Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совокупный спрос

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. СУЩНОСТЬ совокупного спроса……………………………………5
1.1. Понятие  совокупного спроса и его структура……………………………...5
1.2. Факторы, влияющие на совокупный спрос………………………………....8
1.2.1. Ценовые факторы…………………………………………………………..8
1.2.2. Неценовые факторы…………………………………………………...….10
2. СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО СПРОСА………………………17
2.1. Смещение  кривой совокупного спроса вправо…………………………...17
2.2.Эффект храповика……………………………………………..……….……18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Изучение  совокупного спроса в целом, и  на рынке благ в особенности, является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.
     Итак, совокупный спрос – это агрегированный показатель, который представляет собой  величину запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.
     Кривая  совокупного спроса представляет собой  кривую с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.
     Существуют определенные ценовые и неценовые факторы, которые вызывают изменение совокупного спроса и смещение кривой совокупного спроса.
     Анализ  модели совокупного спроса, наряду с анализом совокупного предложения, позволяет нам понять механизм формирования уровня цен в экономике в целом, объяснить причины его изменений.
     Анализ  закономерностей совокупного спроса, так или иначе, входит в любую макроэкономическую модель. В связи с этим можно увидеть значимость анализа совокупного спроса для различных рынков в частности и для экономики страны в целом.
     Объектом  исследования данной работы является совокупный спрос. Из объекта исследования можно выделить два предмета исследования – это изучение сущности совокупного спроса и анализ кривой совокупного спроса.
     Цель  данной работы можно определить следующим  образом: исследовать совокупный спрос, а задачи: подробно рассмотреть понятие  и сущность совокупного спроса, проанализировать кривую совокупного спроса и ее смещение, а также рассмотреть категорию совокупного спроса на примере Республики Беларусь.
     Из-за того, что категория совокупного  спроса является одной из важнейших  проблем макроэкономики, она освещается во многих пособиях, посвящённых макроэкономическому анализу. Основными пособиями, использовавшимися в данной курсовой работе, являются учебник «Макроэкономика» Л.С. Тарасевича, «Макроэкономика» Т.А. Агаповой, С.Ф. Серегиной и «Экономикс: принципы, проблема и политика» К.Р. Макконелла, С.Л. Брю  за доступность и логичность изложения материала; в качестве дополнения были рассмотрены и другие источники, раскрывающие данную тему.
     Данная  курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе «Сущность совокупного спроса» рассматривается понятие и структура совокупного спроса, а также факторы, влияющие на совокупный спрос. Во второй главе «Смещение кривой совокупного спроса» рассматривается смещение кривой при увеличении совокупного спроса и эффект храповика. И в заключительной главе «Изменение совокупного спроса в РБ» рассматривается динамика совокупного спроса в РБ за последние годы.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СУЩНОСТЬ совокупного спроса
 
     1.1. Понятие совокупного спроса и  его структура 

  Совокупный  спрос (от английского aggregate demand) –это объем товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.
     Совокупный  спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
     Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).
     Совокупный  спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике. [9,c.42-43]
     В структуре совокупного спроса можно  выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
     1) совокупный спрос домашних хозяйств – потребительский спрос (C).
     Наблюдая  за поведением домашних хозяйств, можно констатировать, что к числу факторов, определяющих их спрос на рынке благ, относятся:
    доход от участия в производстве;
    налоги и трансфертные платежи;
    размер имущества;
    доход с имущества;
     Принимая  во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два:
    степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества;
    численность и возрастную структуру населения.
     Два первых фактора объединяются в понятие  «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой из оставшихся – располагаемый доход, размер имущества или его доходность – считать наиболее значимым, можно построить несколько разновидностей функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, получившей название «функция потребление». [11,c.51]
     2) спрос фирм на инвестиции (I);
     Предприниматели предъявляют спрос на инвестиционные блага для:
      восстановление изношенного капитала;
      увеличение производственных мощностей.
     Соответственно общий объем инвестиций (брутто-инвестиции) делится на реновационные и чистые (нетто) инвестиции. Если в некотором периоде общий объем инвестиций меньше, чем величина износа капитала (амортизация), то нетто-инвестиции оказываются отрицательной величиной.
     Спрос на инвестиции – самая изменчивая часть совокупного спроса. С одной  стороны, инвестиции сильнее всего  реагируют на изменения экономической  конъюктуры, а с другой стороны, именно изменение их объема чаще всего служит причиной  конъюктурных колебаний. [11,c.66-67]
     3) спрос на товары и услуги  со стороны государства (G);
     Государство покупает продукцию, изготовленную  в частном секторе, для производства общественных благ. На фоне исторического  развития рыночного хозяйства прослеживается ярко выраженная тенденция к увеличению государственных расходов в ВВП: в начале ХХ в. она составляла около 10%, а в начале ХХI в. – уже 40-60%. В отличие от хозяйственной деятельности частных секторов экономическая активность государства не имеет четко выраженного критерия оптимальности. Кроме типичных статей расходов бюджета (государственное управление, национальная оборона, правоохранительная деятельность, государственное социальное обеспечение граждан), объем государственных закупок благ зависит от тактических целей фискальной политики.
     Кроме прямого воздействия государства  на рынок благ через их покупку  он косвенно влияет на совокупный спрос  посредством налогов и займов (выпуска облигаций). С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а, следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента и, соответственно, на инвестиционном спросе предпринимателей. [11,c.72-73]
     4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
     Как правило, спрос остального мира на продукты отдельной страны растет по мере увеличения мирового производства (национального  дохода заграницы). Объем экспорта страны зависит также от соотношения уровней цен внутри нее и за границей и обменного курса национальной валюты, который показывает, сколько единиц отечественных денег нужно заплатить за единицу иностранных. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена». [11,c.73]
     Из  структуры совокупного спроса выделяют формулу: 
     AD = C + I + G + Xn ,                                      (1.1)
     где в правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам).
     Их  отличие заключается в том, что  AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.
       Графически модель совокупного  спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном (рис. 1.1), которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.
     
