    Большое распространение в последние  годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей – имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны – под открытым небом, другая  - под крышей и т.п.
    Появляются  новые формы культурной жизни  и в других областях.
    В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей.
    В ряде зарубежных стран многие банки  становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спонсор и меценат новых видов искусства.
    Продолжается  развитие мультикомплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультикомплексах. А всего в стране насчитывается 84 мультикомплекса, которые посетило 57млн. человек. Мультикомплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультикомплекс с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемости кинотеатров, посещаемость мультикомплексов составляет 35%.
    Начиная с 1994 г. во Франции наблюдается рост посещаемости кинотеатров в летнее время9. В США получи развитие открытые кинозалы ля автомобилистов.
    Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Рекомендации европейских специалистов по организации работы музеев и библиотек:
      музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения;
      посетителям нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетители больше запомнят;
      музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть;
      книги в библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место ля новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;
      местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др.10.
    Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической  деятельности, работа с детьми,  организация  досуга с наименее защищенными в  социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.
    Как уже отмечалось, прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти позволяет в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения. Именно работа по месту жительства составляет основную часть досугово-рекреационной деятельности на Западе. И здесь много общего между разными странами, включая Россию. Это касается как функционирования различного рода культурно-досуговых центров на местах, так и проведение различного рода культурных акций.
    Практически каждый житель Европы, США и Канады имеет возможность пользоваться услугами местных учреждений культуры, принимать участие в проводимых мероприятиях. При этом большинство услуг оказывается бесплатно. Основная часть учреждений культуры на местах и проводимых ими мероприятий финансируются за счёт средств, выделяемых местными бюджетами.
    Бесплатное  предоставление услуг в сфере  услуг на местном уровне - одно из достижений социальной политики стран Запада. Фактически каждый гражданин имеет сегодня равные возможности в использовании основных средств культуры. Особенно это вино при проведении различного рода праздников на региональном или муниципальном уровне, когда практически все жители города или района, будь то взрослые или дети, здоровые или люди с ограниченными возможностями, могут появиться на улице и принять участие в торжествах.
    Конечно, за дополнительные услуги в сфере  досуга нужно платить. И здесь  многое зависит от материальных возможностей индивида. Но и того, что предоставляется на местном уровне, достаточно для нормальной жизнедеятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста» 

    На  Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.
    Открытость  работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.
    В настоящее время на Западе, в частности  в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с  людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Великобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящимся в музеях. Общее число инвалидов в Великобритании насчитывает 6 млн. чел. (или каждый десятый)11.
    Из  того, что могут и представляют западные музеи людям с особыми  нуждами, специалисты выделяют:
    Общие услуги для людей  с различными физическими  и умственными отклонениями:
- доступные  брошюры и другого рода информация;
-   персонал,  специально обученный  для  помощи людям  с различными  недугами;
- четко  и ясно написанные объявления  и указатели.
    Услуги  для глухих и слабовидящих:
-  экскурсии  на языке знаков и жестов;
-  распечатанные  тексты магнитофонных экскурсий;
-  персонал, обученный языку жестов и алфавиту  глухонемых;
-  световая  сигнализация;
-  знаковая  символика (на билетах, музыкальных  проспектах), обозначающая готовность  музея принять аудиторию глухих;
- доступ  в музей обученных собак;
- вода  для этих собак.
    Услуги  для людей с  повреждениями зрения:
- экскурсии  для слепых (с использованием  осязаемых предметов, открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок);
-  допуска  собаки-поводыря в музей;
-  вода  для собаки-поводыря;
-  гид-кассета;
-  перчатки (если это необходимо для проведения экскурсии «на ощупь»);
-  мастерские;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.