На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание:
     Введение……………………………………………………………………….2
      Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций………………………………………………………………….4
        Биографическая справка……………………………………………….4
        Своеобразие понимания П.А. Сорокиным специфики предмета и метода социологии…………………………………………………..…6
        Социальная стратификация и социальная мобильность общества...8
        Проблема социального равенства, права, реформ и революций в интерпретации П.А. Сорокина……………………………………….9
      Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве Сорокина………………………………………………………………....12
        Теория социокультурной динамики П. Сорокина………………….12
        Идея интегрального мира……………………………………..…….18
     3. Практическая часть...................................................................................19
     Заключение....................................................................................................23
     Список литературы......................................................................................24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Сорокин Питирим Александрович - один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения.
     Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.
     Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в.  Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»
     Целью данной работы является рассмотрение основных идей, образующих каркас научного наследия великого ученого – П.А. Сорокина. Можно выделить следующие задачи контрольной работы:
      Дать краткую биографическую справку, рассказать о П.А. Сорокине, как ученом, общественном деятеле, его вкладе в развитие социологической мысли.
      Необходимо раскрыть своеобразие понимания П.А. Сорокиным специфики, предмета и метода социологии. 
      Раскрыть вклад П.А. Сорокина в теорию социальной стратификации и социальной мобильности.
      Раскрыть проблему социального равенства, права, реформ и революции в интерпретации П.А. Сорокина.
      Рассматривая социокультурную динамику развития общества по П.А. Сорокину, необходимо объяснить что понимает под социокультурой П.А. Сорокин, какую задачу он ставил, обращаясь к этой проблеме. Изложить суть теории ценностей П.А. Сорокина.
      Рассказать об идее интегрального мира.
     Я считаю, что социологию П.А. Сорокина можно разделить на 3 фазы:
     Первая фаза включает российский период его жизни, когда он сформировался как ученый, впитав и творчески переработав огромное наследие российского и мирового обществоведения.
      Вторая фаза относится к американскому периоду его творчества, когда в полном виде сформировался, прошел проверку и признание основной костяк его наследия, переданного нескольким поколениям учеников.
     Сейчас приходит время третьего этапа, когда его идеи в переломную эпоху активно впитываются широким кругом ученых, политической и деловой элиты, ищущим выхода из кризисных ситуаций, когда они становятся органической частью постиндустриальной парадигмы, нового мировоззрения, руководством при решении многих проблем и противоречий.
     Актуальность проблемы изучения научной деятельности и основных идей Сорокина объясняется наступлением 3-й фазы жизненного цикла идей этого замечательного социолога и тем, что Питирим Сорокин внес поистине огромный вклад в развитие науки. 
 

        Биографическая справка
     Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968) - российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). До приезда в Санкт-Петербург П.Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте, сдал экзамены за гимназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма". Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме. [4, c. 65]
     В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П.Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 г. П.Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.
     В 1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, однако в дальнейшем оказался полузабытым как на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству. [2, c. 89]
     Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964).
        Своеобразие понимания П.А. Сорокиным специфики предмета и метода социологии.
     В 1922г. опубликована работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. В «Системе социологии»  П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что:
     1) социология как наука должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;
      2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Субъективное вмешательство в науку должно быть изгнано из социологии;
      3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;
     4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений;
     5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм. [9, c. 237]
     Таковы основные и руководящие принципы социологии Сорокина.
     В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:
      его строения и состава
      данных в нем процессов или его жизнедеятельности
происхождения и развития общества и общественной жизни. [3, c. 169]
     Социологию П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. [6, c. 195]
     Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.
     Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нём процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Эти взаимодействия людей и объявляются им непосредственно предметом изучения социологии. П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями, выделяются социальные группы по одному какому – либо признаку (языку, территории, возрасту) или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы. [10, c. 96]
1.3. Социальная стратификация и социальная мобильность общества.
     Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе (работа П.А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927). Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. [8, c. 359]
     Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки, институты образования и воспитания, организации по созданию материальных ценностей.
     Социальная мобильность характеризует степень открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе. [2, c. 325]
1.4. Проблема социального равенства, права, реформ и революций в интерпретации П.А. Сорокина.
     П. Сорокин был глубоко убеждён в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного решения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своём труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».[9, c. 190]
     Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально – полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага – изобретательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества. [7, c. 165]
     Нормальное развитие общества П.А. Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А. Сорокин уделял внимание на протяжении всей творческой жизни, особенно в российский период.
     П.А. Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, нравственность — рекомендуемо-желательные. Официальное право, провозглашаемое в законах — это категорически-обязательные требования к поведению членов общества со стороны государственной власти (правительства). Высшая степень проявления права — это правовое убеждение, осознание индивидом своих прав и обязанностей.