          Рис. 1.1. Кривая совокупного спроса[1,c.65] 

     Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. [1,c.65-67]  

     1.2. Факторы, влияющие на совокупный спрос 

     1.2.1. Ценовые факторы 

     В макроэкономике, также как и в микроэкономике, существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер. 
          Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Вспомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода. На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.

     Нисходящий  характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих  эффектов:
    эффект богатства,
    эффект процентной ставки,
    эффект импортных закупок.
     1) Эффект богатства.
     Под реальным богатством понимается отношение  номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение  есть реальная покупательная способность  накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса  уменьшается.
     2) Эффект процентной ставки.
     Рост  уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в  долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают  свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.
     3) Эффект импортных закупок.
     Рост  цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос. [8,c.152-153] 

     1.2.2. Неценовые факторы 

     К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).  
          1.Изменения в потребительских расходах:

       а) благосостояние потребителя;
       б) ожидание потребителя;
       в) задолжность потребителя;
       г) налоги.
       2. Изменения в инвестиционных расходах:
       а) процентные ставки;
     б) ожидание прибыли от инвестиций;
     в) налоги с предприятий;
     г) технологии;
     д) избыточные мощности.
     3. Изменения в государственных расходах.
     4. Изменения в расходах на чистый  объем выпуска:
     а) национальный доход в зарубежных странах;
     б) валютные курсы. [2,c.47]
     Первый  неценовой фактор - изменение потребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличение размера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителем инфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижению совокупного спроса. Задолженность потребителей (покупки в кредит) также изменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителя может заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а это уменьшит объем совокупного спроса. J j j j jj j j j                 
         На изменение потребительских расходов влияют следующие факторы. 
         Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. В данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. [1,c.66-67]                         

     Ожидания  потребителей. Изменения в характере  потребительских расходов зависят  от прогнозов, которые делают потребители, например, когда люди считают, что  в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократится.
     Задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности  потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может  заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса. РлпроНалоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево. о 
        Второй фактор - инвестиционные расходы бизнеса. Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного спроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение процентной ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новых технологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощности предприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращать инвестиционные расходы).
олпрпррпарпрапрпррпапрарпрпрпрппроарп 
        Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен.
О    лллл лллллл  о о о о оо ооо            
         Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

     Налоги  с предприятий. Увеличение налогов  с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо. D d d d d d 
       Технологии. Новые усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.
О о на на на    
       Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
О на под из в  
  И ещё два неценовых фактора влияют на изменение совокупного спроса - государственные расходы (прямая зависимость совокупного спроса от данного фактора) на закупку готовых товаров и услуг. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.
О о на  из  
        И расходы на чистый экспорт. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Прежде всего, объем чистого экспорта изменяют национальный доход. Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров, как отечественного производства, так и произведенных в нашей стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево. 
Р  о за  о за о за о за  
 
  Валютные курсы. Изменения курса национальной валюты по отношению к другим валютам являются вторым факторам, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. [9,c.47-48]
     Также следует добавить еще два неценовых  фактора – это величина  денежной массы и скорость обращения денег. Это можно доказать следующим образом.
     Возьмем уравнение количественной теории денег:
     M*V= P*Y,                                    (1.2)
     где М - величина денежной массы;
     V - скорость обращения денег.
     Можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.
     Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M,V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.
     Изменение неценовых факторов отражается сдвигом  кривой AD.
     