     П.А. Сорокин говорит о законе социального иллюзионизма, о недостижимости правового идеала в условиях господства произвола и насилия. Революции, стремясь установить новые идеалы насильственными методами, становятся реакцией. Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А. Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. В постепенном приближении к этому идеалу П.А. Сорокин видел будущее человечества. [4, c. 259]
     Тема социальных нарушений  всегда была одной из основных тем творчества американского периода, особенно его начального этапа. Корни этого интереса обнаруживаются уже в самой первой его серьезной работе “Преступление и кара, награда и наказание”. Стержнем созданной им  концепции социальных нарушений являются войны и революции. В первую очередь Сорокин приводит классификацию социальных нарушений. Он выделяет 5 классов нарушений: 1.политические нарушения; 2.социо-экономические нарушения; 3.национальные и сепаратистские нарушения; 4.религиозные нарушения; 5.«смешанный тип» нарушений. [10, c. 179]     
     Определив общие теоретические основы и выводы теории социальных нарушений, необходимо вкратце коснуться конкретной формы нарушений, которая, собственно и была центральной в творчестве Сорокина.
     П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще.
     Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка. [4, c. 326]
     Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица.
     Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:
      любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;
      каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;
каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами. [3, c. 268]
2.1. Теория социокультурной динамики П. Сорокина
     Центральной в творчестве Питирима Сорокина является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».
      В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.
     Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность.
     В «Социальной и культурной динамике» Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придаётся общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. [6, c. 227] Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как учёный и общественный деятель. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьёзных дефектов каждого типа».
     Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути. [3, c. 198]
     Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга культурные суперсистемы, основанные на трех контовских фундаментах социальной жизни – теологии, метафизике и позитивной науке. Упрощенно и схематично этот процесс можно представить как движение маятника из одной крайней точки – «идеациональной» – в другую крайнюю точку – эмпирическую, и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической» культуры.
     В первой, «идеациональной» фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается «сверхчувственная реальность» Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще. Оказавшаяся под этим знаком культура формируется под определяющим влиянием религии, причем конкретно-историческая форма последней в данном отношении оказывается несущественной. [9, c. 250] Такая культура развивает и совершенствует те «органы», которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальной памяти трансцендентную реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозное отношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека. Искусство, философия, право, государственность, семья и прочие культурные «константы» формируют свои традиции и каноны в религиозном ключе, при определяющем влиянии некоторой системы священных безусловных установлений. Можно сказать, что весь спектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через призму религиозного отношения к бытию. В духовной жизни мистика, в сфере мысли теология, в политике теократия расцветают самым пышным цветом. Строительство храмов и монастырей, искусство священных изображений достигает беспрецедентного масштаба и значения. Наконец, культурные образцы и идеалы «святого», «монаха», «аскета» или «шамана» – в зависимости от конкретного типа религии – ставятся на такую высоту, которой они нигде и никогда не достигали в иной социально-культурной ситуации. Этика и законодательство непосредственно и официально выводятся из религиозных заповедей, и даже экономика мотивируется и регулируется ими.
     «Вследствие этого, идеациональная культура является нетворческой в области науки и технологии, так как она сосредоточивает свою познавательную энергию на изучении Царства Божьего и реализации [его] ценностей во время краткого земного путешествия человека к вечности», – отмечает Сорокин [1, с. 20]. Здесь, однако, следует указать еще некоторые моменты, являющиеся неотъемлемым свойством религиозных культур. Необходимо отметить и то, что подобная культура относительно мало заботится о таких столь привычных для нас принципах, как удобство и комфорт существования. Ведь научно-технический и технологический прогресс на его нынешнем этапе мотивируется не только соображениями прибыли и интенсификации производства, но и потребностью жить более легко, удобно и приятно. Эстетика идеациональных культур дышит прямо-таки пугающими современного человека принципами умерщвления плоти, самоистязания и потрясающего небрежения собственным здоровьем. Дихотомия тела и души с абсолютным приоритетом последней задавала культурную ситуацию, при которой ценность тела фактически «стремилась к нулю». Идея какой бы то ни было самоценности телесного начала если и была возможна, то как немыслимая ересь, «соблазн и безумие».
     Такова классическая религиозная, или, по Сорокину, «идеациональная» культура, подчиняющая все чувственное диктату сверхчувственного. В определенный момент ценность «земного» начинает возрастать и со временем получает все большую и значимую культурную легитимацию. Этот процесс вызывает смещение баланса основополагающих социальных ценностей и поворот культуры к противоположной относительно устойчивой фазе – «чувственной» культуры. Но нарастание «удельного веса» чувственных ценностей и одновременно постепенный упадок влияния идеационального принципа может привести к их слиянию в органичное целое, представляющее совершенно новую культуру. Здесь религии по-прежнему оказываются самые высокие почести, ее приоритет в культуре все еще искренне признается. Однако фактически человек усматривает возможность найти «последнюю истину» уже не в мистических откровениях, а преимущественно в интеллектуальных и эстетических поисках, поскольку рациональные мысли и искусство выступают своего рода универсальными инструментами познания. Органич
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.