          Рис. 1.2 Сокращение совокупного спроса[4,c.226] 

     Например, снижение спроса на нефть на мировом  рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис. 1.2).
     Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и  как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.
     Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса. [4,c.226-227] 

 

      2. СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО СПРОСА 

     2.1. Смещение кривой совокупного спроса вправо 

     Предположим, что домохозяйства и предприятия  решили увеличить свои расходы, то есть купить больший объем продукции  при данном уровне цен (тем самым кривая совокупного спроса смещается вправо). Почему они могут принять такое решение? Целый ряд возможных причин перечислен в списке неценовых факторов совокупного спроса. Возможно, что потребители станут более оптимистично смотреть на будущую экономическую конъюнктуру. Эти радужные надежды могут быть связаны с новыми технологическими достижениями, которые предполагают увеличение конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на мировом рынке, а, следовательно, и увеличение реальных доходов в будущем. В результате потребители могут принять решение тратить большую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожидать, что будущая деловая конъюнктура даст возможность увеличить прибыли от нынешних инвестиций в новое оборудование. Поэтому в целях расширения производственных мощностей они увеличат свои затраты на инвестиции.

     Рис. 2.1 Последствия увеличения совокупного спроса[10,c.187]
     Как показано на рис. 2.1, определенные последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения - кейнсианском, промежуточном или классическом - находится экономика.
     На кейнсианском отрезке (рис.2.1а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от Q1 до Q2) и занятости без повышения уровня цен (P1).
     На  классическом отрезке (рис.2.1б) рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса (от АD5 до AD6) окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от P5 до Р6. Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости Qf.
     На промежуточном отрезке (рис.2.1в) расширение совокупного спроса (от АD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и к повышению уровня цен (от Р3 до P4). Мы видели, что повышение уровня цен, связанное с увеличением совокупного спроса как на классическом, так и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса повышают уровень цен. [10,c.187-188] 

     2.2.Эффект храповика 

     А если совокупный спрос уменьшится? Наша модель указывает на то, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке модель предполагает, что реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.
     Но  есть один важный, осложняющий ситуацию фактор, который вызывает серьезные  сомнения в достоверности прогнозов  последствий сокращения совокупного  спроса на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение совокупного спроса — от АD6 до AD5 на рис. 2.1б и AD4 к АD3 на рис. 2.1в — может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, за короткий период времени.    Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятся "нерешительными'', или негибкими, и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик—это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад).
     Действия  эффекта храпового механизма показаны на рис. 2.2, где для простоты мы опускаем промежуточный отрезок кривой совокупного предложения. Если совокупный спрос увеличивается от AD1 до AD2, то экономика двигается от равновесия P1Q1 в точке e1 на кейнсианском отрезке по направлению к новому равновесию P2Qf в точке е2 на классическом отрезке. Но цены не снижаются так же легко, как повышаются, по крайней мере в течение короткого периода времени. Поэтому, если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшится от AD2 до AD1, экономика не возвратится в свое первоначальное равновесное положение в точке е1. Скорее сохранится новый, более высокий уровень цен P2 (цены уже поднялись от P1 до P2), поэтому сокращение совокупного спроса сдвинет экономику к состоянию равновесия в точке e2`. Уровень цен останется в точке Р2, а реальный объем национального производства снизится до Q1.

        Рис. 2.2 Эффект храповика[10,c.189] 

     Другими словами, из-за неэластичности цен в  сторону понижения существует асимметрия в графике совокупного предложения, заключающаяся в том, что, когда объем совокупного спроса расширяется, кейнсианский отрезок отклоняется вверх легко и быстро, но когда совокупный спрос уменьшается, вниз отклоняется медленно или вообще не отклоняется.
     Почему  цены не имеют тенденции к понижению? Трудно ответить на этот вопрос. Во-первых, заработная плата, которая обычно составляет до 75% и более общих расходов фирмы, не имеет тенденции к понижению, по крайней мере, в течение какого-то периода. При такой неэластичности фирмам чрезвычайно трудно снизить цены и остаться рентабельными. Но почему зарплата неэластична? Во-первых, часть рабочих работает по договорам с профсоюзами, по которым сокращение зарплаты до истечения срока договора запрещается. Кстати, нередко коллективные договоры в основных отраслях промышленности заключаются на три года. А зарплата рабочих, не входящих в профсоюз, обычно изменяется раз в год, а не поквартально или ежемесячно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.